ния электроэнергетики и основных результатов реформирования.
Исследования показали, что в условиях значительного удорожания углеводородного топлива и опережающего роста потребления электроэнергии монополии оказались недостаточно эффективными: не успевали реагировать на изменение спроса; характеризовались высокой себестоимостью поддержания существующих мощностей и ввода новых; не отвечали требованиям ужесточившегося экологического законодательства.
Процессам либерализации и демонополизации электроэнергетики способствовали различные процессы, в том числе, происходящие вне этой отрасли:
• Развитие газотурбинных технологий, наряду с увеличением объема добычи природного газа и снятием в некоторых странах ограничений на его использование для производства электричества, привело к распространению высокоэффективных и относительно недорогих технологий генерации.
• Возросшие требования к энергоэффективности и «экологической чистоте» производства подталкивали к модернизации энергетических мощностей и развитию сетей.
• Развитие сетей, и, прежде всего межсистемных связей (магистральных линий высокого напряжения между ранее замкнутыми энергосистемами), а также информационных технологий, средств учета и контроля, способствовало увеличению и усложнению энергопотоков, создавало новые возможности для конкуренции между оптовыми поставщиками энергии.
• Все большая экономическая и политическая интеграция регионов и соседних стран (в частности, государств Евросоюза, Северной Америки) также способствовала развитию оптовых рынков электроэнергии.
Обобщение мирового опыта развития электроэнергетики показало, что при всем различии моделей энергетической отрасли и путей ее реформирования, в Европе, США и ряде других регионов мира осуществляются схожие шаги по либерализации электроэнергетики:
- разграничение естественно монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (генерация, сбыт) видов деятельности;
- демонополизация отрасли с параллельным развитием антимонопольного регулирования;
- введение для независимых поставщиков электроэнергии недискриминационного доступа к инфраструктуре;
- либерализация рынков электроэнергии.
Государств, полностью открывших рынок для конкуренции, становится все больше, к ним относятся Швеция, Норвегия, Финляндия, Великобритания, Новая Зеландия и ряд других. К подобным же стандартам стремится Европейский Союз в целом, законодательство которого требует полного открытия в 2007 году национальных рынков электроэнергии большинства стран членов этой организации. Развитие конкурентных оптовых рынков на всей территории страны также является одним из приоритетов энергети-
ческой стратегии США. В ряде регионов этой страны уже действует конкурентный оптовый рынок электроэнергии, во многих штатах осуществляется либерализация розничной торговли электроэнергией.
Таким образом, радикальные преобразования в электроэнергетике стали мировой тенденцией, затронувшей большинство развитых и ряд развивающихся государств мира. Либерализация отрасли и ее технологическое развитие приводят к качественному расширению рынков: в Европе и Северной Америке они уже перешагнули границы отдельных энергосистем и даже национальные границы и приобретают межрегиональный и международный масштаб.
Выработка системного подхода к развитию отрасли во многих странах, предусматривает реализацию несколько важнейших направлений:
- развитие инфраструктуры, прежде всего через долгосрочное планирование ключевых направлений развития энергосистем, меж-системных связей, и стимулирование частных инвестиций;
- развитие конкурентных рынков электроэнергии по всей стране на базе унифицированных требований к их модели и к структуре отрасли;
- усиление защиты потребителей (как потребителей электроэнергии, так и субъектов отрасли, пользующихся услугами естественных монополий), прежде всего через усиление антимонопольного регулирования.
Исследование проблем реформирования энергетической отрасли в современной российской экономике показало, что предпосылки реформирования электроэнергетики сформировались в 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, когда общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями:
• По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.
• Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.
• В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, Существовала высокая вероятность крупных аварий.
• Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.
• Предприятия отрасли были информационно и финансово «не прозрачными».
• Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.
Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали стимулы для повышения эффективности компаний электроэнергетики и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОНДОВОГО РЫНКА
Н.А. Лупин, аспирант ГОУ ДПО ГАСИС
Инвестиции являются единственным товаром на фондовом рынке. Они представляют собой «долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты. Дают отдачу через значительный срок после вложения.»1
Покупатели инвестиций выступают на этом рынке, как правило, в качестве эмитентов различных ценных бумаг, а продавцы - в качестве инвесторов. Какие интересы преследуют эти стороны на фондовом рынке? Эмитенты заинтересованы в получении максимально дешевых инвестиций на максимальный срок и в максимальном объеме. Инвесторы, же в свою очередь, заинтересованы в обратном.
Существуют два способа инвестирования посредством фондового рынка.
1. Эмиссия ценных бумаг (акций или облигаций). Имеется несколько разновидностей акции и облигаций, предоставляющих их владельцам различные права и, соответственно, налагающих на эмитента различные обязательства. Именно в этих правах и обязательствах заключается цена инвестиции (накладными расходами, связанными с выводом в обращение ценных бумаг можно пренебречь). Кроме того, для инвестора всегда существует определенный риск неисполнения эмитентом взятых на себя обязательств, и этот фактор играет весьма существенную роль в ценообразовании на фондовом рынке. Объем инвестиций определяется номинальной стоимостью выпущенных (эмитированных) ценных бумаг.
2. Аккумулирование средств инвесторов через паевые инвестиционные фонды (ПИФы) с целью их вложения либо в ценные бумаги, либо прямого инвестирования в конкретные предприятия или проекты. В свою очередь, паи паевого фонда представляют собой ценные бумаги, эмитентом которых является управляющая
1 Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь «ИНФРА-М» http://slovari.yandex.ru/dic1/economic/
компания (УК), принимающая решения о способе инвестирования полученных от пайщиков средств. Таким образом, УК является инвестором и эмитентом в одном лице.
Однако фондовый рынок предоставляет широкие возможности не только для инвестиций, но и для спекуляций. В качестве участников фондового рынка спекулянты и инвесторы по своей сути ничем не отличаются друг от друга - и те, и другие покупают ценные бумаги с целью получения прибыли. Разница состоит лишь в сроке владения купленными ценными бумагами - по мере его увеличения их владелец превращается из спекулянта в инвестора.
Рынок акций предоставляет гораздо больше возможностей для спекуляции, чем рынок облигаций т.к. рыночная стоимость акции может меняться в гораздо большем диапазоне, чем стоимость облигации. Это связано с принципиально различной природой ценообразования акций и облигаций: стоимость облигации - это сумма кредита и его цена (плата за риск его невозврата), а стоимость акции - это стоимость части капитала эмитента. На колебания рыночной стоимости облигации влияет именно вторая (зачастую незначительная) составляющая, в то время как стоимость акции целиком подвержена рыночной конъюнктуре. Кроме того, облигации, как правило, имеют ограниченный во времени жизненный цикл, завершающийся их погашением. Существуют и бессрочные облигации, в этом случае эмитент периодически выплачивает держателю облигации определенные суммы (купонные выплаты). Погашаемые облигации так же могут предусматривать купонные выплаты.
Фондовый рынок, как и рынки любых других товаров, делится на первичный и вторичный.
На первичном рынке происходит только продажа ценных бумаг их эмитентом. Именно в этот момент эмитент получает желаемые инвестиции. Инвестор же может либо дождаться отдачи от своих инвестиций от эмитента, либо продать имеющиеся у него ценные бумаги (и наделяемые ими права) на вторичном рынке. Причем цена продажи может существенно отличаться от цены покупки. Если рыночная цена эмитированных ценных бумаг в течение короткого времени значительно превысит номинал, то у инвестора, купившего бумаги у эмитента, появится возможность получить значительную прибыль, продав эти бумаги. С точки зрения инвестора подобный исход весьма желателен. Однако с точки зрения эмитента не все однозначно. С одной стороны, разница между номинальной и рыночной ценой эмитированных бумаг составляет недополученные инвестиции, с другой стороны предоставляет возможности для получения дополнительных инвестиций.
Вторичный рынок ценных бумаг носит в основном спекулятивный характер и весьма опосредовано связан с эмитентами. Динамика рыночной стоимости ценных бумаг с одной стороны свидетельствует об эффективности использования эмитентом полученных средств, с другой отражает рыночную конъюнктуру. Кроме того, не стоит забывать что, все участники фондового рынка делятся на продавцов («быков») и покупателей («медведей»), которые, преследуя свои спекулятивные интересы (купить подешевле, а продать подороже), могут влиять на рыночную стоимость ценных бумаг.
Таким образом, фондовый рынок служит не только источником инвестиций, но и источником информации о его участниках, в т.ч. эмитентах - конечных потребителей инвестиций.
РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛЯХ РОСТА КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Н.А. Приданцева, аспирантка ГОУ ДПО ГАСИС
Повышение эффективности использование кадрового потенциала на основе его анализа является важнейшей составляющей в развитии любой организации.
Качественный состав персонала — характеристики ра-бочей силы, влияющие прямо или косвенно на эффектив-ность труда, именуемые трудовым потенциалом.
Трудовой потенциал — предельная величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.
Качественные характеристики трудового потенциала приведены в табл.1.
Каждую из рассмотренных обобщенных характеристик можно разукрупнить и в пределах общей оценки оценить отдельный элемент.
Основными методами социально-экономического анализа использования персонала предприятия являются: анкетно-документальный, социо-логический (опросы, интервью, беседы), статистический (группировка по полу, возрасту, семейному положению, занятости).
Используемый алгоритм комплексной оценки кадрового потенциала предприятия представлен на рис.1.
Представленный алгоритм содержит два крупных блока: оценку простых свойств кадрового потенциала (этапы 1-7) и оценку слож-
Таблица 1
Основные качественные характеристики трудового потенциала
Признаки Основные характеристики
Демографический Пол, возраст, семейное положение, национальность и др.
Физический Физическое и психическое здоровье, вес, работоспособность, выносливость
Подготовка Общеобразовательная, профессиональная, экономическая, способность к профессиональному росту и непрерывному образованию
Профессионально- квалибикационный Профессия, квалификация, категория
Личностные характеристики Тип темперамента, черты характера, внешность, воспитанность, коммуникабельность, знание иностранных языков, и т.д.
Отношение к труду Склонность к творчеству, соблюдение дисциплины, ответственность, инициативность
Опыт Навыки к труду, стаж работы в данной профессии (специальности)
Социальное положение Образ жизни, привычки, потребности и интересы, круг общения, уровень жизни