Курдюков Сергей Иванович, профессор, доктор экономических наук, НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»
Kurdukov Sergei Ivanovich Professor, Doctor of Economics, NOU VPO "Kislovodsk Institute Economics and Law "
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику России (на материалах СКФО)
Problems of attracting foreign investments in the regional economy of Russia (on materials of the North Caucasian Federal district)
Аннотация
В статье раскрываются проблемы привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику на примере регионов СКФО. Проводится анализ инвестиционной привлекательности регионов СКФО, выделяются основные факторы и проблемы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций в СКФО.
Ключевые слова
Иностранные инвестиции, инвестиционная привлекательность, СКФО.
Annotation
The article reveals the problems of attracting foreign investments in the regional economy on an example of regions of the North Caucasus Federal district. Analysis of investment attractiveness of regions of the North Caucasus Federal
district, highlights the main factors and problems affecting the attraction of foreign investments in the North Caucasus Federal district.
Keywords
Investment, investment attractiveness, North Caucasus.
Северо-Кавказский федеральный округ - федеральный округ Российской Федерации, выделенный из состава Южного федерального округа Указом Президента России Д.А. Медведевым от 19 января 2010 г. [1]. Северо-Кавказский федеральный округ расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа.
Северо-Кавказский федеральный округ обладает благоприятными условиями для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторнокурортной сферы, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности, а также развитые транзитные функции.
Но, несмотря на это в настоящее время естественные преимущества данного округа остаются нереализованными, так как Северо-Кавказский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социальнополитической обстановки.
Некоторые республики, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, относятся к наименее экономически развитым субъектам Российской Федерации из-за низкого уровня развития экономики и социальной сферы, а также отличаются наличием высокого уровня безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитической ситуацией.
За январь-июнь 2013г. объем инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций в округе 99,5 млрд. рублей, что на 6,5% меньше, чем в январе - июне 2012г. Доля СКФО в российских инвестициях составляет 2,1%. Инвестиции в основной капитал за январь-июнь 2013 г. по Российской Федерации и субъектам Северо-Кавказского федерального округа
представлены в таблице:
Таблица 1 - Объем инвестиций в основной капитал за январь-июнь 2013 г. по Российской Федерации и субъектам Северо-Кавказского федерального округа [4]
Млн. рублей январь-июнь 2013 г. в %
к январю-июню 2012г. к итогу по России
Российская Федерация, млрд.рублей 4758.1 98.6 100
Северо-Кавказский федеральный округ 99469.6 93.5 2.1
Республика Дагестан 31172.8 105.8 0.7
Республика Ингушетия 4280.7 в 1,5р 0.08
Кабардино-Балкарская Республика 3341.3 52.3 0.07
Карачаево-Черкесская Республика 6131.7 126.4 0.1
Республика Северная Осетия - Алания 9369.9 104.3 0.2
Чеченская Республика 5778.3 44.1 0.1
Ставропольский край 39394.9 101.5 0.8
В структуре инвестиций в основной капитал округа преобладают привлеченные средства (62,6% от общего объема инвестиций). Доля собственных средств по сравнению с январем-июнем 2012г. увеличилась на 2,1 п.п. и составила 37,4%.
Важно отметить, что если сравнивать Северо-Кавказский федеральный округ с другими федеральными округами по таким показателям как социально-экономическое развитие регионов, валовой региональный продукт на душу населения, производительность труда, средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, то СевероКавказский федеральный округ заметно отстает.
Кроме того важно отметить, что большая часть республик СевероКавказского федерального округа уже на протяжении многих лет остаются дотационными и средства федерального бюджета в основном направляются на поддержание социальной сферы и в меньшей степени на развитие экономики.
Итак, отличительными признаками Северо-Кавказского федерального округа от других федеральных округов являются:
• слабо развитая экономика регионов СКФО;
• высокий уровень безработицы;
• преобладающая доля «теневой» экономики в легальных секторах (сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность, туризм);
• межэтнические и межрелигиозные конфликты;
• высокий риск террористических актов;
• нестабильная политическая ситуация;
• низкий уровень развития базовой и социальной инфраструктуры;
• наличие высокого показателя коррупции;
• низкий уровень государственного управления.
Кроме того в регионах СКФО затруднен доступ к частным инвестициям, региональные бюджеты ограничены и не позволяют финансировать опережающее развитие, массированное финансирование из бюджета через федеральные целевые программы не приводит к адекватным результатам.
Большая часть предлагаемых регионами бизнес-проектов имеют низкое качество, что не позволяет принять решение об их реализации.
Таким образом, даже существенное увеличение бюджетного
финансирования в этих условиях не приведет к положительным результатам.
Важное значение для развития Северо-Кавказского федерального
округа имеет Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. №1485-р о принятии Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года [2]. Данная Стратегия определяет основные направления, способы и средства
достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на территориях
Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики,
Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Республики Северная Осетия -Алания, Чеченской Республики и Ставропольского края, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, до 2025 года [2].
Главной целью данной Стратегии является обеспечение условий для опережающего развития реального сектора экономики в субъектах СевероКавказского федерального округа, создание рабочих мест и повышения уровня жизни населения [2].
При этом в рамках Стратегии запланирован переход указанных субъектов Российской Федерации от политики стабилизации к политике форсированного роста, в рамках которой ключевыми направлениями государственной поддержки станут инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов Северо-Кавказского федерального округа, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику.
В отличие от других федеральных округов сложившаяся в СевероКавказском федеральном округе ситуация требует создания особых механизмов управления, которые обеспечат достижение требуемого уровня управленческих решений и контроля.
Одним из таких механизмов является создание в Северо-Кавказском федеральном округе института развития в форме акционерного общества со 100-процентным участием государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и с возможностью подключения в дальнейшем к его работе в качестве соинвесторов крупных государственных и частных коммерческих банков.
Институт развития будет работать по нескольким направлениям: развитие промышленности и сельского хозяйства, туризма, инфраструктуры, привлечение инвестиций.
Основными функциями института развития должны быть:
• поиск, финансирование и координация бизнес-проектов в приоритетных кластерах и секторах;
• планирование ключевых межрегиональных проектов с учетом стратегических приоритетов;
• софинансирование основных инфраструктурных проектов и координация их выполнения;
• продвижение бренда территории Северо-Кавказского федерального округа в целом и в отдельных приоритетных секторах.
Важным направлением деятельности института развития на уровне округа должна стать работа по подготовке и финансированию проектов. Традиционно одной из важнейших проблем для регионов СевероКавказского федерального округа является отсутствие хорошо проработанных инвестиционных проектов, средств на предпроектную и проектную стадии, достаточного количества структур и специалистов, способных разрабатывать проекты, соответствующие международным стандартам. Работа в данном направлении может быть профинансирована за счет бюджета института развития. В связи с этим его структуры должны иметь возможность самостоятельно разрабатывать указанные проекты и участвовать в их реализации.
Если говорить непосредственно об инвестициях, то в последние годы наблюдается значительный рост объема инвестиций в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа. Тем не менее, объем частных инвестиций на душу остается самым низким. Показатель объема накопленных частных инвестиций в Северо-Кавказском федеральном округе в 2010 - 2013 годах в расчете на душу населения ниже среднего по Российской Федерации в 5 раза.
Причинами низкого показателя частных инвестиций в СевероКавказском федеральном округе являются:
• высокие риски, недостаток инфраструктуры и стимулов для инвесторов (прежде всего внешних);
• отсутствие крупных потенциальных инвесторов на внутреннем рынке;
• отсутствие финансовых средств на проработку проектов у предприятий и предпринимателей, осуществляющих деятельность на
территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав СевероКавказского федерального округа;
• неразвитый сектор предпринимательства.
Распределение инвестиций по субъектам Российской Федерации неравномерное. Доля государства в структуре инвестиций в регионы СевероКавказского федерального округа остается существенной, в среднем она составляет примерно 40 - 50 процентов общего объема (по Российской Федерации - около 30 процентов). В Чеченской Республике указанный показатель превосходит 90 процентов.
При этом инвестиции направлены на реализацию социальных проектов и мероприятий.
Присутствие иностранных инвесторов в Северо-Кавказском федеральном округе остается крайне низким. Основное внимание иностранных инвесторов сосредоточено в основном на Ставропольском крае и Республике Дагестан.
Наибольшая доля инвестиций в Северо-Кавказском федеральном округе приходится на транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимым имуществом. В целом структура инвестиций по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа, равномерна, за исключением Республики Ингушетия, в которой инвестиции в сферу государственного управления составили 58 процентов, при этом доля инвестиций в промышленность и сельское хозяйство - меньше 2,5 процента.
Улучшение инвестиционного климата в Северо-Кавказском федеральном округе представляется возможным посредством расширения финансовых стимулов (налоговые и таможенные льготы, доступ к льготному финансированию, льготы по аренде земли, гарантии и т.п.), развития необходимой базовой инфраструктуры и создания эффективных процессов привлечения и взаимодействия с потенциальными инвесторами.
Одним из важных факторов повышения инвестиционной привлекательности округа и улучшения его инвестиционного климата является создание действенного инструмента по реализации механизма размещения инвестиционных средств в привлекательные проекты.
Одним из таких механизмов является создание частногосударственных инвестиционных фондов развития в сфере туризма, агропромышленного комплекса, строительства, малого и среднего бизнеса. Каждым из них будет руководить специальная управляющая компания, которая обеспечит объективную и квалифицированную оценку
обоснованности инвестиционных проектов и параметров ожидаемой доходности. Пайщиками фондов могут выступить крупные финансовые институты и частные компании, имеющие бизнес-интересы на соответствующих территориях [3].
Эффект от деятельности фондов будет характеризоваться следующими важнейшими для округа результатами:
• создание эффективного механизма привлечения и размещения инвестиций, позволяющего проводить весь комплекс работ, связанных с предпроектной подготовкой и реализацией инвестиционных проектов;
• создание и сопровождение базы проектов, прошедших профессиональную экспертизу;
• привлечение российских и международных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики;
• формирование капитала для последующих реинвестиций в перспективные проекты на территории соответствующих регионов [2].
Таким образом, реализация указанных выше мероприятий позволит достичь проведения последовательной и эффективной инвестиционной политики, ориентированной в конечном итоге на рост инвестиций в
экономику регионов СКФО, которая нацелена на улучшение инвестиционного климата и способствующая привлечению прямых
иностранных и российских инвестиций в реальный сектор экономики СКФО.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 19.01.2010 № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. №849 и в Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» //http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx71048608.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. №1485-р «Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» // //http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/ 175166/#I.
3. Закон Ставропольского края «О привлечении иностранных инвестиций в экономику» от 10.11.02 N 49-КЗ.
4. Информационно - аналитический материал о социальноэкономическом развитии СКФО за январь-июнь 2013 г.
5. Официальный сайт Международного рейтингового агентства Standard & Poor's: standardandpoors.com: электронный ресурс.
6. Официальный сайт Министерства экономического развития Ставропольского края: http://www.stavinvest.ru: электронный ресурс.