Научная статья на тему 'Инвестиционные рейтинги российской экономики'

Инвестиционные рейтинги российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
366
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ / INTERNATIONAL RANKINGS / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КРИЗИС / INVESTMENT CRISIS / ИНДЕКСЫ ИНВЕСТИЦИЙ / INVESTMENT CODES / УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / COMPETITIVENESS OF THE NATIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новичкова Валерия Игоревна

В статье рассмотрены основные мировые рейтинги, которые отражают инвестиционную привлекательность страны на международном уровне. Рассмотрены риски российской экономики для иностранных инвесторов, влияющие на привлекательность иностранных инвестиций в страну и ее регионы. Важное значение для российской экономики на данный момент имеет кризисная ситуация вокруг государства: отношения с рядом западных стран на фоне обострения ситуации вокруг Украины серьезно ухудшились, что не могло не повлиять на показатели международных рейтинговых агентств и инвестиционную привлекательность страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investment ratings of the Russian economy

The article deals with the world’s major ratings that assess the investment attractiveness of the country at the international level. The risks of the Russian economy to foreign investors on the basis of rating indicators affecting the attractiveness of foreign investment in the country and its regions are considered. Strengths and weaknesses of the Russian economy that affect the state and the country’s position in the international rankings are identified. Importance for the Russian economy at the moment is the crisis around the state: the attitude of many Western countries, the aggravation of the situation around Ukraine, has deteriorated, which could not but affect the indicators of the international rating agencies.

Текст научной работы на тему «Инвестиционные рейтинги российской экономики»

В.И. Новичкова

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕЙТИНГИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассмотрены основные мировые рейтинги, которые отражают инвестиционную привлекательность страны на международном уровне. Рассмотрены риски российской экономики для иностранных инвесторов, влияющие на привлекательность иностранных инвестиций в страну и ее регионы. Важное значение для российской экономики на данный момент имеет кризисная ситуация вокруг государства: отношения с рядом западных стран на фоне обострения ситуации вокруг Украины серьезно ухудшились, что не могло не повлиять на показатели международных рейтинговых агентств и инвестиционную привлекательность страны.

Ключевые слова: международные рейтинги, инвестиционная привлекательность, инвестиционный кризис, индексы инвестиций, устойчивый экономический рост, конкурентоспособность национальной экономики.

В настоящее время инвестиционный климат в России является весьма неблагоприятным для привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых. Инвестиционный кризис протекает со снижением объема капиталовложений, устареванием основных фондов и утратой конкурентоспособности.

На поведение потенциальных инвесторов огромное влияние оказывают публикации западной печати, дающие оценку хозяйственной ситуации в России.

Западные аналитики считают, что по степени распространения коррупции Россия по-прежнему остается на одном из первых мест в мире. В 2002 г. она вошла в список стран, которые не ведут должным образом борьбу с отмыванием «грязных денег». Однако в

© Новичкова В.И., 2014

2013 г. ситуация изменилась: на заседании ФАТФ Россию вместе с Новой Зеландией исключили из «черного списка» стран1.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности Россия находится в конце списка «преимущественно несвободных» стран. В этом году она опустилась на одну позицию и заняла в общем рейтинге 140-е место. Это ниже средних мировых и региональных уровней. Среди 43 европейских стран Россия занимает 41-е место2.

Россия конкурирует за привлечение бизнеса с широким кругом стран, которые можно разделить на пять групп:

• наиболее богатые страны мира, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);

• группа ведущих промышленно развитых стран и наиболее быстрорастущих государств, входящих в «Группу двадцати»;

• страны с уровнем доходов выше среднего в соответствии с показателями валового национального продукта на душу населения;

• страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮжноАфриканская Республика);

• страны Европы и Центральной Азии (соседние с Россией страны в регионе ЕЦА).

Индекс «Ведения бизнеса» (Doing Business) оценивает дополнительный, но не менее важный компонент рейтинга глобальной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности России. Индекс рассчитывается на основании оценки десяти показателей, измеряющих легкость создания, ведения и ликвидации бизнеса для малых и средних предприятий, действующих в крупнейшем деловом центре страны, как правило, в столице. Такой выбор размера бизнеса означает, что полученные данные можно использовать в целях оценки среды для деятельности следующего поколения компаний. Если в этой среде бизнесу трудно, можно ожидать, что и новые компании вряд ли будут процветать и добиваться успехов в усовершенствовании бизнеса и разработке новой продукции. Таким образом, данные индекса «Ведения бизнеса» могут использоваться политиками и государственными деятелями при разработке практических решений, направленных на совершенствование деловой среды, при условии, что эти изменения будут успешно реализованы.

Вместе с тем не менее важно учитывать географический аспект источников данных. Расчеты индекса «Ведение бизнеса» обычно осуществляются на основе данных о крупнейших деловых центрах соответствующих стран, поскольку именно в этих центрах, как правило, сосредоточены ведущие предприятия и компании. Ситуация

в таких центрах типична для всей деловой среды страны. Особенно это справедливо для России, где значительная часть экономической деятельности сосредоточена в Москве.

С целью получения более точной картины сравнительных результатов по регионам в 2012 г. российское правительство и Всемирный банк провели исследование условий ведения бизнеса на региональном уровне. Оценка проводилась в столицах 30 российских регионов: Владивосток, Владикавказ, Волгоград, Воронеж, Выборг, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Калининград, Калуга, Кемерово, Киров, Москва, Мурманск, Новосибирск, Омск, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Ставрополь, Сургут, Тверь, Томск, Ульяновск, Хабаровск, Якутск, Ярославль. Интересно отметить, что вести бизнес проще всего оказалось в Ульяновске, Саранске и Владикавказе - они и получили самый высокий рейтинг по совокупным показателям, а Москва - самый низкий3.

Результаты исследования позволяют предположить, что условия ведения бизнеса в регионах в значительной степени зависят от действий местных властей. От решений и действий местных властей, а также от местной интерпретации федеральных норм и установлений в значительной степени могут зависеть условия работы и нагрузка на предприятия.

Условия для предпринимательской деятельности в России хуже, чем во многих странах ОЭСР. Для сравнения рассмотрим условия ликвидации компании. В России потребуется почти на два года больше, чем в среднем по странам ОЭСР, для закрытия компании. При этом кредиторы могут рассчитывать на возврат 25 центов на каждый вложенный доллар, в то время как в среднем по странам ОЭСР кредиторам могут вернуть 65 центов. В то же время по показателю затрат на закрытие компании в процентах от стоимости активов российский показатель в девяти процентах сопоставим со средним показателем, а в странах ОЭСР - в 10 процентах.

На фоне остальных стран «Группы двадцати» Россия проигрывает. Сложности с ведением бизнеса - это серьезный недостаток, подрывающий ее конкурентоспособность по сравнению с ведущими мировыми индустриальными державами. Также очевидно, что лишь очень немногие страны в данной группе создают такие же препятствия для своих компаний в сфере международной торговли. С другой стороны, высокие результаты России по показателю обеспечения соблюдения контрактных условий позволяют ей опередить многие другие страны, включая Канаду. Несмотря на то что в России при заключении контрактов, возможно, приходится со-

блюдать несколько больше формальностей, чем в других странах, тем не менее:

• процесс обеспечения выполнения контрактов занимает гораздо меньше времени;

• издержки по оформлению контрактов также могут быть значительно ниже, чем в других странах;

• Россия неплохо выглядит по показателю оформления прав собственности, опережая Францию, Германию и Японию.

Несмотря на то что в рейтинге глобальной конкурентоспособности Россия оказалась наименее конкурентоспособной из четырех стран БРИКС, состояние ее бизнес-инфраструктуры дает ей некоторые преимущества. Общий рейтинг по показателю создания бизнеса низок, но лучше, чем у Бразилии, Китая и Индии. Некоторые из наихудших оценок России - по показателям «получение разрешения на строительство» и «налогообложение» - выглядят несколько лучше в сравнении с этими тремя странами, у которых по этим показателям также низкие баллы. Вместе с тем по показателю «международная торговля» Россия все же существенно проигрывает другим странам БРИКС.

В сравнении с другими странами ЕЦА у России есть некоторые конкурентные преимущества в области условий для бизнеса. Среди этих преимуществ - более низкие издержки открытия нового дела, а также меньшее число налоговых платежей. Однако по остальным показателям, определяющим обременительность ведения бизнеса, результаты России выглядят слишком низкими по сравнению с другими странами ЕЦА.

Проблемы с получением разрешения на строительство и осуществление трансграничных операций в России осложняют ведение бизнеса по каждому показателю этих подкатегорий. Получение разрешений на строительство в России - это длительный и затратный процесс. Помимо более высокой стоимости такого разрешения (4141 долл. по сравнению с 215 долл. в остальных странах «Группы двадцати»), процесс получения разрешения занимает на год дольше.

Та же ситуация в области экспортно-импортных операций. Если в среднем в странах «Группы двадцати» срок ожидания 12 дней для экспорта и 14,7 дней для импорта, то российским компаниям приходится ждать 36 дней в обоих случаях.

Говоря о сильных сторонах России, обеспечение соблюдения контрактных условий номинально кажется гораздо легче, чем в некоторых других странах. Хотя в РФ предусмотрено несколько большее количество формальных процедур, в целом процесс

занимает на 270 дней меньше и стоит существенно дешевле, чем в среднем в странах «Группы двадцати». Однако по сравнению с другими странами «Большой двадцатки» в России сложнее пройти через начальный этап открытия бизнеса, получения кредитов, а также выполнения таких простых шагов, как регистрация права собственности.

Российская экономика в значительной степени зависит от экспорта природных ресурсов, особенно нефти и природного газа, причем правительство страны фактически продолжает делать ставку на добывающие отрасли. Несмотря на относительно высокие темпы экономического роста, достигнутые в основном за счет экспорта углеводородов, перспективы устойчивого долгосрочного роста остаются туманными, так как чрезмерная зависимость от энергетического сектора серьезно затрудняет полноценное экономическое развитие, повышает нестабильность и резко снижает конкурентоспособность страны.

Среди слабостей российской экономики можно отметить следующие: чрезмерное государственное вмешательство, которое ухудшает динамику частного сектора и ведет к удорожанию инвестиций; нетарифные барьеры, которые значительно увеличивают торговые издержки; бюрократические барьеры, непоследовательность и неразбериха в сфере регулирования, которые препятствуют росту инвестиций; отсутствие конкуренции, которое ведет к постоянному росту цен и тарифов; увеличение государственных расходов не сопровождается повышением уровня прозрачности и публичной отчетности по ним. В результате российский бюджет становится все более зависимым от цен на нефть.

Международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service в 2014 г. подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг России на уровне Baal, прогноз по рейтингу изменен на «негативный». Это решение Moody's стало компромиссом: пересмотр долгосрочного рейтинга государственных долговых обязательств РФ начался на фоне эскалации украинского кризиса. Еще в марте не исключалось снижение рейтинга на одну или даже на две ступени -в случае возникновения каких-либо потрясений. Подтверждение суверенного рейтинга РФ на текущем уровне прогнозировалось в том случае, если уровень напряженности международной обстановки на Украине упадет или появится антикризисное решение, способное улучшить перспективы экономического роста страны. Изменение прогноза на «негативный» отражает повышение чувствительности российской экономики к геополитическим рискам и ухудшение среднесрочного прогноза экономического роста.

Подтверждение рейтинга обусловлено стабильным бюджетом и положительным внешним сальдо, которые, по оценке Moody's, не должны понести существенный урон в результате роста международной напряженности и ухудшения прогноза экономического роста. Moody's ожидает замедления среднегодового роста ВВП РФ в период 2014-2018 годов до 1,7%4.

На сегодняшний день наибольшую роль в ухудшении инвестиционного климата России оказывает политическая напряженность со странами Запада. Конфликт, возникший из-за напряженной ситуации на Украине, приносит государству огромные проблемы. За период с января по март 2014 г. отток капитала из экономики России составил порядка 50 млрд долл.5 Этот показатель превышает идентичный показатель 2013 г. в 2 раза. Ситуация для российской экономики усугубляется и тем, что «волны» новых санкций продолжаются, что естественно снижает интерес западных инвесторов. Ослабление рубля на международной арене увеличивает риски для инвесторов и приводит к вывозу капитала из страны. Новые санкции с июля 2014 г. еще более усугубили и ограничили выход российских компаний на международные рынки. При дальнейшей эскалации конфликта России необходимо будет принимать меры по борьбе с внешним воздействием путем расширения и укрепления собственных внутренних ресурсов страны.

Основные последствия получения положительного инвестиционного рейтинга для российской экономики и финансовых рынков:

• появляется теоретическая возможность притока в Россию средств портфельных институциональных инвесторов - инвестиционных фондов, страховых компаний, пенсионных фондов. Для них при финансировании существует ограничение: инвестировать только в инструменты с инвестиционным рейтингом;

• значительно улучшаются условия доступа России как заемщика на международные рынки капитала. Это может снизить остроту проблемы выплат по внешнему долгу в «пиковые» годы;

• при повышении рейтингов российских корпораций вслед за рейтингом страны заметно улучшаются их возможности по привлечению финансирования на международных рынках заимствований. Это очень выгодно при текущих низких процентных ставках;

• ожидаемый приток иностранных инвестиций объективно будет поддерживать тенденцию к укреплению курса рубля.

Важными факторами курсообразования будут:

• мировые цены на основные товары российского экспорта (нефть, газ, металлы);

• политическая стабильность в стране.

Несмотря на заметные сдвиги в признании значимости России как объекта вложения зарубежных инвестиций, не следует сбрасывать со счетов то, что крупные внешние вливания в экономику России невыгодны Западу как в экономическом, так и в политическом аспекте.

Преимущества инвестиционного климата в любой стране благотворно влияют на приток иностранного капитала в страну, на эффективность капиталовложений. При оценке инвестиционного климата основное внимание уделяется следующим экономическим параметрам:

• общему состоянию экономики;

• положению в валютной, финансовой и кредитной системах;

• таможенному режиму;

• возможностям использования рабочей силы.

Отрицательное влияние на инвестиционный климат оказывают:

• прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве;

• нечеткость и нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.

Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются:

• неполная отработанность законодательства;

• недостаточные налоговые условия для иностранных инвесторов;

• отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций;

• распространение коррупции.

Многие иностранные предприниматели считают распространение коррупции основными причинами, препятствующими притоку иностранного капитала, а также подчеркивают нестабильность «правил игры». Криминальность нашего общества является важнейшей причиной недостатка капиталовложений. Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике все больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами «обработки» со стороны криминальных структур. Кризисное состояние российской экономики влечет за собой инвестиционный кризис, означающий

долговременную тенденцию снижения объема капиталовложений, быстрое устаревание основных фондов и утрату конкурентоспособности, а также ставит под угрозу существование многих предприятий и целых отраслей. За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали:

1) высокие издержки ведения бизнеса, низкая конкурентоспособность производства в России;

2) сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия;

3) неуступчивость российских партнеров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны;

4) резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников. Многие компании жалуются на то, что при встречах на высоком уровне с российскими руководителями их заверяют в том, что предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственного исполнения, движение полностью останавливается.

Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играют:

1) политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества;

2) участие страны в системах международных договоров по различным вопросам;

3) прочность государственных институтов;

4) преемственность политической власти;

5) степень государственного вмешательства в экономику и т. д.

Переход к устойчивому экономическому росту - насущнейшая

проблема развитии экономики России, успешное решение которой, в первую очередь, зависит от масштабного притока инвестиций в реальный сектор экономики. При этом без преувеличения можно сказать, что катализатором роста экономики в настоящее время являются инвестиции в инновации. Это объясняется разными причинами, в том числе и всем тем, что их сопровождает: технологии, ноу-хау, управленческий опыт, новые рынки и многое другое.

Инвестиционный климат в России в 2014 г. продолжает отпугивать многих отечественных и зарубежных инвесторов от крупных инвестиций в российскую экономику. По мнению многих аналитиков, инвестиционный климат в России в 2014 г. ничуть не улучшился, отток капитала возрос.

Основной проблемой привлечения прямых иностранных инвестиций является их неудовлетворительное распределение по отраслям. Иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои средства в те сектора экономики, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность), хотя осуществляются вложения и в пищевую промышленность, а также в производство товаров народного потребления.

На данный момент структура иностранных инвестиций в России является неблагоприятной. Прямые иностранные инвестиции, характерные для большинства развитых и активно развивающихся экономик, незначительны (в период с 2004 по 2013 г. 90,9% составили прочие инвестиции, 8,8% - прямые инвестиции и лишь 0,3% -портфельные).

Несмотря ни на что, российская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для внешних вкладчиков. Среди них - весьма емкий рынок, богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная дешевая рабочая сила, значительный научно-технический потенциал. Кроме этого, учитывается отношение России к крупным международным рынкам, наличие современных научных центров. Именно эти факторы оказываются решающими для иностранных инвесторов и самой страны.

Во-первых, сохраняется интерес к российскому рынку со стороны лидирующих ТНК Европы, которые охватывают несколько тысяч потенциальных инвесторов - носителей передовых технологий. Они уже исчерпали возможности наращивать капитал через чистый экспорт товаров за пределы ЕС и Восточной Европы.

ТНК вынуждены искать новые рынки и переориентироваться в своих стратегиях с товарной экспансии на вывоз капиталов.

Во-вторых, Россия становится местом притяжения инвесторов «вталкиваемого» Европой капитала, поскольку европейские рынки уже заняты. Она представляет собой самый последний большой рынок в Европе, обладающий значительным потенциалом с точки зрения не только природных ресурсов, но и квалифицированных кадров. Кроме того, Россия рассматривается и как плацдарм для проникновения инвесторов на другие рынки СНГ.

В-третьих, на мировой арене складывается новая расстановка политических сил, в большей мере учитывающая национальные интересы России. Совместная борьба с терроризмом способствовала усилению сотрудничества России с западными странами, стала фактором преодоления политической изоляции, которая серьезно препятствует иностранным инвестициям.

В-четвертых, заинтересованность Европы в долгосрочных поставках российских газа и нефти может конвертироваться в инвестиции в эти отрасли, а также стать предметом торга за иностранные инвестиции в другие ключевые отрасли.

В-пятых, внешний долг России как фактор торга на переговорах с кредиторами может дать ей шанс получить иностранные инвестиции. Ведь вернуть его реально, только повысив эффективность экономического развития. Иностранные инвестиции могут содействовать этому процессу.

Примечания

1

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) [Электронный ресурс] // Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. URL: http://www. eurasiangroup.org/ru/eag/fatf.php (дата обращения: 13.09.2014). Ведение бизнеса - 2014 [Электронный ресурс] // Всемирный банк. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2014 (дата обращения: 13.09.2014).

Ведение бизнеса в России - 2012 [Электронный ресурс] // Всемирный банк. URL: http://russian.doingbusiness.org/reports/subnational-reports/russia (дата обращения: 13.09.2014).

Агентство Moody's [Электронный ресурс]. URL: https://www.moodys.com/ pages/default_ee.aspx (дата обращения: 13.09.2014).

Ратников А. Отток капитала из России по итогам полугодия вырос в 2,2 раза [Электронный ресурс] // РБК. URL: http://top.rbc.ru/ economics/09/07/2014/935516.shtml (дата обращения: 13.09.2014).

3

4

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.