Научная статья на тему 'Роль и значение самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении геометро-графических дисциплин'

Роль и значение самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении геометро-графических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПЛАНИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / PROFESSIONALISM / PLANNING OF INDIVIDUAL WORK / EDUCATIONAL PRACTICE / INTELLECTUAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагадеев В. В., Развалова И. П., Эвранова С. Р.

В статье ставятся вопросы актуальности планирования самостоятельной работы студентов, освоение предлагаемого материала через осмысление предложенного, их интеллектуальные возможности, результатом которых является индивидуальный творческий подход сформированный преподавателями геометро-графических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сагадеев В. В., Развалова И. П., Эвранова С. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Actuality of students individual work planning, mastering proposed material by reframing, students intellectual abilities, which result in individual creative approach formed by lecturers of geometrical and graphical disciplines

Текст научной работы на тему «Роль и значение самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении геометро-графических дисциплин»

УДК 378

В. В. Сагадеев, И. П. Развалова, С. Р. Эвранова РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Ключевые слова: профессионализм, планирование самостоятельной работы, образовательная практика,

интеллектуальные возможности.

В статье ставятся вопросы актуальности планирования самостоятельной работы студентов, освоение предлагаемого материала через осмысление предложенного, их интеллектуальные возможности, результатом которых является индивидуальный творческий подход сформированный преподавателями геометро-графических дисциплин.

Keywords: professionalism, planning of individual work, educational practice, intellectual abilities.

Actuality of students’ individual work planning, mastering proposed material by reframing, students’ intellectual abilities, which result in individual creative approach formed by lecturers of geometrical and graphical disciplines.

Основными задачами российского профессионального образования на период до 2015 г. являются подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способность к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности,

Большая роль в освоении предлагаемого учебного материала отводится самостоятельной работе студентов, где наряду с пространственно-графическим представлением и осмыслением учебного материала они развивают своё творческое мышление и профессиональный потенциал, являющийся актуальным в дальнейшей деятельности будущих специалистов. Основная ответственность в данном вопросе лежит на преподавателях вузов, которые должны стимулировать в них инициативу и творческую активность.

Для самостоятельной работы студентов при изучении любой дисциплины, в том числе и геометро-графических дисциплин, составляет 50% от всех часов отводимых на обучение. Студенты не всегда понимают, что самостоятельная работа - это важная составляющая в процессе образования. Аудиторных часов, как правило, бывают не достаточно для того, чтобы дать студентам весь учебный материал в полном объеме. Поэтому необходимо подготовить и нацелить студента на самостоятельное, более глубокое овладение знаниями по предмету. Этот процесс требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебнометодической документации, разработки новых дидактических подходов для самостоятельного освоения учебного материала, поэтому возрастает та часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебно-методической работы.

Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий предполагает:

- переработку учебных планов и программ в рамках существующих ГОСов с целью увеличения доли самостоятельной работы студента над изучаемым материалом, выделение тем, выносимых на самостоятельное изучение, в том числе и с помощью компьютерных методических средств. При этом должна учитываться обеспеченность тем и разделов учебной литературой и ее доступность для обучающихся. Рекомендуемая аудиторная нагрузка на младших курсах - 23-25 часов в неделю, на старших 18-20 часов;

- оптимизация методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;

- совершенствование текущего контроля работы студентов, введение больнорейтинговой системы и широкое внедрение компьютеризированного тестирования;

- совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач.

Ввиду важности проблемы и с учетом вышеизложенного Министерство образования РФ рекомендует:

- определить формы и методы реорганизации учебного процесса с сокращенной долей аудиторных занятий и повышением качества образовательного процесса;

- разработать инструктивные материалы для профессорско-преподавательского состава, регламентирующие учебный процесс в вузе и ориентирующие на методические и организационные решения, усиливающие роль и значение самостоятельной работы студентов;

- организовать обмен опытом по совершенствованию самостоятельной работы студентов.

По нашим данным серьезных функциональных изменений стиля учебы в российских вузах пока не произошло. Учебные занятия в основе своей еще не переориентированы на направляющую, поддерживающую и рационализирующую роль по отношению к самостоятельной работе студентов. В силу этого деятельность преподавателя в учебнопедагогическом процессе остается ведущей.

Обращение к вопросу о наличии в вузах программ обучения самостоятельной работе студентов позволило установить, что такая программа должна включать:

- диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в вузе;

- определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности объективная оценка свободного от посещения учебного заведения времени;

- определение цели самостоятельной работы - ближайшей и отдаленной, т.е. ответ на вопрос, нужна ли она для удовлетворения познавательной потребности;

- самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и обоснование этого выбора для себя;

- разработка конкретного плана долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы;

- определение формы и времени самоконтроля.

Реализация программы связана с определенными технологиями учения, которыми должен владеть и использовать каждый студент:

- технология самовосприятия и самооценки;

- технология самоуправления;

- технология работы на аудиторных занятиях;

- технология научной организации студенческого труда.

Итак, эффективность самостоятельной работы студентов может быть обеспечена оптимальным решением нескольких задач:

- планирование;

- научная организация учебного труда студентов при использовании различных методов и средств обучения;

- управлением самостоятельной работы и её контролем.

Кроме того, анализ образовательной практики показывает, что эффект от самостоятельной работы студентов можно получать тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-познавательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы и формы обучения в вузе.

Изучение опыта работы вузов свидетельствует, что можно выделить четыре этапа самостоятельной работы:

1. Формирование у студентов умений накапливать и закреплять знания в процессе обучения. В качестве самостоятельных работ данного этапа чаще всего используются домашние знания - работа с учебником, конспектами лекций и т.д.

2. Формирование знаний, позволяющих решать типовые задачи. Познавательная деятельность студентов заключается в простом использовании результатов репродуктивной учебной деятельности. К самостоятельным работам такого характера при изучении геометрографических дисциплин относятся отдельные этапы практических занятий.

3. Формирование у студентов знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Задания этого типа предполагают поиск, формулирование и реализацию идеи решения, что всегда выходит за пределы накопленного формализованного опыта и требует от студента варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации. Типично для такого рода самостоятельных работ студентов контрольные, олимпиадные работы.

4. Создание предпосылок для творческой деятельности. Этот этап самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научноисследовательского характера.

Задачи каждого вида самостоятельной работы студентов будут соответственно разными, но в целом преподаватель должен заранее выстроить ее систему, учитывая все виды, цели, отбирая учебную информацию и средства педагогической коммуникации, продумывая роль студента в самостоятельной работе и своё участие в ней.

Одним из главных противоречий современной образовательной практики является то, что студент, выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись, тем не менее, достаточно активен в учении и но не всегда способен самостоятельно организовать собственную учебно-познавательную деятельность, поэтому задача преподавателя - помочь студенту правильно организовать его учебную деятельность, в том числе самостоятельную работу.

Не менее важно, чтобы каждый преподаватель чётко знал нормы времени, необходимые студентам на выполнение того или иного задания в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

В заключение отметим, что самостоятельная работа студентов как специфическая форма учебной деятельности требует особого внимания со стороны каждого педагога. Как показало исследование, организация самостоятельной работы студентов находится в прямой зависимости от подготовленности к ней самого преподавателя. Это подчеркивает важность организующей и управляющей функций преподавателя и в то же время необходимость осознания обучающимся себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.

Литература

1. Кирсанов, А.А. Методологические проблемы инженерной педагогики как самостоятельного направления профессиональной педагогики / А.А. Кирсанов, В.Г.Иванов, В.В.Кондратьев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №4. - С.228-249.

2. Кирсанов, А.А. Методология инженерной педагогики / А.А.Кирсанов, В.М.Жураковский, В.М.Приходько, И В.Федоров. - М.: МАДИ (ГТУ);Казань:КГТУ,2007.-215с.

3. Основы инженерной педагогики / А.А.Кирсанов, В.М.Жураковский, В.М.Приходько, ИВ. Федоров.

- М.: МАДИ (ГТУ);Казань:КГТУ,2007.-498с.

4. Качуровская, Н.М. Проблемы организации самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении геометро-графических дисциплин / Н.М.Качуровская // Научно-методические проблемы графической подготовки в техническом вузе на современном этапе. - Астрахань, 2010. - С.81-84.

© В. В. Сагадеев - канд. тех. наук, доцент КНИТУ; И. П. Развалова - ст. преп. каф. ИКГиАПКНИТУ; С. Р. Эвранова - ст. преп. каф. МИД КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.