Научная статья на тему 'Инвестиционный потенциал туристического сектора Владимирской области'

Инвестиционный потенциал туристического сектора Владимирской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
822
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / УРОВЕНЬ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / БЮДЖЕТНАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / INVESTMENT / REGION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / INVESTMENT CLIMATE / LEVELS OF INVESTMENT / INVESTMENT RISK / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENT POTENTIAL / BUDGET SUPPORT / INVESTMENT PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мосалёв Антон Игоревич, Зайцев Максим Александрович

В статье представлены результаты исследования инвестиционного потенциала Владимирской области. Определены сильные и слабые стороны инвестиционной привлекательности туристического сектора региона. Внесены предположения об инвестиционной привлекательности Владимирская область. Была предложена программа повышения инвестиционной привлекательности Владимирской области через структуру сектора туристской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism sector investment potential in Vladimir region

There are the results of studies of the investment potential of Vladimir region. Identify the strengths and weaknesses of the investment attractiveness of the tourism sector in the region. There are made assumptions about the investment attractiveness of Vladimir region. A program offered to increase the investment attractiveness of Vladimir region through the structure of the sector of tourist activity.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный потенциал туристического сектора Владимирской области»

«

Мосалёв Антон Игоревич

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых к.э.н., доцент кафедры «Экономика» e-mail: meconomics@mivlgu.ru Зайцев Максим Александрович Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых студент e-mail: zaytsevmurom@gmail.com

Аннотация. В статье представлены результаты исследования инвестиционного потенциала Владимирской области. Определены сильные и слабые стороны инвестиционной привлекательности туристического сектора региона. Внесены предположения об инвестиционной привлекательности Владимирская область. Была предложена программа повышения инвестиционной привлекательности Владимирской области через структуру сектора туристской деятельности.

Ключевые слова: инвестиции, регион, социально-экономическое

развитие, инвестиционный климат, уровень инвестиционной привлекательности, инвестиционный риск, инвестиционная активность, инвестиционный потенциал, бюджетная поддержка, инвестиционный проект.

Привлечение долгосрочных инвестиций - одна из самых главных задач экономики в современных условиях. Невозможно удовлетворить все имеющиеся потребности в инвестиционных ресурсах, в виду их ограниченности. Этот тезис особенно актуален в условиях прошедшего финансово-экономического кризиса, который охватил Россию. Инвесторы, учитывая быстро возрастающие риски, еще более внимательно оценивают потенциальные объекты инвестирования.

Программы повышения инвестиционной привлекательности - это основа социального и экономического развития, которая способна:

1. Оценить сложившуюся ситуацию с инвестициями. Понять что способствует, а что препятствует росту инвестиций.

2. Проанализировать потенциалы и риски инвестиционной

привлекательности.

УДК 330.322.3

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

© Мосалёв А.И., Зайцев М.А.

3. Обратить внимание на главные направления инвестирования.

4. Подготовить программу помощи инвестиционной деятельности.

5. Организовать благоприятные условия для привлечения инвестиций.

Уровень инвестиционной привлекательности - это совокупность факторов,

с одной стороны, содействующих инвестиционной деятельности, а с другой препятствующей ей.

Известно, что инвестиционная привлекательность включает в себя 4 основных понятия [7]:

• инвестиционный риск;

• инвестиционный климат;

• инвестиционный потенциал;

• инвестиционная активность.

Инвестиционный риск включает в себя такие составляющие, как: экономический, социальный, криминальный, экологический, финансовый и законодательный.

Под инвестиционным климатом будем понимать условия использования инвестиций в экономике, а в частности:

• нормативно-правовая база;

• институциональные условия инвестиционной деятельности, наличие инфраструктур поддержки инвестора;

• налоговый режим;

• уровень административных барьеров и т.д.

Принято, что инвестиционный потенциал оценивается исходя из совокупности «частных» видов потенциала, т.е. ресурсно-сырьевого, производственного, инфраструктурного, инновационного, трудового и прочих.

Инвестиционная активность характеризует интенсивность и масштаб инвестиционной деятельности на территории [7].

Главным условием активной инвестиционной деятельности, а соответственно и эффективного социально-экономического развития экономики, как для страны в целом, так и для отдельных ее частей, является степень инвестиционной привлекательности.

Среди наиболее распространённых форм бюджетной поддержки инвесторов, выделяется практика частичного погашения средств из: областного бюджета процентов по коммерческим кредитам, полученных для выполнения конкретных инвестиционных проектов, предоставление налоговых льгот, и создание условий для обеспечения гарантий инвесторам и протекции для инвестиций. Самым известным инструментом для поддержки инвесторов и их инвестиций признаются фонды регионального и муниципального развития. Основной вид деятельности фондов регионального развития - это развитие экономики, социальной и производственной инфраструктуры. Деятельность фондов положительным образом сказывается на стабилизации и росте инвестиционного, инновационного и экономического климата региона. В свою очередь деятельность фондов муниципального развития направлена на демпфирование уровня социального и экономического развития на уровне

© Мосалёв А.И., Зайцев М.А.

муниципального образования. Денежные поступления из этих фондов в виде субсидий направляют в местные бюджеты для удовлетворения части материальных потребностей в развитии муниципальных образований, в частности, социально-экономической инфраструктуры.

Во Владимирской области фондов регионального и муниципального развития по развитию туризма в настоящее время не существует. Однако создан фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, основанный ещё в 1997 году. Деятельность фонда направлена на финансирование региональной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, участие в различных мероприятиях, программах, проектах, которые поддерживают и развивают предпринимательство во Владимирской области.

Так же существуют программы поддержки начинающих предпринимателей, популяризации предпринимательской деятельности и постановления губернатора по содействию развитию малого и среднего бизнеса [9]. Действует федеральная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в РФ 2011-2018» [11].

Во Владимирской области существует программа «Поддержки въездного и внутреннего туризма во Владимирской области на 2010-2012 годы». Так, в ней определён рост ежегодного объёма туристических и гостиничных услуг - на 10%. Регион выиграл торги на размещение билбордов на улицах столицы. Около 300 билбордов появилось в ноябре в Москве с рекламой туристического потенциала Владимирской области. Такой выбор был не случайным. Большинство туристов Владимирской области - жители Московского региона.

История Владимирской губернии уходит своими корнями в далёкое прошлое. Владимирская область и по сей день является культурным и духовным центром России. Она богата своими памятниками истории и архитектуры, многие из которых сохранились до сих пор. Следует заметить, что десять из них ЮНЕСКО внесла в свой список объектов всемирного наследия. Вот некоторые из них: Успенский собор, Дмитриевский собор, Золотые ворота, Суздальский кремль и другие. По количеству памятников архитектуры Владимирская область занимает одно из первых мест в России. Именно поэтому популярный туристический маршрут «Золотое кольцо» берет свое начало в этой области, которая позволяет туристам окунуться в древнюю Русь. Таким образом, Владимирская область имеет огромный потенциал развития туристического бизнеса, а, следовательно, и значительными инвестиционными потребностями.

На сегодня, Владимирская область обладает высоким уровнем инвестиционной привлекательности, которая определяется следующими факторами:

1. Выгодное географическое положение.

Расположена в центре Европейской части России, в 80 километрах на восток от Москвы - административному центру и «гигантскому» рынку продукции и услуг. Также граничит с такими областями, как Ивановская, Нижегородская, Ярославская и Рязанская. Уникальные природно-ландшафтные

© Мосалёв А.И., Зайцев М.А.

условия и развитые пути сообщения (железнодорожный, автомобильный, речной) позволяет области в трудных экономических условиях развивать промышленные и культурные зоны.

2. Обеспеченность ресурсами.

Основные природные ресурсы Владимирской области: лес, торф,

минеральные ресурсы (известняки, огнеупорные и кирпичные глины, кварцевые пески, карбонатные породы, флюсовые материалы, гипс, минеральные воды).

Леса занимают около 50% территории области (1612,0 тыс. га).

В области сосредоточены крупнейшие в России запасы торфа - 105 млн. т.

Обладает большими запасами формовочных песков - 101, 7 млн.т. Значительные запасы чистых кварцевых песков сосредоточены в Гусь-Хрустальном и Ковровском районах. Залежи карбонатных пород в районе Окско-Цнинского вала оцениваются в 480 млн. т. Известняк используется для получения строительного камня и строительной извести [2].

3. Наличие разнообразных водных источников.

Водные ресурсы Владимирской области занимают 9% её территории. 746 рек и речушек протекает по территории региона. Самые крупные из них - Ока и Клязьма, протяженность 157 и 459 км. соответственно. Эти реки являются судоходными. Так же на территории области находятся 339 озёр.

4. Наличие трудовых ресурсов, обеспеченность кадрами

специалистов.

По итогам переписи 2010 года население области составляет 1443693 человек. Из них мужчин 650141(45%), а женщин 793552(55%). Большинство жителей - городское население 1120671 (77%). Из общей численности 864212 человек в трудоспособном возрасте. Из них высшее образование имеют 169399 человек [6].

В области действуют 22 ВУЗа, подготавливающих значительное количество специалистов различных направлений. Они расположены на территориях таких городов, как Владимир, Ковров, Муром и других.

Администрацией Владимирской области ведётся законотворческая работа в направлении развития туризма. Подтверждением этого служит указ губернатора области «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года и среднесрочного плана развития Владимирской области на 2009-2012 годы» [12]. В этом направлении, так же ведётся работа и на уровне муниципальных образований. Тому подтверждение распоряжение глав таких городов, как Александров, Владимир, Суздаль.

Владимирская область сотрудничает с иностранными инвесторами, готовыми осуществлять реальные инвестиции в разные отрасли экономики региона, от производства продуктов питания до строительных технологий и сферы услуг.

Объём иностранных инвестиций поступивших во Владимирскую область за 2004-2010 года представлен на рисунке 1.

© Мосалёв А.И., Зайцев М.А.

Рис. 1 Объём поступивших иностранных инвестиций во Владимирскую область

Доля участия иностранного капитала в туристическом бизнесе Владимирской области невелика - всего лишь 5%. Наиболее значимым примером служит строительство экопарка «Суздаль».

Возможно, это связанно с затруднительным получением актуальной и полной информации о состоянии различных секторов экономики для инвесторов, что в свою очередь связанно с недостаточной статистической и исследовательской работой специалистов.

Приходится полагать, что администрация области неохотно выступает партнером между предприятиями и инвесторами, заинтересована, преимущественно, только в крупных инвестиционных проектах. Однако в октябре 2012 года Законодательное собрание Владимирской области объявило «Конкурс на лучший проект развития туризма во Владимирской области» [2]. Таким образом, имеется основание утверждать о заинтересованности регионального управления в развитии туристского потенциала региона, увеличении числа инвестиционных предложений, имеющих колоссальный потенциал, так как они исходят «снизу» (частная инициатива, физических и юридических лиц), а не «сверху» в порядке обязательного исполнения.

Таким образом, можно выделить следующие проблемные места:

1. Недостаточность инвестиций. Необходимо порядка 2-3 миллиардов рублей, что бы запустить новые направления туризма в области, такие как экотуризм и зимний спортивный туризм.

2. Плохая информированность о мероприятиях и семинарах связанных с привлечением потенциальных инвесторов. Информацию по ним можно посмотреть на сайте администрации Владимирской области, но сайт недостаточно популярен.

3. Налоговое законодательство нашего региона на прямую не способствует повышению инвестиционной привлекательности. К примеру, вызывает озабоченность, что ставка налога на имущества организаций

© Мосалёв А.И., Зайцев М.А.

составляет 2,2%, и предоставляет снижение до 1,1% только для отделений почтовой связи и организаций, находящихся в сельской местности.

Несмотря на существующие проблемы, Владимирская область является привлекательным регионом для инвестора. Как было обозначено выше, доказательством этому служит рост объёма иностранных инвестиций. Таким образом, сочетание многоотраслевого промышленного потенциала с богатым историческим наследием и высококвалифицированными кадрами делает Владимирскую область одной из самых привлекательных в центральной части России для бизнеса и организации досуга [1].

Территориальное расположение Владимирской области играет одновременно положительную и отрицательную роль в социальноэкономическом аспекте. С одной стороны через неё проходят основные транспортные магистрали страны, а с другой она оказалась в «тени» Москвы.

За последние несколько лет на территории области принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона. Благодаря этим мерам инвестиции в экономику региона возросли до 58 миллиардов рублей, что на 7,4% больше в сравнении с 2010 годом. во Владимирской области реализуется более 20 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций в 26,2 миллиарда рублей [5]. Отечественные и иностранные инвесторы, реализующие перспективные инвестиционные проекты, получают государственную поддержку в виде льгот и преференций, в том числе и в туристической сфере [1].

В условиях экономической нестабильности, обусловленной последствиями мирового финансового кризиса, особенно актуальной является внедрение инноваций и переход к новому качеству роста [13].

Проблема повышения уровня инвестиционной привлекательности туризма во Владимирской области является самой актуальной. В 2011 году произошел рост дохода всего туристического бизнеса на 5%, и достиг уровня 3,5 миллиардов рублей. Это говорит о том, что туризм приносит неплохой доход и его развитие является актуальным.

Таким образом, необходимо предложить программу по повышению уровня инвестиционной привлекательности туристического бизнеса:

1. Разработка и реализация стратегий развития туризма во Владимирской области, в которой следует уделить особое внимание созданию туристической инфраструктуры и привлечению инвестиций. Развитие инфраструктуры создаст условия быстрого и удобного передвижения людей между различными туристическими зонами и комфортного нахождения внутри них. Оно будет иметь большое значение не только для туристов, но и для местных жителей. Развитая инфраструктура - будет наследием для всей Владимирской области. Стратегия привлечения инвестиций будет ставить перед собой цель найти инвестора, рассказать ему об инвестиционном проекте и сделать ему предложение, которое его заинтересует. В 2010 году турпоток в область составил 1,9 млн. человек. По мнению специалистов, если только

© Мосалёв А.И., Зайцев М.А.

заменить инфраструктуру городов - это увеличит тур поток до 2-2,3 млн. человек [10], что в денежном выражении, исходя из средней цены проживания 1000 рублей за 1 человека в сутки, даст только гостиницам дополнительно от 100 до 400 млн. рублей в год.

2. Разработка и реализация PR и рекламной компании, которая создаст привлекательный туристический имидж Владимирской области. В неё будет входить: реклама в СМИ, печать литературы по истории и культуре региона, проведение ярмарок, семинаров, выставок с фотографиями и репродукциями культурных памятников и наиболее красивых мест нашего края. Такая кампания привлечёт внимание инвесторов не только из России, но и из-за рубежа. Все эти мероприятия необходимо проводить при непосредственной поддержке администрации Владимирской области и муниципалитетов.

3. Борьба с коррупцией. Данная проблема является актуальной не только для нашего региона, но и для страны в целом. Для противодействия коррупции необходимо, что бы инвестор мог реализовывать свои проекты без чиновника. Так же необходимо свести к минимуму недоверие инвесторов. По мнению заместителя председателя Правительства РФ А. Дворковича «... данные меры могут увеличить поток инвестиций в полтора раза за 5 лет» [3].

4. Контроль за реализацией инвестиционных программ - система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта [7]. Тем самым необходима постоянная проверка и оценка принятых управленческих решений, обнаружение отклонений от установленных правил и норм, и разработка путей преодоления найденных отклонений.

Главная причина инвестировать и развивать туристический бизнес это -большое количество достопримечательностей и небольшая конкуренция в некоторых сегментах туристического бизнеса. Поток туристов в столь богатый на такой ресурс край мог быть и больше. Строительство жилья хостельного типа может также заинтересовать инвестора, так как в нашей области конкуренция почти полностью отсутствует, и затраты на его возведение меньше чем на типичный 3 - 4 звёздочный отель.

Реализация туристской инвестиционной программы повысит привлекательность региона в целом, привлечет инвестиции в инфраструктуру,

а, в перспективе, и привлечет инвестиции в высокоэффективные с коммерческой точки зрения проекты в других секторах экономики.

Список литературы:

1. Администрация Владимирской области предлагает инвестиционные проекты

// Департамент градостроительной политики иКЬ: http://mos-

rsi.ru/journal/inv/vladimir.pdf (дата обращения: 02.12.2012).

2. Владимирская область // Регионы России. Деловой климат. Инвестиционный

потенциал ЦКЬ: http://www.russianeconomy.ru/Region/Portal.aspx?regionId=7

(дата обращения: 02.12.2012).

© Мосалёв А.И., Зайцев М.А.

3. Дворкович А. Победа над коррупцией позволит увеличить инвестиции вдвое

// РБК ЦКЬ: http://top.rbc.ru/economics/17/06/2011/601126.shtml (дата

обращения: 07.12.2012).

4. Законодательное Собрание Владимирской области объявляет конкурс на лучший проект развития туризма в регионе // Законодательное собрание Владимирской области ЦКЬ: http://www.zsvo.ru/tourism/ (дата обращения:

15.11.2012).

5. Инвестиции // Владимирстат ЦКЪ:

http://vladimirstat.ru/digital/region7/default.aspx (дата обращения: 02.12.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Итоги всероссийской переписи населения // Росстат ЦКЪ: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 02.12.2012).

7. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Ревизия и контроль. М.: КНОРУС, 2006. - 640 с.

8. Повышение инвестиционной привлекательности региона // Российская

ассоциация электронных библиотек ЦКЪ:

http://www.aselibrary.ru/datadocs/doc_699ye.pdf (дата обращения: 02.12.2012).

9. Программы поддержки // Портал малого и среднего предпринимательства

Владимирской области ЦКЬ: http://pmp.avo.ru/registry/program/ (дата

обращения: 07.12.2012).

10. Развитию туризма мешает дефицит дешевых гостиниц // Российская газета

ЦКЬ: http://www.rg.ru/2010/12/14/reg-cfo/gostinicy.html (дата обращения:

07.12.2012).

11. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» от 19.07.2010 № 1230-р // Сайт Министерство спорта Российской Федерации. 2011 г. № 644.

12. Указ губернатора Владимирской области «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года и среднесрочного плана развития Владимирской области на 2009 - 2012 годы» от 02.06.2009 № 10 // КонсультантПлюс. 2009 г. с изм. и допол. в ред. от 18.06.2012

13. Чалдаева, Л.А. Финансово-экономические источники развития инновационной экономики // Финансы и кредит. - 2007. - №48. - С. 2-5.

© Мосалёв А.И., Зайцев М.А.

TOURISM SECTOR INVESTMENT POTENTIAL IN VLADIMIR REGION

Mosalyov Anton Igorevich Zaitsev Maksim Aleksandrovich

Murom Institute (branch) of Vladimir State University name after Aleksandr Grigorevich and

Nikolay Grigorevich Stoletovs

Abstract. There are the results of studies of the investment potential of Vladimir region. Identify the strengths and weaknesses of the investment attractiveness of the tourism sector in the region. There are made assumptions about the investment attractiveness of Vladimir region. A program offered to increase the investment attractiveness of Vladimir region through the structure of the sector of tourist activity.

Keywords: investment, region, socio-economic development, investment climate, levels of investment, investment risk, investment activity, investment potential, budget support, investment project.

© Мосалёв А.И., Зайцев М.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.