Научная статья на тему 'Модернизация российского высшего технического образования'

Модернизация российского высшего технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER TECHNICAL EDUCATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / УСЛОВИЯ / ВОЗМОЖНОСТИ / DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьев А.Е., Мурзаева А.К.

Теоретическую основу статьи составили научные взгляды основоположников и методологов: Б. Л. Агранович, В.Ф. Взятышев, Л. И. Гурье, В. М. Жураковский и др. Проанализировано состояние российского высшего технического образования. Объяснена связь современного общественного развития и тенденций развития системы высшей профессиональной школы. Показаны причины необходимости кардинального изменения подходов, технологий и методов обучения студентов. Даны подходы к оценке качества предоставляемого студентам образования. Описана основная проблема существующего образовательного процесса. Представлен ответ на эффективные направления модернизации российского высшего технического образования, что возможно при изменении учебно-методического, процессно-технологического и материально-технического аспектов. Показана необходимость в современном высшем техническом (инженерном) образовании, которое должно быть прогнозно-опережающим. С учетом отставания материально-технической и лабораторной базы российских университетов от требующегося уровня ее развитие должно идти по пути создания различных центров коллективного пользования. В качестве примера приведены данные по учебно-научному производственному комплексу Орловского государственного технологического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьев А.Е., Мурзаева А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of Russian Higher Technical Education

The condition of the Russian higher technical education is analysed. Communication of modern social development and tendencies of development of system of the higher vocational school is explained. The reasons of need of cardinal change of approaches, technologies and methods of training of students are shown. Approaches to an assessment of quality of the education provided to students are given. The main problem of the existing educational process is described. The answer to the effective directions of modernization of the Russian higher technical education that is possible at change of educational and methodical, process and technological and material aspects is submitted. Need for modern higher technical (engineering) education which has to be expected advancing is shown. Taking into account lag material and laboratory base of the Russian universities from the required level its development has to go on the way of creation of various Centers of collective use. Data on educational scientifically industrial complex of the Oryol state technological university are given as an example.

Текст научной работы на тему «Модернизация российского высшего технического образования»

УДК 378:62

Воробьев Александр Егорович

Доктор технических наук, профессор, Институт повышения квалификации руководящих работников топливно-энергетического комплекса Минэнерго РФ, fogel_al@mail.ru, Москва

Мурзаева Айнагуль Кадыровна

Доцент кафедры педагогики и естественных наук, Баткенский государственный университет, ainagul27.02.70@mail.ru, Кызыл-Кия, Кыргызстан

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Теоретическую основу статьи составили научные взгляды основоположников и методологов: Б. Л. Агранович, В.Ф. Взятышев, Л. И. Гурье, В. М. Жураковский и др. Проанализировано состояние российского высшего технического образования. Объяснена связь современного общественного развития и тенденций развития системы высшей профессиональной школы. Показаны причины необходимости кардинального изменения подходов, технологий и методов обучения студентов. Даны подходы к оценке качества предоставляемого студентам образования. Описана основная проблема существующего образовательного процесса. Представлен ответ на эффективные направления модернизации российского высшего технического образования, что возможно при изменении учебно-методического, процессно-технологического и материально-технического аспектов. Показана необходимость в современном высшем техническом (инженерном) образовании, которое должно быть прогнозно-опережающим. С учетом отставания материально-технической и лабораторной базы российских университетов от требующегося уровня ее развитие должно идти по пути создания различных центров коллективного пользования. В качестве примера приведены данные по учебно-научному производственному комплексу Орловского государственного технологического университета.

Ключевые слова: высшее техническое образование, развитие, условия, возможности.

Основоположники подхода. Стратегию инновационного развития профессиональной высшей школы полноценно исследовали многие известные российские ученые (А. П. Валицкая, М. Н. Берулава, А. К. Ерохин, А. Г. Бермус, Г. И. Герасимов, В. И. Загвязинский, Л. В. Илюхина, Э. М. Коротков, О. А. Замулин, Е. Я. Коган, Н. В. Карлов, В. А. Штурба, С. И. Плаксий и др.). В сфере российского высшего технического образования ученые (Б. Л. Агранович, А. Е. Воробьев, В. Ф. Взятышев, Л. И. Гурье, В. М. Жураковский и др.) исследовали существующие современные и перспективные подходы к повышению эффективности организации профессиональной подготовки, проектированию ее основного содержания, а также необходи-

мости использования инновационных методов и технологий обучения студентов.

Постановка задачи. В последние годы в российском обществе ведется широкая дискуссия о содержании требований к сложившемуся высшему техническому образованию [12]. Так, с одной стороны, отмечается существенная нехватка во многих отраслях национальной промышленности квалифицированных специалистов и постоянное повышение требований к их деятельности, а с другой - технические университеты вынуждены делать подготовку студентов все более привлекательной, и к тому же приспосабливать ее к новым реалиям современной многоукладной и открытой национальной и мировой экономики [4; 5].

Данное обстоятельство обусловлено тем, что к концу ХХ в. индустриальный прорыв общественного развития оказался во многом исчерпан. А имеющийся переход мировой экономики на 6-й экономический уклад (характеризуемый нанотехнологи-ями, биоинженерией и т. д.) предполагает кардинальное изменение применяемых подходов и методик и в высшем профессиональном образовании [6; 7].

Эти новые реалии все более превращают современные образование и науку в глобальный действенный фактор дальнейшего общественного развития. В частности, по данным Всемирного банка, вкладываемые в человеческий капитал инвестиции обеспечивают отдачу в 5-6 раз большую, чем те же инвестиции, но в материальное производство [11]: так, только 15-16 % экономического роста обусловлено физическим капиталом, около 20 % - природным и 65 % роста связано с человеческим и социальным капиталом.

В результате, в настоящее время высшее профессиональное образование является активно развивающейся общественной системой, во-многом обеспечивающей прогрессивное функционирование всего существующего социума.

Подходы к оценке качества образования. В общем случае процесс обучения студентов в любом высшем учебном заведении описывается тремя основными взаимосвязанными функциями:

- стоимостью обучения - 5";

- временем обучения - Т;

- уровнем полученных компетенций - Н.

Причем взаимосвязь этих параметров

имеет четкие ограничения и пределы: в частности, на определенном этапе обучения студентов как увеличение объемов финансирования, так и рост продолжительности учебы перестают приводить к дальнейшему повышению у них качества знаний, умений и навыков.

Необходимость и тенденции дальнейшего развития высшего образования.

В результате проявления всех этих действенных факторов перед российской высшей школой встает важный и во многом принципиальный вопрос [1]: куда и как далее модернизировать современное российское высшее техническое образование? Многие исследователи полагают, что основные предпосылки дальнейшего развития заложены в компетентностном подходе (включая активные и инновационные методики и технологии обучения студентов).

В настоящее время при подготовке российских специалистов в технических университетах остро стоит проблема качественного изменения трех составляющих существующего образовательного процесса: учебно-методического, процессно-техноло-гического и материально-технического [3].

Так, в отношении учебно-методического изменения учебного процесса в вузе необходимо выделить целесообразность перехода от учебных материалов в традиционном бумажном (печатном) виде к электронным учебникам (содержащим интерактивную составляющую) и рабочим тетрадям (для которых характерна значительная интеграция с новыми технологиями обучения, в том числе компьютерными), явно ориентирующим студентов на самостоятельную работу посредством активации поисковых и проблемных методов обучения.

Процессно-технологические изменения существующего в вузах образовательного процесса также предполагают смену традиционных подходов к обучению студентов.

В частности, в цикле подготовки по естественно-научным образовательным дисциплинам в российских вузах изменения качественного уровня обучения студентов в области техники и технологии наиболее перспективно рассматривать с позиции смены парадигмы методов и технологий обучения (деятельностные, проблемные, проектные и т. д.) [15].

Необходимые изменения качественного уровня подготовки студентов по профес-

158

Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2018

сионально-техническим (специальным) дисциплинам решаются несколько иным образом [15]: в этом случае наиболее актуальным представляется использование принципиально новых деятельностно-ориентированных методов и технологий формирования профессиональных компетенций (особенно - обучения студентов посредством реальных исследований).

Подготовка студентов технических вузов к их последующей инновационной инженерной деятельности, т. е. к разработке и созданию новой техники и технологий, доведенных до вида эффективной товарной продукции, обеспечивающей возникновение нового экономического и социального результата, а потому - весьма высоко конкурентоспособной, требует обязательного использования инновационных технологий в системе инженерного образования [13; 14].

Нужно также отметить, что для постиндустриального общества характерно значительное преобладание информационно-интеллектуального ресурса над материально-вещественным. На данный момент именно знания и информация, а также коммуникативная составляющая и принципиально новые «интеллектуальные» технологии [2] с высокой мотивацией к самообразованию становятся основным ресурсом эффективного обучения студентов [15].

Кроме этого современное высшее техническое (инженерное) образование должно быть прогнозно-опережающим по отношению к динамично изменяющимся промышленным технологиям по профилю специальности обучения студентов.

Для этого ведущие технические университеты России и мира постоянно совершенствуют свои образовательные программы и учебные планы, более плотно связывая используемые в процессе обучения студентов учебные материалы с будущей инженерной деятельностью выпускников на реальном производстве, а также

намечаемыми тенденциями и перспективами технического, технологического, экономического и социального развития общества [10].

Кроме этого, современный специалист в области техники и технологии в ходе своей успешной профессиональной деятельности должен уметь четко предвидеть возможные экономические, социальные и экологические последствия внедрения в производство своих идей и изобретений, а также ориентироваться в существующем мировом профессиональном пространстве, владеть основными методами, инструментами и технологиями для реализации всего заложенного экономического потенциала новых проектов, уметь работать в команде, но и при необходимости - принимать на себя роль лидера.

Исследовательская часть. В отношении изменения материально-технической базы нужно отметить, что износ основных фондов в образовательных учреждениях в 2006 г. составлял 70 % (по данным Министерства образования и науки РФ), а лабораторная база всего лишь на 12 % соответствовала современным требованиям. Поэтому в развитии материально-технической учебно-научной базы вузов необходимо больше ориентироваться на создание различных Центров коллективного пользования и «именных» отраслевых лабораторий, оснащенных современным наукоемким оборудованием, служащих примером альянса промышленных предприятий и высшей школы.

Ресурсы такого ЦКП могут использоваться студентами после регистрации на интернет-портале, дистанционно. Однако пока еще наблюдается (табл.) незначительный рост отдачи таких ЦКП при подготовке и защите аспирантами своих диссертаций.

Необходимо отметить, что благодаря резкому улучшению материальной, научной и опытно-экспериментальной базы, кадрового потенциала, становления и развития научных школ и направлений (где

в рамках обучения с помощью исследований участвовали студенты), в УНПК ОрелГТУ объем выполняемых НИОКР за

последние 6 лет возрос более чем в 8 раз [8], что также существенно повлияло на качество образования в этом университете.

Таблица

Количество диссертаций, подготовленных с применением научного оборудования ЦКП [9]

Показатель Все ЦКП ЦКП, поддержанные ФЦП ИиР 2007-2013 и ФЦП ИиР 2014-2020

Количество защищенных кандидатских диссертаций, подготовленных с использованием оборудования ЦКП, ед. 501 175

Количество защищенных докторских диссертаций, подготовленных с использованием оборудования ЦКП, ед. 54 16

Среднее количество диссертаций, приходящееся на один ЦКП, ед. 2 3

Заключение. Важно также отметить, что основной потенциал решения этих важных задач уже заложен в самих существующих традициях российского технического университета, представляющего собой некий симбиоз технического института и классического университета.

В связи с этим не требуется особой коренной перестройки всей системы высшего технического образования, а пред-

ставляется актуальным лишь некоторое смещение акцентов в сторону адаптации к готовности выпускников к практической реализации полученных знаний.

Следовательно, дальнейшая разработка инновационной модели технического образования должна быть связана с переходом от общетеоретических представлений к адекватному использованию ситуационно-моделирующих и инновационных технологий обучения студентов [15].

Библиографический список

1. Болотов В. А., Ефремов Н. Ф. Системы оценки качества образования. - М.: Университетская книга: Логос, 2007. - 192 с.

2. Воробьев А. Е., Абишев А. А. Технология «умных скважин» // Вестник АИНГ (Казахстан). - 2016. - № 3 (39). - С. 3-11.

3. Воробьев А. Е., Кочофа Г. А., Синчен-ко А. В., Роман А. Т., Каукенова А. С., Байла-гасова И. Л., Чекушина Е. В. и др. Развитие материально-технического обеспечения учебного процесса по бакалаврскому и магистерскому направлению обучения «Нефтегазовое дело». -М.: РУДН, 2012. - 157 с.

4. Воробьев А. Е., Таймасханов Х. Э., Мада-ева М. З. Основные тенденции развития выс-

шей технической школы в XXI веке. - Грозный: Грозненский рабочий, 2011. - 496 с.

5. Воробьев А. Е., Торобеков Б. Т. Модернизация российского высшего инженерного образования в ответ на вызовы современности. - М.: КноРус, 2014. - 230 с.

6. Воробьев А. Е., Тулегенова О. Ш., Кау-кенова А. С. Научная составляющая индустриально-инновационного развития государства. -Атырау: АИНГ, 2013. - 210 с.

7. Воробьев А. Е., Шамшиев О. Ш., Марал-баев А. О., Каукенова А. С. Пути научно-инновационного развития в XXI веке. - Бишкек: Тек-ник, 2014. - 329 с.

8. Голенков В. А., Степанов Ю. С. Создание

Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2018

160

учебно-научно-производственного комплекса как фактор реформирования высшей школы и стабилизации экономики региона // Университетское управление. - 2001. - № 3 (18). -С. 15-22.

9. Калюжный К. А. Итоги мониторинга деятельности российских центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок за 2015 год // Наука. Инновации. Образование. - 2016. -№ 4 (22). - С. 110-136.

10. Кочетков Г. Инновационная экономика и инженерный корпус. Опыт США и уроки для России [Электронный ресурс]. - URL: http:// ru.convdocs.org/docs/index-180418.html. (дата обращения: 25.09.2017).

11. Омирбаев С. М. Инновации в высшем образовании республики Казахстан // Образование: традиции и инновации: материалы XIV международной научно-практической конференции (27 апреля 2017 года). - Прага: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2017. - С. 172-177.

12. Похолков Ю. П., Агранович Б. Л. К вопросу формирования национальной доктрины инженерного образования // Инновации в высшей технической школе России: состояние проблемы модернизации инженерного образования. - 2004. - № 2. - С. 24-32.

13. Проблема инженерных кадров в России и пути ее решения [Электронный ресурс]. -URL: http://kapital-rus.ru/articles/artide/183111 (дата обращения: 25.09.2017).

14. Проблемы и перспективы развития инженерного образования в инновационной экономике [Электронный ресурс]. - URL: http:// ivdon.ru/magazine/archive/n2y2011/435 (дата обращения: 25.09.2017).

15. Чигиринская Н. Стратегия инженерного образования: междисциплинарный подход // Высшее образование в России. - 2007. -№ 2. - С. 36-40.

16. Bache Ian. The Europeanization of Higher Education // Journal of Common Market Studies. -Vol. 44. - № 2. June 2006. - P. 231-248.

Поступила в редакцию 04.10.2017

Vorobyev Alexandr Egorovich

Dr. Sci. (Technic.), Prof., Institute of Improvement of Professional Skill of Executives of the Fuel and Energy Complex The Ministry of Energy, fogel_al@mail.ru Moscow

Murzaeva Ainagul Kadyrovna

Assoc. Prof. of the Department of Pedagogy and Natural Sciences, Batken State University, ainagul27.02.70@mail.ru, Kyzyl-Kiya, Kyrgyzstan

MODERNIZATION OF RUSSIAN HIGHER TECHNICAL EDUCATION

Abstract. The condition of the Russian higher technical education is analysed. Communication of modern social development and tendencies of development of system of the higher vocational school is explained. The reasons of need of cardinal change of approaches, technologies and methods of training of students are shown. Approaches to an assessment of quality of the education provided to students are given. The main problem of the existing educational process is described. The answer to the effective directions of modernization of the Russian higher technical education that is possible at change of educational and methodical, process and technological and material aspects is submitted. Need for modern higher technical (engineering) education which has to be expected advancing is shown. Taking into account lag material and laboratory base of the Russian universities from the required level its development has to go on the way of creation of various Centers of collective use. Data on educational scientifically industrial complex of the Oryol state technological university are given as an example.

Keywords: development, the higher technical education, directions.

References

1. Bolotov, V. A., Efremov, N. F., 2007. System evaluation the quality of education. Moscow: Universitetskaya kniga Publ., Logos Publ., 192 p. (In Russ.)

2. Vorobyev, A. E., Abishev, A. A., 2016. Technology of "smart wells". Bulletin of AIG (Kazakhstan), 3 (39), pp. 3-11. (In Russ.)

3. Vorobyev, A. E., Kochofa, A. G., Zinchen-ko, A. V., Roman, A. T., Kaukenov, A. S., Bala-ganova, I. L., Chekushina, E. V., 2012. Development of material-technical support of educational process in bachelor and master study course "Oil and gas". Moscow, PFUR Publ., 157 p. (In Russ.)

4. Vorobyov, E. A., Taymaskhanov, H. E., Ma-daev, M. Z., 2011. Main trends in the development of the higher technical school in the twenty-first century. Grozny: Grozny worker Publ., 496 p. (In Russ.)

5. Vorobyev, A. E., Torobekov, B. T., 2014. Modernization of Russian higher engineering education in response to the challenges of modernity. Moscow: KnoRus Publ., 230 p. (In Russ.)

6. Vorobyev, A. E., Tulegenov, O. S., Kaukenov, A. S., 2013. Scientific component of industrial-innovative development of the state. Atyrau: AING Publ., 210 p. (In Russ.)

7. Vorobyev, A. E., Shamshiev, O. Sh., Maral-baev, A. O, Kaukenov, A. S., 2014. Way scientific and innovative development in the XXI century. Bishkek: Technique Publ., 329 p. (In Russ.)

8. Golenkov, V. A., Stepanov, Yu. S, 2001. Creation of educational-scientific-industrial complex as the factor of reforming of higher education and stabilize the economy of the region. University management, 3(18), pp. 15-22. (In Russ.)

9. Kalyuzhnyy, K. A., 2016. Results of the

monitoring activity of Russian centres for collective use of research equipment and unique research facilities for 2015. Science. Innovation. Education, 4 (22), pp. 110-136. (In Russ.)

10. Kochetkov, G. Innovative economy and the corps of engineers. The U.S. experience and lessons for Russia [online]. Available at: http://ru. convdocs.org/docs/index-180418.html. (accessed 25.09.2017). (In Russ.)

11. Omirbaev, S. M., 2017. Innovation in higher education of the Republic of Kazakhstan. Education: innovation and tradition: proceedings of the XIV international scientific-practical conference (April 27, 2017). Prague: World Press S. R. O. Publ., pp. 172-177. (In Russ.)

12. Pokholkov, Y. P., Agranovich, B. L., 2004. Issue of forming the national doctrine of engineering education. Innovations in the higher technical school of Russia: problems of modernization of engineering education, 2, pp. 24-32. (In Russ.)

13. The problem of engineering personnel in Russia and ways to solve it [online]. Available at: http://kapital-rus.ru/articles/article/183111 (accessed 25.09.2017). (In Russ.)

14. Problems and prospects of development of engineering education in the innovation economy [online]. Available at: http://ivdon.ru/maga-zine/archive/n2y2011/435 (accessed 25.09.2017). (In Russ.)

15. Chigirinskaya, N., 2007. Strategy of engineering education: an interdisciplinary approach. Higher education in Russia, 2, pp. 36-40. (In Russ.)

16. Bache Ian, 2006. The Europeanization of Higher Education. Journal of Common Market Studies, Vol. 44, No 2, pp. 231-248.

Submitted 04.10.2017

162

Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2018

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.