Научная статья на тему 'Современные подходы в развитии инженерного образования'

Современные подходы в развитии инженерного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / НАУКОЕМКОСТЬ РАЗРАБОТОК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ / ENGINEERING EDUCATION / HIGH-TECH ENTERPRISE / SCIENCE-INTENSIVE DEVELOPMENT / COMPETITIVENESS / TRAINING PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корепанова Е.Г.

Рассматриваются современные подходы в развитии инженерного образования. Приводятся рекомендации по процессу совершенствования методов обучения для инженерного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES IN THE DEVELOPMENT OF ENGINEERING EDUCATION

The article considers modern approaches to the development of engineering education. Recommendations are given on the process of improving the methods of training for engineering.

Текст научной работы на тему «Современные подходы в развитии инженерного образования»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

УДК 378.147

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗВИТИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Г. Корепанова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: korepanova.eg@gmail.com

Рассматриваются современные подходы в развитии инженерного образования. Приводятся рекомендации по процессу совершенствования методов обучения для инженерного направления.

Ключевые слова: инженерное образование, высокотехнологическое предприятие, наукоемкость разработок, конкурентоспособность, программы обучения.

MODERN APPROACHES IN THE DEVELOPMENT OF ENGINEERING EDUCATION

E. G. Korepanova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: korepanova.eg@gmail.com

The article considers modern approaches to the development of engineering education. Recommendations are given on the process of improving the methods of training for engineering.

Keywords: engineering education, high-tech enterprise, science-intensive development, competitiveness, training programs.

В настоящее время ключевым моментом для повышения эффективности производства и конкурентоспособности предприятий является квалифицированный персонал инженерных специальностей. По данным Минобрнауки России, ежегодно российскими университетами выпускается около 250 тысяч инженеров, из которых лишь около 50 тысяч начинают работать на высокотехнологичных предприятиях, а остальные не являются востребованными. При этом предприятия высокотехнологичной промышленности говорят о дефиците квалифицированных кадров, но предлагают работникам достаточно низкую зарплату. Что с российским инженерным образованием не так и что нужно исправить в системе, чтобы исправить ситуацию? [1]

Давайте детально разберемся, в чем причина такого дисбаланса. Во-первых, речь идет об отрыве университетских преподавателей от реальных промышленных задач. Зачастую основную массу инженеров готовят преподаватели, которые не работали по заказам промышленных предприятий и не выполняли заказные НИОКР в последние 10-15-20 лет, а потому они могут передавать лишь теоретические знания о традиционных подходах и технологиях. Вторая проблема - стремительное развитие в мире наукоемких мультидисциплинарных технологий - они появляются, изменяются и развиваются гораздо быстрее, чем длится традиционный цикл подготовки инженера (4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры). Третья проблема - глобальная конкуренция. В цифровой экономике необходимо всегда бежать впереди или,

как минимум, держать отрыв, конкурируя с лидерами отрасли, необходимо регулярно повышать наукоем-кость разработок, точнее, каждый день заниматься более наукоемкими, интеллектуальноемкими, муль-тидисциплинарными разработками. [2]

Также хотелось обратить внимание на то, кого выпускают наши вузы. Инженерное образование имеет фактически трехуровневую структуру, то есть представляет собой «пирамиду». Если идти снизу вверх, то это: инженеры по эксплуатации высокотехнологичного оборудования (около 25 %), «традиционные» инженеры - конструкторы, расчетчики, технологи, программисты, экономисты (около 70 %) и инженеры, обладающие компетенциями мирового уровня для проектирования и создания в кратчайшие сроки глобально конкурентоспособной продукции нового поколения, инженеры нового поколения - суперинженеры, «инженерный спецназ» (около 5 %). Дадим более расширенное определение «инженерного спецназа», а это фактически системные инженеры нового поколения, владеющие передовыми наукоемкими мульти-дисциплинарными и кросс-отраслевыми/ кросс-рыночными технологиями, обладающие множеством БОЙБкШБ и т. д. Главное, «инженерный спецназ» способен работать в принципиально новой парадигме проектирования и создания глобально конкурентоспособной высокотехнологичной продукции нового поколения. Этим специалисты обладают мировым уровнем компетенций, который, в свою очередь, значительно выше того, что есть в российской высокотехнологичной промышленности. Из этого следует,

Решетневские чтения. 2018

что «традиционные» инженеры начинают испытывать конкуренцию со стороны инженеров по эксплуатации -высококвалифицированных специалистов сквозных рабочих и инженерных профессий, подготовленных на основе международных стандартов WorldSkills [4]. Именно для второй категории, о которой говорилось выше, в наибольшей степени характерен избыточный выпуск, и именно «традиционные» инженеры уже испытывают конкуренцию со стороны зарубежных инженеров.

Для выполнения наукоемких НИОКР чрезвычайно привлекательно на аутсорсинге привлекать на высококвалифицированную, но низкомаржинальную работу зарубежных инженеров вытесняя российских инженеров, которые, хотят получать зарплату значительно выше той, что получают за своевременно и качественно выполненную работу зарубежные инженеры.

Это означает, что с каждым годом необходимо поднимать уровень своих разработок, уходить в область «нерешаемых задач».

Из вышеизложенного необходимо стремиться совершенствовать систему подготовки российских инженеров. Если ситуация в инженерном образовании кардинально не изменится, страна не сможет выпускать конкурентоспособную продукцию, причем даже в ситуации, когда задачи государственного значения будут ставиться целым отраслям и не будет недостатка в финансировании. Не будет кадров, которые смогут решать эти задачи, не просто инженерные задачи, а промышленные проблемы-вызовы [3].

В завершении рассмотрим главный вопрос, - какой должна быть программа обучения самых востребованных специалистов, «инженерного спецназа»? Способный за короткий срок освоить передовые технологии и быть конкурентоспособным на рынке труда инженер должен обладать в первую очередь фундаментальными знаниями в математике и физике. На первых курсах преподается значительный объем фундаментальных дисциплин, без которых освоение технологий невозможно.

Следующий важнейший принцип обучения - каждый семестр, на каждом курсе студенты должны изу-

чать по одной технологии мирового уровня, которыми владеют компании - лидеры промышленности. А эти технологии являются де-факто инженерным языком международного общения. И наконец, на старших курсах, реализовывать принцип «подготовка инженера в процессе выполнения реальных НИОКР по заказам промышленности».

Библиографические ссылки

1. Запесоцкий А. С. Философия образования и проблемы современных реформ // Вопросы философии. 2013. № 1.

2. Семкин Б. В., Свит Т. Ф. Проблемы инженерного технического образования // Инновационно-аналичический журнал. URL: http://www.akvobr.ru/

problemy_inzhenerno_tehnicheskogo_obrazovania.html (дата обращения: 25.07.2018).

3. Формирование инженерной элиты индустриального региона: социалогический анализ / под ред. Л. Н. Банниковой, Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. 216 с.

4. Центр международного обмена [Электронный ресурс]. URL: http://workandtravel.iec.ru/ (дата обращения: 21.08.2017).

References

1. Zapesotsky A. S. Philosophy of education and problems of modern reforms // Questions of philosophy. 2013. № 1.

2. Semkin B. V., Svit T. F. engineering and technical education // Innovative-analytical journal. Available at: http://www.akvobr.ru/problemy_inzhenerno_tehnichesko go_obrazovania.html (accessed: 25.07.2018).

3. Formation of engineering elite of the industrial region: a sociological analysis / ed. by L. N. Vannikovoy, J. R. Wisniewski. Ekaterinburg: Publishing house Ural. Un-ta, 2016. 216 p.

4. International exchange center Available at: http://workandtravel.iec.ru/ (accessed: 21.08.2017).

© Корепанова Е. Г., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.