Научная статья на тему 'Инженерная деятельность и профессиональная компетентность специалиста'

Инженерная деятельность и профессиональная компетентность специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА. / PROFESSION / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL COMPETENCY / PROFESSIONAL COMPETENCE / ENGINEERING ACTIVITY / THE PERSON OF A SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирсанов А. А., Кондратьев В. В.

Рассматриваются профессия и профессионализм специалиста как род деятельности и качественная характеристика субъекта деятельности специалиста в области химии и технологии энергонасыщенных материалов, профессиональная компетентность в узком и широком смысле, инженерная деятельность и личность специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирсанов А. А., Кондратьев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The profession and professionalism of the specialist as a sort of activity and the qualitative characteristic of the subject of activity the specialist are considered. Professional competence, of narrow and wide sense, engineering activity and the person of the expert is considered too.

Текст научной работы на тему «Инженерная деятельность и профессиональная компетентность специалиста»

А. А. Кирсанов, В. В. Кондратьев

ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

Ключевые слова: профессия, профессионализм, профессиональная компетенция,

профессиональная компетентность, инженерная деятельность, личность специалиста.

Рассматриваются профессия и профессионализм специалиста как род деятельности и качественная характеристика субъекта деятельности специалиста в области химии и технологии энергонасыщенных материалов, профессиональная компетентность в узком и широком смысле, инженерная деятельность и личность специалиста.

Keywords: profession, professionalism, professional competency, professional competence,

engineering activity, the person of a specialist.

The profession and professionalism of the specialist as a sort of activity and the qualitative characteristic of the subject of activity - the specialist are considered. Professional competence, of narrow and wide sense, engineering activity and the person of the expert is considered too.

Профессиональная компетентность - одно из самых емких интегративных качеств специалиста. Согласно словарю С.И.Ожегова, понятие «компетентный» определяется как осведомленный, авторитетный в какой-либо области.

В современном обществе профессия - это род деятельности, требующий специальных знаний, навыков, умений, способностей, позволяющих продуктивно выполнять определенные функции профессиональной деятельности и решать профессиональные задачи. Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности - специалиста в той или иной области профессиональной деятельности, в том числе, в области химии и технологии энергонасыщенных материалов, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Мера этого владения у разных людей различна. В узком смысле слова, сугубо профессиональная компетентность предполагает высокий уровень анализа трудового и технологического процессов, технической документации; создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности, прогнозирования появления и развития непредвиденных ситуаций; обеспечение безопасности выполнения работ; соблюдение технологических требований, своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе и т.п. В широком смысле слова профессиональная компетентность предполагает фундаментальную естественнонаучную и общетехническую подготовку, широкий научнотехнический кругозор, способность быстро овладевать новыми профессиями, специализациями, подвижность функций профессиональной деятельности с учетом изменяющихся условий.

Профессиональная компетентность - это четкое представление производственного процесса, предмета, продукта, средства, условий, организации труда, понимание сущности технологического процесса, его основных закономерностей. Знание основных закономерностей развития технического объекта - особая характеристика профессиональной компетенции специалиста.

Преобразующая или познавательная деятельность специалиста может охватывать как всю систему (объект) в целом, так и отдельные его подсистемы (отдельные стороны объекта, предметы). Но в любом случае преобразующая деятельность специалиста с высшим образованием должна учитывать максимум системных связей объекта как внутрисистемных, так и с другими объектами (системами). Для современного специалиста важнейшим квалификационным требованием является владение несколькими видами деятельности, необходимыми для взаимодействия человека с целостным объектом - системой. Например, для современной деятельности инженеров характерно стремление к воссоединению традиционных, специализированных видов инженерной работы в целостную деятельность инженерного проектирования - коллективную, комплексную деятельность, ориентированную на конечный продукт в его общественном значении. Соответственно, подготовка инженера в вузе должна охватывать весь цикл работ «от идеи до продукта» и давать возможность каждому студенту участвовать во всех стадиях цикла. Это будет способствовать более обоснованному выбору профиля будущей работы, позволит выработать способность к пониманию потребностей «смежников» по циклу, к кооперированной работе с ними.

Пример 1. Различные технические и технологические системы (механические, автоматические, электронные, полупроводниковые и т.д.) являются объектами деятельности, соответственно, инженера-механика, инженера по АСУ, инженера по электронной технике, инженера по полупроводниковым приборам и т.д. Обобщенная цель деятельности инженера - создание и поддержание функционирования этих систем. Этапы цикла взаимодействия специалиста и системы - исследование, проектирование, конструирование, изготовление и организация серийного производства, эксплуатация, модернизация или переход к более совершенной системе - определяют виды деятельности инженера. В ряде случаев, указание вида деятельности и узкой предметной области, на которую она направлена, определяют специализацию инженера.

Пример 2. Объект деятельности научного работника - явления, процессы, протекающие в природных или искусственно созданных системах и отраженные в научной картине мира. Область явлений определяет специальность ученого (физик, химик, биолог и т.д.). Цель деятельности - развитие, уточнение научной картины мира, ее детализация. Цикл взаимодействия ученого с соответствующим объектом-системой логично соотнести с гносеологическим циклом - циклом познания, который, как известно, имеет три этапа: эмпирический, теоретический, прикладной (практическое применение). Каждому этапу цикла соответствуют определенные виды деятельности. Специальность научного работника определяет предмет исследования как область его деятельности. Специфика сочетания видов деятельности, занимающих ведущее место в работе, может определить послевузовскую специализацию (экспериментатор; теоретик; ученый, специализирующийся по прикладным исследованиям, с указанием конкретной области науки).

Как видно, вид деятельности определяется этапом взаимодействия специалиста с объектом-системой, который характеризуется одинаковой обобщенной целью. Каждый вид деятельности может быть представлен определенным набором типовых обобщенных

профессиональных задач специалиста. Тип обобщенной профессиональной задачи определяется, прежде всего, обобщенной целью деятельности: исследовать,

сконструировать, разработать, обеспечить функционирование и т.п.

Инженерная деятельность - это динамическая система взаимодействия инженера и орудий, механизмов, сооружений, которые необходимо построить искусственным путем, опираясь на научные знания, умения, навыки и инженерные способности.

В инженерной деятельности инженер, с одной стороны, взаимодействует с явлениями природы, подчиняющимися естественным законам, а с другой, - с орудиями, механизмами, машинами, сооружениями, которые необходимо построить искусственным путем. Инженерная деятельность образует замкнутый цикл (проектирование, конструирование, организация изготовления и внедрения инженерных объектов, его эксплуатация). В рамках инженерной деятельности осуществляются и, так называемые, инженерные исследования (в отличие от исследований, проводимых в технической науке). Они включают предпроектное обследование, научное обоснование разработки, анализ возможностей использования полученных научных данных.

В последние годы новую категорию инженеров составляют инженеры-системщики, системные специалисты, которые готовятся для конструкторских и проектных учреждений научно-производственных комплексов, научно-исследовательских

институтов и сферы управления научно-техническим прогрессом. Элитные специалисты с хорошей фундаментальной естественнонаучной, технической, социально-

технологической подготовкой для инженерно-инновационной и научноисследовательской деятельности будут определять социально-технологическое развитие будущей России. Продуктивность инженерной деятельности, наряду с профессиональной компетенцией специалиста, определяется его личностными качествами, личностным потенциалом. Особую остроту в нынешних условиях приобретает проблема духовности как устремленности человека на идеальные ценности, гражданская позиция, высокое политическое сознание, социальная активность, высокая порядочность, справедливость, доброта и т.д.

Большое значение имеет определение и формирование профессионально-значимых личностных качеств - полная отдача физических, интеллектуальных, духовных сил, творческой энергии, профессиональной самостоятельности.

Личностный потенциал в обобщенном виде включает в себя: образовательный потенциал, творческую активность, творческий интеллектуальный потенциал, инженерные способности, общую и профессиональную культуру. Такая структура расширяет представление о личностном потенциале, дает ориентиры и основные направления его формирования и развития.

Для инженерной деятельности особое значение имеет творческий интеллектуальный потенциал. Объективной основой, вызывающей необходимость интеллектуализации труда, его творческого характера, является расширение подготовки молодежи по сложным специальностям (электроника, компьютерная

техника, энергонасыщенные материалы, биотехника и др.), новая организация и технология производства, интеграция учебных заведений с производством и наукой.

Современный уровень науки, техники, производства немыслим без общей и профессиональной культуры специалиста. Суть профессиональной культуры - в единстве нравственной, интеллектуальной, экономической, экологической, правовой, политической культуры. В наши дни культура становится мерилом профессионализма специалиста.

Инженерная деятельность, являясь одним из направлений профессиональной деятельности, имеет свои специфические особенности, В обобщенном виде выполнение инженерной деятельности можно интерпретировать как работу по обнаружению (поиску), постановке, решению инженерных задач, а также как воплощение соответствующих результатов в производство и в производственные отношения. Это имеет место при конструировании технических объектов или технологических линий с заранее заданными свойствами (функциональными возможностями), а также при расстановке кадров на различные участки работы. В инженерной деятельности инженер при решении технических задач, с одной стороны, взаимодействует с явлениями природы, подчиняющимися естественным законам, а с другой, - с орудиями, механизмами, машинами, сооружениями, которые необходимо построить искусственным путем. Таким образом, в инженерной деятельности происходит сочетание «естественной» и «искусственной» ориентации, заставляющих инженера опираться и на науку, из которой он пополняет свои знания об естественных процессах, и на существующую технику, где он берет знания о материалах, конструкциях, их технических свойствах, способах изготовления, и т.д. В понятиях технических наук природные явления, на которых основано действие технических средств, берутся с известным приближением к условиям их проявления в реальных материалах, конструкциях и т.п.

Естественнонаучные понятия (знания), применяющиеся в технических науках при описании технических объектов, не включаются в систему понятий технического знания.

Специфика объектов технического знания и технологических процессов - их комплексный характер, выражающийся в совокупности основных свойств и особенностей: единстве естественного и искусственного, способности служить средством целесообразной деятельности человека в конструктивно-функциональном выделении и оформлении. Короче говоря, здесь и характеристики материалов, сопряжение материалов и строения с функцией, согласованность конструктивно-функциональной организации с возможностями человека по управлению и использованию техники и др.

Литература

1. Дьяконов, Г.С. Подготовка инженера в реально-виртуальной среде опережающего обучения / Г.С.Дьяконов, В.М.Жураковский, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев, А.М.Кузнецов, Н.К.Нуриев; под ред. С.Г.Дьяконова. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол ун-та, 2009. - 404с.

2. Кирсанов, А.А. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста / А.А.Кирсанов. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2000. - 228с.

3. Кирсанов, А.А. Методологические проблемы инженерной педагогики как соамостоятельного направления профессиональной педагогики / А.А.Кирсанов, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №4. - С.228-249.

4. Кондратьев, В.В. Методология инновационного развития науки и высшего профессионального образования / В.В.Кондратьев. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. - 236с.

5. Методология инженерной педагогики / А.А.Кирсанов, В.М.Жураковский,

В.М.Приходько, И.В.Федоров. - М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007. - 215с.

6. Основы инженерной педагогики / А.А.Кирсанов, В.М.Жураковский, В.М.Приходько, И.В.Федоров. - М.: МАДИ (ГТУ); Казань: КГТУ, 2007. - 498с.

© |А.А. Кирсанов - академик РАО, д-р пед. наук, заслуженный профессор КГТУ,

В.В. Кондратьев - д-р пед. наук, проф., директор ЦППКП КГТУ, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.