Научная статья на тему 'Условия повышения качества инженерного образования в России'

Условия повышения качества инженерного образования в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / EDUCATION QUALITY / ENGINEERING EDUCATION QUALITY / CONDITIONS FOR IMPROVEMENT OF ENGINEERING EDUCATION QUALITY / CONCEPT OF GENERAL ASSESSMENT SYSTEM / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Н.В.

Рассматриваются понятия «качество образования» и «качество инженерного образования», на основе которых выдвигаются условия повышения качества инженерного образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR IMPROVEMENT OF ENGINEERING EDUCATION QUALITY IN RUSSIA

The paper covers two terms “education quality” and “engineering education quality” which play the role of a base for conditions proposed by authors in terms of improvement of quality engineering education.

Текст научной работы на тему «Условия повышения качества инженерного образования в России»

Решетневские чтения. 2017

УДК 378

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Н. В. Кузнецова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: natalie_ivleva@mail.ru

Рассматриваются понятия «качество образования» и «качество инженерного образования», на основе которых выдвигаются условия повышения качества инженерного образования в России.

Ключевые слова: качество образования, качество инженерного образования, условия повышения качества инженерного образования, концепции общеобразовательной системы оценки качества образования, мотивация.

CONDITIONS FOR IMPROVEMENT OF ENGINEERING EDUCATION QUALITY IN RUSSIA

N. V. Kuznetsova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: natalie_ivleva@mail.ru

The paper covers two terms "education quality" and "engineering education quality" which play the role of a base for conditions proposed by authors in terms of improvement of quality engineering education.

Keywords: education quality, engineering education quality, conditions for improvement of engineering education quality, Concept of general assessment system, motivation.

Инженерное образование является приоритетным направлением государственной политики в образовательной сфере. Данный факт обусловлен потребностью российского общества в восстановлении производств, создании соответствующего кадрового обеспечения промышленности, а также в производительности страны, как для экспорта продукции, так и для внутреннего использования [1].

В связи с вышесказанным было отмечено превышение объема контрольных цифр приема на инженерные направления подготовки и специальности, что подтверждается 50 % увеличением от общего объема контрольных цифр приема в 2015 году. Таким образом, подавляющее большинство будущих инженеров в России обучается за счет средств федерального бюджета. Согласно данным, представленным Министерств образования и науки Российской Федерации, проблема количественного дефицита инженерных кадров решена. Очередной задачей является повышение качества инженерного образования.

Согласно Концепции общеобразовательной системы оценки качества образования под качеством образования в данной Концепции понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Мы, в свою очередь, под качеством инженерного образования будем понимать характеристику системы инженерного образования, отражающую степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обес-

печения образовательного процесса потребностями производства [2].

В этой связи нами были выдвинуты определённые условия, способствующие повышению уровня мотивации у абитуриентов в выборе инженерного направления для обучения, а также привлечение одаренных выпускников технических вузов к осуществлению профессиональной деятельности на предприятиях.

Мы выделили четыре условия, два из которых ориентированы на абитуриентов и два - на выпускников технических вузов. Рассматривая условия, направленные на абитуриентов, необходимо проводить работу непосредственно со специалистами, занимающимися профориентационной работой от лица вуза. Основным условием является осознание непосредственно специалистами вуза значимости инженерного образования в России. Осознавая данный факт, специалисты будут иметь возможность донести до абитуриентов всю важность инженерного образования для страны. Вторым немаловажным условием является участие технических вузов в общегородских и общероссийских мероприятиях, целью которых является привлечение абитуриентов в вузы. На подобных мероприятиях необходимо показать всю жизнь вуза с точки зрения вклада в российское производство, предлагая разработки, созданные студентами, квесты, посвящённые тематике мероприятия и др. Все это способствует принятию правильного решения со стороны абитуриента и в дальнейшем он четко будет видеть свою профессиональную траекторию.

Относительно привлечения дипломированных специалистов к работе на предприятиях мотивацион-

Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве

ные условия существенно отличаются. В данном случае роль мотиватора играют как преподаватель высшей школы, который также осознает роль инженерного образования для российского общества, так и работодатель, который заинтересован в приеме высококвалифицированных кадров. Следовательно, первым условием будет являться осознание значимости инженерного образования в России преподавателями и работодателями. Второе условие подразумевает привлечение студентов и выпускников непосредственно к практической деятельности на предприятиях согласно получаемой ими специализации. Помимо направления студентов на производственную практику, студентов необходимо знакомить со всеми предприятиями доступными в регионе, с целью предоставления выбора места работы в дальнейшем.

Учитывая вышеизложенные условия, можно утверждать, что если все из них будут соблюдаться всеми участниками «проекта», то и государство в дальнейшем получит высококвалифицированных специалистов, способных изменить производство России в лучшую сторону в целом.

Библиографические ссылки

1. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: Шр://мин-обрнауки.рф (дата обращения: 02.10.2017).

2. Сущность понятия «Качество образования» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/suschnost-ponyatiya-kachestvo-obrazovaniya (дата обращения: 02.10.2017).

References

1. Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii [Russian Ministry of Education and Science]. Available at: http://минобрнауки.рф (accessed: 02.10.2017). (In Russ.)

2. Suschnost ponyatiya "Kachestvo obrazovaniya" [Essence of the Concept "Education Quality"]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/suschnost-ponyatiya-kachestvo-obrazovaniya (accessed: 02.10.2017). (In Russ.)

© Кузнецова Н. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.