Научная статья на тему 'Инвестиционный климат России как один из основных факторов социально-экономического развития (на примере регионов Приволжского федерального округа и ассоциации инновационных регионов России)'

Инвестиционный климат России как один из основных факторов социально-экономического развития (на примере регионов Приволжского федерального округа и ассоциации инновационных регионов России) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
789
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарабрикова М. А., Тасеев В. Б.

В статье представлена текущая ситуация по состоянию инвестиционного климата в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа и регионов — членов Ассоциации инновационных регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT CLIMATE OF RUSSIA AS ONE OF THE BASIC FACTORS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF THE REGIONS OF VOLGA FEDERAL DISTRICT AND ASSOCIATION OF INNOVATIVE REGIONS OF RUSSIA)

In the article the current situation on the condition of investment climate in the Russian Federation taking into consideration social and economic development of regions of Volga Federal District and regions — members of Association of Innovative Regions of Russia is presented.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат России как один из основных факторов социально-экономического развития (на примере регионов Приволжского федерального округа и ассоциации инновационных регионов России)»

УДК 338

М.А. Тарабрикоеа, В.Б. Тасеее*

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ РОССИИ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНОВ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА И АССОЦИАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ)

В статье представлена текущая ситуация по состоянию инвестиционного климата в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития регионов Приволжского федерального округа и регионов — членов Ассоциации инновационных регионов России.

Ключевые слова: инвестиционный климат, социально-экономическое развитие, федеральный округ, регион, экономика, фактор, эффективность, инвестиции.

На сегодняшний день одну из ключевых позиций социально-экономического развития страны занимает инвестиционный климат. Об этом свидетельствуют многочисленные мероприятия в данной сфере, проводимые с целью привлечения новых инвесторов, создания благоприятных условий для ведения бизнеса уже активно присутствующих субъектов управления на территории страны. Можно отметить, что в последнее время эта работа активизировалась наиболее полно. А главное, к проблеме улучшения инвестклимата стали все больше привлекать бизнес-сообщество и общество в целом. Все это — правильный вектор направления. Ведь в условиях стремительно развивающихся мировых экономик невозможно функционировать в «закрытом режиме»: без взаимовыгодных связей как внутри страны, так и за рубежом; без должной поддержки предприятий, важных для региона; без условий для формирования благоприятного инвестиционного климата.

В экономической литературе существует большой ряд определений инвестиционного климата. Если мы рассмотрим его в самом общем смысле, то получится, что инвестиционный климат — это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельной стране, регионе, городе. Но, наш взгляд, было бы целесообразным рассмотреть его в данном разрезе в следующем виде: инвестиционный климат — это политическое, социальное и экономическое положение в стране, которое, с точки зрения потенциальных инвесторов (государственных и частных),

является доходным, и они вкладывают в ее экономику свои капиталы, чтобы способствовать их эффективному использованию, если государство при этом дает гарантию сохранения и свободную репатриацию прибыли.

Структурно инвестиционный климат страны определяется инвестиционным потенциалом и инвестиционным риском.

Естественно, чтобы говорить о благоприятном инвестиционном климате страны и регионов, необходим определенный набор критериев, по которым и будет определяться инвестиционный потенциал, а именно:

— достаточная законодательная основа;

— наличие развитой инфраструктуры, призванной обеспечить эффективный инвестиционный процесс;

— стабильная общеэкономическая и политическая ситуация.

В современном мире привлечение инвестиций является одним из важнейших механизмов, способствующих росту экономик регионов и государств [1]. И как показывает практика, Россия в этом смысле — тоже не исключение. Чтобы быть конкурентно способной страной и развиваться в соответствии с передовыми странами, нам необходимо привлечение иностранного капитала.

Актуальность этой проблеме придает и тот факт, что проводимая политика властей страны направлена на выявление приоритетных направлений инвестиционной деятельности. Словом, большие силы направлены на совершенствование механизмов по реализации инвестиционной политики.

Динамика инвестиционных вложений в российскую экономику и в экономику регионов страны показывает, что финансовые инвестиции большим потоком приходят с улучшением показате-

* © Тарабрикова М.А., Тасеев В.Б., 2013

Тарабрикова Маргарита Александровна (egmu205@mail.ru), Тасеев Виктор Борисович (egmu205@mail.ru), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

лей инвестиционного климата. Быстрый же отток инвестиций происходит в связи с ухудшением этих показателей.

Роль инвестиций в экономике государства многозначна, ведь они поддерживают функционирование и динамическое развитие экономики страны. Изменения, которые происходят в сфере экономики, воздействуют на изменения объема общественного производства, занятости населения, структурных экономических показателей и динамики развития различных отраслей народного хозяйства [8].

Инвестиции, по сути, влияют на текущие и будущие результаты экономическо-хозяйственной деятельности как отдельных компаний, так и региона и страны в целом. Но стоит акцентировать внимание на том, что инвестирование должно быть экономически целесообразно, эффективно, а вложение средств должно грамотно распределяться в целях приобретения новых инновационных технологий, влекущих за собой общее снижение затрат материальных и трудовых ресурсов. Нерациональное же использование инвестиций может повлечь за собой массу негативных моментов: от застоя на предприятии до отставания по техническим и качественным параметрам от конкурентов. А это, в свою очередь, повлечет за собой и «негативный эффект», который будет отражаться на экономике региона в целом.

Эффективное использование инвестиций, хозяйствующими субъектами для экономики государства имеет принципиальное значение, особенно в отношении увеличения масштабов инвестирования. При достижении желаемого уровня эффективности инвестирование ведет к стабильному экономическому росту.

В сентябре 2013 года прошел очередной инвестиционный форум «Сочи-2013», который из года в год является современной площадкой для конструктивного диалога бизнеса и власти. Основной его темой стало экономическое развитие страны и качество жизни, привлечение прямых иностранных инвестиций, комплексное развитие регионов и транспортной инфраструктуры с привлечением частных инвестиций. Был поднят ряд вопросов, в частности, премьер-министр России Д.А. Медведев акцентировал внимание на следующем: «Каковы основные принципы, на которых должна строиться новая модель экономики современного периода? Первое — это, безусловно, максимальная предпринимательская свобода, здоровая конкурентная среда и, конечно, значительное улучшение бизнес-климата. Второе — развитие всей инновационной цепочки и стимулирование технологического перевооружения каждого производства (подчеркиваю: каждого производства) и в результате всей экономики. Третий принцип — это, безусловно, качественно новый уровень государственного управления, повышение прозрач-

ности и подотчетности государства перед всем обществом. <...> Теперь давайте задумаемся над тем, над чем задумывается любой инвестор, принимая инвестиционное решение, как размышляет инвестор, что имеет для него принципиальное значение и что мешает развитию бизнеса. Ведь по большому счету выбор той или иной страны, региона, конкретного проекта зависит от трех параметров. Инвестору при принятии решения должно быть выгодно заниматься этой деятельностью, комфортно и безопасно. Что значит выгодно? Конечно, выгода прежде всего зависит от обязательных платежей, от ставок налогов, страховых платежей, от энергетических и транспортных тарифов, конечно, от кредитных ставок. Теперь второе, о чем я сказал. Что означает комфортно? Комфортно на языке инвестора означает стабильность, прозрачность в регулировании, одинаковые для всех правила и процедуры. Хорошо известно, что инвестиции тормозит не только отсутствие выгоды, но и опасение и недоверие к органам власти, неуверенность в устойчивости политической системы и, конечно, условия ведения бизнеса в регионах — порой просто нежелание или неумение поддерживать деловые инициативы. И третье, о чем я сказал, это безопасность — безопасность бизнеса и, конечно, защита прав предпринимателей. Я не раз говорил, что нам нужно избавляться от предвзятого отношения к предпринимательству. К сожалению, эти специфические формы ощущения, отношения к бизнесу в нашей стране еще не изжиты, на самых разных уровнях, подчеркиваю» [6].

Как известно, в международном рейтинге Всемирного банка «Вог^ВштеББ» («Ведение бизнеса»), характеризующего ключевые условия ведения бизнеса и качество инвестиционного климата стран, по состоянию на 2013 год Россия занимает 112-е место из 185-ти [5]. Перед нами стоит большая задача: согласно поставленной руководством страны задаче, к 2018 годы мы должны выйти на 20-е место. Планы действительно внушительные, и работы в этом направлении ведутся целенаправленно и поступательно. Благодаря системе мер поддержки предпринимательства и собственно мер по улучшению инвестиционного климата, включая реализацию «дорожных карт», мы укрепляем свои позиции. Однако цифры говорят о том, что существует ряд проблем, которые необходимо преодолевать. К примеру, на конец сентября 2013 года из запланированных мероприятий «дорожных карт» оказалась выполнена только половина.

Ежегодно крупнейшее национальное агентство «Эксперт РА» публикует рейтинг субъектов Российской Федерации на основании основных показателей: потенциала и риска. Если мы рассмотрим субъекты Приволжского федерального округа и регионов, входящих в АИРР (Ассоциация инновационных регионов России), то получим следующую картину (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг субъектов Российской Федерации по состоянию на 13.12.2012 г.

Регион Рейтинг

Республика Башкортостан 2В

Кировская область 3В1

Республика Марий Эл 3В2

Республика Мордовия 3В2

Нижегородская область 2В

Оренбургская область 3В1

Пензенская область 3В1

Пермский край 2В

Самарская область 2В

Республика Татарстан 1А

Республика Удмуртия 3В1

Ульяновская область 3В1

Республика Чувашия 3В1

Алтайский край 3В1

Иркутская область 2В

Калужская область 3В1

Красноярский край 2В

Липецкая область 3А1

Новосибирская область 2В

Томская область 3В1

Саратовская область 3В1

Примечание. Расшифровка: 1А — высокий потенциал — минимальный риск; 2В — средний потенциал — умеренный риск; 3А1 — пониженный потенциал — минимальный риск; 3В1 — пониженный потенциал — умеренный риск; 3В2 — незначительный потенциал — умеренный риск.

Как мы видим, большинство регионов соответствует рангу 3В1, то есть они обладают пониженным потенциалом и умеренным риском [2].

Конечно, для инвестора будет является одним из определяющих потенциал субъекта. А так как регионы России значительно отличаются друг от друга по инвестиционному климату, необходимо предпринять меры по созданию общего механизма воздействия на инвестиционную среду.

В этом плане одним из самых значимых мероприятий стало внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (далее — Стандарт), разработанного при взаимодействии с Агентством стратегических инициатив (АСИ). Именно этот Стандарт рассматривается Правительством России как один из главных путей улучшения инвестиционного климата. Региональный инвестиционный стандарт — ключевой проект АСИ по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах, включающий 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами. В 2012 году Стандарт внедрялся в 11 пилотных регионах. В декабре 2012 года в ходе заседания Государственного совета Российской Федерации был

рассмотрен и признан успешным опыт пилотного внедрения Стандарта. В итоге Стандарт стал обязательным для внедрения всеми регионами страны.

С начала 2013 года АСИ приступило к масштабированию Стандарта. И в этом направлении агентство осуществляет методологическую поддержку процесса внедрения, а также организационную поддержку деятельности экспертных групп. Стандарт включает в себя 3 блока направлений и 15 лучших практик:

— утверждение высшими органами государственной власти субъекта Российской Федерации Инвестиционной стратегии региона;

— утверждение ежегодно обновляемого Плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе;

— ежегодное послание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации «Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта Российской Федерации»;

— принятие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности;

— наличие Совета по улучшению инвестиционного климата;

— наличие специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

— наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов (промышленных парков, технологических парков);

— наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов;

— создание специализированного двуязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации;

— наличие в субъекте Российской Федерации единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»;

— принятие высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации инвестиционной декларации региона;

— принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия принятых и принимаемых нормативно-правовых актов, затрагивающих предпринимательскую деятельность;

— наличие системы обучения, повышения и оценки компетентности сотрудников профильных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;

— включение представителей потребителей энергоресурсов в состав органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере государственного регулирования тарифов — региональной энергетической комиссии (РЭК) и создание коллегиального совещательного органа при РЭК, включающего представителей делового сообщества;

— наличие канала (каналов) прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации для оперативного решения возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов [4].

Пожалуй, в Стандарт действительно сведены все те лучшие практики, которые могли бы способствовать улучшению инвестиционного климата. Ведь, как мы отметили ранее, инвестиционный климат в регионах России существенно отличается. И эта неравномерность показывает, что не только федеральные органы власти, но и власти регионов несут ответственность за инвестиционный климат, а опыт регионов-лидеров мог бы помочь развитию менее успешных регионов.

Стоит также сказать, что и поддержка сектора малого и среднего предпринимательства пока остается одним из самых актуальных стимулов развития и улучшения инвестиционного климата. Малое и среднее предпринимательство является

органической частью современных экономик развитых стран. Данные периодически проводимых статистических наблюдений показывают, что в последние годы малый и средний бизнес обеспечивал 28,5 % реализованной в стране продукции (без услуг финансового сектора), что также свидетельствует как о его существенном вкладе в национальное производство, так и о высокой эффективности. Многие исследователи подчеркивают и другие роли малого и среднего предпринимательства: гибкость в настройке к меняющемуся спросу, высокую устойчивость во время кризисов, старт для развития предпринимательских способностей, формирование конкурентной среды и др. Пока доля занятых в малом и среднем бизнесе в РФ меньше, чем в развитых странах. Существуют правительственные проекты, согласно которым она должна составлять к 2020 году не менее 50 % . Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП предполагается увеличить до 30—40 %. Показатели по капиталовложениям свидетельствуют, что в малый и средний бизнес устремляется в настоящее время лишь 10 % таковых. С одной стороны, это объясняется отраслевой спецификой: малый бизнес функционирует преимущественно в отраслях с низкой капиталоемкостью продукции и услуг. С другой стороны — это характеристика инвестиционных проблем, с которыми сталкивается данный предпринимательский сектор. [7]

Не будем забывать и о том, что в недавнем времени, Россия вступила во Всемирную торговую организацию, что также обуславливает необходимость модернизации и развития конкурентоспособных предприятий, деятельность которых благотворно должна отразиться на инвестклимате страны.

Для реализации приоритетных направлений привлечения инвестиций, в регионах создается важная инфраструктура — индустриальные и инвестиционные площадки (табл. 2).

На этих площадках создаются комфортные условия ведения бизнеса для инвесторов. К примеру, для резидентов особой экономической зоны Самарской области предусмотрены следующие льготы:

— налог на прибыль — 2 %;

— налог на имущество — 0 %;

— земельный налог — 0 %;

— транспортный налог — 0 %;

— налог на добавленную стоимость — 0 %;

— таможенные пошлины — 0 % [3].

Безусловно, наличие и особых экономических

зон, и индустриальных парков играет важную роль в экономике страны. Но нужно понимать, что только хорошо подготовленные площадки, со всей доступной инфраструктурой, квалифицированными кадрами могут быть востребованы инвесторами.

Таблица 2

Инфраструктура для реализации приоритетных направлений привлечения инвестиций в регионах*

РЕГИОН Особая экономическая зона Технопарк Индустриальный парк Отдельные инвестиционные площадки

Республика Башкортостан - + + +

Кировская область - - + +

Республика Марий Эл - + - -

Республика Мордовия - + - -

Нижегородская область - + + -

Оренбургская область - - - -

Пензенская область - + + -

Пермский край - + + +

Самарская область 1-ПП + + -

Республика Татарстан 1-ПП + + +

Республика Удмуртия - - - +

Ульяновская область 1-П - + -

Республика Чувашия - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алтайский край 2-ТР + + -

Иркутская область 1-ТР + + -

Калужская область 1-ПП + + -

Красноярский край - + - -

Липецкая область 1-ПП - + -

Новосибирская область - + + +

Томская область 1-ТВ + + -

Саратовская область - - + -

Примечание. Условные обозначения: ПП — промышленно-производственная; ТВ — технико-внедренческая; ТР — туристско-рекреационная; П — портовая.

* Данные с официальных сайтов правительств и институтов развития инвестиционной деятельности регионов.

Итак, уровень инвестиционной привлекательности регионов России довольно сильно отличается. Конечно, во многом это зависит от «заданных» характеристик, таких как геополитическое положение, климат и прочее. Но важно подчеркнуть, что создание современной инфраструктуры, предоставление преференций — задача посильная как региональным властям, так и федеральным с привлечением опыта передовых регионов России, а также зарубежного опыта. В нынешних условиях развития экономики государств очень важна грамотная инвестиционная политика. Таким об-

разом, способствование улучшению инвестиционного климата и собственно благоприятный инвестиционный климат России — один из основных факторов социально-экономического развития.

Библиографический список

1. Аналитическая записка по системе оценки инновационного развития регионов России. URL: http:/ /www.i-regions.org/upload/iblock/422/ 422f695ad91f790d811f3a03b609fe0d.pdf.

2. Инвестиционный рейтинг регионов России. URL: http: // www. raexpert. ru/ rating s/regions.

3. Преференции для инвесторов ОЭЗ. URL: http:// www.investinsamara.ru/invest/ state_support/ sez_preferences.

4. Региональный инвестиционный стандарт. URL: http ://asi.ru/standard.

5. Рейтинг экономик. URL: http://russian. doingbusiness. org/rankings.

6. Стенограмма Международного инвестиционного форума «Сочи-2013». URL: http://government.ru/ news/6214#ul.

7. Тарабрикова М.А. Роль малого и среднего предпринимательства в России: 44-я научная конференция студентов (2—6 апреля 2013 года, Самара, Россия): тез. докл. Ч. 3. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2013. С. 166.

8. Тасеев В.Б. Перспективы развития социальноэкономической политики в Самарской области // Основы экономики, управления и права. 2013. № 1(7). С. 17-23.

M.A. Tarabrikova, V.B. Taseev*

INVESTMENT CLIMATE OF RUSSIA AS ONE OF THE BASIC FACTORS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT (ON THE EXAMPLE OF THE REGIONS OF VOLGA FEDERAL DISTRICT AND ASSOCIATION OF INNOVATIVE REGIONS OF RUSSIA)

In the article the current situation on the condition of investment climate in the Russian Federation taking into consideration social and economic development of regions of Volga Federal District and regions — members of Association of Innovative Regions of Russia is presented.

Key words: investment climate, social and economic development, federal district, region, economics, factor, effectiveness, investment.

* Tarabrikova Margarita Alexandrovna (egmu205@mail.ru), Taseev Viktor Borisovich (egmu205@mail.ru), the Dept. of Economy of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.