В.И. Новичкова
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕЙТИНГИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье рассмотрены основные мировые рейтинги, которые отражают инвестиционную привлекательность страны на международном уровне. Рассмотрены риски российской экономики для иностранных инвесторов, влияющие на привлекательность иностранных инвестиций в страну и ее регионы. Важное значение для российской экономики на данный момент имеет кризисная ситуация вокруг государства: отношения с рядом западных стран на фоне обострения ситуации вокруг Украины серьезно ухудшились, что не могло не повлиять на показатели международных рейтинговых агентств и инвестиционную привлекательность страны.
Ключевые слова: международные рейтинги, инвестиционная привлекательность, инвестиционный кризис, индексы инвестиций, устойчивый экономический рост, конкурентоспособность национальной экономики.
В настоящее время инвестиционный климат в России является весьма неблагоприятным для привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых. Инвестиционный кризис протекает со снижением объема капиталовложений, устареванием основных фондов и утратой конкурентоспособности.
На поведение потенциальных инвесторов огромное влияние оказывают публикации западной печати, дающие оценку хозяйственной ситуации в России.
Западные аналитики считают, что по степени распространения коррупции Россия по-прежнему остается на одном из первых мест в мире. В 2002 г. она вошла в список стран, которые не ведут должным образом борьбу с отмыванием «грязных денег». Однако в
© Новичкова В.И., 2014
2013 г. ситуация изменилась: на заседании ФАТФ Россию вместе с Новой Зеландией исключили из «черного списка» стран1.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности Россия находится в конце списка «преимущественно несвободных» стран. В этом году она опустилась на одну позицию и заняла в общем рейтинге 140-е место. Это ниже средних мировых и региональных уровней. Среди 43 европейских стран Россия занимает 41-е место2.
Россия конкурирует за привлечение бизнеса с широким кругом стран, которые можно разделить на пять групп:
• наиболее богатые страны мира, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
• группа ведущих промышленно развитых стран и наиболее быстрорастущих государств, входящих в «Группу двадцати»;
• страны с уровнем доходов выше среднего в соответствии с показателями валового национального продукта на душу населения;
• страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮжноАфриканская Республика);
• страны Европы и Центральной Азии (соседние с Россией страны в регионе ЕЦА).
Индекс «Ведения бизнеса» (Doing Business) оценивает дополнительный, но не менее важный компонент рейтинга глобальной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности России. Индекс рассчитывается на основании оценки десяти показателей, измеряющих легкость создания, ведения и ликвидации бизнеса для малых и средних предприятий, действующих в крупнейшем деловом центре страны, как правило, в столице. Такой выбор размера бизнеса означает, что полученные данные можно использовать в целях оценки среды для деятельности следующего поколения компаний. Если в этой среде бизнесу трудно, можно ожидать, что и новые компании вряд ли будут процветать и добиваться успехов в усовершенствовании бизнеса и разработке новой продукции. Таким образом, данные индекса «Ведения бизнеса» могут использоваться политиками и государственными деятелями при разработке практических решений, направленных на совершенствование деловой среды, при условии, что эти изменения будут успешно реализованы.
Вместе с тем не менее важно учитывать географический аспект источников данных. Расчеты индекса «Ведение бизнеса» обычно осуществляются на основе данных о крупнейших деловых центрах соответствующих стран, поскольку именно в этих центрах, как правило, сосредоточены ведущие предприятия и компании. Ситуация
в таких центрах типична для всей деловой среды страны. Особенно это справедливо для России, где значительная часть экономической деятельности сосредоточена в Москве.
С целью получения более точной картины сравнительных результатов по регионам в 2012 г. российское правительство и Всемирный банк провели исследование условий ведения бизнеса на региональном уровне. Оценка проводилась в столицах 30 российских регионов: Владивосток, Владикавказ, Волгоград, Воронеж, Выборг, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Калуга, Кемерово, Киров, Москва, Мурманск, Новосибирск, Омск, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Ставрополь, Сургут, Тверь, Томск, Ульяновск, Хабаровск, Якутск, Ярославль. Интересно отметить, что вести бизнес проще всего оказалось в Ульяновске, Саранске и Владикавказе - они и получили самый высокий рейтинг по совокупным показателям, а Москва - самый низкий3.
Результаты исследования позволяют предположить, что условия ведения бизнеса в регионах в значительной степени зависят от действий местных властей. От решений и действий местных властей, а также от местной интерпретации федеральных норм и установлений в значительной степени могут зависеть условия работы и нагрузка на предприятия.
Условия для предпринимательской деятельности в России хуже, чем во многих странах ОЭСР. Для сравнения рассмотрим условия ликвидации компании. В России потребуется почти на два года больше, чем в среднем по странам ОЭСР, для закрытия компании. При этом кредиторы могут рассчитывать на возврат 25 центов на каждый вложенный доллар, в то время как в среднем по странам ОЭСР кредиторам могут вернуть 65 центов. В то же время по показателю затрат на закрытие компании в процентах от стоимости активов российский показатель в девяти процентах сопоставим со средним показателем, а в странах ОЭСР - в 10 процентах.
На фоне остальных стран «Группы двадцати» Россия проигрывает. Сложности с ведением бизнеса - это серьезный недостаток, подрывающий ее конкурентоспособность по сравнению с ведущими мировыми индустриальными державами. Также очевидно, что лишь очень немногие страны в данной группе создают такие же препятствия для своих компаний в сфере международной торговли. С другой стороны, высокие результаты России по показателю обеспечения соблюдения контрактных условий позволяют ей опередить многие другие страны, включая Канаду. Несмотря на то что в России при заключении контрактов, возможно, приходится со-
блюдать несколько больше формальностей, чем в других странах, тем не менее:
• процесс обеспечения выполнения контрактов занимает гораздо меньше времени;
• издержки по оформлению контрактов также могут быть значительно ниже, чем в других странах;
• Россия неплохо выглядит по показателю оформления прав собственности, опережая Францию, Германию и Японию.
Несмотря на то что в рейтинге глобальной конкурентоспособности Россия оказалась наименее конкурентоспособной из четырех стран БРИКС, состояние ее бизнес-инфраструктуры дает ей некоторые преимущества. Общий рейтинг по показателю создания бизнеса низок, но лучше, чем у Бразилии, Китая и Индии. Некоторые из наихудших оценок России - по показателям «получение разрешения на строительство» и «налогообложение» - выглядят несколько лучше в сравнении с этими тремя странами, у которых по этим показателям также низкие баллы. Вместе с тем по показателю «международная торговля» Россия все же существенно проигрывает другим странам БРИКС.
В сравнении с другими странами ЕЦА у России есть некоторые конкурентные преимущества в области условий для бизнеса. Среди этих преимуществ - более низкие издержки открытия нового дела, а также меньшее число налоговых платежей. Однако по остальным показателям, определяющим обременительность ведения бизнеса, результаты России выглядят слишком низкими по сравнению с другими странами ЕЦА.
Проблемы с получением разрешения на строительство и осуществление трансграничных операций в России осложняют ведение бизнеса по каждому показателю этих подкатегорий. Получение разрешений на строительство в России - это длительный и затратный процесс. Помимо более высокой стоимости такого разрешения (4141 долл. по сравнению с 215 долл. в остальных странах «Группы двадцати»), процесс получения разрешения занимает на год дольше.
Та же ситуация в области экспортно-импортных операций. Если в среднем в странах «Группы двадцати» срок ожидания 12 дней для экспорта и 14,7 дней для импорта, то российским компаниям приходится ждать 36 дней в обоих случаях.
Говоря о сильных сторонах России, обеспечение соблюдения контрактных условий номинально кажется гораздо легче, чем в некоторых других странах. Хотя в РФ предусмотрено несколько большее количество формальных процедур, в целом процесс
занимает на 270 дней меньше и стоит существенно дешевле, чем в среднем в странах «Группы двадцати». Однако по сравнению с другими странами «Большой двадцатки» в России сложнее пройти через начальный этап открытия бизнеса, получения кредитов, а также выполнения таких простых шагов, как регистрация права собственности.
Российская экономика в значительной степени зависит от экспорта природных ресурсов, особенно нефти и природного газа, причем правительство страны фактически продолжает делать ставку на добывающие отрасли. Несмотря на относительно высокие темпы экономического роста, достигнутые в основном за счет экспорта углеводородов, перспективы устойчивого долгосрочного роста остаются туманными, так как чрезмерная зависимость от энергетического сектора серьезно затрудняет полноценное экономическое развитие, повышает нестабильность и резко снижает конкурентоспособность страны.
Среди слабостей российской экономики можно отметить следующие: чрезмерное государственное вмешательство, которое ухудшает динамику частного сектора и ведет к удорожанию инвестиций; нетарифные барьеры, которые значительно увеличивают торговые издержки; бюрократические барьеры, непоследовательность и неразбериха в сфере регулирования, которые препятствуют росту инвестиций; отсутствие конкуренции, которое ведет к постоянному росту цен и тарифов; увеличение государственных расходов не сопровождается повышением уровня прозрачности и публичной отчетности по ним. В результате российский бюджет становится все более зависимым от цен на нефть.
Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service в 2014 г. подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг России на уровне Baal, прогноз по рейтингу изменен на «негативный». Это решение Moody's стало компромиссом: пересмотр долгосрочного рейтинга государственных долговых обязательств РФ начался на фоне эскалации украинского кризиса. Еще в марте не исключалось снижение рейтинга на одну или даже на две ступени -в случае возникновения каких-либо потрясений. Подтверждение суверенного рейтинга РФ на текущем уровне прогнозировалось в том случае, если уровень напряженности международной обстановки на Украине упадет или появится антикризисное решение, способное улучшить перспективы экономического роста страны. Изменение прогноза на «негативный» отражает повышение чувствительности российской экономики к геополитическим рискам и ухудшение среднесрочного прогноза экономического роста.
Подтверждение рейтинга обусловлено стабильным бюджетом и положительным внешним сальдо, которые, по оценке Moody's, не должны понести существенный урон в результате роста международной напряженности и ухудшения прогноза экономического роста. Moody's ожидает замедления среднегодового роста ВВП РФ в период 2014-2018 годов до 1,7%4.
На сегодняшний день наибольшую роль в ухудшении инвестиционного климата России оказывает политическая напряженность со странами Запада. Конфликт, возникший из-за напряженной ситуации на Украине, приносит государству огромные проблемы. За период с января по март 2014 г. отток капитала из экономики России составил порядка 50 млрд долл.5 Этот показатель превышает идентичный показатель 2013 г. в 2 раза. Ситуация для российской экономики усугубляется и тем, что «волны» новых санкций продолжаются, что естественно снижает интерес западных инвесторов. Ослабление рубля на международной арене увеличивает риски для инвесторов и приводит к вывозу капитала из страны. Новые санкции с июля 2014 г. еще более усугубили и ограничили выход российских компаний на международные рынки. При дальнейшей эскалации конфликта России необходимо будет принимать меры по борьбе с внешним воздействием путем расширения и укрепления собственных внутренних ресурсов страны.
Основные последствия получения положительного инвестиционного рейтинга для российской экономики и финансовых рынков:
• появляется теоретическая возможность притока в Россию средств портфельных институциональных инвесторов - инвестиционных фондов, страховых компаний, пенсионных фондов. Для них при финансировании существует ограничение: инвестировать только в инструменты с инвестиционным рейтингом;
• значительно улучшаются условия доступа России как заемщика на международные рынки капитала. Это может снизить остроту проблемы выплат по внешнему долгу в «пиковые» годы;
• при повышении рейтингов российских корпораций вслед за рейтингом страны заметно улучшаются их возможности по привлечению финансирования на международных рынках заимствований. Это очень выгодно при текущих низких процентных ставках;
• ожидаемый приток иностранных инвестиций объективно будет поддерживать тенденцию к укреплению курса рубля.
Важными факторами курсообразования будут:
• мировые цены на основные товары российского экспорта (нефть, газ, металлы);
• политическая стабильность в стране.
Несмотря на заметные сдвиги в признании значимости России как объекта вложения зарубежных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов то, что крупные внешние вливания в экономику России невыгодны Западу как в экономическом, так и в политическом аспекте.
Преимущества инвестиционного климата в любой стране благотворно влияют на приток иностранного капитала в страну, на эффективность капиталовложений. При оценке инвестиционного климата основное внимание уделяется следующим экономическим параметрам:
• общему состоянию экономики;
• положению в валютной, финансовой и кредитной системах;
• таможенному режиму;
• возможностям использования рабочей силы.
Отрицательное влияние на инвестиционный климат оказывают:
• прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве;
• нечеткость и нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.
Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются:
• неполная отработанность законодательства;
• недостаточные налоговые условия для иностранных инвесторов;
• отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций;
• распространение коррупции.
Многие иностранные предприниматели считают распространение коррупции основными причинами, препятствующими притоку иностранного капитала, а также подчеркивают нестабильность «правил игры». Криминальность нашего общества является важнейшей причиной недостатка капиталовложений. Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике все больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами «обработки» со стороны криминальных структур. Кризисное состояние российской экономики влечет за собой инвестиционный кризис, означающий
долговременную тенденцию снижения объема капиталовложений, быстрое устаревание основных фондов и утрату конкурентоспособности, а также ставит под угрозу существование многих предприятий и целых отраслей. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:
1) высокие издержки ведения бизнеса, низкая конкурентоспособность производства в России;
2) сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;
3) неуступчивость российских партнеров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;
4) резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников. Многие компании жалуются на то, что при встречах на высоком уровне с российскими руководителями их заверяют в том, что предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственного исполнения, движение полностью останавливается.
Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играют:
1) политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества;
2) участие страны в системах международных договоров по различным вопросам;
3) прочность государственных институтов;
4) преемственность политической власти;
5) степень государственного вмешательства в экономику и т. д.
Переход к устойчивому экономическому росту - насущнейшая
проблема развитии экономики России, успешное решение которой, в первую очередь, зависит от масштабного притока инвестиций в реальный сектор экономики. При этом без преувеличения можно сказать, что катализатором роста экономики в настоящее время являются инвестиции в инновации. Это объясняется разными причинами, в том числе и всем тем, что их сопровождает: технологии, ноу-хау, управленческий опыт, новые рынки и многое другое.
Инвестиционный климат в России в 2014 г. продолжает отпугивать многих отечественных и зарубежных инвесторов от крупных инвестиций в российскую экономику. По мнению многих аналитиков, инвестиционный климат в России в 2014 г. ничуть не улучшился, отток капитала возрос.
Основной проблемой привлечения прямых иностранных инвестиций является их неудовлетворительное распределение по отраслям. Иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои средства в те сектора экономики, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность), хотя осуществляются вложения и в пищевую промышленность, а также в производство товаров народного потребления.
На данный момент структура иностранных инвестиций в России является неблагоприятной. Прямые иностранные инвестиции, характерные для большинства развитых и активно развивающихся экономик, незначительны (в период с 2004 по 2013 г. 90,9% составили прочие инвестиции, 8,8% - прямые инвестиции и лишь 0,3% -портфельные).
Несмотря ни на что, российская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для внешних вкладчиков. Среди них - весьма емкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал. Кроме этого, учитывается отношение России к крупным международным рынкам, наличие современных научных центров. Именно эти факторы оказываются решающими для иностранных инвесторов и самой страны.
Во-первых, сохраняется интерес к российскому рынку со стороны лидирующих ТНК Европы, которые охватывают несколько тысяч потенциальных инвесторов - носителей передовых технологий. Они уже исчерпали возможности наращивать капитал через чистый экспорт товаров за пределы ЕС и Восточной Европы.
ТНК вынуждены искать новые рынки и переориентироваться в своих стратегиях с товарной экспансии на вывоз капиталов.
Во-вторых, Россия становится местом притяжения инвесторов «вталкиваемого» Европой капитала, поскольку европейские рынки уже заняты. Она представляет собой самый последний большой рынок в Европе, обладающий значительным потенциалом с точки зрения не только природных ресурсов, но и квалифицированных кадров. Кроме того, Россия рассматривается и как плацдарм для проникновения инвесторов на другие рынки СНГ.
В-третьих, на мировой арене складывается новая расстановка политических сил, в большей мере учитывающая национальные интересы России. Совместная борьба с терроризмом способствовала усилению сотрудничества России с западными странами, стала фактором преодоления политической изоляции, которая серьезно препятствует иностранным инвестициям.
В-четвертых, заинтересованность Европы в долгосрочных поставках российских газа и нефти может конвертироваться в инвестиции в эти отрасли, а также стать предметом торга за иностранные инвестиции в другие ключевые отрасли.
В-пятых, внешний долг России как фактор торга на переговорах с кредиторами может дать ей шанс получить иностранные инвестиции. Ведь вернуть его реально, только повысив эффективность экономического развития. Иностранные инвестиции могут содействовать этому процессу.
Примечания
1
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) [Электронный ресурс] // Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. URL: http://www. eurasiangroup.org/ru/eag/fatf.php (дата обращения: 13.09.2014). Ведение бизнеса - 2014 [Электронный ресурс] // Всемирный банк. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2014 (дата обращения: 13.09.2014).
Ведение бизнеса в России - 2012 [Электронный ресурс] // Всемирный банк. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/subnational-reports/russia (дата обращения: 13.09.2014).
Агентство Moody's [Электронный ресурс]. URL: https://www.moodys.com/ pages/default_ee.aspx (дата обращения: 13.09.2014).
Ратников А. Отток капитала из России по итогам полугодия вырос в 2,2 раза [Электронный ресурс] // РБК. URL: http://top.rbc.ru/ economics/09/07/2014/935516.shtml (дата обращения: 13.09.2014).
3
4
5