ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008
Инжиниринг в России: новый взгляд
О. А. Сапрыкин,
к. т. н., главный конструктор Консорциума «Космическая регата»
В статье проводится анализ развития инжиниринга в России. Показано, что основной проблемой, сдерживающей внедрение новых инновационных разработок в промышленность, является отсутствие инжиниринговых фирм в современной России. Поясняются особенности внедрения новых разработок в Советском Союзе. Обсуждаются проблемы инжиниринга, базирующегося на государственных программах развития, а также инжиниринга в промышленном коммерческом предприятии. Предлагается новая форма инжиниринговой компании, базирующейся, с одной стороны, на коммерческие механизмы самофинансирования, а, с другой стороны, на огромный научный потенциал российских вузов, их интеллектуальные ресурсы и на активном привлечении высококлассных специалистов из промышленности. В частности, предлагается создание Инжинирингового центра на базе физического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
Advancement of engineering in Russia is analyzed. Absence of engineering companies in Russia has been shown to be the biggest problem that deters from brining new innovative developments in the industry. Features of brining new technologies in the Soviet Union are explained. Also addressed are problems of engineering based on government programs of development and engineering at the commercial industrial enterprises. A new form of engineering company is proposed that will be based, for one thing, on commercial funding mechanisms and, for another thing, on the tremendous scientific potential of Russian higher education institutions, their intellectual resources, and involvement of highly skilled experts from the industry. Specifically, it is proposed to set up an Engineering Center at the faculty of physics of the Moscow State University after M. V. Lomonosov.
Как известно, уровень изобретательства в России, как и в целом уровень научного потенциала отечественных разработок являются одним из наиболее высоких в мире. Тем не менее, пожалуй, нигде научные разработки не продвигаются в промышленность с таким трудом, как это происходит в
28
России. Конечно, причин здесь много, включая такую традиционную для России как неверие в «пророка в своем отечестве». Сегодня одной из основных причин буксования научных разработок является отсутствие специализированных инжиниринговых фирм. Такие фирмы широко распространены во всем мире,
Проблемы и опыт
их деятельность ориентирована на доработку научных открытий, изобретений до уровня полупромышленных образцов, технологических макетов, действующих устройств, подтверждающих эффективность использованных новшеств и представляющих реальный практический интерес для промышленного освоения. Практически любой крупный промышленный производитель развитых стран связан сотнями инжиниринговых фирм (своеобразных технологических цепочек) с институтами сугубо научного профиля. У России же, как всегда, есть своя специфика.
В Советском Союзе координацию научных разработок выполняли министерства, в каждом из которых были свои отраслевые НИИ с достаточно хорошо оснащенными лабораториями, которые во многом выполняли функции инжиниринговых фирм соответствующего профиля. Именно благодаря таким институтам и лабораториям удалось создать уникальные теплозащитные материалы для корабля «Буран», системы управления автоматической посадкой самолетов, специализированные комплексы по хранению больших объемов водорода, ядерные энергетические установки, электрореактивные двигатели и многое-многое другое. Однако, справедливости ради, это в основном следует отнести именно к оборонным отраслям. В сугубо «гражданских» производствах отраслевые НИИ, производственные конструкторские бюро, лаборатории (т. е. аналоги инжиниринговых фирм) акцентировали свое внимание, в основном, на крупных проектах, где заказчиком выступало государство. Инжиниринг в бытовой технике, автомобилестроении, легкой промышленности и в других производствах гражданского профиля продвигался очень медленно, поскольку цепочка между конечным потребителем (т. е. главным заказчиком — человеком) и производством оказывалась слишком длинной, завязанной через государственные структуры — министерства, ведомства, НИИ и т. д. Между тем, сектор «гражданки» в мирное время — наиболее крупный, финансово значимый, занимающий более 3/4 бюджета страны. К тому же это — наиболее динамично развивающийся сектор, так как его «заказчики» — конкретные люди, а не военные или политические доктрины. Именно поэтому в мирное время элементная база гражданской продукции опережает по уровню развития и внедренных новшеств аналогичную элементную базу, используемую в «оборонке».
С переходом к рыночной экономике в современной России производства оказались в совершенно новых для себя условиях, главное из которых было практически полное отсутствие поддержки со стороны государства. В определенной степени это стимулировало процессы внедрения новых технологий для сохранения конкурентоспособности на рынке (усилиями самих же производств). Однако большее количество предприятий, отраслевых НИИ, лабораторий, составляющих инжиниринговые цепочки, либо обанкротились, либо распались на более мелкие
ООО, ЗАО и ОАО, специализированные на локальных задачах (далеко не всегда внедренческого профиля), либо стали функционировать в режиме «выживания» за счет случайных заказов.
В результате в современной России практически отсутствует институт инжиниринга, основной задачей которого является развитие инновационного проектирования, внедрения новых научных достижений в отечественную промышленность.
Здесь, видимо, следует сделать ремарку о том, почему институт инжиниринга не может полноценно функционировать ни в недрах сугубо государственных структур, ни в недрах промышленных коммерческих предприятий. Дело в том, что механизмы финансирования науки — как правило, из бюджета государства — не согласуются с механизмами финансирования промышленных организаций, опирающихся на коммерческую мотивацию. Для координации работы научных и промышленных организаций требуется постоянный анализ функциональной эффективности, глубины научных проработок, объема возможного рынка, требуемых средств вложения. Нужна тщательная апробация научных и технологических находок, что снижает риск промышленных фирм и само по себе стимулирует внедрение новых решений. А это — огромная и кропотливая работа высококлассных специалистов различных прикладных наук, находящихся на стыке с производством, и регулярно взаимодействующих друг с другом. Далеко не всякое коммерческое предприятие, несмотря на понимание всей полезности данной работы, в состоянии ее финансировать в требуемом объеме.
С другой стороны, полностью государственное финансирование такого вида деятельности предполагает достаточно консервативную систему планирования и неизбежную корреляцию бюджетов инновационных проектов. Так, например, соответственно утверждаемому бюджету страны требуется ежегодное утверждение общего бюджета инновационных проектов, причем они должны быть разнесены по соответствующим статьям, ведомствам (что губительно для проектов на стыках отраслей, например, для проектов авиационно-космического профиля), поделены на отдельные позиции, при этом проводится сложная и далеко не всегда оправданная система «конкурсов» (критерии выбора часто формируются не в госструктурах, формально считающихся заказчиками, а участниками конкурсов, что дезавуирует идею), результаты проектов часто оказываются неинтересными «заказчику» в силу формальности «заказчика»... К тому же, рождение инновационных проектов в период между согласованием годового бюджета практически обречено на провал ввиду отсутствия резервных фондов и т. д.
Кроме того, передовые научные разработки рождаются зачастую не в тех специализированных организациях, подразделениях, где они, по замыслу госструктур (либо коммерческих предприятий), должны были бы рождаться. Часто авторами передовых идей являются студенты вузов, работники из смежных (а иногда и совсем не смежных) отраслей, самоучки. А наиболее интересные открытия возникают именно на стыке наук. Это широко подтверждает мировая практика.
Идея предлагаемого проекта состоит в создании Инжинирингового центра (ИЦ) на базе физическо-
ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008
ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008
го факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Подразумевается создание самофинансируемой структуры — своеобразной открытой «площадки», осуществляющей сбор, анализ и продвижение научных разработок в промышленность. Образование такого Центра с привлечением других российских технических вузов и направленного на тесное взаимодействие с промышленными предприятиями страны — не только логичная, но актуальная задача современной российской промышленности. Особенно — для российской космонавтики и авиации.
Почему «особенно» для космонавтики и авиации? И почему с привлечением вузов?
Как уже было отмечено выше, уровень развития гражданских разработок в области элементной базы в мирное время опережает военные разработки. Космонавтика, авиация — оборонные отрасли — и, следовательно, в целом, не являются исключением из этого правила. Не секрет, что элементная база отечественных космических кораблей и многих автоматических спутников базируется на элементной базе 6070 годов прошлого века. Это не может не сказываться на конкурентоспособности отечественной техники на мировом рынке космических услуг. Необходимо срочное перевооружение космической техники. Любопытно, что сегодня актуально говорить не столько о трансфере космических технологий в «гражданскую» промышленность, сколько, напротив, — о трансфере «гражданки» в космическую промышленность.
Научный же потенциал российских вузов огромен. Это — не только студенческий и преподавательский состав. Это — аспиранты, докторанты, научные сотрудники вузовских лабораторий, университетских НИИ, опытных производств, студенческих конструкторских бюро. Это, наконец, сложившиеся академические школы, выпускающие завтрашних сотрудников для промышленности, в том числе и для такой наукоемкой как авиационно-космическая. Использование этого огромного потенциального ресурса в направлении инжиниринга будет полезным и с точки зрения повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, и с точки зрения привязки научных разработок к реальным проблемам в промышленности, и с точки зрения развития опережающего задела для промышленности.
На сегодня научная, инжиниринговая деятельность российских вузов практически не согласована между собой и, тем более, не согласована с отраслевыми НИИ. Отчасти каким-то согласованием можно назвать лишь многочисленные научно-технические конференции, организуемые различными предприятиями. Однако это вряд ли можно назвать систематическим подходом к проблеме инжиниринга. Во-первых, невозможно участвовать во всех конференциях, чтобы получить всестороннюю оценку своего инновационного проекта. Во-вторых, абсолютно нет никаких гарантий, что на конференциях будут присутствовать специалисты от промышленности требуемой квалификации, а особенно — квалифицированные менеджеры для дальнейшего продвижения
Рис. 1. Сегодня научная, инжиниринговая деятельность российских вузов и студенческих конструкторских бюро (СКБ) не согласована
проектов. В-третьих, для анализа каждого проекта необходимы дополнительная маркетинговая информация и время для анализа, которых на конференциях практически никогда не бывает. Иностранные гранты, борьбе за которые уходит так много усилий многих научных коллективов, «работают» не сколько на согласование российских разработок, сколько — напротив — на их обособление от российских фирм — потенциальных потребителей результатов, поскольку потенциальный заказчик подменяется достаточно аморфной международной структурой.
Практически при каждом российском техническом вузе существуют студенческие конструкторские бюро (СКБ). Это — пробная площадка для работы студенческих и научных вузовских коллективов. Сегодня работа этих СКБ не согласована, что образно можно представить некоторым несвязанным множеством в пространстве (рис. 1). Инжиниринговый центр авиационно-космических технологий может послужить тем самым единым информационным пространством, объединяющим СКБ с помощью современных интернет-технологий в постоянно действующий форум проектов — область их предварительного анализа, а для части проектов — в совместные виртуальные конструкторские бюро (рис. 2), использующие веб-технологии управления жизненным циклом изделий. Для этого деятельность ИЦ должна быть подчинена ряду общих основополагающих принципов.
Рис. 2. Инжиниринговый центр — как область единого информационного пространства для научной, инжиниринговой деятельности вузов, их студенческих конструкторских бюро
Деятельность ИЦ предполагается на следующих принципах:
1. Широкий спектр направлений деятельности. Прибыль от 10% внедренных в промышленности решений должна окупать деятельность в направлении текущих 90 % разработок.
2. В разработку берутся лишь те технические решения, для которых есть потенциальные заказчики.
3. Всесторонняя экспертиза проекта до принятия решения о его финансировании.
4. Обязательность бизнес-планирования проектов.
5. Активная работа научно-технического совета — НТС — составляемого из представителей научных и промышленных кругов требуемого направления. Привлечение требуемых специалистов на платной основе.
6. Активное привлечение к работам сотрудников предприятий космической отрасли на платной основе с целью материального стимулирования полезных инициатив и создания благоприятного «климата» для внедрения новых решений в производстве.
7. Активное привлечение на платной основе к работам над проектами студенческих и научных коллективов профильных вузов со всей России.
8. Широкая выставочная и информационная деятельность.
9. Патентование результатов работ.
Одна из основных задач — регулярный сбор и анализ проектов — предполагается по следующей поэтапной технологии (рис. 3). Первичные идеи, еще не оформленные в виде проекта, собираются на открытом веб-портале Инжинирингового центра авиационно-космических технологий (ИЦ АКТ). Они обсуждаются на интернет-форуме, а результаты этих обсуждений анализируются группой штатных специалистов ИЦ, готовящей материалы для научно-технического совета Центра. Периодически обзоры идей и отзывов в виде предварительных проектов выносятся на обсуждение специально формируемых научнотехнических советов с привлечением требуемых специалистов из промышленности и ученых. При положительном решении НТС проект переходит в стадию инновационного проекта. Здесь формируется команда разработчиков проекта, включая авторов идеи, а также привлекаются экономисты для проработки техникоэкономического обоснования (ТЭО). После этого к работе привлекаются бизнес-аналитики, в задачи которых входит детальный анализ ТЭО и формирование бизнес-плана проекта. В случае получения положительных отзывов от независимых компаний в отношении полноты содержания бизнес-плана проект становится инвестиционным, т. е. для него реально найти источники финансирования, а участники, формирующие проект, уже де факто представляют собой сформированную команду для дальнейшей его реализации.
Сложность состоит в проработке механизмов самофинансирования деятельности такой организации. Самоокупаемость ИЦ может базироваться на обороте механизмов «прямого заказа», «предварительного заказа», «инновационного проекта» и «компенсационной услуги».
Инвестиционный проект
А.
Руководство -►
Экономисты
Бизнес-план
проекта
31
Технико-экономическое обоснование проекта
Бизнес-аналитики <-
Ученые -►
Разработчики проекта
Инновацио] шый проект
Научно-технический совет ИЦ АКТ
Все
Интернет-форум ИЦ АКТ
Специалисты 4-
¥
Авторы идеи
Все
Рис. 3. Технология отбора «идея - инновационный проект - инвестиционный проект» в рамках Инжинирингового центра
«Прямой заказ» состоит в том, что конкретное промышленное предприятие выступает в качестве заказчика прототипа нового изделия (элемента, прибора, агрегата, конструкции, целого объекта) или технологии его изготовления с требуемыми техническими характеристиками. Это — наиболее простая, договорная форма работы.
«Предварительный заказ» состоит в том, что промышленное предприятие формулирует технические требования к прототипу изделия либо к технологии его изготовления, при которых оно готово купить соответствующий результат работы. Эта форма финансирования отличается от прямого заказа повышенным риском неполучения впоследствии прямого заказа для ИЦ. Минимизировать риски здесь можно за счет увеличения количества потенциальных заказчиков и создания ситуации «конкуренции за право владения результатом». Для этого может быть объявлен конкурс на приобретение особого — эксклюзивного права владения результатами данной работы. Финансирование проекта идет из средств ИЦ (например, за счет кредитов). Кредиты могут браться, в том числе, под гарантии промышленного предприятия на покупку результатов работы.
Форма «инновационного проекта» состоит в том, что здесь заказчиком является сам Инжиниринговый Центр. Центр может идти на финансирование (кредитование) данной работы, понимая, например, большую коммерческую ценность ее результатов на российском или на мировом рынке. Эта форма отличается от схемы с предварительным заказом тем, что здесь технические требования формируются в недрах самого Центра, на основании обсуждений научно-технического совета, при согласовании технико-экономических обоснований и бизнес-планов.
«Компенсационная услуга» — это бартерная форма финансирования, связанная с испытаниями новых изделий на борту космических аппаратов или авиационной техники. Между Инжиниринговым центром и предприятием-разработчиком изделий заключается соглашение о натурных (космических, летных) испытаниях новой разработки Центра с возмещением затрат данной услуги путем предоставления последующих льгот по использованию результатов этой разработки для конкретного предприятия, предоставляющего данную услугу. Центр получает при этом
ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008
ИННОВАЦИИ № 3 (113), 2008
там летных испытаний появится новое изделие, обладающее потенциалом «прямых заказов» и т. д.
Благодаря смене механизмов финансирования Инжиниринговый центр может постепенно накапливать собственный венчурный фонд для последующих инвестиций в проекты будущего.
Наиболее сложна в организационном плане начальная фаза формирования такого Центра. Сегодня у нас есть представления о том, какие проекты послужат его катализаторами — своеобразными локомотивами, привлекающими инвестиции. Часть этих проектов сформировалась на промышленных предприятиях, часть — в лабораториях физического факультета МГУ, сотрудниками МГТУ им. Н. Э. Баумана, Московского авиационного института... Мы, формируя, проект, разумеется, знали о талантливых разработках и рассчитывали на них. Но по мере знакомства с ними становилось очевидным, с одной стороны, насколько глубок пласт невостребованных новаций, а, с другой стороны, насколько беспомощны новаторы в современных жестких условиях рынка.
Все, о чем здесь говорится, опирается на уже немалый жизненный опыт. Так, например, Консорциум «Космическая регата», которую я представляю, — одна из тех немногих российских инжиниринговых фирм, которая реализовала несколько космических экспериментов, продвигает новаторские идеи в космонавтику. Это — солнечные парусные корабли, системы космического освещения, крупногабаритные концентраторы из современных сверхлегких материалов, электродинамические тросовые двигатели, паровые космические двигатели и еще многие интересные проекты. Поэтому мы очень хорошо понимаем те трудности, с которыми сегодня сталкиваются инициаторы новшеств в космической технике. И пытаемся не только им сочувствовать.
Сегодня у нас есть полная уверенность в необходимости такого Центра. Ведь это — своеобразный мост между наукой и производством. А он должен быть широким, с двухсторонним движением.
• П0ДПИСКА-2008 • на июль-декабрь по Объединенному каталогу
На почте с апреля 2008 г. проводится подписная кампания на журнал «Инновации» по Объединенному каталогу Пресса России «ПОДПИСКА-2008, второе полугодие».
Условия оформления подписки (аннотация, индекс(ы), стоимость) вы найдете в I томе каталога, на страницах, указанных в Тематическом и Алфавитном указателях.
ТРЕБУЙТЕ ОБЪЕДИНЕННЫЙ КАТАЛОГ НА ПОЧТЕ!
П0ДПИСКА-2008 ♦ • П0ДПИСКА-2008
Рис. 4. Формы финансирования проектов Инжинирингового центра
возможность проверить работоспособность новой разработки, сертифицировать ее в натурных условиях (например, в условиях космического полета), а предприятие, предоставляющее платформу для испытаний этой разработки, — возможность получения особых льгот на ее использование в будущем.
Безусловно, механизмы финансирования не исчерпываются перечисленными выше. Однако нетрудно заметить, что в рамках проектов эти механизмы могут мигрировать от одного к другому (рис. 4). Например, после качественного выполнения «прямого заказа» по некоторому изделию предприятие-заказчик вправе рассчитывать на успех при внесении изменении в изделие по сформулированным им техническим требованиям, т. е. перейти к «предварительному заказу». Набрав определенный опыт на предварительных заказах, а, следовательно, лучше поняв промышленные потребности, Инжиниринговый Центр вполне может пойти на собственную инновационную разработку, т.е. профинансировать собственный «инновационный проект». Любой новый проект в космонавтике и авиации должен пройти летные испытания. Следовательно, на некоторой стадии готовности логично переходить от «инновационного проекта» к «компенсационной услуге». По результа-