УДК 811
О. В. Лукин
Грамматические труды Августа Вильмара в парадигме немецкой лингвофилософии и лингводидактики XIX века
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 17-04-00200
В представленной работе сообщается о месте грамматических трудов А. Ф. Х. Вильмара в парадигме немецкой лингвофилософии и лингводидактики XIX века. Автор публикации описывает его деятельность как богослова, политика, педагога, историка и грамматиста. Хотя грамматические труды А. Ф. Х. Вильмара не могут претендовать на статус самостоятельного грамматического учения, однако они способствовали популяризации новых идей немецкого языкознания - идей Я. Гримма, В. фон Гумбольдта, К. Ф. Беккера. В статье приводится подробная информация о его научных - лингвистических, литературоведческих, богословских - публикациях.
Ключевые слова: Я. Гримм, А. Ф. Х. Вильмар (1800-1868), лингвоисториография, лингвофилософия, лингводидактика, грамматика немецкого языка, Германия, XIX в.
O. V. ЬиКт
Grammar Studies by Augustus Vilmar under the Paradigm of the XIX-th century German Philosophy of Language and Linguodidactics
The presented work reports on the place of A. F. Chr. Vilmar's grammar studies under the paradigm of the XIX century German philosophy of language and linguodidactics. The author describes his activities as a theologian, politician, teacher, historian and grammarian. Although A. F. Chr. Vilmar's grammar studies can not claim the status of an independent grammatical doctrine, they contributed to the popularization of new ideas of German linguists, such as J. Grimm, V. von Humboldt, K. F. Becker. The article provides detailed information on his scientific publications on linguistics, literature, and theology.
Keywords: J. Grimm, A. F. Chr. Vilmar (1800-1868), history of linguistics, linguistic philosophy, linguodidactics, German grammar, Germany, XIX century.
Август Вильмар (August Friedrich Christian Vilmar, 1800-1868) известен прежде всего как богослов, политик гессенского масштаба, педагог, историк литературы и значительно меньше - как грамматист. Однако все грани таланта этого несомненно незаурядного человека не могли не быть между собой в самой тесной взаимосвязи.
Автор статьи в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, сообщает, в частности, что А. Ф. Х. Вильмар «... по окончании образования в Марбурге был учителем гимназии; в качестве члена гессенского собрания земских чинов и затем члена церковной и школьной комиссии (1831) имел большое влияние на дело народного образования в Гессене, стараясь дать ему строгий церковно-консервативный характер. Позднее В.[ильмар] был директором марбургской гимназии, профессором] богословия в Марбургском универс.[итете], членом совета министра внутренних дел и заместителем генерал-суперинтенданта...» [1, с. 378].
Самую широкую известность
А. Ф. Х. Вильмар получил в первую очередь как лютеранский богослов. Он родился в пасторской семье, его мать была дочерью пастора, пасторами
были его братья Вильгельм (Wilhelm Vilmar, 18041884) и Лео (Leo Vilmar, 1815-1898), один из его сыновей Адальберт Леонард (Adalbert Leonhard Vilmar, 1830-1896), муж его дочери Вильгельм Хельдманн (Wilhelm Gustav Adolf Heldmann, 1829-1905), мужья его сестер Вильгельм Дейх-манн (Wilhelm Deichmann, 1799-1854) и Леонард Шиллинг (Leonhard Schilling, 1799-1879) [9]. Большинство его трудов посвящены богословию. С 1861 по 1866 годы он издавал журнал «Pastoraltheologische Blätter». Самыми известными его богословскими трудами являются «Die Theologie der Thatsachen wider die Theologie der Rhetorik» (1856), «Geschichte des Konfessionsstandes der evangelischen Kirche in Hessen» (1860), «Die Gegenwart und die Zukunft der niederhessischen Kirche» (1867), «Luther, Melanchthon, Zwingli» (1869), «Die Augsburgische Konfession» (1870), «Lehre vom geistlichen Amt» (1870), «Theologische Moral» (1871), «Christliche Kirchenzucht» (1872), «Pastoraltheologie» (1872), «Dogmatik» (1874), «Predigten and geistliche Reden» (1876).
Описывая незаурядную общественно-политическую карьеру А. Ф. Х. Вильмара,
© Лукин О. В., 2018
Г. Гарфельд называет его одним из величайших богословов XIX столетия, который опередил свое время: «Кратко сформулированное учение о церкви А. Ф. Х. Вильмара представляет собой понимание церкви как лечебного учреждения и подчеркивает Божественное установление духовной должности» [2, с. 73].
Вместе с тем, значительная часть деятельности А. Ф. Х. Вильмара была непосредственно связана с преподаванием - и не только богословия, но и филологических дисциплин. Сразу после окончания Марбургского университета, где он наряду с теологией изучал филологию, А. Ф. Х. Вильмар более трех лет (со 2 ноября 1820 по 14 декабря 1823) работает домашним учителем в семье фон Баумбаха. Вскоре после этого, 20 января 1824 года его назначают ректором городской школы в Ро-тенбурге на Фульде. Затем с 14 марта 1827 года он занимает должность четвертого учителя в гимназии Херсфельда, с 19 августа 1829 - третьего, а с 31 октября 1832 года - второго учителя в той же гимназии. В декабре 1832 Марбургский университет присудил ему ученую степень почетного доктора философии (honoris causa), а 16 апреля 1833 года А. Ф. Х. Вильмар стал директором кур-фюрстской гимназии в Марбурге. Его политическая деятельность также во многом была связана как с педагогикой, так и с богословием.
Еще в 1831 году А. Ф. Х. Вильмар стал представителем г. Херсфельда в сословном собрании Гессена, созванном на основании новой конституции. Здесь его активная деятельность была замечена, и он стал членом двух высших комиссий -одной по вопросам образования, другой - по церковным делам. Работая в последней, он нашел единомышленника в лице известного гессенского политика Л. Хассенпфлуга (Hans Daniel Ludwig Friedrich Hassenpflug, 1794-1862), мужа сестры братьев Гримм. Благодаря многолетней дружбе с ним А. Ф. Х. Вильмар и познакомился со знаменитыми немецкими филологами. После того, как Л. Хассенпфлуг стал министром внутренних дел, А. Ф. Х. Вильмар получил весьма влиятельную должность его референта [15, с. 716-717]. Свой следующий высокий пост - референта по церковным и школьным делам - А. Ф. Х. Вильмар получил только в марте 1850 года.
Продолжение его преподавательской деятельности последовало 27 октября 1855 года, когда курфюрст направил его в Марбургский университет на должность ординарного профессора теологии, где А. Ф. Х. Вильмар преподавал догматику, нравственное богословие, пасторальную теологию и другие богословские дисциплины [9].
Однако, как пишет один из первых биографов А. Ф. Х. Вильмара К. Барч, не станем давать характеристику его богословскому направлению, равно как и его педагогической, политической и литературной деятельности, поговорим о его заслугах в области немецкого языка и литературы [3, с. 113]. Труды А. Ф. Х. Вильмара, связанные с исследованием и преподаванием немецкого языка и литературы, были написаны во время его учительской и директорской деятельности в Хер-сфельде и Марбурге.
Одна из самых первых его работ «О языке, языкознании и преподавании языков» («Ueber Sprache, Sprachlehre und Sprachunterricht») появилась 21 января 1831 года в журнале «Всеобщий ежемесячный журнал воспитания и преподавания» (<«Allgemeine Monatsschrift für Erziehung und Unterricht»). В этой статье третий учитель гимназии Херсфельда размышляет об особенностях развития языкознания XIX столетия - философского столетия, пришедшего на смену XVIII веку - «веку париков, веку Готшеда, Аделунга и Кампе». На смену этим ученым пришел Якоб Гримм, которого А. Ф. Х. Вильмар называет представителем нового языкового мира. О специфическом восприятии Я. Гримма А. Ф. Х. Вильмаром красноречиво говорит, например, такое его высказывание: «Благодаря ему у нас открылся правильный духовный глаз, которым следует рассматривать язык, и который рассматривал его в течение последних двенадцати лет со все большей ясностью и четкостью. Благодаря ему до нашего истинного сознания дошло, что язык как необходимый органический продукт происходит из всего человеческого организма, и что его вообще нельзя постичь иначе как рассматривая и постигая его в происхождении и развитии» [14, с. 50]. Другим своим выдающимся современником А. Ф. Х. Вильмар считал К. Ф. Беккера с его работой «Организм языка». Оценивая его теорию,
A. Ф. Х. Вильмар особо подчеркивал необходимую связь языка с человеческим организмом, историй человечества и отдельных народов [14, с. 51].
Но вместе с тем А. Ф. Х. Вильмар выражает свое удивление, что не продолжается работа над другой стороной - над логической стороной филологического языкознания, потому что язык является «... истинным носителем глубочайшей внутренней сущности человека, живым органичным выражением его души, кристаллизацией последней» [14, с. 52]. В статье он излагает и интерпретирует некоторые идеи из известных ему работ
B. фон Гумбольдта: «Именно глубочайшие отношения человека к окружающему миру и мира к человеку явственно выражены в языке; ... именно в языке развитие человеческого рода ступень за
ступенью оставило самые явные и прочные документы - более явные, чем все истории, более прочные, чем тысячелетние постройки» [14, с. 52]. Значение языка для философии А. Ф. Х. Вильмар выражает нижеследующим парадоксом: «...ожидающееся в ближайшее время переустройство философии будет происходить от языка» (разрядка А. Ф. Х. Вильмара -О. Л.) [14, с. 53].
Весьма интересен его краткий обзор теоретической и учебной литературы по отдельным языкам, который характеризует молодого учителя не только как вполне зрелого преподавателя, но и как незаурядного полемиста и тонкого знатока своего дела - всего того, что связано с немецким языкознанием и лингводидактики XIX столетия. Говоря о греческой грамматике, А. Ф. Х. Вильмар называет работы Ф. Буттманна (Philipp Karl Buttmann, 1764-1829), Г. Германна (Johann Gottfried Jakob Hermann, 1772-1848), Г. Бернарди (Gottfried Bernhardy, 1800-1875), Р. Кюнера (Raphael Kühner, 1802-1878). Одной из самых замечательных латинских грамматик он называет грамматику К. Цумпта (Karl Gottlob Zumpt, 1792-1849). Причина этого ясна: «Цумпт, кажется, единственный, кто объясняет латинский язык латинским языком (не немецким, не абстрактной теорией формы и предложения)» [14, с. 56]. Учебники латинского языка Х. Г. Бредера (Christian Gottlieb Broeder, 1745-1819) Вильман предлагает поставить на полку истории грамматики как высокочтимый антиквариат. Анализируя недостатки латинской грамматики Л. Рамсгорна (Ludwig Ramshorn, 1768-1839), А. Ф. Х. Вильмар приводит слова Я. Гримма: «... языку нельзя обучать, ему можно только учиться» [14, с. 57]. В области французской грамматики, по мнению А. Ф. Х. Вильмара, дела обстоят самым плачевным образом.
Роль немецкой грамматики ученый оценивает необычайно высоко и вместе с тем парадоксально: «С немецкой грамматики началась новая жизнь в языкознании, и благодаря немецкой грамматике такое положение дел остается до настоящего времени и будет, очевидно, оставаться и дальше» [14, с. 57]. Однако он сожалеет о том, что немецкий язык сейчас попал в руки к такому количеству ремесленников, задача которых состоит в том, чтобы «. вымесить немецкую грамматику в таком виде, чтобы она была пригодной и съедобной для народной школы» [14, с. 57].
Важным качеством грамматики
А. Ф. Х. Вильмар считает ее многогранное воспитательное значение, ср.: «В языке юноша должен воспитываться; серьезная грамматика - предмет,
который он должен охватить целиком и который должен заполнить его душу... В языке должны развиваться чувства юноши, язык должен быть носителем и знаком его первых самостоятельных воззрений, язык должен давать ему твердость, ясность, но вместе с тем, живость и полноту. Язык должен отсылать его к самому себе, внутрь его души.» [14, с. 58].
При этом речь идет, разумеется, о родном языке учащихся - о немецком языке, ср.: «Но там, где в определенное время должны быть достигнуты определенные ощутимые цели, латинский или даже греческий языки непригодны. Это касается всех сельских школ, включая бюргерские школы маленьких городов. Здесь один лишь немецкий язык должен быть предметом языкового преподавания и там, где это только возможно, заменять собой классические языки» [14, с. 60].
Статья заканчивается призывом поставить языковой образование, в том числе, обучение родному языку, на качественно новый уровень, который должен соответствовать как современным достижениям языкознания, так и потребностям школьного образования, и в конечном итоге - потребностям общества: «Но то, что пришло время для гимназий сделать еще один шаг по сравнению с тем, какие были сделаны раньше, время, привести будущих ученых и воспитателей народа на паперть храма нашего родного языка, не подлежит сомнению» [14, с. 61]
К филологическому наследию А. Ф. Х. Вильма-ра относится немало произведений. В их числе книга «De genitivi casus syntaxi quam praebeat Harmonía Evangeliorum saxonica dialecto seculo IX conscripta commentatio», опубликованная в Мар-бурге в 1834 году. На следующий год он опубликовал позднесредневерхненемецкое стихотворение «Von der stete ampten und von der fursten ratgeben». Работа о топонимах Кургессена («Die Ortsnamen in Kurhessen») вышла в свет в 1837 году в первом номере журнала общества гессенской истории и страноведения. В 1839 году появилась обольшая литературоведческая работа А. Ф. Х. Вильмара «Die zwei Recensionen und die Handschriftenfamilien der Weltchronik Rudolf's von Ems».
Годы директорства в Марбургской гимназии Э. Шредер (Edward Karl W. Schröder, 1858-1942) называет самым плодотворным и счастливым временем для штудий А. Ф. Х. Вильмара: они увенчались «Лекциями по истории немецкой национальной литературы» («Vorlesungen über die Geschichte der deutschen National-Litteratur»), которые он читал зимой 1843/44 перед образованной публикой Марбурга, а в 1845 году опубликовал практически в неизменном виде, за годы жизни
автора было выпущено двенадцать изданий «Истории немецкой национальной литературы» («Geschichte der deutschen National-Litteratur» - под этим названием книга выходила начиная с третьего издания) [8, с. 721].
Однако самым значительным грамматическим произведением А. Ф. Х. Вильмара являются его «Начала немецкой грамматики» (полное название первого тома этой работы гласит: «Начала немецкой грамматики, прежде всего для старших классов гимназий. I. Фонетика и учение о флексии наряду с готскими и древневерхненемецкими текстами», нем. Anfangsgründe der deutschen Grammatik, zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. I. Lautlehre und Flexionslehre nebst gothischen und althochdeutschen Sprachproben). Первое издание этого труда работы вышло в 1840 году и быстро разошлось. В предисловии ко второму изданию автор особо подчеркивает связь своей грамматики с великим творением Якоба Гримма, говоря, что его книга - это только отрывок из его грамматики. Учиться только у Якоба Гримма, и в области немецкой грамматики учиться только у него желает А. Ф. Х. Вильмар не только всем учителям, но и всем ученикам гимназий, ср.: «Я надеюсь, что наша молодежь извлечет из грамматики Гримма больше, чем немецкую грамматику: немецкий образ мыслей и верный, прочный, образованный исторический дух» [11, с. III]. Старые рельсы, по которым немецкая грамматика с трудом двигалась в гимназическом преподавании, стали, по его мнению, настолько разъезженными, что их необходимо покинуть; особенно это касается морфологии.
Вышедшее в 1841 году второе издание первого тома «Начал немецкой грамматики» вызвало самое горячее одобрение. Так, рецензент издания «Literarische Zeitung» пишет: «С радостью приветствуем мы эту работу и рекомендуем ее всем, кто расположен к научному восприятию немецкого языка, не имея возможности специально заниматься его подробным изучением» [7, с. 692]. Далее рецензент подчеркивает значение, которое А. Ф. Х. Вильмар придавал языковым и литературным штудиям не только для науки, прежде всего, филологии, но и для подъема немецкого духа и немецкого образа мыслей [7, с. 692].
Три года спустя, в 1844 году, в «Heidelberger Jahrbücher der Literatur» была опубликована еще одна рецензия - известного немецкого и австрийского германиста, автора средневерхненемецкой и нововерхненемецкой грамматики К. А. Хана (Karl August Hahn, 1807-1857), экстраординарного профессора Гейдельбергского университета, впоследствии - профессора в Пражском, затем - Вен-
ском университетах. В своей рецензии К. А. Хан размышляет о значении грамматики Я. Гримма, которая оказала большое влияние на его современников: «В Гримме объединяется все, чтобы способствовать изучению нашего родного языка, чтобы наконец-то ограничить безвкусие и невежество, которые прежде царили в этой области» [6, с. 245-246]. По мнению рецензента, А. Ф. Х. Вильмар прекрасно знает грамматику Я. Гримма, и предлагаемый ее краткий обзор вполне хорошо рассчитан на точку зрения школьника и правомерно ограничивается готскими и верхненемецкими диалектами. Критические замечания К. А. Хана касались в числе прочего отсутствия описания некоторых готских глагольных форм, которые были описаны в древневерхненемецком: объем книги от этого увеличился бы ненамного, но работа бы сильно выиграла в плане ее практической ценности [6, с. 247].
Третье издание грамматики А. Ф. Х. Вильмара, вышедшее в 1850 году, представляло собой исправленную и дополненную редакцию второго издания. В предисловии к нему автор перечисляет сделанные им дополнения, например, в отношении учения о ступенях аблаута, некоторые дополнения в учении о нововерхненемецких согласных, в текстах - выдержки из Муспилли и Отфрида [10, с. VI]. Вышедшее в 1855 году четвертое издание «Начал немецкой грамматики» было повторением третьего, пятое издание (1859 г.) содержало некоторые улучшения в форме издания, в шестом издании были лишь устранены опечатки, найденные в пятом.
Седьмое издание первого тома и первое посмертное издание всего труда вышло в 18701871 гг. и состоит из трех томов с одним общим названием «Начала немецкой грамматики, прежде всего для старших классов гимназий»: первый том - «Фонетика и учение о флексии наряду с готскими и древневерхненемецкими текстами» [11], второй том - «Немецкая метрика» [12], третий том - «Теория словообразования» [13].
Во введении к первому тому А. Ф. Х. Вильмар перечисляет три языковые семьи (Sprachstämme) -индогерманскую, чудскую и иберийскую (§ 1) и шесть групп индогерманских языков - греческий, латынь с романскими языками, славянские языки, древнепрусский с литовским и латвийским, кельтские языки, немецкие языки (die deutschen Sprachen) (§ 2). Последние делятся на четыре ветви - готский, северные языки (древнесеверный, датский и шведский), нижненемецкий язык и верхненемецкий язык (§ 3). В § 4 дается периодизация верхненемецкого языка, происходящего от готского: древневерхненемецкий - с 7 до середи-
ны 12 века, средневерхненемецкий - со второй половины 12 века до начала 16 века (перевод Библии Лютером), нововерхненемецкий - с начала 16 века. Пятый параграф введения посвящен краткому изложению закона Раска-Гримма, иллюстрации родства индоевропейских языков [11, с. 3-6].
Первая глава первого тома «Фонетика» («Lautlehre») дает краткое описание систем гласных и согласных готского, древневерхненемецкого, средневерхнемецкого и нововерхнемецкого языков [11, с. 6-38]. Вторая глава «Учение о флексии» («Flexionslehre») состоит из двух разделов: A. Спряжение (Conjugation) [11, с. 39-61] и B. Склонение (Declination) [11, с. 61-80]. Приложение (Anhang) содержит выдержки из готских и древневерхненемецких текстов (соответственно Gothische Sprachproben и Althochdeutsche Sprachproben) [11, с. 81-94].
Второй том грамматики А. Ф. Х. Вильмара «Немецкая метрика в ее историческом развитии» («Deutsche Verskunst nach ihrer geschichtlichen Entwickelung») появился в 1870 году. Как утверждает в предисловии к этому тому ученик А. Ф. Х. Вильмара по Марбургской гимназии д-р Х. Грейн (Christian Wilhelm Michael Grein, 18251877), такого исчерпывающего описания немецкой метрики в ее историческом развитии раньше не было [5, с. V]. В этом же предисловии приведен весьма внушительный список литературных источников и научных работ, использованных автором.
Вся работа состоит из двух разделов - «Древняя метрика» («Alte Verskunst»), состоящая из разделов А. «Древневерхненемецкая метрика» («Althochdeutsche Verskunst») и В. «Средневерхнен-емецкая метрика» («Mittelhochdeutsche Verskunst»), и «Современная метрика» («Neuere Verskunst»). Интересно замечание автора, что древняя метрика - это метрика, присущая немецкой поэзии и немецкому языку, и полностью самостоятельная, тогда как современная в значительной мере основана на подражании иностранных видов стиха [12, с. 1].
При этом основным принципом немецкой метрики как древнего, так и нового времени А. Ф. Х. Вильмар считает ударение: немецкий стих состоит из определенного числа слогов с более сильным ударением, между которыми могут быть вставлены слоги с меньшим ударением. Похожим образом обстояло дело и в латинском языке [12, с. 1].
Третий том «Начал немецкой грамматики» появился одновременно с седьмым изданием первого тома. В предисловии к нему учитель Марбургской гимназии Г. Дитмар (Georg Theodor Dithmar) подчеркивал желание многих, чтобы были опуб-
ликованы не только богословские рукописи А. Ф. Х. Вильмара, но и тщательно написанные им грамматические разработки, найденные в его архивах. Следуя этому желанию, публикуются все три тома его грамматики, последний - в соответствии с рукописью А. Ф. Х. Вильмара, оставшейся незавершенной: «Я, наконец, передаю учащим и учащимся это маленькое произведение как завершение этой грамматики, с робкой надеждой, что оно, созданное в рамках небольшого учебника для старших классов, будет служить своей цели и окажется полезным» [4, с. 4].
Третий том состоит из двух разделов - «Внутреннее словообразование» («innere Wortbildung») и «Внешнее словообразование» («äussere Wortbildung»). Внутреннее словообразование основано на изменении гласных звуков. К внешнему словообразованию А. Ф. Х. Вильмар относит деривацию (Ableitung) и словосложение (Zusammensetzung) [13, с. 5].
Разумеется, грамматические труды
А. Ф. Х. Вильмара по определению не могут претендовать на статус самостоятельного грамматического учения в истории немецкого языкознания XIX столетия. Однако, появившись в эпоху становления и развития сравнительно-исторического языкознания под мощным влиянием гения Я. Гримма, эти труды способствовали популяризации новых для немецкого языкознания того времени идей. Будучи практикующим учителем, А. Ф. Х. Вильмар не мог не стремиться к методическому и дидактическому осмыслению и в определенном смысле популяризации в учительской и ученической среде всего того нового, что принесли в науку о языке его выдающиеся современники Я. Гримм, В. фон Гумбольдт, К. Ф. Беккер. С этой точки зрения, на наш взгляд, и следует оценивать роль этого ученого в парадигме немецкой лингво-философии и лингводидактики XIX века.
Библиографический список
1. Брокгауз, Ф. А. Вильмар [Текст] / Ф. А. Брокгауз // Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон (Изд.) Энциклопедический словарь. Т. VI. - СПб. : Типолитография И. А. Ефрона, 1894. - С. 378.
2. Гартфельд, Г. Г. Немецкое богословие Нового времени: школы, персоналии, идеи [Текст] / Г. Г. Гарфельд. - М. : Московская богословская семинария евангельских христиан-баптистов, 2005. - 304 с.
3. Bartsch, K. Drei deutsche Litterarhistoriker [Текст] / K. Bartsch // Germania. Vierteljahrsschrift für deutsche Altertumskunde. 16. Jg. - Wien: Verlag von Carl Gerolds Sohn, 1871. - S. 109-120.
4. Dithmar, G. Th. Vorwort [Текст] / G. Th. Dithmar // Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. III. Wortbildungslehre. - Marburg u. Leipzig:
N. G. Elwertsche Universitäts-Buchhandlung, 1871b. -S. 3-4.
5. Grein, C. W. V Vorrede [Текст] / C. W. V Grein // Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. II. Verslehre nach ihrer geschichtlichen Entwickelung. Mit Benutzung des Nachlasses von Dr. A. F. C. Villmar bearbeitet von Dr. C. W. M. Grein. - Marburg u. Leipzig: N. G. Elwertsche Universitäts-Buchhandlung, 1870. -S. V-XI.
6. Hahn, K. A. (Rez.) Anfangsgründe der deutschen Grammatik, zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. I. Lautlehre und Flexionslehre nebst gothischen und althochdeutschen Sprachproben. Von Dr. A. F. C. Vilmar. Zweite verbesserte und vermehrte Auflage. Marburg 1841. VIII und 104 S. [Текст] / K. A. Hahn // Heidelberger Jahrbücher der Literatur. Nr. 16. - Heidelberg: Akademische Verlagshandlung von J. C. B. Mohr, 1844. - S. 245-247.
7. (Rez.) Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für d. obersten Klassen der Gymnasien. I. Lautlehre und Flexionslehre nebst gothischen und althochdeutschen Sprachproben. Von Dr. A. F. C. Vilmar, Dir. des Gymn. zu Marburg. 2e verb. u. verm. Aufl. Marburg u. Leipzig, Elwert. 1841. 8. 104 S. [Текст] // Literarische Zeitung. 1841. № 38 (22. 09.1841.). - Berlin: Duncker und Humblot,1841. - Sp. 692.
8. Schröder, E. Vilmar, August [Текст] / E. Schröder // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 39. -Leipzig : Duncker & Humblot, 1895. - S. 721-722.
9. Vilmar, August Friedrich Christian // Hessische Biografie (Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.lagis-hessen.de/pnd/118627074.
10. Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. I. Lautlehre und Flexionslehre nebst gothischen und althochdeutschen Sprachproben. 3. vermehrte u. verbesserte Aufl. [Текст] / A. F. C. Vilmar. - Marburg u. Leipzig: Elwerts akademische Buchhandlung, 1850. -VIII, 130 S.
11. Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. I. Lautlehre und Flexionslehre nebst gothischen und althochdeutschen Sprachproben. 7. Aufl. [Текст] / A. F. C. Vilmar. - Marburg u. Leipzig: N. G. Elwertsche Universitäts-Buchhandlung, 1871a. - VIII, 96 S.
12. Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. II. Verslehre nach ihrer geschichtlichen Entwickelung. Mit Benutzung des Nachlasses von Dr. A. F. C. Villmar bearbeitet von Dr. C. W. M. Grein [Текст] / A. F. C. Vilmar. - Marburg u. Leipzig: N. G. Elwertsche Universitäts-Buchhandlung, 1870. -XIV, 246 S.
13. Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. III. Wortbildungslehre [Текст] / A. F. C. Vilmar. -Marburg u. Leipzig: N. G. Elwertsche UniversitätsBuchhandlung, 1871b. - 50 S.
14. Vilmar, A. F. C. Ueber Sprache, Sprachlehre und Sprachunterricht [Текст] / A. F. C. Vilmar // Allgemeine Monatschrift für Erziehung und Unterricht. Herausg. von J. P. Rossel. 8. Jg. Nr. 4. - Aachen, 21.01.1831. - Sp. 49-62.
15. Wippermann, К. Vilmar, August [Текст] / K. Wippermann // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 39. - Leipzig : Duncker & Humblot, 1895. - S. 715-721.
Bibliograficheskij spisok
1. Brokgauz, F. A. Vil'mar [Tekst] / F. A. Brokgauz // F. A. Brokgauz, I. A. Efron (Izd.) Jenciklopedicheskij slovar'. T. VI. - SPb. : Tipo-Litografja I. A. Efrona, 1894. - S. 378.
2. Gartfel'd, G. G. Nemeckoe bogoslovie Novogo vremeni: shkoly, personalii, idei [Tekst] / G. G. Garfel'd. -M. : Moskovskaja bogoslovskaja seminarija evangel'skih hristian-baptistov, 2005. - 304 s.
3. Bartsch, K. Drei deutsche Litterarhistoriker [Tekst] / K. Bartsch // Germania. Vierteljahrsschrift für deutsche Altertumskunde. 16. Jg. - Wien: Verlag von Carl Gerolds Sohn, 1871. - S. 109-120.
4. Dithmar, G Th. Vorwort [Tekst] / G Th. Dithmar // Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. III. Wortbildungslehre. - Marburg u. Leipzig: N. G Elwertsche Universitäts-Buchhandlung, 1871b. - S. 3-4.
5. Grein, C. W. V Vorrede [Tekst] / C. W. V Grein // Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. II. Verslehre nach ihrer geschichtlichen Entwickelung. Mit Benutzung des Nachlasses von Dr. A. F. C. Villmar bearbeitet von Dr. C. W. M. Grein. - Marburg u. Leipzig: N. G Elwertsche Universitäts-Buchhandlung, 1870. -S. V-XI.
6. Hahn, K. A. (Rez.) Anfangsgründe der deutschen Grammatik, zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. I. Lautlehre und Flexionslehre nebst gothischen und althochdeutschen Sprachproben. Von Dr. A. F. C. Vilmar. Zweite verbesserte und vermehrte Auflage. Marburg 1841. VIII und 104 S. [Tekst] / K. A. Hahn // Heidelberger Jahrbücher der Literatur. Nr. 16. - Heidelberg: Akademische Verlagshandlung von J. C. B. Mohr, 1844. - S. 245-247.
7. (Rez.) Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für d. obersten Klassen der Gymnasien. I. Lautlehre und Flexionslehre nebst gothischen und althochdeutschen Sprachproben. Von Dr. A. F. C. Vilmar, Dir. des Gymn. zu Marburg. 2e verb. u. verm. Aufl. Marburg u. Leipzig, Elwert. 1841. 8. 104 S. [Tekst] // Literarische Zeitung. 1841. № 38 (22. 09.1841.). - Berlin: Duncker und Humblot,1841. - Sp. 692.
8. Schröder, E. Vilmar, August [Tekst] / E. Schröder // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 39. -Leipzig : Duncker & Humblot, 1895. - S. 721-722.
9. Vilmar, August Friedrich Christian // Hessische Biografie (Jelektronnyj resurs). - Rezhim dostupa: http://www.lagis-hessen.de/pnd/118627074.
10. Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. I. Lautlehre und Flexionslehre nebst gothischen und
althochdeutschen Sprachproben. 3. vermehrte u. verbesserte Aufl. [Tekst] / A. F. C. Vilmar. - Marburg u. Leipzig: Elwerts akademische Buchhandlung, 1850. -VIII, 130 S.
11. Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. I. Lautlehre und Flexionslehre nebst gothischen und althochdeutschen Sprachproben. 7. Aufl. [Tekst] / A. F. C. Vilmar. - Marburg u. Leipzig: N. G Elwertsche Universitäts-Buchhandlung, 1871a. - VIII, 96 S.
12. Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. II. Verslehre nach ihrer geschichtlichen Entwickelung. Mit Benutzung des Nachlasses von Dr. A. F. C. Villmar bearbeitet von Dr. C. W. M. Grein [Tekst] / A. F. C. Vilmar. - Marburg u. Leipzig: N. G. Elwertsche Universitäts-Buchhandlung, 1870. -XIV, 246 S.
13. Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. III. Wortbildungslehre [Tekst] / A. F. C. Vilmar. -Marburg u. Leipzig: N. G. Elwertsche UniversitätsBuchhandlung, 1871b. - 50 S.
14. Vilmar, A. F. C. Ueber Sprache, Sprachlehre und Sprachunterricht [Tekst] / A. F. C. Vilmar // Allgemeine Monatschrift für Erziehung und Unterricht. Herausg. von J. P. Rossel. 8. Jg. Nr. 4. - Aachen, 21.01.1831. - Sp. 49-62.
15. Wippermann, K. Vilmar, August [Tekst] / K. Wippermann // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 39. - Leipzig : Duncker & Humblot, 1895. - S. 715-721.
Reference List
1. Brockhaus F. A. Vilmar / F. A. Brockhaus // F. A. Brockhaus, I. A. Efron (Edition.) Encyclopedic dictionary. V VI. - SPb. : Typo-Litography of I. A. Efron, 1894. - Page 378.
2. Gartfeld G. G. German divinity of Modern times: schools, personnel, ideas / Garfeld. - M. : Moscow theological seminary of evangelical Baptist Christians, 2005. - 304 pages.
3. Bartsch K. Drei deutsche Litterarhistoriker / K. Bartsch // Germania. Vierteljahrsschrift für deutsche Altertumskunde. 16. Jg. - Wien : Verlag von Carl Gerolds Sohn, 1871. - S. 109-120.
4. Dithmar G. Th. Vorwort / G. Th. Dithmar // Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. III. Wortbildungslehre. - Marburg u. Leipzig : N. G. Elwertsche Universitäts-Buchhandlung, 1871b. -S. 3-4.
5. Grein C. W. V. Vorrede / C. W. V Grein // Vilmar, A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. II. Verslehre nach ihrer geschichtlichen Entwickelung. Mit Benutzung des Nachlasses von Dr. A. F. C. Villmar bearbeitet von Dr. C. W. M. Grein. - Marburg u. Leipzig: N. G. Elwertsche Universitäts-Buchhandlung, 1870. -S. V-XI.
6. Hahn K. A. (Rez.) Anfangsgründe der deutschen Grammatik, zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. I. Lautlehre und Flexionslehre nebst gothischen und althochdeutschen Sprachproben. Von Dr. A. F. C. Vilmar. Zweite verbesserte und vermehrte Auflage. Marburg 1841. VIII und 104 S. / K. A. Hahn // Heidelberger Jahrbücher der Literatur. Nr. 16. - Heidelberg: Akademische Verlagshandlung von J. C. B. Mohr, 1844. - S. 245-247.
7. (Rez.) Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für d. obersten Klassen der Gymnasien. I. Lautlehre und Flexionslehre nebst gothischen und althochdeutschen Sprachproben. Von Dr. A. F. C. Vilmar, Dir. des Gymn. zu Marburg. 2e verb. u. verm. Aufl. Marburg u. Leipzig, Elwert. 1841. 8. 104 S. // Literarische Zeitung. 1841. № 38 (22. 09.1841.). - Berlin : Duncker und Humblot,1841. - Sp. 692.
8. Schröder E. Vilmar, August / E. Schröder // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 39. - Leipzig : Duncker & Humblot, 1895. - S. 721-722.
9. Vilmar, August Friedrich Christian // Hessische Biografie (Electronic resource). - Access mode: http://www.lagis-hessen.de/pnd/118627074.
10. Vilmar A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. I. Lautlehre und Flexionslehre nebst gothischen und althochdeutschen Sprachproben. 3. vermehrte u. verbesserte Aufl. [Текст] / A. F. C. Vilmar. - Marburg u. Leipzig: Elwerts akademische Buchhandlung, 1850. -VIII, 130 S.
11. Vilmar A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. I. Lautlehre und Flexionslehre nebst gothischen und althochdeutschen Sprachproben. 7. Aufl. / A. F. C. Vilmar. - Marburg u. Leipzig: N. G. Elwertsche Universitäts-Buchhandlung, 1871a. - VIII, 96 S.
12. Vilmar A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. II. Verslehre nach ihrer geschichtlichen Entwickelung. Mit Benutzung des Nachlasses von Dr. A. F. C. Villmar bearbeitet von Dr. C. W. M. Grein / A. F. C. Vilmar. - Marburg u. Leipzig: N. G. Elwertsche Universitäts-Buchhandlung, 1870. - XIV, 246 S.
13. Vilmar A. F. C. Anfangsgründe der deutschen Grammatik zunächst für die obersten Klassen der Gymnasien. III. Wortbildungslehre / A. F. C. Vilmar. - Marburg u. Leipzig: N. G. Elwertsche Universitäts-Buchhandlung, 1871b. - 50 S.
14. Vilmar A. F. C. Ueber Sprache, Sprachlehre und Sprachunterricht / A. F. C. Vilmar // Allgemeine Monatschrift für Erziehung und Unterricht. Herausg. von J. P. Rossel. 8. Jg. Nr. 4. - Aachen, 21.01.1831. - Sp. 49-62.
15. Wippermann К. Vilmar, August / K. Wippermann // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 39. - Leipzig : Duncker & Humblot, 1895. - S. 715-721.
Дата поступления статьи в редакцию: 12.01.2017 Дата принятия статьи к печати: 16.02.2018