Научная статья на тему 'Ipo как способ повышения инвестиционной привлекательности компании'

Ipo как способ повышения инвестиционной привлекательности компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
650
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ПЕРВИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ФОНДОВАЯ БИРЖА / ЦЕННЫЕ БУМАГИ / БАНК-АНДЕРРАЙТЕР / INITIAL PUBLIC OFFERING / CAPITALIZATION / FUNDRAISING / STOCK EXCHANGE / SECURITIES / BANK UNDERWRITER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аксенчик Анастасия Викторовна, Копанева Александра Сергеевна

В данной статье рассматривается один из способов привлечения финансирования предприятия первичное публичное размещение (IPO Initial Public Offering). В ходе анализа были выявлены плюсы и минусы IPO по сравнению с другими способами финансирования, изучены основные тенденции в области привлечения финансов с использованием IPO. Также рассмотрен опыт некоторых стран, в частности стран СНГ, в проведении IPO. На основании проведенных исследований, сделан вывод об эффективности использования IPO как способа повышения инвестиционной привлекательности компании и привлечения финансирования.This article is about one of the means of fundraising IPO Initial Public Offering. During the analysis, pros and cons of this mean of fundraising have been identified in comparison with others fundraising instruments; main trends in the sphere of financing company’s activity using IPO have been examined. In addition, experience of some countries, in particular, members of CIS, in conducting an IPO has been reviewed. Based on examination, a conclusion on the efficiency of IPO as a method of increasing of company’s investment potential and fundraising has been made.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ipo как способ повышения инвестиционной привлекательности компании»

УДК 336.648

IPO КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

Аксенчик Анастасия Викторовна, Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь

E-mail: an.aksenchik@gmail.com

Копанева Александра Сергеевна, Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь

E-mail: alya.kopaneva@gmail.com

Научный руководитель: Карпович Виктор Францевич, Белорусский национальный технический университет, г. Минск, Республика Беларусь

E-mail: karpovich_vf@list.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается один из способов привлечения финансирования предприятия - первичное публичное размещение (IPO - Initial Public Offering). В ходе анализа были выявлены плюсы и минусы IPO по сравнению с другими способами финансирования, изучены основные тенденции в области привлечения финансов с использованием IPO. Также рассмотрен опыт некоторых стран, в частности стран СНГ, в проведении IPO. На основании проведенных исследований, сделан вывод об эффективности использования IPO как способа повышения инвестиционной привлекательности компании и привлечения финансирования.

Abstract. This article is about one of the means of fundraising - IPO - Initial Public Offering. During the analysis, pros and cons of this mean of fundraising have been identified in comparison with others fundraising instruments; main trends in the sphere of financing company's activity using IPO have been examined. In addition, experience of some countries, in particular, members of CIS, in conducting an IPO has been reviewed. Based on examination, a conclusion on the efficiency of IPO as a method of increasing of company's investment potential and fundraising has been made.

Ключевые слова: публичное первичное размещение, капитализация, привлечение финансирования, фондовая биржа, ценные бумаги, банк-андеррайтер.

Key words: initial public offering, capitalization, fundraising, stock exchange, securities, bank underwriter.

Любая компания заинтересована в собственном росте для выживания в сложившейся на рынке конкурентной среде. Но любой рост - наращивание производственных мощностей, увеличение доли рынка, рост затрат на исследовательские работы, расширение географии охвата, следовательно, и клиентской базы - а также многие другие процессы, происходящие в организации, требуют немалых средств.

Одним из способов привлечения больших объемов финансирования является выпуск акций, известный как «первичное публичное предложение акций» или IPO - Initial Public Offering - первая публичная продажа акций компании и листинг этих акций на фондовой бирже [1].

В ходе IPO ранее частная компания становится публичной в ходе предложения своих акций на бирже не ограниченному, а широкому кругу лиц.

Выделяют несколько целей проведения IPO:

I. Получение доступа к новым источникам финансирования. При чем данные источники могут использоваться в дальнейшем как для расширения бизнеса, так и в целях снижения долговой нагрузки компании.

II. Обеспечение выгоды текущих инвесторов компании. Текущие инвесторы - одна из важнейших заинтересованных групп при проведении IPO. IPO позволяет текущим акционерам получить новый инструмент адекватной оценки результатов деятельности компании, а также повысить капитализацию за счет получения эмиссионного дохода. Также IPO влечет за собой повышение стоимости акций и возможность диверсификации своего инвестиционного портфеля акционерами, что максимизирует их доход. Кроме того, IPO предлагает текущим акционерам выгодный выход из бизнеса - успешное IPO позволяет акционеру выходя их бизнеса получить максимальную цену за свои акции, при этом сохраняя возможность вернуться в бизнес в будущем. Но для акционеров важно то, какие именно акции будут обращаться на рынке: если это будут ранее выпущенные ценные бумаги, то в результате успешного IPO акционеры станут обладателями более ликвидных акций, а если компания решит произвести дополнительную эмиссию ценных бумаг, то возникает риск изменения доли акционеров в компании и потери контроля над ней [1].

III. Привлечение внимания участников рынка к компании. IPO на крупных фондовых биржах (NYSE, LSE, NASDAQ и многих других) повышает узнаваемость компании на национальном и зарубежном рынках и создает положительный имидж, что повышает вероятность увеличения притоков финансирования.

Первичное размещение акций несет в себе ряд преимуществ:

1) При размещении акций на бирже компания получает доступ к новому сравнительно дешевому источнику капитала, который не несет в себе обязательства по возврату средств и выплате начисляемых процентов (как при кредитовании, например). К тому же и срок привлечения капитала здесь неограничен, по сравнению, например, с облигационными займами, а риски ниже, чем при венчурном финансировании. Преимущество же перед частными инвесторами, на которых делается упор до IPO, очевидно - за счет листинга своих акций на бирже компания может привлечь в разы больше средств, чем получить от частных инвесторов.

2) Проведение IPO дает компаниями эффективный инструмент роста за счет поглощений. Поглощения более крупными компаниями мелких стартапов или больших фирм очень распространенная практика, особенно среди технологических компаний. IPO предоставляет таким компаниями возможность использовать свои акции как эквивалент денежных средств при поглощении: выплатить поглощаемой компании часть стоимости сделки своими акциями, уже котирующимися на бирже. Так, например, сделала компания Facebook, приобретя WhatsApp за счет предоставления части стоимости сделки в виде своих акций на сумму 19 млрд. долл. США.

3) Проведение IPO улучшает текущее финансовое положение компании, поскольку доход от обращения акций на бирже поступает на баланс компании, увеличивая ее балансовую стоимость и вызывая рост собственного капитала. А после проведения всех налоговых процедур эти средства можно использовать для увеличения прибыльности бизнеса и его эффективности.

4) Выход компании на биржу повышает ее статус в финансовом сообществе, она становится более узнаваемой, конкурентоспособность повышается и возрастает число потенциальных клиентов и партнеров. Все это влияет положительно на будущее привлечение средств - у компании возрастает кредитный рейтинг, и кредиторы охотнее выдают ей займы на более выгодных условиях. Кроме того, и ликвидность самих акций компании возрастает, поскольку займы и кредиты под залог акций «прозрачных» публичных компаний получить легче, чем под залог акций «закрытых» частных компаний.

5) IPO положительно влияет и на работников компании: руководство может предоставлять работникам опционы на покупку акций компании, чтобы стимулировать их деятельность и повысить лояльность к фирме. Это происходит за счет того, что теперь результат работы будет прямо влиять на их доход от акций. Кроме того, так можно привлечь и удержать высококвалифицированных сотрудников, особенно ключевых менеджеров.

6) При размещении акций на бирже компании получают новый эффективный инструмент оценки своей стоимости - теперь стоимость компании оценивается в биржевых котировках и называется капитализацией - стоимостью компании исходя из количества выпущенных акций и стоимости одной акции.

Но проведение IPO также несет в себе существенные трудности для компании:

а) Требование «прозрачности» - финансовая информация, а также информация о планах и целях компании, ее собственниках становится публичной и может быть использована конкурентами в своих целях, что повышает уязвимость компании. Данное требование также создает проблему соответствия финансовой отчетности, подготавливаемой, в вашей компании нормам и стандартам, принятым в стране, на биржу которой вы выходите. Например, если вы хотите разместить акции на американской бирже, вы должны привести всю свою отчетность в соответствие требованиям федерального закона Сарбейнса-Оксли и общепринятых в США принципов бухгалтерского учета US GAAP, а для размещения на бирже в ЕС ваша отчетность должна соответствовать требованиям МСФО (IFRS). Это может повлечь очень серьезные временные и денежные затраты.

б) Высокие затраты времени и средств. Проведение самого IPO несет огромные финансовые затрат, связанные с привлечением большого числа специалистов в данном процессе: квалифицированных работников для подготовки юридических документов, квалифицированных специалистов из сфер консалтинга и аудита, также нужно учитывать комиссии банков-андеррайтеров за размещение акций на бирже и т.д. Косвенные временные затраты и затраты сил персонала также очень существенны.

в) При присутствии компании на бирже возрастает риск поглощения конкурентом, поскольку компания не контролирует инвесторскую базу. Например, если в ходе IPO компания продаст более 50 % своих акций ее прежние владельцы могут потерять контроль над компанией.

г) Деятельность компании протекает в условиях рыночной неопределенности, что влияет на текущую деятельность компании и ключевые ее показатели, такие как прибыль, размер генерируемых денежных потоков, уровень задолженности и т.д. На руководство компании может оказывать давление необходимость получать постоянную прибыль или выполнять поставленные цели, иначе стоимость акций начнет падать.

Проведение IPO процесс очень длительный и затратный, но не каждая компания действительно готова размещать свои акции на рынке, а потому первым этапом при проведении IPO является предварительный - этап оценки финансового положения компании, структуры ее управления и активов, готовности менеджмента к изменениям, которые влечет IPO. Это этап анализа текущего уровня прозрачности отчетности компании, соответствия ее необходимым стандартам либо возможности перехода к новым стандартам отчетности. На основании проведенных на данном этапе исследований, оцениваются недостатки и достоинства компании, которые повлияют на результативность IPO и выносится вердикт о готовности компании к первичному размещению. Все это делается с целью предотвращения неоправданных затрат в случае неготовности компании к выходу на биржу и, как результат, провала IPO.

Если же в ходе предварительного анализа было установлено, что компания все-таки готова к первичному размещению акций, то далее следует подготовительный этап. Он заключается в поиске партнеров, торговых площадок, а также создание необходимой документации.

IPO может происходить на национальной либо зарубежной фондовой бирже (часто на той и другой одновременно), а также вне биржевого рынка -среди инвестиционных фондов [2]. Самые крупные фондовые биржи России: Российская торговая система (в основном, для крупных игроков) и ММВБ (для мелких и средних компаний). Однако зачастую компании выбирают зарубежные фондовые биржи, такие как Лондонская фондовая биржа (LSE), Нью-Йоркская фондовая биржа (NYSE) и NASDAQ. Различая между двумя последними биржами заключается в том, что акции, которые размещаются на NYSE более стабильны, а некоторые из них существуют уже десятилетия. При рассмотрении акции фондовой биржи NASDAQ стоит отметить, что на ней размещаются акции более высокотехнологичных компаний, например, Microsoft, Facebook и другие.

На данном этапе проводится ряд важных расчетов, таких как цена и количество акций, распределение денежных средств и дивидендные выплаты.

Все эти расчеты необходимы для будущих потенциальных инвесторов. Еще одним важным инструментов в подготовительном этапе является запуск рекламных кампаний, в том числе и «роад-шоу». Это проводится с целью более детального ознакомления потенциальных инвесторов с деятельностью и продукцией компании. Все эти процессы очень сложны для самой компании в самостоятельно осуществлении. Поэтому компании привлекают инвестиционные банки для осуществления всего подготовительного процесса.

Андеррайтер - это некоторое юридическое лицо (например, коммерческий банк или инвестиционная компания), которое получило специальную лицензию, на проведение операции андеррайтинга, т.е. руководство процессом выпуска ценных бумаг, их распределение и продажи. Как правило, в качестве андеррайтеров привлекаются опытные и крупные участники рынка ценных бумаг, такие как, например, J.P. Morgan Chase.

Все аспекты будущего IPO вплоть от цены акций и до суммы привлечения обговариваются с андеррайтером и на основании этого составляется инвестиционный меморандум, который предоставляется андеррайтером в регулирующий орган страны, где проводится размещение акций: например, в США - Комиссия по ценным бумагам (SEC), в России - Банк России. Меморандум содержит все данные о самой компании и о планирующемся IPO, и в случае их корректности, назначается дата IPO.

Не маловажным является основной этап. На данном этапе происходит сбор заявок на предоставляемые акции компании. Также на данном этапе проводится установка цены, если это не было сделано на предыдущем этапе. Цена устанавливается на основе поступивших заявок от потенциальных инвесторов.

Последний шаг - завершающий этап. Он проводится после полного выхода на IPO. Этот этап показывает эффективность проведенного выхода компании, а также проводится анализ объемов торгов и динамики цен.

Что касается тенденций в сфере IPO в глобальной перспективе, то первые 9 месяцев 2019 года показали падение в размере 26 % по количеству IPO (968 и 768 IPO в 2018 и 2019 гг. соответственно) и падение в размере 25 % по их суммарной выручке (142,6 и 114,1 млрд. долл. США в 2018 и 2019 гг. соответственно) по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Компании предпочитают IPO другие методы привлечения финансирования [3].

Самыми привлекательными биржами по объему суммарной выручки по состоянию на третий квартал 2019 года стали Гонконгская фондовая биржа (24 IPO с суммарной выручкой 7.8 млрд. долл. США), Шанхайская фондовая биржа (47 IPO с суммарной выручкой 7.8 млрд. долл. США) и NASDAQ (25 IPO с суммарной выручкой 7.4 млрд. долл. США) [3].

Самыми привлекательными биржами по количеству IPO компаний в первые 9 месяцев 2019 года стали NASDAQ (25 IPO), Гонконгская фондовая биржа (14) и NYSE (10 IPO) [3].

По-прежнему основная часть компаний, выходящих на IPO, оперирует в таких отраслях как технологическая (59 IPO с суммарной выручкой 11.4 млрд. долл. США), промышленная (39 IPO с суммарной выручкой 2.7 млрд. долл. США) и здравоохранение (36 IPO с суммарной выручкой 6 млрд. долл. США)

Анализируя самые успешные в проведении IPO регионы по количеству проводимых IPO можно отметить, что уже более 5 лет с крупным отрывом лидирует Европейский регион (57 % от общего количества IPO в 2019 году). Азиатско-Тихоокеанский регион занимает второе место по количеству проведенных IPO - 22 % против 21 % в Американском регионе в 2019 году) (рисунок 1).

9 месяцев 2019 | 21% 22% 57%

2018 19% 32% 49%

2017 13% 30% 57%

2016 12% 29% 59%

2015 I 16% 30% 54%

0% 20% 40% 60% 80% 100% Америка

■ Азиатсш-Тихоокеанский регион Европа, Ближний Восток и Африка

Рис. 1 Доля регионов по количеству IPO

Что касается суммарной выручки от IPO, то по данному показателю также лидирует Европейский регион - 40 % от общей суммарной выручки от IPO в 2019 году. Второе место по объему суммарной выручки от IPO занимает Американский регион, причем Азиатско-Тихоокеанский регион по данному показателю значительно уступает - 19 % против 41 % в 2019 году (рисунок 2).

Ранее Азиатско-Тихоокеанский регион был привлекательнее и генерировал больше суммарной выручки от IPO, чем Американский, но в 2018 году Американский регион обогнал Азиатский. Такой спад может быть обусловлен различными геополитическими явлениями в регионе.

9 месяцев 2019 41% 19% ■ 40%

2018 29% 23% 48%

2017 27% 34% 39%

2016 17% 28% 54%

2015 19% 36% ■ 45%

0% 20% 40% 60% 80% 100%

11 Америка

■ Азиате ю-Тихоокеанский регион Европа, Ближний Восток и Африка

Рис. 2 Доля регионов по суммарной выручке от IPO

Основываясь на результаты анализа можно сказать, что в последнее время происходит замедление темпов роста рынка IPO, но не их остановка. Такой спад темпов роста обусловлен множеством факторов, среди которых напряженность торговых отношений между ЕС, Китаем и США, возникновение проблем экономического роста во многих регионах, а также обострение геополитических конфликтов (например, Brexit в ЕС и волнения в Гонконге) [3].

Что касается привлечения финансирования с использованием IPO на просторах СНГ, то здесь этот способ является довольно новым и не так широко используемым. Это объясняется тем, что компании привыкли финансироваться в основном долговыми инструментами, например привлечением кредитов или выпуском облигаций, что характерно для экономик развивающихся стран.

Из стран СНГ самым активным участником в сфере первичного публичного размещения является Российская Федерация. Статистика выхода российских компаний на IPO, а также выбор фондовых бирж представлен на рисунке 3.

Рис. 3 Динамика IPO российских компаний

Основными площадками, на которые выходят российские компании, являются Лондонская биржа (LSE), а также Московская биржу.

Что касается последних лет, то в 2018 году ни одна российская компания не провела выход на IPO. Однако уже в 2019 году нескольких крупных российских игроков вывели свои компании на международные биржи.

Таким примером является компания HeadHunter. Эта компания является владельцем крупнейшего в России сайта по поиску работы. В мае 2019 года, компания разместила свои акции на фондовой бирже NASDAQ со стартовой ценой за ценную бумагу в 13,5 долл. США.

Данная компания планировала провести IPO еще в 2018 году, однако экономические санкции со стороны США помешали российской компании выйти на международную биржу.

Но в 2019 году после старта продаж, в течении 10 минут, акции компании подорожали на 12 % и составили 15,07 долл. США за ценную бумагу. В сентябре 2019 года компания Headhunter Group выпустила финансовый отчет. В нем отмечается, что чистая прибыль в первом полугодии 2019 года выросла на 67 % и составила 514 млн. рос. руб., а выручка возросла на 28,3 % до 3,58 млрд. рос. руб.

Что касается Республики Беларусь, то привлечение финансирования, а особенно иностранных инвестиций является одним из приоритетов внешнеэкономической политики. Но использование такого инструмента привлечения финансирования, как IPO, ограничивается тем, что фондовый рынок в стране развит очень слабо, из-за недостаточного предложения финансовых инструментов, отсутствия в стране института коллективных инвестиций и сдержанной политики в области приватизации и разгосударствления [4].

Статистика торгов акциями на белорусской валютно-фондовой бирже представлена на рисунке 4 и в таблице 1 [5].

800000 600000 400000 200000 0

417050,1

246962Д

394135,2 426778Д

2017 2018

Купля-продажа i Иные операции

Рис. 4 Динамика торгов акциями на белорусской фондовой бирже, 2017-2018 гг., тыс. бел. руб.

Таблица 1

Динамика торгов акциями на белорусской валютно-фондовой бирже, тыс. бел. руб.

Так из таблицы 1 следует, что в период с 2017 по 2018 гг. деятельность по выпуску акций на валютно-фондовой бирже замедлилась - процентное изменение объема выпущенных компаниями акций упало на 12,5 %. В основном на бирже в 2018 году осуществлялись операции по купле продаже акций - 65,6 % от общего объема операций. Наиболее активными на бирже оказались закрытые акционерные компании - доля акций ЗАО в общем объеме обращения составила 76,2 % или 359 150,3 тыс. бел. руб. В целом можно отметить спад активности компаний в сфере операций с ценными бумагами на белорусской валютно-фондовой бирже [5].

Несмотря на некоторые препятствия в развитии рынка IPO, в Беларуси также есть случаи успешных размещений компаниями своих акций на бирже.

Одним из ярких примеров выхода на IPO компании с белорусскими корнями является EPAM Systems. Компания располагается в Ньютауне, США. Однако, при размещении акций на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) был поднят белорусский флаг. Сами же основатели EPAM Systems подчеркивают, что компания многим обязана Беларуси, так как многие ключевые сотрудники получили белорусское образование.

Компания EPAM Systems разместила свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже в 2012 году. Но многие аналитики считают этот выход не удачным. Так, в ходе размещение, акции были проданы в объеме 6 млн. за 12 долл. США, хотя изначально компания устанавливала цену 16 долл. США за ценную бумагу. Однако, в 2014 году капитализация компании составила 2,14 млрд. долл. США. По последним оценкам, капитализация EPAM Systems в мае 2019 года составила 9,39 млрд. долл. США.

Таким образом, привлечение финансирования с помощью первичного размещения акций на бирже, хоть и является очень долгим и затратным процессом, несет в себе очень большое количество преимуществ. Несмотря на слабое развитие фондового рынка в Республике Беларусь и упор на долговое

финансирование деятельности компаний, более активное вовлечение белорусских предприятий в процессы первичного размещения акций могли бы дать существенные преимущества: доступ к более дешевому и крупному по объемам долгосрочному международному финансированию, получение крупных инвестиций в расширение производства, более сбалансированная структура капитала, внедрение новых систем мотивации и корпоративного управления, получение эффективного метода оценки деятельности компании, повышение ликвидности акций и как результат - повышение инвестиционной привлекательности компаний.

Опыт международных компаний, опытных участников фондового рынка из развитых стран, а также крупных игроков российского рынка показывает, что выход на крупнейшие фондовые биржи мира может помочь укрепить финансовое состояние, а также укрепить и сформировать имидж компании, который позволяет быть конкурентоспособным игроком в национальном и международном бизнесе.

Список использованной литературы:

1. IPO и последующие размещения акций / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. - 352 с.

2. Берзинь Е. IPO: новые возможности привлечения внешних инвестиций (опыт России и Украины) / Е. Берзинь // Банковский вестник. - 2008. - № 2. - С. 23-26.

3. Global IPO trends: Q3 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-global-ipo-trends-q3-2019/$FILE/ey-global-ipo-trends-q3-2019.pdf/ (дата доступа: 10.11.2019)

4. Матвеев К., Ярошевич В. Механизмы первичного публичного размещения акций / Матвеев, К., Ярошевич В. // Банковский вестник. - 2014. -№ 10. - С. 46-52.

5. Итоги операций на рынке ценных бумаг Республики Беларусь в 2018 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/upload/ depcen/otehet/2018/4.%20%D0%98%D0%A1%D0%9E%202018%203.1.pdf (дата доступа: 10.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.