Научная статья на тему 'Актуальные вопросы первичного публичного размещения (ipo): основные этапы и общие принципы'

Актуальные вопросы первичного публичного размещения (ipo): основные этапы и общие принципы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
IPO / STOCK EXCHANGES / BASIC STEPS OF IPO / PUBLIC COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суняев А.С.

Статья посвящена вопросам первичного публичного размещения (IPO). Автор описывает основные этапы и принципы выхода на биржу, требования, предъявляемые к компании-эмитенту, выделяет основные критерии, по которым происходит выбор биржи и формируется команда по размещению. В статье также приведены некоторые статистические биржевые данные за 2013 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы первичного публичного размещения (ipo): основные этапы и общие принципы»

УДК 332.13

Суняев А. С., студент экономического факультета ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

gеrаrd_94@mаil. ги

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕРВИЧНОГО ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ (IPO): ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Статья посвящена вопросам первичного публичного размещения (IPO). Автор описывает основные этапы и принципы выхода на биржу, требования, предъявляемые к компании-эмитенту, выделяет основные критерии, по которым происходит выбор биржи и формируется команда по размещению. В статье также приведены некоторые статистические биржевые данные за 2013 год.

Article deals with issues of IPO. The author describes basic steps and principles of exit on a stock exchange, requirements to the issuer. He also marks some criteria choosing from the stock exchanges and IPO-team. Some global IPOs' statistics of 2013 were also been studied by the author.

Ключевые слова: IPO, фондовые биржи, этапы проведения IPO, публичная компания.

Key-words: IPO, stock exchanges, basic steps of IPO, public company.

Компания задумывается о выходе на биржу (IPO), когда сумма финансирования, необходимая для обеспечения ее дальнейшей деятельности, намного превышает возможности самой компании, а привлечение капитала другими способами (кредит, заем и т.д.) не является целесообразным. С другой стороны, IPO может быть частью стратегии фирмы с целью завоевания большей доли рынка, оптимизации внутренних процессов или популяризации бренда.

Процедура IPO - длительный и тщательный процесс, от успеха которого зависит будущее компании. На успешность IPO влияет множество различных факторов: объективный анализ текущей экономической деятельности, правильный выбор партнеров по IPO и биржевой площадки, мировая конъюнктура рынка и др. Как показывает практика, нарушение последовательности действий, несоблюдение основных принципов или субъективный анализ своих возможностей грозят для эмитента неблагоприятными последствиями вплоть до банкротства.

По оценкам Ernst&Young, в 2013 году на мировом рынке IPO состоялось 864 размещения на общую сумму в 163 млрд. долл. В 2012 состоялось 837 размещений, и было привлечено около 129 млрд. долл. (рис. 1).

$300 $250 $200 $150 $100 $50 $0

1367

1241

837 864

—-^И— и

$285 $170 $129 $163

1600

1000 800 600 400 200 0

Объем средств (млрд. долл)

■Кол-во IPO

2010

2011

2012

2013

Рисунок 1 - Активность на рынке IPO 2013 [1, с. 11]

В общей сложности в 2013 году лидерами по объему привлеченных средств и количеству IPO стали североамериканский регион (35% и 25% от общемировых) и АТР (34% и 49%) соответственно (рис. 2, рис. 3).

Доля по регионам

9%

в Северная 35% Америка

22% ^ натр

□ EMEA

-Другие регионы

34°%

Рисунок 2 - Мировые лидеры по количеству Рисунок 3 - Мировые лидеры по объему IPO в 2013 г. [1, с. 7, 20] привлеченного капитала в 2013 г. [1, с. 7, 20]

2013 год стал самым богатым на IPO в США. По данным консалтинговой фирмы Renaissance Capital, в 2013 году на американских биржах разместились в общей сложности 222 компании на сумму 59,6 млрд. долл., что стало новым рекордом после 2000 г., когда 406 эмитентов привлекли 97 млрд. долл.

В мировой практике выход компаний на фондовый рынок является одним из основных инструментов привлечения дополнительного финансирования, в то время как в России популярность IPO только набирает обороты. На наш взгляд, рост популярности IPO связан, прежде всего, с формированием новых условий развития российской экономики. Топ-менеджмент ведущих российских компаний осознает необходимость внедрения современных стратегий бизнеса: в глобальном масштабе IPO дает возможность диверсифицировать бизнес, то есть приобретать активы других компаний-партнеров, отдав часть своих активов. Кроме того, полученные финансовые средства не подлежат возврату и могут быть направлены на реализацию долгосрочных проектов: поддержание роста, увеличение оборотных средств, осуществление капиталовложений, расширение научных исследований и разработок, рефинансирование или уменьшение долговой нагрузки компании [4].

Обратимся к процессу проведения IPO. Его основные этапы представлены на рисунке 4.

• IPO-диагностика •Формирование команды по размещению

Подготовка к IPO

• Организация проекта

• Проведение IPO

• Внедрение изменений для обеспечения эффективного функционирования компании в качестве публичной

После IPO

Рисунок 4 - Основные этапы проведения IPO [составлено автором]

Важным этапом подготовки к публичному размещению является IPO-диагностика. Проведение IPO-диагностики позволяет компании проанализировать принципиально важные аспекты успешного проведения сделки и оптимизировать свои внутренние процессы. Первым ключевым аспектом является совершенствование корпоративного управления. Привлекательная аудированная финансовая отчетность - необходимый элемент корпоративного управления. В ходе подготовки к публичному размещению компания систематизирует свою финансовую информацию за три предшествующих года для включения в проспект эмиссии. Учетная политика должна соответствовать правилам раскрытия, обязательным для публичных компаний (стандарты IFRS и US GAAP). Особое место в подготовке проспекта эмиссии должен занимать раздел «Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности руководства компании (MD&A)», в котором содержится обсуждение качественных и финансовых характеристик результатов деятельности компании (изменение объемов продаж и структуры затрат, позиции по ликвидности и источникам капитала, оценка рисков, источники получения денежных средств и др.).

Необходимо отметить, что процесс совершенствования корпоративного управления также охватывает создание и внедрение объективной системы прогнозирования и бюджетирования, введение независимых директоров в состав совета, создание сильной управленческой команды.

Вторым ключевым аспектом является выбор биржевой площадки для проведения IPO. К мировым биржевым площадкам относятся NASDAQ и AIM (подразделения NYSE и Лондонской фондовой биржи (LSE) соответственно), Московская биржа, Гонконгская фондовая биржа (HKEx), Deutsche Borse и др. Основными критериями, влияющими на выбор места размещения акций, являются: объем размещения, целевая группа инвесторов, финансовые показатели эмитента и его публичная история, срок проекта, объем затрат и др. В связи с этим, при выборе торговых площадок, компаниям-эмитентам необходимо объективно оценить свои возможности и адекватно сопоставить масштабы хозяйственной деятельности, объемы привлекаемых средств и соответствующие расходы на реализацию проекта

[5].

В 2013 году наиболее активными площадками стали американские NYSE и NASDAQ - 114 и 108 IPO соответственно. На их долю пришлось около 36% от общемировых объемов привлеченного капитала (рис. 5, рис. 6).

Привлеченный капитал (млрд. долл.)

NYSE HKEx NASDAQ LSE

Australia (ASX) Tokyo (TSE) Sao Paulo (BM&...) Thailand (SET) Другие биржи

44,1

42,1

Кол-во IPO

NYSE NASDAQ HKEx

Australia (ASX) London (AIM) KOSDAQ Bombay SME Indonesia (IDX) Tokyo MOTHERS Hong Kong (GEM) Thailand (SET) Другие биржи

Рисунок 5 - Привлеченный капитал по биржевым площадкам в 2013 г. [1, с. 21]

Рисунок 6 - Количество IPO по биржевым площадкам в 2013 г. [1, с. 21]

Среди российский компаний наибольшей популярностью пользуется Лондонская фондовая биржа: с 2005 по август 2013 гг. на LSE было проведено 64 размещения (МегаФон, НОМОС-БАНК, Mail.ru). За данный период на Московской бирже состоялось 39 размещений (Живой офис, Банк Возрождение, Сбербанк), на NASDAQ - 6 (Яндекс, QIWI), а на NYSE - 2 (EPAM Systems и Luxoft Holding).

В этап подготовки к IPO также входит формирование команды по размещению. Структура команды для проведения IPO может различаться, однако в общем виде она состоит из следующих участников: андеррайтер/лид-менеджер, юридический консультант компании, юридический консультант андеррайтера, независимый аудитор и PR-агентство. Ведущая роль при проведении IPO принадлежит андеррайтеру, в качестве которого чаще всего выступает крупный инвестиционный банк. Андеррайтер готовит аналитические материалы, разрабатывает план и схему IPO, взаимодействует с регулирующими органами, формирует книгу заявок, предоставляет услуги при проведении Road Show и т.д. Опыт андеррайтера позволяет компании-эмитенту установить такую цену на акцию, которая обеспечивала бы привлекательность IPO для компании, а также достаточный доход для инвесторов.

В 2013 году лидером среди андеррайтеров стал банк Goldman Sachs. Рейтинг лучших андеррайтеров 2013 года представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Топ-10 андеррайтеров 2013 года [3]

Место Андеррайтер Привлечено (млн. долл.)

1 Goldman Sachs 10 462,1

2 J.P. Morgan 7 368,2

3 Barclays 7 064,2

4 BofA Merrill Lynch 5 503,5

5 Morgan Stanley 5 053,5

6 Deutsche Bank 4 451,2

7 Credit Suisse 3 646,8

8 Citi 2 644,9

9 UBS Investment Bank 776,6

10 Wells Fargo Securities 452,0

Рост позиций Goldman Sachs, который с 2009 года не занимал первую строчку рейтинга, обуславливается увеличением количества успешных сделок: в частности, именно Goldman Sachs возглавлял синдикат андеррайтеров при проведении IPO Twitter.

Нередко компания-эмитент прибегает к услугам специализированных фирм по связям с общественностью (PR). Основные задачи PR-фирм - это предоставление услуг при проведении Road Show, поддержка контакта с будущими инвесторами и СМИ, проведение различных презентаций и мероприятий, направленных на повышение заинтересованности среди общественности к данной компании и ее бренду.

Выход на биржу представляет собой многоступенчатый процесс, который охватывает большой сегмент сложных задач: сбор необходимых финансовых данных, маркетинговой информации и различных сведений о деятельности компании; проведение финансовой и юридической проверки финансово-хозяйственной деятельности компании (due diligence); подготовку проспекта эмиссии; проведение маркетинговой кампании и предложение акций на продажу в ходе Road Show [2, с. 10]. Этот процесс заканчивается продажей всех размещаемых акций и получением компанией дохода.

В зависимости от готовности компании процедура проведения IPO в среднем занимает от 4 до 12 месяцев. К моменту выхода на биржу предполагается, что компания-эмитент уже закончила все необходимые организационно-правовые и финансовые процедуры для получения статуса публичной компании. К ним относятся оптимизация финансовой отчетности, создание отдела по Investment Relations (IR), реализация всех необходимых требований законодательства, биржи и регулирующего органа. Схема выхода компанией на биржу отражена на рисунке 7.

Подготовка проспекта эмиссии

Риски бизнеса, капитализация,политика в области дивидендов

Финансовая информация, MD&A

Due diligence

Проверка финансово-хозяйственной деятельности компании

Юридическое сопровождение

Информационной сопровождение

Информационный/инвестиционный меморандум, competent public report

PR-кампания

Выход на биржу

Road Show, IR Установление окончательной цены за акцию

Рисунок 7 - Схема выхода на биржу в ходе IPO [составлено автором]

К основным факторам, влияющим на выбор времени IPO, относятся как готовность самой компании, так и конъюнктура рынка. Нередко от последнего фактора зависит степень успешности размещения. Существуют такие периоды, когда на рынке наблюдается низкая активность (рождественские каникулы, майские праздники) или рынок уже «пресытился», поэтому не готов в достаточной мере принять новую «порцию» акций. Поскольку проведение IPO - длительный процесс, а конъюнктура рынка ценных бумаг может меняться, то некоторая неопределенность успешности IPO может сохраниться до конца. После завершения IPO появляется возможность оценить, насколько успешным оно оказалось. Очевидным признаком успеха являются общественный интерес к состоявшимся IPO и интерес со стороны инвесторов и аналитиков, а также динамика цен на акции данной компании.

Рейтинг наиболее прибыльных IPO 2013 года представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Топ-5 IPO-сделок в 2013 году [1, с. 4]

Компания Страна Отрасль Биржевая площадка Привлечено (млн. долл.)

BB Seguridade Participacoes SA Бразилия Страхование Сан-Паулу (BM&F BOVESPA) 5 677,5

Suntory Beverage & Food Ltd Япония Продукты питания и напитки Токио (TSE) 3 964,5

Royal Mail plc Великобритания Профессиональные услуги Лондон (LSE) 3 170,3

Plains GP Holdings LP США Энергетика Нью-Йорк (NYSE) 2 912,4

Zoetis Inc США Фармацевтика Нью-Йорк (NYSE) 2 574,4

Самым обсуждаемым и заметным IPO в 2013 году стало размещение акций компании Twitter, которая управляет одноименным сервисом микроблогов. Twitter удалось привлечь около 1,8 млрд. долл. По итогам дебютного торгового дня акции компании выросли на 73%, а к концу года рост относительно цены IPO достиг 250%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению многих специалистов, первые месяцы работы компании в статусе публичной являются решающими. Неспособность компании эффективно взаимодействовать с финансовыми аналитиками и инвесторами, управлять их ожиданиями, может пагубно сказаться на стоимости акций компании и их ликвидности, а также вызвать недоверие участников рынка.

В заключении, на наш взгляд, необходимо отметить, что IPO - это не завершение, а только начало пути для компании. Когда компания становится публичной, она привлекает к себе большее внимание и у нее возникает гораздо больше обязательств, которые она должна выполнять. Любое невыполнение компанией возложенных обязательств может скомпрометировать ее в глазах общественности, инвесторов и аналитиков и повлечет соответствующие санкции вплоть до снижения цены на акцию.

Список литературы

1. Ernst&Young. 2013 Global IPO Update. January - December 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unternehmensfinanzierung.at/ static/cms/sites/unfin/media/de/pdf/studie n-statistiken/ernst-young-global-ipo-update-2013.pdf

2. PricewaterhouseCoopers (PwC). Путеводитель по выходу на IPO. Руководство по размещению ценных бумаг на бирже [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pwc.ru/en_RU/ru/capital-markets/assets/roadmap-for-an-ipo-rus.pdf

3. Renaissance Capital. The IPO Expert [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.renaissancecapital.com/rencap/default.aspx

4. Алексеев А.Н. IPO: общие принципы. IPO в России// Академический вестник. - 2012. - № 4 (22). - С. 116-119.

5. Демченко А.В. Этапы IPO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/corporation/section_98/article_3195/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.