ИССЛЕДОВАНИЕ
Макуха Н.А.1,2
1 Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета
2 Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Хабаровск
Проблема развития инжиниринга в Дальневосточном федеральном округе как инструмента экономического
развития региона
АННОТАЦИЯ:
В статье анализируется процесс развития инжиниринга и его влияние на рынок Дальнего Востока в рамках формирования здесь территорий опережающего развития. Методологией служит дедукция и индукция, анализ и синтез, статистический метод обработки информации. Автор приходит к выводу, что в Дальневосточном федеральном округе, несмотря на имеющийся опыт создания Регионального центра инжиниринга, есть необходимость дальнейшей организации инжиниринговых компаний, вырабатывание эффективных методов экономической заинтересованности государства, руководителей предприятий и вузов региона в развитии конкурентных преимуществ Дальнего Востока на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Дальневосточный федеральный округ, инжиниринг, государственно-частное партнерство, инжиниринговые компании, территории опережающего развития, конкурентные преимущества
JEL: L32, O00, O10
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Макуха Н.А. Проблема развития инжиниринга в Дальневосточном федеральном округе как инструмента экономического развития региона // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — № 3 (32). — С. 275-290. — doi: 10.18334/epp.6.3.36067
Макуха Нина Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории факультета востоковедения и истории, Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета; доцент кафедры финансов и кредита, Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, г. Хабаровск ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 02.08.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.09.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/epp.63.36067
(с) Макуха Н.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Актуальность проблемы формирования инжиниринговых центров и отдельных компаний на Дальнем Востоке на базе имеющихся кластеров и широкого государственно-частного партнерства обусловлена острой необходимостью промышленного развития региона в современных условиях.
Целью исследования является анализ вопросов, связанных с законодательной базой по данному направлению, а также структурой взаимосвязей и исследования процесса создания здесь альянса между предприятиями, занимающимися инжинирингом и вузами, без которых невозможно успешное прогнозирование и практическая разработка программ развития регионального промышленного вектора.
Инжиниринг как сектор рыночной экономики появился в конце XIX в. в Великобритании, когда в первый раз стали предоставляться услуги сначала отдельных инженеров, а вслед за тем и целых групп, объединенных в инженерные фирмы, востребованных промышленниками при строительстве новых заводов и модернизации уже имеющихся. В связи с этим сформировалось мнение об инжиниринге, как о деятельности, связанной с предоставлением услуг в сфере строительства и эксплуатации промышленных объектов, а также различной инфраструктуры. Определяется он как совокупность интеллектуальных видов деятельности, целью которой является получение оптимальных результатов от капиталовложений или других издержек, связанных с реализацией проектов разного назначения за счет наиболее целесообразного подхода к подбору и эффективному использованию материальных, технологических, трудовых и финансовых ресурсов. Кроме этого, при инжиниринге учитываются организация и управление на основе прогрессивных достижений науки и техники с учетом конкретной производственной обстановки, условий финансирования при реализации проектов, а также общей рыночной конъюнктуры.
В современных условиях инжиниринговая деятельность заключается в предоставлении компанией услуг научно-технического, производственного и коммерческого назначения [11]. Можно представить ее также и как самостоятельный вид внутристрановых или международных коммерческих операций. В данном случае инжиниринг будет рассматриваться как предоставление стороной-консультантом
стороне-заказчику некоторых видов инженерно-технических комплексных услуг, необходимых для осуществления проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию. Разработка новых технологических линий на предприятии заказчика, улучшение имеющихся производственных процессов вплоть до выпуска и сбыта продукции, что является необходимым завершающим звеном инжинирингового процесса и одним из ключевых моментов рентабельности любого производственного предприятия.
Следует отметить, что определение инжиниринга сформировалось в основном как совокупность работ прикладного характера с привлечением научных знаний и мирового опыта. Это относится к разработке материалов, изделий, технологий для серийного промышленного производства. Сегодня распространение получили несколько видов инжиниринга. При том, что любой из них может быть предметом самостоятельного отдельного договора.
Консультативный инжиниринг сконцентрирован на реализации интеллектуальных услуг с целью проектирования объектов, разработки планов строительства и контроля (авторского надзора) за проведением инженерно-строительных работ. В данном случае не подразумевается поставка оборудования, выполнение строительных мероприятий, передача лицензии или каких-либо технологий.
Строительный инжиниринг - это, прежде всего, проектирование, поставка оборудования и техники, монтажные работы сложных установок, а также инженерные работы.
Технологический инжиниринг проявляется в предоставлении заказчику технологий, необходимых для строительства промышленных объектов, его эксплуатации на основании договора по поводу передачи производственного опыта и знаний, разработке проектов по транспорту, водоснабжению, энергоснабжению, логистике и т.д.
Финансовый инжиниринг направлен на разработку новых операционных схем и финансовых инструментов, использование деривативов, основной задачей которых является хеджирование (или страхование) рисков неблагоприятного изменения рыночной ситуации. Главными действующими субъектами в рамках такого инжиниринга являются хедж-фонды, использующие деривативы как элемент хеджирования для создания обширного спектра стратегий и структурных продуктов.
В России термином «инжиниринг» начали оперировать не так давно. В настоящее время ведутся дискуссии о том, что же такое инжиниринг, насколько он эффективен и необходим, как его использовать, нуждается ли он в государственной поддержке и регулировании. Но, несмотря на это, многие коммерческие и государственные структуры уже развивают свою деятельность в этом перспективном для российской экономики направлении.
Применительно к Дальнему Востоку инжиниринг является, несомненно, одним из потенциальных прорывных инструментов развития, так как именно комплексность в данном случае является отправной точкой в деятельности промышленных компаний для вхождения на рынок региона. Причем это относится как к российским компаниям, так и к зарубежным. Следует иметь в виду, что развитие сферы инжиниринга в региональном масштабе может иметь два перспективных направления. Первое - это формирование при государственной поддержке: 1) региональных инжиниринговых цикличных центров (РИЦЦ) с учетом уже имеющихся здесь отраслевых и проектно-технологических институтов; 2) центров инжиниринга на базе дальневосточных вузов; 3) центров инжиниринга в рамках территориальных кластеров; 4) центров инжиниринга на базе частных компаний. Второе направление - образование и развитие совершенно новых инженерных консалтинговых компаний, в деятельности которых будет наблюдаться диверсификация: от составления проектных предложений, технических заданий, разработки оборудования, машин и технологических приемов до консультаций технического, инвестиционного, финансового и иного характера. Как правило, к услугам подобных компаний прибегают в тех случаях, когда нужно осуществить проект повышенной сложности или когда заказчик хочет полностью контролировать производственный процесс.
Однако, несмотря на то, что инжиниринг набирает обороты, существует несколько проблем в развитии данного направления проектной инженерно-сопроводительной деятельности в системе рыночных отношений, активно развивающихся как в России в целом, так и конкретно в Дальневосточном федеральном округе.
Начнем с того, что при интенсивности развития рыночных отношений в системе смешанной экономики, которая неизменно циклична и опасность экономических кризисов различного уровня неизбежна, государственная поддержка любой сферы частного
предпринимательства приобретает первостепенное значение, а значит, на первый план выходит государственно-частное партнерство. Инжинирингу как одному из наиболее сложных его направлений должно уделяться в этом смысле особое внимание. Однако, как оказалось, существует определенная сложность для государства в оценке путей поддержки данного вида предпринимательской деятельности, и это касается не только Дальнего Востока.
Дело в том, что в России до сих пор нет однозначно законодательно закрепленного термина «инжиниринг», а есть лишь понятие «инжиниринговые услуги». С целью налогообложения они закреплены в Налоговом кодексе РФ в ст. 148 и характеризуются как «инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги)» [10]. Близкие по смыслу положения имеются и в Гражданском кодексе РФ в ст. 749, где говорится об участии инженера (инженерной организации) в осуществлении прав и выполнении обязанностей заказчика строительных работ.
Попытка закрепить термин «инжиниринг» была осуществлена в проекте «дорожной карты» в области инжиниринга и промышленного дизайна при составлении распоряжения правительства РФ от 23 июля 2013 г. № 1300-р [10]. Однако и здесь наблюдается недостаточная экспертная оценка отраслевых компаний, а трактовка «объекта» при более тщательном рассмотрении и вовсе непонятна. Кто им является? Либо это исполнитель инжиниринговых работ или услуг, либо это компания, имеющая в своем названии слово «инжиниринг» либо «инжиниринговая». Именно двойственность формулировок порождает сегодня вопросы у экспертного и предпринимательского сообщества. В такой ситуации, при отсутствии полноценно проработанной законодательной базы, очень трудно создать какие-либо рациональные производственные ориентиры для руководителей инжиниринговых компаний и их партнеров, нуждающихся в подобных услугах для своих предприятий.
Однако, несмотря на сложности, положительной тенденцией является создание в 2013 г. в Хабаровском крае в качестве структурной
единицы АНО «Дальневосточное агентство содействия инновациям» Регионального центра инжиниринга. Финансирование проекта, создания и развития Центра инжиниринга предусматривается краевым бюджетом в рамках основных мероприятий государственной программы «Инновационное развитие и модернизация экономики Хабаровского края» в размере 14,4 млн рублей в 2013 г. и 10,06 млн рублей в 2014 г.
Главным управлением модернизации и стратегических инициатив Губернатора и Правительства края была подана заявка для участия в конкурсном отборе Минэкономразвития России субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на поддержку малого и среднего предпринимательства. По итогам конкурса МЭР РФ принято решение об одобрении финансирования из федерального бюджета в сумме 42,3 млн рублей в 2013 г. и 24,9 млн рублей в 2014 г.
Целью создания Центра инжиниринга является формирование технологической инфраструктуры для повышения уровня конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства за счет использования современных технологий. Среди направлений деятельности Центра:
- услуги в области инженерных и конструкторских решений (анализ и разработка технологических процессов, подбор и обоснование оборудования);
- услуги в области инженерных расчетов, требующие применения современного ПО (продукты линейки Siemens NX для 3D-проектирования изделий решения различных инженерных задач, расчетов, анализа и симуляции физических процессов; PAM-STAMP 2G Full - программное обеспечение для моделирования процессов штамповки);
- услуги по промышленному дизайну и прототипированию (создание 3D моделей любой конфигурации и принадлежности; проектирование и визуализация объектов, графический дизайн);
- услуги по решению вопросов интеллектуальной собственности;
- услуги центра коллективного пользования.
Показательным является то, что по итогам 2013 г. Центром инжиниринга достигнуты хорошие результаты: проведено 10 оценок индекса технологической готовности производственных малых и средних предприятий Хабаровского края, разработано 5 планов модернизаций производства на основе проведенных технологических
аудитов и результатов оценок индекса технологической готовности на общую сумму 275 млн рублей, которые уже начали реализовываться и повышать эффективность бизнеса. Кроме этого, оказано более 40 профильных услуг производственным малым и средним предприятиям края, а также при помощи Центра за его неполный рабочий год уже разработано 5 программ модернизации инновационных производств компаний с целью повышения их эффективности. Можно привести примеры результативности указанной деятельности для компаний.
Так, компания ООО «Микротерм+», занимаясь автоматизацией производственных процессов, за счет выстраивания оптимизированных технологических процессов и приобретения специализированного оборудования сократила в среднем на 20% сроки производства автоматики и повысила качество выполняемых работ. ООО «Бриз» уже сегодня применяет инновационные технологии переработки отработанных покрышек. За счет встраивания дополнительного оборудования в технологические цепочки рост объемов производства компании увеличился на 40%. ООО «Строительный альянс» занимается производством инновационных винтовых свай, имеющих возможность монтирования на любом ландшафте в течение недели, высокую сейсмоустойчивость. За счет инжиниринга будет повышен уровень объемов выпуска на 50% при той же материалоемкости.
Необходимо отметить, что в настоящее время наблюдается процесс субсидирования услуг Центра для компаний в размере до 80% от стоимости. На текущий момент услугами центра пользуются порядка 30 компаний из различных сфер производства и бизнеса. В 2014 г. согласно заявлениям KPI (ключевым показателям эффективности) поддержку Центра получат более 300 субъектов. Итогом же деятельности РИЦ должно стать развитие инжиниринга в производственной среде Хабаровского края. Результатом будут являться эффективная система субконтрактации и аутсорсинга инжиниринговых, технологических и производственных процессов, прежде всего за счет повышения технологичности МСП и включения их в производственные цепочки крупных предприятий опорных отраслей экономики Хабаровского края.
Однако существование на Дальнем Востоке в основном небольших предприятий, которые ведут свою деятельность пусть даже стабильно, но достаточно односторонне, не стремясь к расширенному
производству и диверсификации, не позволяет организовать деятельность инжиниринговых компаний в полном объеме. Ко всему прочему прибавляется и психологический фактор, когда руководители в основном малого и среднего бизнеса не понимают, зачем что-то менять в своей деятельности, если и так все неплохо работает. Как показывает практика, это, безусловно, грамотные опытные специалисты, много лет проработавшие в конкретной производственной отрасли, знающие себе цену, выстроившие успешный, на их взгляд, бизнес. Именно поэтому они не всегда здраво оценивают ситуацию и порой не видят дальнейшие перспективы его развития. Тем не менее, при всей, казалось бы, отлаженности процесса, загрузка производственных мощностей их предприятий едва достигает 50-60%. Возникает удивление, когда они узнают, что при комплексном анализе специалистами инжиниринговой компании всех составляющих на этих же заводах при оптимизации производственных процессов можно в два раза увеличить производительность и сократить издержки.
Отметим, что многие компании, работающие на дальневосточном рынке услуг, такие, например, как «Гамма-инжиниринг», ООО «ПромАльп Инжиниринг» или «ДВ-Инжиниринг Компани», имея в названии громкое и многообещающее слово «инжиниринг», на самом деле являются всего лишь торгово-сервисными, торгово-монтажными или логистическими фирмами, которые занимаются, соответственно, продажей и установкой различного оборудования (вентиляционного, климатического, противопожарного, охранных систем, домашней автоматизации и т.д.), выполнением высотных работ в области промышленного альпинизма или перевозкой грузов. Во всех случаях отсутствует комплексность, присущая настоящему инжинирингу, а название данных компаний является ничем иным, как рекламным ходом для привлечения наибольшего количества потенциальных клиентов. Мало того, многие компании, в названиях и на сайтах которых присутствует слово «инжиниринг», сами заявляют, что не оказывают инжиниринговых услуг.
В результате, ситуацию обостряет то, что на сегодняшний день, как показывает анализ дальневосточного рынка услуг, в регионе работает не так много действительно крупных инжиниринговых компаний, которые могут реально изменить структуру его производственного сектора. Одна из них - компания «Roto Frank», специализирующаяся на оконном производстве и сотрудничающая с
одной из крупнейших на Дальнем Востоке компаний по производству пластиковых окон - «Бизнес Альянсом» (г. Хабаровск) [3]. Другая -проектно-инжиниринговая компания ООО «Инжиниринг Консалтинг Компани» (г. Владивосток), предлагающая сервис в области проектно-строительного инжиниринга, услуг по выбору участков под строительство объектов, разработке проектно-сметной документации с последующей экспертизой, строительством объектов и сдаче их в эксплуатацию. С ее участием осуществляется строительство транспортного узла «Восточный - Находка, Приморский край». Предпроектная документация, подготовленная ООО «Инжиниринг Консалтинг Компани», а именно «Схема генерального плана автомобильной дороги «порт Восточный - транспортный узел» входит в состав документов «Обоснование инвестиций по проекту «Развитие транспортного узла «Восточный-Находка, Приморский край» и подготовлена на основании перечня работ, заключенного ООО «Инжиниринг Консалтинг Компании» с Региональным фондом «Тихоокеанский центр стратегических разработок» [9].
Крупнейшая уральская инжиниринговая компания ООО «Пумори-инжиринг инвест», специализирующаяся на машиностроении и металлообработке и являющаяся второй в рейтинге «Модернизация и инжиниринг - 2013», проведенного на сайте Делового портала «Управление производством» [2], активно сотрудничает с заводами во Владивостоке, Арсеньеве, Уссурийске, Большом Камне, так как именно здесь сконцентрирована большая часть приборостроительных, авиационных и судостроительных предприятий региона, которые нуждаются в модернизации своих мощностей. Приоритетным для «Пумори-инжиниринг инвест» является территориальное развитие, поэтому Дальний Восток является площадкой, где как нельзя лучше соприкасаются интересы компании и региона. Исходя из стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., где машиностроение отмечено в качестве одной из приоритетных отраслей, деятельность «Пумори-инжиниринг инвест» представляется важной составляющей развития региона. Как партнер в вопросах технического перевооружения на машиностроительных предприятиях компания будет участвовать и в будущем в переоснащении имеющихся производств, тем самым увеличивая эффективность всего машиностроительного комплекса [5].
Существует еще небольшое количество компаний в Республике Саха (Якутия) и на Сахалине, в основном связанных с нефтегазовой отраслью, инжиниринговая деятельность которых является действительно таковой.
Безусловно, превращение Дальнего Востока в территорию опережающего развития и переориентация всех сфер промышленности из сырьевого сектора на производственно-обрабатывающий являет собой тот вектор деятельности, который позволит вывести регион на качественно новый уровень, что обеспечит в будущем конкурентоспособность его продукции на мировом рынке, особенно на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Однако при этом не следует забывать, что, как нельзя начинать строить дом с крыши, так и при выстраивании стратегии развития системы инжиниринга на Дальнем Востоке необходим, прежде всего, фундамент, который ляжет в основу всей структуры. А начинать нужно с интеграции государства, бизнеса и образования, которая будет включать в себя непрерывную систему профориентации, начиная со школьников старших классов и заканчивая студентами специализированных высших учебных заведений. Прикладной характер подготовки инженеров, связанный непосредственно с действующими инжиниринговыми компаниями, будет являться тем альянсом, который послужит платформой для эффективного осуществления формирования в будущем нового инженерного корпуса не только Дальнего Востока, но и России в целом.
Отметим, что сегодня уже имеется некоторый положительный опыт в этой области в других регионах России. Так, российская инжиниринговая компания «АСКОН», которая занимается разработкой и внедрением комплексных решений для автоматизации инженерной деятельности и управления производством, в 2014 г. заключила соглашение о стратегическом партнерстве с Самарским государственным аэрокосмическим университетом имени академика С. П. Королёва (СГАУ) с целью организации подготовки кадров для предприятий авиационной ракетно-космической и других отраслей промышленности [8]. На основе достигнутых договоренностей в ближайшее время запланирована модернизация программного обеспечения для учебного процесса и научных исследований, проведение олимпиады и конкурсов курсовых и дипломных проектов, бесплатная сертификация студентов по продуктам АСКОН [8].
Развитие инжиниринга и промышленного дизайна обсуждали также представители федеральных органов власти, вузов и региональных центров инжиниринга на первой национальной выставке «ВУЗПРОМЭКСПО - 2013: Российская наука - основа отечественной индустриализации», которая состоялась 17-18 декабря в московском выставочном центре «Гостиный двор» [1]. Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет (НИ ИрГТУ) представил возможности инжинирингового центра, который создается в университете в результате победы в конкурсе Министерства образования и науки и Министерства промышленности и торговли РФ [1].
Есть опыт у Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (СПбГПУ), лаборатории и малые компании которого успешно выступают центром офшорного проектирования для целого ряда крупнейших автомобилестроительных корпораций в России и за рубежом [4].
Конечно, для достижения успеха в организации учебного процесса техническим вузам и факультетам следует, прежде всего, ориентироваться на профессиональные стандарты, которые определяет Министерство образования и науки России. Также необходимо учитывать прикладной характер основных образовательных программ (ООП), реализуемых вузом, уделяя особое внимание требованиям к профессиональным компетенциям бакалавров и магистров, предъявляемые предприятиями-партнерами,
потенциальными работодателями выпускников, в области
инжиниринга.
В Дальневосточном федеральном округе особую роль играют такие вузы, как Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС). Их сотрудничество с компаниями-работодателями позволит дать студентам практические навыки, которые они будут применять, работая на предприятиях. Однако данное направление взаимодействия только набирает обороты на Дальнем Востоке и еще не достигло должного уровня. Имеются лишь отдельные случаи сотрудничества. Например, все той же компанией «Пумори-инжиринг инвест» в ДВФУ планируется открыть учебный класс, оснащенный современными металлообрабатывающими станками. Однако создание цельных
инжиниринговых центров на базе дальневосточных вузов является лишь желаемой перспективой.
На сегодняшний день ведется активная работа органов законодательной власти в этом направлении. Так, в утвержденном плане работы Временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности на 2014 год, на июль месяц была запланирована «проработка вопроса о непрерывности получения специальных знаний и месте специальных предметов - физики, химии, необходимых при поступлении в технические образовательные организации высшего образования, возможности введения данных предметов в качестве обязательных на ЕГЭ, в том числе региональными законами в отдельных субъектах РФ» [6].
Кроме этого, при Министерстве промышленности и торговли России был утвержден Совет по инжинирингу и промышленному дизайну под председательством Первого заместителя Министра промышленности и торговли РФ Г.С. Никитина. Данная структура образована во исполнение пункта №11 Плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна по Распоряжению Правительства РФ от 23 июля 2013 года №1300-р [11]. В его состав вошли представители четырех министерств (Минпромторга, Минобрнауки, Минтруда, Минэкономразвития), а также Ростехнадзора, АСИ, профильных объединений и ведущих вузов и научно-технических учреждений.
Согласно подпрограмме «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна» (2014-2018 гг.) государственной программы РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» для поддержки проектов в области промышленного инжиниринга из федерального бюджета планируется потратить 5,1 млрд рублей. Первыми господдержку получат 12 проектов 11 технических вузов, которые готовят специалистов в различных отраслях. На субсидии также могут рассчитывать структуры, созданные при поддержке «Роснано» [1].
Насколько эти затраты оправдают себя, покажет время, однако одно ясно уже сейчас, что без создания в России достаточного количества инжиниринговых центров, которые могут стать основой новой индустриальной политики государства, выстраивания вертикали государство - вуз - фирма, полноценное развитие промышленности
России в целом и Дальнего Востока в частности невозможно. В данном случае инжиниринг будет являться связующем звеном между инновационными научными разработками и коммерциализацией практических результатов. Это как раз и будет тем инструментом, который позволит обеспечить конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. Кроме того, модернизация и развитие секторов экономики Дальнего Востока через создание институциональной среды и инфраструктуры для развития индустрии инжиниринга обеспечит экономику региона новыми рабочими местами и квалифицированными кадрами, что на сегодняшний день является также одной из приоритетных задач.
Необходимость проработки государственных механизмов стимулирования, в том числе усовершенствование налогообложения, создания и развития инвестиционно привлекательных инжиниринговых центов на базе ведущих вузов Дальневосточного федерального округа, научных организаций, региональных информационных центров и частных компаний должна сегодня выйти на первый план. Только в этом случае создание условий для появления новых и развития существующих инжиниринговых компаний будет способствовать технологическому прорыву, привлечению инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики и общему росту промышленного производства региона.
ИСТОЧНИКИ:
1. Бобылева А.З. Финансовые управленческие технологии / А.З. Бобылева. - М.:
ИНФРА-М, 2007.
2. Внешнеторговая энциклопедия / Отв. ред. С.И. Долгов. - М.: Экономика, 2011. -
447 с.
3. ВУЗПРОМЭКСПО - 2013»: развитие инжиниринга и промышленного дизайна. /
Аккредитация в образовании. / Электронный журнал об образовании. // URL: http://www.akvobr.ru/vuzpromekspo_2013.html (дата обращения 12.07.2016)
4. Вяткин В.Н., Хэмптон Д.Д., Казак А.Ю. Принятие финансовых решений в
управлении бизнесом: концепции, задачи, ситуации / В.Н. Вяткин. - М., Екатеринбург: Ява, 2000.
5. Деловой портал. Рейтинг «Модернизация и инжиниринг - 2013». Определены
победители! // URL: http://www.up-pro.ru/specprojects/rating-engineering/itogi2013.html (12.07.2016)
6. Инжиниринг: Повышение эффективности оконного производства. // URL:
http://www.stan-ok.ru/news/?d=4839 (05.07.16)
7. Караваев Е.П. Промышленные инвестиционные проекты: теория и практика
инжиниринга / Е.П. Караваев. - М.: МИСИС, 2001. - 299 с.
8. Княгинин В.Н. Потенциал России на глобальном рынке инжиниринговых услуг /
Материалы к совещанию по вопросу развития инжиниринговых центров в России. «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Февраль 2013.
9. Князева Е.Г., Жуйков Е.Н. Принципиальные позиции финансового инжиниринга /
Е.Г. Князева // Известия Уральского государственного экономического университета. - № 2. Том 24. - 2009. - С. 68-72.
10. Комличенко С.Г., Малыха Г.Г., Павлов А.С. Организация размещения заказов на
проектирование и строительство. - Научное издание / С.Г. Комличенко. -М.: АСВ, 2009.
11. Ли Ч.Ф. Финнерти Дж.И. Финансы корпораций: теория, методы и практика:
пер. с англ. / Ч.Ф. Ли. - М.: ИНФРА-М, 2000.
12. Маршалл А. Основы экономической науки: пер. с англ. / А. Маршалл. - М.:
Эксмо, 2008.
13. Машиностроение Дальнего Востока модернизируют. // URL: http://www.pumori-invest.ru (16.07.2016)
14. Павлов А.С. Инжиниринг в строительстве / А.С. Павлов // Вестник МГСУ. - 2011.
- №8. - С. 442-450.
15. План мероприятий («дорожная карта») в области инжиниринга и
промышленного дизайна (утв. распоряжением Правительства РФ от 23 июля 2013 г. № 1300-р / ИА «ГАРАНТ». // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70320156/#ixzz376TvvxSu (дата обращения 11.07.2016.)
16. План работы Временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития
законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности на 2014 год (Утвержден решением Временной комиссии Совета Федерации по вопросам развития законодательства Российской Федерации об инженерной и инжиниринговой деятельности № 3.2-17/60 от 28 апреля 2014 года) / Сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. // URL: http://www.council.gov.ru/structure/temp_commissions/iccf_engin/plans/
17. Подготовка инженеров с применением современных информационных
технологий: АСКОН и СГАУ заключили соглашение о стратегическом партнерстве. // URL: http://isicad.ru/ru/press_releases.php?press_num=16835 (09.07.2016)
18. Проектно-инжиниринговая компания на Дальнем Востоке ООО «Инжиниринг
Консалтинг Компани» (г. Владивосток). // URL: / http://www. rs-consulting.ru/projects/65/ 21.06.2016
19. Российская бизнес-газета. // URL: http://www.rg.ru/2013/09/10/injiniring.html
(дата обращения 10.07.2016)
20. Рыбец Д.В. Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) на мировом
рынке / Д.В. Рыбец // Российский внешнеэкономический вестник. - 2-11. -№8. - С. 84-95.
21. Современный инжиниринг // URL: http://www.engrg.ru (дата обращения
04.06.2016)
Nina A. Makukha, Candidate of Science, History, Associate Professor, Chair of Russian and World History, Faculty of Oriental Studies and History, Pedagogical Institute of the Pacific State University; Associate Professor, Chair of Finance and Credit, Amur State University named for Sholom Aleichem, Khabarovsk
Issue of the engineering development in the Far Eastern Federal District as the tool for the regional economic development
ABSTRACT
The article analyzes the process of the engineering development and its effect on the Far Eastern market within formation of local priority development areas. Methods are deduction and induction, analysis and synthesis, the statistical method of data treatment. The author comes to the conclusion that the Far Eastern Federal District, despite the experience of creation of the Regional Engineering Center, has the need to organize other engineering companies, to develop effective methods of economic interest of the state, heads of enterprises and high schools of the region for the development of competitive advantages of the Far East on the Asian and Pacific regional market. KEYWORDS: Far Eastern Federal District, engineering, state and private partnership, engineering companies, priority development areas, competitive advantages