УДК 338.012
Гехаев Р. С.1
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНОВ СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ
Аннотация. В статье выделены тенденции реализации инвестиционного процесса в регионах Северо-Кавказского федерального округа: высокая зависимость от государственных капитальных вложений, низкая активность реинвестирования и внешнего притока капитала. Проведен анализ структуры инвестиционного климата региона. Выделены «объективные» и «субъективные» инвестиционные ресурсы региона.
Ключевые слова: инвестиции, регион, инвестиционный климат
Gekhayev R. S.
INVESTMENT PROCESS IN ECONOMY OF REGIONS OF NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT: TENDENCIES AND PROBLEMS
Abstract. In article tendencies of realization of investment process in regions of North Caucasus federal district are allocated: high dependence on the state capital investments, low activity of reinvestment and external inflow of the capital. The analysis of structure of investment climate of the region is carried out. «Objective» and «subjective» investment resources of the region are allocated.
Keywords: investments, region, investment climate.
Частные инвестиции поступают в отрасли народного хозяйства, где возможно извлечение наибольших прибылей и может быть обеспечен сравнительно быстрый оборот капитала. Используя кредиты коммерческих банков, частные инвесторы направляют инвестиции в краткосрочные проекты в торговле, промышленности и строительстве. Долгосрочные проекты коммерческими банками и частными инвесторами поддерживаются менее охотно.
Регионы Северо-Кавказского федерального округа замыкают федеральные рейтинги по объемам привлекаемых инвестиций в основной капитал (рис. 1).
Дальневосточный федеральный округ Сибисркий федеральный округ Уральский федеральный округ Приволжский федеральный округ Северо-Кавказский федеральный округ Южный федеральный округ Северо-Западный федеральный округ Центральный федеральный округ Российская Федерация
0 40000 80000 120000 160000
Рисунок 1 — Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 2013 году по федеральным округам России, тыс. руб. [1].
В разрезе северокавказских регионов инвестиционные процессы отличаются нестабильностью. Лидерами по объемам вкладываемых в основной капитал средств являются Ставропольский край и Республика Дагестан. В остальных регионах объемы инвестиций нестабильны год от года и зависят от крупных инвестпроектов (рис. 2).
1 Гехаев Роман Саловдиевич, магистрант, Северо-Кавказский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Gekhayev Roman, undergraduate. The North Caucasus institute - branch of RANEPA 102
Ставропольский край Чеченская Республика Республика Северная Осетия-Алания Карачаево-Черкесская Республика Кабардино-Балкарская Республика Республика Ингушетия Республ и ка Да геста н Северо-Кавказский федеральный округ Российская Федерация
0 20000 40000 60000 80000 100000
Рисунок 2 — Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в регионах Северо-Кавказского федерального округа в 2013 году, руб. [1].
Следует при этом отметить, что основным инвестором является государство, поскольку большая часть капитальных вложений осуществляется за счет средств бюджета. Для частных инвестиций регион малопривлекателен. Процесс реинвестирования прибыли предприятий также отличается низкой интенсивностью (рис. 3).
ск
РСО-А
19,8
_ 17
РД
РФ 30
0 10 20 30 40 50 60
Рисунок 3 —Доля собственных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал в регионах Северо-Кавказского федерального округа в 2013 году, в процентах [1]
Ситуацию усугубляет слабость банковской системы как кредитора реального сектора экономики. Это обусловлено низкими доходами населения, балансирующими на грани 50-70 процентов среднероссийского уровня, а также недостаточным доверием к банковской системе. Свою лепту вносит высокий уровень дифференциации населения по доходам: большая часть бедных не имеет возможности сберегать, а небольшая часть обеспеченных граждан не торопится доверять сбережения кредитным институтам и не всегда инвестирует их в производство, предпочитая вкладывать в недвижимость и иные объекты. Вышесказанное подтверждается данными таблицы 1.
Таблица 1 - Объем на душу населения вкладов (депозитов) юридических и физических лиц в рублях, привлеченных кредитными организациями, в процентах к среднероссийскому уровню [1]
2000 2005 2010 2013
Республика Дагестан 2 6 8 11
Республика Ингушетия 2 5 7 7
Кабардино-Балкарская Республика 1 22 20 21
Карачаево-Черкесская Республика 3 19 17 17
Республика Северная Осетия-Алания 8 55 27 27
Чеченская Республика 0 15 4 5
Ставропольский край 78 56 40 43
Лишь Ставропольский край по объемам депозитов балансирует на грани половины уровня среднероссийских значений. Республики значительно уступают ему. Позитивной тенденцией последнего десятилетия является растущая сберегательная активность в республиках СевероКавказского федерального округа.
Негативной тенденцией инвестиционного процесса является то, что иностранные инвесторы не видят для себя перспектив в регионах Северо-Кавказского федерального округа. Средства из-за рубежа в незначительных в сравнении со среднероссийскими объемах поступают в экономику Ставропольского края и Республики Дагестан. В других регионах округа объемы иностранных инвестиций или малы и редки, или вовсе отсутствуют (табл. 2).
Таблица 2 - Объем иностранных инвестиций на душу населения в регионах Северо-Кавказского федерального округа, в процентах к среднероссийскому уровню [1]
2000 2005 2010 2013
Республика Дагестан 0 0 0 2
Республика Ингушетия 0 0 0 0
Кабардино-Балкарская Республика 0 0 0 0
Карачаево-Черкесская Республика 0 0 0 0
Республика Северная Осетия-Алания 0 0 0 0
Чеченская Республика 0 0 0 0
Ставропольский край 17 6 3 2
Сложившееся положение дел объясняется рядом причин. Прежде всего тем, что хозяйственный комплекс северокавказских регионов специализируется на отраслях, которые не могут принести инвестору значительных прибылей в краткосрочном периоде. Данные рисунка подтверждают, что доля бюджетного сектора в валовом региональном продукте северокавказских регионов выше чем в среднем по стране в ущерб промышленности и рыночным отраслям сферы услуг.
Предоставление прочих коммунальных, персональных и... ^ Здравоохранение и предоставление социальных услуг
Образование
Государственное управление и обеспечение военной...
Операции с недвижимым имуществом, аренда и... |
ля
Финансовая деятельность ^'^д Транспорт и связь Гостиницы и рестораны ^ ¿Ц? Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспорт-ых... |
Строительство Производство и распределение электроэнергии, газа и...
Обрабатывающие производства Добыча полезных ископаемых Ц^^Ь^н
,12,3
21,8
12,8
Рыболовство, рыбоводство У ЭД} Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
0
■ СКФО «РФ
10
15
18,5
18,9 20
Рисунок 4 — Отраслевая структура суммарного вдового регионального продукта регионов России и регионов Северо-Кавказского федерального округа
в 2013 году, в процентах к итогу [1]
Кроме того, недостаточна ресурсная обеспеченность развития промышленности и иных привлекательных для инвесторов отраслей экономики.
Так, подавляющая часть населения в условиях высокой безработицы завершила свое образование на уровне разных ступеней средней школы, что не позволяет эффективно задействовать имеющиеся трудовые ресурсы на производстве, которое требует определенной квалификации (табл. 3).
Таблица 3 - Структура численности занятых в экономике регионов СКФО по уровню образования в 2014 году, в процентах к итогу [1]
высшее профессиональное среднее профессиональное начальное профессиональное среднее (полное) общее основное общее не имеют основного общего
Российская Федерация 30,4 26,2 19,5 19,9 3,7 0,3
Северо-Кавказский федеральный округ 30,5 21,1 10,0 32,9 4,9 0,6
Республика Дагестан 30,9 17,7 6,2 39,9 4,9 0,5
Республика Ингушетия 30,8 29,7 10,2 27,3 1,2 0,7
Кабардино-Балкарская Республика 28,6 19,6 13,7 32,1 5,4 0,5
Карачаево-Черкесская Республика 33,3 20,4 18,9 24,6 2,3 0,4
Республика Северная Осетия - Алания 37,9 25,9 13,1 18,3 4,6 0,3
Чеченская Республика 24,8 13,0 5,3 49,5 6,8 0,6
Ставропольский край 30,2 25,4 11,6 27,0 5,0 0,8
Кроме того, существуют проблемы с развитием отраслей социальной сферы, которые определяют привлекательность территорий для проживания квалифицированных работников. Речь идет прежде всего об образовании и здравоохранении.
Одним из главных элементов инвестиционной политики на уровне региона или государства является создание в стране благоприятного инвестиционного климата. Совокупность политических социально-экономических, культурных, правовых и финансовых факторов составляет общее представление о системе ценностей субъекта, в рамках которой предстоит действовать инвестору. От показателей инвестиционного климата зависит оценка инвестором своего предпринимательского риска. С точки зрения Т.В. Сачук, под инвестициями следует понимать совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений частного или государственного капитала в те или иные отрасли экономики с целью получения прибыли [2].
Инвестиционная привлекательность региона может находить свое выражение в формировании инвестиционного климата - совокупности политических, экономических, социальных и юридических условий, благоприятствующих инвестиционному процессу; равных для отечественных и иностранных инвесторов, одинаковых по привлекательности для вложения в национальную экономику [3]. Факторы формирования инвестиционной привлекательности территории могут быть подразделены на внешние и внутренние. Внешние факторы тесно связаны с воздействием на территориальную экономику импульсов и институциональных условий вышестоящих уровней организации народного хозяйства. Внутренние факторы инвестиционной привлекательности территории формируются ее инвестиционным потенциалом.
По мнению А.Л. Малышева, инвестиционный климат представляет собой систему отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов и совокупности условий инвестиционной деятельности. Различие состояния инвестиционного климата
отдельных регионов обусловлено сильно отличающимися стартовыми условиями. Это уровень развития инфраструктуры, финансовой и производственной сферы, степень присутствия природных ресурсов, климатические условия. Ситуация усиливается влиянием макроэкономических факторов, решающими из которых являются государственная политика в отношении инвестиций, стабильность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику, эффективность экономической политики [4].
В этой связи региональная инвестиционная политика должна разрабатываться как на высшем уровне управления государством, так и на микроуровне. На микроуровне - для предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов, банков, фондов и т.д.
Не менее важна инвестиционная политика региональных и муниципальных уровней управления, которая должна учитывать перспективы развития территориальных единиц с учетом их особенностей, служить основой для выработки целевых программ, поддержки наиболее перспективных проектов. На территориальном уровне разработкой и реализацией инвестиционной политики должны заниматься власти регионов и муниципальных образований.
Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе - важнейшее направление региональной инвестиционной политики. Важно обозначить круг задач, которые может решать регион в улучшении инвестиционного климата на своей территории.
По мнению экспертов, инвестиционный климат региона можно рассматривать как результат взаимодействия «объективных» и «субъективных» инвестиционных ресурсов региональной инвестиционной привлекательности, а также отражающих их ситуаций в рамках данной экономической и политической системы [5].
«Объективные» инвестиционные ресурсы сводятся к природной, географической и демографической характеристикам региона. Они определяют место региона в общей системе территориальной организации страны, тип освоения и уровень развития региона, его экономико-географическое положение, включая природные условия и природные ресурсы, население и расселение, структуру, уровень развития и особенности хозяйства региона - производственной (промышленность, сельское хозяйство, строительство), непроизводственной и «инфраструктурной» сферы. Сами по себе региональные ресурсы меняются довольно медленно. Однако их влияние на социально-экономические процессы в регионе весьма динамично. Многое зависит от того, кто, как и, самое главное, с какой целью оценивает эти ресурсы [5].
«Субъективные» инвестиционные ресурсы (или региональная инвестиционная политика) представляют собой целенаправленную деятельность различных структур, в основном государственных и муниципальных (местных) органов власти и управления, пытающихся оказать влияние на развитие региона, происходящие в нем процессы. Их деятельность весьма многогранна и динамична [5].
Таким образом, для регионов Северо-Кавказского федерального округа стратегически важна работа над улучшением инвестиционного климата и качества ресурсного потенциала экономики. Только в этом случае возможно активизировать инвестиционные процессы и обеспечить экономический рост.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.gks.пл
2. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. - СПб.: Питер, 2009.
3. Новый экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна М.: Институт новой экономики, 2006.
4. Малышев А.Л. Инвестиционная привлекательность как важный элемент инвестиционного климата в регионе // Вестник Казанского технологического университета. - 2006. - № 1.
5. Региональная экономика и управление / Под общ. ред. АЛ. Гапоненко и Ю.С. Дулыцикова. -М.: Изд-воРАГС, 2006.