Научная статья на тему 'ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ ТОККАТА И ФУГА D-MOLL «ДОРИЙСКАЯ» ДЛЯ ОРГАНА BWV 538 В поисках первоисточника'

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ ТОККАТА И ФУГА D-MOLL «ДОРИЙСКАЯ» ДЛЯ ОРГАНА BWV 538 В поисках первоисточника Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.С. Бах. Токката и фуга d-moll «дорийская» BWV 538 / хорал «Christ / unser Herr / zum Jordan kam» как музыкальный первоисточник / органные хоральные прелюдии «Christ / unser Herr» BWV 684 и BWV 685. / J.S. Bach. Toccata and the fugue d-moll “Dorian” BWV 538 / the chorale “Christ / unser Herr / zum Jordan kam” as a musical source / choral preludes for organ «Christ / unser Herr» BWV 684 and BWV 685.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Продьма Т. Ф.

В данной статье поднимается вопрос, касающийся поиска музыкального первоисточника для Токкаты и фуги d-moll «дорийской» BWV 538. Предлагается на рассмотрение версия: при создании органного токкатного цикла BWV 538 Бах мог избрать в качестве истока хорал «Christ, unser Herr, zum Jordan kam». Выводы основываются на сравнительном анализе мелодии данного хорала с началом токкаты и темой фуги «дорийских». К сравнительному анализу привлекаются хоральные обработки «Christ, unser Herr, zum Jordan kam» BWV 684 и BWV 685. В качестве скрепляющего компонента рассматриваются общие приёмы музыкального развития и звукоизображения, присутствующие в мелодии хорала и во всех вышеназванных произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOHANN SEBASTIAN BACH TOCCATA AND FUGUE D-MOLL “DORIAN” FOR ORGAN BWV 538 In search of the original source

This article raises a question regarding search for a musical source for Toccata and the fugue d-moll “Dorian” BWV 538. I am proposing a version for consideration: Bach could choose the chorale “Christ, unser Herr, zum Jordan kam” as the source for the creation of the organ toccata’s cycle BWV 538. The conclusions are based on a comparative analysis of the melody of this chorale with the beginning of the toccata and the theme of the fugue “Dorian”. The chorale’s treatments “Christ, unser Herr, zum Jordan kam” BWV 684 and BWV 685 are involved in the comparative analysis. The general techniques of musical development and sound images are considered as a binding component present in the melody of the chorale and in all the above-mentioned works.

Текст научной работы на тему «ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ ТОККАТА И ФУГА D-MOLL «ДОРИЙСКАЯ» ДЛЯ ОРГАНА BWV 538 В поисках первоисточника»

References

1. Abuov A.P. Religious views of the ancient Turks: Tengrianism or shamanism // Ancient Turkic civilization: written monuments. - Almaty, 2001. -P.217-222. [Published in Russian]

2. Baikadamova K., Temirbekova A. Kazakh customs and traditions (tutorial) - Almaty, 2001. [Published in Russian]

3. Zataevich A. 1000 songs of the Kazakh people. - Almaty, 2004. - 607 p. [Published in Russian]

4. Zemtsovsky I. Genre, function, system // Soviet music, M.: - 1971 - № 1. [Published in Russian]

5. Kazakhs. Historical and ethnographic research. - Almaty: Kazakhstan, 1995. - 352 p. [Published in Russian]

6. Mukhambetova A.I. Tengrian calendar and time in Kazakh culture //Eurasia.- 2001. - № 2. [Published in Russian]

7. Nurzhanov A. Tengrianism as a cult, spiritual symbols of the Turkic-speaking peoples in the Middle Ages. - KazNPU Bulletin. - Almaty, 2013. [Published in Russian]

8. Orynbekov M.S. Beliefs of ancient Kazakhstan. - Almaty, 1997. [Published in Russian]

9. Radlov V.V. From Siberia. M: Publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1989. - P. 312 -313. [Published in Russian]

10. Tursunov E. The emergence of bucks, akyns, sere and zhyrau. - Astana: Foliant, 1999. - 252 p. [Published in Russian]

JOHANN SEBASTIAN BACH TOCCATA AND FUGUE D-MOLL "DORIAN" FOR ORGAN BWV 538 In search of the original source

Prodma T.

Candidate of art criticism ORCID 0000-0001-9180-1935

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ ТОККАТА И ФУГА D-MOLL «ДОРИЙСКАЯ» ДЛЯ ОРГАНА BWV 538 В поисках первоисточника

Продьма Т.Ф.

кандидат искусствоведения ORCID 0000-0001-9180-1935

Abstract

This article raises a question regarding search for a musical source for Toccata and the fugue d-moll "Dorian" BWV 538. I am proposing a version for consideration: Bach could choose the chorale "Christ, unser Herr, zum Jordan kam" as the source for the creation of the organ toccata's cycle BWV 538. The conclusions are based on a comparative analysis of the melody of this chorale with the beginning of the toccata and the theme of the fugue "Dorian". The chorale's treatments "Christ, unser Herr, zum Jordan kam" BWV 684 and BWV 685 are involved in the comparative analysis. The general techniques of musical development and sound images are considered as a binding component present in the melody of the chorale and in all the above-mentioned works.

Аннотация

В данной статье поднимается вопрос, касающийся поиска музыкального первоисточника для Токкаты и фуги d-moll «дорийской» BWV 538. Предлагается на рассмотрение версия: при создании органного ток-катного цикла BWV 538 Бах мог избрать в качестве истока хорал «Christ, unser Herr, zum Jordan kam». Выводы основываются на сравнительном анализе мелодии данного хорала с началом токкаты и темой фуги «дорийских». К сравнительному анализу привлекаются хоральные обработки «Christ, unser Herr, zum Jordan kam» BWV 684 и BWV 685. В качестве скрепляющего компонента рассматриваются общие приёмы музыкального развития и звукоизображения, присутствующие в мелодии хорала и во всех вышеназванных произведениях.

Keywords: J.S. Bach. Toccata and the fugue d-moll "Dorian" BWV 538; the chorale "Christ, unser Herr, zum Jordan kam" as a musical source; choral preludes for organ «Christ, unser Herr» BWV 684 and BWV 685.

Ключевые слова: И.С. Бах. Токката и фуга d-moll «дорийская» BWV 538, хорал «Christ, unser Herr, zum Jordan kam» как музыкальный первоисточник; органные хоральные прелюдии «Christ, unser Herr» BWV 684 и BWV 685.

Крещение Господне Школа Андрея Рублева, начало XV века

Токката и фуга d-moll «дорийская» BWV 538 была завершена Иоганном Себастьяном Бахом к началу 1717 года (21.II.1717) [5, с. 699]. Правда, в зарубежном музыкознании время создания этого органного полифонического цикла указывается с меньшей степенью определённости [2, с. 316]. Сохранилась Токката и фуга d-moll «дорийская» не в подлиннике, а благодаря хорошей старинной копии [4, с. 40]. Уточнение в названии — «дорийская» — не принадлежит Баху. Оно привнесено извне, более позднего происхождения и обусловлено тем, что

тональность ё-швП выписана в этом цикле без знаков у ключа, что условно указывает на дорийский лад.

В музыковедении затрагивался вопрос о первоисточнике для токкаты «дорийской». Один из основоположников французской школы исторического музыкознания Андре Пирро назвал в качестве возможного источника фрагмент пьесы Андре Резона, опубликованной Гильманом (пример 1) [4, с. 142].

Пример 1 Андре Резон

В настоящей статье предлагается на рассмотрение версия: Бах, вероятнее всего, использовал в качестве мелодической основы для Токкаты и фуги d-moll «дорийской» оригинальную песню Лютера,

ставшую затем протестантским гимном, — «Christ, unser Herr, zum Jordan kam» («Христос, наш Господь, пришёл на Иордан»), посвящённую празднику Крещения Господня (пример 2).

Пример 2

Хорал «Christ, unser Herr, zum Jordan kam»

Можно сказать, что с точки зрения компози- фугу на хорал (фуга). В фуге определённо узнава-ции обе части цикла «дорийского» представляют ема мелодия хорал «Christ, unser Herr»; при этом, собой хоральные обработки различных типов: сво- тема фуги — это не краткая интонационная ячейка, бодную фантазию на хорал (токката) (пример 3) и как в старинных ричеркарах, а развитая мелодия

протяжённостью в две фразы хорала (пример 4).

Пример 3

Токката и фуга d-moll «дорийская» BWV 538,

токката

Пример 4

Токката и фуга d-moll «дорийская» BWV 538

Начинается токката «дорийская» октавным каноном. Такие каноны в XVII и XVIII веках нередко назывались фугами. Слово фуга в латинском и итальянском языках буквально означает бег и быстрое течение. Была известна и музыкально-риторическая фигура fuga, alio nempe sensu (фуга в другом смысле) — мелодическое движение мелкими длительностями, часто с имитациями, изображающее бег. Избирая каноническую (фугированную) технику изложения музыкального материала, Бах мог передать в первых тактах токкаты «дорийской» мерный бег реки Иордан. Мотивы из шестнадцатых, с которых начинается эта токката, основанные на фигурах circulatio, со свойственной им монотонной ритмикой, но постоянно изменяющейся линией

рисунка, воспринимаются как звукоизображение неприхотливо струящихся вод Иордана, в которых произошло Крещение Господне. Этими мотивами будет пронизана вся фактурная ткань токкаты.

К живописанию водных потоков Бах обращался во всех своих произведениях, написанных на хорал «Christ, unser Herr», и, как видно, не случайно. Струящиеся воды указывают не только на реку Иордан. В христианстве вода является видимым знаком Таинства Крещения. Обратим внимание на то, что в пространной хоральной обработке «Christ, unser Herr, zum Jordan kam» BWV 684 волнообразные мотивы в нижнем мануальном голосе почти совпадают с начальными мотивами токкаты «дорийской (пример 5).

a 2 Clav, e Pedale

ЕЕЁЕ

Пример 5

«Christ, unser Herr, zum Jordan kam» BWV 684

к

dzs-

На хорал «Christ, unser Herr» Бахом были написаны кантата № 7 на день св. Иоанна (1724) и две органные хоральные обработки из Clavierübung III — BWV 684 и BWV 685 (1739). А. Швейцер пишет: «Фантазия на хорал "Christ, unser Herr, zum Jordan kam" (BWV 684) и оркестровое сопровождение первого хора кантаты № 7 на ту же мелодию изображают волны текущей воды. Поспешно пробегающие шумные шестнадцатые образуют прекрасные волнообразные линии, возвышающиеся над мелодией, проводимой в басу. Небольшая фантазия на тот же хорал (BWV 685) — одна из интереснейших миниатюрных работ, какими только располагает музыка. В ней использованы четыре мотива... Из взаимодействия этих четырёх мотивов возникает реалистически задуманное изображение больших и малых волн: они подымаются, опускаются, сталкиваются друг с другом» [5, с. 349-350].

Обратим внимание ещё на одну деталь, связанную со звукоизображением, присутствующую в Токкате и фуге «дорийской» и в хорале «Christ, unser Herr». Графический контур двух первых фраз хорала «Christ, unser Herr» и, соответственно, темы

фуги «дорийской» имеет очертание возвышенности: мелодия в них сначала восходит, а затем нисходит. Бах внёс изменение лишь в диапазон мелодии: в хорале он равен септиме, а в теме фуги «дорийской» расширен до октавы. В этих звуко-изобразительных штрихах и символике интонаций косвенно находит отражение сложный смысл Крещения Господня, как жертвенного пути, начавшегося на Иордане, а завершившегося восхождением на Голгофу (Голгофа — наименование возвышенности в Иерусалиме, на которой был распят Христос). Возникает вопрос: действительно ли мелодии лютеранских хоралов содержали элементы изобразительности? Что касается самого хорала «Christ, unser Herr» и одноименных баховских обработок, изображение возвышенности в них всегда присутствует. В хоральной обработке BWV 685 возвышенность очерчена в первых тактах контуром двух верхних голосов (пример 6). В большой хоральной обработке «Christ, unser Herr» BWV 684 она отображена в линии педального голоса в ритурнеле (см. пример 5). С длительного восхождения начинается второй раздел токкаты «дорийской» (см. такты 13 -20).

Пример 6

«Christ, unser Herr, zum Jordan kam» (manualiter) BWV 685

î

HBkw

¡aja

s

Ê

1Л_l

Ш

m

í

Тема фуги «дорийской», имеющая контур возвышенности, заполнена восходящими чистыми квартами (см. пример 4). Эти энергичные (с отступлениями) квартовые ходы как будто передают напряжённый, тяжёлый, но, вместе с тем, уверенный шаг поднимающегося в гору человека. С момента Своего Крещения на Иордане Господь вступил на путь жертвенного служения, иными словами — на путь, ведущий на Голгофу, что отражено в тексте хорала «Christ, unser Herr».

References

1. Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and the Testament / With the blessing of His Holiness Patriarch of Moscow and All Russia Alexy II. Moscow: Publication of the Moscow Patriarchate, 1992. 1372 p. [Published in Russian].

2. (BWV2a) Alfred Dürr, Yoshitake Kobayashi (eds.), Kirsten Beißwenger. Bach-Werke-Verzeichnis: Kleine Ausgabe nach der von Wolfgang Schmieder vorgelegten 2. Ausgabe. herausgegeben von Alfred Dürr und Yoshitake Kobayashi unter Mitarbeit von Kirsten Beißwenger. Wiesbaden: Breitkopf & Haertel, 1998. P. 311-355. [Published in Russian].

3. Gero O. Spiritual texts in Buxtehude's music. Moscow: Publishing house "Classical-XXI", 2010. 308 p. [Published in Russian].

4. Keller H. The Organ Works of Bach: A Contribution to their History, Form, Interpretation and Performance. Kazan: Publication of the Kazan State Conservatory, 2008. 360 p. [Published in Russian].

5. Schweitzer A. Johann Sebastian Bach. Moscow: Publishing house "Classical-XXI", 2002. 802 p. [Published in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.