112
Высшее образование в России • № 1, 2008
можность получать и анализировать данные от организаций в реальном времени, что весьма существенно именно для оперативного управления ходом процесса повышения квалификации. Система ADVIN предоставляет информацию о распределении числа слушателей по различным направлениям подготовки, по федеральным округам, по возрастным категориям и другим параметрам. Это позволяет получать и анализировать более 40 различных распределений в необходимых формах промежуточной и итоговой статистической отчетности. Сведения о выполнении заданий по программам ПК и ДПО представляются в виде таб-лицпо укрупненным группам направлений или специальностям подготовки. При этом имеется возможность выводить таблицы отдельно для каждого региона, города или в целом по стране. Степень интеграции данных можно задавать отдельно по трем уровням: город, регион и Российская Федерация в целом. Помимо основных выходных статистических форм в прикладную программу обслуживания федеральной базы данных введена функция представления полной информации о результатах повышения квалификации и реализации программ дополнительного образования раздельно по каждому учреждению, отчитывающемуся о своей работе в указанном направлении перед Федеральным агентством по образованию.
Сведения о результатах выполнения программ ПК и ДПО достаточно важны для анализа востребованных направлений
переподготовки кадров в обществе. Они позволяют прогнозировать направления, перспективные с точки зрения дальнейшего развития и изменения перечня основных программ ПК. Создание информационной системы мониторинга образовательной деятельности в сфере повышения квалификации ППС дает возможность:
• формировать необходимую выходную статистическую отчетность, включающую прогнозирование наиболее востребованных направлений, специализаций;
• создать инструменты оценки эффективности работы центров повышения квалификации.
Разработанная информационная система ADVIN позволяет реализовать инновационную модель планирования объемов, формирования направлений подготовки и организации работы по повышению квалификации ППС учреждений высшего образования, а также начального и среднего профессионального образования. Важнейшей целевой задачей создаваемой информационной системы является также формирование базы данных Рособразования в части ПК и ДПО.
В заключение еще раз отметим особенности реализуемого подхода - его сетевой характер, при котором повышение квалификации организуют и проводят так называемые базовые вузы, а также постоянный оперативный мониторинг проведения ПК с использованием современных информационных технологий.
В. ИВАНОВ, профессор
A. КИРСАНОВ, академик РАО
B. КОНДРАТЬЕВ, профессор Казанский государственный технологический университет
Интеграция знаний в системе повышения квалификации преподавателей высшей
школы
1
Изменившиеся целевые установки ин- изводства, растущие потребности в специа-
женерного образования, новые фор- листах с высоким уровнем профессиональ-
мы интеграции науки, образования и про- ной компетенции требуют изменения в со-
1 Работа выполнена по гранту РНП.2.2.1.1.925 Министерства образования и науки РФ.
Дополнительное образование____________113
держании и структуре подготовки и повышения квалификации преподавателей вуза.
Поскольку профессионально-педагогическая деятельность, ее функции, профессиональные задачи многоаспектны, постольку многоаспектны и цели подготовки и повышения квалификации преподавателей. Они направлены на:
• обеспечение соответствия содержания профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации преподавателей текущим и перспективным потребностям вуза, науки, производства и общества в целом;
• формирование общей и профессиональной культуры преподавателей как фундамента их профессионально-педагогической деятельности.
Основная цель системы подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы - подготовить преподавателей к профессиональной деятельности в образовательном пространстве, результатом которой должно стать формирование личности специалиста с заданными новой образовательной парадигмой качествами. Достижение этой цели возможно через решение частных задач, среди которых можно выделить:
■ формирование навыков педагогического проектирования учебной дисциплины на основе деятельностного подхода с учетом интегративных связей дисциплин как базы системного знания;
■ интеграцию гуманитарных, фундаментальных, инженерных и специальных знаний ПВШ через содержание и процессуальные характеристики преподаваемых дисциплин с целью формирования интегративного мышления студентов;
■ формирование у преподавателей системы психологических знаний, необходимых для реализации личностно-ориентированного подхода к развитию креативных качеств студентов;
■ творческое овладение инновационными образовательными технологиями для выработки собственной педагогической
траектории авторских курсов, позволяющих добиться оптимальных результатов в достижении поставленных дидактических задач с учетом специфики дисциплин;
■ формирование навыков педагогической коммуникации на основе субъект-субъектных отношений, демократичности, толерантности, повышения дискуссионной и речевой культуры преподавателей;
■ формирование личностных и профессиональных качеств преподавателей, позволяющих пересмотреть прежние критерии самооценки и переосмыслить роль преподавателя в становлении ценностных ориентаций и мировоззрения студентов.
В основу содержания профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации преподавателей в ЦППКП вузов Поволжья и Урала при Казанском государственном технологическом университете положена идея интеграции различных областей знания, входящих в поле профессиональной деятельности преподавателя [!]•
Развитие системы подготовки и повышения квалификации преподавателей предполагает:
• новую методологию определения и согласования целей образовательной, научно-исследовательской и производственной деятельности;
• разработку комплексного научного, учебно-методического, нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического обеспечения нового поколения и его опытно-экспериментальную апробацию;
• ориентацию на высокий уровень развития личностного потенциала, профессиональной компетентности специалистов наукоемкого и культуроемкого производства;
• развитие способностей интегрировать, генерировать идеи из различных областей науки, отраслей производства, оперировать междисциплинарными категориями при решении сложных интегративных задач;
114
Высшее образование в России • № 1, 2008
• обеспечение взаимосвязи планов подготовки и повышения квалификации преподавателей с технико-экономическими перспективами развития вуза, с отраслевыми, региональными потребностями в новых образовательных услугах.
Стержневой проблемой формирования содержания психолого-педагогической подготовки преподавателей является обеспечение его целостности.
Знания по общей психологии позволяют осознанно и системно воспринимать знания из области педагогической, инженерной, социальной психологии об инженерной и профессионально-педагогической деятельности, об общеинженерных и педагогических способностях. На базе общей и педагогической психологии строятся курсы дидактики, методики преподавания, образовательных технологий, методов педагогических исследований и т.д.
Такое понимание интеграции позволяет глубже понять сущность профессионально-педагогической деятельности, содержание и структуру подготовки и повышения квалификации преподавателей, взаимосвязь психолого-педагогических, естественно-научных, технических и других знаний.
В профессионально-педагогической деятельности преподавателя технического вуза, в самой ее основе заложено два начала - техническое и педагогическое знание. Эти два начала проявляются во всех педагогических функциях: при проектировании содержания изучаемых дисциплин, отборе и структурировании учебного материала, при определении методов, форм организации и средств обучения. Предметная область проектируемого, отбираемого и структурируемого учебного материала относится к техническому образованию. Принципы, методы, процедуры проектирования, отбора и структурирования - к области инженерной педагогики. Такой же синтез двух начал заложен в методах, формах организации и средствах обучения.
Формированию у слушателей интегри-
рованного знания способствует тесное сотрудничество представителей различных областей научного знания (педагогики, психологии, математики, химии, гуманитарных и технических наук), ведущих занятия в ЦППКП. Однако наиболее действенным способом формирования целостного мышления на основе системного знания являются межпредметные связи и интегрированные курсы. Взаимопроникновение всех видов знаний возможно и через процессуальные характеристики благодаря привнесению методов преподавания гуманитарных предметов в фундаментальные, естественно-научные и технические дисциплины, а также психолого-педагогическому обоснованию компьютерных методик и активных методов обучения [2].
Диалектика научного познания такова, что чем глубже проникает та или иная специальная дисциплина в изучаемый ею предмет, тем более необходимыми становятся для нее контакты с другими дисциплинами. Инженерная педагогика интегрирует все элементы профессионально-педагогической подготовки преподавателя [3].
Исходя из изложенного, правомерно выделить главный методологический принцип, лежащий в основе функционирования и развития системы профессионально-педагогической подготовки и повышения квалификации преподавателей. Таковым является принцип соответствия системы тем изменениям, которые происходят в науке, технике, технологиях и, соответственно, в профессиональной деятельности инженера и профессионально-педагогической деятельности преподавателя.
Задачей психолого-педагогической подготовки и повышения квалификации преподавателей на основе интегративного процесса изучения фундаментальных и гуманитарных дисциплин является формирование целостного гуманистического восприятия образовательного пространства, образовательного процесса и его участников, адекватное осмысление собственных педагогических задач и готовность их решения
Дополнительное образование____________115
с помощью инновационных образовательных технологий.
Проблему опережающего обучения в высшей профессиональной школе может успешно решить лишь преподаватель новой формации, получивший соответствующее профессиональное (предметное) и психо-лого-педагогическое образование и имеющий призвание к этому виду деятельности.
Корреляция учебных программ ЦППКП с изменившимися целевыми установками инженерного образования проходит по следующим направлениям:
♦ методологические аспекты интегративных процессов;
♦ содержательные и процессуальные характеристики всех блоков дисциплин;
♦ модульно-рейтинговая система построения курсов как способ их наилучшего структурирования, систематизации, накопления, как путь к целостному системному знанию;
♦ педагогическое проектирование интегративных курсов и итоговых интегративных курсов по каждому блоку дисциплин.
Это позволяет изменить профессиональные качества и личностные установки преподавателей высшей школы в следующих направлениях:
• освоение методологии научного познания;
• расширение образовательного кругозора, постижение глобальных целей и смыслов образования, выработка системного подхода к образованию и, как следствие, формирование новой педагогической концепции;
• творческое овладение новым психологическим знанием какосновой личностно-ориентированного обучения;
• коррекция, углубление и систематизация педагогического знания, приобретенного ранее эмпирическим путем, знакомство
с передовыми достижениями педагогической науки и умение применить их на практике;
• формирование интегрированного мышления и новое видение личных педагогических задач на основе интеграции пси-холого-педагогического и предметного знания;
• психологическая самокоррекция и принятие психологически мотивированного индивидуального подхода к каждому студенту как основы развивающего обучения и выработки у обучающихся креативных качеств;
• осознание педагогического обучения как воспитательного процесса, осмысление роли преподавателя-воспитателя и личной ответственности за индивидуальные и профессиональные качества каждого студента;
• повышение уровня образованности, общей коммуникативной культуры.
Современная парадигма высшего технического образования обусловливает потребность в специальной подготовке преподавательских кадров. Она должна быть основана на идее интеграции технических, технологических и человековедческих знаний, с одной стороны, и адекватности требованиям инженерно-педагогической деятельности - с другой.
Литература
1. См.: Иванов В.Г. Проектирование содер-
жания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы. - Казань, 1997.
2. См.: Кондратьев В.В. Фундаментализация
профессионального образования специалиста в технологическом университете. - Казань, 2000.
3. См.: Основы инженерной педагогики / А.А.
Кирсанов, В.М. Жураковский, В.М. Приходько, И.В. Федоров. - М.; Казань, 2007.