Научная статья на тему 'Инженер в системе повышения квалификации'

Инженер в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инженер в системе повышения квалификации»

40

Высшее образование в России • № 6, 2008

естественно-научными, техническими, технологическими знаниями в области науки, техники, производства, способами деятельности, методами предвидения перспектив их развития. Особенности научно-технического познания обусловливаются в первую очередь спецификой предмета - технических объектов и технологических процессов.

Инженерная деятельность. В процессе своей деятельности инженер взаимодействует, с одной стороны, с явлениями природы, подчиняющимися естественным законам, а с другой - с орудиями, механизмами, машинами, сооружениями, которые необходимо построить искусственным путем. Инженерная деятельность образует замкнутый цикл (проектирование, конструирование, изготовление и внедрение инженерного объекта, его эксплуатация).

Личность специалиста. Продуктивность инженерной деятельности, наряду с профессиональной компетенцией специалиста, определяется его личностным потенциалом. Особую остроту в нынешних условиях приобретает проблема духовности как устремленности человека на идеальные ценности, гражданская позиция, развитое политическое сознание, социальная активность, порядочность, справедливость, доброта и т.п. Большое значение имеет и формирование профессионально значимых личностных качеств, среди которых - спо-

собность к полной отдаче физических, интеллектуальных, духовных сил, творческой энергии, профессиональная самостоятельность. Личностный потенциал в обобщенном виде включает в себя образовательный потенциал, творческую активность, творческий интеллектуальный потенциал, инженерные способности, общую и профессиональную культуру. Такая трактовка дает ориентиры и основные направления его формирования и развития.

Общение подразумевает установление и развитие деловых отношений между людьми в процессе профессиональной деятельности, порождаемых потребностями в совместном труде, в выработке единой стратегии взаимодействия, обмене информацией, взаимопонимании.

В ЦППКП КГТУ реализуются различные образовательные программы. Это и повышение квалификации представителей руководящего звена вузов (проректоров, деканов, заведующих кафедрами) по актуальным проблемам ВПО, и повышение квалификации ППС и представителей производства по проблемам инновационной деятельности, и переподготовка ППС по образовательной программе «Педагогика высшей школы» (квалификация «Преподаватель высшей школы»). В результате на практике реализуется интеграция образования, науки и производства.

В. ИВАНОВ, профессор Инженер В системе

с. БАрАБАтвА, доцтт повышения квалификации

Признавая важность и значение профессионально-педагогической составляющей образования будущихинженеров, мы хотели бы взглянуть на проблемы инженерной педагогики в нетрадиционном ракурсе, увязав их с обучающей функцией инженера на производстве, в бизнесе, в деятельности об-разовательныхподразделений организаций.

В этой связи вызывает тревогу наметившаяся в последнее время тенденция к со-

зданию и развитию в рамках крупных компаний корпоративных университетов. Осознавая актуальность и необходимость вложений в подготовку кадров, предприятия считают гораздо более выгодным для себя оставлять эти деньги внутри предприятия и совершенствовать подготовку кадров через систему внутрифирменного обучения (ВФО). Между тем, на наш взгляд, только образовательные учреждения профессио-

Навстречу международному симпозиуму 41

нального образования, прежде всего вузы, обладающие кадрами, опытом, необходимым учебно-методическим и научным сопровождением образовательной деятельности, реально способны и подготовить кадры, и повысить их квалификацию, и «довести» бакалавров до запросов конкретного производства. И весьма симптоматично, что наиболее дальновидные руководители солидных компаний, готовые инвестировать в подготовку кадров, понимают и то, что повышение квалификации персонала должно происходить с участием тех, кто готовит эти кадры в университете.

Именно эту стратегию на протяжении уже десяти лет мы реализуем в рамках ИДПО КГТУ, выполняющего также функции Межотраслевого регионального центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов Республики Татарстан (МРЦПК РТ). Одним из наиболее показательных в этом плане мы считаем долгосрочный договорсОАО «Газпром».

В настоящее время ИДПО КГТУ (МРЦПК РТ) участвует в образовательном проекте корпоративного института ОАО «Газпром», в рамках которого реализуется четырехмодульная программа повышения квалификации руководителей и сменных инженеров компрессорных станций и цехов. Слушатели, представляющие ведущие дочерние газотранспортные компании, включены в кадровый резерв ОАО «Газпром». Объем программы составляет 256 часов. Первый 80-часовой модуль реализуется на базе кафедры компрессорных машин и установок КГТУ и включает в себя лекции и практические занятия, проводимые в ОАО «Казанькомпрессормаш » и в Казанском моторостроительном объединении ведущими специалистами предприятий и университета. В процессе обучения происходит обмен опытом и информацией как между слушателями, так и между слушателями и преподавателями нашего вуза, что особенно важно. Подчеркнем: анализ производственных проблем и обобщение передового опыта позволяют нашим преподавателям вносить

важные коррективы и в традиционные «студенческие » лекционные курсы, в задания по курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности «Вакуумная и компрессорная техника физических установок». Такого рода партнерство обеспечивает практическое сближение государственных образовательных стандартов ВПО и профессиональных требований, предъявляемых к персоналу работодателем.

Второй модуль программы - это практика на базе газоперекачивающей станции, оснащенной самым современным оборудованием. В его реализации кроме специалистов ОАО «Газпром» участвуют и преподаватели нашего университета, задействованные в программах дополнительного образования. Третий модуль посвящен вопросам управления персоналом и реализуется в НОУ «Корпоративный институт ОАО “Газпром” ». В конце каждого модуля проводится собеседование и круглый стол.

Наконец, четвертый модуль - это двухнедельная зарубежная стажировка в «Вин-терсхалл АГ » либо в «Рургаз АГ » (Германия). На стажировку направляются и преподаватели университета, и слушатели программы. По завершении обучения проводится междисциплинарный экзамен по материалу всех четырех модулей.

Однако нельзя не отметить, что такое сотрудничество - это во многом инициативная деятельность сторон. В отличие от других уровней образования, дополнительное профессиональное образование - а именно под эту «форму» подпадает внутрифирменное обучение - не имеет пока надлежащей правовой регламентации. На федеральном уровне так до сих пор и не приняты основополагающие документы для этой сферы, существовавшие в проектах, в частности Концепция развития дополнительного профессионального образования, Федеральный закон «О дополнительном образовании ». Давно не соответствует реалиям Типовое положение об образовательном учреждении ДПО (повышения квалификации) специалистов, утвержденное еще в 1995 г. (постановление Правительства РФ

42

Высшее образование в России • № 6, 2008

№ 610). Обучение на производстве регулируется Трудовым кодексом, Законом РФ «Об образовании », ведомственными актами надзорных органов и в значительной степени - локальными актами предприятия, организации, корпорации. Устаревшая нормативная база подготовки и повышения квалификации инженерных кадров не отражает новые реалии - присоединение России к Болонскому процессу и грядущее вступление в ВТО (прежде всего, мы имеем в виду возможность зачета обучения по программам ДПО в кредитных единицах для получения диплома о высшем профессиональном образовании).

Отраслевое(федеральное)законода-тельство не обеспечивает в полной мере обязанности работодателя по повышению квалификации персонала, в том числе в части выбора образовательного учреждения ДПО и форм повышения квалификации. Типовое положение также не отображает всего многообразия программ ДПО и форм их реализации, особенностей применения дистанционных образовательных технологий, не предусматривает ответственности образовательного учреждения и т.д. В условиях развития негосударственного образования принципиально важным становится вопрос о качестве обучения. Очевидно, что во многом обучение персонала зависит от умения руководителя, инженера, мастера правильно выстроить образовательную траекторию своих подчиненных.

Необходимость разработки новых нормативных актов для сферы ДПО обусловлена его значением с точки зрения повышения конкурентоспособности работника на рынке труда, усиления его социальной защищенности, а также обеспечения экономики и социальной сферы специалистами, владеющими актуальными знаниями в области техники, технологий, менеджмента.

В настоящее время нет должной координации деятельности между предприятиями и образовательными учреждениями в подготовке лиц с профессиональным образованием. Это достаточно убедительно показал, в частности, опыт реализации поста-

новления Правительства РФ «О государственной поддержке в 2008 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы». Экспертиза проектов, представленных на конкурс, показала крайне неблагоприятную ситуацию, сложившуюся в этой сфере. В условиях, когда практически каждый регион, каждое крупное предприятие жалуется на катастрофическую нехватку рабочих кадров, бизнес-сообщество практически не участвует (или участвует в минимальной степени, не сопоставимой даже с дополнительной бюджетной поддержкой от администрации регионов) в материальнотехническом обеспечении или финансовой поддержке образовательного учреждения, не предоставляет преподавателям возможности повышения квалификации на современном оборудовании.

Необходим действенный механизм организационной и финансовой поддержки образовательных учреждений профессионального образования со стороны бизнес-сообщества. Это, во-первых, льготное налогообложение тех предприятий, которые создали различные формы устойчивого взаимодействия с образовательными учреждениями, оказывают им организационную, финансовую и материально-техническую помощь, повышают квалификацию своего персонала в этих образовательных учреждениях и содействуют повышению квалификации преподавателей на производстве, в зарубежных компаниях и т.п. Во-вторых, должны быть предприняты организационные меры со стороны государства, в частности ужесточены требования к деятельности образовательных подразделений организаций, в том числе промышленных предприятий, в плане ограничения их возможностей профессиональной подготовкой и краткосрочным, в форме семинаров, повышением квалификации персонала. В-третьих, необходимо разработать и утвер-

Навстречу международному симпозиуму 43

дить типовые программы подготовки мастеров и преподавателей внутрифирменного обучения, а также выстроить систему государственного заказа на подготовку по этим программам.

Нельзя не отметить, что серьезным препятствием к установлению длительных связей между предприятиями и образовательными учреждениями стал Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ-ственныхи муниципальных нужд». Он практически исключает для вузов возможность подключать, в случае необходимости, соисполнителей, а также оплачивать услуги привлекаемых к обеспечению программ ДПО физических и юридических лиц.

В качестве актуальных, требующих нормативного регулирования можно также обозначить следующие проблемы:

• организационно-правовые трудности партнерства (возможность проведения вы-

ездных занятий на территории предприятия, вопросы использования лицензий всех образовательных учреждений, участвующих в реализации программ ДПО, в рамках договора о совместной деятельности);

• целесообразность проведения вузом программ повышения квалификации в системе начального профессионального образования;

• правомерность повышения квалификации лицами, имеющими только среднее (полное) общее образование;

• отсутствие стимулов (карьерных, финансовых, социальных) для мастеров и преподавателей внутрифирменного обучения, для которых эта деятельность - главным образом дополнительная нагрузка к основным обязанностям.

Хотелось бы, чтобы результатами дискуссий по проблемам инженерного образования и перспективам развития инженерной педагогики становились и необходимые решения на государственном уровне.

П. ОСИПОВ, профессор

Если рассматривать инженерную педагогику в аспекте инженерного образования, то можно сказать, что она выступает педагогической теорией системы подготовки инженерных кадров и преподавателей высшихтехнических учебных заведений. Обратившись к структуре инженерной и профессионально-педагогической деятельности преподавателя, нетрудно убедиться в том, что для той и другой характерны такие функции, как гностическая, проектировочная, конструктивная, коммуникативная, диагностическая [1]. Инженерная деятельность, как и профессионально-педагогическая, направленная на специалиста производства, предусматривает наличие у её субъекта и соответствующих умений, разумеется, наполненных своим специфическим содержанием.

Если обратиться к популярному варианту идеи Е.А. Климова о профессиональных сферах, то станет очевидно, что профессию

Инженер как педагог, воспитатель

инженера, строго говоря, трудно отнести только к системе «человек - техника», ведь инженеру приходится иметь дело и с системами «человек-природа», «человек-знак» и особенно «человек- человек».

Цель современного образования - подготовить конкурентоспособную личность. Конкурентоспособность - это обобщенный показатель, характеризующий уровень профессиональной, социальной и личностной компетенции выпускника вуза. Конкурентоспособная личность должна обладать определенными инвариантными характеристиками, в числе которых, наряду с высоким уровнем общего образования, общей и профессиональной культуры, должна присутствовать психологическая и педагогическая подготовка, способность и готовность к реализации воспитательных задач.

Всё это позволяет говорить о целесообразности выделения в структуре инженер-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.