Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА'

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовые ресурсы / человеческий капитал / туризм / инвестиции / туристические компании / занятость / навыки / компетенции / labour / human capital / tourism / investment / travel companies / employment / skills / competencies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — База Сармад

Тот факт, что в настоящее время доля туризма в ВВП государств, обладающих рекреационным потенциалом, постоянно увеличивается, побуждает менеджмент компаний туристического сектора принимать меры по инвестированию в трудовые ресурсы своего бизнеса. Это подтверждается также имеющимися результатами многочисленных исследований, доказывающих, что сейчас туризм принимает все более активное участие в наращивании экономического потенциала государства. В соответствии с этим рост производительности туристических компаний и создание прибыли в туризме теперь в большей степени зависит не столько от количества сотрудников, сколько (в отличие от предыдущих лет, когда капитал создавался в сфере денег и материальных средств) от знаний, профессионализма, опыта, творческих идей и инновационного потенциала их работников. Таким образом, инвестиции в профессиональный и квалифицированный персонал залог успешной и прибыльной работы туристических и кейтеринговых компаний. В данной статье представлено авторское видение технологий наращивания и целеориентированного использования инвестиционных возможностей компаний в развитии трудовых ресурсов в индустрии гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT POTENTIAL FOR THE DEVELOPMENT OF LABOR RESOURCES IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

The fact that the share of tourism in the GDP of states with recreational potential is constantly increasing, prompts the management of tourism companies to take measures to invest in the labor resources of their business. This is also confirmed by numerous studies that show that tourism is now increasingly involved in building the economic capacity of the State. According to this, the growth of the productivity of travel companies and the creation of profits in tourism now depends to a greater extent not so much on the number of employees, but (unlike previous years, when capital was created in the field of money and material resources) on the knowledge, professionalism, experience, creative ideas and innovative potential of their employees. Thus, investments in professional and qualified personnel are the key to the successful and profitable work of tourism and catering companies. This article presents the author's vision of technologies for increasing and targeted use of investment opportunities of companies in the development of labor resources in the hospitality industry.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА»

Что касается социального проектирования в индустрии компьютерных игр, стоит отметить что многие и многие игры так или иначе навязывают некоторые паттерны поведения, вызывают новые ощущения и эмоции у пользователей. Поэтому они так популярны. Особенно сильный рост популярности компьютерных игр был замечен в условиях пандемии 2020 года вызванным вирусом covid19. Современные люди насыщенны в большей степени фильмами, сериалами и книгами. В следствии этого индустрия компьютерных игр принесла новые виды развлечений множеству людей в условиях локдауна (Блокировка - это политика ограничения для людей или сообщества оставаться там, где они есть, обычно из-за определенных рисков для них самих или других, если они могут свободно перемещаться и взаимодействовать [1]) и стала весомо популярней.

В связи с этим изучение способов социального проектирования через индустрии компьютерных игр очень важен для будущего развития. Через компьютерные игры возможно передавать множество важной информации, особенно для людей младшего возраста.

Нынешние СМИ и политики весьма часто обвиняют современные компьютерные игры во множестве негативных поведенческих чертах у молодого поколения, но нет ни одного исследования доказывающее их правоту. Напротив, исследования показывают, что подростки, играющие в компьютерные игры намного легче справляются со стрессом нежели их не играющие сверстники. Так старшему поколению стоит лишь оградить подрастающее поколение от онлайн-игр (и интернета в частности) и игр которые имеют ограничение по возрасти, ввиду того, что некоторые сцены в таких игровых проектах могут быть неподходящими для лиц определенных возрастов.

Множество проектов в индустрии компьютерных игр увлекают не хуже устаревших по мнению подростков книжных индустрий. Разнообразие жанров позволяет каждому человеку найти то что ему по душе. Интерактив компьютерных игр лишь больше увлекает людей в современном мире.

Поэтому верное социальное проектирование которое можно заложить в компьютерную игру позволяет добиться больших результатов чем иные способы воздействия на людей.

Уже существует множество игр, направленное на развитие тех или иных навыков. Но при этом компьютерные игры которые влияют на восприятие или какие-либо социальные паттерны поведения выходят без контроля. Исследователям и людям занимающихся социальным проектированием необходимо обратить внимание на эту отрасль, т.к. совершенно ясно что в будущем индустрия компьютерных игр захватит ещё большую часть мировой социально-культурной среды и всё большее количество людей будет использовать именно этот вид досуга.

Источники:

1. Блокировка. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Lockdown

2. Платон. Государство. URL: http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt

3. Проблемы социального проектирования за рубежом. Современное социальное проектирование и его методики. URL :

https://gostehstroy.ru/biznes/problemy-socialnogo-proektirovaniya-za-rubezhom-sovremennoe/

4. Розин В.М. Социокультурное проектирование и программирование. Лекция I. 5 июня 2007г.

5. Социальная инженерия. URL: https://efsol.ru/articles/social-engineering.html

References:

1. Blocking. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Lockdown

2. Plato. State. URL: http://lib.ru/POEEAST/PLATO/gosudarstvo.txt

3. Problems of social design abroad. Modern social design and its methods. URL: https://gostehstroy.ru/biznes/problemy-so-

cialnogo-proektirovaniya-za-rubezhom-sovremennoe/

4. Rozin V. M. Sociocultural design and programming. Lecture I. June 5, 2007

5. Social Engineering. URL: https://efsol.ru/articles/social-engineering.html

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10828

База Сармад - аспирант первого года обучения кафедра информационной экономики, экономический факультет Южный федеральный университет sarmadbaza007@gmail.com г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация, sarmadbaza007@gmail.com,

Base Sarmad - postgraduate student of the firstyear of study Department of Information Economics, Faculty of Economics Southern Federal University Rostov-on-Don, Russia.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА INVESTMENT POTENTIAL FOR THE DEVELOPMENT OF LABOR RESOURCES IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

Аннотация. Тот факт, что в настоящее время доля туризма в ВВП государств, обладающих рекреационным потенциалом, постоянно увеличивается, побуждает менеджмент компаний туристического сектора принимать меры по инвестированию в трудовые ресурсы своего бизнеса. Это подтверждается также имеющимися результатами многочисленных исследований, доказывающих, что сейчас туризм принимает все более активное

участие в наращивании экономического потенциала государства. В соответствии с этим рост производительности туристических компаний и создание прибыли в туризме теперь в большей степени зависит не столько от количества сотрудников, сколько (в отличие от предыдущих лет, когда капитал создавался в сфере денег и материальных средств) от знаний, профессионализма, опыта, творческих идей и инновационного потенциала их работников. Таким образом, инвестиции в профессиональный и квалифицированный персонал - залог успешной и прибыльной работы туристических и кейтеринговых компаний. В данной статье представлено авторское видение технологий наращивания и целеориентированного использования инвестиционных возможностей компаний в развитии трудовых ресурсов в индустрии гостеприимства.

Abstract. The fact that the share of tourism in the GDP of states with recreational potential is constantly increasing, prompts the management of tourism companies to take measures to invest in the labor resources of their business. This is also confirmed by numerous studies that show that tourism is now increasingly involved in building the economic capacity of the State. According to this, the growth of the productivity of travel companies and the creation of profits in tourism now depends to a greater extent not so much on the number of employees, but (unlike previous years, when capital was created in the field of money and material resources) on the knowledge, professionalism, experience, creative ideas and innovative potential of their employees. Thus, investments in professional and qualified personnel are the key to the successful and profitable work of tourism and catering companies. This article presents the author's vision of technologies for increasing and targeted use of investment opportunities of companies in the development of labor resources in the hospitality industry.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, человеческий капитал, туризм, инвестиции, туристические компании, занятость, навыки, компетенции.

Keywords: labour, human capital, tourism, investment, travel companies, employment, skills, competencies..

Введение. В границах отдельных государств и всего мирового сообщества одной из наиболее сильно испытывающих на себе негативное влияние пандемии коронавируса и больше других сфер пострадавших от нее является туристическая отрасль. Это, разумеется, особенно относится к странам, экономика которых существенно зависит от успешности функционирования данной сферы. В их числе - государства арабского мира, где сфера индустрии гостеприимства является приоритетной и в значительной степени определяющей социально-экономический потенциал и динамику ВВП этих стран.

Современные кризисные условия актуализировали проблему обеспечения туристических компаний трудовыми ресурсами высокого качества, способными не только принимать антикризисные решения, но также успешно их осуществлять на практике, максимально адаптируясь к внешним детерминантам и условиям конкретной страны, а также к специфике туристической сферы государства. В данном контексте стоит задача наращивания интеллектуального капитала работников разных категорий (от управленцев до рядовых сотрудников индустрии гостеприимства) на основе целеориентированного инвестирования в трудовые ресурсы.

Интеллектуальный капитал как сложная экономическая категория является существенным фактором влияния на успешность деятельности туристической компании, который, хотя и недостаточно явно выражен в традиционном стратегическом планировании будущих изменений, создает дополнительную ценность для организации и оказывает значительное долгосрочное влияние на будущую прибыльность и конкурентоспособность предприятий.

Это делает актуальным исследование вопросов взаимоувязанного развития туристического бизнеса и трудового потенциала компаний сферы индустрии гостеприимства с позиции системно-синергетического подхода, позволяющего оценивать соответствующие эффекты для компании от инвестиционных вложений в развитие ее трудовых ресурсов.

Современное состояние и степень изученности проблемы сопряженного развития туристических компаний и качества их трудового потенциала

Сектор туризма и гостеприимства включает компании, которые напрямую получают большую часть своих доходов от «потребления» туристов, например, объекты, которые предлагают: -краткосрочное проживание (отели, мотели, апартаменты и т. д.); -еда и напитки (рестораны, предприятия общественного питания, рынки);

-отдых и развлечения (различные туристические достопримечательности и развлекательные мероприятия);

- компании, предлагающие туристические и транспортные услуги (туристические агентства, аренда автомобилей и др.).

Кроме того, этот сектор включает компании, осуществляющие другие виды бизнеса, такие как строительные компании, производство, розничная торговля и услуги. Эти виды экономической деятельности не приносят доход непосредственно от расходов туристов, но обеспечивают доходы компаниям-поставщикам, которые предоставляют услуги непосредственно туристам.

Туризм как сфера услуг набирает все большие обороты, его прогресс жизненно важен для развития экономики государств, обладающих рекреационным потенциалом. Сегодня этой отрасли уделяется большое внимание, поскольку она стала наиболее важным производственным сектором с точки зрения вклада в валовой внутренний продукт (ВВП) страны, а также с позиции обеспечения занятости и получения валютной выручки. Данная

сфера обладает высоким потенциалом формирования мультипликативного эффекта от деятельности своих компаний, поскольку посредством туризма создается добавленная стоимость в других секторах экономики, которые так или иначе связаны с туристическими предприятиями. Туризм также служит катализатором развития в других областях экономики, включая вспомогательные услуги и инфраструктуру. Кроме того, туризм часто служил экономическим обоснованием для защиты и сохранения культурного наследия государства, а также для улучшения качества продуктов, особенно в сфере услуг, связанных с пищевой промышленностью.

Что касается относительной важности туристического сектора в группе арабских стран, отметим, что Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет имеют самую высокую долю от совокупной деятельности туристического сектора в данной группе. Это около 59% от общего объема производства этой отрасли на уровне всех арабских стран: туристический потенциал этих трех стран составил около 186 миллиардов долларов в 2019 году по сравнению с примерно 170 миллиардами долларов, зарегистрированными в 2018 году.

Относительная значимость туристических секторов в арабских странах от общего объема производства туристического сектора в 2019 и 2018 годах показана в таблице 1 [1].

Таблица 1 - Показатели динамики и «емкости» туристической индустрии в ВВП ряда арабских стран

Показатель 2018 2019 Темпы ро-

Добавленная Ставка Вклад в ва- Добавленная Ставка Вклад в ва- ста

стоимость ту- вклада в ловой внут- стоимость тури- вклада в ловой внут- )2019/2018(

ристического общий реннии про- стического сек- общий ренний про- %

сектора (млн арабский дукт(%) тора (млн дол- арабский дукт(%)

долларов туризм ларов США) туризм

США) (%) (%)

Иордания 4,099 1.4 9.7 4,424 1.4 10.1 7.9

ОАЭ 55,346 19.0 13.4 58,179 18.8 13.9 5.1

Бахрейн 2,460 0.8 6.5 2,577 0.8 6.7 4.8

Тунис 5,623 1.9 14.2 5,650 1.8 14.6 0.5

Алжир 22,658 7.8 13.0 23,234 7.5 13.7 2.5

Джибути 784 0.3 26.9 857 0.3 27.1 9.3

Саудовская 74,709 25.6 9.5 79,469 25.6 10.0 6.4

Аравия

Судан 7,807 2.7 16.3 6,234 2.0 16.5 -20.2

Сирия 1,749 0.6 8.3 2,307 0.7 8.5 31.9

Ирак 16,192 5.5 8.1 17,333 5.6 8.4 7.0

Амман 6,632 2.3 8.4 6,220 2.0 8.2 -6.2

Палестина 3,904 1.3 24.0 3,925 1.3 23.0 0.5

Катар 14,929 5.1 7.8 15,166 4.9 8.3 1.6

Коморские 234 0.1 19.6 235 0.1 19.7 0.2

острова

Кувейт 6,783 2.3 4.8 6,763 2.2 5.0 -0.3

Ливан 8,770 3.0 16.0 8,914 2.9 16.3 1.6

Ливия 1,851 0.6 3.9 2,009 0.6 4.6 8.5

Египет 39,587 13.6 15.8 48,299 15.6 15.9 22.0

Марокко 12,417 4.3 10.5 12,661 4.1 10.8 2.0

Мавритания 943 0.3 13.4 975 0.3 13.2 3.4

Йемен 4,472 1.5 19.5 4,783 1.5 19.5 7.0

В среднем вклад туристического бизнеса в ВВП арабских стран в 2019 году достиг около 4,11 процента, а относительная важность сектора увеличилась, давая более 10 процентов ВВП в ряде арабских стран, которые считаются туристическими направлениями: Саудовская Аравия, Египет и Объединенные Арабские Эмираты, а также Тунис, Марокко, Алжир, Луна, Палестина, Ливан и Мавритания.

Вклад туристического сектора в ВВП арабских стран в процентах в 2018 и 2019 годах показан на рисунке 1 [2] .

вклад туристического сектора в ВВП арабских стран0 о (201М-2019

гг.)

№.ШШ 7Ч.ЯЮ ЬбДК)

ш.ооо

40.000

кп.аоо Н.0Ш 10. н» о **

I _

II

_ II.... II и II..

II

ЦОЦ ^ ]014

Рисунок 1 - Доля туристического бизнеса в ВВП арабских стран в 2018-2019 годах

Добавленная стоимость туристического сектора в арабских странах в 2018-2019 годах приведена на рисунке 2 [1].

Добавленная стоимость туристического сектора в арабских странах

(2019/2018)

Рисунок 2 - Добавленная стоимость туристического сектора в арабских странах

в 2018-2019 гг.

Туризм как основная отрасль стран, обладающих туристическим потенциалом, включает в себя множество различных типов туристических объектов, связанных с туризмом (в том числе в сфере общественного питания), в деятельности которых используется разный по квалификациям и многочисленный персонал. Таким образом, туризм - важный сектор с точки зрения решения проблемы занятости, поскольку он предоставляет множество различных рабочих мест.

Принимая во внимание перечисленные и целый спектр других фактов, отметим, что сектор туризма в целом создает возможности успешной деятельности для сотрудников, а они, в свою очередь, являются ключевым фактором удовлетворения потребностей клиентов в посещении ими туристических объектов и предприятий общественного питания. Поэтому важно и необходимо обеспечить инвестиции в человеческий капитал в туризме для поддержания экономической стабильности туристических компаний и, следовательно, экономики страны в целом.

Роль и важность инвестиционных вложений в человеческий капитал в индустрии гостеприимства, формы инвестирования

Учитывая значение и системообразующие функции индустрии гостеприимства для государств с высоким туристическим потенциалом, отметим еще раз важность инвестиций в человеческий капитал компаний данной сферы, которые необходимы не только для поддержания уже имеющегося трудового потенциала, но также для его развития в соответствии со стратегическими и тактическими целями компании. Так, условия продолжающейся пандемии предъявляют повышенные требования к таким качествам трудовых ресурсов гостиничного и ресторанного бизнеса, как адаптивность, гибкость, мобильность, а также более высокая, чем в стабильных макроэкономических условиях, клиентоориентированность работников.

В стратегическом аспекте важно формирование высокопрофессиональных и инновационно ориентированных работников, которые способны использовать в своей деятельности новейшие достижения научно-технологического прогресса, использовать современные формы обслуживания клиентов, обладать высоким информационно-коммуникационным потенциалом, а также способностью адаптации к изменяющимся требованиям современного мира, в том числе к возможностям гиг-экономики как новой бизнес-модели использования трудового потенциала. Эта бизнес -парадигма характеризуется тем, что компании напрямую связывают работника непосредственно с потребителями, которым нужна определенная услуга, включая использование для этих целей разного рода технологических платформ.

В соответствии с этим возникает задача целеориентированного и эффективного использования инвестиций в наращивание человеческого капитала компаний индустрии гостеприимства. В данной связи отметим, что существует ряд различных определений инвестиционных терминов и инвестиций; хотя нет общего мнения в отношении определения инвестиций, большинство авторов согласны с тем, что инвестиции представляют собой «жертву, отрицание потребления в настоящем, чтобы получить определенные выгоды в будущем» [6]. И эти выгоды менеджмент туристических компаний видит в росте квалификационных качеств работников и, как следствие, в повышении доходности своего бизнеса.

В экономической литературе существует консенсус в отношении того, что инвестиции в человеческий капитал производятся через образование и обучение, и они важны для любой фирмы, чтобы обеспечить ее успех в меняющейся и остро конкурентной среде, в том числе в сфере услуг. Также утверждается, что это значение особенно велико в индустрии туризма и гостеприимства, где качество обслуживания продолжает оставаться наиболее важной характеристикой, отличающей компанию или направление от конкурентов. «Инвестиции в человеческий капитал туристических предприятий достигаются путем инвестирования в повышение образования человеческих ресурсов. Важно, чтобы инвестиции в человеческий капитал осуществлялись за счет найма компетентных работников для конкретных возможностей трудоустройства и для подготовки к незавершенной работе»[6].

Место человеческого капитала в общем потенциале туристической индустрии наглядно показано на рисунке 3 [7].

Для создания системы признания и подтверждения эмпирических компетенций сотрудников туристических предприятий и предприятий общественного питания, то есть формирования механизма объективной и качественной оценки эффективности использования инвестиций в кадровый потенциал этих компаний, потребуется новый способ наращивания компетенций в системах образования и повышения квалификации в рамках сформированных целевых установок. Кроме того, необходима разработка специальной модели оценивания «приобретенных» работниками качеств, которая поддерживает «взаимодействие» между компетенциями и их практическим подтверждением, а также инициирует и мотивирует их дальнейшее развитие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методология оценивания и специализированные системы подтверждения формально и неформально приобретенных компетенций играют ключевую роль в стратегиях превращения их в конкурентное преимущество как в рамках туристической компании, так и за ее пределами. Самая важная особенность этого нового подхода - установить своего рода «мост», который поможет работникам объединить результаты полученных знаний в разных контекстах своей деятельности, на разных уровнях туристического бизнеса и даже в разных странах, что позволит им получить доступ к совокупным и задокументированным квалификациям и компетенциям в целом. Это важно еще и потому, что, например, успешная работа предприятий общественного питания для туристов зависит не только от количества сотрудников, но и от их качества, выраженного в их опыте и квалификации.

*]мгеф.|[.!ггрш<11Н1 »лКиицити!

¥ I и М1 ■!!' л У|| ;м\-г; I- * Ммшмч

Рисунок 3 - Место и ролевые функции человеческого капитала в общем потенциале туристической индустрии

В связи с этим в группе арабских стран разработана Стратегия развития человеческих ресурсов в туризме, реализацию которой должны обеспечить сами туристические предприятия и предприятия общественного питания, а также вышестоящие органы власти. Большую роль в реализации данной стратегии и в целом в развитии успешного туристического бизнеса играет такое управление человеческими ресурсами, которое гарантирует, что менеджмент не только отдает приказы для выполнения сотрудниками своих обязанностей, но и обеспечивает приятную рабочую атмосферу, мотивирующую сотрудников выполнять работу более ответственно и с желанием прогрессировать в работе. Таким образом, сегодня все более серьезной проблемой для менеджеров компаний индустрии гостеприимства является формирование коллективной культуры, стимулирующей сотрудников работать лучше.

Поскольку обучение персонала осуществляется в соответствии с конкретными планами и программами, согласованными с руководством туристических компаний, в существующих научных публикациях на эту тему указывается следующее. При оценке эффективности программ повышения квалификации следует принимать во внимание, что «обучение является важным компонентом успешной работы туристических предприятий, но к программам обучения следует подходить с осторожностью, или их цели должны быть четко определены и разработаны соответствующие планы действий» [5].

Следует также принимать во внимание, что важность личных услуг в туристическом секторе, где клиент находится в непосредственном контакте с работником, делает необходимым изучение некоторых других сопряженных тем, таких как взаимосвязь между качеством продукта и качеством рабочей силы. Это принципиально важно для индустрии туризма арабских стран, поскольку условия труда в этом секторе очень плохие и характеризуются низкой заработной платой, большой текучестью кадров, высокой сезонностью, антисоциальными рабочими часами, отсутствием плана карьерного роста и значительной долей неформального сектора. Это в совокупности делает приобретение навыков и, как следствие, улучшение качества предоставляемых услуг и повышение удовлетворенности работников результатами своего труда затруднительным.

Заключение. Результаты анализа проблемы инвестирования в развитие трудового потенциала индустрии гостеприимства, проведенного с позиции системно-синергетического и мультипликативного подходов, а также с учетом современных императивов информатизации и цифровизации, показали, что сектор туризма играет важную роль в экономическом развитии многих стран. Результаты деятельности компаний в туристическом секторе важны не только для регионального и местного уровня, где компании локализуют свою деятельность, но и для развития страны в целом, когда данная отрасль преимущественно формирует профиль государства. При этом воздействие туристического сектора проявляется не только в экономической, но также в социальной и экологической сфере (мультипликативный эффект). Положительное влияние туризма на экономику страны обусловлено,

прежде всего, работниками, качеством их компетенций и профессионализмом. Поэтому, чтобы направить развитие туристического сектора страны в русло общеэкономических тенденций, необходимо инвестировать в человеческий капитал. При этом целеориентированность данных инвестиций в реальной практике подтверждается синергетическим эффектом от совместной деятельности работников в рамках конкретной туристической компании.

В теоретическом и прикладном аспектах ключевая роль человеческого капитала на микроуровне проявляется в повышении конкурентных позиций компании на рынке туристических услуг [8]. Сегодня туристические предприятия осознают, что для выживания на высоко конкурентном рынке необходимы продуктивные и эффективные бизнес-решения.

Тот факт, что сектор туризма связан с предоставлением туристических и гостиничных услуг, приводит к необходимости эффективного инвестирования в человеческие ресурсы с целью развития способной и гибкой рабочей силы, способной выдерживать конкуренцию в двадцать первом веке. Инвестиции в человеческие ресурсы достигаются путем инвестирования в образование через различные курсы, программы обучения. Эти элементы человеческого капитала, приобретенные в процессе образования, играют решающую роль, однако отсутствие финансирования или его недостаточность может стать основной причиной того, что менеджеры исключают «затраты» на инвестирование в обучение сотрудников из своих текущих и даже перспективных планов.

Для сотрудников предприятий туризма и общественного питания характерно то, что по типу их деятельности они занимаются предоставлением услуг и имеют доступ к самому важному туристу- клиенту, и от того, как они его встретят и обслужат, зависит результативность деятельности компании в целом. И несмотря на то, что на успешную работу этих предприятий влияют разные факторы, главное - это люди, которые работают здесь и находятся в непосредственном контакте с туристами, гостями. Следовательно, при приеме на работу необходимо заботиться о правильном подборе персонала с учетом его личных и профессиональных характеристиках. Работодатель же со своей стороны должен обеспечивать повышение квалификации работников, их образование, обучение, подготовку и проводить стратегию управления ими посредством найма, страхования, регулярной выплаты заработной платы пропорционально выполненной работе и использования способов мотивации их к успешной работе. Следовательно, инвестирование в трудовые ресурсы является важным вопросом, которым должны заниматься менеджеры туристических компаний, потому что целеориентированное вложение в человеческий капитал является ключом к прибыльной и успешной работе этих предприятий.

Источники:

1. База данных по экономике Арабского валютного фонда ( 2020). Анкета для исследования оценки экономического воздействия туристического сектора в арабских странах.-.С.7-9// https://www.amf.org.ae/sites/default/fïles/research_and_publications/ Economic.pdf, www.amf.org.

2. Всемирная туристская организация (2020 г.).База статистических данных по ту-ризму//https://www.unwto.org/?fbclid=IwAR38TrGlVaUrHGBaW592dwOqMBTvibAve0PI3ml9klKFH81cDhZV2udQpjg.

3. Всемирный банк. Показатели мирового развития// .https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators? fbclid=IwAR0RsypadQB1GczQHxDyqlttArGV7ID9RZCt40lvhxRhLGt3Yh-kQwhPuD8

4. Всемирный совет по путешествиям и туризму (2020 г.).Глобальное экономическое влияние и тенденции.- С .ll.file:// Users/jusei/ Downloads/ Global_Economic_Impact_&_Trends_2020.pdf.

5. Тайзэн Рен и др. (2019) Влияние качества туризма на экономическое развитие и окружающую среду: данные из стран Средиземноморья. MDPI. №11, Том 8.-С.7// https://www.mdpi.com/2071-1050/11/8/2296/htm?fbclid=IwAR3kdV5ArHVMIzXBJN6 Tavuu1OpxXNHU_ctzmmhQSfIeJFQUqpMjSfIqZf3.

6. Файза Манзур и др.(2019). Вклад устойчивого туризма в экономический рост и занятость в Пакистане// Международный журнал экологических исследований и общественного здравоохранения. №19, Том 16// https://www.mdpi.com/1660-4601/16/19/3785/htm?fbclid=IwAR1_ncwDsbyuG3pz8UyZvDKSR8Z0RDJ2ePFmlC-oN_wecKtD4nzVyUXxHsE.

7. Феррис Г. Р., Розен С. Д., Барнум Д. Т. Справочник человеческих ресурсов. Кембридж, Массачусетс: Блэк-велл//.http://www.ilocis.org/documents/chpt21e.htm.

8. Ченг Сяо, М. Хашем Песаран, Андреас Пик (2017). Диагностические тесты независимости поперечных сечений для нелинейных панельных моделей данных. Кембриджский университет.-С.13.// http://www.econ.cam.ac.uk/researchfiles/repec/cam/ pdf/cwpe0716.pdf,www.econ.cam.ac.uk.

References:

1. Arab Monetary Fund (2020) Economic Database, Questionnaire for the Study of Measuring the Economic Impact of the Tourism Sector in Arab Countries.- P.7-9// https://www.amf.org.ae/sites/default/fïles/research_and_publications/Economïc.pdf, www.amf.org.

2. Cheng Hsiao, M. Hashem Pesaran, Andreas Pick (2017).Diagnostic Tests of Cross Section Independence for Nonlinear Panel Data Models. University of Cambridge.-P.13//http://www.econ.cam.ac.uk/researchfiles/repec/cam/pdf/cwpe0716.pdf,www.econ.cam.ac.uk.

3. Faiza Manzoor and Other (2019). The Contribution of Sustainable Tourism to Economic Growth and Employment in Pakistan, International Journal of Environmental Research and Public Health..Number 19, Volume 16.https://www.mdpi.com/1660-4601/16/19/3785/htm?fbclid=IwAR1_ncwDsbyuG3pz8UyZvDKSR8Z0RDJ2ePFmlC-oN_wecKtD 4nzVyUXxHsE.

4. Ferris, GR, SD Rosen, and DT Barnum. Handbook of Human Resources. Cambridge, Mass: Blackwell.http://www.ilocis.org/documents/chpt21e.htm.

5. Taizeng Ren, et al. (2019) The Impact of Tourism Quality on Economic Development and Environment: Evidence from Mediterranean Countries, MDPI. Number 11, Volume 8. P.7// .https://www.mdpi.com/2071-1050/11/8/2296/htm?fbclid= IwAR3kdV5ArHVMIzXBJN6Tavuu1OpxXNHU_ctzmmhQSfIeJFQUqpMjSfIqZf0.

6. World Travel & Tourism Council (2020). Global Economic Impact and Trend"-P:11// file:///C:/Users/jusei/Downloads/Global_Economic_Impact_&_Trends_2020.pdf.

7. World Tourism Organization (2020). Tourism Statistical Data Set

Database//https://www.unwto.org/?fbclid=IwAR38TrGlVaUrHGBaW592dw0qMBTvibAve0PI3ml9klKFH81cDhZV2ud Qpjg.

8. World bank, World Development Indicators, database// https: //databank.worldbank.org/source/world-development-indicators?fbclid=IwAR0RsypadQB1g CzQHxDyqlttArGV7ID9RZCt40lvhxRhLGt3Yh-kQwhPuD8.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-10829

Л.А. Белова - профессор кафедры экономики и ВЭД, к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет (Iab_0658@mail.ru,

L.A. Belova - Professor, Department of Economics & international relations, candidate of Economics, associated Professor, Kuban state agrarian University;

Л.И. Верона - студентка 3 курса экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет (Iina_ver7@maiI.ru),

L.I. Verona - 3rd year student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University.

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ РОССИЙСКОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ MODERN TRENDS OF THE RUSSIAN RETAIL TRADE

Аннотация. В статье представлен обзор современного состояния и тенденций развития российской розничной торговли. Обозначена разница между оптовой и розничной торговлей в соответствии с законом РФ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Выявлены основные факторы, влияющие на функционирование сферы торговли. Представлена динамика оборота розничной торговли России, в том числе по формам собственности. Акцентируется внимание на возрастании роли сетевой торговли продуктами питания в России. Дана характеристика высокой степени концентрации розничного рынка в странах Европы. Обозначены основные тренды российского ритейла, в числе которых диджитализация, региональная дискаунтеризация, использование промо-акций и СТМ, организация общественного питания в магазинах, развитие интернет-торговли продуктами. Отмечается, что приоритетами развития сферы торговли остаются развитие категорийного менеджмента, а также цифровой сферы и электронной коммерции, т.е. инновационные технологии - это настоящее и будущее российской торговли.

Abstract. The article presents an overview of the current state and trends in the development of Russian retail trade. The difference between wholesale and retail trade is indicated in accordance with the Law of the Russian Federation «On the Basics of State Regulation of trade activities in the Russian Federation». The main factors influencing the functioning of the trade sphere are identified. The dynamics of retail trade turnover in Russia, including by form of ownership, is presented. The article focuses on the growing role of the food network trade in Russia. The characteristic of the high degree of concentration of the retail market in Europe is given. The main trends of Russian retail are outlined, including digitalization, regional discounterization, the use of promotions and STM, the organization of public catering in stores, and the development of online food trading. It is noted that the development of category management, as well as the digital sphere and e-commerce remain priorities for the development of the trade sector.

Ключевые слова: доходы, спрос, предложение, оборот, диджитализация, дискаунтеризация, промо-ак-ции, СТМ, интернет-торговля, категорийный менеджмент, инновации.

Keywords: revenue, demand, supply, turnover, digitalization, discounterization, promotions, STM, e-commerce, category management, innovation.

Состояние сферы торговли находится под воздействием состояния экономики страны в целом, испытывающей довольно ощутимые проблемы, обусловленные падением цен на энергоносители, политическими и экономическими проблемами со странами запада, пандемией коронавируса, которая приостановила функционирование целых отраслей. Транспорт, гостиничный и ресторанный бизнесы, индустрия красоты, санаторно-курортный комплекс, торговые центры в 2020 году не работали достаточно продолжительное время, что привело к потере работы и, соответственно, доходов населения. Данная ситуация повлекла за собой снижение потребительского спроса, кроме того, произошло смещение приоритетов в сторону недорогих и самых необходимых товаров.

Вместе с тем, если сравнить динамику темпов роста реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения за 2014-2019 гг., можно отметить, что, начиная с 2018 г. оба показателя ощутимо возросли и достигли положительных значений (рисунок 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.