Научная статья на тему 'Инженерная педагогика и проблемы дизайн-образования'

Инженерная педагогика и проблемы дизайн-образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
460
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженерная педагогика и проблемы дизайн-образования»

ставляющие конечного результата исследования, определяющие его научную новизну.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты будут способствовать решению комплекса задач, свя-занныхс подготовкой высококомпетентных специалистов высшей технической школы, востребованных и конкурентоспособныхна рынке труда в условиях быстроменяющих-ся технологий и нарастающего объёма актуальных технических и научных знаний.

Литература

1. Инженерная педагогика: позиция КГТУ //

Высшее образование в России. - 2008. - № 6.

2. См.: Колин К. Преемственность поколе-

ний в сфере высоких технологий как гуманитарная составляющая национальной безопасности России // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2005. - №11.

3. См.: Вайбер Р. Эмпирические законы сете-

вой экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2003. - №4.

4. См.: Щенников С. Тенденции социально-эко-

номического развития и ОДО взрослых // Вестник высшей школы. - 2002. - №7.

5. См.: Читалин Н.А. Многоуровневая фун-

даментализация содержания профессионального образования: Монография. -Казань, 2005.

6. Ильин Г. Педагогические проблемы совре-

менного отечественного высшего образования // Alma Mater (Вестник высшей школы). - 2005. - № 11.

В. РОМАНОВ, президент В. ЛЫСЕНКО, проректор Е. ТЮРИНА, директор центра Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна

Вопросы, связанные с развитием непрерывного профессионального образования, являются одними из приоритетных задач, отраженных в концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. Раньше, получив диплом инженера или ученую степень, можно было считать себя специалистом «на всю жизнь». В современных условиях знания устаревают очень быстро: мы живем в период перехода к концепции «непрерывного образования в течение всей жизни».

Создание гармоничной и динамичной образовательной среды в системе непрерывного образования возможно только при соответствующем уровне педагогических кадров. Успешность обучения студентов зависит в том числе и от уровня подготовленности, психологических особенностей и профессионального мастерства преподавателей. Преподавателями технических вузов становятся, как правило, либо специалис-

Инженерная педагогика и проблемы дизайн-образования

ты из промышленности, либо выпускники аспирантуры, не имеющие специальной психолого-педагогической подготовки, поэтому в каждом вузе важно сформировать систему непрерывного педагогического образования, в рамках которой может осуществляться регулярное повышение квалификации преподавателей. В Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна (СПГУТД) функционирует центр переподготовки и повышения квалификации преподавателей (ЦППКП). Свою историю он ведет с 1992 г., когда приказом ректора был создан центр социально-психологического обеспечения учебного процесса для выполнения таких задач, как психолого-педагогическая оценка качества занятий; оценка педагогического мастерства преподавателей; психодиагностика и профконсультация студентов; программное обеспечение социально-психологических исследований.

В 1993 г. в СПГУТД была разработана программа тренинга для преподавателей «Дидактические принципы организации учебно-познавательной деятельности студентов », а в 1996 г. - программа курса со-временныхметодов обучения «Психологопедагогические и дидактические основы учебного процесса в вузе». Именно с 1996 г. проводятся регулярные семинары по совершенствованию профессионализма преподавателей. Так, в декабре 1999 г. на базе нашего университета при активном участии сотрудников ЦППКП был проведен международный семинар «Инженерная педагогика на пороге XXI века», в работе которого приняли участие свыше 80 специалистов, в том числе президент ЮГР профессор Клагенфуртского университета А. Ме-лецинек, председатель Российского мониторингового комитета профессор В.М. Приходько, зам. министра образования В.М. Жураковский, представители 12 технических вузов Санкт-Петербурга.

В СПГУТД уже много лет проводится мониторинг профессионализма преподавателей вуза на основе опросов студентов и экспертов по вопросам педагогического мастерства. Материалы социологических опросов используются при избрании преподавателей по конкурсу, а результаты мониторинга являются основой для коррекции педагогического мастерства и принятия решения о необходимости повышения квалификации преподавателей.

Основные требования к преподавательской деятельности выявлены в ходе комплексного исследования профессионализма и профессионально-дидактического мастерства профессорско-преподавательского состава (выполнялось ЦППКП с 1997 по 2004 гг. по проектам Всероссийского конкурса грантов по психолого-педагогичес-ким наукам), а также в ходе реализации ряда научно-исследовательских работ по актуальным проблемам высшего образования, таких как межвузовская научно-техническая программа «Разработка научных основ кадрового обеспечения инженерно-

го образования России в современных условиях», межвузовская комплексная программа «Наукоемкие технологии образования ». При этом были выполнены гранты: «Оценка профессионализма в вузе как фактор обучения и воспитания. Оценка подготовленности выпускников вуза. Оценка профессионализма профессорско-преподавательского состава»; «Научно-методические основы новейших технологий обучения в вузе»; «Создание системы повышения педагогической квалификации и самообразования преподавателей технических вузов», «Методологические принципы формирования новой культуры педагогического мышления преподавателей технических вузов». В рамках упомянутых программ проведены исследования по темам: «Психолого-дидактическое обеспечение наукоемких технологий подготовки аспирантов к преподавательской деятельности в технических вузах», «Научно-методическое обеспечение элитной подготовки аспирантов и начинающих преподавателей в сфере проектирования и реализации наукоемких технологий инженерного образования» и др.

В 2000 г. ЦППКП был аккредитован Международным обществом инженерной педагогики (Ю1Р) в качестве Санкт-Петербургского центра инженерной педагогики

- первого в Санкт-Петербурге и седьмого в России. В 2006 г. ЦППКП прошел повторную аккредитацию Ю1Р. Звание «Европейский преподаватель инженерного вуза» («ING-PAED Ю1Р») имеют 10 наших преподавателей. Регистр «ING-PAED Ю1Р» гарантирует компетентность преподавателя инженерного вуза и поднимает его престиж в вузе и сообществе. Претенденты на это звание проходят специальную подготовку или повышение квалификации в объеме не менее 204 часов в аккредитованном при Ю1Р центре.

С 1999 г. в нашем вузе осуществляется повышение квалификации научно-педагогических работников по программе «Инженерная педагогика». Важнейшей составля-

ющей эффективного функционирования системы повышения квалификации ППС является методика формирования образовательной программы. Программа обучения составлена на основе учебного плана Ю1Р; в качестве учебных дисциплин в нее включены риторика, инновации в образовании, педагогические технологии, основы психологии, коммуникации в образовательном процессе, системы высшего образования в различных странах мира, компьютерная поддержка преподавательской деятельности и др.

С 2002 по 2004 гг. СПГУТД принимал участие в международном Тетрш-проек:-те DIERUU «Распространение современных педагогических технологий инженерного образования в российских и украинских университетах». Основными целями проекта являлись: улучшение педагогического, методологического и дидактического качества инженерного образования в российских и украинскихтехнических университетах; совершенствование национального, регионального и международного обмена между техническими университетами России, Украины и европейских стран. В ходе реализации проекта была сформирована устойчивая самоподдерживающая-ся международная и региональная сеть, обеспечивающая совершенствование инженерного образования: модульный курс по инженерной педагогике, разработанный во время выполнения проекта, распространен в 16 партнерских университетах России и Украины. Университеты-партнеры получили комплект учебных материалов по модульному курсу для дальнейших тренингов, кроме того, в рамках проекта были подготовлены команды тренеров, владеющих этим модульным курсом, для обучения преподавателей технических дисциплин в своих университетах.

В 2007 г. значительно увеличено финансирование из федерального бюджета на цели внутривузовского повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. Приказом Федерального агент-

ства по образованию для СПГУТД установлены контрольные цифры приема слушателей системы повышения квалификации в восемь раз больше, чем в предыдущие годы, и существенно расширен перечень направлений повышения квалификации. В университете оно ведется не только по направлению «Инженерная педагогика», но и по таким, как «Менеджмент в образовательном процессе», «Современные информационные технологии в образовательном процессе университета», «Инновационные педагогические технологии подготовки дизайнеров в системе университетского комплекса».

С 2008 г. в СПГУТД реализуются такие программы повышения квалификации преподавателей, как «Проблемы качества обучения», «Проблемы инженерного образования», «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза», «Проблемы дизайн-образования», «Современные технологии обучения ». Указанные образовательные программы построены по модульному принципу, часть основных модулей разработана с учетом учебного плана Ю1Р. При их формировании нами учтены требования и рекомендации нормативных документов, результаты научно-исследовательских работ ЦППКП, опыт работы структур повышения квалификации преподавателей других вузов, а также пожелания преподавателей. Дополнительные профессиональные образовательные программы и учебные планы, на основе которых ежегодно обучается свыше 160 слушателей ЦППКП, разработаны таким образом, чтобы обеспечить формирование и развитие психоло-го-педагогической, коммуникативной, правовой, управленческой и социально-экономической компетентности, а также общей и профессиональной культуры преподавателей. Активная педагогическая практика позволяет слушателям органично и оперативно включать полученные знания, умения и навыки в учебный процесс. Этим достигается единство и взаимосвязь научно-

предметного и психолого-педагогического компонентов в подготовке и повышении квалификации преподавателей технических вузов [1].

В нашем университете с 1992 г. ведется подготовка специалистов высшего профессионального образования по направлению «Дизайн». В настоящее время контингент обучающихся по кафедрам дизайна костюма, дизайна интерьера, дизайна рекламы, дизайна пространственной среды, истории и теории искусств, рисунка и живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, трикотажного производства, химической технологии и дизайна текстиля, наноструктурных, волокнистых и композиционных материалов, дизайна и конструирования обуви составляет более 1300 человек. Общее число преподавателей на указанных кафедрах превышает 150 человек. До 2007 г. ни один из вузов России не предлагал программы повышения квалификации преподавателей дизайнерского профиля. В нашем вузе в

2007 г. в рамках контрольных цифр приема впервые было организовано такое повышение квалификации ППС по направлению «Инновационные педагогические технологии подготовки дизайнеров в системе университетского комплекса», а в 2008 г.

- по направлению «Проблемы дизайн-образования». Формирование программ повышения квалификации происходило с учетом образовательных потребностей преподавателей дизайнерских дисциплин, возможностей и особенностей современных технологий обучения, приоритетных направлений развития отечественного высшего образования. В основу были положены некоторые модули программы по инженерной педагогике с включением специализированных модулей.

Судя по отзывам преподавателей, можно сделать вывод как о необходимости увеличения числа дисциплин по дизайну (например, современные проблемы дизайна) для преподавателей технических дисциплин, так и о целесообразности расширения

предметного содержания таких дисциплин, какриторика, коммуникация, создание понятных текстов, системный подход к решению творческих задач, компьютерная поддержка преподавательской деятельности.

ЦППКП привлекает к преподавательской работе на курсах повышения квалификации высококвалифицированных специалистов и педагогов Санкт-Петербурга. Занятия проводят преподаватели, имеющие ученые степени, заслуженные художники России, ведущие специалисты по истории и теории искусств, известные дизайнеры - члены творческих союзов, ведущие активную проектную и исследовательскую деятельность, специалисты-практики, способные наполнить образовательный процесс новым содержанием, обеспечить формирование не только высокого уровня знаний и умений, но и таких качеств личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца.

Согласно определению Международного совета обществ промышленного дизайна (International Council of Societies of Industrial Design - ICSID), «дизайн является творческой деятельностью, цель которой состоит в том, чтобы создавать разнообразные качества объектов, процессов, услуг и систем на протяжении всего их жизненного цикла. Поэтому дизайн является главной движущей силой инновационной гуманизации технологий и решающим фактором культурного и экономического обмена. Дизайн ставит своей целью раскрытие и оценку разного типа отношений - структурных, организационных, функциональных, выразительных и экономических, и решает такие задачи, как содействие глобальному устойчивомуразвитию и защите окружающей среды (глобальная этика); предоставление преимуществ и большей свободы сообществам, индивидуальным и коллективным конечным потребителям, производителям, акторам рынка (социальная этика); поддержание культурного разнообразия в

условиях глобализации мира (культурная этика); придание продуктам, услугам и системам тех форм, которые выражают их специфику (семиология) и гармонично согласуются с ней (эстетика)» [2].

Еще в 1976 г. в «Большой советской энциклопедии » отмечалось, что иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей - проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Действительно, дизайн решает более широкие социально-технические проблемы - эффективного функционирования производства, разумного потребления, комфортного существования людей в предметной среде. Можно выделить целые предметные области, где дизайн как самостоятельный вид творческой деятельности играет значительную, если не определяющую, роль в создании процессов, объектов, услуг (автомобилестроение, архитектура, градостроительство, реклама, создание интерьеров, одежды, химическая инженерия и дизайн процессов химической технологии, технологии композиционных материалов и изделий из композитов, информационные системы и телекоммуникационные сети, микроэлектроника, нанотехнологии, мобильные телесистемы, молекулярная биология и генная инженерия и пр.). Дизайн связан с созданием инновационных, пока еще не существующих объектов. Дизайнеры все чаще начинают проектировать такие объекты, которые не имеют аналогов, поэтому необходима ориентация всего процесса обучения наших студентов на формирование специфических инженерных компетенций - умения конструировать новую реальность. Это ставит перед системой образования проблему качества преподавания дизайнерских дисциплин [3].

Отметим, что дизайн-образование в России прошло сложный путь становления и развития. В 1994 г. в РФ впервые была введена специальность ВПО «Дизайн», а в 1997 г. - утвержден государственный образовательный стандарт. В 2003 г. был утвержден новый ГОС в области культуры и

искусства по специальности «Дизайн », который определил, что объектами профессиональной деятельности специалистов с квалификацией «Дизайнер (графический дизайн, промышленный дизайн, дизайн костюма, дизайн средств транспорта)» являются образцы промышленной продукции, а для специалиста с квалификацией «Дизайнер (дизайн среды)» - предметно-пространственные комплексы, открытые городские пространства и пр. Дизайнер может выполнять аналитическую, проектную, экспериментально-исследовательскую, производственно-управленческую, педагогическую и другие виды профессиональной деятельности [4].

Стало очевидно, что запросы общества в создании новых объектов методами дизайна, особенно в таких высокотехнологичных направлениях, как промышленность в целом, информационные технологии, процессы химической технологии, пространственная среда, костюм, графика и т.д., невозможно удовлетворить без использования современных инструментов дизайна -методологии системного проектирования, специализированного программного обеспечения, компьютерной и телекоммуникационной техники.

Учитывая потребность в соответствующих кадрах, в 2004 г. в экспериментальном порядке была создана специальность 230203 «Информационные технологии в дизайне » (ИТД) с присвоением квалификации «инженер». Базовым вузом учебнометодической комиссии (УМК) по данной специальности был определен Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна. Наш университет принимал участие в разработке примерного учебного плана и примерных учебных программ по дисциплинам, входящим в федеральный компонент дополнения к ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированных специалистов «Информационные системы» для специальности «Информационные технологии в дизайне ».

В апреле 2007 г. на базе СПГУТД про-

шло заседание УМК всероссийского уровня, в работе которого приняли активное участие представители более 25 вузов России. Среди участников были представители электротехнических, радиотехнических, текстильных и других вузов, а также дизайнеры, которые остро нуждаются в сотрудничестве с инженерами - специалистами в области информационных технологий. В результате активной работы УМК удалось выработать системный методологический подход к развитию специальности с учетом специфики этапа развития экономики России, требований современного рынка труда, а также мирового уровня понимания и практики дизайна.

К настоящему времени в ряде вузов в рамках специальности ИТД открыта специализация «^еЬ-дизайн». Подчеркнем, что она введена в контексте подготовки технических специалистов направления «Информационные системы».

В апреле 2008 г. в Санкт-Петербурге состоялась IV Санкт-Петербургская научно-практическая конференция «Проблемы подготовки кадров в сфере инфокоммуни-кационных технологий (ИКТ)» с участием ректоров и профессоров ведущих университетов России, представителей академического сообщества и руководителей предприятий, специализирующихся в сфере разработки и использования ИКТ. Данная конференция, ставшая традиционной и проводимая в форме тематического мероприятия Санкт-Петербургской международной конференции «Региональная информатика », была организована по инициативе Научного совета по информатизации Санкт-Петербурга и Объединенного учебно-методического совета по направлению подготовки кадров «Информационные системы» УМО вузов России по университетскому политехническому образованию. Участники совещания единодушно согласились с целесообразностью открытия в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна специализации «Информационные технологии в

дизайне полимерных композиционных материалов » в рамках специальности ИТД.

Подготовку по этой специальности уже открыли 17 вузов РФ, что свидетельствует о ее высокой востребованности. Как отмечалось выше, специальность обладает настолько большим потенциалом и притягательностью для различных отраслей промышленности, что позволяет открывать новые специализации.

Федеральный закон от 01.12.2007 № 309-Ф3 определил необходимость ком-петентностного подхода кобразованию, что обусловлено прежде всего потребностью промышленных рынков и рынка труда в специалистах, обладающих не только знаниями, умениями и навыками, но и опытом практического их использования. Фактически поставлена задача повышения качества образования выпускников вузов, соответствующего запросам рыночной экономики.

На наш взгляд, тема 37-го международного симпозиума Ю1Р - «Компетенции инженера : традиции и инновации» - заявлена не случайно. Представляется, что проблема дизайн-образования достойна обсуждения в рамках подготовки к предстоящему международному симпозиуму. Дизайн как технология творческого получения конкретного практически значимого результата может стать одним из инструментов не только повышения качества образования, но и подъема экономики в целом.

Расширение спроса на услуги дизайна предполагает реализацию ряда мероприятий, таких как обеспечение условий интеграции дизайна в производственные и управленческие процессы, включение программ учебных дисциплин в области дизайна в образовательные стандарты подготовки специалистов инженерных, управленчес-кихи иных специальностей, а также содействие повышению квалификации руководителей предприятий высшего и среднего звена в сфере дизайна, в том числе в рамках реализации программы подготовки управленческих кадров для всех видов экономической деятельности.

Среди необходимых мер, которые могут способствовать совершенствованию образования в этой сфере, нужно отметить следующие:

♦ предоставление государственной поддержки учреждениям профессионального образования для разработки новых профессиональных и образовательных стандартов, примерных учебных планов и программ учебных дисциплин (с использованием кредитно-модульного подхода), программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере дизайна, инновационной модели профильного непрерывного профессионального образования (в т.ч. начального, среднего и высшего профессионального образования, послевузовского, дополнительного образования) с привлечением объединений работодателей и союзов дизайнеров и с учетом содержания современных зарубежных об-разовательныхпрограмм в сфере дизайна;

♦ содействие созданию на базе ведущих вузов курсов переподготовки преподавателей в области дизайна;

♦ помощь в реализации вузами совместных с зарубежными университетами образовательных программ, в т.ч. предпола-гающихполучение двух дипломов (российского и зарубежного).

В нашем вузе успешно реализуются некоторые из этих направлений деятельности, например, успешно прошла валидацию магистерская программа двойного диплома «Дизайн костюма и мерчендайзинг », разработанная в рамках международного со-

трудничества по проекту «Бридж» кафедрой дизайна костюма СПГУТД совместно с кафедрой «Дизайн моды и текстиля» университета Де Монфорт (Великобритания).

Основной результат, которого ожидают дизайнеры от реализации принятой Минэкономразвития «Концепции развития дизайна в РФ » в ближайшее время, -помощь в подготовке специалистов в вузах и информирование промышленности о возможностях дизайна [5]. В этой связи ЦППКП университета планирует обновление реализуемых программ повышения квалификации ППС университета в направлении взаимовлияния проблем инженерной педагогики и проблем дизайн-образования, что невозможно без изучения имеющихся наработок других вузов. В этой связи тематика Международного симпозиума по инженерной педагогике

2008 г. как нельзя лучше соответствует сегодняшним задачам развития инженерного образования в России.

Литература

1. См.: Мелецинек А, Приходько В., Жура-

ковский В., Федоров И. Международное общество по инженерной педагогике // Высшее образование в России. - 2004. -№3.

2. www.icsid.org/ about/ about/ articles31.htm

3. См.: Время дизайна: Материалы научной

конференции. - СПб., 2005.

4. См.: http://www.edu.ru/db/portal/spe/ os_zip/052400_2003.htm

5. Эксперт. - 2006. - № 37(531).

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.