УДК 008:316.42
О. В. Лукин
Иоахим Генрих Кампе в культурной, педагогической и лингвистической парадигме Германии конца XVIII - начала XIX века
В статье дается описание жизни и творчества известного педагога, литератора, издателя и лингвиста И. Г. Кампе, первого учителя братьев А. и В. фон Гумбольдтов. Автор публикации показывает культурную, педагогическую и лингвистическую парадигму Германии на рубеже XVIII и XIX вв. и анализирует роль И. Г. Кампе в этой парадигме. В работе содержится значительное количество фактического материала, прежде всего, имен деятелей немецкого Просвещения, с которыми так или иначе был связан Кампе.
Ключевые слова: И. Г. Кампе, Германия, эпоха Просвещения, история культуры, история педагогики, история языкознания, XVIII-XIX вв.
O. V. Lukin
Joachim Heinrich Campe in cultural, academic and linguistic paradigm of the late 18th early 19th century Germany
The article presents a description of life and scientific work of J. H. Campe, a famous author, editor and linguist, the first educator of the Humboldt brothers, Alexander and William. The author of the article draws a picture of a cultural, educational and linguistic paradigm of Germany at the turn of the 18th and 19th centuries and evaluates the role of J. H. Campe in this paradigm. The article carries a great amount of factual material, particularly, names of representatives of the German Inlightment in some way or other associated with J. H. Campe.
Keywords: J. H. Campe, Germany, the Inlightment, history of culture, history of pedagogy, history of linguistics.
Известные немецкие ученые Вильгельм (Friedrich Wilhelm Christian Carl Ferdinand) и Александр (Friedrich Wilhelm Heinrich Alexander) фон Гумбольдты появились на свет в Потсдаме в родовом замке Тегель в 1767 и 1769 гг. соответственно. Их ранние годы пришлись на времена правления прусского короля Фридриха II Великого (17121786), яркого представителя просвещенного абсолютизма.
Как известно, культурная парадигма эпохи Просвещения в Германии, с одной стороны, была обусловлена раздробленностью страны, с другой -находилась под сильным влиянием и формировалась при самом деятельном участии самодержавных монархов (таковым, к примеру, в Пруссии был король Фридрих Великий, в Брауншвейге -герцог Карл Вильгельм Фердинанд). Главным немецким просветителем принято считать великого философа И. Канта (Immanuel Kant, 17241804).
Мать обоих братьев баронесса М.-Э. фон Голь-веде, урожденная фон Коломб (Marie-Elisabeth von Holwede, geborene von Colomb, 1741-1796) в 1766 г. вышла замуж за камергера А. Г. фон Гумбольдта (Alexander Georg von Humboldt, 1720-
1779). Одной из ее величайших заслуг является последовательное планирование и осуществление образования сыновей Вильгельма и Александра. Образование братьев Гумбольдтов, несомненно, находилось под большим влиянием эпохи Просвещения.
Первым учителем в семье Гумбольдтов был И. Г. Кампе (Joachim Heinrich Campe, 1746-1818), впоследствии известный педагог, писатель, лингвист и издатель. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона находим весьма скупые строки об этом человеке, который был домашним учителем братьев Гумбольдтов, «...позднее учителем и директором известного Филантропина в Дессау, затем открыл собственное учебное заведение возле Гамбурга. В педагогических своих сочинениях он проповедует трезво-практическое воспитание» [2, с. 214]. Автор энциклопедической статьи особо подчеркивает его переводческие и литературные успехи: «.особую популярность ему дал его "Robinson Crusae1", появившийся в трех различных обработках, из которых каждая имела свыше ста изданий, и переведенный на многие языки; усердно читались и его "Entdeckung von America" и "Theophron" Ему принадлежат, кроме того, 38
© Лукин О. В., 2017
томов "Kinder- und Jugendschriften" и 19 томов "Merkwürdige Reisebeschreihungen"» [2, с. 214].
Впрочем, не самым должным образом оценивались лингвистические произведения Кампе: «Его лингвистические труды, с точки зрения современной науки, несостоятельны ('Wörterbuch der deutschen Sprache", 'Wörterbuch zur Erklärung und Verdeutschung der unserer Sprache aufgedrungenen fremden Wörter")» [2, с. 214]. В конце словарной статьи ее автор говорит о вкладе Кампе в педагогику уже не как учителя-практика ученого-педагога, а как издателя: «Немаловажное значение для своего времени имели изданные им 16 томов «Revision des gesammten Schul- und Erziehungswesens2» [2, с. 214].
Для того чтобы составить более полный портрет этого действительно интересного человека эпохи Просвещения, попытаемся кратко осветить основные биографические данные и оценить его вклад в развитие педагогики, литературы и языкознания этого периода.
И. Г. Кампе родился 29 июня 17463 года в деревне Деензен недалеко от Хольцминдена на Ве-зере в герцогстве Брауншвейг-Вольфенбюттель. Он был пятым из восьми детей Б. Х. Кампе (16951760), незаконнорожденного сына местного дворянина. Двенадцати лет Иоахим Генрих потерял отца, а через два года, летом 1760 г., он ушел из дома в монастырскую школу Хольцминдена4. Весной 1765 г. молодой человек начал изучать богословие в университете г. Гельмштедта5.
Его учителями были профессор греческого языка и богословия И. Б. Карпцов (Johann Benedikt Carpzov IV), автор церковных песнопений В. А. Теллер (Wilhelm Abraham Teller, 17341804). И. Б. Карпцов, представитель знаменитой семьи ученых богословов и филологов, получил фундаментальную филологическую подготовку: его учителями были И. М. Геснер (Johann Matthias Gesner, 1691-1761) и И. А. Эрнести (Johann August Ernesti, 1707-1781). В христианской догматике он был строгим лютеранином и оспаривал рационалистический учебник христианской веры своего младшего коллеги В. А. Теллера. Будучи блестящим знатоком греческого языка, он опубликовал ряд работ по классической филологии [11, с. 22-23]. В. А. Теллера называют остроумным, энергичным, находчивым и искренним богословом эпохи Просвещения, занимавшим исключительное положение во второй половине XVIII в. Его «Учебник христианской веры», опубликованный в Гельмштедте и Галле в 1764 г., нашел ожесточенное сопротивление в церковных кругах
Центральной Германии. Покровителем Теллера стал король Фридрих Великий, который назначил его в 1767 г. членом высшего совета консистории и старшим пастором в Берлине. В 1786 г. Теллера избирают действительным членом Берлинской Академии наук [13, с. 556].
Изучение Библии, греческого, древнееврейского языков и, разумеется, латыни больше всего занимало юного Кампе. Уже через год он прочитал свою первую проповедь в деревенской церкви в Хайнаде. На это же время приходятся и его первые поэтические и сатирические произведения.
Особое признание получило его печатное сочинение о «бессмертности человеческой души», которую юный автор объяснял с позиций не только богословия, но и философии. Здесь мы можем говорить о значительном влиянии на студента Кампе и Г. Х. Байрайса (Gottfried Christoph Beireis, 1730-1809), университетского профессора химии и медицины. Человек многогранных знаний и выдающего таланта, он был загадочным явлением, на которого с восхищением смотрели его современники [9, с. 293]
Одержимый патриотическими чуствами, Кампе принимает самое деятельное участие в работе «Герцогского немецкого общества» («Herzogliche Deutsche Gesellschaft»), целью которого было изучение и сохранение чистоты немецкого языка, и 1 августва 1767 г. читает сочиненное им стихотворное приветствие ко дню рождения герцога Карла Вильгельма Фердинанда (Karl Wilhelm Ferdinand von BraunschweigWolfenbüttel, 1735-1806).
Весной 1768 г. И. Г. Кампе для продолжения образования отправляется в университет г. Галле, где преподавал профессор И. С. Землер (Johann Salomo Semler, 1725-1791) - главный представитель богослововия эпохи Просвещения. И. С. Землер был известнейшим немецким церковным историком, одним из
основоположников библейской критики [12, с. 698]. Однако, несмотря на привязанность к этому человеку, жизнь в Галле тяготила юношу, и уже весной следующего года он отправляется в столицу Пруссии Берлин.
По рекомендации В. А. Теллера молодого человека приглашает в замок Тегель камергер А. Г. фон Гумбольдт в качестве воспитателя сына своей жены от первого брака Фердинанда фон Гольведе (1763-1817). Четыре года спустя, в августе 1773 г., Кампе становится полковым священником в
Иоахим Генрих Кампе в культурной, педагогической и лингвистической парадигме Германии концаXVIII — началаXIX века
Потсдаме. Служа в полку, которым командовал кронпринц, будущий король Фридрих Вильгельм II, молодой священник разрабатывает план воспитания сына кронпринца - будущего прусского короля Фридриха Вильгельма III (1770-1840).
Через два года И. Г. Кампе снова возвращается в замок Тегель, чтобы преподавать начальные основы знаний восьмилетнему Вильгельму и шестилетнему Александру. Разумеется, тогда он не мог подозревать, кем станут его юные воспитанники. Всего год Кампе проработал домашним учителем братьев А. и В. Гумбольдтов, но на всю жизнь сохранилась сердечная привязанность с обеих сторон. На это же время приходятся и его литературные опыты, и переписка с известнейшим немецким поэтом Ф. Г. Клопштоком (Friedrich Gottlieb Klopstock, 1724-1803), сторонником «чувствительного» Просвещения и восторженным поклонником Фридриха Великого [10, I, 24-25].
Уже в мае 1776 г. по приглашению знаменитого немецкого педагога, основателя педагогического течения филантропизма И. Б. Базедова (Johann Bernhard Basedow, 1724-1790) И. Г. Кампе переехал в Дессау, в открытую в 1774 г. «школу человеколюбия и добрых нравов» - филантропию (Philanthropinum). В этой школе работали такие известные немецкие педагоги-реформаторы, как Э. Х. Трапп (Ernst Christian Trapp, 1745-1818), Х. Г. Зальцманн (Christian Gotthilf Salzmann, 17441811) и Х. Г. Вольке (Christian Heinrich Wolke, 1741-1825). Развитие филантропизма в Германии XVIII столетия также нельзя не оценивать иначе как проявление Просвещения в образовании и развитие идей Ж.-Ж. Руссо на немецкой земле.
Вклад И. Г. Кампе в развитие филантропизма как направления педагогической мысли эпохи Просвещения получил, на наш взгляд, достойную оценку современными отечественными историками педагогики, ср.: «Йоахим Генрих Кампе весьма отчетливо провозглашал идеи независимости школы от государства, поощрения здорового соперничества между учебными заведениями. Кам-пе исходил из убеждения, что общество должно соблюдать права каждого человека и предоставлять ему возможность для свободного развития. Он настаивал на правомерности свободы совести в школе и отмене обязательного религиозного обучения, а также на необходимости распространения любых наук и искусств, которые не наносят вреда обществу» [3, с. 183].
В следующем, 1777 г. И. Г. Кампе был приглашен в качестве воспитателя сыновей владельца
крупного торгового дома Я. Беля. Тогда же в окрестностях Гамбурга Кампе организовал свое собственное воспитательное учреждение. В это время он активно общался со своими знакомыми из Берлина и Гамбурга, в число которых входили крупнейшие представители немецкого Просвещения поэт Ф. Г. Клопшток (Friedrich Gottlieb Klopstock, 1724-1803), писатель и журналист М. Клаудиус (Matthias Claudius, 1740-1815), поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель Г. Э. Лессинг (Gotthold Ephraim Lessing, 1729-1781). Кампе был вхож в дома врача, естествоиспытателя и экономиста И. А. Г. Реймаруса (Johann Albert Heinrich Reimarus, 1729-1814) и гамбургского торговца и просветителя Г. Г. Зиверкинга (Georg Heinrich Sieveking, 1751-1799).
С 1779 г. И. Г. Кампе начинает издавать «Маленькую детскую библиотеку», на это время приходится издание его романов «Робинзон младший» и «Открытие Америки». Они имели огромный успех и сделали автора финансово независимым. За ними последовали «Замечательные путешествия», «Краткая психология, или учение о душе для детей», «Каролинушка, или добрая дочь» и другие [8]. Вместе с Х. Ф. Вайсе (Christian Felix Weiße, 1726-1804) и Х. Г. Зальцманном И. Г. Кампе по праву относится к основателям жанра литературы для детей и юношества. И. Г. Кампе стал одним из популярнейших детских писателей конца XVIII - начала XIX в.
Весной 1783 г. Кампе переезжает в Триттау (в нынешней федеральной земле Шлезвиг-Гольштиния) и целиком посвящает себя научно -педагогической деятельности. Он размышляет о педагогических воззрениях Ж.-Ж. Руссо, занимается вопросами профессионального воспитания, формирования характера. Разумеется, педагогические работы Кампе не ограничивались только этим периодом: они выпускались с 1777 по 1792 г., и немалая их часть была посвящена воспитанию девочек6.
В 1787 г. Кампе основывает свой издательский и книготорговый дом «Braunschweigische Schulbuchhandlung», которым с 1799 г. руководит его зять - знаменитый немецкий издатель И. Ф. Фивег (Johann Friedrich Vieweg, 1761-1835). В издательском деле Кампе покровительствовал сам герцог Брауншвейгский Карл Вильгельм Фердинанд, который защищал его от прусской цензуры, предоставил субсидию для покупки здания издательства и освободил от почтовых сборов пересылку книг. А уже в 1788 г. герцог приглашает
педагога в Вольфенбюттель, где тот под руководством известного государственного и политического деятеля, будущего канцлера Пруссии К. А. фон Гарденберга (Karl August von Hardenberg, 1750-1822), начинает реформы в народном образовании.
Интересен и такой факт, что со своим бывшим учеником В. фон Гумбольдтом Кампе в конце июля 1789 г., через несколько дней после штурма Бастилии, отправляется в революционный Париж. Его политическая жизнь продолжилась в 1807 г., когда он стал депутатом от Брауншвейга в Кассе-ле, столице созданного Наполеоном королевства Вестфалии. Однако политические события и тяжелая болезнь заставили ученого оставить эту деятельность.
В те годы его творческий потенциал нашел свое новое применение - языкознание. И. Г. Кампе - составитель двух солидных слова-
~ ~ 7
рей: это пятитомный словарь немецкого языка и двухтомный словарь иностранных заимствований в немецком языке8. «Словарь немецкого языка» И. Г. Кампе - один из авторитетнейших лексикографических источников начала XIX в., наряду со словарями И. К. Аделунга и Т. Гейнзиуса [1, с. 254], «...два крупнейших немецких лексикографа XVIII в. И. К. Аделунг и Й. Г. Кампе разрабатывают структуру словарной статьи толкового словаря, которая, в основных своих чертах, используется при создании словарей и по сей день. Ученые одними из первых обращаются к семантической структуре слова и проводят достаточно глубокий анализ каждой из лемм, тем самым создавая прочный фундамент для дальнейшего развития немецкоязычной толковой лексикографии» [7, с. 82-83].
Второй словарь с несколько тяжеловесным для современного читателя названием «Словарь объяснения и онемечивания проникших в наш язык чужих выражений» был впервые издан в 1801 г. и затем неоднократно переиздавался. В нем хорошо видна пуристическая концепция И. Г. Кампе. При этом его языковой пуризм, как утверждают современные исследователи, был «...лишен того фанатизма и категоричности, который был свойственен его предшественникам. Цель языковеда - не просто очистить немецкий язык от иноязычных заимствований, а сохранить его в первозданном виде. Он стремился сделать язык общедоступным, сохранив в нем естественность, красоту и изящность форм» [5, с. 139]. Кроме словарей, И. Г. Кампе написал и издал еще несколько научных трудов о развитии словарного состава немец-
кого языка, в которых нашли отражение его пури-
9
стические воззрения .
В этом смысле лингвистическую концепцию И. Г. Кампе вполне правомерно сравнивают с концепцией известного российского пуриста XIX в. А. С. Шишкова (1754-1841) (ср., например, [4]), в чьем переводе многие сочинения немецкого писателя и педагога увидели свет в России. Как известно, в начале 1780-х гг. А. С. Шишков, который только что закончил курс гардемарина и служил в Морском кадетском корпусе, начал перевод «Маленькой детской библиотеки» И. Г. Кампе. Перевод А. С. Шишкова не был собственно переводом - будущий адмирал заменял немецкие имена русскими, добавлял российский колорит. В полном виде эта работа, известная как «Собрание детских повестей» и ставшая первой созданной для детей книгой в России, была издана в 18061807 гг. и многократно переиздавалась вплоть до 1842 г. [6, с. 116].
Научное творчество И. Г. Кампе находит свое признание уже ближе к концу его жизни: в 1809 г. его alma mater Гельмштедтский университет присваивает ему степень почетного доктора богословия, а в 1810 г. Баварская Академия Наук избирает его своим иностранным членом. И. Г. Кампе скончался в Брауншвейге 22 октября 1818 г. зажиточным бюргером и почти забытым деятелем немецкого Просвещения...
Библиографический список
1. Ахметсагирова, Л. И. Немецко-русский словарь 1834-35 гг. и его иностранные лексикографические источники [Текст] / Л. И. Ахметсагирова // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2015. - Т. 157. - Кн. 5. - С. 254-269.
2. Брокгауз, Ф. А. Кампе [Текст] / Ф. А. Брокгауз // Брокгауз, Ф. А., Ефрон, И. А. (Изд.) Энциклопедический словарь. Т. XIV. - СПб. : Типо-Литография И. А. Ефрона, 1895. - С. 214.
3. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст] / А. Н. Джуринский. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
4. Земскова, Е. Е. Русская рецепция немецких представлений о нации в конце XVIII - начале XIX века. : дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01. [Текст] / Е. Е. Земскова. - М., 2002. - 213 с.
5. Коровкина, А. А. Основные принципы пуристической концепции И. Г. Кампе [Текст] / А. А. Коровкина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2015. - № 1. - С. 137-139.
6. Полежаева, Т. В. «Сей старец дорог нам...»: к вопросу о политическом поведении А. С. Шишкова [Текст] / Т. В. Полежаева // Вестник Томского государственного университета. История. - 2014. - № 3 (29). - С. 116-122.
Иоахим Генрих Кампе в культурной, педагогической и лингвистической парадигме Германии концаXVIII — началаXIX века
7. Смолоногина, Е. А. Восемнадцатый век в истории немецкой лексикографии [Текст] / Е. В. Смолоногина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015. - № 3. -С. 80-83.
8. Чехов, Н. В. Кампе [Текст] / Н. В. Чехов // Литературная энциклопедия : в 11 т. - [М.], 1929-1939. -Т. 5. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. - Стб. 91-92.
9. Hirsch, А. Beireis, Gottfried Christoph / A. Hirsch // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 2, Duncker & Humblot, Leipzig 1875. -S. 293-294.
10. Leyser, J. Joachim Heinrich Campe: Ein Lebensbild aus dem Zeitalter der Aufklärung / J. Leyser. Bde. I, II. - Braunschweig: Druck und Verlag von Friedrich Vieweg und Sohn, 1877. - X; 420, 414 S.
11. Siegfried, С. Carpzov, Johann Benedict / C. Siegfried // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 4. - Leipzig: Duncker & Humblot, 1876. -S. 22-23.
12. Tschackert, P. Semler, Johann Salomo / P. Tschackert // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 33. - Leipzig: Duncker & Humblot, 1891. -S. 698-704.
13. Tschackert, P. Teller, Wilhelm Abraham / P. Tschackert // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 37. - Leipzig : Duncker & Humblot, 1894. -S. 556-558.
Bibliograficheskij spisok
1. Ahmetsagirova, L. I. Nemecko-russkij slovar' 1834-35 gg. i ego inostrannye leksikograficheskie istochniki [Tekst] / L. I. Ahmetsagirova // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki. -2015. - T. 157. - Kn. 5. - S. 254-269.
2. Brokgauz, F. A. Kampe [Tekst] / F. A. Brokgauz // Brokgauz, F. A., Efron, I. A. (Izd.) Jenciklopedicheskij slovar'. T. XIV. - SPb. : Tipo-Litografija I. A. Efrona, 1895. - S. 214.
3. Dzhurinskij, A. N. Istorija pedagogiki [Tekst] / A. N. Dzhurinskij. - M. : VLADOS, 2000. - 432 s.
4. Zemskova, E. E. Russkaja recepcija nemeckih predstavlenij o nacii v konce XVIII - nachale XIX veka. : dis. ... kandidata filologicheskih nauk : 10.01.01. [Tekst] / E. E. Zemskova. - M., 2002. - 213 s.
5. Korovkina, A. A. Osnovnye principy puristicheskoj koncepcii I. G. Kampe [Tekst] / A. A. Korovkina // Vest-nik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Lingvistika i mezhkul'turnaj a kommunikacija. - 2015. -№ 1. - S. 137-139.
6. Polezhaeva, T. V. «Sej starec dorog nam...»: k vo-prosu o politicheskom povedenii A. S. Shishkova [Tekst] / T. V. Polezhaeva // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istorija. - 2014. - № 3 (29). - S. 116-122.
7. Smolonogina, E. A. Vosemnadcatyj vek v istorii nemeckoj leksikografii [Tekst] / E. V. Smolonogina //
Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. - 2015. - № 3. - S. 80-83.
8. Chehov, N. V. Kampe [Tekst] / N. V. Chehov // Literaturnaja jenciklopedija : v 11 t. - [M.], 1929-1939. -T. 5. - [M.]: Izd-vo Kom. Akad., 1931. - Stb. 91-92.
9. Hirsch, A. Beireis, Gottfried Christoph / A. Hirsch // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 2, Duncker & Humblot, Leipzig 1875. -S. 293-294.
10. Leyser, J. Joachim Heinrich Campe: Ein Lebensbild aus dem Zeitalter der Aufklärung / J. Leyser. Bde. I, II. - Braunschweig: Druck und Verlag von Friedrich Vieweg und Sohn, 1877. - X; 420, 414 S.
11. Siegfried, S. Carpzov, Johann Benedict / C. Siegfried // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 4. - Leipzig: Duncker & Humblot, 1876. -S. 22-23.
12. Tschackert, P. Semler, Johann Salomo / P. Tschackert // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 33. - Leipzig: Duncker & Humblot, 1891. -S. 698-704.
13. Tschackert, P. Teller, Wilhelm Abraham / P. Tschackert // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 37. - Leipzig : Duncker & Humblot, 1894. -S. 556-558.
1 Так в оригинале. - О. Л.
2 «Ревизия всего школьного и воспитательского дела».
3 Все биографические данные мы приводим по книге J. Leyser [10].
4 Ныне школа носит имя И. Г. Кампе.
5 Университет просуществовал с 1576 по 1810 г. Среди его профессоров был известный итальянский ученый Джордано Бруно.
6 «Sittenbüchlein für Kinder aus gesitteten Ständen» (Dessau, 1777), «Pädagogische Unterhandlungen» (Dessau, 1777), «Sammlung einiger Erziehungsschriften» (Leipzig, 1778), «Theophron oder Der erfahrene Ratgeber für die unerfahrene Jugend» (Bd. 1 Hamburg, 1783; Bd. 2 Hamburg, 1783), «Väterlicher Rath für meine Tochter. Ein Gegenstück zum Theophron, der erwachsenen weiblichen Jugend gewidmet» (Braunschweig, 1789), «Allgemeine Revision des gesamten Schul- und Erziehungswesens. Von einer Gesellschaft praktischer Erzieher» (Hamburg, Wolfenbüttel, Wien, Braunschweig, 1785-1792), «Über Empfindsamkeit und Empfindelei in pädagogischer Hinsicht» (Hamburg, 1779).
7 «Wörterbuch der deutschen Sprache», Braunschweig, 1807-1811.
8 «Wörterbuch zur Erklärung und Verdeutschung der unserer Sprache aufgedrungenen fremden Ausdrücke», Braunschweig, 1801.
9 «Proben einiger Versuche von deutscher Sprachbereicherung» (Braunschweig, 1791), «Über die Reinigung und Bereicherung der deutschen Sprache» (Braunschweig, 1794), «Beiträge zur Beförderung der fortschreitenden Ausbildung der deutschen Sprache» (Braunschweig, 1795-1797).