ИНЖИНИРИНГ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В современных условиях чрезвычайно важно ориентироваться на те секторы экономики, где есть потенциал высокой маржинальности. В традиционных массовых видах производственной деятельности она катастрофически падает, в то время как там, где создаются инновационные продукты, повышается. То есть основная прибыльная часть все в большей степени переходит от непосредственно производства к разработке. К чему это приводит? Происходит явное смещение от физических и финансовых активов к человеческому капиталу. Возрастают требования к потенциалу разработки, начинают функционировать новые экономические законы, когда самые высокие доходы получает тот, кто занимается созданием и продажей интеллектуальной собственности, инноваций.
В этой связи инжиниринговые услуги как вид деятельности, к которому у нас отнесены научные исследования и разработки в области технических наук, имеют огромные возможности, а сам инжиниринг следует рассматривать как форму коммерческой связи науки и техники. Его цель - предоставление услуг по доведению опытно-кон-стукторских и научно-исследовательских разработок до стадии производства. Рассуждая в таком ключе, важно понять, что представляет собой отечественный рынок инжиниринга? Что необходимо сделать, чтобы инжиниринговые компании играли более существенную роль в процессе модернизации промышленности, при производстве новых изделий? Каково место нашей страны в инжиниринговом сегменте и как ей вписаться в международную цепочку создания ценностей?
В поисках ответа на эти и другие вопросы редакция журнала «Наука и инновации» и Научно-технологический парк БНТУ «Политехник» пригласили к разговору представителей органов госуправления, науки, образования и бизнеса.
Инжиниринг - составляющая часть инновационной деятельности
Евгений Мальчевский,
начальник управления инновационной политики Государственного комитета по науке и технологиям
Во время подготовки проекта Программы инновационного развития на текущую пятилетку были проанализированы пробелы, существующие в научной и инновационной сферах. Одной из важнейших проблем, влияющих на качество и эффективность коммерциализации научно-технической деятельности, является отсутствие инжиниринговых структур, способных подхватить разработки, довести их до соответствующего уровня с тем, чтобы передать в массовое производство. Данный
В отечественной практике встречается несколько терминов, характеризующих инжиниринг, среди них «инженерия», «инжиниринг», «инженерная деятельность», но, по сути, все они синонимы. Их связывают с организацией процессов создания предпроектной и проектной документации, получения данных, отражающих результаты инженерных изысканий и оформления актов, сопровождающих разрешительные и закупочные процедуры.
В белорусском нормативно-правовом поле четкое определение инжиниринга не представлено. Есть Постановление Правительства Республики Беларусь №302 от 04.04.2012 г., в соответствии с которым в начале 2016 г. осуществлен окончательный переход на новый Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», содержащий понятие «инжиниринговые услуги». Они классифицируются по нескольким кодам, среди которых 71121, куда отнесены такие работы, как инженерно-техническое проектирование и предоставление технических консультаций в области инжиниринга, включая инженерно-техническое проектирование и консультационные услуги в машиностроении, строительстве зданий и сооружений, электронике и электротехнике и пр. Согласно коду 72192, к инжиниринговым услугам причислены научные исследования и разработки в области технических наук, а в код 74100 вошли специализированные работы по дизайну, в том числе промышленному и графическому.
Налоговый кодекс Республики Беларусь также содержит понятие «инжиниринговые услуги», куда отнесены инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров, услуг, строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных объектов и пр., а также предпроектные, проектные работы.
»
Россия 0,6% Юго-Восточная Азия 1, Южная Америка Австралия и Океания
Индия и Центральная Азия
Средняя Азия
Африка и Ближний Восток
США и Канада
Европа
Глобальный рынок инжиниринговых услуг по регионам
факт подтверждают и статистические данные, и опрос представителей предприятий и ученых: в республике выполняется много научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, но, к сожалению, зачастую их результаты остаются нереализованными. Как оказалось, компетенций, достаточных для разработки технологической документации, подбора оборудования, проектирования технологической оснастки, монтажа оборудования, нормирования труда и материалов и промышленного освоения, нет ни у промышленников, ни у исследователей. К тому же существуют негативные примеры, и их немало, когда в лабораторных условиях та или иная разработка, выполненная за счет бюджетных средств, показывает заявленные результаты, а при промышленном освоении - нет. В связи с этим нами в Правительство был внесен ряд предложений, в том числе касающихся создания базовых инжиниринговых центров. В результате было принято постановление Совета министров и Национального банка Республики Беларусь от 18.01. 2016 г. №28/2 «Об утверждении комплекса мер по решению задач социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016 г. и обеспечению макроэкономической сбалансированности», где предусматривалось создание двух инжиниринговых центров для сопровождения процесса внедрения в производство научно-технической продукции. Такие структуры открыты на базе Белорусского института системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы при ГКНТ и Белорусском государственном технологическом университете. Последний
4 1?
Термин «инновационный инжиниринг» используется в государственном стандарте Республики Беларусь «Инновации и инновационная деятельность». Он трактуется как система предоставления комплекса инженерно-консультационных работ и услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процессов производства и реализации продукции, обслуживанию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов организацией-консультантом организации-клиенту при реализации инновационных проектов.
Таким образом, белорусское законодательство фиксирует определение «инжиниринговые услуги», признавая, что данный вид деятельности весьма актуален как для отечественной инновационной системы, так и для экономики в целом. Существующие инжиниринговые компании, с одной стороны, представляют собой важное звено технологической цепочки создания конкурентной продукции в отдельных областях, а с другой - выполняют функцию агентов модернизации, призванных устранять имеющиеся провалы в инновационном цикле.
Поддержка научно-технической деятельности осуществляется в рамках государственных научно-технических программ, состав работ которых утверждает ГКНТ. В рамках Госпрограммы инновационного развития на текущую пятилетку заложен ряд мероприятий, касающихся инжиниринговой сферы. В частности, запланированы и уже создаются инжиниринговые структуры или инжиниринговые подразделения, научные центры при вузах, научных организациях. Акцент делается на те отрасли, где сконцентрировано наибольшее количество разработок и наблюдается нехватка квалифицированных кадров.
ориентирован на апробацию на-номатериалов в нефтехимическом и промышленном комплексах и функционирует в форме отраслевой лаборатории. Что касается инжинирингового центра при ГКНТ, то он в значительной степени сосредоточен на оказании консалтинговых услуг: поиске технологий, подготовке бизнес-планов, проведении маркетинговых исследований. Понятно, что они имеют узконаправленную специализацию и не могут закрыть потребности всей республики.
Инжиниринг - составляющая часть инновационной деятельности, и она в Беларуси прямо либо косвенно поддерживается государством. В этом сегменте также работают технопарки, центры трансфера технологий. В соответствии с Указом Президента №357 от 04.09.2018 г. предусмотрена возможность выделения финансовых средств на развитие их материально-технической базы.
Прямую господдержку могут получать резиденты всех научно-технологических парков республики, они пользуются соответствующими льготами - имеют сниженную ставку на аренду площадей, налога на прибыль, освобождены от земельного налога, налога на недвижимость. К примеру, на инжиниринговую компанию «Инката» как резидента Минского городского технопарка распространяются такие преференции. Законодательство в инновационной сфере подвижно, постоянно вносятся предложения по его дальнейшему совершенствованию. Прорабатываются различные варианты поддержки такой деятельности в целом и конкретные ее аспекты - инжиниринговые услуги. С 2017 г. в стране действует положение об отраслевых
лабораториях, в соответствии с которым на них возложены вопросы промышленной апробации, испытаний технических разработок, доведение их до промышленного производства. Такие структуры активно создаются при НАН Беларуси, вузах страны, на предприятиях. Сейчас открыто более 20 лабораторий при организациях, имеющих статус научных. Предусмотрены и соответствующие механизмы финансирования их материально-технической базы из республиканского бюджета. Кроме того, отраслевые лаборатории получают средства из инновационных фондов, в том числе не только централизованного, но и из региональных.
С удовлетворением можно отметить, что инжиниринг динамично развивается в частном секторе. Это подтверждает успех таких компаний, как «Адани», «Ре-гула» и др. Им удалось наработать соответствующие компетенции и поставить инжиниринг на самый высокий уровень.
Потенциал для экспорта инженерных услуг
Петр Дудин,
директор ООО «Инката»
Инжиниринг - это довольно широкое понятие. В общемировой практике к нему принято относить ряд подразделов, в том числе конструирование,
проектирование здании и сооружений, технологическое проектирование, разработку ПО, про-тотипирование и прочие виды работ. В русскоязычной среде термин не имеет устойчивого определения, его чаще всего трактуют как процесс проектирования и создания технологических систем на основе существующего стандартного оборудования (из готовых подсистем, - например инжиниринг технологических линий). Компания «Инката» сфокусирована на инженерном сегменте - опытно-конструкторской разработке и опытном производстве.
Согласно отчету консалтинговой компании Grand View Research, мировой рынок инжиниринговых услуг интенсивно развивается: его совокупный годовой объем превышает триллион долларов, что соответствует выручке примерно 125 долл. на каждого жителя Земли. Инжиниринговые услуги являются драйвером любой экономики, и их объем фактически коррелирует с вкладом страны в научно-технические разработки. Основными отраслями, использующими инжиниринговый аутсорсинг, считаются телекоммуникации, автомобильная промышленность и аэрокосмонавтика.
Многие страны успешно экспортируют инженерные услуги. Лидирующие позиции в этом секторе удерживает Индия, где значительное количество компаний занимается различного рода инженерными разработками на заказ и трудятся десятки тысяч инженеров. Это можно объяснить двумя основными причинами - относительно низкими зарплатами и знанием английского языка, что снимает проблемы в коммуникации с зарубежными заказчиками.
В Беларуси удачный страно-вой проект - Парк высоких технологий (ПВТ), объединивший около 200 компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения для зарубежных клиентов по аутсорсинговой модели. ПВТ экспортирует услуги более чем на миллиард долларов, и эта выручка растет год от года. В пересчете на душу населения она составляет около 100-110 долл. на каждого жителя республики. При этом доля услуг ПВТ по конструированию, технологическому инжинирингу оценочно не превышает 1%, в то время как общемировой показатель составляет от 15 до 20%. Совершенно очевидно, что наша страна имеет огромный нереализованный потенциал для наращивания экспорта инжиниринговых услуг.
Успех ИТ-аутсорсинга в Беларуси неслучаен - это сравнительно новый, бурно развивающийся инженерный домен, который практически не требует материальных активов. Кроме того, следует понимать, что для зарубежных заказчиков разработка ПО по аутсорсинговой модели - один из самых безболезненных способов снизить затраты на разработку и ускорить ее темпы, повысить собственную эффективность и конкурентоспособность.
Относительная легкость создания ПО на аутсорсинге позволила ПВТ вывести Беларусь на среднемировой уровень доходов в этой сфере. При этом более сложный, дорогой и технологичный инженерный аутсорсинг - конструирование, прототипирование, НИОКР и разработка технологий -развит слабо. Так что потенциал для роста у страны есть. Равнение следует держать на лидеров -Италию, Великобританию, Чехию,
Медицинский сектор и фармацевтика
Строительство
Полупроводниковая промышленность
Автомобильная промышленность
Инженерный аутсорсинг: доля мировых рынков в 2017 Г. Источник: https://www.grandviewresearch.c
Словакию, Германию и США, которые даже при значительно более высоких зарплатах инженеров оказывают сложные и дорогостоящие инженерные услуги.
Одновременно в республике успешно работает ряд инженерно-производственных компаний («Изовак», «Атомтех», «Регула», «Адани», «КБСТ» и др.), которые экспортируют высокотехнологичное оборудование с высокой добавленной стоимостью, формирующейся за счет интеллектуальной составляющей. Интересно отметить, что все они были созданы в 1990-х гг. и продолжают развиваться, осваивая новые ниши и рынки. Новых предприятий подобного уровня в 2000-х гг., к сожалению, не появилось. Причина, на наш взгляд, в том, что экономика Беларуси (кроме ИТ-отрасли) практически не вовлечена в глобальные технологические цепочки создания добавленной стоимости. И лишь немногим новообразованным стартапам после распада СССР удалось сориентироваться в сложившихся рыночных условиях и на руинах плановой экономики создать отечественные продуктовые компании, которые, используя богатый научно-технический багаж, сконцентрировали
у себя высококвалифицированных специалистов и прорвались на внешние рубежи. Они и стали очевидными лидерами.
Попробуем разобраться, какие предпосылки могут способствовать появлению и развитию новых высокотехнологичных производств.
Мировой опыт (и отчасти опыт ПВТ) говорит о том, что качественные инженерно-производственные фирмы, работающие на международных рынках, смогут сформироваться тогда, когда страна вовлечена в кооперацию - в цепочки создания ценности по аутсорсинговой модели. Сначала - аутсорсинг для зарубежных заказчиков, после чего полученный опыт постепенно перерастает в появление продуктовых компаний. Что этому препятствует в нашем случае? Отсутствие существенного опыта работы с международными заказчиками, слабое владение английским языком инженерами и управленцами, а также недостаток кадров высокой инженерной квалификации.
На практике реализацию тезиса «сначала - аутсорсинг, а продукт появится сам» можно проиллюстрировать на примере Китая, который на протяжении двух
десятилетий разрабатывал и производил для Западной Европы и США по аутсорсинговой инженерно-производственной модели технику, электронику и мобильные телефоны. Все это время китайские инженеры получали бесценный опыт взаимодействия с зарубежными инженерными корпорациями. Сегодня Китай самостоятельно создает лучшие образцы электроники, электромобили, системы вооружений, проектирует и строит крупные заводы, внедряет научные разработки. И все это благодаря опыту, полученному в условиях реального рынка. Вновь образующиеся продуктовые компании преумножают экономическую мощь Китая и увеличивают добавленную стоимость продукции.
В Беларуси есть свой яркий пример по переходу от аутсорсинга к продукту. Катализитором появления продуктовых компаний по разработке ПО в Беларуси стала крупнейшая аутсорсин-говая компании EPAM. Не будь ее, в стране не было бы «поросли» новых продуктовых и аутсорсин-говых фирм и стартапов. EPAM стала кузницей кадров инженеров-программистов, где сотрудники получили опыт участия в международных проектах по разработке продуктов и ПО для сторонних заказчиков. Сегодня ее бывшие сотрудники и представители других операторов рынка создают стартапы, которые за миллионы долларов приобретают Google и Facebook.
В нашей стране работают крупные иностранные ИТ-компании. ПВТ постоянно пополняется новыми резидентами. Однако международные корпорации из автомобильной, аэрокосмической и строительно-производственной
сферы осторожничают и пока не идут на отечественный рынок за инженерным аутсорсингом. Беларусь для таких ТНК -терра инкогнита, даже несмотря на то, что услуги белорусских инженеров стоили бы в разы меньше, чем услуги их коллег из Западной Европы и США. Исходя из этого, исключительно важно появление «компаний-локомотивов» в инженерном аутсорсинге, которые помогли бы «встроить» Беларусь в технологические цепочки мировых лидеров промышленности. Это обеспечило бы получение знаний, навыков, компетенций отечественным инженерам, технологам, конструкторам и проектировщикам, из которых впоследствии выросли бы новые технологические продуктовые компании.
Если путь ПВТ и ЕРАМ к успеху в относительно несложной для экспорта услуг сфере ИТ-аутсорсинга занял 20 лет, то для того чтобы пройти его в более затратном секторе по разработке технологий, конструированию и научным исследованиям, может понадобиться не менее, а то и более длительный период. Но успех не придет сам. Для развития инжинирингового аутсорсинга необходимы соответствующие условия. Самым простым, на первый взгляд, решением могло бы стать распространение налоговой модели ПВТ на научные институты, конструкторские бюро и инжиниринговые компании и включение разработки прототипов и научно-исследовательских работ в перечень разрешенной деятельности. Безусловно, это сыграет свою положительную роль, но этого может оказаться недостаточно, поскольку стоимость инженерной разработки в значительной мере формируется
из зарплатной составляющей. Так, резиденты ПВТ имеют льготы по налогу в Фонд социальной защиты и налогу на прибыль. В то время как «зарплатные налоги» на каждого сотрудника в Беларуси составляют 49%, резиденты ПВТ платят 11%, что позволяет выплачивать сотрудникам высококонкурентную зарплату и минимизировать риск утечки мозгов. Льготы по заработной плате крайне важны для аутсорсинго-вого бизнеса, поскольку до 90% затрат приходится на оплату труда персонала.
К тому же инжиниринговый аутсорсинг для проведения исследований и разработки опытных образцов, как и любые НИОКР (кроме программирования), требуют наличия специального оборудования и расходных материалов. Отечественные компании, работающие на этом рынке, сталкиваются с дороговизной (в сравнении с конкурентами) при покупке исследовательского оборудования и станочного парка. Важно понимать, что продуктовые
компании и те, которые оказывают услуги, имеют изначально разные возможности доступа к высокотехнологичному оборудованию. У прочно стоящих на ногах продуктовых фирм, как правило, есть все необходимые ресурсы для технического оснащения своих производств. Они зарабатывают на продаже наукоемких изделий, и их маржинальная прибыль может составлять сотни процентов к выручке. Инжиниринговые аутсорсинговые компании работают в совершенно иных условиях, и их маржинальная прибыль (до налогов) формируется в размере 20-30% на продаже проектного времени и инженерных нор-мо-часов. Не имея своего оборудования, они не могут получать заказы на разработки, а значит, нельзя говорить о перспективах развития сложного высокотехнологичного инжиниринга в Беларуси. В этом контексте страна находится в заведомо проигрышном положении в сравнении с соседними государствами, где станки, приборы и расходные материалы,
ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КОРПОРАЦИИ
■ Управление интеллектуальной собственностью • Технологическое планирование ■ Стратегическое планирование исследований и разработок • Стандарты и структура исследований и разработок Прикладные исследования рА3рАБОТКА • Определение требований к продукту ТЕХНОПОГИИ • Выбор и разработка технологической оснастки ■ Управление инженерными изменениями • Управление патентами ■ Поддержка производства/документация/технологическая поддержка ■ Испытания на безопасность • Тестирование эксплуатационных характеристик и надежности РАЗРАБОТКА ■ Комплексное тестирование
ПРОДУКТА * Тестирование прототипа системы «верификации/аттестации»/созданиеи тестирование прототипа ■ Анализ и оптимизация себестоимости ■ Проектирование чипов и электроники ' Разработка программного обеспечения, программного кода ' Разработка алгоритмов ■ Сбор требований ■ Системный анализ Полная разработка продукта ■ СДБ/СРР анализ (компьютерное моделирование/вычислительная гидродинамика)
ч
РАЗРАБОТКА ПРОДУКТА '
Сложность взаимодействий
Пригодность для аутсорсинга
Сильные
аутсорсинговые кандидаты
Возможные
аутсорсинговые кандидаты
Сильные кандидаты, работающие по соглашению
Аутсорсинговая матрица. Источник: Отчет компании ISG Philip Capita!India Research
необходимые для осуществления НИОКР, не облагаются ввозными пошлинами и НДС, что им обходится на 30-40% дешевле. Действующие льготы для ввоза научного оборудования для белорусских научных организаций являются полумерами - им запрещено использовать его в коммерческих целях, что дестимули-рует ученых и инженеров с оказанием услуг вообще. Сложность отчетности является еще одним барьером для применения этих инструментов исследователями и бизнесом, а зарезервированные бюджетом средства на обновление приборной базы зачастую остаются невостребованными.
Беларусь тратит на науку не более 0,5% ВВП, в то время как Южная Корея выделяет на эти цели 4%, США - 2,2, Япония - 3,2, Германия - 2,9, Швейцария - 3%, Китай, на который мы привыкли равняться, - 1,9%. Эти цифры говорят о том, что в нашей стране затраты на НИОКР недостаточны для того, чтобы конкурировать и предлагать миру отечественные прорывные инновации. Для сравнения: кроме фискальных стимулов высокотехнологичные страны (Канада, Израиль, ЕС) предоставляют частным компаниям субсидии до 70% на НИОКР. Разумеется, львиная доля этих вложений уходит на покрытие зарплатной составляющей, - значит, и деньги, и инженерные компетенции остаются в стране. Это инвестиции в социальный капитал, окупаемость которых не оспаривается ведущими западными экспертами. С учетом того, что время вывода продукта от лабораторного прототипа до рынка составляет 2-5 лет, инвестиции в инженерные кадры (в их достойные зарплаты), становятся неизбежной мерой, чтобы
не выпасть из инженерно-технологической гонки.
Если фискальные стимулы могут быть реализованы в течение ближайших нескольких лет, то более серьезной проблемой в среднесрочной и долгосрочной перспективе может стать кадровый голод для инженерных компаний. К сожалению, в Беларуси нет четкой статистики по численности инженерно-конструкторских кадров (видимо, нет запроса рынка), в то время как в сфере ИТ существуют довольно точные данные и как следствие - конкуренция. Основываясь на собственном опыте, можно говорить о недостатке квалифицированных специалистов на рынке труда. Проблема усугубляется и тем, что на подготовку инженера-конструктора уходит от 5 до 10 лет. По нашему мнению, система образования должна готовить практиков, то есть учить будущих специалистов не только сопромату, физике и химии, но и работать на передовом оборудовании, создавать прототипы на 3Д-принтерах, иметь практические знания по материалам и их обработке и пр. Инженерным компаниям нужно, чтобы конструкторы не только умели проектировать «в голове» или с помощью компьютерных программ, но могли создавать прототипы буквально своими руками. Складывается мнение, что производственно-технические училища гораздо ближе к подготовке таких специалистов, чем университеты, оторванные от мировых трендов и от потребностей рынка.
В заключение следует добавить, что компания «Инката» развивает международное направление по разработке прототипов и конструированию, имея свои представительства в 6 странах мира.
Реинвестируя полученную прибыль в парк оборудования и инженерные кадры, мы надеемся стать заметным игроком на рынке инженерного аутсорсинга. Не так давно под эгидой фирмы открылся большой фаблаб (производственно-техническая лаборатория MakelT Center), в котором инженеры и учащиеся могут пользоваться самым современным оборудованием и станками с ЧПУ для исследований и прототипиро-вания. Он востребован учеными, стартапами, радиолюбителями, моделистами и даже дизайнерами и художниками, которые занимаются воплощением своих идей.
Давать клиенту то, что превосходит его ожидания
Владимир Линёв,
генеральный директор УП «АДАНИ», доктор технических наук, профессор
Мировые эксперты недавно озвучили новое определение инновации, под которой понимается воплощение идеи, решающей конкретную задачу и создающей ценность как для компании, так и для клиента. То есть они признали важность создания не самого нового продукта, даже обладающего уникальными характеристиками, а продукта, который имеет ценность для пользователя.
Только быстро созданный и выведенный на рынок высокотехнологичный инновационный
продукт, ориентированный на клиента, обеспечивает супервысокую доходность и эффективность бизнеса даже при небольшом серийном производстве.
А бизнес, основанный на крупносерийном производстве, - это деятельность с заведомо низкой добавленной стоимостью. Прибыль может быть получена только за счет большого объема выпущенной и реализованной продукции и при условии наличия хорошо сформированного рынка и эффективной товаропроводящей сети. «Инновации» в этом случае заключаются в постоянном совершенствовании и модернизации модельного ряда уже имеющихся изделий.
В высокотехнологичной инновационной компании «АДАНИ» трудится 660 человек, из них более 100 занимается разработкой, генерацией и апробацией новых идей, созданием принципиально новой продукции. Нами реализуется полный инновационный цикл: разработка, производство, продажи, техническое и послепродажное обслуживание, но именно уникальная постоянная работа с клиентами с эффективной обратной связью является ключевой. Со стороны может показаться, что мы продаем продукт, но на самом деле решаем проблемы клиента: проходя путь от идей к решениям, созданию ценности. Это стало брендом компании.
Стратегия АДАНИ - непрерывные гибкие инновации с постоянным добавлением в линейку новых продуктов - позволила ей расти с темпом не менее 40% в год, и мы планируем довести этот показатель до 70-80%. Это не самоцель, а необходимость саморазвития и обеспечения долгосрочной жизнеспособности фирмы
в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке. Мы конкурируем не продуктами, а уникальной бизнес-моделью - моделью саморазвивающейся компании, которую создали и постоянно совершенствуем.
Что явилось предпосылкой? Во-первых, в эру цифровых инноваций, началом которой, по оценкам специалистов, стал 2015 г., произошли радикальные изменения на рынке. Имея возможность огромного выбора, потребитель заинтересован в уникальном, созданном специального для него продукте, ориентированном на решение его задач. При этом он очень часто даже не может четко сформулировать, что же хочет получить. Во-вторых, жизненный цикл продукции сократился с семи лет до полуто-ра-одного года. Обратим внимание, что, согласно отечественным стандартам, разработке и постановке на производство продукции НИОКР отводится до трех лет. Как же это отвечает мировым тенденциям? Очевидно, что такой процесс инноваций нежизнеспособен в принципе. Финансовый анализ 2 тыс. ведущих мировых компаний, проведенный агентством Lloyds, показал, что 96% разработок не окупают затраты на них и только 4% приносят прибыль. Главные причины в том, что разработчики ориентируются в первую очередь на совершенствование или создание принципиально новой продукции, поскольку им это профессионально интересно (а процесс этот очень долгий, в больших корпорациях - до 5 лет), и крайне редко контактируют с конечными пользователями. К тому же сама процедура очень формализована.
На мой взгляд, продукция традиционных отечественных научно-исследовательских организаций не востребована не потому, что она плохая или ее разработчики некомпетентны, а в силу того, что существующая модель управления инновациями зачастую архаична и не вписывается в реалии современной мировой инновационной системы.
Проведение долгосрочных научных исследований и даже получение патента на новую разработку сами по себе не являются инновацией до тех пор, пока в ней не будет заинтересован рынок, конкретный пользователь, готовый за это платить. Поэтому если фокусироваться на классической цепочке «наука - производство», то рассчитывать на успех априори нельзя. Сегодня в тренде гибкая инновационная бизнес-модель организации, которая постоянно работает с рынком, потенциальным клиентом, с хорошей обратной связью - быстрая разработка, проектирование и изготовление опытного образца, организация серийного производства продукции, если рынок демонстрирует в ней потребность. И весь этот бизнес-процесс инноваций не должен занимать больше одного года.
Как компании удовлетворять постоянно меняющиеся требования клиента, интегрироваться в цепочку создания ценности? Что касается АДАНИ, то мы создаем инновационный продукт, не фокусируясь на четком исполнении сложившихся стандартов разработки и производства продукции, а следуем запросам потребителя, предлагая новые рыночные ниши. Для нас это интегрированный маркетинг, когда рынок
и продукт создаются одновременно, что дает нам уникальное преимущество перед конкурентами. Именно такая стратегия позволяет нам обеспечить ежегодный рост.
Инжиниринг в отрыве от инноваций, ориентированных на пользователя, - просто процесс разработки. Да, НИОКР важны и нужны для любого предприятия, но подход должен быть иной. Он не может быть одинаковым даже в течение одного-двух лет, а требует постоянных усовершенствований, пусть и небольших. У этого процесса нет предела, что существенно повышает стоимость изделия. И тогда надо обратить внимание на «подрывные» инновации, на создание более простых, специализированных вариантов продукта с низкими эксплуатационными и функциональными параметрами, которые полностью удовлетворяют пользователя, но имеют существенно невысокую стоимость. Ярким образцом подрывных инноваций является, например, интеграция простой цифровой матрицы в качестве приемника изображения в мобильный телефон. Повышение разрешающей способности цифровых матриц очень быстро привело к исчезновению целой отрасли промышленности.
Следует указать на еще одну мировую тенденцию - переход на так называемую компонентную (или модульную) конструкцию продукции. Если воспроизвести картину спроса целиком, то можно увидеть, что «коробочные» решения остаются и на массовом, и на корпоративном рынках, и потребность в них по-прежнему высока. Ведь все «индивидуальные отклонения» так или иначе создаются на базе комбинации
стандартных решений. Поэтому важно понимать, что речь идет не о конце эпохи жестких стандартов на конкретный вид продукции, а о смещении акцентов в сторону многофункциональности и гибкости. Тенденция к выработке универсальных решений на базе индивидуальных, реализованных под конкретного заказчика, на мой взгляд, будет господствовать и дальше. Мир развивается в сторону многообразия, а такое средство, как Интернет, еще больше расширяет возможности индивидуального потребления.
Мы живем в эру инноваций, порожденную цифровой революцией, бурным ростом ИТ-компаний, признанных лидеров -Microsoft, Google, Amazon и др. Одновременно с ними будут появляться предприятия, ориентированные на создание новых технологий и высокотехнологичных продуктов в «железе». Это компании будущего, концепция построения которых определяется терминами «умные» и «производства следующего поколения». Тот, кто знает рынок, движется вперед. Он понимает своего клиента, опережает и формирует его потребности.
Инновации становятся ключевым элементом конкурентной борьбы. Бизнес испытывает все возрастающее давление, чтобы предлагать более новые продукты и услуги. А потребитель ожидает, что каждая следующая вещь, которую он приобретет, станет лучше предыдущей, а когда этого не случается, он не скрывает своего разочарования. Чтобы не допустить этого, большинство компаний ставят клиента в центр своих инновационных усилий, что позволяет им быстрее и эффективнее разрабатывать новые продукты и услуги.
В то же время это сводит к минимуму риск того, что продукты будут хуже и окажутся неконкурентоспособным. И поэтому инновации надо рассматривать в контексте создания так называемых клиентоориен-тированных компаний, способных дать заказчику не то, что он просит, а то, что ему нужно. Понимание этой ценности выходит за пределы знаний потребителя, нужно стремиться давать то, что превосходит пределы его ожиданий. Это должно быть основой бизнеса.
Инновацию нужно постоянно продвигать и видоизменять
Иван Шумский,
директор компании «Регула», кандидат технических наук
Компания «Регула» 26 лет занимается выпуском экспертных продуктов для проверки подлинности документов, денежных знаков и ценных бумаг. В нашей практике был не совсем удачный опыт взаимодействия с инжиниринговой фирмой. Он показал, что аутсорсинг в части инжиниринга для нас бесперспективен, поскольку компания, с которой мы сотрудничали, с задачей не справилась. Проблема многих из них в том, что они уверены в своей способности найти ответы на вопросы любой сложности. Однако это далеко не так. Специфика инжиниринговой сферы деятельности
в современных условиях такова, что во всех проектах и инициативах инжиниринг пересекает отраслевые границы, носит межотраслевой и междисциплинарный характер. Ижиниринговой компании в данном случае требуется очень широкий спектр знаний, опыта, навыков, а таковых не всегда хватает.
Кстати, это характерно и для программных продуктов, любого технического решения. Именно поэтому мы стремимся к тому, чтобы все, что необходимо для организации устойчивого технологического процесса, у нас было свое. Такой подход позволяет нам выполнять все самим быстро и качественно. Это не значит, что мы не прибегаем к аутсорсингу вообще. Мы заказываем изготовление ряда компонентов в Беларуси, Китае, Эстонии. Но механообработку, литье пластмасс, монтаж-сборку, наладку делаем сами, оптику тоже проектируем на предприятии, а вот заказы на ее изготовление размещаем на отечественных профильных предприятиях. Преимущество такой модели - мы не держим запасов, значит, наши деньги не «отлеживаются на складе».
Обращаясь к практике работы с заказчиком, могу сказать, что мы детально разбираемся в его проблеме, а затем выдаем готовое решение. Алгоритм складывается такой: клиент рассказывает нам о существующих сложностях, мы оцениваем их, находим решение, причем, как правило, превосходящее ожидания. Стоимость такой разработки закладывается в конечную цену продукта. Наша бизнес-модель позволяет предлагать каждому потребителю уникальный прибор, и именно за это они нас ценят.
Для нас каждая разработка -очередной этап развития, стартап за стартапом. Мы постоянно придумываем новое, что позволяет компании долгие годы оставаться лидером. Сегодня 130 стран мира не только знает о нас, но и покупает продукцию под торговой маркой «Регула», у нас более 80 официальных дистрибьюторов в 70 странах.
Создавая инновации, проделываешь гигантскую работу, причем так, чтобы заказчик понял, что она ему необходима. Обидно, когда после огромных усилий на рынке появляется подделка -недобросовестный производитель, что называется, обваливает цену на изделие. Инновацию держать в секрете невозможно, поэтому ее нужно постоянно продвигать и видоизменять. Есть такая печальная статистика, что на одну условную единицу приложенных усилий нужно вложить семь рублей на продвижение.
Малый технологический бизнес нуждается в поддержке
Владимир Минченя,
профессор Белорусского национального технического университета, кандидат технических наук
Не могу не сказать о проблеме, с которой сталкиваюсь на протяжении не одного десятка лет. Особенно остро она ощущается, когда выходишь на создание опытного
образца нового продукта. Самая большая сложность с комплектующими; трудно найти предприятие, готовое по чертежам изобретателя быстро и качественно изготовить необходимые детали, печатные платы, выполнить монтаж электронных компонентов и пр. Поэтому чаще всего приходится элементную базу, особенно электронику, приобретать за рубежом и, как следствие, изделие становится дорогостоящим, неконкурентоспособным. Далее, при реализации технических идей уже в стадии серийного производства, ситуация повторяется. Незначительное количество малых предприятий по металлообработке и отсутствие конкуренции на этом рынке приводят к тому, что стоимость небольших партий изделий, выполненных по авторским чертежам, в Беларуси будет значительно выше, чем если бы заказ был размещен за рубежом. Технологический малый бизнес нуждается в поддержке со стороны государства, и тогда ситуация изменится, отпадет потребность заказывать те или иные узлы за пределами республики. Компаниям, не связанным с материальным производством - инжиниринговым, конструкторским, софтверным, работающим на аутсорсинге, - намного легче, но даже их не так много.
Настоящий инженер формируется на производстве
Для того чтобы технологическое предпринимательство формировалось, нужны квалифицированные специалисты с соответствующим опытом работы. Эту задачу должна решать система подготовки инженерных кадров, которая обязана учитывать интересы общества и государства. Обучение
должно поощрять инициативу и самостоятельное мышление студента, его индивидуальную работу в рамках специальности, как это практикуется в учебных заведениях Германии. Надо помнить, что настоящий инженер формируется на производстве, его не может выпустить вуз, какие бы тесные связи с реальными предприятиями он ни имел. Развитие инженерной мысли и конструкторского мышления возможно лишь при непосредственном, причем постоянно приобретаемом опыте. Овладеть профессией инженера можно только спустя 5-7-лет работы по специальности. Университет дает студенту базовые фундаментальные знания, а далее он должен сам нарабатывать практические навыки. И только после всего этого у молодых инициативных людей будут все предпосылки для самостоятельного создания малого предприятия, которое будет решать вышеназванные проблемы.
Крен в сторону подготовки инженерных кадров
Александр Ласковнёв,
академик-секретарь
Отделения физико-технических наук НАН Беларуси
Преобладающей формой инжиниринговых центров в Беларуси лет 30 назад были внутренние подразделения - конструкторские бюро предприятий и проектные институты. С распадом
СССР и разрушением этих инфраструктурных составляющих кадровый потенциал был ослаблен и во многом утрачен. Если и остались еще в стране носители инженерных и конструкторских знаний, то их не так много. Именно этим можно объяснить, что до недавнего времени у нас практически не было инжиниринговых компаний, и только теперь они стали рождаться. Процесс подтолкнуло и то обстоятельство, что современный инжиниринг подвергся коренной трансформации, спровоцированной развитием ИТ и Интернета. Появился новый инструментарий - прикладные и специализированные автоматизированные программные продукты - как открытые, так и закрытые, отдельные компоненты которых сведены в глобальные платформы. Речь идет о программных продуктах для технического проектирования, моделирования, дизайна, 3Д-сканирования, об аддитивных технологиях и пр. Все это упрощает и ускоряет процесс создания новых изделий. Поэтому, на наш взгляд, сегодня как никогда ранее необходима полноценная инфраструктурная поддержка инжиниринга, то есть в республике следует поощрять специализированные центры проектирования, образование кластеров, ориентированных на обмен технологическими компетенциями. Для инновационного рывка нужен системный подход к госфинансированию НИОКР по созданию новых образцов оборудования, который предусматривал бы инвестиции, к примеру в машиностроение и смежные отрасли.
Мы столкнулись с тем, что научные знания, формируемые в академической среде, НИИ,
университетах, плохо конвертируются в технологические новации в промышленности. Для преодоления данного разрыва в мире создаются специальные инжиниринговые структуры, на которые возлагается функция трансформации исследовательского знания в проектные решения. Под эти цели выделяются государственные средства, открываются длительные программы исследований, привлекается частный капитал. Таким образом, преодолевается разрыв между фундаментальными изысканиями и разработкой продуктов, происходит интеграция промышленности и науки, малые предприятия получают доступ к передовым технологиям и оборудованию, что способствует внедрению инноваций, создает условия для обучения и подготовки студентов и рабочей силы. В учебный процесс кроме инженерного дела включаются курсы по дизайну, материалам, современным средствам проектирования, проектному управлению, предпринимательству и пр. В образовательное пространство вносятся перемены, что полностью меняет модель подготовки специалистов. Для нашей страны очень актуален крен в сторону воспитания инженеров и конструкторов нового поколения. Ведь во многом сложности с внедрением связаны с кадрами. Большинство руководителей среднего звена на предприятиях республики о возможностях науки знают понаслышке, и им найти общий язык с разработчиками, особенно если объект пионерный, всегда трудно. На наш взгляд, проблема в недостатке передовых знаний, и потому в дополнение к высшему образованию следует расширять институт аспирантуры в области науки
и техники. Но, к сожалению, такой необходимости никто не видит. Впрочем, тут тоже все понятно. В Беларуси соискательство отдалено от результатов освоения, так как в условиях рынка проект часто теряет свою актуальность. Магистратура еще более отдаляет производственников от разработчиков. Вот и получается, что учреждений, занимающихся научными исследованиями, в стране много и они создают передовые технологии,а их использование на отечественных предприятиях низкое.
В организациях НАН Беларуси следует расширить штат инженеров, конструкторов,технологов и техников, последних, кстати, в научных учреждениях давно нет. Нужно заново формировать команды, способные заниматься инжинирингом. Именно по такому пути идут некоторые научные организации, а отраслевые лаборатории лишь промежуточный этап.
Необходимо, чтобы ведущие специалисты предприятий - главные инженеры, технологи, металлурги, энергетики - были включены в состав технической элиты. Только так они станут не простыми исполнителями, а экспертами, способными разобраться в действительной новизне процесса, и сделают все, чтобы инженерия заняла достойно место на производстве, тем более что многие предприятия республики нуждаются в коренной модернизации. Пока же оборудование и технологии покупаются за рубежом с оправданиями, что «наши не могут». Значит, мы занимаемся скупкой технологий вчерашнего дня и отвер-точной сборкой. Причина в том, что в стране господствует недоверие к отечественной науке и, что
еще печальнее, к производителю. Да, у нас не хватает современных технологий, конструкционных материалов, производственно-технологического оборудования, квалифицированных кадров и инженерно-конструкторского творчества. Так давайте создадим для компаний с национальным капиталом режим максимального благоприятствования, поможем «живым», ведь в целом ряде подотраслей, к примеру в том же машиностроении, много серьезных и конкурентоспособных производителей. Мы жалуемся, что у нас мало хайтека, но НАН Беларуси -это хранилище готовых, отработанных технических решений. Их надо осваивать.
Есть еще одна наболевшая проблема, суть которой в том, что у нас нет опыта формирования эффективных проектных команд, впрочем, и по-настоящему исследовательских тоже, умения налаживать партнерские отношения. Реальность такова, что и предприятия, и институты разобщены, работают на себя, руководство каждого стремится иметь производство полного цикла, о чем мы уже слышали, чтобы не зависеть от кого бы то ни было. Выполняя совместную работу, часто сталкиваешься с реальными рыночными игроками, чьи задачи под силу науке. Но уже на первом этапе работы обсуждается вопрос, кому кто и что должен, хотя речь должна идти о результате, о консолидации средств, усилий, о долгосрочном партнерстве, о таком симбиозе, от которого все будут в выигрыше - и наука, и бизнес.
Если мы собираемся интегрироваться в мировой рынок, в том числе и в части инжиниринговых услуг, пора собирать собственные инжиниринговые команды,
подразделения как в академических структурах, так и в промышленности и бизнесе, учиться работе в новых условиях и с новыми ролями, понимать инжиниринг заказчика, технологий, подрядчика. Со временем они станут инжиниринговыми национальными интеграторами, способными реализовать в республике (и не только) самые масштабные межотраслевые проекты. Их компетенции обеспечат рост экономики, ведь в отличие от промышленных технологий их невозможно ни купить, ни скопировать.
Первый шаг к успеху -выявление лучших отечественных практик и изучение опыта
i
Дмитрий Лукьянов,
профессор кафедры строительства и эксплуатации зданий и сооружений строительного факультета Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки кадров Белорусского национального технического университета
Более десяти лет назад я принимал участие в совещании, где обсуждались вопросы поддержки и развития инноваций в странах Восточной Европы, у которых еще остался потенциал, специалисты и система их подготовки, но было не ясно, как их подвигнуть на производство инноваций. Стояла задача выработать такие решения, чтобы этот потенциал превратить в капитал. В результате родилась программа с 2009
по 2012 г. - «I3E» - Promoting Innovation in the Industrial Informatics and Embedded Systems Sectors through Networking, участниками которой стали пятнадцать партнеров из восьми стран Юго-Восточной Европы. Она содержала два блока исследований, в одном из них требовалось проанализировать так называемые хорошие практики и то, как они работают на конкретных предприятиях. Определение таких «хороших», а потом и «лучших» практик было подробно описано участниками проекта от каждой страны на основе своего локального национального опыта. Отдельно рассматривался опыт Канады, Швеции, Греции и Италии, модели так называемого предпринимательского университета, в частности взаимодействие университетов с промышленностью Германии. Вторая часть этой работы была обращена на анализ институциональной поддержки инноваций. Исследовалось, как сделать так, чтобы инновации «прорастали» и создавать для них «питательную среду», которая позволила бы им окрепнуть и далее развиваться самостоятельно.
Обращение к изучению опыта успешных отечественных предприятий может стать важным стимулом для дальнейшей мультипликации эффекта лучших практик в сфере инжиниринга, особенно если это будет действительно заинтересованная совместная деятельность отечественных операторов рынка.
Если говорить о применении такой аналитической (бенчмар-кинговой) деятельности, то стоит, как минимум, договориться об общей терминологии. Удивительно, но даже в строительной отрасли нет четкого определения
инжиниринга. Вот и получается, что инженерные услуги есть, а инжиниринга нет. А ведь терминология и изучение опыта, который был получен кем-то в мире, и его примерка на себя - первый шаг к успеху.
Базовая вещь управления проектами - создание ценности для заказчика, поэтому роль инжиниринга здесь очень важна. Иногда единственный способ выстоять - это изменить структуру продаж, предложить заказчику что-то такое, чего он, возможно, сам не понимает, но от чего не сможет отказаться. О каком предложении может идти речь? Можно, конечно, убеждать умными речами об используемых супертехнологических подходах, но язык математики все-таки важнее. Цифры позволяют не нагружать заказчика деталями, что внутри решения, а показать ему, какую проблему он решит и сколько на этом заработает.
Например, история компании IBM говорит о том, что она стала позиционировать себя как консалтинговая, когда переосмыслила рынок своего присутствия и наиболее важные и дорогие ценности, которые на нем представлены. В результате она продала многие производства, в том числе выпуск персональных компьютеров компании «Lenovo», и стала предлагать заказчику другие решения. Причем сегодня не обязательно иметь весь цикл производства продукта или услуги непосредственно у себя, внутри компании. Что из этого следует? Можно вообще ничего не иметь, но заниматься проектированием цепочки ценностей значит управлять ей. Инновации - это внедренные новшества, комбинация, сборка готового изделия со стандартной
компонентной базой, но с уникальными решениями. На мой взгляд, анализ лучших инновационных предприятий и стратегий, которые они реализовывают, может стать основой для выработки рекомендаций: как создавать и развивать высокотехнологичный бизнес, чему учить будущих руководителей, инженеров и конструкторов.
Необходимость ускоренного развития инжиниринга назрела
Ж
Сергей Шишло,
директор международного информационно-аналитического центра трансфера технологий БГТУ
Кафедра технологий и дизайна изделий из древесины БГТУ и компания Blum в конце 2018 г. открыли совместную научно-исследовательскую лабораторию концептуального дизайна и проектирования мебели. При поддержке частного бизнеса нам удалось оснастить ее современным и высокотехнологичным оборудованием, системами для налаживания исследовательских и образовательных процессов. Перед лабораторией стоит задача создания электронных сервисов на основе технологий дополненной и виртуальной реальностей, что позволит производителям адаптироваться даже к самым требовательным клиентам. Проектными работами будут заниматься студенты и
магистранты. Надеемся, что это послужит развитию и созданию новых идей и их реализации. Хотя наш оптимизм сдерживается проблемой, которая касается всех вузов, - оттоком лучших специалистов. Тенденция тревожная.
В прошлом году концерн «Бел-нефтехим» объявил тендер на инжиниринговые услуги, связанные с разработкой программы развития предприятий данного сектора. Ни вуз, ни Академия наук, ни один отраслевой институт, исходя из технического задания, не смогли принять участие в конкурсе. Комплекс работ, который был заявлен концерном, включал маркетинговые исследования, разработку технологий, подбор поставщиков оборудования и был практически невыполним, даже если объединить усилия всех научных организаций. Причина в отсутствии квалифицированных кадров. Данный пример показателен. Он заставляет задуматься о том, какие компетенции мы должны развивать и на что ориентироваться, и самое главное -о необходимости интеграции науки, бизнеса и вузов на основе государственно-частного партнерства.
Совершенно очевидно, что спрос на услуги по проектированию и созданию новых продуктов и технологий, совершенствованию производственных линий будет расти. Назрела необходимость для ускоренного развития инжиниринга.
Индустрия 4.0, и в первую очередь применение киберфизиче-ских систем - Интернета вещей, стимулирует этот процесс. В прошлом году на выставке в Ганновере была представлена платформа с открытой архитектурой для промышленности 4.0. В ее основе - общий стандартизированный интерфейс, интеграция разного рода оборудования и производственных процессов в единые технологические комплексы; цепочку замыкает специализированный программный продукт, где управление становится не только обеспечением инженерной, проектной деятельности, но контуром для менеджмента современной высотехнологической компании. Нам надо торопиться, времени и так потеряно много. Развивая и внедряя инжиниринг
в реальную экономику, мы сможем создавать гибкие производства, способные выпускать компоненты для широких линеек продукции разных заказчиков. Пора избавиться от практики, когда предприятию, чтобы перейти на производство какой-либо детали по новой технологии, требуется масса пересогласований нормативно-технологических регулирующих документов, а для многих изделий и новые испытания. Мы теряем время и возможности, а так не должно быть. Ведь в инжиниринге скрыты колоссальные резервы для снижения издержек, повышения качества работы для большей конкурентоспособности продукции на рынке, роста темпов развития экономики. Требуются идеи, желание и готовность государства к тому, чтобы снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции, подтолкнуть интенсификацию научно-технических исследований, переход на сервисно-индустриальную модель экономики.
Все участники дискуссии сошлись во мнении, что необходимо дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере инжиниринга, и приведение ее в соответствие с международными стандартами, а также разработка правовых, экономических и организационных механизмов, регламентирующих инжиниринговую деятельность.
Для решения проблемы кадрового обеспечения назрела потребность в современных программах подготовки, переподготовки и повышения
квалификации специалистов в области инжиниринга с участием вузов и научных организаций. Совершенствования институциональной среды и инфраструктуры, дополнительных мер налогового стимулирования ждет и малое предпринимательство. К участию в координации действий следует привлекать экспертное сообщество.
Редакция готова продолжить данный разговор и будет впредь знакомить вас с успешными практиками в сфере высокотехнологичного бизнеса и инжиниринга. Жанна комдровА
Ш
ят