Научная статья на тему 'Иоахим Генрих Кампе в культурной, педагогической и лингвистической парадигме Германии конца XVIII - начала XIX века'

Иоахим Генрих Кампе в культурной, педагогической и лингвистической парадигме Германии конца XVIII - начала XIX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
518
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И. Г. КАМПЕ / ГЕРМАНИЯ / ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ / XVIII-XIX ВВ / J. H. CAMPE / GERMANY / THE INLIGHTMENT / HISTORY OF CULTURE / HISTORY OF PEDAGOGY / HISTORY OF LINGUISTICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лукин Олег Владимирович

В статье дается описание жизни и творчества известного педагога, литератора, издателя и лингвиста И. Г. Кампе, первого учителя братьев А. и В. фон Гумбольдтов. Автор публикации показывает культурную, педагогическую и лингвистическую парадигму Германии на рубеже XVIII и XIX вв. и анализирует роль И. Г. Кампе в этой парадигме. В работе содержится значительное количество фактического материала, прежде всего, имен деятелей немецкого Просвещения, с которыми так или иначе был связан Кампе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Joachim Heinrich Campe in cultural, academic and linguistic paradigm of the late 18th early 19th century Germany

The article presents a description of life and scientific work of J. H. Campe, a famous author, editor and linguist, the first educator of the Humboldt brothers, Alexander and William. The author of the article draws a picture of a cultural, educational and linguistic paradigm of Germany at the turn of the 18th and 19th centuries and evaluates the role of J. H. Campe in this paradigm. The article carries a great amount of factual material, particularly, names of representatives of the German Inlightment in some way or other associated with J. H. Campe.

Текст научной работы на тему «Иоахим Генрих Кампе в культурной, педагогической и лингвистической парадигме Германии конца XVIII - начала XIX века»

УДК 008:316.42

О. В. Лукин

Иоахим Генрих Кампе в культурной, педагогической и лингвистической парадигме Германии конца XVIII - начала XIX века

В статье дается описание жизни и творчества известного педагога, литератора, издателя и лингвиста И. Г. Кампе, первого учителя братьев А. и В. фон Гумбольдтов. Автор публикации показывает культурную, педагогическую и лингвистическую парадигму Германии на рубеже XVIII и XIX вв. и анализирует роль И. Г. Кампе в этой парадигме. В работе содержится значительное количество фактического материала, прежде всего, имен деятелей немецкого Просвещения, с которыми так или иначе был связан Кампе.

Ключевые слова: И. Г. Кампе, Германия, эпоха Просвещения, история культуры, история педагогики, история языкознания, XVIII-XIX вв.

O. V. Lukin

Joachim Heinrich Campe in cultural, academic and linguistic paradigm of the late 18th early 19th century Germany

The article presents a description of life and scientific work of J. H. Campe, a famous author, editor and linguist, the first educator of the Humboldt brothers, Alexander and William. The author of the article draws a picture of a cultural, educational and linguistic paradigm of Germany at the turn of the 18th and 19th centuries and evaluates the role of J. H. Campe in this paradigm. The article carries a great amount of factual material, particularly, names of representatives of the German Inlightment in some way or other associated with J. H. Campe.

Keywords: J. H. Campe, Germany, the Inlightment, history of culture, history of pedagogy, history of linguistics.

Известные немецкие ученые Вильгельм (Friedrich Wilhelm Christian Carl Ferdinand) и Александр (Friedrich Wilhelm Heinrich Alexander) фон Гумбольдты появились на свет в Потсдаме в родовом замке Тегель в 1767 и 1769 гг. соответственно. Их ранние годы пришлись на времена правления прусского короля Фридриха II Великого (17121786), яркого представителя просвещенного абсолютизма.

Как известно, культурная парадигма эпохи Просвещения в Германии, с одной стороны, была обусловлена раздробленностью страны, с другой -находилась под сильным влиянием и формировалась при самом деятельном участии самодержавных монархов (таковым, к примеру, в Пруссии был король Фридрих Великий, в Брауншвейге -герцог Карл Вильгельм Фердинанд). Главным немецким просветителем принято считать великого философа И. Канта (Immanuel Kant, 17241804).

Мать обоих братьев баронесса М.-Э. фон Голь-веде, урожденная фон Коломб (Marie-Elisabeth von Holwede, geborene von Colomb, 1741-1796) в 1766 г. вышла замуж за камергера А. Г. фон Гумбольдта (Alexander Georg von Humboldt, 1720-

1779). Одной из ее величайших заслуг является последовательное планирование и осуществление образования сыновей Вильгельма и Александра. Образование братьев Гумбольдтов, несомненно, находилось под большим влиянием эпохи Просвещения.

Первым учителем в семье Гумбольдтов был И. Г. Кампе (Joachim Heinrich Campe, 1746-1818), впоследствии известный педагог, писатель, лингвист и издатель. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона находим весьма скупые строки об этом человеке, который был домашним учителем братьев Гумбольдтов, «...позднее учителем и директором известного Филантропина в Дессау, затем открыл собственное учебное заведение возле Гамбурга. В педагогических своих сочинениях он проповедует трезво-практическое воспитание» [2, с. 214]. Автор энциклопедической статьи особо подчеркивает его переводческие и литературные успехи: «.особую популярность ему дал его "Robinson Crusae1", появившийся в трех различных обработках, из которых каждая имела свыше ста изданий, и переведенный на многие языки; усердно читались и его "Entdeckung von America" и "Theophron" Ему принадлежат, кроме того, 38

© Лукин О. В., 2017

томов "Kinder- und Jugendschriften" и 19 томов "Merkwürdige Reisebeschreihungen"» [2, с. 214].

Впрочем, не самым должным образом оценивались лингвистические произведения Кампе: «Его лингвистические труды, с точки зрения современной науки, несостоятельны ('Wörterbuch der deutschen Sprache", 'Wörterbuch zur Erklärung und Verdeutschung der unserer Sprache aufgedrungenen fremden Wörter")» [2, с. 214]. В конце словарной статьи ее автор говорит о вкладе Кампе в педагогику уже не как учителя-практика ученого-педагога, а как издателя: «Немаловажное значение для своего времени имели изданные им 16 томов «Revision des gesammten Schul- und Erziehungswesens2» [2, с. 214].

Для того чтобы составить более полный портрет этого действительно интересного человека эпохи Просвещения, попытаемся кратко осветить основные биографические данные и оценить его вклад в развитие педагогики, литературы и языкознания этого периода.

И. Г. Кампе родился 29 июня 17463 года в деревне Деензен недалеко от Хольцминдена на Ве-зере в герцогстве Брауншвейг-Вольфенбюттель. Он был пятым из восьми детей Б. Х. Кампе (16951760), незаконнорожденного сына местного дворянина. Двенадцати лет Иоахим Генрих потерял отца, а через два года, летом 1760 г., он ушел из дома в монастырскую школу Хольцминдена4. Весной 1765 г. молодой человек начал изучать богословие в университете г. Гельмштедта5.

Его учителями были профессор греческого языка и богословия И. Б. Карпцов (Johann Benedikt Carpzov IV), автор церковных песнопений В. А. Теллер (Wilhelm Abraham Teller, 17341804). И. Б. Карпцов, представитель знаменитой семьи ученых богословов и филологов, получил фундаментальную филологическую подготовку: его учителями были И. М. Геснер (Johann Matthias Gesner, 1691-1761) и И. А. Эрнести (Johann August Ernesti, 1707-1781). В христианской догматике он был строгим лютеранином и оспаривал рационалистический учебник христианской веры своего младшего коллеги В. А. Теллера. Будучи блестящим знатоком греческого языка, он опубликовал ряд работ по классической филологии [11, с. 22-23]. В. А. Теллера называют остроумным, энергичным, находчивым и искренним богословом эпохи Просвещения, занимавшим исключительное положение во второй половине XVIII в. Его «Учебник христианской веры», опубликованный в Гельмштедте и Галле в 1764 г., нашел ожесточенное сопротивление в церковных кругах

Центральной Германии. Покровителем Теллера стал король Фридрих Великий, который назначил его в 1767 г. членом высшего совета консистории и старшим пастором в Берлине. В 1786 г. Теллера избирают действительным членом Берлинской Академии наук [13, с. 556].

Изучение Библии, греческого, древнееврейского языков и, разумеется, латыни больше всего занимало юного Кампе. Уже через год он прочитал свою первую проповедь в деревенской церкви в Хайнаде. На это же время приходятся и его первые поэтические и сатирические произведения.

Особое признание получило его печатное сочинение о «бессмертности человеческой души», которую юный автор объяснял с позиций не только богословия, но и философии. Здесь мы можем говорить о значительном влиянии на студента Кампе и Г. Х. Байрайса (Gottfried Christoph Beireis, 1730-1809), университетского профессора химии и медицины. Человек многогранных знаний и выдающего таланта, он был загадочным явлением, на которого с восхищением смотрели его современники [9, с. 293]

Одержимый патриотическими чуствами, Кампе принимает самое деятельное участие в работе «Герцогского немецкого общества» («Herzogliche Deutsche Gesellschaft»), целью которого было изучение и сохранение чистоты немецкого языка, и 1 августва 1767 г. читает сочиненное им стихотворное приветствие ко дню рождения герцога Карла Вильгельма Фердинанда (Karl Wilhelm Ferdinand von BraunschweigWolfenbüttel, 1735-1806).

Весной 1768 г. И. Г. Кампе для продолжения образования отправляется в университет г. Галле, где преподавал профессор И. С. Землер (Johann Salomo Semler, 1725-1791) - главный представитель богослововия эпохи Просвещения. И. С. Землер был известнейшим немецким церковным историком, одним из

основоположников библейской критики [12, с. 698]. Однако, несмотря на привязанность к этому человеку, жизнь в Галле тяготила юношу, и уже весной следующего года он отправляется в столицу Пруссии Берлин.

По рекомендации В. А. Теллера молодого человека приглашает в замок Тегель камергер А. Г. фон Гумбольдт в качестве воспитателя сына своей жены от первого брака Фердинанда фон Гольведе (1763-1817). Четыре года спустя, в августе 1773 г., Кампе становится полковым священником в

Иоахим Генрих Кампе в культурной, педагогической и лингвистической парадигме Германии концаXVIII — началаXIX века

Потсдаме. Служа в полку, которым командовал кронпринц, будущий король Фридрих Вильгельм II, молодой священник разрабатывает план воспитания сына кронпринца - будущего прусского короля Фридриха Вильгельма III (1770-1840).

Через два года И. Г. Кампе снова возвращается в замок Тегель, чтобы преподавать начальные основы знаний восьмилетнему Вильгельму и шестилетнему Александру. Разумеется, тогда он не мог подозревать, кем станут его юные воспитанники. Всего год Кампе проработал домашним учителем братьев А. и В. Гумбольдтов, но на всю жизнь сохранилась сердечная привязанность с обеих сторон. На это же время приходятся и его литературные опыты, и переписка с известнейшим немецким поэтом Ф. Г. Клопштоком (Friedrich Gottlieb Klopstock, 1724-1803), сторонником «чувствительного» Просвещения и восторженным поклонником Фридриха Великого [10, I, 24-25].

Уже в мае 1776 г. по приглашению знаменитого немецкого педагога, основателя педагогического течения филантропизма И. Б. Базедова (Johann Bernhard Basedow, 1724-1790) И. Г. Кампе переехал в Дессау, в открытую в 1774 г. «школу человеколюбия и добрых нравов» - филантропию (Philanthropinum). В этой школе работали такие известные немецкие педагоги-реформаторы, как Э. Х. Трапп (Ernst Christian Trapp, 1745-1818), Х. Г. Зальцманн (Christian Gotthilf Salzmann, 17441811) и Х. Г. Вольке (Christian Heinrich Wolke, 1741-1825). Развитие филантропизма в Германии XVIII столетия также нельзя не оценивать иначе как проявление Просвещения в образовании и развитие идей Ж.-Ж. Руссо на немецкой земле.

Вклад И. Г. Кампе в развитие филантропизма как направления педагогической мысли эпохи Просвещения получил, на наш взгляд, достойную оценку современными отечественными историками педагогики, ср.: «Йоахим Генрих Кампе весьма отчетливо провозглашал идеи независимости школы от государства, поощрения здорового соперничества между учебными заведениями. Кам-пе исходил из убеждения, что общество должно соблюдать права каждого человека и предоставлять ему возможность для свободного развития. Он настаивал на правомерности свободы совести в школе и отмене обязательного религиозного обучения, а также на необходимости распространения любых наук и искусств, которые не наносят вреда обществу» [3, с. 183].

В следующем, 1777 г. И. Г. Кампе был приглашен в качестве воспитателя сыновей владельца

крупного торгового дома Я. Беля. Тогда же в окрестностях Гамбурга Кампе организовал свое собственное воспитательное учреждение. В это время он активно общался со своими знакомыми из Берлина и Гамбурга, в число которых входили крупнейшие представители немецкого Просвещения поэт Ф. Г. Клопшток (Friedrich Gottlieb Klopstock, 1724-1803), писатель и журналист М. Клаудиус (Matthias Claudius, 1740-1815), поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель Г. Э. Лессинг (Gotthold Ephraim Lessing, 1729-1781). Кампе был вхож в дома врача, естествоиспытателя и экономиста И. А. Г. Реймаруса (Johann Albert Heinrich Reimarus, 1729-1814) и гамбургского торговца и просветителя Г. Г. Зиверкинга (Georg Heinrich Sieveking, 1751-1799).

С 1779 г. И. Г. Кампе начинает издавать «Маленькую детскую библиотеку», на это время приходится издание его романов «Робинзон младший» и «Открытие Америки». Они имели огромный успех и сделали автора финансово независимым. За ними последовали «Замечательные путешествия», «Краткая психология, или учение о душе для детей», «Каролинушка, или добрая дочь» и другие [8]. Вместе с Х. Ф. Вайсе (Christian Felix Weiße, 1726-1804) и Х. Г. Зальцманном И. Г. Кампе по праву относится к основателям жанра литературы для детей и юношества. И. Г. Кампе стал одним из популярнейших детских писателей конца XVIII - начала XIX в.

Весной 1783 г. Кампе переезжает в Триттау (в нынешней федеральной земле Шлезвиг-Гольштиния) и целиком посвящает себя научно -педагогической деятельности. Он размышляет о педагогических воззрениях Ж.-Ж. Руссо, занимается вопросами профессионального воспитания, формирования характера. Разумеется, педагогические работы Кампе не ограничивались только этим периодом: они выпускались с 1777 по 1792 г., и немалая их часть была посвящена воспитанию девочек6.

В 1787 г. Кампе основывает свой издательский и книготорговый дом «Braunschweigische Schulbuchhandlung», которым с 1799 г. руководит его зять - знаменитый немецкий издатель И. Ф. Фивег (Johann Friedrich Vieweg, 1761-1835). В издательском деле Кампе покровительствовал сам герцог Брауншвейгский Карл Вильгельм Фердинанд, который защищал его от прусской цензуры, предоставил субсидию для покупки здания издательства и освободил от почтовых сборов пересылку книг. А уже в 1788 г. герцог приглашает

педагога в Вольфенбюттель, где тот под руководством известного государственного и политического деятеля, будущего канцлера Пруссии К. А. фон Гарденберга (Karl August von Hardenberg, 1750-1822), начинает реформы в народном образовании.

Интересен и такой факт, что со своим бывшим учеником В. фон Гумбольдтом Кампе в конце июля 1789 г., через несколько дней после штурма Бастилии, отправляется в революционный Париж. Его политическая жизнь продолжилась в 1807 г., когда он стал депутатом от Брауншвейга в Кассе-ле, столице созданного Наполеоном королевства Вестфалии. Однако политические события и тяжелая болезнь заставили ученого оставить эту деятельность.

В те годы его творческий потенциал нашел свое новое применение - языкознание. И. Г. Кампе - составитель двух солидных слова-

~ ~ 7

рей: это пятитомный словарь немецкого языка и двухтомный словарь иностранных заимствований в немецком языке8. «Словарь немецкого языка» И. Г. Кампе - один из авторитетнейших лексикографических источников начала XIX в., наряду со словарями И. К. Аделунга и Т. Гейнзиуса [1, с. 254], «...два крупнейших немецких лексикографа XVIII в. И. К. Аделунг и Й. Г. Кампе разрабатывают структуру словарной статьи толкового словаря, которая, в основных своих чертах, используется при создании словарей и по сей день. Ученые одними из первых обращаются к семантической структуре слова и проводят достаточно глубокий анализ каждой из лемм, тем самым создавая прочный фундамент для дальнейшего развития немецкоязычной толковой лексикографии» [7, с. 82-83].

Второй словарь с несколько тяжеловесным для современного читателя названием «Словарь объяснения и онемечивания проникших в наш язык чужих выражений» был впервые издан в 1801 г. и затем неоднократно переиздавался. В нем хорошо видна пуристическая концепция И. Г. Кампе. При этом его языковой пуризм, как утверждают современные исследователи, был «...лишен того фанатизма и категоричности, который был свойственен его предшественникам. Цель языковеда - не просто очистить немецкий язык от иноязычных заимствований, а сохранить его в первозданном виде. Он стремился сделать язык общедоступным, сохранив в нем естественность, красоту и изящность форм» [5, с. 139]. Кроме словарей, И. Г. Кампе написал и издал еще несколько научных трудов о развитии словарного состава немец-

кого языка, в которых нашли отражение его пури-

9

стические воззрения .

В этом смысле лингвистическую концепцию И. Г. Кампе вполне правомерно сравнивают с концепцией известного российского пуриста XIX в. А. С. Шишкова (1754-1841) (ср., например, [4]), в чьем переводе многие сочинения немецкого писателя и педагога увидели свет в России. Как известно, в начале 1780-х гг. А. С. Шишков, который только что закончил курс гардемарина и служил в Морском кадетском корпусе, начал перевод «Маленькой детской библиотеки» И. Г. Кампе. Перевод А. С. Шишкова не был собственно переводом - будущий адмирал заменял немецкие имена русскими, добавлял российский колорит. В полном виде эта работа, известная как «Собрание детских повестей» и ставшая первой созданной для детей книгой в России, была издана в 18061807 гг. и многократно переиздавалась вплоть до 1842 г. [6, с. 116].

Научное творчество И. Г. Кампе находит свое признание уже ближе к концу его жизни: в 1809 г. его alma mater Гельмштедтский университет присваивает ему степень почетного доктора богословия, а в 1810 г. Баварская Академия Наук избирает его своим иностранным членом. И. Г. Кампе скончался в Брауншвейге 22 октября 1818 г. зажиточным бюргером и почти забытым деятелем немецкого Просвещения...

Библиографический список

1. Ахметсагирова, Л. И. Немецко-русский словарь 1834-35 гг. и его иностранные лексикографические источники [Текст] / Л. И. Ахметсагирова // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2015. - Т. 157. - Кн. 5. - С. 254-269.

2. Брокгауз, Ф. А. Кампе [Текст] / Ф. А. Брокгауз // Брокгауз, Ф. А., Ефрон, И. А. (Изд.) Энциклопедический словарь. Т. XIV. - СПб. : Типо-Литография И. А. Ефрона, 1895. - С. 214.

3. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст] / А. Н. Джуринский. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

4. Земскова, Е. Е. Русская рецепция немецких представлений о нации в конце XVIII - начале XIX века. : дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01. [Текст] / Е. Е. Земскова. - М., 2002. - 213 с.

5. Коровкина, А. А. Основные принципы пуристической концепции И. Г. Кампе [Текст] / А. А. Коровкина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2015. - № 1. - С. 137-139.

6. Полежаева, Т. В. «Сей старец дорог нам...»: к вопросу о политическом поведении А. С. Шишкова [Текст] / Т. В. Полежаева // Вестник Томского государственного университета. История. - 2014. - № 3 (29). - С. 116-122.

Иоахим Генрих Кампе в культурной, педагогической и лингвистической парадигме Германии концаXVIII — началаXIX века

7. Смолоногина, Е. А. Восемнадцатый век в истории немецкой лексикографии [Текст] / Е. В. Смолоногина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015. - № 3. -С. 80-83.

8. Чехов, Н. В. Кампе [Текст] / Н. В. Чехов // Литературная энциклопедия : в 11 т. - [М.], 1929-1939. -Т. 5. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1931. - Стб. 91-92.

9. Hirsch, А. Beireis, Gottfried Christoph / A. Hirsch // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 2, Duncker & Humblot, Leipzig 1875. -S. 293-294.

10. Leyser, J. Joachim Heinrich Campe: Ein Lebensbild aus dem Zeitalter der Aufklärung / J. Leyser. Bde. I, II. - Braunschweig: Druck und Verlag von Friedrich Vieweg und Sohn, 1877. - X; 420, 414 S.

11. Siegfried, С. Carpzov, Johann Benedict / C. Siegfried // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 4. - Leipzig: Duncker & Humblot, 1876. -S. 22-23.

12. Tschackert, P. Semler, Johann Salomo / P. Tschackert // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 33. - Leipzig: Duncker & Humblot, 1891. -S. 698-704.

13. Tschackert, P. Teller, Wilhelm Abraham / P. Tschackert // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 37. - Leipzig : Duncker & Humblot, 1894. -S. 556-558.

Bibliograficheskij spisok

1. Ahmetsagirova, L. I. Nemecko-russkij slovar' 1834-35 gg. i ego inostrannye leksikograficheskie istochniki [Tekst] / L. I. Ahmetsagirova // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki. -2015. - T. 157. - Kn. 5. - S. 254-269.

2. Brokgauz, F. A. Kampe [Tekst] / F. A. Brokgauz // Brokgauz, F. A., Efron, I. A. (Izd.) Jenciklopedicheskij slovar'. T. XIV. - SPb. : Tipo-Litografija I. A. Efrona, 1895. - S. 214.

3. Dzhurinskij, A. N. Istorija pedagogiki [Tekst] / A. N. Dzhurinskij. - M. : VLADOS, 2000. - 432 s.

4. Zemskova, E. E. Russkaja recepcija nemeckih predstavlenij o nacii v konce XVIII - nachale XIX veka. : dis. ... kandidata filologicheskih nauk : 10.01.01. [Tekst] / E. E. Zemskova. - M., 2002. - 213 s.

5. Korovkina, A. A. Osnovnye principy puristicheskoj koncepcii I. G. Kampe [Tekst] / A. A. Korovkina // Vest-nik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Lingvistika i mezhkul'turnaj a kommunikacija. - 2015. -№ 1. - S. 137-139.

6. Polezhaeva, T. V. «Sej starec dorog nam...»: k vo-prosu o politicheskom povedenii A. S. Shishkova [Tekst] / T. V. Polezhaeva // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istorija. - 2014. - № 3 (29). - S. 116-122.

7. Smolonogina, E. A. Vosemnadcatyj vek v istorii nemeckoj leksikografii [Tekst] / E. V. Smolonogina //

Vestnik Vjatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. - 2015. - № 3. - S. 80-83.

8. Chehov, N. V. Kampe [Tekst] / N. V. Chehov // Literaturnaja jenciklopedija : v 11 t. - [M.], 1929-1939. -T. 5. - [M.]: Izd-vo Kom. Akad., 1931. - Stb. 91-92.

9. Hirsch, A. Beireis, Gottfried Christoph / A. Hirsch // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 2, Duncker & Humblot, Leipzig 1875. -S. 293-294.

10. Leyser, J. Joachim Heinrich Campe: Ein Lebensbild aus dem Zeitalter der Aufklärung / J. Leyser. Bde. I, II. - Braunschweig: Druck und Verlag von Friedrich Vieweg und Sohn, 1877. - X; 420, 414 S.

11. Siegfried, S. Carpzov, Johann Benedict / C. Siegfried // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 4. - Leipzig: Duncker & Humblot, 1876. -S. 22-23.

12. Tschackert, P. Semler, Johann Salomo / P. Tschackert // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 33. - Leipzig: Duncker & Humblot, 1891. -S. 698-704.

13. Tschackert, P. Teller, Wilhelm Abraham / P. Tschackert // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 37. - Leipzig : Duncker & Humblot, 1894. -S. 556-558.

1 Так в оригинале. - О. Л.

2 «Ревизия всего школьного и воспитательского дела».

3 Все биографические данные мы приводим по книге J. Leyser [10].

4 Ныне школа носит имя И. Г. Кампе.

5 Университет просуществовал с 1576 по 1810 г. Среди его профессоров был известный итальянский ученый Джордано Бруно.

6 «Sittenbüchlein für Kinder aus gesitteten Ständen» (Dessau, 1777), «Pädagogische Unterhandlungen» (Dessau, 1777), «Sammlung einiger Erziehungsschriften» (Leipzig, 1778), «Theophron oder Der erfahrene Ratgeber für die unerfahrene Jugend» (Bd. 1 Hamburg, 1783; Bd. 2 Hamburg, 1783), «Väterlicher Rath für meine Tochter. Ein Gegenstück zum Theophron, der erwachsenen weiblichen Jugend gewidmet» (Braunschweig, 1789), «Allgemeine Revision des gesamten Schul- und Erziehungswesens. Von einer Gesellschaft praktischer Erzieher» (Hamburg, Wolfenbüttel, Wien, Braunschweig, 1785-1792), «Über Empfindsamkeit und Empfindelei in pädagogischer Hinsicht» (Hamburg, 1779).

7 «Wörterbuch der deutschen Sprache», Braunschweig, 1807-1811.

8 «Wörterbuch zur Erklärung und Verdeutschung der unserer Sprache aufgedrungenen fremden Ausdrücke», Braunschweig, 1801.

9 «Proben einiger Versuche von deutscher Sprachbereicherung» (Braunschweig, 1791), «Über die Reinigung und Bereicherung der deutschen Sprache» (Braunschweig, 1794), «Beiträge zur Beförderung der fortschreitenden Ausbildung der deutschen Sprache» (Braunschweig, 1795-1797).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.