Научная статья на тему 'Инвестиционный климат и деятельность органов власти по привлечению реальных инвестиций: социальный аспект (на примере Саратовской области)'

Инвестиционный климат и деятельность органов власти по привлечению реальных инвестиций: социальный аспект (на примере Саратовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
814
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ГРАДООБРАЗУЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ПРОТЕСТНЫЕ НАСТРОЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / INVESTMENT CLIMATE / ENTERPRISE FORMING A COMPANY TOWN / ECOLOGY / PROTEST MOOD / TERRITORIAL PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусев Владимир Владимирович

В статье рассматривается инвестиционный климат в Саратовской обл., значение показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, особенности привлечения инвестиций в региональную экономику и факторы, снижающие возможности их привлечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусев Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers investment climate in the Saratov region, the significance of the investment potential and investment risk indices, particularities of investments in the regional economic, and the factors that reduce the possibility of their attraction.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат и деятельность органов власти по привлечению реальных инвестиций: социальный аспект (на примере Саратовской области)»

Владимир ГУСЕВ

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ РЕАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (на примере Саратовской обл.)

В статье рассматривается инвестиционный климат в Саратовской обл., значение показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска, особенности привлечения инвестиций в региональную экономику и факторы, снижающие возможности их привлечения.

The article considers investment climate in the Saratov region, the value of the investment potential and the investment risk indices, particularities of investments attraction in the regional economic, and the factors that reduce its possibility.

Ключевые слова:

инвестиционный климат, градообразующее предприятие, экология, протестные настроения, территориальное планирование; investment climate, enterprise forming a company town, ecology, protest mood, territorial planning.

В последнее время достаточно много говорится об инвестициях и инвестиционной деятельности, о необходимости привлечения реальных инвестиций в экономику российских регионов. Не являются данные рассуждения чуждыми и для Саратовской обл. Несмотря на оптимистичные заявления областного правительства, ситуация с реальными инвестициями в регионе оставляет желать лучшего. Почему это происходит, и почему официальные доклады расходятся с ситуацией на практике, почему говорится о необходимости промышленного роста, а вместо этого Саратовская обл. имеет рост торговых площадей — эти обстоятельства и являются темой данного исследования.

Инвестиции — это вложения в денежной или иной форме в целях последующего извлечения дохода или достижения иного полезного эффекта. Кроме собственно экономического эффекта (прибыль, доход), эффект может быть социальным, политическим, т.е. носить не денежную форму, но, тем не менее, быть полезным для обладателя капитала. Инвестиции делятся на реальные (инвестиции в основные фонды или капиталообразующие), портфельные (инвестиции в ценные бумаги) и интеллектуальные (инвестиции в объекты интеллектуальной собственности).

Так как Россия — страна очень протяженная, то и ее регионы совершенно разные. В последнее время развитие российских регионов идет противоречиво и разнонаправленно. С середины 1990-х гг. рейтинговое агентство журнала «Эксперт» (РА «Эксперт») осуществляет ежегодный инвестиционный рейтинг регионов Российской Федерации по ряду экономических и социальных показателей1. Среди всех показателей наиболее важными являются инвестиционный потенциал территории, т.к. географическое положение, ресурсные возможности и промышленный потенциал регионов весьма различны, и инвестиционный риск, существующий в том или ином регионе, который во многом зависит от расположения, социальной стабильности и политической активности населения и элит.

1 Рейтинговое агентство «Эксперт РА» // raexspert.ru (дата обращения 27.06.2011).

ГУСЕВ

Владимир

Владимирович —

к.э.н., доцент

кафедры

антикризисного

управления

Поволжского

иаститута им.

П.А. Столыпина

— филиала

РАНХиГС

р1а<1дип2006@

yandex.ru

Таблица 1

Место Саратовской обл. в общероссийском рейтинге по инвестиционному потенциалу

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Место в общероссийском рейтинге 21 21 20 20 23 24 26 24 23 21

Таблица 2

Место Саратовской обл. в общероссийском рейтинге по инвестиционному риску

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Место в общероссийском рейтинге 12 23 28 23 27 20 26 34 15 17

Показатель инвестиционного потенциала является количественной характеристикой, учитывающей основные макроэкономические показатели и насыщенность региона факторами производства. Данный показатель состоит из 7 частных потенциалов и учитывает такие региональные характеристики, как ресурсно-сырьевой потенциал (насыщенность региона природными ресурсами), производственный потенциал (степень развития промышленных предприятий), потребительский потенциал (совокупная покупательная способность и благосостояние населения), инфраструктурный потенциал (степень развития инфраструктуры), интеллектуальный потенциал (наличие вузов и квалифицированных кадров), институциональный потенциал (степень развития и зрелости институтов рыночной экономики), инновационный потенциал (степень развития инновационной деятельности и уровень внедрения достижений НТП).

Рассмотрим, как менялось место Саратовской обл. в рейтинге инвестиционного потенциала по данным журнала «Эксперт» за последние 10 лет (см. табл. 1).

Как мы видим, в целом место Саратовской обл. в рейтинге инвестиционного потенциала является невысоким — 21-е место в 2010 г. из 83 регионов. Отметим, что в конце 1990-х гг. область в данном рейтинге была на порядок выше, в 1996 г. регион занимал более почетное 9-е место, в 1997 г. — 11-е.

Вторым важнейшим показателем в инвестиционном рейтинге «Эксперта» является инвестиционный риск — качественная характеристика, зависящая от

политической, экономической и социальной ситуации. Рассмотрим, как менялось место Саратовской обл. в рейтинге инвестиционного риска за последние 10 лет (см. табл. 2).

Из данных таблицы видно, что место Саратовской обл. в рейтинге инвестиционного риска значительно варьируется: от 34-го места в кризисном 2008 г. до 17-го места в 2010 г. В целом, несмотря на мировой финансовый кризис, последствия его в региональной экономике были минимальными, область удалось удержать от больших социальных потрясений, сокращения занятости, роста безработицы и преступности. Аналогично предыдущему показателю, в середине 1990-х гг. место области в данном рейтинге также было иным — в 1996 г. регион был в аутсайдерах и занимал всего лишь 51-е место, а в 1997 г. неожиданно поднялся на 15-е место, что, по мнению рейтингового агентства «Эксперт», было явлением беспрецедентным и свидетельствовало о стабильности власти и общества. Данное обстоятельство во многом было связано с приходом к власти в 1996 г. губернатора Саратовской обл. Д.Ф. Аяцкова, который пользовался доверием и поддержкой не только населения Саратовской обл., но и обладал широкой известностью и популярностью на общероссийском уровне.

На основе парного анализа показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска выявляется показатель инвестиционного климата, который имеет 12 различных значений — от наилучшего 1А (высокий потенциал — минимальный риск) до наихудшего 3D (низкий потенциал — экстремальный риск). Рассмотрим

данный показатель для Саратовской обл.: в 2009 г. его значение фиксировалось как 3В1 (пониженный потенциал — умеренный риск), в 2010 область поднялась в данном рейтинге до значения 2В (средний потенциал — умеренный риск). Лучшее значение данного показателя наблюдалось в 1997 г. — 1А (высокий потенциал

— минимальный риск), в это время по инвестиционной привлекательности Саратовская обл. была в одном ряду с Москвой и Санкт-Петербургом.

Лучшими регионами в данном рейтинге в 2010 г. были: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область (1В), остальные регионы — 2В и ниже; худшими — Республика Ингушетия, Республика Калмыкия (3D), Чеченская Республика, Республика Алания — Северная Осетия, Республика Тыва, Чукотский и Ненецкий автономные округа (3С2).

Особого внимания и анализа заслуживают проблемы, возникающие при осуществлении инвестиционных проектов в Саратовской обл. На наш взгляд, среди наиболее актуальных проблем целесообразно выделить следующие: 1) в области хорошо с социальными инвестициями, но плохо с реальными; 2) высокие энерготарифы не способствуют развитию региональной промышленности; 3) существующие макроэкономические условия не стимулируют или мешают развитию инновационных производств и технологий.

В отношении первого проблемного направления необходимо сказать следующее. В областном центре и практически во всех районных центрах (Балаково, Балашове, Вольске, Новоузенске, Ртищево, Калининске, Горном) строятся физкультурно-оздоровительные комплексы, спортивные центры, ледовые арены, и это, без сомнения, является явлением положительным. Но при этом в районах практически не строятся промышленные предприятия, остатки еще советских производств задыхаются без капитальных вложений, вся экономическая активность «сжалась» и расположена вдоль Волги (Саратов, Энгельс, Вольск, Балаково). Как следствие — в регионе наблюдается маятниковая миграция, низкие доходы населения и незагруженность уже упоминавшихся физкультурно-оздоровительных комплексов, так как у жителей нет денег, чтобы себе это позволить.

При проведении исследований по проекту «Российские моногорода: конструирование социально-экономических перспектив» (заказчик — Уральский МИОН при Уральском государственном университете, г. Екатеринбург) в г. Вольске Саратовской обл. в 2010 г. были отмечены следующие интересные с научной точки зрения факты. Во-первых, г. Вольск — «территория доживания», на 20 тыс. работающих приходится 25 тыс. пенсионеров (при общей численности населения в 70 тыс. чел.), молодежь из города активно уезжает в областной центр и другие российские регионы. Во-вторых, среднедушевой доход в Вольске на одного жителя составлял в 2010 г. 6,7 тыс. руб.1 При таких доходах вряд ли кто сможет в массовом порядке посещать построенный ледовый дворец или спортивный зал, население будет озабочено выживанием, о чем в интервью прямо говорят городские руководители.

Второй пример данной проблемы — трудности в реализации крупного инвестиционного проекта по строительству логистического центра «Таскала — Озинки» на границе с Казахстаном, который находится в настоящее время под угрозой срыва из-за нерасторопности (или халатности) областной власти. Изначально данный инвестиционный проект оценивался в 26 млрд руб., инвестором должен был выступить Внешэкономбанк. Однако, не получив своевременного исполнения заявленных в 2008 г. требований по строительству современной дороги Энгельс — Озинки и подведению к райцентру инженерных коммуникаций, инвестор снизил портфель проекта до 3—5 млрд руб. В сложившейся ситуации бульшую часть возможного транзита из Китая через Казахстан забрали себе соседние области, создавшие в короткий срок необходимую инфраструктуру. В результате регион лишился более 20 млрд руб. инвестиций, возможности создания сотен рабочих мест и 1,7 млрд руб. налоговых поступлений ежегодно2.

Вторая важнейшая проблема Саратовской обл. — высокие энерготарифы не способствуют развитию промышленных

1 Данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области.

2 Провал проекта «Таскала — Озинки». Мнения экспертов // Информационный сайт «Saratovnews» (дата обращения 23.06.2011).

производств. Чуть больше года назад, в мае

2010 г., в Торгово-промышленной палате Саратовской области проводилось заседание Комитета по безопасности предпринимательской деятельности, посвященное проблеме роста энерготарифов в Саратовской обл., на котором присутствовали чиновники областного правительства и руководители ОАО «Саратовэнерго». Тогда они утверждали, что энерготарифы приемлемые, процесс их повышения идет в общем векторе федеральной энергетической политики. Однако в феврале

2011 г. в Москве состоялось заседание Президиума Правительства РФ, на котором премьер-министр В.В. Путин подверг жесткой критике энергетическую политику ряда регионов, в т.ч. и Саратовской обл.: «Я хочу напомнить: мы определили, что рост цены на электроэнергию для конечных потребителей не должен превышать 15%. Однако по информации, которая поступает из регионов, рост гораздо более высокий: например, по Тверской области — 32,9%, по Курской области — 33,2%, по Саратовской области — 32%, по Омской области — 30%, по Астраханской области — 46,5%, по Пензенской области

— 37%»1.

Вот как фактически возрастала стоимость 1 кВтч электроэнергии в Саратовской обл. (исследование 2010 года):

— себестоимость 1 кВтч на Балаковской АЭС (83% генерации электроэнергии в Саратовской обл.) — 20 коп. (цифру предоставили работники АЭС в процессе научных исследований);

— отпускная цена на НОРЭМ (по действующему нормативу Росатома — не более 2 центов) — 60 коп;

— НОРЭМ + сетевой тариф федеральной сетевой компании (из Саратовской обл. и обратно в область) — 2,0 руб.;

— сбытовая надбавка энергосбытовой компании и локальной сетевой компании (ОАО «Саратовэнергосбыт» и ОАО «МрСк Волги») — 2,4 руб.;

— из 2,4 руб. (существующая практика перекрестного субсидирования)

— население — 1,90 руб, из него городское

— 2,09, сельское — 1,60, промышленные предприятия (зависит от мощности подключения и от политики местных энер-

1 Путин обеспокоился повышением цен на электроэнергию в Саратовской области // Информационный сайт «Saratovnews» (дата обращения 17.02. 2011).

гетиков) — 3,0 руб. и выше (на родине действующего губернатора П.Л. Ипатова, в городе энергетиков Балаково стоимость доходила до 5—6 руб. за 1 кВтч при подключении к локальной компании ОАО «Промэнерго»).

Каким образом при таком росте энерготарифов развиваться промышленным предприятиям, добиваться снижения себестоимости продукции и увеличения объемов производства — вопрос остается без ответа.

Третья важнейшая проблема — макроэкономические условия деятельности, не способствующие созданию и развитию высокотехнологичных производств. Почему в области происходит подобное

— данная тема требует специальных глубоких исследований. В доказательство своих доводов приведем лишь некоторые цифры:

1) производство металлорежущих станков в Саратовской обл.: 1991 г. — более 1 500, 2007 г. — 35, 2008 г. — 21, 2009 г. — 13, 2010 г. — 4 шт.;

2) производство троллейбусов: 1991 г.

— более 3 000, 2008 г. — 344, 2009 г. — 420, 2010 г. — 214 шт.;

3) производство электродвигателей малой мощности (дрели, насосы, генераторы): 2008 г. — 21,7 тыс., 2009 г. — 10,6 тыс., 2010 г. — 9,5 тыс. шт.

Последний аргумент в пользу подобных рассуждений — крушение самолета Як-42 в сентябре 2011 г. под Ярославлем с хоккейной командой «Локомотив» на борту. Дело в том, что упавший самолет Як-42 (бортовой номер RA-42434) был произведен в 1993 г. на Саратовском авиационном заводе. За прошедшее с момента выпуска время авиационный завод с молчали -вого согласия областного правительства прошел конкурсное производство и прекратил свое существование (процедура банкротства была проведена уже при действующем губернаторе П.Л. Ипатове), а выпущенные им самолеты Як-42, в прошлом — гордость отечественной авиации, лишились сервисной базы для ремонта и обслуживания. Рухнула социальная инфраструктура завода, имевшая в 1990-х гг. развитый жилой фонд, 26 детских садов, медсанчасть, столовую, Дворец культуры авиастроителей, профилакторий и т.д. Более 20 тыс. работников лишились рабочих мест. Земельный участок под заводом уже выкупила известная торговая фирма

ИКЕА, планирующая возведение на месте бывших цехов современного торгового центра1. В 2011 г. Саратовскому авиационному заводу исполнилось бы 80 лет.

Лишившиеся же сервиса самолеты Як-42, по сути, представляют собой воздушные судна повышенной опасности. Вскоре после трагедии в Ярославле, 21 сентября 2011 г., в аэропорту г. Саратова сразу после взлета совершил аварийную посадку самолет Як-42, выполнявший рейс Саратов — Москва; причиной инцидента были неполадки в двигателе само-лета2. Случаи аварийных посадок Як-42 только за последний год наблюдались в аэропорту Внуково г. Москвы, аэропортах г. Сочи, Нового Уренгоя, Норильска, Хатанги Красноярского края. Как говорится, комментарии излишни.

В заключение хотелось бы сделать определенные выводы. Вектор инвестиционной политики в регионе следует менять в сторону реального производства, и решающая роль здесь должна принадлежать областной исполнительной власти.

1. Следует «поднять с колен» знаменитое некогда саратовское машиностроение,

1 Причины трагедии Як-42 под Ярославлем стоит искать в Саратове? // Газета «Саратовский взгляд», 15.09.2011.

2 В аэропорту Саратова Як-42 совершил экстренную посадку // http://www.vzsar.ru/ news/2011/09/21/

прежде всего производство станков, сложного промышленного оборудования, техники и технологии для сельского хозяйства и пищевых производств. Саратовскому машиностроению, славному своими традициями, давно пора вернуть утраченные в 1990-е гг. позиции.

2. Следует активнее развивать пищевую и перерабатывающую промышленность, например построить новые предприятия по производству пива, молочной продукции, современное кондитерское производство. У Саратовской обл. в этой сфере существуют прекрасные возможности.

3. Необходимо активнее развивать сельское хозяйство, возрождать эффективную систему мелиорации, существовавшую в области в 1980-х гг. и к настоящему времени пришедшую в полный упадок. При возрождении мелиорации следует учитывать опыт таких стран, как Турция и Израиль, поставляющих в Россию и Саратовскую обл. сельскохозяйственную продукцию из гораздо более неблагоприятных для земледелия районов.

В целом предложенные меры (в случае их реализации) могли бы существенно повысить экономические показатели регионального производственного сектора и улучшить инвестиционные процессы как на отдельных предприятиях, так и в Саратовской обл. в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.