УДК 336.025
О.М. Махалина ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ: ОЦЕНКА
И ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье оценка инвестиционной привлекательности осуществляется по критериям благоприятного ведения бизнеса по рейтингу Doing Business Всемирного банка. В работе исследована динамика поступления иностранных инвестиций в Российскую Федерацию, рассмотрены внутренние факторы, оказывающие влияние на инвестиционный климат в российской экономике, сформулирован ряд предложений по его улучшению. Ключевые слова: условия ведения бизнеса, инвестиционный климат, иностранные инвестиции, отток капитала, прямые иностранные инвестиции.
Oksana Makhalina INVESTMENT CLIMATE IN RUSSIA: ASSESSMENT
AND INCREASE OF INVESTMENT APPEAL
Annotation. In the article the assessment of investment appeal is carried out by criteria of favorable business on Doing Business rating from the World bank. In the work dynamics of receipt of foreign investments into the Russian Federation is investigated, the internal factors having impact on investment climate in the Russian economy are considered, a number of offers on its improvement is formulated.
Keywords: business conditions, investment climate, foreign investments, capital outflow, direct foreign investments.
Благоприятные условия для ведения бизнеса в стране в настоящее время оцениваются различными рейтингами. Наиболее распространенным из них является Doing Business Всемирного банка, на продвижение по ступеням которого ориентировано традиционное улучшение инвестиционного климата в России. В мае 2012 г. президент РФ В. Путин подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», в котором говорится о необходимости принять меры, направленные на повышение позиции России в рейтинге Doing Business до 50-й в 2015 г. и до 20-й в 2018 г. [1]. 29 октября 2013 г. Всемирный банк в очередной раз опубликовал свой рейтинг, в нем Россия поднялась сразу на 19 позиций. Россия вошла в группу стран, продемонстрировавших наибольшие темпы улучшения благоприятности деловой среды. Список стран с самыми благоприятными условиями для ведения бизнеса восьмой год подряд возглавил Сингапур. Также в первую пятерку, как и в прошлом году, вошли Гонконг, Новая Зеландия, США и Дания.
А. Никитин, генеральный директор Агентства стратегических инициатив, 29 октября 2013 г. заявил, что важно не просто повышение по рейтингу, а улучшение реальных условий ведения бизнеса в стране, особенно в регионах. Рейтинг - еще не гарантия реального прогресса в условиях ведения бизнеса.
В рейтинге страны оцениваются по следующим критериям: открытие бизнеса, получение разрешений на строительство, подключение к энергосетям, регистрация собственности, доступ к кредитам, защита прав инвесторов, уплата налогов, трансграничная торговля, обеспечение соблюдения контрактов и урегулирование банкротств. В 2013 г. рейтинг Doing Business представлен в 11-й раз. Несмотря на отдельные недостатки рейтинга Doing Business, российскому правительству необходимо повышать критерии оценки рейтинга, чтобы выполнить требования Указа Президента РФ Владимира Путина «О долгосрочной государственной экономической политики». Далее рассмотрим основные направления улучшения критериев оценки. Для ведения бизнеса, прежде всего, нужны инвестиции.
Благоприятные условия для развития любого бизнеса - необходимое условие для привлечения иностранных инвесторов на территорию страны. Накопленный иностранный капитал в экономике России в 2013 г. составил 170 180 млн долл., что на 10,1 % больше по сравнению с 2012 г.
© Махалина О.М., 2014
(см. табл.)- Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции - 84,0%, доля прямых инвестиций составила 15,4%, портфельных - 0,6% (см. табл.). При этом сальдо инвестиций (инвестиции в Россию минус инвестиции за рубеж) сложилось отрицательным - 31 460 млн долл. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 12 720 млн долл., или на 6,9 % меньше, чем в 2012 г.
Больше всего иностранных инвестиций в 2013 г. направлено в обрабатывающие производства - 89 789 млн долл. (в основном в производства кокса и нефтепродуктов - 53 869 млн долл.), из них из Британии - 11 475 млн долл., из Франции поступило 7594 млн долл., из США - 6488 млн долл., из Люксембурга - 5758 млн долл. Инвестиции в оптовую и розничную торговлю составили 31 030 млн долл., в том числе из Кипра - 9145 млн долл., из Люксембурга - 6260 млн долл. Инвестиции в финансовую деятельность достигли 20 121 млн долл., в том числе из Швейцарии - 16 267 млн долл., из Кипра - 1239 млн долл. В добывающей отрасли инвестиций накоплено в 2013 г. на 11 424 млн долл., в том числе из Кипра - 2882 млн долл.
Однако прямые иностранные инвестиции в Россию сокращаются, а их привлекательность растет. По итогам 2012 г. Россия заняла 11-е место в мировом рейтинге привлекательности стран для прямых иностранных инвестиций, поднявшись с 2009 г. на семь ступенек, а с 2011-го - на одну. Россия в рейтинге отстает от Сингапура и Мексики, но опережает, например, Францию и Японию. Эксперты А.Т.Кеагпеу связывают повышение привлекательности России с присоединением к ВТО, расширившим доступ к экспортным рынкам. Одновременно у России возникли обязательства по снижению ограничений на прямые иностранные инвестиции, в том числе в секторе услуг, который выглядит особенно привлекательно на фоне низкой стоимости рабочей силы и роста внутреннего рынка. Управляющий партнер А.Т.Кеагпеу в России Пер Хонг считает слабыми сторонами России правоприменение, коррупцию, неэффективное регулирование и отсутствие прозрачности.
Таблица
Поступление иностранных инвестиций в РФ по типам (в млн долл. США)
1995 2000 2005 2009 2010 2011 2012 2013
Иностранные инвестиции, всего 2983 10 958 53 651 81 927 114 746 190 643 154 570 170 180
в том числе
Прямые инвестиции 2020 4429 13 072 15 906 13 810 18 415 18 666 26 118
Из них:
Взносы в капитал 1455 1060 10 360 7997 7700 9080 9248 9976
Кредиты, полученные от зарубежных сов- 341 2738 2165 6440 4610 7495 7671 14 581
ладельцев организации
Прочие прямые инвестиции 224 631 547 1469 1500 1840 1747 1557
Портфельные инвестиции 39 145 453 882 1076 805 1816 1092
Из них:
Акции и паи 11 72 328 378 344 577 1533 895
Долговые ценные бумаги 28 72 125 496 680 219 282 186
Прочие инвестиции 924 6384 40 126 65 139 99 860 171 423 134 088 142 970
Из них:
Торговые кредиты 187 1544 6025 13 941 17 594 27 775 28 049 27 345
Прочие кредиты 493 4735 33 745 50 830 79 146 139 931 97 473 113 950
Прочее 244 105 356 368 3120 3717 8566 1675
Источник: справочная информация Федеральной службы государственной статистики [2].
Профессор Высшей школы бизнеса МГУ В. Зубов обращает внимание на факторы снижения уровня инвестиционного климата в России [3]. Коротко рассмотрим их содержание.
1. Для развития любой экономики нужны инвестиции - а правительство делает все, чтобы их демотивировать. На предпринимателей оказывается все большее давление со стороны правоохранительных органов - причем не во имя сбора больших налогов, а грубое давление ради частных интересов силовиков. В условиях, когда риски ведения бизнеса становятся запредельными, предприниматели все чаще готовы их переуступать - причем обычно госкорпорациям или компаниям, приобретающим новые активы за счет кредитов госбанков. Это подрывает возможности той «национальной инвестиционной системы», о которой в Кремле говорят уже много лет. Деньги тратятся не на новые проекты, а на перетасовывание старых.
2. Власть не позволяет гражданам поверить в возможность инвестиций «в длинную». Банковская система страны по-прежнему уязвима. Это существенно сокращает объем инвестиций. Кроме того, что инвестиций мало, они становятся во все большей степени «государственными» - а значит, растрачиваемыми неэффективно. Никогда частный инвестор не стал бы строить объекты в Сочи за суммы, в десяток раз превышающие бюджеты прошлых Олимпиад, или вкладываться в реконструкцию Транссиба. В итоге оказывается, что вся инвестиционная политика государства - это перекладывание денег из потенциально прибыльных проектов в убыточные. Собственно, остановка роста экономики показывает именно это: «новое качество» инвестиций таково, что растрачиваемые впустую деньги просто не могут его породить. Без перемен в этой сфере, без нового договора власти и бизнеса развития не будет.
3. Властью четко взят курс на исполнение гарантий, выданных потребителям общественного продукта, - и на полное игнорирование любых обещаний, данных его производителям. Экономика - это не только перераспределение потоков, это еще их создание, о котором совершенно забыли. Но без решительного расширения границ социума, расширения их с «потребительствующих классов» до всего общества, - ситуацию в экономике не исправить.
4. Россия экспортирует практически только природные ресурсы, вклад в обновление производственной базы добывающих отраслей крайне скупой, а прямые иностранные инвестиции сокращаются. В такой ситуации гораздо правильнее было бы «потрафить» не ненасытному бюджету, а потребителям импортной продукции и тем компаниям, которые готовы начать инвестировать в развитие страны.
Важными факторами, формирующими инвестиционный климат, являются иностранные инвестиции и отток капиталов из страны. Росстат свидетельствует о сокращении накопленных иностранных инвестициях в российскую экономику. В январе 2014 г. снижение уровня производственных инвестиций составило в годовом исчислении 7 %, а в феврале - еще 3,5 %. Отток капитала в марте, по последней оценке Центра развития НИУ ВШЭ, составил 34 млрд долл. В больших масштабах капитал «убегал» из России лишь в октябре и декабре 2008 г. - 54 млрд и 45 млрд долл. соответственно. Таким образом, за первый квартал чистый отток капитала составил 70 млрд долл. «Эта сумма отражает как бегство капиталов за рубеж, так и «уход» в валюту российского населения. Даже если этот процесс вдруг прекратится, с учетом возникших проблем с рефинансированием зарубежных займов российских компаний совокупный отток капитала до конца года может составить 120-130 млрд долл.», - говорится в периодическом обзоре Центра развития НИУ ВШЭ «Комментарии о государстве и бизнесе» за 22 марта - 4 апреля 2014 г. [4]. «С учетом такого количества неопределенностей наш прогноз на 2014 г. формируется в достаточно широком диапазоне: от полного отсутствия роста (0,0 %) до достаточно сильного падения (до 1,5 %). Но никаких возможностей для продолжения прошлогоднего конъюнктурного роста мы не видим», - дают неутешительный прогноз на 2014 г. в Центре развития ВШЭ [4].
По формальным критериям говорить о кризисе в Российской Федерации нельзя: ВВП все-таки немного растет. Но при этом промышленное производство на нуле, не ослабевает мощный отток капиталов из страны, технологического рывка явно не получается. Чтобы экономике выйти из нынешнего состояния - кризиса порожденными не внешними, а внутренними факторами - необходимы меры по поддержке не только бюджетников, но и бизнеса, предпринимателей, без которых социальные задачи неразрешимы в принципе.
Библиографический список
1. Указ Президента Российской Федерации № 596 от 7 мая 2012 г. «О долгосрочной государственной экономической политике» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rsr-online.rU/doc/2012_06_25/6.pdf
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/in_invl.htm
3. Зубов В. Почему Россия тормозит // Московский комсомолец. - 2013. - № 26396.
4. Комментарии о государстве и бизнесе. Периодический обзор Центра развития НИУ ВШЭ за 22 марта - 4 апреля 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dcenter.ru/