Научная статья на тему 'Инвестиционный климат жилищно-коммунального хозяйства Северо-Кавказского федерального округа'

Инвестиционный климат жилищно-коммунального хозяйства Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИЯ / МОНОПОЛИЯ / ЛИЗИНГ / КРЕДИТОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / INVESTMENT / MONOPOLY / LEASING / CREDITING / INVESTMENT PROJECTS / PREFERENTIAL CREDITING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Созаева А. М.

На современном этапе ЖКХ в СКФО нуждается в серьезной модернизации. Данные совершенствования практически невозможны без привлечения инвестиций. В представленной работе мы проведем анализ инвестиций в сфере ЖКХ СКФО, выявим основные причины низкой инвестиционной привлекательности данной сферы и предложим возможные механизмы ее максимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT CLIMATE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

At the present stage housing and communal services in North Caucasus Federal District need serious upgrade. These modernizations are practically impossible without investment attraction. In the provided work we will carry out the analysis of investments in the sphere of housing and communal services of North Caucasus Federal District; we will establish basic reasons of low investment appeal of this sphere and we will offer possible mechanisms of its maximization.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат жилищно-коммунального хозяйства Северо-Кавказского федерального округа»

Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН № 1 (57) 2014

РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ЭКОНОМИКА

УДК 332.8

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

А.М. СОЗАЕВА

ФГБУН Институт информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского научного центра РАН 360000, КБР, г. Нальчик, ул. И. Арманд, 37-а E-mail: iipru@rambler. ru

На современном этапе ЖКХ в СКФО нуждается в серьезной модернизации. Данные совершенствования практически невозможны без привлечения инвестиций. В представленной работе мы проведем анализ инвестиций в сфере ЖКХ СКФО, выявим основные причины низкой инвестиционной привлекательности данной сферы и предложим возможные механизмы ее максимизации.

Ключевые слова: инвестиция, монополия, лизинг, кредитование, инвестиционные проекты, льготное кредитование.

В жилищно-коммунальном секторе под инвестициями понимают экономические ресурсы, направленные на расширенное производство или модернизацию фондов жилищно-коммунальной сферы.

Инвестиционные проекты в жилищно-коммунальном комплексе носят долговременный характер, соответственно инвесторы напрямую заинтересованы в предсказуемой политике.

В то же время предприятия жилищно-коммунальной сферы как объект инвестиций представляют интерес для инвесторов по ряду причин:

1. Компании являются естественными локальными монополистами и имеют постоянный рынок сбыта. Потребители не могут отказаться от оказываемых этими предприятиями услуг.

2. Предприятия за свои услуги, отпускаемые потребителям, в первую очередь населению, имеют устойчивую часть поступлений в виде «живых денег». Эти платежи стабильны, своевременны и прогнозируемы [4].

Научная новизна выполненной работы заключается в теоретико-методологическом обосновании эффективного инструментария привлечения инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство СКФО.

Замена устаревших инженерных сетей и оборудования может привести к существенному сокращению себестоимости производства услуг и тем самым сгенерировать значительную экономию финансовых ресурсов в регионах. Данный вид предприятий достаточно привлекателен с точки зрения инвестирования. Проведем анализ инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности, относящимся к коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию населения, в СКФО в 2011 году (рис. 1).

Мы можем наблюдать, что большая часть привлеченных денежных средств приходится на организации, занимающиеся водоснабжением (41%) и сбором сточных вод, отходов и аналогичной деятельностью (37%). На улучшение качества газоснабжения приходится около 19% от общего числа инвестиций. Если же проводить анализ в разрезе по субъектам СКФО, необходимо отметить, что распределение инвестиций весьма неоднородно. К при-

меру, в КБР инвестиции в данной отрасли значительно ниже, чем в других субъектах СКФО, а в некоторых и вовсе отсутствуют. А в Чеченской Республике около 90% инвестиций направлены на сбор сточных вод, отходов и аналогичную деятельность. Заметим, что в Ставропольском крае инвестиции в сфере ЖКУ пусть и не высоки, но равноценно распределены по всем отраслям, что ведет, на наш взгляд, к стабильному развитию сектора в целом.

Распределение газообразного топлива 728,8

Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность 1377

Распределение тепловой энергии 101,9

Распределение воды 1553,3

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности, относящимся к коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию населения,

в СКФО в 2011 г.

Показатели доходности в отраслях ЖКК значительно уступают им в других отраслях, соответственно капитал переходит из отраслей с низкой доходностью в отрасли с высокой доходностью. Инвестиционный риск в жилищно-коммунальном комплексе остается высоким. К примеру, проанализировав данные о прибыльности организаций, осуществляющих деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда в субъектах СКФО (табл. 1), можем сделать вывод, что в Республике Дагестан и Кабардино-Балкарской Республике данные просто ужасающие - 100% организаций являются убыточными. Около половины эксплуатационных компаний в Чеченской Республике и Ставропольском крае имеют, пусть и невысокую, но стабильную прибыль. Весьма положительный результат в Республике Северная Осетия - Алания, по данным на 2011 год здесь у 100% организаций ЖКУ есть прибыль, в целом равная 2 млн. руб.

Следующей причиной отсутствия желания инвесторов вкладывать средства является наличие значительных задолженностей в данной отрасли. Решением в сложившейся ситуации может служить реструктуризация долгов, а также разработка механизма реализации этой меры.

Отметим, что услуги и ресурсы, оказываемые предприятиями ЖКУ народному хозяйству, останутся всегда востребованными, т.е. спрос на данные услуги стабильно высок.

Таблица 1.

Финансовый результат деятельности организаций, осуществляющих деятельность

по управлению эксплуатацией жилого фонда, по субъектам СКФО в 2011 г.

Сальдированный фин. результат Прибыль, Удельный вес прибыльных Убыток, млн. руб. Удельный вес убыточных

деят-ти организаций (прибыль ми- млн. руб. организации в общем числе организаций в общем числе

нус убыток) организаций, организаций,

млн. руб. процентов процентов

Республика Дагестан -0,4 - - -0,4 100,0

Республика Ингушетия - - - - -

Кабардино-Балкарская Республика -5 5 100,0

Карачаево-Черкесская Республика 0,5 3,5 33,3 3 66,7

Республика Северная Осетия-Алания 2 2 100,0

Чеченская Республика -11 4 50,0 15 50,0

Ставропольский край -74 14 48,1 88 51,9

Одним из возможных способов привлечения инвестиций, по нашему мнению, мог бы стать лизинг оборудования. К такому оборудованию можно отнести мусоросжигающие минизаводы, оборудование энергосбережения, автономные модульные теплоснабжающие станции, модули водоочистительных предприятий и т.п. [1]. Так что благодаря действующему с октября 1998 г. Федеральному закону «О лизинге» руководители местных администраций могут предложить потенциальным инвесторам идею передачи в лизинг необходимого оборудования и техники для модернизации и переустройства инженерной инфраструктуры.

Одним из факторов, сдерживающих направление инвестиций в сферу ЖКХ, является проблема возврата кредитов, предоставляемых таким предприятиям. При изучении показателей кредиторской и дебиторской задолженностей организаций ЖКУ СКФО на 2011 год (табл. 2) мы видим, что в большинстве субъектов кредиторская задолженность превышает дебиторскую порой даже в полтора раза. Однако в Карачаево-Черкесской Республике данный показатель относительно низкий - 47 млн. руб.

Таблица 2.

Кредиторская и дебиторская задолженность организаций,

осуществляющих деятельность по управлению эксплуатацией жилого фонда, по субъектам СКФО в 2011 г. (на конец года; миллионов рублей)

Кредиторская задолженность Дебиторская задолженность

Республика Дагестан 94 69

Республика Ингушетия - -

Кабардино-Балкарская Республика 83 53

Карачаево-Черкесская Республика 47 77

Республика Северная Осетия-Алания 109 118

Чеченская Республика 149 79

Ставропольский край 320 307

Значительное повышение тарифов в последние годы может стать гарантом возвратности инвестиций в объекты ЖКХ.

Привлечь инвесторов легче тем поставщикам услуг ЖКХ, которые смогут навести порядок на производстве, организовать бизнес-процессы таким образом, чтобы обеспечить предприятию потенциал роста. Таким образом, мы выяснили, что объекты коммунального хозяйства могут быть привлекательными для инвесторов с точки зрения вложения капиталов. А одним из механизмов получения такими субъектами заемных средств может стать лизинг.

Дополнить региональный Стандарт по обеспечению благоприятного инвестиционного климата можно положениями, способствующими привлечению инвестиций в ЖКХ: так, инвестиционная стратегия регионов должна определять в качестве приоритета развитие ЖКХ, снижение уровня износа и создание новых объектов ЖКХ. Региональная инвестиционная стратегия должна изначально предусматривать возможности возврата инвестиций в ЖКХ. Органы государственной региональной власти и местного самоуправления должны быть открыты для партнерства с потенциальными инвесторами, в том числе через механизмы эффективного тарифного регулирования, софинансирования инвестпроектов, через разработку мер ответственности собственников объектов ЖКХ.

Совершенно очевидно, что ведущее место в жилищно-коммунальной и социальной сфере принадлежит инвестиционным ресурсам. Для изучения реального положения инвестиционной деятельности в жилищной сфере в СКФО рассмотрим диаграмму 2. В ней приведены данные в разрезе по субъектам региона в период с 2000 по 2011 г. Республика Дагестан и Ставропольский край - субъекты, в которых поток инвестиций на протяжении 11 лет увеличился почти в 10 раз и в результате был равен 33935 млн. руб. и 16140 млн. руб. соответственно. Нестабилен денежный поток в строительство жилых зданий в Чеченской Республике, где со 110 млн. руб. за семь лет инвестиции достигли 17285 млн. руб., а через два года резко сократились до 5113 млн. руб. В целом по СКФО инвестиции в жилища возросли за указанный период в 22 раза - с 2941 млн. руб. до 65163 млн. руб.

30000 25000 20000 15000 10000 5000 0

Рис. 2. Инвестиции в жилища по субъектам СКФО (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

2000 2007 2008 2009 2010 2011

Республика Дагестан Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика -Кара чаево- Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания Чеченская Республика

Ставропольский край

При анализе общего числа инвестиций в субъектах макрорегиона (табл. 3) очевидно, что данная отрасль не является привлекательной для вложения денежных средств и в большинстве регионов не превышает четверти от всего потока. Самым невостребованным инвестстроительство оказалось в Республике Северная Осетия - Алания, Чеченской Республике и Ставропольском крае, в которых данный показатель не достигает и 20%.

Таблица 3.

Доля инвестиций в жилищное строительство в субъектах СКФО (в процентах от общего объема)

2009 г. 2011 г.

Северо-Кавказский федеральный округ 18,4 20,7

Республика Дагестан 21,8 26,7

Республика Ингушетия 7,0 36,0

Кабардино-Балкарская Республика 34,6 22,1

Карачаево-Черкесская Республика 13,9 21,7

Республика Северная Осетия - Алания 15,6 12,0

Чеченская Республика 10,0 17,5

Ставропольский край 18,8 16,5

Улучшение коммунальных и социально-экономических индикаторов инвестиционной деятельности в субъектах СКФО даст возможность получить повышение не только эффективности регионального инвестиционного процесса в этих сферах, но и благоустройства сельских и городских поселений, качества жизни населения, а следовательно, увеличения ВВП.

Также из-за низкого уровня капитализации, высокой стоимости кредитных ресурсов банковская система практически не участвует в инвестиционном процессе. По данным Ассоциации российских банков, доля кредитов реальному сектору экономики составляет около 30% от общего количества активов банков, однако их сумма настолько мала (особенно по долгосрочным кредитам), что на инвестиционную деятельность предприятий они не оказывают сколько-нибудь заметного влияния.

В разы увеличить кредитование предприятий, инновационных и инвестиционных проектов удастся лишь при масштабном увеличении кредитных ресурсов банков и в первую очередь путем привлечения средств населения. Но из-за отсутствия доверия к банкам средства данной группы не могут быть преобразованы в долгосрочные банковские ресурсы.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимы следующие условия: устойчивый экономический рост, надежные государственные гарантии, улучшение инвестиционного климата.

Максимально востребованными на сегодняшний день могут быть услуги банковского сектора в формировании и сопровождении программ инвестирования предприятий ЖКХ, стабилизации их реального финансового состояния, наладки систем взаимодействия и учета предприятий ЖКХ с собственниками жилья и поставщиками услуг.

Необходимо выделить основные направления с точки зрения инвестиционной привлекательности в ЖКХ:

- модернизация действующих технологий и инженерных сетей компаний ЖКХ;

- разработка комплексов энергоресурсосбережения, установки индивидуальных приборов регулирования и учета.

Целью организации системы инвестирования в жилищно-коммунальном комплексе является объединение и координация действий компаний ЖКХ, частных инвесторов и учреждений, заинтересованных в модернизации инвестиционной деятельности, контроле и организации через коммерческие банки финансовых потоков инвестиционных ресурсов.

Для того чтобы банки в СКФО активно включились в процессы инвестирования в жилищно-коммунальном комплексе, необходимо усовершенствовать правовую базу процессов инвестирования, разработать вопросы перераспределения и минимизации рисков инвесторов, развития системы страхования, рынка гарантий, модернизировать систему учета залогов, обеспечить взаимодействие предпринимательских, банковских, властных структур в организационном, информационном, инвестиционном посредничестве, отладить институциональную инфраструктуру инвестиций с помощью образования заинтересованности участия инжиниринговых фирм, маркетинговых и консалтинговых агентств [2].

В СКФО от инвестиционной среды в полной мере зависят объемы включения банков в региональные инвестиционные процессы. Для достижения данной цели необходимо сформировать концепцию и программу организации механизма инвестирования в регионе с привлечением банковских средств, где должен быть отражен принцип работы указанных ранее условий и организационные регламенты реализации пары взаимосвязанных блоков: «процедура инвестирования» и «процедура возврата инвестиций». В первом процессе в центре внимания находятся вопросы предварительного отбора инвестиционных проектов, процесс преобразования инвестиционных предложений в бизнес-планы, реализованные по унифицированному стандарту, документальное оформление контрактов по инвестиционным проектам, комплекс финансового сопровождения инвестиций (объединение банковских операций по кредитованию инвестиций, финансированию, операций с ценными бумагами).

Во втором случае параллельно с общепринятым обеспечением кредитов необходимо разработать метод дополнительных гарантий и при возможности льгот для инвесторов. К примеру, при согласовании бизнес-планов инвестору необходимо иметь право на получение части экономии, образующейся у реципиента как плюс от инвестиционных вложений, на время окупаемости проекта.

Данная система организации инвестирования в сферу жилищно-коммунального комплекса, возможно, станет основой стимулирования вложения капитала частных инвесторов и банков.

Однако преодоление состояния глубокого инвестиционного и экономического кризиса, в котором прибывает жилищно-коммунальный комплекс, невозможно обеспечить частичной модернизацией, которую реализуют правительства регионов СКФО в рамках осуществляемых ими программ. Необходим кардинально новый социально-экономический курс реформирования отрасли.

Социально-экономические особенности регионов не только предполагают различные меры реализации реформы, но и определяют минимальные условия к централизации ресурсов на федеральном уровне и их перераспределению в регионах. К примеру, необходимость поддержки государством слабо освоенных и кризисных регионов, а также межрегиональных коммуникаций (линий электропередачи, мелиоративных сооружений, электро-, газо-, водоснабжения, дорог и прочих коммуникаций) предопределяет достаточно большой объем централизованных инвестиций.

В инвестиционной сфере с переходом к рыночным отношениям можно выделить следующие целевые уровни: федерация (общество), регион, предприятие.

На первом уровне - предприятия (или корпоративном), определяющем этапе принятия инвестиционного решения - реализуется увязка целей общества и региона с целями предприятия с помощью налогов, экологических и социальных требований, платы за различные виды инвестиционных ресурсов [3].

Обработка порядка формирования государственных программ инвестирования, а также инвестиций на развитие сферы ЖКХ показала низкую активность малого и среднего бизнеса, предпринимательских структур. Возможным направлением максимизации их инве-

стиционной активности может служить долевое участие в реализации конкретных программ, льготное кредитование с учетом возмещения банкам разницы в учетной ставке.

Также для создания приемлемого инвестиционного климата необходимо иметь соответствующее законодательство, гарантирующее условия ведения бизнеса, особенно для иностранных инвесторов. Привлечение в сферу ЖКХ финансирования отечественных и иностранных инвесторов будет осуществляться путем макроэкономического регулирования в кредитной и финансовой сферах, увеличения прав и гарантий инвесторов. К числу необходимых мер, которые государство имеет возможность принять для сокращения рисков инвестиций в строительство, относятся:

- усиление правовых гарантий и упрощение процедур землепользования и застройки через ввод системы правового зонирования;

- гарантия прав собственности при вовлечении в оборот земельных участков под застройку;

- совершенствование системы прав на вновь образуемые на земельных участках объекты недвижимости.

Таким образом, мы выяснили, что объекты коммунального хозяйства могут быть привлекательными для инвесторов с точки зрения вложения капиталов, а проблемы выбора наиболее выгодных для инвестирования объектов являются одними из самых важных для инвесторов-собственников в жилищно-коммунальном комплексе.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Гольцман Л.Н., Федулова Л.А. Экономика коммунальных предприятий и расчетные цены. М., 2000.

2. Дегтяренко В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Экспертное бюро-М, 2007. 144 с.

3. Дронов А.А., Пацкалев А.Ф. Инвестирование в жилищно-коммунальный комплекс. ЖКХ, № 7, 2003 г. 1 часть.

4. Кесарева Н., Улюкаев А. Реформа жилищно-коммунального хозяйства: эволюция или революция // Вопросы экономики, 2004. № 9.

INVESTMENT CLIMATE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

A.M. SOZAYEVA

Institute of Computer Science and Problems of Regional Management of KBSC of the Russian Academy of Sciences 360000, KBR, Nalchik, 37-a, I. Armand street E-mail: iipru@rambler.ru

At the present stage housing and communal services in North Caucasus Federal District need serious upgrade. These modernizations are practically impossible without investment attraction. In the provided work we will carry out the analysis of investments in the sphere of housing and communal services of North Caucasus Federal District; we will establish basic reasons of low investment appeal of this sphere and we will offer possible mechanisms of its maximization.

Key words: investment, monopoly, leasing, crediting, investment projects, preferential crediting.

Работа поступила 19. 11. 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.