Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / INVESTMENT ACTIVITY / FINANCIAL INCENTIVE MECHANISM FOR INVESTMENT ACTIVITY / FINANCIAL MECHANISM / INVESTMENT PROMOTION TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

Для экономики России инвестиции имеют большое значение. Сейчас они являются важнейшим средством для выхода из экономического кризиса и увеличения качественных показателей хозяйственной деятельности. Значительную роль играют инвестиции в основной капитал - это вложения, которые способствуют приобретению, созданию, а также расширению основных фондов предприятия. В статье анализируются механизмы стимулирования инвестиционной активности, проводится анализ темпов роста инвестиций в стране. Показано, что существенное увеличение объемов инвестиций может быть достигнуто на основе рационального использования современного инструментария стимулирования инвестиционной деятельности, обеспечивающего результативное взаимодействие хозяйствующих субъектов и органов государственного управления региона. В статье сделан вывод, что инвестиции необходимо использовать эффективно, если же вкладывать средства в технологии или средства производства, которые являются морально-устаревшими, то это не будет приводить к экономическому росту, что в последствии повлечет за собой сокращение объёмов производства. Данная тема достаточно актуальна, так как инвестиционная деятельность призвана способствовать развитию экономики, в связи с этим необходимо проанализировать состояние России и определить проблемы инвестиционного развития, а также пути их решения и перспективы в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS FOR STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITIES

The investments are important for business life of russia. Now they are the most important means for overcoming the economic crisis and increasing the quality indicators of economic activity. A significant role is played by investments in fixed capital - these are investments that contribute to the acquisition, creation, and expansion of fixed assets of the enterprise. The article analyzes the mechanisms for stimulating investment activity, the growth rate of investment in the country. It is shown that a significant increase in the volume of investments can be achieved on the basis of the rational use of modern tools for stimulating investment activity, ensuring the effective interaction of economic entities and government bodies in the region. The article concluded that investments should be used efficiently, but if you invest in technologies or means of production that are morally obsolete, this will not lead to economic growth, which will subsequently lead to a reduction in production volumes. This topic is quite relevant, since investment activity is designed to contribute to the development of the economy; therefore, it is necessary to analyze the economics of Russia and identify the problems of investment development, as well as their solutions and future prospects.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

УДК 336

Казова З. М. Kazova Z. M.

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

MECHANISMS FOR STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITIES

Для экономики России инвестиции имеют большое значение. Сейчас они являются важнейшим средством для выхода из экономического кризиса и увеличения качественных показателей хозяйственной деятельности. Значительную роль играют инвестиции в основной капитал — это вложения, которые способствуют приобретению, созданию, а также расширению основных фондов предприятия.

В статье анализируются механизмы стимулирования инвестиционной активности, проводится анализ темпов роста инвестиций в стране Показано, что существенное увеличение объемов инвестиций может быть достигнуто на основе рационального использования современного инструментария стимулирования инвестиционной деятельности, обеспечивающего результативное взаимодействие хозяйствующих субъектов и органов государственного управления региона.

В статье сделан вывод, что инвестиции необходимо использовать эффективно, если же вкладывать средства в технологии или средства производства, которые являются морально-устаревшими, то это не будет приводить к экономическому росту, что в последствии повлечет за собой сокращение объёмов производства. Данная тема достаточно актуальна, так как инвестиционная деятельность призвана способствовать развитию экономики, в связи с этим необходимо проанализировать состояние России и определить проблемы инвестиционного развития, а также пути их решения и перспективы в будущем.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, механизм финансового стимулирования инвестиционной деятельности, финансовый механизм, инвестиционная активность, инструменты стимулирования инвестиций.

The investments are important for business life of Russia. Now they are the most important means for overcoming the economic crisis and increasing the quality indicators of economic activity. A significant role is played by investments in fixed capital — these are investments that contribute to the acquisition, creation, and expansion of fixed assets of the enterprise.

The article analyzes the mechanisms for stimulating investment activity, the growth rate of investment in the country. It is shown that a significant increase in the volume of investments can be achieved on the basis of the rational use of modern tools for stimulating investment activity, ensuring the effective interaction of economic entities and government bodies in the region.

The article concluded that investments should be used efficiently, but if you invest in technologies or means of production that are morally obsolete, this will not lead to economic growth, which will subsequently lead to a reduction in production volumes. This topic is quite relevant, since investment activity is designed to contribute to the development of the economy; therefore, it is necessary to analyze the economics of Russia and identify the problems of investment development, as well as their solutions and future prospects.

Key words: investment activity, financial incentive mechanism for investment activity, financial mechanism, investment activity, investment promotion tools.

Казова Залина Мухамедовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 903 495 37 54 E-mail: zalina.kazova@mail.ru

Kazova Zalina Muhamedovna -

Candidate of Economic Sciences, Associated Professor of of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Тел.: 8 903 495 37 54 E-mail: zalina.kazova@mail.ru

Введение. В настоящее время вопросы эффективного государственного управления российской экономикой нередко остаются нерешенными. В этой связи особенно актуальными становятся вопросы совершенствования системы государственного управления экономикой и эффективного использования тех инструментов, которые оно может и должно применять в отношении хозяйствующих субъектов, в том числе, для регулирования и стимулирования их инвестиционной деятельности.

Главная цель инвестиционной деятельности - обеспечение наиболее эффективных путей реализации инвестиционной стратегии. Большое влияние оказали экономические реформы в России, у которых были как плюсы, так и минусы. Одним из самых значимых отрицательных моментов, является уменьшение контроля над инвестиционными процессами. Из-за резкого промышленного упадка производства в сферах экономики наблюдался недостаток инвестиций, что вследствии понесло за собой создание долгосрочных проектов, которые были малоэффективными из-за нестабильных условий в стране.

«Инвестиции - ресурсы, отвлекаемые от текущего потребления и вкладываемые в воспроизводство совокупного капитала общества, включающего в себя воспроизводимый, природный и человеческий капитал, для положительного эффекта в будущем. При этом эффект от инвестиций может быть получен и в финансовой, и в нефинансовой форме (социальный, экологический эффекты)» [1].

По мнению Грязновой А.Г. «...для определения содержания механизма финансового стимулирования инвестиционной деятельности рассмотрим понятие непосредственно самого финансового механизма. В финансово-кре-дитном энциклопедическом словаре финансовый механизм трактуется как совокупность видов и форм организации финансовых отношений, инструментов и рычагов воздей-

ствия органов государственной власти на экономическое и социальное развитие общества с помощью государственных финансов» [4, с. 187].

По мнению Тараканова В.В. «структура финансового механизма сложна в силу того, что финансовые отношения разнообразны и зависят от многих факторов общеэкономического, правового, управленческого и прочего характера» [3, с. 181].

Методы проведения работы. В работе применялся диалектический метод как общий научный метод познания, приёмы статистического, системного, сравнительного, экономического и финансового анализа, а также общеэкономические методы индукции, дедукции, экспертных оценок.

Результаты исследования. Начиная с 2017 года, увеличение объемов инвестиций в основной капитал является ключевым фактором роста экономики. Темпы прироста инвестиций в основной капитал ускорятся с 4,1% в 2017 году до 5,7% в 2020 году (в 2018 году -4,7%, в 2019 году - 5,6%). Основной поток инвестиций (более 70% общего объема) направлялся в такие виды экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства. Доля инвестиций в образование и здравоохранение и предоставление социальных услуг оставалась на низком уровне и в последние десять лет имела тенденцию к снижению. Так, доля инвестиций в образование снизилась с 2,2% в 2007 году до 1,4% в 2017 году, в здравоохранение и предоставление социальных услуг - с 2,7% в 2007 году до 1,2% в 2017 году. При этом в такие виды деятельности, как производство машин и оборудования, направлялось 0,7% всех инвестиций, производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств - 0,8%, производство электрических машин и электрооборудования - 0,2%. Это показывает, что инвестиции в основной капитал, необходимые для

обновления и модернизации материально-технической базы российской экономики, необходимо существенно увеличить.

Оживление инвестиционной активности в 2018-2020 годах будет происходить «преимущественно за счет повышения роли частного бизнеса», учитывая накопленные предприятиями ресурсы. Отметим, что факта наличия доступных финансовых ресурсов недостаточно для фронтального расширения инвестиционной деятельности предприятий частного сектора экономики. К примеру, в 2015-2016 годах отмечался значительный рост прибыли коммерческих организаций. При этом в январе-июле 2017 года величина прибыли в экономике характеризовалась отрицательной динамикой, ее объем сократился на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Значительные объемы средств, предоставленные государственным корпорациям и государственной компании в прошлые годы, используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях, по которым государственные корпорации и государственная компания получают проценты по неснижаемому остатку средств на счете.

Общий объем временно свободных средств государственных корпораций и государственной компании по состоянию на 1 июля 2018 года составил порядка 146 млрд. рублей (на 1 июля 2017 года - порядка 163 млрд. рублей). При этом доходы государственных корпораций и государственной компании от инвестирования временно свободных средств по состоянию на 1 июля 2018 года за январь - июнь 2018 года составили около 3,0 млрд. рублей (на 1 июля 2017 года - около 3,4 млрд. рублей).

В I квартале 2018 года прирост инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом 2017 года ускорился и составил 3,6% (в аналогичном периоде 2017 года - 1,4%). Прогноз прироста инвестиций в текущем году был скорректирован до 4,8%. С учетом данных за I квартал для достижения прогнозного значения темпы роста инвестиций в основной капитал в IV квартале должны ускориться и составить в среднем не менее 5,2%.

Таким образом, показатель цели «повышение инвестиционной привлекательности АПК

и повышение доступности кредитных ресурсов для предприятий агропромышленного комплекса», установленной в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, отличается от показателя цели, установленного в распоряжении Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 г. № 729-р.

Кроме того, по состоянию на 1 июля 2018 года соглашения с юридическими лицами о предоставлении указанной субсидии за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации отсутствуют, исполнение бюджетных ассигнований на указанные цели не осуществлялось, в связи с чем существуют риски недостижения показателя цели, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации № 729-р.

По состоянию на 1 июля 2018 года объем ФАИП на 2018 год увеличился на 36,3 млрд. рублей. Увеличение в I квартале 2018 года бюджетных ассигнований на реализацию ФАИП в объеме остатка не использованных в 2017 году ЛБО на оплату заключенных государственных контрактов, связанных с осуществлением капитальных вложений в объекты ФАИП, составило 33,7 млрд. рублей (в 2017 году 44,8 млрд. рублей).

Бюджетные ассигнования федерального бюджета в рамках ФАИП в 2018 году предусмотрены на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества (в сумме 401,7 млрд. рублей, или 56,3% общего объема ФАИП), на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям (32,9 млрд. рублей, или 4,6%), взносов в уставные капиталы акционерных обществ в целях реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов (7,3 млрд. рублей, или 1%) и субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (149,9 млрд. рублей, или 21%), в том числе соответствующих расходов в рамках консолидированных субсидий (6,5 млрд. рублей, или 0,9%).

Объем бюджетных ассигнований ФАИП, детализация которых осуществляется в составе государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации, составляет 116,2 млрд. рублей на 2018 год, или 16,3% общего объема ФАИП. Кроме того, на обеспечение жильем военнослужащих и приравненных к ним лиц предусмотрено 5,4 млрд. рублей (0,8%).

Включение в ФАИП объектов, не готовых к началу строительства (реконструкции) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, приводит к невозможности осуществления строительства, резервированию и дальнейшему перераспределению значительных объемов средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию ФАИП.

Общий объем бюджетных ассигнований на объекты и инвестиционные проекты, по которым в утвержденной ФАИП имелось указание на необходимость принятия нормативного правового акта, на 2018 год составил 257,8 млрд. рублей. На 1 июля 2018 года общий объем бюджетных ассигнований в ФАИП на указанные объекты и инвестиционные проекты уменьшился на 248,8 млрд. рублей, и составил 9,0 млрд. рублей (1,5%).

Объем бюджетных ассигнований по позициям «Инвестиционный проект, требующий принятия нормативного правового акта» в утвержденной ФАИП на 2018 год составил 228,2 млрд. рублей (39,9%), по состоянию на 1 июля 2018 года составил 0,2 млрд. рублей (0,03%).

Кроме того, в утвержденную ФАИП на 2018 год включены позиции «Объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), объекты недвижимого имущества, подлежащие включению в федеральную адресную инвестиционную программу после принятия определённых актов и решений.

Кассовое исполнение расходов на реализацию ФАИП без учета расходов на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства объектов, включенных в состав консолидированных субсидий (вид расходов 523), по состоянию на 1 июля 2018 года составило 196,9 млрд. рублей, или лишь 29% объема доведенных лимитов бюджетных обязательств (679,1 млрд. рублей).

Следует отметить, что по состоянию на 1 июля 2018 года 3 главными распорядителями средств федерального бюджета из 53, которым доведены ЛБО на реализацию ФАИП, или 5,7% количества, не начато осуществление кассовых расходов в рамках ФАИП (Минюст России, Минкавказ России и Рост-руд), по 34 главным распорядителям средств федерального бюджета (64,2%) кассовое исполнение расходов на ФАИП осуществлено на уровне менее 29% объема ЛБО.

«Все элементы финансового механизма являются составной частью целого, они взаимозависимы и взаимосвязаны, а сочетание видов, форм, методов организации финансовых отношений образует «конструкцию финансового механизма»» [4, с. 40].

Еще одним источником активизации роста инвестиций должны стать кредитные ресурсы. Существует перечень мер, разработанных Правительством Российской Федерации, которые будут способствовать активизации роста инвестиций за счет кредитных средств. Это - программа льготного кредитования малого и среднего бизнеса, создание эффективного механизма государственно-частного партнерства на принципах «инфраструктурной ипотеки».

Теоретически такой опережающий рост инвестиций за счет прибыли организаций возможен. Например, если прибыль каким-то образом аккумулируется или перераспределяется в пользу крупнейших энергетических и сырьевых корпораций, которые реализуют масштабные инвестиционные программы, например, чтобы поддержать снижающийся объем добычи при стабильных или слабо растущих ценах. Однако, оставляя в стороне рациональность такого маневра, совершить его без использования фискальных и бюджетных мер невозможно.

Область применения результатов: региональная экономика, государственная поддержка АПК.

Выводы. Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы: необходимо ужесточить контроль за расходами и доходами бюджета; активизировать на государственном уровне работу по укреплению национального финансового рынка в целях противостояния негативному влиянию глобальных финансовых кризисов; развивать и совершенствовать экспортный

потенциал; повышать уровень конкурентоспособности и привлекательность территорий для иностранных инвесторов. До тех пор, пока в России не будут созданы привлекатель-

ные и благоприятные условия для вложений, все инвестиции будут идти на рынки других стран, предоставляющих наиболее выгодные условия.

Литература

1. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования; пер. с англ. М., 1999.

2. Тараканов В.В. Модернизация финансового механизма системы высшего профессионального образования: проблемы, решения, перспективы: дис. д-ра экон. наук / Тараканов Василий Валерьевич. Волгоград, 2010. 383 с.

3. Тараканов В В. Финансовый механизм системы высшего профессионального образования: сущность, структура, принципы функционирования // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2009. №2(15). С. 180-187.

4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / А.Г. Грязнова. М.: Финансы и статистика, 2004. 1168 с.

5. Дышекова А.А. Инновации как фактор конкурентоспособности коммерческих банков // В сборнике «Современные аспекты глобализации экономических процессов»: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 25.

6. Дышекова А.А. Направления инновационной деятельности коммерческих банков // В сборнике «Современные аспекты глобализации экономических процессов»: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2014. С. 26.

7. Дышекова А.А. Проблемы социально-экономического развития агропромышленного комплекса // В сборнике «Актуальные проблемы науки в современной России»: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. 2014. С. 98-102.

8. Дышекова А.А. Направления формирования инновационной системы АПК // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. №1(4). С. 228231.

9. Дышекова А.А. Кластерные методы развития мезоуровневых систем // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. №1(4). С. 231-233.

References

1. Gitman L.Dzh., Dzhonk M.D. Osnovy in-vestirovaniya; per. s angl. M., 1999.

2. Tarakanov V.V. Modernizatsija finansovo-go mekhanizma sistemy vysshego professional-nogo obrazovaniya: problemy, resheniya, pers-pektivy: dis. d-ra ekon. nauk / Tarakanov Vasilij Valerevich. Volgograd, 2010. 383 s.

3. Tarakanov V.V. Finansovyj mekhanizm sistemy vysshego professionalnogo obrazova-niya: suschnost, struktura, printsipy funktsioniro-vaniya // Vestnik Volgogradskogo gosudarstven-nogo universiteta. Serija 3. Ekonomika. Ekolo-giya. 2009. №2(15). S. 180-187.

4. Finansovo-kreditnyj entsiklopedicheskij slovar / A. G. Gryaznova. M.: Finansy i statistika, 2004. 1168 s.

5. Dyshekova A.A. Innovatsii kak faktor kon-kurentosposobnosti kommercheskikh bankov //

V sbornike «Sovremennye aspekty globalizatsii ekonomicheskikh protsessov»: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rentsii. 2014. S. 25.

6. Dyshekova A.A. Napravleniya innovat-sionnoj dejatelnosti kommercheskikh bankov //

V sbornike «Sovremennye aspekty globalizatsii ekonomicheskikh protsessov»: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rentsii. 2014. S. 26.

7. Dyshekova A.A. Problemy sotsialno-ekonomicheskogo razvitija agropromyshlennogo kompleksa // V sbornike: «Aktualnye problemy nauki v sovremennoj Rossii»: sbornik statej stu-dentov, aspirantov, molodykh uchenykh i prepo-davatelej. 2014. S. 98-102.

8. Dyshekova A.A. Napravleniya formirova-niya innovatsionnoj sistemy APK // Innovatsion-naya ekonomika: perspektivy razvitiya i sover-shenstvovaniya. 2014. №1(4). S. 228-231.

9. Dyshekova A.A. Klasternye metody razvi-tiya mezourovnevykh system // Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sover-shenstvovaniya. 2014. №1(4). S. 231-233.

10. Пилова Ф.И. Интеграция как фактор повышения эффективности функционирования региональной экономики (на материалах Кабардино-Балкарской республики): дис. канд. экон. наук: 12.11.10 / ИИПРУ КБНЦ РАН. Нальчик, 2010. С. 174.

10. РИвуа П. Integratsiya как Гак1юг роуу-8Иешуа effektivnosti funktsionirovaniya regio-nalnoj ekonomiki (na materialakh Kabardino-Balkarskoj respubliki): dis. kand. ekon. nauk: 12.11.10 / ПРШ КВКС ЯЛК ШоМ^ 2010. 8. 174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.