УДК 339.924
UDC 339.924
ИНВЕСТИЦИОННЫМ КЛИМАТ И ОТТОК КАПИТАЛА В СИСТЕМЕ ОСНОВНЫХ РИСКОВ УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Мельников Александр Борисович д.э.н., профессор
Романенко Родион Геннадьевич аспирант
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Цель данной статьи состоит в определении состояния инвестиционного климата в России в настоящее время и выяснении причин увеличивающегося оттока капитала. В данной работе так доказывается, что отток капитала -одна из основных опасностей устойчивости экономики РФ
Ключевые слова: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ, ОТТОК КАПИТАЛА, ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
INVESTMENT CLIMATE AND OUTFLOW IN THE MAJOR RISK SYSTEM OF RUSSIAN ECONOMY STABILITY
Melnikov Alexander Borisovich Dr.Sci.Econ., professor
Romanenko Rodion Gennadyevich postgraduate student
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The purpose of this article is to determine the state of the investment climate in Russia at the present time to determine the cause of increasing capital outflows. In this article we show that the outflow of capital - one of the main risks of the Russian economy stability
Keywords: INVESTMENT CLIMATE, CAPITAL OUTFLOWS, FOREIGN DIRECT INVESTMENT
События, происходящие в мире в 2014 году, заставляют президента и правительство Российской Федерации ставить экономическую независимость и устойчивость экономики России во главу угла.
В целях обеспечения экономического суверенитета государства важную роль играет обеспечение стабильного роста экономики, необходимым условием чего является приток иностранного капитала.
Объем иностранных инвестиций в экономику РФ в 2013 году вырос на 10,1% по сравнению 2012 годом и составил 170,2 миллиарда долларов, в том числе прямых — на 39,9%, до 26,1 миллиарда долларов.
На конец 2013 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 384,1 миллиарда долларов, что на 6% больше по сравнению с 2012 годом, говорится в сообщении статистического ведомства. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 127,2 миллиарда долларов — на 6,9% меньше, чем в 2012 году.
Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе
— 65,7% (на конец 2012 года — 60,1%), доля прямых инвестиций составила 32,8% (37,5%), портфельных — 1,5% (2,4%), говорится в сообщении.
В 2013 году из России за рубеж направлено 201,6 миллиарда долларов инвестиций (на 34,5% больше, чем в 2012 году). Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2013 года составил 176,4 миллиарда долларов.
Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 151,3 миллиарда долларов (на 3,9% больше, чем в 2012 году).
На протяжении последних лет начиная с 2010-2013 гг. наблюдается положительные тенденции роста прямых иностранных инвестиций, которые связаны с многочисленными реформами по улучшению инвестиционного климата, что видно из таблицы.
Проанализировав динамику притока прямых иностранных инвестиций и динамику изменения цены за баррель нефти, можно говорить о зависимости этих показателей. Графики выявленных взаимосвязей представлены на рисунках 1, 2.
75000 65000 55000 45000 35000 25000 15000 5000
I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III
kbарталы
2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.
Рисунок 1. Динамика иностранных инвестиций в экономику РФ[1] Исходя из этого России необходима инвестиционная политика, направленная на стимулирование вложений в сферу новых технологий, которая может поднять страну на более высокий уровень и снизить жесткую зависимость от мировых цен на сырье.
150
SQD
50 idVtT 20011 .
шшшшшамгшгйишгшгшашашашаш
Рисунок 2. Динамика мировых цен за баррель нефти,
1999-2013 гг.[2]
Таблица
- ПОСТУПЛЕНИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РФ[3], МЛН. ДОЛЛАРОВ США
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Прямые инвестиции, из них: 781 420 3072 3678 7797 7027 5906 3810 8415 8666 6118
взносы в капитал 243 307 0360 769 4794 5883 997 700 080 248 9 976
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 106 695 165 987 1664 781 440 610 495 671 4581
прочие прямые инвестиции 432 18 47 22 339 363 469 500 840 747 557
http://ej.kubagro.ru/2014/06/pdf/66.pdf
Американский Forbes представил ежегодный рейтинг лучших стран для ведения бизнеса по итогам 2013 года. Россия разместилась на 91-й строчке, между Филиппинами и Парагваем. Страна поднялась в рейтинге на 14 позиций по сравнению с прошлым годом. Однако дефицит рабочей силы, высокий уровень коррупции и недостаток инфраструктурных инвестиций по-прежнему тормозят развитие делового климата в России.
Всего Forbes проанализировал 145 государств мира по 11 критериям, важным для бизнеса. Это уровень личных свобод граждан, степень защищенности прав собственности и инвестиций, стабильность цен, наличие барьеров для экспорта и импорта товаров и услуг, уровень развития технологий, внедрение инноваций, степень влияния государства на бизнес, коррупция, налоговое бремя и состояние рынка акций.
Данные собирались по итогам исследований следующих организаций: Freedom House, Heritage Foundation, Property Rights Alliance, Transparency International, Всемирный банк и Всемирный экономический форум (ВЭФ).[4]
По итогам 2013 года Россия поднялась сразу на 20 позиций и заняла 92-е место в новом международном рейтинге Doing Business-2014, составленном Всемирным банком (ВБ) и опубликованном 29 октября 2013г.
Россия впервые вошла в первую сотню рейтинга, оценивающего условия ведения бизнеса, опередив все три страны БРИК — Китай (96 место), Бразилию (116-е) и Индию (134-е). Всемирный банк назвал Россию одним из трех государств, наиболее активно продвинувшихся за истекший год по пути реформ, направленных на улучшение предпринимательского климата. Более значительный скачок продемонстрировали лишь Украина (поднялась с 140-го на 112-е место) и Руанда (с 54-го вышла на 32-ю строчку).
В мае 2012 года Президент России Владимир Путин подписал указ «О долгосрочной государственной экономической политике», который определил место в рейтинге как один из основных индикаторов успешности проводимых реформ. В указе была поставлена задача — повысить позицию страны в Doing Business с 120-й в 2011 году до 50-й в 2015 году и до 20-й в 2018 году.
Столь стремительный рост показателей прошедших 12 месяцев 2013 года связан с проведением пяти ключевых реформ. Одна из них касается запуска нового предприятия: Россия отменила требование для открытия счета компании иметь банковскую карту с нотариально заверенной подписью. В результате по критерию затрат времени и денег на создание бизнеса страна поднялась с 101-го места на 88-е, сократив на одну (до семи) количество необходимых процедур и на три дня (с 18 до 15) — временные затраты. Стоимость всего процесса уменьшилась до 1,3% с 2% от доходов на душу населения, необходимый стартовый капитал — с 1,4% до 1,2%.
Второе важное преобразование — сокращение количества разрешений, необходимых для реализации строительных проектов и времени, необходимого для регистрации нового здания. И хотя по первому критерию Россия остается на прежнем 178-м месте, показатели, его определяющие, улучшились. На получение разрешения на строительство теперь нужно потратить 297 дней, а не 344 дня, как годом ранее, и пройти при этом предстоит 36 процедур, а не 42. Стоимость получения разрешения на строительство теперь составляет 89% от дохода на душу населения (годом ранее — 129,2%).
Также Россия облегчила процедуру доступа к электроэнергии для предприятий, сделала получение электроэнергии более простым и менее затратным. По доступу к электроэнергетической инфраструктуре страна поднялась с 184-го на 117-е место. Количество процедур сократилось
вдвое — до пяти, а дней на их прохождение — с 281-го до 162-го. Стоимость доступа уменьшилась с 1573% от дохода на душу населения до 293,8%.
ВБ отмечает и реформы в сфере регистрации собственности. В частности, оптимизированы процедуры и временные затраты на их реализацию. По данному критерию Россия поднялась с 46-го на 17-е место. Годом ранее страна, напротив, спустилась на одну ступень. Теперь вместо пяти процедур необходимо пройти четыре, потратив на них 22 дня, а не 44. Стоимость регистрации прав также снизилась — с 0,1% до 0,2% от стоимости недвижимости.
Также в России упростилось ведение международной торговли. Это стало результатом внедрения электронной системы подачи документов по экспорту и импорту и сокращения числа физических проверок. По этому критерию Россия поднялась с 162-го на 157-е место. Хотя количество необходимых документов по экспорту увеличилось на один — до девяти, как и количество дней на его осуществление — с 21 до 22, однако стоимость экспортных процедур снизилась с $2820 за контейнер до $2615. Количество документов для оформления импорта сократилось с 11 до 10, временные затраты — с 36 до 21, стоимость — с $2920 за контейнер до $2810.
По уплате налогов Россия поднялась с 64-го на 56-е место (годом ранее по этому критерию Россия перепрыгнула сразу 41 ступень). Количество платежей осталось прежним — 7, временные затраты — также (177 часов), зато общая налоговая нагрузка сократилась с 54,1% от прибыли до 50,7%.
Исследование Всемирного банка отражает условия для ведения бизнеса в разных странах мира. Государства ранжируются по благоприятствованию ведению бизнеса, всего в рейтинг этого года включены 189 стран. Высокая позиция в рейтинге означает, что
регуляторный климат в стране способствует развитию предпринимательской деятельности.
Индекс является средним показателем по десяти индикаторам, каждый из которых имеет равный вес. В число индикаторов входят: открытие бизнеса, получение разрешений на строительство, регистрация собственности, подключение к сетям электропередачи, доступ к кредиту, налогообложение, защита прав инвесторов, обеспечение соблюдения контрактов, трансграничная торговля, урегулирование банкротств.
В 2013 году рейтинг публикуется уже в 11-й раз. В 2012 году Россия заняла 112-е место, поднявшись по сравнению с предыдущим рейтингом на четыре позиции.[5] Тогда Всемирный банк так же отмечал ряд улучшений. В основном благодаря изменениям в области налогообложения: уменьшилось количество часов, которое требуется на подготовку и подачу отчетности. В 2011 году эта величина составляла 290 часов, в 2012 177. Ускорение процедур, по мнению экспертов Всемирного банка, произошло, в основном, из-за массового перехода на электронную подачу отчетов в налоговую инспекцию. Однако рейтинг не учитывает то, что, отправив отчетность по интернету, ее все равно необходимо предоставить в бумажном виде в инспекцию. Несмотря на то что общая налоговая нагрузка на предприятие выросла с 46,9% до 54,1%, именно это уменьшение количества часов на заполнение отчетности дало эффект в общем рейтинге. Если разбираться дальше, то можно увидеть, что, хотя некоторые параметры немного улучшились, по другим, например, таким важным, как защита инвесторов и кредитование, Россия стала менее конкурентоспособной, потеряв три и семь пунктов соответственно.[6]
В России приток прямых иностранных инвестиций, которые способствуют созданию новых рабочих мест, на наш взгляд, недостаточен.
Мы выделили следующие основные факторы, сдерживающие рост прямых иностранных инвестиций:
1) сырьевая зависимость экономики страны;
2) неблагоприятный инвестиционный климат в стране;
3) высокий уровень коррупции;
4) недостаточная эффективность проводимой денежно-кредитной политики;
5) неопределенность правовой системы;
6) геополитические риски.
Необходимо отметить низкий уровень диверсификации экономики, большую зависимость финансовой системы страны от цен на сырье на мировых рынках, что является значительным фактором риска для любого инвестора с позиции высокой подверженности влияния кризисных явлений.
Неблагоприятный инвестиционный климат в стране, прежде всего, связан с недостаточной проработанностью правовой базы по защите прав и законных интересов инвесторов; недоступность кредитных ресурсов, связанная с высокой стоимостью обслуживания кредита; низкий уровень развития инфраструктуры, который выражается в больших издержках при подключении к системе электроснабжения.
Международная общественная организация Transparency International в декабре 2012г. поставило Россию только на 143 место в рейтинге наименее коррумпированных стран мира. Показательно, что это худший индекс среди всех стран G20.
Коррупции в нашей стране способствует мощнейший бюрократизм -чрезмерное осложнение процедур, которое отнимает у инвесторов массу времени. Кроме того, в России присутствует административные меры государства, которые способствуют ограничению конкуренции.
Что касается проводимой денежно-кредитной политики, то, несмотря на все усилия Банка России по переходу к режиму таргетирования инфляции, с 2012г. инфляция продолжает расти. Учитывая резкие
колебания курса рубля в первом квартале 2014 года, результатом которого стало снижение стоимости национальной валюты относительно доллара и евро приблизительно на 15%, стоит ожидать ускорение роста инфляции по итогам 2014 года.
В связи с острой ситуацией на Украине важнейшим фактором, сдерживающим рост прямых иностранных инвестиций стал геополитический, который в последние годы перестал считаться важным.
Все это в совокупности значительно влияет на инвестиционную привлекательность государства и тормозит возможный экономический рост в России.
Таким образом, несмотря на определенные улучшения в инвестиционной сфере России, а именно улучшение условий ведения бизнеса, увеличения доли прямых инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций, инвестиционный климат остается неблагоприятным.
Многие значимые для потенциальных инвесторов факторы, такие как высокая коррумпированность страны, нестабильность правовой системы, высокая зависимость от внешнего рынка, неразвитость кредитного рынка, а так же слабая развитость инфраструктур препятствуют вложению инвестиций в экономику. По нашему мнению, необходимо в первую очередь разработать более эффективные меры борьбы с коррупцией, а так же совершенствовать экономическую политику, которая позволит решить проблему зависимости российской экономики от сырья и доступности кредитных ресурсов.
Результатом перечисленных выше негативных факторов является отток капитала из России. Чистый вывоз капитала из РФ частным сектором за 2013 год достиг $62,7 млрд, следует из материалов Банка России.
По итогам 2012 года отток капитала из РФ составил $54,6 млрд. Таким образом, за минувший год объем чистого вывоза частного капитала увеличился на 14,8%.
В IV квартале 2013 года отток капитала достиг $16,6 млрд, по итогам III квартала составил $11,6 млрд после $6,2 млрд за II квартал и $28,2 млрд в I квартале прошлого года.
Добавим, что Центробанк РФ прогнозировал чистый вывоз частного капитала из России в 2014 году на уровне $20 млрд.
Минэкономразвития (МЭР) РФ делал прогноз по оттоку капитала из страны на 2014 год на уровне $25 млрд. Об этом в рамках Гайдаровского экономического форума заявил замглавы МЭР Андрей Клепач.
Однако геополитические риски, возникшие в конце 2013-начале 2014 гг. перечеркнули оптимистичные прогнозы. По данным Минэкономики, только за первые три месяца 2014 года из страны утекло $70 млрд, из них $35 млрд — в марте. Обострившаяся международная обстановка вынудила Всемирный Банк представить новый макроэкономический прогноз для России на 2014 и 2015 годы [7]. Базового сценария в нем нет, а развилка зависит от того, насколько значимыми окажутся риски, связанные с политической неопределенностью вокруг крымского кризиса.
Даже в сценарии низкого уровня рисков рост ВВП России в 2014 году составит 1,1% против 2,2%, на которые ВБ ставил в декабре 2013 года. При этом в случае дальнейшей эскалации украинского кризиса темпы прироста ВВП и вовсе станут отрицательными, экономика может потерять до 1,8% благодаря резкому увеличению оттока капитала. Среди главных причин текущего замедления роста эксперты отмечают низкий уровень потребительской и инвестиционной уверенности, негативно сказывающийся на внутреннем спросе. «На первый взгляд кажется странным, что на растущий рынок России не идут инвестиции. Снижение потребления на фоне растущего кредитования — довольно странная вещь.
Это объясняется падением доверия инвесторов и потребителей на фоне отсутствия реформ. Фундаментальная причина — слабость рыночных институтов»,— замечает главный экономист представительства ВБ в России Брижит Ханзль. Прогноз банка предполагает замедление потребления и дальнейшее сокращение инвестиций в обоих сценариях.
На фоне сокращающегося доверия потребителей и инвесторов в экономику России и растущей волатильности мировой экономики ключевым риском для России остается вероятная эскалация геополитической напряженности вокруг Крыма, говорится в комментарии к обновленному прогнозу ВБ. Но даже в случае стабилизации внешнеполитической обстановки отток капитала из РФ в 2014 году составит $85 млрд, а валовое накопление основного капитала сократится на 1,8% (-3,4% в 2013 году). Реализация же сценария высокого уровня риска предполагает отток в $150 млрд и инвестиционный шок в экономике
— валовое накопление основного капитала сократится на 10,3%.
И хотя в ВБ предполагают, что в случае запуска правительством структурных реформ часть капитала может быть репатриирована, российские чиновники дают оценки оттока, которые выглядят заметно хуже оптимистичного сценария ВБ. По данным правительства РФ, озвученным в марте 2014 г., по итогам 2014 года отток составит $60-80 млрд без учета интервенций ЦБ и $100 млрд — с учетом.
Оценки ВБ свидетельствуют: в 2013 году разрыв в темпах
экономического роста между развивающимися странами и российской экономикой рос. Отсутствие инвестиций будет только увеличивать этот разрыв не в пользу РФ. Восстановить доверие к российской экономике не удастся “без проведения существенных структурных реформ, направленных на укрепление нормативно-правовых и рыночных институтов, а также решения проблем, связанных с неэффективностью распределения факторов производства”,— заключают в ВБ. При этом
экономисты банка указывают, что риск реализации краткосрочных мер вместо реформ слишком велик[8].
Из всего вышеизложенного следует, что обеспечение благоприятного инвестиционного климата в России жизненно необходимо для реализации государством своих интересов как в международном плане, так и в вопросах экономического суверенитета. Без реализации продуманной и последовательной стратегии привлечения иностранных инвестиций, предоставляющей возможность исключить геополитические риски, Россия не сможет проводить независимую экономическую политику, так как в данный момент отток капитала является одной из важнейших проблем российской экономики.
Список литературы:
1. Сайт Федеральной службы государственной статистики
2. Сайт РосБизнесКонсалтинг.
3. Сайт Федеральной службы государственной статистики
4. Курт Баденхаузен. Лучшие страны для бизнеса — 2013// Forbes USA. 2013
№11
5. Сайт The Doing Business Project
6. Яна Яковлева. Почему Россия может догнать только Папуа—Новую Г винею//
Forbes. 2012 №10
7. Сайт Всемирного банка
8. Татьяна Едовина, Алексей Шаповалов. Российской экономике не хватает
доверия.// Коммерсант от 26.03.2014
References
1. Sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki
2. Sajt RosBiznesKonsalting.
3. Sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki
4. Kurt Badenhauzen. Luchshie strany dlja biznesa — 2013// Forbes USA. 2013 №11
5. Sajt The Doing Business Project
6. Jana Jakovleva. Pochemu Rossija mozhet dognat' tol'ko Papua—Novuju Gvineju//
Forbes. 2012 №10
7. Sajt Vsemirnogo banka
8. Tat'jana Edovina, Aleksej Shapovalov. Rossijskoj jekonomike ne hvataet doverija.//
Kommersant ot 26.03.2014