Научная статья на тему 'Инвестиционный климат Ростовской области: состояние и перспективы'

Инвестиционный климат Ростовской области: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
256
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / INSTITUTIONAL ENVIRONMENT / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СТАНДАРТ / REGIONAL INVESTMENT STANDARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голева Галина Александровна, Волков Юрий Юрьевич

В статье дается краткое описание инвестиционного климата Ростовской области. Характеризуя его перспективы, авторы подчеркивают превалирующую роль развитых рыночных институтов и приходят к выводу, что улучшение региональной инвестиционной политики должно осуществляться в соответствии с вновь принятым Региональным инвестиционным стандартом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment climate in Rostov region: present and future

The article gives a short description of investment climate in Rostov region. Describing it's perspectives the authors emphasize the prevailing role of developed market institutions and come to the conclusion that improvement of regional investment policy has to be done according to newly established Regional Investment Standard.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат Ростовской области: состояние и перспективы»

Г.А. Голева

доцент кафедры экономики и регионального менеджмента ИППК Южного федерального университета*

Ю.Ю. Волков

преподаватель кафедры экономики и регионального

менеджмента ИППК Южного федерального университета*

Инвестиционный климат Ростовской области: состояние и перспективы

Современное состояние экономики Ростовской области определяет необходимость стимулирования притока иностранных инвестиций. призванных восполнить нехватку собственных инвестиционных ресурсов, а также стимулировать более активное включение региона в процессы международного научно-технического и производственного сотрудничества.

На сегодня приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Ростовскую область растет быстрыми темпами. По данным Международной организации кредиторов (World Organization of Creditors, WOC) Ростовская область входит в число российских регионов, которые «на фоне скромного общего прироста прямых иностранных инвестиций в Россию демонстрируют прорывы в получении иностранного капитала»1.

В опубликованном на экспертном портале Высшей школы экономики докладе «Федеральная стагнация и региональные прорывы» проанализированы данные Росстата о притоке прямых иностранных инвестиций в регионы РФ за 2011 и 2012 гг. Авторы доклада отмечают, что приток прямых иностранных инвестиций в Россию по итогам 2012 г. составил 18,6 млрд долл, что на 1,4 % выше, чем в прошлом году.

В число российских регионов, наиболее привлекательных для ино-

* Голева Галина Александровна, e-mail: golevag@mail.ru

* Волков Юрий Юрьевич, e-mail: uuvolkov@mail.ru

1 Ростовская область совершила прорыв в привлечении иностранных инвестиций. Электронный ресурс. URL: http://www.ipa-don.ru/news/2013/7/323.

странного капитала, вошла Ростовская область, где прямые иностранные инвестиции по данным Росстата выросли в 2012 г. на 39,2 %. Однако в сравнении с другими регионами позиция пока не самая успешная: по объему привлеченных инвестиций в 2011 г. Ростовская область занимала 19-е место (169 млн долл), в 2012 г. - 17-е место (235 млн долл.)2.

Привлечение ПИИ относится к разряду приоритетных задач, отмеченных в стратегических документах развития региона: Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г., Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г., Стратегия развития инвестиционной сферы Ростовской области на период до 2020 г.3

Это определяет интерес к проблеме совершенствования местного инвестиционного климата, исследование которого нашло отражение в работах таких ученых как А.А. Гильяно, О.С. Белокрылова, В.А. Смоль-ницкий, П.С. Усатый4.

Представляется, что проблема совершенствования инвестиционного климата Ростовской области не может рассматриваться в отрыве от исследования ключевых направлении развития области и факторов, их определяющих. В частности, поступление ПИИ в регион осуществляется через тесное взаимодействие с его ВЭК.

Внешнеэкономический комплекс (ВЭК) - это совокупность отраслей, объединений, предприятий, фирм, организаций, производящих и реализующих экспортную продукцию всех видов, закупающих и пе-

2

Федеральная стагнация и региональные прорывы. 25.06.2013. Электронный ресурс. URL: http:// opec.ru/1543729.html.

3 Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г. Утв. распоряжением правительства РФ от 5.09. 2011 г. №1538-р; Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2020 г. Утв. постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067; Стратегия развития инвестиционной сферы Ростовской области на период до 2020 года. Утв. постановлением Правительства Ростовской области от 31.07.2013 № 474.

4 Гильяно А.А., Белокрылова О.С. Инвестиционный климат региона: критерии рациональности и институциональная структура. Ростов н/Д, 2003; Смольницкий В.А. Структурная политика как системообразующая функция государственного регулирования экономики: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2003. - 25 с.; Усатый П.С. Структурные сдвиги в экономике и их воздействие на региональное развитие: на материалах Ростовской области: автореф. дис. . канд. экон. наук. Ростов н/Д, 2002. - 26 с.

рерабатывающих импортные товары (услуги), осуществляющих другие формы ВЭД, а также государственные и общественные структуры, способствующие и содействующие осуществлению ВЭД5.

В региональной экономике формируется особая подсистема - региональный внешнеэкономический комплекс (РВЭК) - совокупность предприятий (фирм), организаций региона, их объединений, осуществляющих ВЭД во всем многообразии ее видов и форм; связанные с ними предприятия и организации, обеспечивающие осуществление ВЭД и ее подготовку; органы, регулирующие региональную ВЭД. Задачей этой подсистемы региональной экономики является не только получение прибыли от деятельности на внутреннем и внешних рынках, но и эффективное включение экономики региона в глобализационные процессы, рост региональной экономики за счет преимуществ международного разделения труда, обеспечение внешнеэкономической безопасности региона.

Традиционно внешнеэкономические связи регионального хозяйства Ростовской области реализуются в таких формах, как: производственная и научно-техническая кооперация; торговля товарами и услугами; кредитно-финансовая деятельность; информационный обмен; миграция трудовых ресурсов и др. Это находит проявление в торгово-посредническом, финансовом, информационном взаимодействии субъектов хозяйствования, в создании совместных предприятий, увеличении числа различных договорных сделок по обмену товарами между регионами и странами.

Внешнеторговый оборот Ростовской области за 2012 г. составил 10 млрд. 195 млн долл. США. Экспорт составил 5 млрд 311 млн долл. США, импорт - 4 млрд 884 млн долл. США. Внешнеторговый оборот снизился на 1,5 % по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Впервые с 2004 г. торговый баланс Ростовской области положительный

5 Александров Г.А. Тенденции развития внешнеэкономических связей региона. СПб., 2010. С. 34.

с сальдо в сумме 427,9 млн долл. США.

Основными партнерами по внешней торговле были страны дальнего зарубежья. Основным контрагентом по-прежнему остается Украина (около 20 %). Остальные ведущие торговые партнеры в порядке убывания: Турция, Китай, Италия, Швейцария. Экспортно-импортные операции в области в 2012 г. осуществляли около 2,5 тыс. участников ВЭД со 140 странами мира.

Основные товарные группы экспорта Ростовской области составляют: продовольственные товары и с/х сырье; минеральные продукты; металлы и изделия из них; машиностроительная продукция; продукция химической отрасли; импорта - машины, оборудование; металлы и изделия из них; продукция химической отрасли; текстиль, текстильные изделия и обувь; продовольственные товары и с/х сырье; минеральные продукты; древесина и целлюлозно-бумажные изделия6.

Внешнеэкономические связи региона активно развиваются. В 2012 г. Ростовскую область с официальным визитом посетили 12 Чрезвычайных и Полномочных Послов: Белоруссии, Японии, Польши, Бельгии, Македонии, Евросоюза, Турции, Словакии, Румынии, Намибии, Сингапура, Германии.

В Ростове-на-Дону осуществляют свою деятельность Генеральные консульства Украины, Армении, Румынии, а также почетные консулы Словакии, Франции и Республики Корея. С января 2010 г. работает Отделение Торгового представительства Венгерской Республики. С марта 2011 г. - представительство Республики Беларусь в Ростове-на-Дону. Кроме того, в регионе побывали с визитами бизнес-миссии 8 иностранных государств: Бельгии, Словакии, Польши, Японии, Македонии, Сингапура, Белоруссии, Канады.

В 2012 г. состоялись рабочие встречи руководства области с

6 Внешнеэкономическая деятельность предприятий Ростовской области в 2012 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.donexport.ru/rostov/economy/structure/456.html.

руководителями 11 крупнейших иностранных компаний, среди которых Европейский банк реконструкции и развития, французская компания «Сюкден» (производство сахара), Evonik Industries AG (создание комплекса по глубокой переработке зерна для производства аминокислот) и другие. В ходе встреч обсуждались перспективы реализации крупных инвестиционных проектов на территории Ростовской области. В Ростовской области работают представительства 12 международных организаций и культурно-образовательных центров7.

Вовлечение экономических субъектов региональной экономики в процессы иностранного инвестирования происходят прямо (через совместное участие с иностранными инвесторами в инвестиционных проектах) или опосредованно (через участие в процессах обеспечения внешнеэкономической деятельности в ее различных формах).

Таким образом, в регионе формируется особая подсистема международного производства, основанная на ПИИ, соподчиненная системе более высокого уровня - региональной социально-экономической системе и способная оказывать влияние (прямое и опосредованное) на все ее элементы. Участие региона в системах транснационального (международного) производства приводит к тому, что все большая часть ресурсов региона включается в международную сферу деятельности. Пределы управляемости этой подсистемой определяются степенью соотношения организации и самоорганизации как организационно-экономических параметров региональной экономики.

Привлечение иностранных инвестиций в региональную экономику не ограничивается рамками того, что они восполняют нехватку инвестиционных ресурсов, необходимых для регионального производственного и предпринимательского сектора, нацеленных на удовлетворение региональных потребностей. Ценность прямых иностранных инвестиций

7 Внешнеэкономическая и международная деятельность. агентство инвестиционного развития Ростовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ipa-don.ru/presentation/vn.

для региональной экономики состоит в том, что они способны изменить ее положение в системе международного разделения труда посредством повышения конкурентоспособности региональных предприятий и производимой в регионе продукции, а также за счет активизации процессов развития инноваций.

В этой связи приток иностранных инвестиций в Ростовскую область рассматривается как фактор развития прежде всего ее внешнеэкономического комплекса, ее международной конкурентной позиции, углубления ее международной экспортной специализации. Особенно актуально то, что эти направления развития экономики Ростовской области связаны с активизацией процессов ее кластеризации, что находит отражение в стратегических планах ее развития.

Оценка инвестиционного климата может осуществляться с опорой на различную методологию, в основу которой положены те или иные научно-теоретические концепции. Однако обзор научной литературы и многочисленные мнения экспертов свидетельствуют о том, что институциональные условия становятся сегодня определяющими в принятии инвестиционных решений относительно России для иностранных инвесторов8. Эта тенденция характерна как для экономики России в целом, так и для нашего региона. Обратимся для иллюстрации к результатам рейтингов.

Сегодня институциональные условия инвестирования в Ростовскую область оцениваются неоднозначно. Так, по данным Рейтингового агентства «Эксперт РА» за период 2011-2012 гг. Ростовская область покинула Топ-10 регионов России по уровню инвестиционного потенциала и минимальному риску. Теперь она занимает по указанным позициям соответственно 11-е и 12-е места. 13.12.2012 ей присвоен инвестицион-

8 См., например: Россия в глазах западных инвесторов. 5.07.2012. Электронный ресурс. URL: http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.phpPlDs44972; Налоговые риски: опыт иностранных инвесторов в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://befocus.ru/index.phpPoptionscom content&task=view&id=11146&ltemid=50; Инвестиционный климат России 2012. Консультативный совет по иностранным инвестициям. Москва, 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.fiac.ru/fi1 es/Russia-Investment-Climate-2012-RU.pdf.

ный рейтинг «2В» - «средний потенциал - умеренный риск»9.

Таблица 1

Ранги составляющих инвестиционного потенциала Ростовской области в инвестиционном рейтинге РА «Эксперт»,

2012 г.

Потенциал Ранг

Трудовой 6

Потребительский 8

Производственный 14

Финансовый 15

Институциональный 6

Инновационный 17

Инфраструктурный 20

Природно-ресурсный 33

Туристический 15

Для расчета рейтинга используется статистика федеральных министерств и ведомств: Минсвязи, Минфина, Минприроды, ФСФР и Центробанка.

Всемирный банк и Международная финансовая корпорация в рамках аналитического доклада «Ведение бизнеса в России 2012» (Doing Business) подготовили рейтинг российских городов, места в которых распределялись в зависимости от условий ведения бизнеса. В этом рейтинге среди 30 городов России Ростов-на-Дону занял 4-е место.

Таблица 2

Положение Ростова-на-Дону в рейтинге «Ведение бизнеса в России 2012»1

Рейтинг

Показатель показателя

Регистрация предприятий 26

Получение разрешений на

строительство 15

Подключение к системе электроснабжения 3

Регистрация собственности 4

9 Инвестиционный рейтинг российских регионов 2011-2012 гг. Электронный ресурс. URL: http:// raexpert.ru/ratings/regions/2012/att1.

Субнациональный рейтинг «Ведение бизнеса в России - 2012» содержит сравнительный анализ норм регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации по четырем показателям для тех сфер, которые регулируются местным законодательством или характеризуются различной практикой правоприменения.

В рейтинге журнала «русский репортер» среди лучших российских мегаполисов для жизни Ростов-на-Дону занимает пятое место (после Екатеринбурга, Краснодара, Хабаровска и Перьми). Индекс рассчитывается на основе статданных по 20 городам России. В то же время, по мнению «Форбс», определившего лучшие города для ведения бизнеса,

Л П

Ростов-на-Дону не вошел даже в первую десятку10.

Представляется, что и в дальнейшем залогом создания благоприятного инвестиционного климата в регионе должно стать совершенствование институциональных условий ведения бизнеса. В настоящее время уже предпринимаются некоторые шаги в этом направлении, которых. к сожалению. пока недостаточно. Например, в регионе введена рейтинговая оценка эффективности деятельности глав муниципальных образований Ростовской области по привлечению инвестиций

Оценка деятельности муниципальных образований по привлечению инвестиций в квартальном режиме осуществляется по направлениям, характеризующим: интенсивность и динамику инвестиционной активности в муниципальном образовании, интенсивность и динамику подрядной деятельности в муниципальном образовании, интенсивность и динамику жилищного строительства в муниципальном образовании, влияние инвестиционных процессов на уровень занятости населения муниципальных образований, интенсивность и динамику основного результирующего показателя экономического развития муниципального образования - оборота организаций, динамику результативности

10

Лучшие города для жизни и для дела [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.city-manager.org/magazine/jul2012-1/luchshie-goroda-dlya-zhizni-i-dlya-dela/.

финансово-хозяйственной деятельности организаций на территории муниципального образования.

Однако эта система только недавно была введена в практику и пока еще не получила должного развития. Также нововведением является региональный инвестиционный стандарт, который включает осуществление региональными властями следующих мер: утверждение высшими органами государственной власти субъекта РФ инвестиционной стратегии; формирование и ежегодное обновление плана создания необходимой для инвесторов инфраструктуры в регионе; ежегодное послание высшего должностного лица субъекта РФ «Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта РФ»; принятие закона субъекта РФ о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности; наличие совета по улучшению инвестиционного климата; наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами; наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков); наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов; создание специализированного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте РФ; наличие в субъекте РФ единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «единого окна»; принятие высшим должностным лицом субъекта РФ инвестиционной декларации региона; принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность; наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов РФ и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с

инвесторами; включение представителя потребителей энергоресурсов в состав органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования тарифов - региональной энергетической комиссии (РЭК) и создание коллегиального совещательного органа при РЭК, включающего представителей делового сообществ; наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства субъекта РФ для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов.

Региональный инвестиционной стандарт - ключевой проект Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), который направлен на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Указанные ранее 15 направлений действий, которые должны предпринять местные органы власти, являются квинт-эс-сенцией, по мнению экспертов АСИ, лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами.

Стандарт представляет собой совокупность определенных требований, которые, при надлежащей реализации, позволят достичь цели создания условий для увеличения притока инвестиций в регионы путем внедрения лучшей российской и международной практики взаимодействия региональных органов власти с предпринимателями. В основе внедрения Стандарта лежит оценка бизнесом усилий региональных властей по исполнению того или иного требования Стандарта. В этом процессе задействованы все деловые сообщества и объединения.

Апробация Стандарта была осуществлена в 6 «пилотных» регионах (Республика Татарстан, Пермский край, Калужская, Липецкая, Свердловская, Ульяновская области). К концу 2013 г. стандарт должен быть внедрен во всех регионах России. Внедрение Стандарта осуществляется на основе пошаговой дорожной карты - формализованного плана, определяющего мероприятия по реализации требований Стандарта и сроки их выполнения, а также ответственных из числа сотруд-

ников органов региональной исполнительной власти в каждом субъекте Российской Федерации при участии АСИ

Внедрение стандарта, обусловленное необходимостью совершенствования регионального инвестиционного климата, является сегодня стратегической задачей органов власти Ростовской области. Однако хороших перспектив в осуществлении этой работы можно ожидать только в случае развития институциональной среды региона, поскольку она закладывает благоприятные условия для экономического роста в целом и роста инвестиционной активности в долгосрочной перспективе.

Голева Г.А., Волков Ю.Ю. Инвестиционный климат Ростовской области: состояние и перспективы. В статье дается краткое описание инвестиционного климата Ростовской области. Характеризуя его перспективы, авторы подчеркивают превалирующую роль развитых рыночных институтов и приходят к выводу, что улучшение региональной инвестиционной политики должно осуществляться в соответствии с вновь принятым Региональным инвестиционным стандартом.

Ключевые слова: инвестиционный климат, институциональная среда, Региональный инвестиционный стандарт.

Goleva G.A., Volkov Y.Y. Investment climate in Rostov region: present and future. The article gives a short description of investment climate in Rostov region. Describing it's perspectives the authors emphasize the prevailing role of developed market institutions and come to the conclusion that improvement of regional investment policy has to be done according to newly established Regional Investment Standard.

Key words: investment climate, institutional Environment, Regional Investment Standard.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.