16(199) - 2011
ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ
УДК 330.332.014:336.22(470.326)
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ
Г. Л. ПОПОВА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономического анализа и качества E-mail: [email protected] Тамбовский государственный технический университет
В статье рассматривается понятие «инвестиционный климат региона». Проводится анализ тенденций поступления инвестиций в Тамбовскую область. По результатам исследования дается оценка доступности использования налоговых решений, направленных на повышение инвестиционной активности организаций.
Ключевые слова: инвестиционный климат, тенденции, налоги, регион.
Уровень и тенденции социально-экономического развития страны и регионов относятся к числу актуальных проблем, стоящих перед государством. Ведущими учеными и политиками нередко проводятся параллели между темпами социально-экономического развития и тенденциями формирования регионального инвестиционного климата [2].
Понятие «инвестиционный климат» является собирательным и включает в себя целый комплекс факторов, отражающих тенденции и особенности развития региона. Существует множество определений этого понятия. Наиболее часто встречающимся является характеристика инвестиционного климата как совокупности социально-экономических, политических и финансовых факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска [7].
Расширенное определение инвестиционного климата представляют российские экономисты Е. В. Савенкова, В. Н. Алексеев и В. Г. Ермилов.
Известный экономист Е. В. Савенкова рассматривает инвестиционный климат как «совокупность политических, финансово-экономических, социокультурных, организационно-правовых и природно-географических факторов, определяющих качество предпринимательской среды и степень возможных рисков при вложении инвестиционных ресурсов в проекты социально-экономического развития» [6].
В своих работах В. Н. Алексеев и В. Г. Ермилов называют инвестиционным климатом региона «совокупность политических, экономических, правовых, социальных и других факторов, определяющих возможности прибыльного вложения капитала и приемлемую степень инвестиционного риска, опосредованных состоянием инфраструктуры и комфортом жизнедеятельности» [1].
Обобщая все эти определения, можно представить инвестиционный климат региона как совокупность внешних и внутренних факторов, характеризующих регион с позиции выгодности вложения капитала и минимизации риска.
Существенное значение для формирования инвестиционного климата региона имеют такие
составляющие, как инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность. С помощью методов государственного регулирования можно изменять инвестиционную активность в стране, формировать желаемую отраслевую структуру, создавать более благоприятные условия для развития определенных секторов экономики.
На формирование инвестиционного климата оказывают влияние:
— государственное регулирование цен;
— государственное регулирование банковского процента;
— проведение государственной налоговой политики;
— сложившийся курс национальной валюты;
— распределение денежных накоплений и доходов в обществе [4].
Государственная налоговая политика является одним из важнейших рычагов, используемых государством для стимулирования роста инвестиционных вложений в реальный сектор экономики. Посредством применения стимулирующей функции налогов возможно добиться улучшения состояния инвестиционного климата в стране и регионах.
За последние годы было принято немало важных решений, нашедших свое отражение в Налоговом кодексе РФ и направленных на повышение инвестиционной активности предприятий России. Среди них можно выделить:
— снижение ставки налога на прибыль организаций с24до20 %;
— увеличение амортизационной премии при исчислении налога на прибыль с ЮдоЗО %;
— снижение налоговой ставки единого налога для предприятий малого бизнеса, находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН);
— введение инвестиционного налогового кредита;
— реструктуризация задолженности.
Действие законодательства федерального уровня распространяется на всей территории РФ, в то время как формирование инвестиционного климата, тенденций его развития происходит неравномерно по регионам России [11].
В качестве результирующих показателей, от-
ражающих тенденции развития инвестиционного климата региона, целесообразно выбрать:
— темп роста инвестиций в основной капитал;
— темп роста иностранных инвестиций.
Скажем, для Тамбовской обл. индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2003—2009 гг. фиксирует постоянную динамику роста. Наибольшего значения анализируемый по-казательдостигал в докризисном 2007 г. (141,2%).
В последующие годы тенденции формирования анализируемого показателя в области отражали общероссийские, но всегда превышали уровень аналогичного показателя по всей территории РФ (рис. 1). Наиболее существенный разрыв между региональным уровнем и общероссийским уровнем индекса физического объема инвестиций приходился на 2009г. и составлял 19,5 %.
Объем поступивших иностранных инвестиций на территорию региона отражает оценку независимых инвесторов об уровне инвестиционной привлекательности региона и дает косвенное представление о состоянии его инвестиционного климата. Одним из ключевых критериев выбора страны — объекта вложения иностранных инвестиций является состояние налоговой системы, которое включает:
— простоту расчета и уплаты налогов;
— налоговую нагрузку;
— стабильность налоговой системы.
По результатам четвертого ежегодного исследования «Уплата налогов—2010. Международный обзор», проводившегося в 183 странах, Россия заняла по индексу эффективности налоговой ставки 129-е место, а по простоте уплаты налогов — 103-е место [3]. Низкие оценки национальной налоговой системы стали потенциальным ограничением объема прямых иностранных инвестиций в экономику Тамбовской обл. Представленная динамика пока-
141,2
2003 г.
103,3
2004 г. 2005 2007 2008 2009 | I Тамбовская область • Российская Федерация
Рис. 1. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2003-209гг., % [12]
зателя «объемы поступления прямых иностранных инвестиций в расчете надушу населения» (рис. 2) позволяют заметить, что наибольшего значения анализируемый показатель аналогично индексу физического объема инвестиций в основной капитал достигал в 2007 г. Жесткие условия финансового кризиса вынудили инвесторов выводить свои финансовые ресурсы из развивающихся стран, в том числе и из России.
Сложившиеся общие тенденции наложили свой негативный отпечаток на объемы поступления иностранных инвестиций в экономику Тамбовской обл. С 2008 г. наблюдается снижение объема поступивших иностранных инвестиций на душу населения. В 2009 г. их уровень опустился ниже значений показателя в 2003 г. Сопоставления анализируемого показателя с общероссийскими тенденциями характеризуют Тамбовскую обл. как регион, имеющий низкий уровень инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов. Объем поступивших иностранных инвестиций на душу населения по РФ превышает аналогичный показатель по Тамбовской обл. в 2008 г. в 22,5 раза, а в 2009г. — в 240,5 раза.
По результатам ранжирования регионов Центрального федерального округа (ЦФО) по показателю «доля иностранных инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций» в 2008 г. Тамбовская обл. занимала 15-е место (из 18 возможных). Представленный анализ позволяет отнести область к регионам, являющимся малопривлекательными для иностранных инвесторов.
Несмотря на негативные тенденции по ряду показателей, итоги социально-экономического положения Тамбовской обл. в 2009 г. можно оценить положительно [10]. По основным экономическим показателям регион продемонстрировал рост по сравнению с 2008 г. Вырос индекс промышленного
1000 800 600400200 0
850,38
373,94
204,87
ш.
5,12
730,7
54,49
32,5
2003
2005
2007
2008
□ Российская Федерация □ Тамбовская область
Рис. 2. Объем поступивших прямых иностранных инвестиций надушунаселения в 2003—2009гг., долл. [12]
производства, увеличились объемы производства сельхозпродукции и строительства, не заморожен ни один крупный инвестиционный проект, выполнены все социальные обязательства.
Прирост промышленного производства региона по итогам 2009 г. составил 101%. Этот незначительный рост произошел на фоне спада в целом по России (индекс промышленного производства РФ-89%)иЦФО (85%).
За анализируемый период наблюдается увеличение доли финансирования инвестиций в основной капитал за счет привлеченных средств с 68,5 (в 2007г.)до73,2% (в 2008г.). Таким образом,можно сделать обобщающий вывод о том, что региональная экономика остро нуждается в инвестиционных вложениях.
Рассмотрим реакцию региональной системы на воздействие разработанных мероприятий в рамках налогового законодательства. Одним из решений, направленных на создание условий для инвестирования деятельности предприятий за счет собственных средств, является снижение ставки налога на прибыль. Принятое решение, имеющее целью снижение налоговой нагрузки на предприятия и организации, находящиеся на общем режиме налогообложения, действительно носит стимулирующий характер и позволяет высвободить финансовые ресурсы предприятий и организаций для последующих инвестиционных вложений. Результативность принятого решения была бы более высокой, а влияние на развитие национальной экономической системы более значительным, если бы экономика страны (в том числе и региона) находилась на стадии подъема, а не в условиях кризиса. Структурный анализ предприятий за ряд лет позволил выявить наличие значительной доли убыточных крупных и средних предприятий (рис. 3). Согласно статистическим данным за 2010 г. значение анализируемого показателя по Тамбовской обл. превышает средний уровень по Российской Федерации и ЦФО (35,74, 34,97 и 34,06% соответственно).
Таким образом, по объективным причинам численность предприятий Тамбовской обл., находящихся на общем режиме налогообложения и имеющих возможность воспользоваться преимуществами от сокращения налоговой ставки налога на прибыль, существенно сокращается.
Решение, связанное с увеличением амортизационной премии при исчисле-
577,3
2,4
2009
50,01
45,78
35,74
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
% Российская Федерация □ ЦФО □ Тамбовская область Рис. 3. Удельный вес убыточных крупных и средних предприятий в 2004—2010гг., %
нии налога на прибыль с 10 до 30 %, также носит стимулирующий характер. Согласно статистическим данным удельный вес полностью изношенных основных фондов в Тамбовской обл. в 2009 г. составлял 19,8 % [12] и был самым высоким среди областей ЦФО. Но стимулирующий характер налоговой новации смогут использовать далеко не все: в экономике региона имеется значительное количество убыточных крупных и средних предприятий и организаций.
Снижение налоговой ставки единого налога для предприятий малого бизнеса, находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН), следует рассматривать как решение, носящее стимулирующий характер и направленное на развитие сферы малого бизнеса. Но оно распространяется не на все малые предприятия, а на определенную группу (малые предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и являющиеся плательщиками единого налога, исчисляемого как разность между доходами и расходами). Принятой налоговой новацией воспользуется лишь незначительная часть предприятий малого бизнеса, так как в структуре налогов на совокупный доход удельный вес налогов, уплачиваемых 14,' рассматриваемой группой предприятий, не превышает 16 %.
Динамика поступлений единого налога позволяет заметить, что на территории Тамбовской обл. ихдоля ниже, чем в среднем по РФ (рис. 4). В 2009 г. доля уплачиваемого единого налога составляла 10,1 % от суммы всех уплаченных налогов на совокупный доход по Тамбовской обл.
Несмотря на ограниченную сферу применения налоговой новации, она оказала стимулирующее влияние на
развитие малых предприятии, находящихся на УСН и являющихся плательщиками единого налога, исчисляемого как разность между доходами и расходами. По состоянию на 01.05.2010 доля единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в составе налогов на совокупный доход по Тамбовской обл. возросла по сравнению с 2009 г. и составила 10,8 %.
Статьей 67 Налогового кодекса РФ вводится инвестиционный налоговый кредит. Этот кредит носит целевой характер и предоставляется организациям, осуществляющим инновационную деятельность, имеющую социально-экономическое значение для региона или для внедрения разработок общегосударственного значения. Анализ разработанной налоговой меры указывает на ее практическую значимость. Предприятия или организации могут воспользоваться высвобожденными финансовыми ресурсами для своего дальнейшего развития. Однако воспользоваться данной возможностью смогли далеко не все желающие. Согласно данным официальной налоговой статистики, по состоянию на 01.01.2008 зафиксированы всего два налогоплательщика, в отношении которых были приняты решения по инвестиционному налоговому кредиту, предоставляемому по согласованию с финансовыми органами субъектов РФ. Натерритории Тамбовской обл. по состоянию на 01.01.2010 не было зафиксировано ни одной такой организации.
Решения по реструктуризации задолженности также можно отнести к категории мер, имеющих
15,79
12,8
1
10,9
а
12,48
1
10,1
1
7
2007
2008
□ Российская Федерация
2009
□ Тамбовская область
Рис. 4. Доля единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в составе налогов на совокупный доход в 2007—2009гг., % [9]
44,91
2006
2007
I Российская Федерация
2008 2009
□ ЦФО □ Тамбовская область
Рис. 5. Удельный вес недоимки в общей сумме задолженности в 2006—2009гг., % [8]
4,24
4,33
4,07
4,14
4,05
3,95
2004 2005 2006 2007 2008 2009
Рис. 6. Задолженность по налогам и сборам Тамбовской обл. в бюджетную систему Российской Федерации в расчете на одного занятого в экономике в 2004-2009гг.,тыс. руб. /чел. [5, 8]
инвестиционную направленность. Ведь высвобожденные финансовые ресурсы организация или предприятие может направить на свое развитие. В 2009 г. около 50 % задолженности по налогам и сборам в Тамбовской обл. приходилось на недоимку, т. е. сумму налогов и сборов, не уплаченную в законодательно установленный срок. Значение данного показателя превышает средний уровень по ЦФО (44,54 %) и по Российской Федерации (44,91 %) (рис. 5). "Удельный вес недоимки в общей сумме задолженности достиг самого высокого уровня в 2009 г.
Тенденции формирования задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации в расчете на одного занятого в экономике в 2004—2009 гг. позволяют заметить наличие существенного снижения уровня анализируемого показателя в 2008 г. (на 0,19тыс. руб. /чел.), азатем его стремительный рост в 2009г. (на 0,38тыс. руб. /чел.) (рис. 6). Аналогичные тенденции наблюдаются по показателю «удельный вес недоимки в общей сумме задолженности»: в 2008 г. происходит его снижение, а в 2009 г. — стремительный рост [9].
Таким образом, реструктуризация задолженности является своевременным и необходимым мероприятием, направленным на улучшение финансового состояния предприятий.
47,27 Для развития Тамбовской обл. необхо-
димо дальнейшее увеличение объемов инвестиционных вложений. Сравнительный анализ объемов иностранных инвестиций указывает на достаточно низкие показатели области по сравнению с другими регионами ЦФО и России. По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», Тамбовская обл. занимает лидирующие позиции по инвестиционному риску среди регионов РФ — 5-е место в 2009—2010 гг. А по уровню инвестиционного потенциала регион занимает 57-е место из 83 возможных. Рассматриваемый комплекс налоговых мероприятий должен оказать стимулирующее влияние на улучшение инвестиционного климата региона. Но численность предприятий, которые могут быть охвачены налоговыми новациями, ограничена по причине избирательности их воздействия. Поэтому целесообразно разработать налоговые новации в отношении тех налогов и сборов, которые уплачивают все налогоплательщики вне зависимости от результатов их хозяйственной деятельности и направлений вложения инвестиций.
Список литературы
1. Алексеев В. Н., Ермилов В. Г. Инвестиционный климат Москвы: отдельные аспекты // Финансы и кредит. 2010.№ 13.
2. Греф Г. Инвестрасходы РФ должны составлять 3,1-3,2% ВВП. 2006. URL: http://www. rbs. ru.
3. Заславская О. За сотым местом находится Россия по простоте уплаты налогов // Российская бизнес-газета. 01.12. 2009. № 730.
4. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. М.: КНОРУС. 2005.
5. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008: статистический сборник. М. 2009.
6. Савенкова Е. В. Механизм финансового обеспечения инвестиционного процесса в регионах России. М. 2010.
7. Финансовый словарь Финнам. URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23141.
8. Финансы России. 2010: статистический сборник. М. 2010.
9. URL: http://www.roskazna.ru.
10. URL: http://www.tambov. gov.ru.
11. URL:http://www.raexpert.ru.
12. URL: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet. cgi#l.