Инвестиционные факторы роста
производительности трупа
УДК 331.101.6; 330.322
Резюме. В статье проведен сравнительный анализ производительности труда по валовому внутреннему продукту в Беларуси и странах Европейского союза. Исследованы инструменты инвестиционной политики, стимулирующие создание производств с высоким уровнем добавленной стоимости. Предложен дифференцированный подход к оказанию поддержки инвестиционной деятельности организаций с учетом их технологичности и наукоемкости. Ключевые слова: инвестиции, производительность труда, ВВП.
Перед нашей страной стоит задача по повышению конкурентоспособности экономики на основе роста производительности труда. На макроуровне данный показатель определяется отношением валового внутреннего продукта к численности занятых в экономике страны. Одним из факторов такого роста выступает структура и качество основного капитала. Определяющую роль в его обновлении играют меры, способствующие повышению эффективности инвестиционных вложений.
Проведенный анализ за 2005-2013 гг. позволяет сделать вывод о значительном отставании темпов роста валового внутреннего продукта и производительности труда в Беларуси от темпов роста инвестиций в основной капитал (рис. 1).
В течение указанного периода в нашей стране наблюдались гораздо более высо-
кие темпы роста инвестиций в основной капитал в предшествующем году (2005 г. - 120%,
2011 г.- 117,9%) по сравнению с темпами роста ВВП
в следующем (2006 г. - 110%,
2012 г. - 101,5%). В 2013 г. показатель валового внутреннего продукта остановился на отметке в 100,9%, что является наиболее низким значением
за последние 9 лет, эту же динамику фактически повторяет
140
и уровень производительности труда по ВВП. Это обусловлено незначительными колебаниями численности занятого экономически активного населения в течение исследуемого периода (в 2005 г. - 4414,1 тыс. человек, в 2013 г. - 4523,1 тыс. человек).
Для отечественной экономики характерно значительное отставание (в 5-6 раз) производительности труда по ВВП от уровня стран Европейского
Производительность труда по ВВП Инвестиции в основной капитал
110
100
2005 2006 2007 2008
2009 2010 2011 2012 2013
Елена Преснякова,
заведующая
сектором
инвестиционной
политики
Института
экономики
НАН Беларуси,
кандидат
экономических наук
Рис. 1.
Темпы роста ВВП, о
производитель- ю
ности труда по ВВП ГС I
и инвестиций и 5Т
в основной
капитал тк
в 2005-2013 гг.
(к соответству- < сс
ющему периоду 0 1 I
предыдущего
года), % < НС £
Источник: [1] I
35
90
80
Рис. 2.
Производительность труда по ВВП
в Республике Беларусь и ЕС- 27 в 2009-2013 гг., евро/занятого
ф Беларусь • ЕС - 27
Источники: [1, 2]
60 000
50 000
20 000
10 000
2009
2010
2011
2012
2013
союза (в 2013 г. 11 950 евро/чел. против 54 262 евро/чел.) (рис. 2).
Ежегодные темпы прироста этого показателя в евро/чел. в Беларуси составляют 10-12%. Расчеты показывают, что при сохранении существующих тенденций нам понадобится около 15 лет, чтобы достигнуть среднеевропейского уровня 2013 г.
Внутри государств ЕС-27 результативность сфер производства и услуг значительно различается. Наиболее эффективны экономики Дании (производительность труда по ВВП - 84 354 евро/чел.), Германии (62 892), Франции (70 564), Нидерландов (67 397), Австрии (70 209). Более низкие цифры у Эстонии (25 050), Латвии (21 600), Литвы (22 370), Болгарии (11 862).
Показатели производительности труда и в Европейском союзе, и в Беларуси дифференцированы по отдельным видам экономической деятельности (рис. 3). В ЕС наиболее производительными являются сектор горнодобывающей промышленности (101 785 евро/чел.) и сфера электроэнергетики (148 213). В обрабатывающей промышленности названный показатель составляет 45 000 (в 3,7 раза больше, чем в нашей стране). Проведенное сравнение определяет необходимость повышения эффективности
реализуемых инвестиционных проектов и уровня их отдачи.
В целях сокращения обозначенного отставания в 2014 г. белорусским правительством применяются различные инструменты стимулирования модернизации экономики. Они в зависимости от поставленных задач по достижению показателей производительности труда могут быть разбиты на несколько групп.
К первой относятся меры, содействующие появлению инвестиционных проектов, реализация которых может обеспечить уровень производительности не ниже показателей стран Европейского союза, то есть примерно 60 тыс. долл. на человека. В качестве источников выделения субсидий на эти цели служат средства инновационных фондов, которые предназначены для организации рабочих мест со среднеевропейским уровнем производительности и развития высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих конкурентоспособность национальной экономики.
Механизм субсидирования заложен в Указе Президента Республики Беларусь от 01.08.2012 г. №357 «О порядке формирования и использования инновационных фондов». Постановлением Совета Министров
от 22.11.2012 г. №1068 утвержден перечень свыше 2,5 тыс. предприятий государственной формы собственности и с долей государства свыше 50%, которые в 2014 г. перечисляют средства в инновационные фонды (в размере 10% от налога на прибыль) [3].
Постановлением Совмина Беларуси от 28.02.2014 г. №182 «Об определении доходов и расходов республиканских инновационных фондов по распорядителям средств республиканских инновационных фондов на 2014 год» предусмотрено, что в текущем году доходы инновационных фондов составят 584,9 млрд руб., из них Белорусскому инновационному фонду будет направлено 29,2 млрд руб. (5%), Министерству образования -78,7 млрд руб. (13,5%).
Особенность порядка финансирования проектов инновационными фондами - проведение открытого конкурсного отбора на основе трудновыполнимых критериев для ограничения претендентов. Таким образом, победители могут рассчитывать практически на стопроцентную обеспеченность денежными средствами, которые выделяются на безвозвратной основе. При этом в уставном фонде организации, получившей субсидию, доля государства не увеличивается.
На наш взгляд, в целях расширения возможностей инновационных и инвестиционных фондов следует предусмотреть распределение средств на возвратной основе на определенный срок с нулевой ставкой возмещения. Отметим, что в 2013 г. доля капитала внебюджетных фондов в финансировании инвестиционной деятельности составляла всего 0,1%. Средства, возвращаемые инвесторами в фонды, целесообразно было бы в дальнейшем
40 000
30 000
0
использовать для поддержки новых инициатив.
Ко второй группе стимулов относятся субсидии, предоставляемые на реализацию инвестиционных проектов, которые позволяют достичь к 2016 г. производительности труда по добавленной стоимости не менее 30% от среднего уровня в странах ЕС-27. Основным нормативным актом является Указ Президента Республики Беларусь от 08.07.2013 г. №301 «О мерах по стимулированию реализации инвестиционных проектов с высокой добавленной стоимостью» [4].
Согласно документу, предприятиям, включенным в специальный перечень, при успешном выполнении инвестиционных проектов, которые по итогам 2016 г. позволят обеспечить им годовую добавленную стоимость не ниже пороговых значений в расчете на одного среднесписочного работника по соответствующему виду экономической деятельности, из средств республиканского бюджета возмещаются проценты за пользование банковскими кредитами для реализации проектов. При таком варианте предприятия также освобождаются от обязанности увеличения доли государства в их уставных фондах. В упомянутом списке могут находиться компании, реализующие проекты, которые получили положительные заключения Министерства экономики, Министерства финансов, Государственного комитета по науке и технологиям и соответствующих республиканских госорганов.
В случае невыполнения юридическим лицом необходимых условий сумма возмещенных процентов по банковским кредитам, увеличенная на ставку рефинансирования Национального банка, установленную
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Гонодобывающая промышленность
Обрабатывающая промышленность
Производство и распределениеэ/э
Строительство Торговля Транспорт и связь
9 346 13 745 | 33 065
| 101785
12 245
45 ООО
12 453
148 213
14 944
41 146
10 419
35 197
12 978
54 728
на дату возмещения процентов, подлежит уплате в бюджет в течение 2017 г. [4]. В данной группе стимулов требования, предъявляемые к проектам по модернизации, ниже, чем в первой, однако меньше и суммы субсидий.
Механизм, заложенный в указе №301, имеет определенные недостатки. В качестве итогового показателя принимается годовая стоимость в расчете на одного среднесписочного работника, созданная при производстве всех видов продукции на предприятии, а не только в результате реализации конкретных инвестиционных проектов. В связи с этим средства республиканского бюджета направляются, в первую очередь, на поддержку высокоэффективных производств, а не высокоэффективных проектов.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2012 г. №1262 «Об определении показателей эффективности развития организаций на 2013-2015 гг.» обозначены нормы выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг и добавленной стоимости в расчете на одного среднесписочного работника для 711 предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи.
Им в течение 2013 г. на основе положений Указа №182 при наличии программ комплексной модернизации на 2013-2015 гг. путем возмещения части процентов по выданным кредитам оказывалась государственная поддержка инвестиционной деятельности.
В текущем году ее роль была усилена по сравнению с предыдущим. Несмотря на снижение доли бюджета в ВВП ее объем во внутреннем валовом продукте сохранен и составил 0,7%. Расходы на помощь реальному сектору экономики (без АПК) предусматриваются в размере 4,7 трлн руб. Указанные средства позволят привлечь новые кредиты с господдержкой на общую сумму 12,4 трлн руб., в том числе экспортные кредиты - 4 трлн руб., кредиты на модернизацию производств - 2,4 трлн руб. (объем компенсации по ним составит 2,3 трлн руб. с учетом имеющейся задолженности), ссуды на реализацию инвестиционных проектов с высокой добавленной стоимостью -1 трлн руб., на развитие деревообрабатывающей и стекольной промышленности - 2,7 и 1 трлн соответственно, другие кредиты - 1,3 трлн руб. [5].
При совершенствовании инструментов стимулирования создания эффективных
Рис. 3. Уровень производительности труда по валовой добавленной стоимости в странах ЕС и Республике Беларусь в 2013 г., евро
ф Беларусь • ЕС
Источники: [1, 2]
0
50 000
100 000
150 000
Удельный вес
ВДС видов экономической деятельности в ВВП, %
Удельный вес инвестиций в основной капитал, %
Всего по промышленности: =
28,7
34,3
Горнодобывающая промышленность =
1,1
2,0
Обрабатывающая промышленность = 24,8 23,5
Высокотехнологичные группы
Производство электрооборудования, = 15 Ё электронного оптического оборудования = ' : 1 0,5
Итого: 1 1,5 Ё | 0,5
Среднетехнологичные высокого уровня
Производство машин и оборудования = 3,5 = 1,2
Химическое производство = 3,4 ! 3,1
Производство транспортных средств и оборудования = 1,2 ! 1,8
Итого: = 8,1 | 6,1
Среднетехнологичные низкого уровня
Производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов = 1,4 1 1 2,1
Производство резиновых и пластмассовых изделий = 1,2 ! 0,8
Производство прочих неметаллических минеральных продуктов = 2,1 1 1,6
Металлургическое производство = и производство готовых металлических изделий |
Итого: =
1,6 6,3
2,3 6,8
Низкотехнологичные
Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака = 5,4 = 3,9
Текстильное и швейное производство = 1,3 | 0,7
Производство кожи и изделий из кожи и обуви | 0,3 | 0,0
Обработка древесины и производство изделий из дерева = 0,6 ! 3,0
Целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность | 0,5 1 1,2
Итого: | 8,1 8,9
Прочие отрасли промышленности = 4,7 I 11,9
Таблица 1. Структура ВВП и инвестиций в основной капитал в промышленности в разрезе видов экономической деятельности с учетом
их наукоемкости, 2013 г.
Источники: [1, 7]
производств, обеспечивающих высокую долю валовой добавленной стоимости (ВДС) на одного работающего, целесообразно использовать опыт Европейского союза. Для оценки структуры экономики в ЕС ее делят на секторы по категориям в зависимости от их наукоемкости. Это позволяет более точно оценивать структурные сдвиги и их влияние на экономический рост.
Согласно зарубежным исследованиям, самая высокая производительность труда и рост ВДС обеспечиваются предприятиями, работающими в сфере высоких технологий и оказывающими наукоемкие услуги. Отметим, что наиболь-
шее количество таких организаций находится в Германии, в то время как Италия, Великобритания и Франция лидируют по наукоемким услугам [6].
Проанализируем инвестиционные вложения в Беларуси в промышленность в разрезе видов экономической деятельности, учитывающих их науко-емкость (табл. 1).
В нашей стране на долю высокотехнологичных и средне-технологичных высокого уровня промышленных производств в совокупности приходится 12,8% ВВП и 17,8% инвестиций в основной капитал. Низкотехнологичные и среднетехноло-гичные группы низкого уровня создают 14,4% ВВП. При этом
денежные вложения в них составляют 15,7%.
Применяемые в Беларуси меры стимулирования инвестиционной деятельности не учитывают критерии технологичности и наукоемкости организаций. В связи с этим целесообразным представляется внедрение в отечественную практику зарубежного подхода разделения видов экономической деятельности на высоко-, средне- и низкотехнологичные. При прочих равных условиях преимущество в получении государственной финансовой поддержки должно быть у предприятий, работающих в сфере высоких технологий и оказывающих наукоемкие услуги. Помощь средне- и низкотехнологичным производствам (менее наукоемким) следует предоставлять по остаточному принципу. Внедрение дифференцированного подхода к оказанию финансовой поддержки инвестиционной деятельности организаций будет способствовать повышению конкурентоспособности национальной экономики и росту ее эффективности.
See:
http://innosfera.org/2014/09/investment_factors
Литература
1. Инвестиции и строительство в Республике Беларусь / Нац. стат. комитет Республики Беларусь.- Мн., 2013.
2. European Commission Eurostat. Электронный ресурс: http:// epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home.
3. О порядке формирования и использования инновационных фондов: указ Президента Республики Беларусь от 07.08.2013 г. №357 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2013.- 1/13679.
4.О мерах по стимулированию реализации инвестиционных проектов с высокой добавленной стоимостью: указ Президента Республики Беларусь от 08.07. 2013 г. №301 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2013.- 1/14374.
5. Баланс доходов и расходов // Финансы. Учет. Аудит. 2014, №1. С. 8-14.
6. EU SMEs in 2012: at the crossroads: annual report on small and medium-sized enterprises in the EU.- Rotterdam, 2012.
7. Богдан Н.И.Эффективность инновационной политики Беларуси: проблемы и пути развития // Белорусский экономический журнал. 2013, №2. С. 93.