Научная статья на тему 'Инженерное образование в России: подготовка кадров, состояние и перспективы'

Инженерное образование в России: подготовка кадров, состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPACE BRANCH / ENGINEERING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шмарин Н.В., Карелина А.А.

В настоящее время необходимо поднять интерес выпускников школ и молодежи к техническим и инженерным специальностям вообще и к аэрокосмическому блоку в частности. Рассмотрены проблемы и перспективы обучения высококвалифицированных инженерных кадров для космической отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENGINEERING EDUCATION IN RUSSIA: TRAINING, STATUS AND PROSPECTS

At present, it is necessary to raise the interest of graduates of schools and youth to technical and engineering specialties in general and to the aerospace block in particular. In the article the problems and perspectives, the training of highly qualified engineering personnel for the space branch are considered.

Текст научной работы на тему «Инженерное образование в России: подготовка кадров, состояние и перспективы»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 378

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПОДГОТОВКА КАДРОВ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Н. В. Шмарин, А. А. Карелина

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: nicolyashmarin@mail.ru

В настоящее время необходимо поднять интерес выпускников школ и молодежи к техническим и инженерным специальностям вообще и к аэрокосмическому блоку в частности. Рассмотрены проблемы и перспективы обучения высококвалифицированных инженерных кадров для космической отрасли.

Ключевые слова: космическая отрасль, инженерное образование.

ENGINEERING EDUCATION IN RUSSIA: TRAINING, STATUS AND PROSPECTS

N. V. Shmarin, A. A. Karelina

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: nicolyashmarin@mail.ru

At present, it is necessary to raise the interest of graduates of schools and youth to technical and engineering specialties in general and to the aerospace block in particular. In the article the problems and perspectives, the training of highly qualified engineering personnel for the space branch are considered.

Keywords: space branch, engineering education.

Сейчас, когда в стране бурными темпами идёт развитие ракетно-космической промышленности, существует острая необходимость в высококвалифицированных инженерах, причем прошедших обучение на самом высоком, современном уровне. С учётом данного обстоятельства, необходимо целиком рассмотреть структуру подготовки студентов, а если принимать во внимание срок обучения будущих специалистов, вузы должны строить свою работу с пяти-шестилетним опережением.

Перед экономикой Российской Федерации стоит глобальная задача, создание конкурентоспособного продукта, который обладал бы способностью не только импортозамещения, но имел бы и экспортный потенциал. В связи с этим встаёт вопрос, кто будет разрабатывать, создавать, производить, а затем и реали-зовывать данный продукт [4]. Конечно же, в первую очередь задача подготовки специалистов стоит перед инженерными университетами, выпускники должны быть способны решать целый комплекс сложных технологических и научных задач. В этой связи стоит напомнить высказывание министра образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко о том, что к российским брендам - конкурентоспособным, имеющим мировое признание, с которыми страна может выйти на мировой рынок как полноценный член, относится и российское инженерное образование [1].

Проблема подготовки специалистов заключается в том, что во многих вузах устарела материальная база, а также существует нехватка преподавательских кад-

ров. Для развития вузов Российской Федерации, необходима интеграция с зарубежными вузами, привлечение зарубежных преподавателей и участие в программах международных стажировок на зарубежных предприятиях [5]. Одной из основных проблем является стыковка образовательных программ с потребностями будущих работодателей. Минобрнауки проводит целый комплекс мероприятий по сближению вузов и предприятий. Реализуется комплекс совместных программ по субсидированию предприятий, которые приходят в вузы, развивают исследовательскую компоненту. Большая работа ведется с госкомпаниями по совместным программам инновационного развития компаний и вовлечению в эти программы вузов [2]. На сегодня для подготовки кадров, крайне необходимо участие высокотехнологичных предприятий, которые будут способны обеспечить наличие современного высокотехнологического оборудования, и соответственно оказать содействие в подготовке специалистов способных не только разрабатывать новую продукцию, но и работать на новом, высокотехнологичном оборудовании, производить тот или иной продукт. Предприятия должны участвовать в общественно-профессиональной аккредитации учебных программ. Проводить сертификацию инженеров - тех, кто прошел эти аккредитованные учебные программы. В авиационной отрасли, на сегодня уже разработаны профессиональные стандарты.

За последние 20 лет престиж инженерных специальностей снизился, только 4 % медалистов идут на инженерные специальности, проблему с повышением

Решетневские чтения. 2018

престижа инженерного труда и обучения по инженерным специальностям необходимо решать в ближайшее время как высшим учебным заведениям, так и будущим работодателям. Сегодня бакалавриат все еще рассматривается как некое «общее» образование, не ориентированное на подготовку к деятельности в определенной области. Для подготовки бакалавров, как специалистов, необходимо создать новую образовательную технологию, которая могла бы обеспечить формирование конкретных профессиональных компетенций.

Можно отметить, что, определяя рациональную структуру образования в инженерных вузах России, целесообразно будет опираться как на российский, так и на мировой опыт, при этом анализировать его, ориентируясь в первую очередь на различия в динамике развития той или иной страны. Такой подход облегчит задачу распознавания как имеющихся положительных сдвигов, так и наличия «провалов» образовательных систем [3].

Библиографические ссылки

1. Инженерное образование: состояние, проблемы, перспективы [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.m/artide/v/inzhenemoe-obrazovanie-sosto-yanie-problemy-perspektivy-1 (дата обращения: 10.09.2018).

2. Проблема инженерных кадров в России и пути её решения [Электронный ресурс]. URL: http://kapital-rus.ru (дата обращения: 10.09.2018).

3. Гоник И. Л., Гущина Е. Г. Проблемы и противоречия формирования инновационной системы подготовки инженерных кадров. Волгоград : ВГТУ, 2014. 298 с.

4. Научный журнал: Фундаментальные исследования [Электронный ресурс]. URL: https://www. fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6598 (дата обращения: 10.09.2018).

5. Аккредитация в образовании [Электронный ресурс]. URL: http://www.akvobr.ru/tags (дата обращения: 10.09.2018).

References

1. Engineering education: state, problems, prospects. Available at: https ://cyberleninka.ru/artide/v/inzhenemoe-obrazovanie-sostoyanie-problemy-perspektivy-1 (accessed: 10.09.2018).

2. The problem of engineering personnel in Russia and the ways to solve it. Available at: http://kapital-rus.ru (accessed: 10.09.2018).

3. Gonik I. L., Gushchina E. G. Problems and contradictions in the formation of an innovative system of training of engineering personnel. Volgograd : VolgGTU, 2014. 298 р.

4. Scientific journal: Fundamental research. Available at: https://www.fundamental-research.ru/en/article/ view?id =6598 (accessed:10.09.2018).

5. Accreditation in Education. Available at: http://www.akvobr.ru/tags (accessed: 10.09.2018).

© Шмарин Н. В., Карелина А. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.