ИНВЕСТИЦИИ И ИННОВАЦИИ
УДК 330.332
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РЕГИОНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ [на примере Волгоградской области)
В статье рассмотрены теоретические принципы и основные положения Стандарта деятельности исполнительной власти су&ьекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. На основании анализа практик внедрения стандарта в регионах РФ сделан вывод о взаимозависимости инвестиционной активности, институциональной среды ведения бизнеса, текущего уровня жизни и экономической специализации территории.
Обоснована целесообразность внедрения стандарта в Волгоградской области.
В парадигме современных концепций конкурентоспособности территорий исследовано региональное законодательство, направленное на привлечение и поддержку прямых инвестиций, катализаторы и барьеры инвестиционного процесса. Выявлена проблема селекции прямых инвестиций с точки зрениях их соответствия / несоответствия целям и задачам социально-экономического развития региона.
Ключевые слова: импортозамещение, инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционный стандарт, институты развития, конкурентная стратегия, кооперация, новая индустриализация, новая технологическая волна, развитие компетенций, региональный инвестиционный стандарт.
В современной теории конкурентоспособности территорий (городов, агломераций, регионов, etc.) наряду с классическими факторами - наличие сырья, спроса (рынка), компетенций и капитала - выделяется институциональный фактор, выступающий катализатором, барьером, либо нейтральной средой по отношению к приходящим на территорию бизнес-игрокам, инвестициям и технологиям [з, с. 38; 5, с. 256].
В зависимости от состояния институциональной среды потенциальный инвестор делает выбор территории локализации, масштабирования либо создания нового бизнеса. Между бизнес-идеей и выбором территории приложения прямых инвестиций находится пространственно-временная последовательность действий, описанная в модели Грушевского-Гущиной в виде графа с двумя точками бифуркации, в системе координат которой предприниматель либо фирма при наличии прочих ресурсов принимают решение в зависимости от сложности, транспарентности и предсказуемости среды [2, с. 232]. Исходя из
И.Е. БОБРОВА
ОАО «Корпорация развития Волгоградской области» г. Волгоград
e-mail: [email protected]
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. уд
2013. №7 (150). Выпуск 26/1
вышеизложенного, перед региональной властью стоит задача создания среды, которая способствует приходу инвестиций, новых технологий и управленческих компетенций в автоматическом режиме, т.е. когда решение предпринимателя либо фирмы не зависит от персональных свойств представителей власти и управления.
В настоящей сттье, в первую очередь, предлагается рассмотреть инициативу АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) по созданию регионального инвестиционного стандарта. Стандарт, именуемый в официальных документах также Стандарт деятельности исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, представляет собой 15 норм, правил и алгоритмов деятельности исполнительной власти субъекта РФ, объединенных в три группы:
1. Стратегия субъекта РФ, направленная на обеспечение благоприятного инвестиционного климата;
2. Условия, создаваемые предпринимателям и фирмам для ведения бизнеса и осуществления инвестиционной деятельности;
3. Гарантии инвесторам.
В методических разработках АСИ стандарт определяется как совокупность требований, которые при надлежащей реализации позволят достичь цели создания условий для увеличения притока инвестиций в регионы путем внедрения лучшей российской и зарубежной практики взаимодействия региональных органов власти с предпринимателями1. При разработке первоначальной структуры и содержания документов учитывался опыт Калужской области.
Положения стандарта укладываются в логику пространственного развития страны, сформулированную в Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предполагающую поэтапную децентрализации государственного и муниципального управления в целях повышения конкурентоспособности территорий2. Это, в свою очередь, позволит раскрыть потенциал регионов в несырьевых секторах экономики [1, с. 108].
С 24 октября 2011 г. по 1 февраля 2012 г. пилотная апробация стандарта прошла в шести регионах РФ: Республике Татарстан, Пермском крае, Свердловской, Калужской, Липецкой и Ульяновской областях. 3 февраля 2012 г. стандарт был утвержден наблюдательным советом АСИ в качестве свода методических требований. К 1 марта 2012 г. он был скорректирован с учетом практики пилотных регионовз. Затем для каждого из шести регионов были разработаны «дорожные карты» его внедрения. 1 июля 2012 г. АСИ отчиталось о завершении пилотного проекта.
Стоит обратить внимание на выбор регионов в качестве пилотных (табл. 1.)
Таблица 1
Регионы РФ, выбранные АСИ в качестве пилотных, в Инвестиционном рейтинге РА «Эксперт», 2010-2012 гг.
Регион 2010 - 2011 2011 - 2012
Риск Потенциал, % Группа4 Риск Потенциал, % Группа
Калужская область 0.215 о. 900 - 0. 202 0.983 3В1
Липецкая область о. 182 о. 740 - 0.173 0.719 3А1
Республика Татарстан о. 217 2. 388 - о. 191 2.521 1А
Пермский край о. 306 1. 928 - 0.304 1. 904 2В
Ульяновская область 0. 262 0. 676 - 0. 249 о. 687 3В1
Свердловская область 0. 266 2. 624 - 0.239 2. 723 1В
В качестве пилотных выбраны регионы РФ с разным экономическим потенциалом, объединенные в кластер по признаку активной работы с внешними инвесторами.
1 http://www.asi.ru/asi_in_regions/about/
2 См.: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р). Раздел «Региональное развитие»
3 http://www.asi.ru/upload/madialibrary/91d/STD-v3-RUS_f.pdf
4 В 2010 - 2011 гг. группировка не производилась.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Ш
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013 №7 (150). Выпуск 26/1
На I Всероссийском форуме институтов развития (г. Екатеринбург, 4-5.04.2013) состоялось обсуждение практики и итогов внедрения стандарта в пилотных субъектах РФ. По оценкам участников форума из числа российских и зарубежных экспертов в области инвестиций и регионального развития внедрение улучшило институциональную среду и инвестиционный климат регионов. Индекс риска инвестирования, как правило, снизился; потенциал повысился.
В Волгоградской области официальное внедрение стандарта началось 21 сентября 2012 г. с подписания на XI Международном инвестиционном форуме в г. Сочи соглашения о сотрудничестве между Правительством Волгоградской области и АСИ"'. В то же время восемь из пятнадцати норм, правил и алгоритмов деятельности исполнительной власти региона к моменту подписания соглашения соответствовали требованиям стандарта.
В 2013 г. к внедрению стандарта присоединились еще четыре субъекта РФ: Республика Башкортостан, Астраханская, Белгородская и Ярославская области. Регионами, совместно с АСИ, Министерством экономического развития РФ и Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» (далее по тексту - ДР), разработаны и утверждены «дорожные карты» внедрения. В настоящий момент к проекту выразили готовность присоединиться Республики Бурятия, Карелия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Кемеровская, Мурманская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Пензенская, Ростовская, Томская и Челябинская области.
В Инвестиционном рейтинге российских регионов РА «Эксперт» Волгоградская область выглядит следующим образом.
Таблица 2
Волгоградская область в Инвестиционном рейтинге РА «Эксперт», 2010-2012 гг.
Регион 2010 - 2011 2011 - 2012
Риск Потенциал, % Группа Риск Потенциал, % Группа
Волгоградская область о. 291 1.191 - о. 277 0. 128 3В1
Регион, обладая высоким потенциалом, во многом нейтрализует его повышенным риском инвестирования, что смещает его в группу регионов 3В1, сопоставимую по уровню жизни с Ульяновской областью. Если провести декомпозицию индекса рисков, то в данной группе находятся, в основном, регионы с высококвалифицированными трудовыми ресурсами, но с низкой емкостью внутреннего рынка и не очень выгодным, с точки зрения построения логистики, географическим положением. Отсюда следует, что внедрение стандарта будет способствовать снижению риску инвестирования, раскрытию потенциала региона, связанного с его географическим положением, емкостью рынка и компетенциями.
В соответствии с методикой АСИ, внедрение стандарта осуществляется в тесном взаимодействии предпринимательского сообщества и региональной власти, в первую очередь, в формате общественной экспертизы и мониторинга. В целях эффективного взаимодействия участников апробации стандарта разработаны:
1. Типовой регламент деятельности экспертных групп.
2. Регламент взаимодействия Правительства Волгоградской области, АСИ и экспертной группы по мониторингу апробации и внедрения стандарта.
Внедрение регионального инвестиционного стандарта осуществляется на основе пошаговой «дорожной карты» - формализованного плана, определяющего мероприятия по реализации требований стандарта и сроки их выполнения, а также ответственных из числа сотрудников региональной исполнительной власти и местного самоуправления. Дорожные карты разрабатываются и утверждаются субъектами РФ совместно с АСИ, Министерством экономического развития и торговли РФ и ДР.
Министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области издан приказ от 12.02.2013 № 48 «Об установлении персональной ответственности за проведение мониторинга подготовки (разработки, утверждения) и
5 Работа по внедрению стандарта регламентируется п 3.3. протокола к Соглашению о сотрудничестве между Правительством Волгоградской области и АСИ от 21.09.2012.
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2013. №7 (150). Выпуск 26/1
реализации планов мероприятий «дорожных карт», разрабатываемых АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов».
При разработке второй редакции стандарта, вышеназванных нормативных документов и методических рекомендаций Правительством Волгоградской области учтены пожелания участников экспертных групп других регионов, обосновавших необходимость:
а) привлечь к работе экспертных групп и проектных офисов по улучшению инвестиционного климата представителей местного самоуправления;
б) определить различные аспекты безопасности осуществления инвестиционной деятельности в субъектах РФ;
в) скорректировать стандарт с точки зрения большей ориентации на защиту внутренних (региональных) инвесторов.
В настоящее время стандарту соответствует и из 15-ти норм, правил и алгоритмов деятельности исполнительной власти Волгоградской области (табл. 3).
Следующие последствия процесса внедрения регионального инвестиционного стандарта возможно отнести к позитивным:
1. Подготовка «дорожных карт» позволила Волгоградской области провести аудит институциональной среды, текущего состояния взаимодействий государственной власти и местного самоуправления с потенциальными инвесторами, в т.ч. - с действующими на территории региона предпринимателями и фирмами.
2. Возникающие при подготовке дорожных карт вопросы, как уже отмечалось ранее, потребовали корректировки первоначальной методологии внедрения стандарта, позволили выявить сильные и слабые стороны стандарта, о которых будет сказано ниже.
3. По результатам опросов предпринимателей и анализа заявленных в дорожных картах пилотными субъектами РФ требований стандарта, как выполненных, так и внедряемых, АСИ подготовлен обзор лучших практик, который был представлен 4-
5.04.2013 на Форуме институтов развития в г. Екатеринбурге6.
Согласно исследованию АСИ примерно 70% участников региональных экспертных групп рассчитывают на улучшение инвестиционного климата и относятся к работе по внедрению стандарта как к реальной возможности изменить ситуацию с точки зрения условий ведения бизнеса. При этом не все (только 35%) положительно оценивают перспективу полного внедрения требований стандарта в своем регионе?.
Экспертными группами в Республике Татарстан, Ульяновской и Липецкой областях предложено внести в «дорожные карты» по внедрению стандарта конкретные результаты реализации предусмотренных ими мероприятий, а также показателей эффективности внедрения отдельных положений стандарта. В настоящее время экспертные группы вышеназванных регионов ведут разработку таких показателей.
На последнем пункте стоит остановиться подробнее. На современном этапе перед региональными институтами развития РФ стоит задача постоянного балансирования между глобальным и локальным, чтобы преодолеть технологическое отставание (прежде всего - в развитии инфраструктуры и производств новой технологической волны), с одной стороны, и сохранить региональную культуру, присущую конкретному месту предпринимательскую структуру, - с другой [у, с. 65]. Аналогичные цели поставлены, например, в программе Сбербанка РФ «Новая индустриализация», реализуемой в регионах РФ с 2012 г., и проекте Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2020 г.
Если проанализировать назначение инвестиций, пришедших в Волгоградскую область в 2011 г., то 63 % из них связаны с созданием и модернизацией производств добычи и первичной переработки природного сырья (вывоз природных ресурсов, загрязнение окружающей среды), 21, 7 %, прежде всего - инвестиции в развитие торговых сетей - ориентированы на региональный потребительский рынок (вывоз капитала), и 15, з % прямых инвестиций были направлены на создание перерабатывающих и высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, продукция которых ориентирована на рынки за пределами региона и РФ (ввоз капитала, развитие компетенций). Таким образом, только 15, 3 % прямых инвестиций работали на повышение качества жизни жителей региона [4, с. 123].
6 http://www.dif2013.ru/
7 http://wWW.asi.ru/upload/madialibrary/9id/STD-V3-RUS_f.pdf
Соответствие норм, правил и алгоритмов деятельности исполнительной власти Волгоградской области
требованиям регионального инвестиционного стандарта
№ Требование стандарта Состояние нормативно-правового регулирования и институциональной среды в Волгоградской области
1 2 3
01 Утверждение субъектом РФ инвестиционной стратегии региона. Инвестиционная стратегия является частью Стратегии социально-экономического развития, принятой в соответствии с Законом Волгоградской области «О Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года» от 21.11.2008 № 1778-ОД.
02 Формирование и ежегодное обновление Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе Разрабатывается «План создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры региона», в котором будут указаны перспективные площадки для реализации инвестиционных проектов, действующие и проектируемые технопарки и индустриальные парки, объекты транспортной и социальной инфраструктур. В соответствии с Планом планируется внести изменения в схемы территориального планирования и инвестиционные программы сетевых инфраструктурных организаций. В настоящее время действует Реестр инвестиционный площадок Министерства экономики, внешнеэкономической деятельности и инвестиций Волгоградской области
03 Ежегодное послание высшего должностного лица субъекта РФ «Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта РФ». В структуре ежегодного послания губернатора Волгоградской областной думе имеется раздел «Инвестиции» (итоги прошедшего года, планы и задачи на перспективу)
04 Принятие нормативного правового акта субъекта РФ о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности. Закон Волгоградской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области» от 02.03.2010 № 2010-ОД устанавливает меры и условия получения государственной поддержки, гарантирует неухудшение условий ведения бизнеса. Права инвесторов и механизмы поддержки инвестиционной деятельности также регламентируются и другими документами, в т.ч.: а) Закон Волгоградской области «О государственных гарантиях Волгоградской области» от 28.04.2007 № 1455"ОД. б) Закон Волгоградской области «О залоговом фонде Волгоградской области» от 17.10.2012 № 121-ОД. в) Постановление Правительства Волгоградской области «О программе создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Волгоградской области на 2012-2014 годы» от 31.10.2012 № 463-п. г) Программа создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Волгоградской области на 2012-2014 годы (утверждена постановление Правительства Волгоградской области от 31.10.2012 № 463-п.)
05 Наличие Совета по улучшению инвестиционного климата Волгоградский областной совет по инвестициям - коллегиальный орган, созданный в целях решения вопросов, связанных с предоставлением государственной поддержки инвесторам, реализующим проекты на территории Волгоградской области на основании постановление Администрации Волгоградской области «О Волгоградском областном совете по инвестициям» от 15.06.2010 № 247-п
об Наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. ОАО «Корпорация развития Волгоградской области»
07 Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков). Инфраструктура представлена тремя действующими объектами: промышленный парк «Волгоград», Волгоградский областной бизнес-инкубатор, Быковский центр коллективного пользования. Проектируются два региональных индустриальных парка и три агротехнопарка. Подписано соглашение с СБ РФ о финансировании проектов создания инфраструктуры вышеназванных территорий в рамках программы «Новая индустриализация». Министерством экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области разработан и внесен в областную думу проект Закона Волгоградской области «О территориях социально-экономического развития», предусматривающий порядок оказания поддержки региональным индустриальным паркам, агротехнопаркам, инвестиционным площадкам моногородов и т.д. См. также п. 2
1 2 3
08 Наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов 1. Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, реализуемая на базе Волгоградского государственного университета и Волгоградского филиала РАНХ и ГС. 2. На базе средних специальных учебных заведений региона разработаны и реализуются программы подготовки специалистов для новых производств ООО «Специальные сварные металлоконструкции» ОАО Производственное объединение «Баррикады», ОАО ВМЗ «Красный Октябрь» и др.
09 Создание специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте РФ На сайте Министерства экономики, внешнеэкономических связей и инвестиций Волгоградской области для инвесторов представлена информация на 21 языке. Планируется создание специального портала.
10 Наличие в субъекте РФ единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна». Регламент работы ОАО «Корпорация развития Волгоградской области» в соответствии с постановлением Губернатора Волгоградской области «Об утверждении Инвестиционного меморандума Волгоградской области на 2012-2013 годы» от 13-09- 2012 N 847
11 Принятие высшим должностным лицом субъекта РФ инвестиционной декларации региона Постановление Губернатора Волгоградской области «Об утверждении Инвестиционного меморандума Волгоградской области на 2012-2013 годы» от 13-09- 2012 N 847
12 Принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность Постановление Губернатора Волгоградской «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Волгоградской области» области от 17.12.2012 № 1257 (в редакции постановления Губернатора Волгоградской области от 07.03.2013 № 206).
13 Наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников государственной власти субъекта РФ и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами Постоянно проводится обучение сотрудников структур государственной власти и местного самоуправления, курирующих инвестиционные проекты по Программе подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ, по работе в автоматизированной системе формирования, мониторинга и анализа хода реализации инвестиционных проектов в рамках ГАС «Управление».
14 Включение представителей потребителей энергоресурсов в состав органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования тарифов - региональной энергетической комиссии (РЭК) и создание коллегиального совещательного органа при РЭК, включающего представителей делового сообщества Представители потребителей энергоресурсов включены в состав экспертных советов по ценам и тарифам: в теплоэнергетике, в электроэнергетике, на газ, на товары и услуги.
15 Наличие каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта РФ для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов Действует телефонная «горячая линия», существует возможность обращения on-line, в соответствии с постановлением губернатора Волгоградской области «О региональном инвестиционном уполномоченном в Волгоградской области» от 28.03.2013 № 268.
Исходя из вышеизложенного, возникает проблема селекции инвестиций с точки зрения их социального эффекта. Обозначенную проблему приходится решать в условиях децентрализованной экономики с постоянно изменяющимися условиями внешней (изменение рыночной конъюнктуры, технологической границы, курсов валют, нормативноправовых актов и т.д.) и внутренней (изменение профессионального, этнического и религиозного состава граждан) сред. Возникает необходимость постоянного оперативного пересмотра стратегий, планов, проектов и программ развития территорий, алгоритмов и механизмов их реализации, разработки новых индикаторов, по которым определяется эффективность и результативность принимаемых управленческих решений. Это, в свою очередь, детерминирует развитие т.н. «мягкой инфраструктуры»:
- экспертных институтов и площадок, где государственное управление, местное самоуправление, наука и бизнес проводят экспертизу проектов и решений, разрабатывают и предлагают изменения, новые решения, проекты и программы;
- краудсорсинговых площадок, позволяющих оперативно реагировать на изменение потребностей как жителей территорий так и инвесторов;
- институтов развития, осуществляющих поиск, селекцию и поддержку лидеров, способных реализовывать проекты, направленные на социально-экономическое развитие территорий.
Внедрение стандарта затрудняется в связи отсутствием устойчивой и предсказуемой системы общефедеральных нормативных стимулов для улучшения регионального инвестиционного климата. В настоящее время межбюджетные отношения в РФ построены таким образом, что инвестиционно-успешные регионы лишаются преференций и дотаций из федеральной казны, что лишает их стимулов к развитию.
Практика внедрения стандарта указывает на то, что необходимо внести изменения в систему межбюджетных отношений и законодательно установить понятие объектов инфраструктуры в целях применения мер государственной поддержки.
Очередная ошибка федерального правительства заключается и в том, что вместо расширения спектра экономических стимулов субъектам РФ вновь предлагается система, сводящая к минимуму гражданский контроль, в том числе - со стороны профессиональных объединений предпринимателей, - и увеличивающая функционал государственного контроля. В Министерстве экономического развития и торговли РФ разработан проект документа, устанавливающего новые КР11 деятельности исполнительной власти субъектов РФ. Предполагается оценка степени удовлетворенности предпринимательского сообщества деятельностью государственной власти и управления, в т.ч. с точки зрения наличия элементов регионального инвестиционного стандарта, состояние рынка труда, производственной, транспортной, энергетической инфраструктуры, уровня развития малого и среднего бизнеса.
С одной стороны, разработанные показатели инвестиционной эффективности более понятны и лаконичны, чем существующая сегодня в Министерстве регионального развития РФ формула оценки деятельности губернаторов, включающая более 300 показателей. С другой стороны, корректировка регионального экономического курса, которая в наиболее развитых экономиках мира происходит автоматически в результате политического процесса выборов и других зарекомендовавших себя демократических процедур, в РФ постепенно заменяется априори неэффективной системой контроля и отчетности по вертикали.
В любом случае, внедрение стандарта становится обязательным на территории всех субъектов РФ по следующим основаниям:
а) одним из значений КР1 деятельности высших должностных лиц субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (методика утверждена распоряжением Правительства РФ от 27.12.2012 № 2550-р) является количество внедренных в регионе составляющих регионального инвестиционного стандарта;
б) по итогам заседания Госсовета Министерству регионального развития РФ совместно с исполнительными органами субъектов РФ Президентом РФ поручено
1 KPI - (англ. Key Performance Indicators) ключевые показатели эффективности
обеспечить внедрение разработанного АСИ стандарта (перечень поручений утвержден
31.01.2013 № ГІР-144ГС).
Таким образом, внедрение стандарта способствует снижению рисков инвестирования, раскрытию потенциала региона, связанного с его географическим положением, емкостью рынка и компетенциями, что влечет за собой повышение благосостояния и качества жизни граждан региона через развитие их технологических и управленческих компетенций.
В то же время, в процессе внедрения стандарта и изменения параметров среды взаимодействия власти и бизнеса в целом возникли две проблемы, которые не удалось системно решить либо алгоритмизировать ни в одном из регионов РФ: а) Каким образом в режиме реального времени оценивать качество (последствия) инвестиций с точки зрения их будущего влияния на социально-экономические показатели региона, прежде всего - на показатели качества жизни жителей территории, т.к. экономическая и социальная эффективности, не тождественны?; б) Каким образом перевести селекцию прямых инвестиций, с точки зрения их соответствия стратегическим целям развития территории и направленности на повышение качества жизни, из т.н. ручного в автоматическое управление, задействовав потенциал регионального экспертного сообщества?
Список литературы
1. Горин, Д.Г. Импульсы модернизации зарождаются в регионах / Д.Г. Горин // Муниципальная власть. 2013. № 1. С. 108 - но.
2. Грушевский, Д.В. Катализаторы и барьеры инновационного процесса / Д.В. Грушевский, Е.Г. Гущина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 43 (136). С. 230 - 234.
3. Ерзнкян, Б. А. Рекомбинация пространства: опыт создания региональных центров инновационного развития / Б.А. Ерзнкян // Альтернативы регионального развития (Шабунин-ские чтения): материалы I Международной научно-практической конференции. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2010. С. 37 - 49.
4. Левинсон, С.Б. Содействие экономическому развитию Волгоградской области - главное направление управленческой деятельности региональной власти / С.Б. Левинсон // Альтернативы регионального развития (Шабунинские чтения): материалы II Международной научно-практической конференции. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2011. С. 121 - 136.
5. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - М.: Вильямс, 2006. - 608 с.
6. Грушевський, Д.В. Місто у відкритому просторі: постановка проблеми / Д.В. Грушевсь-кий // Соціально-економічна політика держави в умовах трансформаційних змін: Материалы международной научно - практической конференции. - Полтава: ПДАА, 2013. С. 64 - 67.
CREATION OF FAVORABLE INVESTMENT CLIMATE IN THE REGION: ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS [example of the Volgograd region)
Theoretical principals and basic statements of the activity Standard of government executive branch of the subject of the Russian Federation on providing favorable investment climate have been considered in the article.
On the basis of the analysis of standard implementation practices on the territory of the Russian Federation a conclusion has been made on interdependence of investment activeness, institutional business environment, current living standards and economic specialization of the territory.
The expediency of standard implementation in Volgograd region is reasonable. Regional legislation aimed at attraction and support of direct investments, catalysts and obstacles of the investment process have been analyzed in the paradigm of modem competitiveness concept of the territories.
The problem of selection of direct investment in terms of its conformity/inconformity between aims and objectives of socio-economic development of the region has been identified.
Keywords: import substitution, investment, investment climate, development institutions, competitive strategy, cooperation, new industrialization, new technological wave, development of competencies, region, regional economy, Regional investment standard.
IE. BOBROVA
Deve lopment Corporation of the Volgograd Region, JSC Volgograd
e-mail:
Ш
ІуІ