Научная статья на тему 'Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность'

Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
477
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность»

Навстречу международному симпозиуму 37

A. КИРСАНОВ, академик РАО, директор ЦППКП

B. ИВАНОВ, профессор

В. КОНДРАТЬЕВ, профессор Л. ГУРЬЕ, профессор

Инженерное образование, инженерная педагогика, инженерная деятельность

,Це:

Гентр переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов Урала и Поволжья помимо своих основных функций выполняет теоретические исследования в области инженерной педагогики и педагогики инженерного образования. Совместно с Институтом дополнительного профессионального образования КГТУ Центром разработан ряд оригинальных программ, таких как «Педагогика высшей школы», «Инновации в системе подготовки современного специалиста в высшей технической школе», «Преподаватель внутрифирменного обучения», а также 10 программ повышения квалификации ППС по приоритетным направлениям, утвержденным Рособразованием. С 2006 г. Казанский государственный технологический университет является одним из базовых вузов Ро-собразования, осуществляющих повышение квалификации научно-педагогических работников вузов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с лицензией и свидетельством об аккредитации вуза ИДПО совместно с преподавателями Центра реализует целый ряд программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов предприятий профильных отраслей, прежде всего - инженерно-технических работников.

На базе ЦППКП более 10 лет функционируют аспирантура,докторантура и докторский диссертационный совет КГТУ по профессиональной педагогике (специальности 13.00.02 и 13.00.08). За эти годы по профилю совета защищено более 20 докторских и около 100 кандидатских диссертаций. В числе защитившихся соискателей - проректоры, директора институтов, деканы, заведующие кафедрами.

Концепция развития центра строится на осознании того, что стержнем содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы выступает инженерная педагогика. В широком смысле сочетание слов «инженер» и «педагогика» подразумевает использование педагогической науки для подготовки инженеров. Однако в последние годы, в силу расширения спектра образовательных программ ДПО и усиления взаимодействия с реальным сектором экономики, термин «инженерная педагогика» трактуется и в смысле необходимости развития педагогических функций инженера на производстве.

В реальных условиях современной производственной деятельности инженеру приходится решать задачи с высокой степенью неопределенности и риска, задачи как с недостающими, так и с избыточными данными. Их решение предполагает наличие не просто творческого начала, а достаточно развитых навыков творческой деятельности. Работа инженера на современном этапе характеризуется принципиально новыми техническими и технологическими подходами, смещением акцента с трудоемких процессов на наукоемкие. Его можно назвать этапом социально-технологической революции (СТР). В чем это выражается? 1

На смену прежней естественно-научной

1 См.: Методология инженерной педагогики / А.А. Кирсанов и др. - М.; Казань, 2007; Основы инженерной педагогики / А.А. Кирсанов и др. - М.; Казань, 2007; Интегративные основы инновационного образовательного процесса в высшей профессиональной школе / Под ред. В.В. Кондратьева. - М., 2006; Теоретические основы формирования готовности инженера к профессиональной деятельности / Под ред. Л.И. Гурье. - Казань, 2007.

38

Высшее образование в России • № 6, 2008

картине мира и образу техносферы приходит постнеклассическая наука, синтезирующая естественно-научное и техническое знание со знанием социально-гуманитарного плана. Инженерная деятельность все более превращается в социально-инженерную деятельность, что предъявляет требования к социальной оправданности целевых установок инженерных проектов. Именно поэтому доминирующее место в профессиональной подготовке начинает занимать формирование личностных качеств инженера. Они являются онтологическим фундаментом нравственного обоснования решаемых им задач: инженер оказывается как бы в метафизической позиции по отношению к внешним условиям - он определяет их, а не они его.

Современный инженер - это специалист, для системы знаний и умений которого характерна целостность в понимании проблем - на фактологическом, теоретическом и рефлексивном уровнях. Фактологический уровень связан со знанием и умением ориентироваться во всей эмпирической базе своей профессии, теоретический - со знанием принципов функционирования объекта, а рефлексивный - с пониманием происхождения этихпринципов, владением методологией познания и конструирования.

Если раньше инженерные задачи в своей массе отстояли от границ непознанного достаточно далеко и базировались на твердо установленных рубежах, то инновационная стратегия современного производства передвинула эти задачи непосредственно к пределу освоенного (к проблемной области). И здесь инженеру, подготовленному к решению лишь типовых задач, делать нечего.

Характерная особенность системы знаний, необходимой для инженера инновационной сферы, заключается в прочном естественно-научном, математическом и мировоззренческом фундаменте приобретаемого образования, широте системно-интегра-тивного междисциплинарного кругозора,

охватывающего природу, общество и человека, а также в высоком уровне общей и специальной профессиональной подготовки, обеспечивающей плодотворную деятельность в проблемных ситуациях.

Неотъемлемым атрибутом инновационного инженерного образования является высокий уровень методологической культуры, творческое владение методами познания и деятельности. Причем речь идет не только о применении методов классического естествознания, ориентированных на поиск единственного решения, но и о формировании и широком внедрении в образовательную культуру многокритериальной постановки инновационных проблем с поиском множества вариантов решения задач, использованием методов системного подхода к выбору оптимальных решений, удовлетворяющих потребности пользователей.

Полноценное овладение профессией инженера предполагает не только высокий уровень образования, но и столь же высокий уровень духовно-нравственной, социально-психологической и физической культуры человека. Поэтому, проектируя содержание инновационного образования, необходимо найти место для системы знаний и методов, направленных на решение задач самопознания и самореализации человека.

Перестройка образования с целью подготовки специалистов в области инновационной деятельности требует в первую очередь фундаментализации содержания образования, обеспечения формирования у специалистов инновационного мышления и специальной подготовки по трансферу технологий. Можно выделить следующие характеристики процесса формирования готовности к инженерной деятельности:

• направленность содержания и форм образовательного процесса вуза на подготовку инженера, способного выходить за пределы нормативной деятельности и осуществлять инновационные процессы;

• активная обращенность процесса формирования профессиональной готовно-

Навстречу международному симпозиуму 39

сти инженера к передовому отечественному и зарубежному опыту;

• гуманистическая направленность подготовки инженера;

• выведение процесса подготовки инженера на технологический уровень.

Специфичность методологии инженерной педагогики состоит в рассмотрении ее как учения о наиболее общих принципах и методах научно-познавательного, научно-технического познания, как организации инновационной образовательной, научно-исследовательской, производственной и профессионально-педагогической деятельности в их взаимосвязи и взаимодействии.

Главное отличие инженерной педагогики от традиционной состоит в том, что в ней выдвигаются иные цели и утверждаются новые ценности образования. Ими становятся знания, умения, навыки, способности, необходимые для современной инженерной деятельности, решения широкого круга инновационных образовательных, научно-исследовательских и производственных задач.

В условиях усиления интеграции образования, науки и производства педагогические знания вступают во взаимодействие с техническими и технологическими знаниями. Это выражается:

• в понятийно-категориальном аппарате дисциплин (таких, как инженерная педагогика, инженерная психология, техническая дидактика), стягивающем в единое гносеологическое поле (пространство) все линии синтеза, имеющие место в содержании данных дисциплин (науковедческое направление);

• в процессе проектирования, конструирования и создания кибернетической и дидактической техники (структурно-морфологическое направление);

• при эксплуатации технических средств обучения, в том числе компьютерных (технологическое направление);

• в использовании технического знания как образовательного компонента (в этом случае отношения между педагогичес-

ким, техническим и технологическим знанием строятся по схеме «средства - содержание», где роль средства играет педагогическое знание, а не содержательное направление).

Как видно, инженерная педагогика не ограничивается отражением только педагогических явлений, а имеет интегративный характер. Ее предметом выступает процесс обучения, воспитания и развития, направленный на подготовку специалиста в области техники и технологий как личности и как профессионала.

В системе подготовки и повышения квалификации инженеров и преподавателей высшей технической школы основные категории педагогики - образование, воспитание и обучение - наполняются новым содержанием и становятся профессионально направленными. Их взаимодействие проявляется в диалектической взаимосвязи: личностный рост специалиста повышает продуктивность профессиональной деятельности, а качественный уровень профессиональной деятельности, в свою очередь, стимулирует личностный рост специалиста. В этих условиях у него формируются такие интегративные качества, как образовательный потенциал, творческая активность, творческий интеллектуальный потенциал, инженерные способности, общая и профессиональная культура, профессиональная компетентность.

Инженерная педагогика не исчерпывается общими педагогическими категориями. Теория и практика показывают, что специфическими для инженерной педагогики категориями выступают следующие: научно-техническое познание, инженерная деятельность, личность специалиста, общение. Ни одна из них не является педагогической в собственном смысле слова. Это изначально философские и междисциплинарные категории, но они являются базовыми и для инженерной педагогики.

Научно-техническое познание представляет собой процесс овладения человеком объективно или субъективно новыми

40

Высшее образование в России • № 6, 2008

естественно-научными, техническими, технологическими знаниями в области науки, техники, производства, способами деятельности, методами предвидения перспектив их развития. Особенности научно-технического познания обусловливаются в первую очередь спецификой предмета - технических объектов и технологических процессов.

Инженерная деятельность. В процессе своей деятельности инженер взаимодействует, с одной стороны, с явлениями природы, подчиняющимися естественным законам, а с другой - с орудиями, механизмами, машинами, сооружениями, которые необходимо построить искусственным путем. Инженерная деятельность образует замкнутый цикл (проектирование, конструирование, изготовление и внедрение инженерного объекта, его эксплуатация).

Личность специалиста. Продуктивность инженерной деятельности, наряду с профессиональной компетенцией специалиста, определяется его личностным потенциалом. Особую остроту в нынешних условиях приобретает проблема духовности как устремленности человека на идеальные ценности, гражданская позиция, развитое политическое сознание, социальная активность, порядочность, справедливость, доброта и т.п. Большое значение имеет и формирование профессионально значимых личностных качеств, среди которых - спо-

собность к полной отдаче физических, интеллектуальных, духовных сил, творческой энергии, профессиональная самостоятельность. Личностный потенциал в обобщенном виде включает в себя образовательный потенциал, творческую активность, творческий интеллектуальный потенциал, инженерные способности, общую и профессиональную культуру. Такая трактовка дает ориентиры и основные направления его формирования и развития.

Общение подразумевает установление и развитие деловых отношений между людьми в процессе профессиональной деятельности, порождаемых потребностями в совместном труде, в выработке единой стратегии взаимодействия, обмене информацией, взаимопонимании.

В ЦППКП КГТУ реализуются различные образовательные программы. Это и повышение квалификации представителей руководящего звена вузов (проректоров, деканов, заведующих кафедрами) по актуальным проблемам ВПО, и повышение квалификации ППС и представителей производства по проблемам инновационной деятельности, и переподготовка ППС по образовательной программе «Педагогика высшей школы» (квалификация «Преподаватель высшей школы»). В результате на практике реализуется интеграция образования, науки и производства.

в. Иванов, профессор Инженер в системе

с. барабанова, 'доцент повышения квалификации

Признавая важность и значение профессионально-педагогической составляющей образования будущихинженеров, мы хотели бы взглянуть на проблемы инженерной педагогики в нетрадиционном ракурсе, увязав их с обучающей функцией инженера на производстве, в бизнесе, в деятельности об-разовательныхподразделений организаций.

В этой связи вызывает тревогу наметившаяся в последнее время тенденция к со-

зданию и развитию в рамках крупных компаний корпоративных университетов. Осознавая актуальность и необходимость вложений в подготовку кадров, предприятия считают гораздо более выгодным для себя оставлять эти деньги внутри предприятия и совершенствовать подготовку кадров через систему внутрифирменного обучения (ВФО). Между тем, на наш взгляд, только образовательные учреждения профессио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.