ЭКОНОМИКА ТРАНСПОРТА
УДК 336.76
IPO компании с государственным участием как драйвер развития бизнеса: пошаговая инструкция
В статье рассматриваются основные особенности выхода на рынок акций российских компаний с государственным участием, в том числе тех, где государство является мажоритарным акционером. Ввиду того, что данный материал носит практический характер, основной акцент сделан на детальный анализ конкретных шагов по подготовке и проведению первичного публичного предложения акций (IPO). Основные этапы процедуры выхода на рынок рассматриваются на примере одного из наиболее удачных размещений российских компаний последних лет — IPO ОАО «ТрансКонтейнер», проведенного в 2010 году.
Ключевые слова: первичное публичное предложение акций, IPO, компании с госучастием, рынок акций.
П.В. Баскаков
В условиях развития российской экономики и интеграции отечественных компаний в структуру мирового бизнеса все большее значение приобретает вопрос размещения ценных бумаг на рынке — причем как в целях повышения капитализации компании, так и для повышения ее инвестиционной привлекательности. Будучи пионером российского рынка железнодорожных контейнерных перевозок, ОАО «ТрансКонтейнер» нуждалось в стратегии развития, позволяющей не только поддерживать текущий уровень бизнеса, но и дающей разнообразные возможности для его развития и роста. В условиях рыночной экономики одной из таких возможностей является выход на рынок акций.
Рассматривая механизм предложения акций участникам рынка на примере конкретной компании, невозможно обойтись без характеристики этого субъекта рыночных отношений. В качестве справочного материла мы предоставляем краткую характеристику компании.
ОАО «ТрансКонтейнер» — дочернее общество ОАО «Российские железные дороги» — зарегистрировано 4 марта 2006 года на базе филиала ОАО «РЖД» — Центра по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер». Хозяйственную деятельность компания
© Баскаков П.В., 2013
49
IPO компании с государственным участием как драйвер развития бизнеса...
начала 1 июля 2006 года. Сегодня ОАО «ТрансКонтейнер» — это крупнейший российский контейнерный оператор (рисунок 1), который располагает 46 собственными терминалами во всех грузообразующих центрах России. Также компания управляет контейнерным терминалом «Добра», расположенным на границе Словакии и Украины. Кроме того, «ТрансКонтейнер» является крупнейшим в России, странах СНГ и Балтии владельцем парка специализированного подвижного состава: в его собственности находится свыше 24 тысяч фитинговых платформ и более 59 тысяч крупнотоннажных контейнеров.
Рисунок 1. Состав ОАО «ТрансКонтейнер».
На сегодняшний день ОАО «РЖД» принадлежит 50% + 2 акции ОАО «ТрансКонтейнер», группе FESCO — 23,7%, Европейскому банку реконструкции и развития — 9,25%, ЗАО «Управляющая компания «Трансфин-групп» — доверительное управление пенсионными резервами НПФ «Благосостояние» — 6,3% (рисунок 2).
Компания «ТрансКонтейнер» предлагает клиентам комплексный сервис по организации контейнерных перевозок, включающий в себя обеспечение железнодорожной перевозки, доставку автотранспортом и терминальную обработку грузов, а также их таможенное оформление. ОАО «ТрансКонтейнер» решает задачи по перевозке грузов в контейнерах любого уровня сложности и в любом объеме.
Приоритетным направлением деятельности ОАО «ТрансКонтейнер» является развитие собственной международной агентской сети вследствие эффективного взаимодействия с железными дорогами Европы и Азии, а
50
IPO компании с государственным участием как драйвер развития бизнеса...
также партнерскими организациями. Представительства компании открыты в Германии, Латвии, Белоруссии, Украине, Узбекистане, Абхазии и Китае. Агенты компании работают в Китае, Японии и Южной Корее.
Рисунок 2. Структура уставного капитала ОАО «ТрансКонтейнер».
Совместные предприятия созданы в Финляндии и Китае.
Однако, для окончательного закрепления за ОАО «ТрансКонтейнер» статуса ведущего контейнерного оператора России потребовался не один год.
Как уже было указано, компания начала свою деятельность в 2006 году, являясь 100-процентным дочерним обществом ОАО «РЖД». Но нахождение всего пакета акций в руках государственной компании ограничивало круг рыночных инструментов для развития железнодорожного оператора, что, в свою очередь, затрудняло достижение главной цели компании — увеличения капитализации за счет роста масштабов и эффективности развития бизнеса. Для решения этой проблемы бизнес-план ОАО «ТрансКонтейнер» изначально предусматривал подготовку компании к выходу на публичный рынок и проведение №О.
В условиях проводимой реформы железнодорожного транспорта в Российской Федерации можно выделить следующие цели выхода компании на рынок акций:
• создание в сегменте железнодорожных контейнерных перевозок эффективного игрока, способного успешно работать в рыночных условиях и развивать бизнес в условиях растущей конкуренции;
• создание прецедента приватизационной сделки, проведенной в соответствии с международными стандартами эффективности и информационной прозрачности;
• привлечение ресурсов для финансирования собственной инвестиционной программы ОАО «РЖД».
Подготовка компании к выходу на IPO началась практически сразу после завершения процедур ее создания в форме акционерного общества в 2007 году и заняла три года. Набор процедур, предшествующих первому публичному предложению акций, традиционно разнообразен и призван обеспечить соответствие всех причастных к проведению IPO процессов международным финансовым нормам. На примере ОАО «ТрансКонтей-
51
IPO компании с государственным участием как драйвер развития бизнеса...
нер» мы можем конкретизировать шаги, сделанные компанией в преддверии выхода на рынок:
• команда ОАО «ТрансКонтейнер» пополнилась специалистами в области финансов, фондового рынка и взаимодействия с инвесторами, корпоративного управления, отчетности по МСФО;
• была сформирована группа внешних профессиональных консультантов, специализирующихся на подготовке компаний к IPO, в которую вошли финансовые, юридические, налоговые и PR-консультанты, оценщики и аудиторы;
• с 2007 года началась подготовка финансовой отчетности в соответствии с МСФО, а также активная работа по автоматизации учета для соблюдения нормативных сроков предоставления отчетности для публичных компаний;
• совместно с финансовыми консультантами внесены уточнения в формулировки стратегии компании с учетом предстоящего публичного размещения, разработан долгосрочный финансовый план и подробная долгосрочная финансовая модель;
• проведена систематизация, выверка и оптимизация системы сбора и обработки аналитических данных о деятельности компании, выявлены основные факторы, определяющие эффективность работы компании и влияющие на ее финансовые результаты.
Кроме того, было подготовлено и проведено частное размещение 15% акций ОАО «ТрансКонтейнер», ставшее первой сделкой по размещению акций российской железнодорожной компании на международном фондовом рынке (сделка была закрыта в декабре 2007 года). Безусловно, выход на рынок акций заслуживает отдельного анализа:
• в ходе подготовки сделки была проведена всесторонняя юридическая и финансовая экспертиза деятельности компании (Due Diligence), сформирована комната данных для потенциальных покупателей, подготовлен информационный меморандум компании;
• качество подготовки сделки (практически на уровне стандартов публичного размещения) позволило привлечь высококлассных проактивных инвесторов и получить высокую оценку компании, выраженную в цене сделки (капитализация по цене сделки составила 2,1 млрд долларов);
• в ходе подготовки и по завершении сделки при активном участии миноритарных акционеров в 2007—2008 годах была выстроена система корпоративного управления ОАО «ТрансКонтейнер» в соответствии со стандартами международных публичных компаний.
Отметим, что ОАО «ТрансКонтейнер» поддерживает национальный рейтинг корпоративного управления с 2008 года. По итогам 2011 года Национальный рейтинг корпоративного управления компании был повышен
52
IPO компании с государственным участием как драйвер развития бизнеса...
с 7 до 7+, что является результатом постоянного совершенствования системы менеджмента в ОАО «ТрансКонтейнер».
Таким образом, сразу после частного размещения в состав совета директоров вошли представители миноритарных акционеров и независимые директора. Были сформированы комитеты совета директоров по аудиту, стратегии, по кадрам и вознаграждениям, принят целый ряд внутренних документов, направленных на повышение прозрачности деятельности компании и внедрение передовых практик управления.
Кроме того, в 2009 году была проведена программа мероприятий по совершенствованию системы корпоративного управления. Программа включала комплекс мер по следующим направлениям:
• повышение информационной прозрачности Общества;
• развитие системы внутреннего контроля;
• внедрение системы риск-менеджмента;
• организация эффективного взаимодействия с внешним аудитором;
• внедрение процесса стратегического управления;
• повышение эффективности работы совета директоров и его комитетов;
• совершенствование стандартов корпоративного управления.
В рамках выполнения программы были реализованы следующие мероприятия:
• утверждена Политика ротации внешнего аудитора и взаимодействия с внешним аудитором в части оказания им неаудиторских услуг и проведения конкурсного отбора внешнего аудитора;
• разработаны и утверждены стандарты корпоративного управления: Устав в новой редакции, Положение о генеральном директоре, Кодекс корпоративного управления, Кодекс деловой этики;
• проведена оценка работы совета директоров и комитетов совета директоров;
• обеспечено эффективное взаимодействие Службы внутреннего аудита с Комитетом по аудиту Общества;
• проведены мероприятия по повышению качества раскрытия информации, в том числе на корпоративном интернет-сайте Общества;
• разработаны Политика благотворительности и Положение о благотворительной деятельности ОАО «ТрансКонтейнер» в новой редакции;
• утверждено Положение о корпоративном секретаре Общества.
ОАО «ТрансКонтейнер» признает значимость развития корпоративного управления для обеспечения эффективности деятельности Общества. В этой связи в ноябре 2009 года советом директоров ОАО «ТрансКонтейнер» утвержден Кодекс корпоративного управления.
Кодекс корпоративного управления представляет собой свод правил, которых ОАО «ТрансКонтейнер» намерено придерживаться в практике корпоративного управления. Кодекс регламентирует следующие позиции:
53
IPO компании с государственным участием как драйвер развития бизнеса...
• деятельность органов управления и контроля;
• взаимодействие Общества с акционерами;
• принципы раскрытия информации;
• политику выплаты дивидендов;
• функционирование системы внутреннего контроля и управления рисками;
• управление дочерними и зависимыми обществами;
• разрешение корпоративных конфликтов.
Кодекс корпоративного управления основан на международных и российских практиках корпоративного управления и устанавливает стандарты, дополняющие требования законодательства и внутренних документов ОАО «ТрансКонтейнер».
Одним из факторов, определяющих эффективность корпоративного управления в компании, является состав ее Совета директоров, то есть органа управления, отвечающего за общее руководство его деятельностью. Очевидно, что в целях повышения прозрачности управления в Совете директоров, помимо представителей всех акционеров компании и ее менеджмента, должны присутствовать независимые директора.
В Кодексе корпоративного управления ОАО «ТрансКонтейнер» закреплены критерии независимости директоров, которые учитывают требования Кодекса корпоративного поведения ФКЦБ, требования биржевого законодательства России и Объединенного кодекса Великобритании (The Combined Code on Corporate Governance).
При этом ключевым критерием независимости директора, согласно Кодексу корпоративного управления Общества, является возможность вырабатывать независимое мнение и принимать независимые решения.
Практика работы независимых директоров в ОАО «ТрансКонтейнер» показала высокую значимость их роли в повышении эффективности и обоснованности принимаемых Советом директоров решений.
Стоит особо подчеркнуть важность своевременного и грамотного раскрытия информации для работы на рынке. «Трансконтейнер» стал первой компанией в железнодорожной отрасли, которая публикует отчетность по МСФО в ежеквартальном режиме. Были сокращены сроки выхода отчетности, расширен перечень публикуемых операционных показателей, внедрена система управления на основании ключевых показателей эффективности.
Общество строго следует требованиям законодательства Российской Федерации о раскрытии информации, включая Федеральный закон «Об акционерных обществах»; Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»; рекомендации Кодекса корпоративного поведения; требования Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), а также требованиям Управления Великобритании по финансовому регулированию и надзору, требованиям правил листинга на российских и Лондонской фондовых биржах.
54
IPO компании с государственным участием как драйвер развития бизнеса...
В целях защиты прав и законных интересов акционеров, выполнения требований законодательства об обязательном раскрытии информации, повышения уровня информационной открытости Общества и повышения уровня доверия в отношениях между Обществом и акционерами, кредиторами, инвесторами Общества и иными заинтересованными лицами Обществом утверждено Положение о раскрытии информации.
Основными принципами раскрытия информации Обществом являются:
• регулярность и своевременность предоставления информации;
• достоверность и полнота информации;
• доступность раскрываемой информации;
• нейтральность раскрытия информации;
• соблюдение разумного баланса между открытостью Общества и соблюдением его коммерческих интересов.
Компания регулярно, своевременно и в полном объеме раскрывает достоверную информацию обо всех существенных вопросах своей деятельности, включая финансовое положение, результаты деятельности, структуру собственности, списки аффилированных лиц, сведения о существенных фактах, сведения, влияющие на стоимость ценных бумаг Общества, и иную информацию, которую Общество считает необходимым доводить до сведения акционеров и инвесторов.
Меры, принятые ОАО «ТрансКонтейнер» в целях повышения качества корпоративного управления, получили позитивную оценку в деловом сообществе. Так, в 2012 году аналитики ИК «АТОН» назвали Компанию лидером по качеству корпоративного управления в российском транспортном секторе.
Планомерная работа по повышению качества управления и выходу на рынок акций привели к тому, что в результате частного размещения в акционерный капитал ОАО «ТрансКонтейнер» пришли стратегические инвесторы: Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) стал владельцем 9,25% акций, в общей сложности более чем 5% акций приобрели инвестиционные фонды (такие как Moore Capital, GLG Partners и т. д.).
Частное размещение в 2007 году стало своего рода «пробным шаром», во многом обеспечившим успех IPO, последовавшего двумя годами позже, а также выхода бумаг компании на Фондовую биржу ММВБ-РТС (акции) и Лондонскую фондовую биржу (депозитарные расписки).
К концу 2008 года компания соответствовала всем ключевым требованиям для проведения публичного размещения акций, которые предусматривают:
• наличие аудированных отчетов по МСФО за три отчетных периода (в данном случае — за три года);
• систему корпоративных нормативных документов, устанавливающих принципы раскрытия информации, принципы вознаграждения менеджмента и членов Совета директоров;
55
IPO компании с государственным участием как драйвер развития бизнеса...
• наличие действующих комитетов при совете директоров (не менее двух);
• присутствие в совете директоров не менее двух независимых членов;
• выполнение стандартов информационной прозрачности;
• наличие стратегии, долгосрочного бизнес-плана и финансовой модели.
Однако выход на IPO был отложен в связи с закрытием рынков из-за кризиса 2008—2009 годов, что демонстрирует важнейший фактор для успешного размещения бумаг — ориентированность на рыночную ситуацию и выбор оптимального времени для предложения акций рынку.
Другими существенными факторами, определяющими качество публичного размещения, и вариантами влияния на эти факторы можно считать следующие:
• выбор географии инвесторов и местоположения бирж (исходя из обеспечения возможно большего объема инвестиционных ресурсов, с учетом связей местных финансовых рынков с регионом эмитента);
• конъюнктура финансовых рынков в момент маркетинга сделки (вне контроля менеджмента компании);
• эффективность команды инвестиционных банков — организаторов размещения (на этот фактор можно влиять путем выбора состава синдиката банков);
• качество инвестиционной идеи размещения (привлекательность, простота, реалистичность);
• качество предварительной информационной подготовки (ликбеза) инвесторов по отрасли и компании, проведенной банками-органи-заторами перед началом предложения акций (особенно в случае если на рынке нет компаний-аналогов или компаний из этой отрас-ли/региона);
• качество информационного меморандума (логичное, подробное, объективное и точное описание деятельности компании, ее активов, результатов, рисков и т. п.);
• грамотная организация встреч менеджмента с инвесторами в ходе road-show (необходимо подтвердить детальное понимание менеджментом бизнеса компании, способность и решимость менеджмента оправдать ожидания инвесторов, вызвать доверие инвесторов к менеджменту), в связи с этим необходима как подготовка аналитических материалов и тезисов выступлений, так и коммуникативный тренинг менеджмента.
Подходящим временем для проведения первого публичного предложения акций ОАО «ТрансКонтейнер» стал ноябрь 2010 года, когда рынок уже вошел в активную фазу посткризисного восстановления и с оптимизмом
56
IPO компании с государственным участием как драйвер развития бизнеса...
смотрел в будущее. Рынку был предложен почти 36-процентный пакет акций компании, большая часть которого находилась у РЖД. Цена размещения была определена на уровне 80 долларов за акцию, общая сумма сделки составила 400 млн долларов. Таким образом, компания была оценена рынком в 1,32 млрд долларов. По итогам IPO основными акционерами ОАО «ТрансКонтейнер» стали ОАО «РЖД» (50%+2 акции) и группа FESCO (12,5%, впоследствии доля участия возросла).
■ ОАО "РЖД"
■ FESCO
■ ЕБРР
■ Другие
■ Свободное обращение
Рисунок 3. Распределение акций ОАО «ТрансКонтейнер» по итогам IPO 2010 года.
Публичное размещение акций ОАО «ТрансКонтейнер» стало знаковым событием для российских и для международных рынков капитала: во-первых, как первое публичное размещение акций российской компании в секторе железнодорожных контейнерных перевозок; во-вторых, как первая публичная приватизационная сделка в рамках структурной реформы на железнодорожном транспорте Российской Федерации.
Итак, рассмотрим основные этапы проведения первичного публично -го предложения акций:
• формирование команды консультантов и составление плана проведения сделки;
• проведение всесторонней экспертизы (due diligence) компании, на основании которой банки-организаторы и юридические консультанты готовят от своего имени документацию по сделке и делают оценку потенциальной стоимости акций компании;
• подготовка менеджментом совместно с консультантами информационного меморандума по сделке;
• прохождение процедур листинга на биржах, где предполагается разместить акции;
• тренировка аналитических и продающих команд банков-организа-торов;
• проведение предварительных встреч с отдельными (ключевыми) участниками фондового рынка (pre-marketing), получение обратной связи, при необходимости корректировка формулировок инвестиционной идеи сделки;
• начало формирования книги заявок на покупку акций;
57
IPO компании с государственным участием как драйвер развития бизнеса...
• проведение серии встреч с инвесторами, подавшими заявки на покупку (road-show);
• закрытие книги заявок, pricing (определение окончательной цены, по которой будут проданы акции) и аллокация (определение объемов пакетов акций, распределяемых между покупателями);
• публикация информационного меморандума;
• начало публичных торгов акциями компании.
При этом не стоит забывать, что сроки проведения основных этапов подготовки и проведения сделки регламентируются требованиями регуляторов фондового рынка соответствующих стран.
В период проведения сделки менеджмент компании также обязан соблюдать требования по раскрытию информации и контактам со СМИ, установленные законодательством.
В частности, следует обеспечить невозможность публикации Обществом или от его имени каких-либо сведений, мнений, прогнозов или проектов, которые:
• противоречат или могут противоречить тому, что изложено или может быть изложено в Проспекте эмиссии;
• могут требовать рассмотрения в Проспекте каких-либо вопросов (касающихся, к примеру, исправления неточной или вводящей в заблуждение информации), которые при отсутствии такого требования не должны были бы рассматриваться в нем;
• могут иным образом вводить потенциальных инвесторов в заблуждение либо на иных основаниях вызывать сомнение в отношении сведений или мнений, которые изложены или должны быть изложены в Проспекте.
Кроме того, вся информация должна быть точной (причем ее точность должна поддаваться проверке) и соответствовать информации, которая будет включена в Проспект. Распространяемые материалы и сообщения не должны содержать предложений по продаже, способствовать направлению предложений о приобретении ценных бумаг либо инвестиционных консультаций или рекомендаций. Следует избегать, по мере возможности, опубликования финансовой информации, информации о результатах деятельности предприятий Общества или тенденций в деловой активности в прошлом (если такая информация уже не была ранее опубликована) и планируемой деловой активности, а также возможных результатах оценки стоимости акций или активов Общества, о конъюнктуре рынка и финансовых условиях, влияющих на хозяйственную деятельность Общества — лучше оставить такую информацию для включения в Проспект, исследования и road-show. При обсуждении финансовой информации следует ограничиться констатацией фактов, которые были ранее преданы гласности.
Чем ранее осуществляется распространение потенциально важной информации, тем менее конкретной она должна быть, чтобы избежать по-
58
IPO компании с государственным участием как драйвер развития бизнеса...
тенциальных несоответствий с информацией, содержащейся в Проспекте. Внесение исправлений в Проспект может повлечь серьезные последствия для сделки (известны случаи, когда компании были вынуждены прекратить размещение в связи с требованием об исправлении информации).
Требуемые, согласно законодательству, и публикуемые в обычном порядке сообщения о компании или пресс-релизы, касающиеся фактических производственных, финансовых или коммерческих показателей, могут быть разрешены, однако такие сообщения или публикации не могут содержать информацию о готовящемся размещении.
Чем короче период времени между датой выпуска сопутствующих информационных материалов (включая исследования аналитиков) и датой Проспекта, тем легче избежать появления дополнительных сведений или изменения условий, что может вызвать несоответствие раскрытой информации изменившимся обстоятельствам.
Следует избегать неподготовленных высказываний. Представители руководства Общества должны выступать с устными сообщениями, по возможности пользуясь согласованным текстом. Аналитикам и брокерам предоставляется только фактическая информация.
Данные меры применяются до окончания 40 дней после даты закрытия предложения, либо 40 дней после последней даты закрытия, включая дату закрытия опциона на дополнительные акции (если таковой предусмотрен).
Какие обязательства принимает на себя компания после публичного размещения акций?
Во-первых, менеджмент компании обязан действительно следовать той стратегии и добиваться тех результатов, которых ожидали от компании инвесторы, вложившие свои средства в ее акции. После выхода на публичный рынок акций компания также обязана исполнять ряд формальных требований регуляторов фондового рынка и бирж к полноте раскрытия информации о своей деятельности, к корпоративному интернет-сайту компании, а также соблюдать сроки предоставления финансовой отчетности. Кроме того, компания должна поддерживать постоянный диалог с инвесторами, фондовыми аналитиками и другими участниками фондового рынка, обеспечивая понимание тенденций рынка, высказываний и решений менеджмента, формируя благоприятное отношение и доверие инвестиционного сообщества к компании. Доверие участников фондового рынка к компании, наряду с ее финансовыми результатами, в значительной степени определяет цену акций.
Очевидно, что выполнение всех этих требований приводит к дополнительным затратам (проведение корпоративных процедур, оплата услуг бирж, консультантов, содержание службы по взаимодействию с инвесторами). Однако в то же время, став публичной, компания остается в большом выигрыше — даже в случае, когда все средства от продажи акций получает акционер, как это было в случае ОАО «ТрансКонтейнер»:
59
IPO компании с государственным участием как драйвер развития бизнеса...
• система корпоративного управления, выстроенная в соответствии с международными стандартами и лучшими мировыми практиками, действует более эффективно и обеспечивает всестороннее и взвешенное принятие решений по важнейшим вопросам деятельности компании, что делает ее работу более эффективной;
• требование информационной прозрачности дает мощный импульс к развитию и совершенствованию внутренних информационных систем и аналитического аппарата компании, обеспечивая большую оперативность и повышая качество принятия управленческих решений;
• менеджмент публичной компании получает независимую экспертизу и оценку своей деятельности, рисков и перспектив от большого числа внешних аналитиков. Кроме того, анализируя вопросы, комментарии, мнения и рекомендации представителей фондового рынка, получаемые службой взаимодействия с инвесторами в ходе регулярных встреч, менеджмент компании получает ценную «обратную связь», взгляд со стороны профессионалов фондового рынка, которые, являясь акционерами компании, заинтересованы в ее успехе. Эта информация является весьма ценной и учитывается менеджментом при принятии решений или оценке последствий ранее предпринятых шагов.
По итогам анализа этапов IPO на примере ОАО «ТрансКонтейнер» можно сделать вывод, что при публичном размещении акций ключевое значение имеют:
• уровень корпоративного управления;
• информационная прозрачность, включая своевременную подготовку отчетности по МСФО;
• и главное, убедительная стратегия роста бизнеса и команда, которая в состоянии реализовать эту стратегию.
Судя по результатам IPO (продажа акций ОАО «ТрансКонтейнер» стала одним из немногих примеров успешных размещений российских компаний в 2010 году) и динамике котировок (котировки акций, как правило, устойчиво держались выше цены размещения, несмотря на кризис), все эти условия были соблюдены (рисунки 4, 5).
Таким образом, успешный выход на рынок акций в условиях современного рынка возможен только при соблюдении всех обозначенных условий. В ходе частного размещения и последующего выхода на IPO ОАО «ТрансКонтейнер» удалось выработать своеобразную «пошаговую инструкцию», которая позволяет исключить большинство ошибок и снизить возможные риски при первичном публичном предложении акций. Грамотное поведение игрока на фондовом рынке, в свою очередь, является одним из ключевых факторов для повышения инвестиционной привлекательности компании и развития бизнеса.
60
IPO компании с государственным участием как драйвер развития бизнеса...
* значения котировок приведены к 12.11.2010
Рисунок 4. Динамика котировок акций ОАО «ТрансКонтейнер» на ЗАО «Фондовая биржа «ММВБ»
значения котировок приведены к 12.11.2010
Рисунок 5. Динамика котировок депозитарных расписок акций ОАО «ТрансКонтейнер» на
Лондонской фондовой бирже
Литература
1. Лидерство, создающее успех. Годовой отчет ОАО «ТрансКонтейнер» за 2011 год.
2. Мальков А.В. Размещение акций: структурирование и ценообразование. — М.: Альпина Бизнес Букс, Манн, Иванов и Фербер, 2011. — 224 с.
References
1. Leadership delivering value. Trans Container Annual Report 2011.
2. Anton Malkov «Share Placing: Structuring and Pricing». — M.: Alpina Business Books, Mann, Ivanov and Ferber, 2011. — 224 p.
61