Научная статья на тему 'Государственные институты развития как инструмент финансового стимулирования инвестиционной деятельности'

Государственные институты развития как инструмент финансового стимулирования инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ / ФИНАНСОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашников А.А.

Модернизация российской экономики и создание условий для ее экономического роста требуют активизации инвестиционной деятельности, что возможно посредством ее финансового стимулирования. Распространенным инструментом финансового стимулирования инвестиционной деятельности являются инвестиции, которые осуществляются государственными институтами развития. Для финансирования институтов развития со стороны государства используется вклад в их уставный капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственные институты развития как инструмент финансового стимулирования инвестиционной деятельности»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Калашников А.А.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Модернизация российской экономики и создание условий для ее экономического роста требуют активизации инвестиционной деятельности, что возможно посредством ее финансового стимулирования. Распространенным инструментом финансового стимулирования инвестиционной деятельности являются инвестиции, которые осуществляются государственными институтами развития. Для финансирования институтов развития со стороны государства используется вклад в их уставный капитал.

Ключевые слова государство, инвестиции, инвестиционная деятельность, институты развития, финансирование проектов, финансовое стимулирование инвестиционной деятельности.

Институты развития - это типовые организации, основной функцией которых является продвижение перспективных проектов в приоритетных направлениях модернизации экономики страны [2, с. 148].

Инвестиционный фонд РФ в Бюджетном кодексе РФ определен как «часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства» [1].

К инвестиционным фондам относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации и инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации (региональные инвестиционные фонды).

Государственная поддержка за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда осуществляется для тех проектов, отвечающих приоритетам социально-экономического развития РФ или отдельных субъектов Федерации, которые определенны Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ, Концепцией совершенствования региональной политики РФ и другими документами стратегического планирования.

Средства Инвестиционного фонда выделяются в виде бюджетных инвестиций (в том числе на проекты на основе концессионных соглашений), субсидий и инвестиций в уставные капиталы ОАО). В рамках своей деятельности Инвестиционный фонд РФ тесно взаимодействует с Внешэкономбанком, который выступает в качестве кредитной организации, предоставляющей заемные средства для реализации многих региональных проектов [10, с. 47].

* Соискатель кафедры Корпоративных финансов и банковской деятельности.

Финансы и налоговая политика

207

Помимо этого, Внешэкономбанк выступает в качестве финансового консультанта Правительства РФ и готовит заключения на предмет соответствия проектов Инвестиционного фонда количественным критериям эффективности. На наш взгляд, Инвестиционный фонд Российской Федерации и Внешэкономбанк относятся к ключевым институтам развития государственно-частного партнерства. Деятельность этих институтов заключается в поддержке организаций проектов государственно-частного партнерства, подготовке и проведении процедур отбора частного партнера, планировании стратегий регионального развития.

Внешэкономбанк является государственной корпорацией, выполняющей функции Банка развития и работает для повышения конкурентоспособности российской экономики, ее диверсификации и стимулирования инвестиционной деятельности [5]. Внешэкономбанк осуществляет финансирование проектов банка развития и специальных проектов государственной важности, имеющих повышенную категорию риска (табл. 1) [9].

Таблица 1

Формы и условия участия Внешэкономбанк в реализации инвестиционных проектов

Формы участия Условия применения финансового инструмента

- кредиты; - гарантии и поручительства; - участие в уставных капиталах хозяйственных обществ; - лизинговые операции; - страхование экспортных кредитов; - финансовая и гарантийная поддержка экспорта - соответствие принципам и основным направлениям инвестиционной деятельности Внешэкономбанка (пункты 4, 6 меморандума); - срок окупаемости проекта - более 5 лет; - общая стоимость проекта - более 2 млрд. рублей (для проектов, направленных на развитие монопрофильных муниципальных образований, - более 1 млрд рублей); - минимальный размер участия Внешэкономбанка - 1 млрд. рублей (для проектов, направленных на развитие монопрофильных муниципальных образований, - 0,5 млрд. рублей)

Источник: составлено автором по [5].

Инструментом финансового стимулирования венчурной деятельности в Российской Федерации являются инвестиции, которые осуществляют государственные институты развития. Это вклад в уставный капитал компании -получателя венчурного капитала и вклад в уставный капитал венчурного инвестора. В перовом случае роль венчурного инвестора возложена на государство. Такой тип инвестиций характерен для ОАО «Роснано». Во втором случае происходит повышение капитализации венчурных фондов, в чем и состоит особенность ОАО «Российская венчурная компания».

ОАО «Роснано» выступает как соинвестор проектов по созданию новых или расширению существующих предприятий, выпускающих продукцию с применением нанотехнологий. Основная задача компании - взять на себя часть рисков в проектах, сделав их более привлекательными для инвестиций частного капитала [7]. Компания использует различные формы инве-

208

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

стирования: вклад в уставный капитал компании, займы, гарантии по кредитам, лизинговые операции. Корпорация является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией [4].

В контексте инвестиционной деятельности ОАО «Роснано» сфокусирован на отраслях экономики, которые наиболее перспективны для применения нанотехнологий. Это здравоохранение, металлургия и металлообработка, энергетика, машиностроение, приборостроение, химия и нефтехимия, электроника, оптоэлектроника, телекоммуникации, строительные материалы, промышленные материалы, биотехнологии.

Государство стимулирует привлечение венчурных инвестиций через ОАО «Российская венчурная компания» (далее - РВК) путем увеличения капитала частных фондов. Значительное увеличение финансовых ресурсов венчурных фондов является одной из приоритетных задач ОАО «РВК»

РВК вкладывает средства через венчурные фонды, создаваемые совместно с частными инвесторами. В табл. 2 представлены венчурные фонды, созданные при участии РВК.

Таблица 2

Венчурные фонды, созданные при участии РВК

Фонд Количество одобренных проектов Количество выходов Плановый объем фонда (млн. долларов)

RVC I LP 3 0 32,4

RVC IVFRT LP 4 0 38,8

ЗПИФ «Биопроцесс Кэпитал Венчурс» 9 0 97,0

ЗПИФ «ВТБ фонд венчурный» 15 0 99,0

ЗПИФ «Инновационные решения» 5 0 64,7

ЗПИФ «Максвелл Биотех» 9 0 99,0

ЗПИФ «Новые технологии» 2 0 19,8

ЗПИФ «С-Групп Венчурс» 8 0 58,2

ЗПИФ ОР(В)И «Лидер-инновации» 10 0 97,0

ООО «БиоФонд РВК» 8 0 48,5

ООО «Гражданские технологии ОПК» 0 0 0,32

ООО «ИнфраФонд РВК» 17 0 64,7

ООО «Фонд посевных инвестиций РВК» 56 3 64,1

Источник: [3].

Общее количество фондов, сформированных ОАО «РВК», достигло восемнадцати (включая 2 фонда в зарубежной юрисдикции), их суммарный размер - 32,7 млрд. руб. Доля ОАО «РВК» - 19,3 млрд. руб. [7] .Число одобренных к инвестированию фондами ОАО «РВК» инновационных компаний в 2015 году достигло 184. Совокупный объем одобренных к инвестированию средств - 17 млрд. руб.

Государственными институтами развития, осуществляющими субсидирование субъектов венчурной инвестиционной деятельности, являются:

Финансы и налоговая политика

209

- фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере (Фонд содействия);

- фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд Сколково).

Фонд содействия осуществляет финансирование проектов на основе договоров (контрактов), а также путем предоставления грантов физическим и юридическим лицам на финансовое обеспечение проектов, результаты которых имеют перспективу коммерциализации и реализуются субъектами малого инновационного предпринимательства.

В 2014 году бюджетные ассигнования Фонда за счет средств федерального бюджета составили 5,733 млрд. рублей. Объем бюджетных ассигнований по сравнению с 2013 годом увеличился в полтора раза.

Внебюджетные поступления в 2014 году составили всего 19,74 млн. рублей, в том числе от ранее профинансированных проектов - 5,05 млн. рублей; от приносящей доход разрешенной деятельности Фонда - 14,69 млн рублей.

Фондом Сколково осуществляется финансирование инновационных проектов в форме предоставления безвозмездного и безвозвратного гранта.

Динамика финансирования деятельности Фонда Сколково из федерального бюджета представлена на рис. 1.

Рис. 1. Динамика финансирования деятельности Фонда Сколково из федерального бюджета (млрд. руб.)

Таким образом, институты развития являются одним из инструментов государственной политики, стимулирующих инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственночастного партнерства [6].Они выступают в качестве катализатора частных инвестиций в приоритетных секторах и отраслях экономики и создают условия для формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятиям, функционирующим в приоритетных сферах экономики, к необходимым финансовым и информационным ресурсам [2, с. 149].

210

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс РФ от 17 июля 1998 № 145-ФЗ (в ред. 03.11.2015) // СПС Консультант Плюс.

2. Иншаков О.В. Механизм государственного финансирования и институты развития наноиндустрии в России / О.В. Иншаков. Е.И. Иншакова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. - 2012. - № 1 (20). - С. 144-150.

3. Исследование российского и мирового венчурного рынка за 20072013 годы [Электронный ресурс] // Официальный сайт РосбизнесКонсалтинг. - Режим доступа: http://volg.rbc.ru.

4. О российской корпорации нанотехнологий. Федеральный закон от 19 июля 2007 года № 139-фЗ (в ред. 31.05.2010) // СПС Консультант Плюс.

5. Официальный сайт Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.veb.ru.

6. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econo-my.gov.ru/.

7. Официальный сайт ОАО «Роснано» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnano.com.

8. Официальный сайт ОАО «Российская венчурная компания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rusventure.ru.

9. Стратегия развития Внешэкономбанка на 2015-2020 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.veb.ru/about/tomorrow/.

10. Строшков В.П. Особенности взаимодействия с институтами развития при управлении инновационными проектами: учеб. пос. / В.П. Строшков. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 132 с.

ОБЗОР РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ И ПРОГНОЗ ЕГО ДИНАМИКИ

© Кобелева И.В.*

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

В статье представлен анализ динамики наиболее важных показателей рынка ценных бумаг в России: капитализации акций и индекса РТС. На основе трендового анализа динамики показателей за период с 2002 по 2013 год сделан прогноз индекса РТС на 2014 и 2015 годы. Прогнозные данные были сопоставлены с реальными значениями индекса РТС в 2014

* Доцент кафедры Бухгалтерского учета и экономического анализа, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.