Научная статья на тему 'Семья Гейзе: два поколения в немецкой педагогике и филологии'

Семья Гейзе: два поколения в немецкой педагогике и филологии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
256
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / HISTORY OF PEDAGOGICS / ИСТОРИЯ ЯЗЫКОЗНАНИЯ / HISTORY OF LINGUISTICS / И. Х. А. ГЕЙЗЕ / К. В. Л. ГЕЙЗЕ / Т. Ф. ГЕЙЗЕ / Г. Ф. ГЕЙЗЕ / НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА / AN ACADEMIC PARADIGM / J. C. A. HEYSE / K. W. L. HEYSE / TH. F. HEYSE / G. F. HEYSE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лукин Олег Владимирович

В статье анализируется междисциплинарная взаимосвязь истории педагогики и истории языкознания на примере двух поколений педагогической и филологической семьи Гейзе (Германия, 18 19 вв.). Особое внимание в статье уделяется научной парадигме, которая способствовала становлению четырех представителей семьи Гейзе как педагогов и ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Heyses: Two Generations in German Pedagogics and Philology

This article investigates cross-disciplinary interrelationship between history of pedagogics and linguistics on the example of two generations of the Heyses who dealt with pedagogics and philology (Germany, 18 19 cc.). The article focuses on academic paradigm which affected the process of moulding of the four representatives of the Heyses as educators and scientists.

Текст научной работы на тему «Семья Гейзе: два поколения в немецкой педагогике и филологии»

УДК 37.018

О. В. Лукин

Семья Гейзе: два поколения в немецкой педагогике и филологии

В статье анализируется междисциплинарная взаимосвязь истории педагогики и истории языкознания на примере двух поколений педагогической и филологической семьи Гейзе (Германия, 18 - 19 вв.). Особое внимание в статье уделяется научной парадигме, которая способствовала становлению четырех представителей семьи Гейзе как педагогов и ученых.

Ключевые слова: история педагогики, история языкознания, И. Х. А. Гейзе, К. В. Л. Гейзе, Т. Ф. Гейзе, Г. Ф. Гейзе, научная парадигма.

O. V. Lukin

The Heyses: Two Generations in German Pedagogics and Philology

This article investigates cross-disciplinary interrelationship between history of pedagogics and linguistics on the example of two generations of the Heyses who dealt with pedagogics and philology (Germany, 18 - 19 cc.). The article focuses on academic paradigm which affected the process of moulding of the four representatives of the Heyses as educators and scientists.

Keywords: history of pedagogics, history of linguistics, J. C. A. Heyse, K. W. L. Heyse, Th. F. Heyse, G. F. Heyse, an academic paradigm.

История педагогики, согласно известному определению, - это «... область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Интегрируя данные педагогики, социологии, истории философии и культуры, истории психологии и др., история педагогики рассматривает истори-ко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса» [4, с.393].

Именно как часть историко-культурного процесса, как часть истории человеческой цивилизации история педагогики не может не быть теснейшим образом взаимосвязана с историями других дисциплин, тем более, если речь идет о выдающихся ученых, сделавших значительный вклад в развитие этих наук. В нашей статье речь будет идти о семье Гейзе (Германия, 18 - 19 вв.), два поколения которой, будучи педагогами-практиками и работая в разных типах учебных заведений, сыграли значительную роль в развитии немецкого языкознания, практической грамматики и лексикографии.

В истории немецкой педагогики 18 - 19 веков много знаменитых ученых, оказавших большое влияние на развитие педагогики как науки. Это, несомненно, Иоганн Генрих Песталоцци (1746 -1827), Иоганн Вильгельм Зюферн (1775 - 1829), Иоганн Фридрих Гербарт (1776 - 1841), Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782 - 1852), Фрид-

рих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 - 1866), Фридрих Эдуард Бенеке (1798 - 1854), Карл Фридрих Вильгельм Вандер (1803 - 1879). Значительно менее известны педагоги-практики, не добившиеся такого признания своей деятельности в глобальном масштабе, но много сделавшие для развития определенной отрасли педагогики. Особенно важно и интересно рассмотрение таких ученых на широком фоне научной парадигмы определенного государства в определенную историческую эпоху.

Оба поколения Гейзе были современниками вышеназванных теоретиков педагогической мысли. Первое поколение Гейзе - это Иоганн Христиан Август Гейзе (родился 21 апреля 1764 года в Нордхаузене, умер 27 июня 1827 года в Магдебурге), известный немецкий педагог, грамматист и лексикограф. Второе поколение -это три его сына Карл Вильгельм Людвиг, Теодор Фридрих и Густав Фердинанд.

В своем автобиографическом произведении «Воспоминания молодости и признания» сын старшего сына И. Х. А. Гейзе, лауреат Нобелевской премии в области литературы 1910 года Пауль Гейзе так писал о своей замечательной семье: «Во мне, однако, родственные чувства, которые в крови у всех Гейзе, были особенно взлелеяны, потому что я с раннего детства с почтением взирал на статный портрет моего дедушки в нашей гостиной. И от братьев моего отца, петербургского оптового коммерсанта Людвига,

© Лукин О. В., 2013

итальянского дяди Теодора, великого грека и переводчика Катулла, и от дяди Густава в Ашерслебене, который сначала был теоретиком горного дела, а потом до самой смерти - высокочтимым преподавателем в местном реальном училище, я узнал, что они сделали честь роду отцов. Но уже в раннем детстве в собственном отце я видел образец всего благородного и доброго, самоотверженности в сочетании со сдержанным чувством собственного достоинства и верности долгу, с которой он всю жизнь нес, жертвуя собственным здоровьем и любимыми занятиями, унаследованное от отца бремя трудов» [7, с. 1 - 2] (перевод с немецкого здесь и далее наш - О. Л.).

Об Иоганне Христиане Августе Гейзе и его старшем сыне Карле Вильгельме Людвиге можно найти две статьи в солидном биографическом издании «Всеобщая немецкая биография» (нем. „Allgemeine Deutsche Biographie (ADB)"), обе были написаны выдающимся немецким индоевропеистом, одним из основателей младограмматической школы Августом Лескином [11, с. 380], [12, с. 380-381]. И. Х. А. Гейзе характеризуется прежде всего как заслуженный педагог и автор педагогических трудов. С 1783 до 1786 он изучал евангелическое богословие и педагогику в университете г. Гёттингена, там же учились его отец Иоганн Георг Гейзе (1706 - 1784) и дед. Его преподавателями в гёттингенском университете были, разумеется, прежде всего профессора богословия, такие как Иоанн Беньяамин Коппе (1750 - 1791), Готтфрид Лесс (1736 - 1797), Иоанн Петер Миллер (1725 - 1789), Готтлиб Якоб Планк (1751 - 1833), Иоанн Фридрих Шлёйснер (1759 -1831), а также философы, например, Иоанн Георг Генрих Федер (1740 - 1821), Христоф Май-нерс (1747 - 1810) и Георг Христоф Лихтенберг (1742 - 1799). По окончании учебы в 1786 году он начал свою педагогическую деятельность, продолжавшуюся всю жизнь: сначала домашним учителем в Дельменхорсте и Ольденбурге, потом в частных женских учебных заведениях. В 1807 году Гейзе становится директором создаваемого в Нордхаузене женского училища. Двенадцать лет спустя, в 1819 году, он получил предложение от марбургского обер-бургомистра Августа Вильгельма Франке и известного педагога Карла Церреннера1 возглавить основанное в рамках проводимой ими школьной реформы в Марбурге Высшее Женское Училище и до конца жизни был ректором этого учебного заведения (см. [9]).

Педагогические произведения Гейзе были связаны как с его административной деятельностью в качестве руководителя учебных заведений (например, «Сообщение о вновь учреждаемых учебных заведениях в Нордхаузене» (нем. „Nachricht über die neue Einrichtung der Schulanstalten zu Nordhausen", 1808); «Воспитание и образование наших дочерей» (нем. „Erziehung und Unterricht der Töchter", 1811)), так и с его филологическими интересами («Теоретически-практическое пособие по всем разнообразным видам поэзии» (нем. („Theoretisch-praktisches Handbuch aller verschiedenen Dichtungsarten",

1821); «Краткие рекомендации по обстоятельному преподаванию немецкого языка для высших и начальных учебных заведений» (нем. „Kurzer Leitfaden zum gründlichen Unterricht in der deutschen Sprache für höhere und niedere Schulen",

1822)). Но, как подчеркивал А. Лескин, его основная заслуга - в области немецкой школьной грамматики (ср. [11, с. 380]), главное произведение И. Х. А. Гейзе в области языкознания с обстоятельным названием «Теоретико-практическая немецкая грамматика или учебник чистого и правильного говорения, чтения, письма на немецком языке. Обработан для школьного и домашнего использования» (нем. „Theoretischpraktische deutsche Grammatik oder Lehrbuch zum reinen und richtigen Sprechen, Lesen, Schreiben der deutschen Sprache. Für den Schul- und Hausgebrauch bearbeitet"). Оно было впервые издано в Ганновере в 1814 году и многократно переиздавалось, в том числе, в сокращенном виде, как, например, «Малая теоретико-практическая немецкая грамматика» (нем. „Kleine theoretischpraktische deutsche Grammatik") и «Краткие рекомендации по обстоятельному преподаванию немецкого языка» (нем. „Kurzer Leitfaden zum gründlichen Unterricht in der deutschen Sprache"). О значении грамматики Гейзе для языкознания косвенно свидетельствует хотя бы тот факт, что на нее дважды ссылается В. В. Виноградов в своем фундаментальном труде «Русский язык (грамматическое учение о слове)» [2, с. 491, 514]. Широкое распространение в школьном образовании нашли не только его грамматики, но и словари, такие как «Общий словарь иностранных слов или руководство для того, чтобы понимать и избегать более или менее употребительные в нашем языке иностранные выражения, с обозначением произношения, ударения и необходимыми пояснениями» (нем. „Allgemeines Fremdwörterbuch oder Handbuch zum Verstehen und Vermei-

den der in unserer Sprache mehr oder minder gebräuchlichen fremder Ausdrücke, mit Bezeichnung der Aussprache, der Betonung und der nöthigen Erklärung"), «Словарь-справочник немецкого языка с указанием правописания, происхождения и образования, формообразования и сочетаемости слов, а также их смыслового родства» (нем. „Handwörterbuch der deutschen Sprache mit Hinsicht auf Rechtschreibung, Abstammung und Bildung, Biegung und Fügung der Wörter, so wie auf deren Sinnverwandschaft"). О том, какую известность грамматика и словарь Гейзе приобрели за пределами Германии, свидетельствует хотя бы такие факты, что в 1835 году в Москве третьим изданием была напечатана «Полная практическая немецкая грамматика для русских и немцев, с отрывками для переводов с немецкого и на немецкий, синтаксическими упражнениями и пр. Барона Г. Зедергольма, доктора философии и евангелического пастора», основанная им, как отмечает Б. Федоров, на известной грамматике Гейзе [5, с. 388], а в 1861 году в Санкт-Петербурге был издан «Полный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, составленный по образцу немецкого словаря Гейзе» [3, с. 18]. Гейзе был избран членом многих ученых сообществ в области немецкого языка, а в 1824 году получил ученую степень доктора философии в университете Грайфсвальда.

О значении грамматических трудов И. Х. А. Гейзе пишет современная немецкая исследовательница его творчества А.-Ф. Эрхард: „До 1923 года, то есть более ста лет, грамматика Гейзе носила имя своего основателя Иоанна Христиана Гейзе - лишь у грамматики Карла Фердинанда Беккера, его соперника, была сопоставимая история" [6, с. 3]. К известным правилам немецкого языка относится и так называемое гейзевское правило написания „s" для разграничения написания „ss" и „ß" (после долгого гласного или дифтонга пишется „ß", после краткого гласного -„ss") (см. [8]).

Старший сын И. Х. А. Гейзе, Карл Вильгельм Людвиг (родился 15 октября 1797 в Ольденбурге, умер 25 ноября 1855 в Берлине), продолжил дело своего отца, неся унаследованное бремя его трудов. Он получил хорошее образование - сначала в гимназии Ольденбурга, затем, с 1807 года - в гимназии Нордхаузена (где ректором был его отец), затем - с 1812 до 1815 года - в частном воспитательном заведении Вильгельма фон Тюрка2 в городке Веве на западе Швейцарии. После этого он некоторое время подвизался в качестве

воспитателя младшего сына Вильгельма фон Гумбольдта, а затем, в 1816 году, начал учиться в берлинском университете. Его профессорами были Август Бёк (1785 - 1867), Франц Бопп (1791 - 1867) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831). На протяжении восьми лет - с 1819 до 1827 года - он жил в семье банкира и государственного советника Авраама Мендельсона Бартольди в качестве домашнего учителя и воспитателя его сына Феликса, будущего великого композитора, пианиста и органиста, совмещая эту работу с учебой в университете.

В 1827 году К. В. Л. Гейзе защитил докторскую диссертацию в берлинском университете и стал в 1829 году его экстраординарным профессором. Он читал лекции по многим филологическим дисциплинам, в том числе, классической филологии, лингвофилософии и общему языкознанию. Весь остаток жизни он посвятил обучению и воспитанию студентов в берлинском университете имени Фридриха-Вильгельма, ныне известном как университет имени Гумбольдтов. Но, как подчеркивает А. Лескин, одной из важнейших задач его научной деятельности было «... издание и совершенствование грамматических учебников его отца, многие из которых была так им переработаны, что могли рассматриваться как его собственные произведения» [12, с. 381]. Главное его лингвистическое произведение «Система языкознания» (нем. „System der Sprachwissenschaft") вышла в свет лишь в 1856 году, после его смерти, и была издана известным немецким языковедом и лингвоисториографом Хейманом Штейнталем (1823 - 1899), издателем журнала «Вопросы этнической психологии и языкознания» (Zeitschrift für Völkerpsychologie und Sprachwissenschaft). Эта работа К. В. Л. Гей-зе, как писал А. Лескин, была интересна тем, что ее основные черты были установлены до выхода книги В. фон Гумбольдта «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» и основывались на философии Шеллинга и Гегеля [12, с. 381]. Интересно, что «Система языкознания» Гейзе была известна в России и цитировалась выдающимися представителями отечественной лингвистики И. А. Бодуэном де Куртенэ и В. А. Богородиц-ким. Л. С. Андреева особо подчеркивает, что «диалектический метод Гегеля осваивался И. А. Бодуэном де Куртенэ и его учениками и опосредованно, через работы немецкого лингвиста, слушавшего лекции по философии у Гегеля, по санскриту - у Ф. Боппа» [1, с. 16].

Менее известны младшие сыновья И. Х. А. Гейзе. Теодор Фридрих (родился 8 октября 1803 года в Ольденбурге, умер 10 февраля 1884 во Флоренции) был немецким филологом-классиком. С 1822 до 1822 года он учился в берлинском университете, по окончании университета в 1827 году стал работать учителем в воспитательном учреждении в Ленцбургском замке в кантоне Аргау (Швейцария). В 1832 году он уезжает в Рим, где изучает рукописные источники, совмещая научную деятельность с работой частного учителя. Среди изданных им книг -произведения греческого историка, государственного деятеля и военачальника, автора «Всеобщей истории» Полибия (?201 до н. э. - ?120 до н. э), «Книга стихов Катулла», одного из наиболее известных поэтов древнего Рима (ок. 87 до н. э. - ок. 54 до н. э.), его основным прижизненным трудом является «Описание греческих кодексов Демосфена в Риме», изданное во Франкфурте-на-Майне в 1838 году.

Самый младший из сыновей И. Х. А. Гейзе Густав Фердинанд (родился 26 марта 1809 года в Нордхаузене, умер 4 апреля 1883 года в Ашерс-лебене) известен как краевед, нумизмат и коллекционер автографов. Его образование было связано в первую очередь с горнорудным делом (он учился в Ильзенбурге, в университетах в Клаустале-Целлерфельде, Гёттингене и Берлине). Уникальный знаток Гарца и собиратель литературы про Гарц (его книга «История путешествий по Гарцу» („Geschichte der Brockenreisen") является до настоящего времени фундаментальным трудом), он работал над семейной хроникой Гейзе. С 1836 года в течение 32 лет Г. Ф. Гейзе работал учителем математики и естествознания в высшей бюргерской городской школе городка Ашерслебен, где и провел последние 50 лет своей жизни. В.-Д. Остерманн пишет о самых теплых отношениях между Гейзе-учителем и его учениками (подробнее см. [13]). Начиная с пятидесятых годов 19 века, после смерти старшего брата Карла, Густав Фердинанд был единственным издателем произведений своего отца.

Семья Гейзе несомненно относится к единственным в своем роде феноменам в истории немецкой педагогики и филологии. Поистине достойно восхищения то, с какой любовью к делу образования и филологии, с каким интересом к родному языку и науке жили и творили два поколения этой семьи.

Достоин интереса и сам факт того, что педагогическое дело своего отца продолжили трое

его сыновей, а его филологические произведения издавались и/или перерабатывались ими. «Теоретико-практическая немецкая грамматика» И. Х. А. Гейзе, впервые увидевшая свет в 1814 году в Ганновере, выдержала 5 изданий, многие из которых были отредактированы его старшим сыном К. В. Л. Гейзе. «Малая теоретико-практическая немецкая грамматика» Гейзе, впервые изданная им в 1816 году и впоследствии известная просто как «Немецкая школьная грамматика» (нем. „Deutsche Schulgrammatik"), переиздавалась 21 раз вплоть до 1868 года; его «Краткие рекомендации по обстоятельному преподаванию немецкого языка» издавались 25 раз на протяжении 65 лет (с 1821 по 1885 год). Над четырнадцатым изданием его «Общего словаря иностранных слов» (Ганновер, 1870 г.) работал уже младший сын Густав Фердинанд. Самое последнее произведение И. Х. А. Гейзе «Словарь-справочник немецкого языка» выходило в трех томах уже после его смерти в течение 17 лет (1833 - 1849) трудами К. В. Л. Гейзе. Кстати, профессор К. В. Л. Гейзе всего через год после этого, в 1850 году, выпустит сборник первых поэтических опытов своего сына Пауля, будущего нобелевского лауреата по литературе.

Все это было бы, разумеется, невозможно без того научного и педагогического окружения, которое было своего рода парадигмой для раскрытия талантов этих выдающихся людей. Ученая атмосфера университетов Гёттингена и Берлина, выдающиеся мыслители Г. В. Ф. Гегель и Г. Х. Лихтенберг, знаменитые языковеды В. фон Гумбольдт и Ф. Бопп, крупные деятели педагогической мысли Германии В. фон Тюрк и К. Церрен-нер создавали эту парадигму.

Библиографический список

1. Андреева, Л. С. Принципы исследования языка в трудах Казанской лингвистической школы в контексте наследия немецких компаративистов XIX столетия [Текст] / Л. С. Андреева // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: междунар. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: в 2 т. / под общ. ред. К. Р. Галиуллина, Г. А. Николаева. -Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2001.- Т. 1. - С. 15-18.

2. Виноградов, В. В. Русский язык (грамматическое учение о слове) [Текст] / В. В. Виноградов. - М. : Высшая школа, 1972. - 616 с.

3. Виноградов, В. В. Семнадцатитомный академический словарь современного русского литературного языка и его значение для советского языкознания [Текст] / В. В. Виноградов // Вопросы языкознания. - 1966. - № 6. - С. 3-26.

4. Днепров, Э. Д. История педагогики// Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / Э. Д. Днепров: в 2 т. - Т. 1, А - М. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М. : Большая Российская энциклопедия, 1993. - С. 393.

5. Федоров, Б. Обозрение книг, выше дших в России в 1835 году [Текст] / Б. Федоров // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. 19. - СПб. : Типография императорской академии наук, 1838. - С. 377-484.

6. Ehrhard, A.-F. Die Grammatik von Johann Christian Heyse: Kontinuität und Wandel im Verhältnis von allgemeiner Grammatik und Schulgrammatik (1814-1914) [Текст] / A.-F. Ehrhard. - Berlin; New York: de Gruyter, 1998. (Studia lingu-istica Germanica; 45). - 354 s.

7. Heyse, P. Jugenderinnerungen und Bekenntnisse [Текст] / P. Heyse. - Berlin: Verlag von Wilhelm Hertz, 1900.

- 384 s.

8. Heysesche_s-Schreibung [Электронный ресурс]/ -Режим доступа : http://de.wikipedia.org/wiki/Heysesche_s-Schreibung

9. Johann Christian August Heyse [Электронный ресурс]/ - Режим доступа : http://de.wikipedia.org/wiki/Johann_Christian_August_Heyse

10. Wilhelm von Türk [Электронный ресурс]/ - Режим доступа : http://de.academic.ru/dic.nsl/dewiki/1512377

11. Leskien, A. Heyse, Johann Christian August [Текст] / A. Leskien // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). -Band 12. Leipzig: Duncker & Humblot, 1880. - S. 380.

12. Leskien, A. Heyse, Karl Wilhelm Ludwig [Текст] / A. Leskien // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). -Band 12. Leipzig: Duncker & Humblot, 1880. - S. 380-381.

13. Ostermann, W.-D. Ein umfangreiches Werk zerfiel bald nach Heyses Tod [Текст] / W.-D. Ostermann // Mitteldeutsche Zeitung, 29.05.1998.

14. Rocksch, W. Wilhelm von Türk (1774-1846). Ein führender deutscher Pestalozzianer, Schul- und Sozialreformer [Текст] / W. Rocksch. - Berlin: Weidler Buchverlag, 2002. - 200 s.

Bibliograficheskij spisok

1. Аndreeva, L. S. Printsipy issledovaniya yazyka v trudakh Kazanskoj lingvisticheskoj shkoly v kontekste naslediya nemetskikh komparativistov XIX stoletiya [Tekst] / L. S. Аndreeva // Boduehnovskie chteniya: Boduehn de Kurteneh i sovremennaya lingvistika: mezhdunar. nauch. konf. (Kazan', 11-13 dek. 2001 g.): Trudy i materialy: v 2 t. / pod obshh. red. K. R. Galiul-lina, G. А. Nikolaeva. - Kazan' : Izd-vo Kazan. un-ta, 2001.- T. 1. - S. 15-18.

2. Vinogradov, V. V. Russkij yazyk (gram-maticheskoe uchenie o slove) [Tekst] / V. V. Vinogradov.

- M. : Vysshaya shkola, 1972. - 616 s.

3. Vinogradov, V. V. Semnadtsatitomnyj akademiche-skij slovar' sovremennogo russkogo literatur-nogo yazyka i ego znachenie dlya sovetskogo yazykoznaniya [Tekst] / V. V. Vinogradov // Voprosy yazykoznaniya. - 1966. - № 6. - S. 3-26

4. Dneprov, EH. D. Istoriya pedagogiki// Rossi-jskaya pedagogicheskaya ehntsiklopediya [Tekst] / EH.

D. Dneprov: v 2 t. - T. 1, А - M. / gl. red. V. V. Davy-dov. - M. : Bol'shaya Rossijskaya ehntsiklopediya, 1993.

- S. 393.

5. Fedorov, B. Obozrenie knig, vyshedshikh v Ros-sii v 1835 godu [Tekst] / B. Fedorov // ZHurnal Minister-stva narodnogo prosveshheniya. CH. 19. - SPb. : Tipografiya im-peratorskoj akademii nauk, 1838. - S. 377-484.

6. Ehrhard, A.-F. Die Grammatik von Johann Christian Heyse: Kontinuität und Wandel im Verhältnis von allgemeiner Grammatik und Schulgrammatik (1814-1914) [Текст] / A.-F. Ehrhard. - Berlin; New York: de Gruyter, 1998. (Studia lingu-istica Germanica; 45). - 354 S.

7. Heyse, P. Jugenderinnerungen und Bekenntnisse [Текст] / P. Heyse. - Berlin: Verlag von Wilhelm Hertz, 1900.

- 384 S.

8. Heysesche_s-Schreibung [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://de.wikipedia.org/wiki/Heysesche_s-Schreibung.

9. Johann Christian August Heyse [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://de.wikipedia.org/wiki/Johann_Christian_August_Heyse.

10. Wilhelm von Türk [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/1512377.

11. Leskien, A. Heyse, Johann Christian August [Текст] / A. Leskien // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). -Band 12. Leipzig: Duncker & Humblot, 1880. - S. 380.

12. Leskien, A. Heyse, Karl Wilhelm Ludwig [Текст] / A. Leskien // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). -Band 12. Leipzig: Duncker & Humblot, 1880. - S. 380-381.

13. Ostermann, W.-D. Ein umfangreiches Werk zerfiel bald nach Heyses Tod [Текст] / W.-D. Ostermann // Mitteldeutsche Zeitung, 29.05.1998.

14. Rocksch, W. Wilhelm von Türk (1774-1846). Ein führender deutscher Pestalozzianer, Schul- und Sozialreformer [Текст] / W. Rocksch. - Berlin: Weidler Buchverlag, 2002. -200 S.

1 Карл Христоф Готтлиб Церреннер (1780 - 1851) был немецким евангелическим богословом, педагогом и писателем. Международное признание приобрел за модернизацию школьного образования в городе Марбурге.

2 Как известно, сам Карл Христиан Вильгельм фон Тюрк (1774 - 1846) был выдающимся немецким юристом и педагогом, последователем Песталоцци и реформатором школьного образования в Германии. Не случайно его называли прусским Песталоцци (см. [10], [14]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.