Навстречу международному симпозиуму 37
A. КИРСАНОВ, академик РАО, директор ЦППКП
B. ИВАНОВ, профессор
В. КОНДРАТЬЕВ, профессор Л. ГУРЬЕ, профессор
Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность
,Це:
Гентр переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Урала и Поволжья помимо своих основных функций выполняет теоретические исследования в области инженерной педагогики и педагогики инженерного образования. Совместно с Институтом дополнительного профессионального образования КГТУ Центром разработан ряд оригинальных программ, таких как «Педагогика высшей школы», «Инновации в системе подготовки современного специалиста в высшей технической школе», «Преподаватель внутрифирменного обучения», а также 10 программ повышения квалификации ППС по приоритетным направлениям, утвержденным Рособразованием. С 2006 г. Казанский государственный технологический университет является одним из базовых вузов Ро-собразования, осуществляющих повышение квалификации научно-педагогических работников вузов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с лицензией и свидетельством об аккредитации вуза ИДПО совместно с преподавателями Центра реализует целый ряд программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов предприятий профильных отраслей, прежде всего - инженерно-технических работников.
На базе ЦППКП более 10 лет функционируют аспирантура,докторантура и докторский диссертационный совет КГТУ по профессиональной педагогике (специальности 13.00.02 и 13.00.08). За эти годы по профилю совета защищено более 20 докторских и около 100 кандидатских диссертаций. В числе защитившихся соискателей - проректоры, директора институтов, деканы, заведующие кафедрами.
Концепция развития центра строится на осознании того, что стержнем содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы выступает инженерная педагогика. В широком смысле сочетание слов «инженер» и «педагогика» подразумевает использование педагогической науки для подготовки инженеров. Однако в последние годы, в силу расширения спектра образовательных программ ДПО и усиления взаимодействия с реальным сектором экономики, термин «инженерная педагогика» трактуется и в смысле необходимости развития педагогических функций инженера на производстве.
В реальных условиях современной производственной деятельности инженеру приходится решать задачи с высокой степенью неопределенности и риска, задачи как с недостающими, так и с избыточными данными. Их решение предполагает наличие не просто творческого начала, а достаточно развитых навыков творческой деятельности. Работа инженера на современном этапе характеризуется принципиально новыми техническими и технологическими подходами, смещением акцента с трудоемких процессов на наукоемкие. Его можно назвать этапом социально-технологической революции (СТР). В чем это выражается? 1
На смену прежней естественно-научной
1 См.: Методология инженерной педагогики / А.А. Кирсанов и др. - М.; Казань, 2007; Основы инженерной педагогики / А.А. Кирсанов и др. - М.; Казань, 2007; Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе / Под ред. В.В. Кондратьева. - М., 2006; Теоретические основы формирования готовности инженера к профессиональной деятельности / Под ред. Л.И. Гурье. - Казань, 2007.
38
Высшее образование в России • № 6, 2008
картине мира и образу техносферы приходит постнеклассическая наука, синтезирующая естественно-научное и техническое знание со знанием социально-гуманитарного плана. Инженерная деятельность все более превращается в социально-инженерную деятельность, что предъявляет требования к социальной оправданности целевых установок инженерных проектов. Именно поэтому доминирующее место в профессиональной подготовке начинает занимать формирование личностных качеств инженера. Они являются онтологическим фундаментом нравственного обоснования решаемых им задач: инженер оказывается как бы в метафизической позиции по отношению к внешним условиям - он определяет их, а не они его.
Современный инженер - это специалист, для системы знаний и умений которого характерна целостность в понимании проблем - на фактологическом, теоретическом и рефлексивном уровнях. Фактологический уровень связан со знанием и умением ориентироваться во всей эмпирической базе своей профессии, теоретический - со знанием принципов функционирования объекта, а рефлексивный - с пониманием происхождения этихпринципов, владением методологией познания и конструирования.
Если раньше инженерные задачи в своей массе отстояли от границ непознанного достаточно далеко и базировались на твердо установленных рубежах, то инновационная стратегия современного производства передвинула эти задачи непосредственно к пределу освоенного (к проблемной области). И здесь инженеру, подготовленному к решению лишь типовых задач, делать нечего.
Характерная особенность системы знаний, необходимой для инженера инновационной сферы, заключается в прочном естественно-научном, математическом и мировоззренческом фундаменте приобретаемого образования, широте системно-интегра-тивного междисциплинарного кругозора,
охватывающего природу, общество и человека, а также в высоком уровне общей и специальной профессиональной подготовки, обеспечивающей плодотворную деятельность в проблемных ситуациях.
Неотъемлемым атрибутом инновационного инженерного образования является высокий уровень методологической культуры, творческое владение методами познания и деятельности. Причем речь идет не только о применении методов классического естествознания, ориентированных на поиск единственного решения, но и о формировании и широком внедрении в образовательную культуру многокритериальной постановки инновационных проблем с поиском множества вариантов решения задач, использованием методов системного подхода к выбору оптимальных решений, удовлетворяющих потребности пользователей.
Полноценное овладение профессией инженера предполагает не только высокий уровень образования, но и столь же высокий уровень духовно-нравственной, социально-психологической и физической культуры человека. Поэтому, проектируя содержание инновационного образования, необходимо найти место для системы знаний и методов, направленных на решение задач самопознания и самореализации человека.
Перестройка образования с целью подготовки специалистов в области инновационной деятельности требует в первую очередь фундаментализации содержания образования, обеспечения формирования у специалистов инновационного мышления и специальной подготовки по трансферу технологий. Можно выделить следующие характеристики процесса формирования готовности к инженерной деятельности:
• направленность содержания и форм образовательного процесса вуза на подготовку инженера, способного выходить за пределы нормативной деятельности и осуществлять инновационные процессы;
• активная обращенность процесса формирования профессиональной готовно-
Навстречу международному симпозиуму 39
сти инженера к передовому отечественному и зарубежному опыту;
• гуманистическая направленность подготовки инженера;
• выведение процесса подготовки инженера на технологический уровень.
Специфичность методологии инженерной педагогики состоит в рассмотрении ее как учения о наиболее общих принципах и методах научно-познавательного, научно-технического познания, как организации инновационной образовательной, научно-исследовательской, производственной и профессионально-педагогической деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии.
Главное отличие инженерной педагогики от традиционной состоит в том, что в ней выдвигаются иные цели и утверждаются новые ценности образования. Ими становятся знания, умения, навыки, способности, необходимые для современной инженерной деятельности, решения широкого круга инновационных образовательных, научно-исследовательских и производственных задач.
В условиях усиления интеграции образования, науки и производства педагогические знания вступают во взаимодействие с техническими и технологическими знаниями. Это выражается:
• в понятийно-категориальном аппарате дисциплин (таких, как инженерная педагогика, инженерная психология, техническая дидактика), стягивающем в единое гносеологическое поле (пространство) все линии синтеза, имеющие место в содержании данных дисциплин (науковедческое направление);
• в процессе проектирования, конструирования и создания кибернетической и дидактической техники (структурно-морфологическое направление);
• при эксплуатации технических средств обучения, в том числе компьютерных (технологическое направление);
• в использовании технического знания как образовательного компонента (в этом случае отношения между педагогичес-
ким, техническим и технологическим знанием строятся по схеме «средства - содержание», где роль средства играет педагогическое знание, а не содержательное направление).
Как видно, инженерная педагогика не ограничивается отражением только педагогических явлений, а имеет интегративный характер. Ее предметом выступает процесс обучения, воспитания и развития, направленный на подготовку специалиста в области техники и технологий как личности и как профессионала.
В системе подготовки и повышения квалификации инженеров и преподавателей высшей технической школы основные категории педагогики - образование, воспитание и обучение - наполняются новым содержанием и становятся профессионально направленными. Их взаимодействие проявляется в диалектической взаимосвязи: личностный рост специалиста повышает продуктивность профессиональной деятельности, а качественный уровень профессиональной деятельности, в свою очередь, стимулирует личностный рост специалиста. В этих условиях у него формируются такие интегративные качества, как образовательный потенциал, творческая активность, творческий интеллектуальный потенциал, инженерные способности, общая и профессиональная культура, профессиональная компетентность.
Инженерная педагогика не исчерпывается общими педагогическими категориями. Теория и практика показывают, что специфическими для инженерной педагогики категориями выступают следующие: научно-техническое познание, инженерная деятельность, личность специалиста, общение. Ни одна из них не является педагогической в собственном смысле слова. Это изначально философские и междисциплинарные категории, но они являются базовыми и для инженерной педагогики.
Научно-техническое познание представляет собой процесс овладения человеком объективно или субъективно новыми
40
Высшее образование в России • № 6, 2008
естественно-научными, техническими, технологическими знаниями в области науки, техники, производства, способами деятельности, методами предвидения перспектив их развития. Особенности научно-технического познания обусловливаются в первую очередь спецификой предмета - технических объектов и технологических процессов.
Инженерная деятельность. В процессе своей деятельности инженер взаимодействует, с одной стороны, с явлениями природы, подчиняющимися естественным законам, а с другой - с орудиями, механизмами, машинами, сооружениями, которые необходимо построить искусственным путем. Инженерная деятельность образует замкнутый цикл (проектирование, конструирование, изготовление и внедрение инженерного объекта, его эксплуатация).
Личность специалиста. Продуктивность инженерной деятельности, наряду с профессиональной компетенцией специалиста, определяется его личностным потенциалом. Особую остроту в нынешних условиях приобретает проблема духовности как устремленности человека на идеальные ценности, гражданская позиция, развитое политическое сознание, социальная активность, порядочность, справедливость, доброта и т.п. Большое значение имеет и формирование профессионально значимых личностных качеств, среди которых - спо-
собность к полной отдаче физических, интеллектуальных, духовных сил, творческой энергии, профессиональная самостоятельность. Личностный потенциал в обобщенном виде включает в себя образовательный потенциал, творческую активность, творческий интеллектуальный потенциал, инженерные способности, общую и профессиональную культуру. Такая трактовка дает ориентиры и основные направления его формирования и развития.
Общение подразумевает установление и развитие деловых отношений между людьми в процессе профессиональной деятельности, порождаемых потребностями в совместном труде, в выработке единой стратегии взаимодействия, обмене информацией, взаимопонимании.
В ЦППКП КГТУ реализуются различные образовательные программы. Это и повышение квалификации представителей руководящего звена вузов (проректоров, деканов, заведующих кафедрами) по актуальным проблемам ВПО, и повышение квалификации ППС и представителей производства по проблемам инновационной деятельности, и переподготовка ППС по образовательной программе «Педагогика высшей школы» (квалификация «Преподаватель высшей школы»). В результате на практике реализуется интеграция образования, науки и производства.
в. Иванов, профессор Инженер в системе
с. барабанова, 'доцент повышения квалификации
Признавая важность и значение профессионально-педагогической составляющей образования будущихинженеров, мы хотели бы взглянуть на проблемы инженерной педагогики в нетрадиционном ракурсе, увязав их с обучающей функцией инженера на производстве, в бизнесе, в деятельности об-разовательныхподразделений организаций.
В этой связи вызывает тревогу наметившаяся в последнее время тенденция к со-
зданию и развитию в рамках крупных компаний корпоративных университетов. Осознавая актуальность и необходимость вложений в подготовку кадров, предприятия считают гораздо более выгодным для себя оставлять эти деньги внутри предприятия и совершенствовать подготовку кадров через систему внутрифирменного обучения (ВФО). Между тем, на наш взгляд, только образовательные учреждения профессио-