Амиркулов Ш.А. старший преподаватель кафедра «Инновационная экономика»
ИНВЕСТИЦИОННЯ МОДЕЛЬ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ НА ОСНОВЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
Аннотация. В статье разработана инвестиционная модель, основанная на жизненном цикле воспроизводства и этапы, особенности и принципы воспроизводства человеческого капитала в сельском хозяйстве.
Ключевые слова: человеческий капитал, воспроизводство, производство, обмен, распределение, потребление, инвестиции, модель, жизненный цикл
Amirkulov Sh.A. senior lecturer department "InnovativeEconomy"
INVESTMENT MODEL OF THE REPRODUCTION OF HUMAN CAPITAL IN AGRICULTURE ON THE BASIS OF THE LIFE CYCLE
Annotation. The article developed an investment model based on the life cycle of reproduction and the stages, features and principles of the reproduction of human capital in agriculture.
Keywords: human capital, reproduction, production, exchange, distribution, consumption, investment, model, life cycle.
В настоящее время хозяйствующие субъекты аграрного сектора обеспечивают высокое развитие за счет использования инновационных технологий в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции.
Процесс сельскохозяйственного производства требует не только инновационных технологий, но и человеческого капитала, обладающего высокими знаниями, профессиональными навыками и умениями в сельскохозяйственной науке, сформированными обществом и используемыми на практике.
Амир Темур отметил, что «я видел на своем опыте, что бизнесмен, обладающий храбростью и отвагой, решительный, предприимчивый и бдительный человек лучше, чем тысячи и тысячи праздных и равнодушных людей16».
16 https://e-library.namdu.uz/
В ходе своего визита в Японию Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзияев подробно изучил развитие, уровень жизни и экономику японского народа и отметил, что «Поскольку развитие зависит от образования, мы определили инвестиционные в человеческий капитал как
17
приоритет государственной политики17».
На самом деле экономическое развитие каждого государства и нации зависит прежде всего от развития производительных сил и потенциала человеческого капитала.
В развитых странах большое внимание уделяется инвестированию в полный цикл образования, то есть инвестированию в воспитание ребенка от 3 до 22 лет. Потому что эти инвестиции приносят обществу 15-17-кратную прибыль. В нашем случае этот показатель всего 4 раза. Поэтому мы должны уделять больше внимания человеческому капиталу и мобилизовать для этого все возможности18».
Человеческий капитал важен для каждого человека, любой компании, государства и общества в целом. Все общество будет заинтересовано в формировании, накоплении и обогащении человеческого капитала. Поэтому все люди и хозяйствующие субъекты вкладывают средства в развитие человеческого капитала. Формирование человеческого капитала продолжается от рождения человека до конца его жизни.
Человеческий капитал в сельском хозяйстве формируется за счет государственных и частных инвестиций на основе подготовки кадров в высших и средних специальных учебных заведениях аграрного сектора, а также обучения и переподготовки хозяйств и хозяйствующих субъектов.
На данный момент цепочка «образование-статус-доход» в сельскохозяйственном производстве практически не сформирована, а «трансформация» полученных знаний в увеличение дохода и рост социального статуса работника не гарантируется в полной мере. Данная проблема считается актуальной для аграрной экономики страны, поскольку сокращение объемов производства в аграрном секторе, в свою очередь, приводит к соответствующему сокращению высоко- и среднеоплачиваемых рабочих мест.
Трудности с трудоустройством выпускников сельскохозяйственных вузов по специальности приводят к тому, что они вынуждены проходить переквалификацию или работать на других, более высокооплачиваемых работах.
Одной из основных причин низкого процента трудоустройства выпускников сельскохозяйственных вузов является то, что договоренности
17 Представление Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева на встрече с профессорами Нагойского университета Японии. декабрь 2019.
18Послание Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева к Олий Мажлису. Газета «Народное слово», 24 января 2020 г.
между государством, вузами и хозяйствующими субъектами в АСМ о целях и планомерных действиях не отлажены и не соответствуют друг другу..
В классической экономической теории воспроизводство понимается как последовательное изменение в движении давлений и форм стоимости товаров.
Воспроизводство в общественной жизни означает восстановление затраченных факторов производства (природных запасов, рабочей силы и средств производства) путем воспроизводства. Если он повторяется в постоянном масштабе, его называют простым воспроизведением, а если этот процесс повторяется в новом увеличенном масштабе, его называют расширенным воспроизведением.
Продукция, используемая в обычном воспроизведении. факторы, в том числе количество капитала и труда, не меняются с течением времени. В результате производительности этих факторов по-прежнему количество произведенной продукции не уменьшится и не увеличится. При расширенном воспроизводстве при прочих равных условиях увеличение объема факторов производства ведет к увеличению выпуска продукции и объема произведенных товаров. Расширенное воспроизводство, происходящее за счет увеличения одного или нескольких факторов производства, обычно требует дополнительных капиталовложений в производство.
Экономический прогресс возможен только при расширении воспроизводства.
Процесс воспроизводства человеческого капитала в сельском хозяйстве состоит из фаз «формирование-распределение-обмен и потребление».
Он описывает жизненный цикл материального производства как этапы производства-обмена-распределения и изменения материальной формы продукта потребления. Формирование человеческого капитала начинается в детстве и школьном возрасте. В процессе производства из сырья создается общественно полезный продукт.
В обмен, когда существует разделение труда, он обменивается на другие полезные продукты. При рассмотрении отношений обмена в процессе воспроизводства рабочей силы можно отметить, что оно заключается в обмене рабочей силы на материальные блага в тех сферах, в которых они действуют. Выручка от реализации товаров распределяется пропорционально таким потребностям, как покрытие расходов, уплата налогов в пользу государства и заработной платы за труд служащих, накопление доходов и выплата платежей собственникам капитала. Распределение человеческого капитала - это направленность использования человеком знаний, навыков и опыта в определенных сферах, отраслях экономики и видах экономической деятельности и т.п.
Потребление - это эффективное потребление (как ресурса) использования его для создания продуктов.
В воспроизводстве человеческого капитала в сельском хозяйстве, тесно связанном со спецификой отрасли, они заключаются в следующем:
- уровень нравственно-трудового воспитания сельской молодежи значительно выше, чем у городской молодежи, так как процесс взаимоотношений родителей и детей на селе менее социально-культурный объектами, общественно-культурной жизнью, нравственно-трудовым воспитанием в селе. семьи происходят синхронно;
- процесс обучения детей в сельских школах ближе к предметам реальной природы (растениям, животным), поэтому при ориентации сельской молодежи на профессию большое внимание уделяют выбору сельскохозяйственных направлений подготовки и специальностей;
- сельские семьи имеют ряд специфических традиций (уважение к старшему поколению и руководителям предприятий, взаимопомощь и поддержка друг друга в трудных жизненных ситуациях и др.).
При воспроизводстве человеческого капитала в аграрном секторе важно соблюдать следующие основные принципы:
воспроизводство человеческого капитала включает фазы «формирование-распределение-обмен и потребление»;
превращение части продукта, созданного в аграрном секторе, в инвестиции для производства элементов человеческого капитала;
дифференциация воспроизводства человеческого капитала (простое и расширенное воспроизводство);
Последовательность и последовательность периодов в формировании человеческого капитала состоит прежде всего из инвестиций и их реализации.
Модель воспроизводства человеческого капитала освещена в работах Крита. Производство, распределение человеческого капитала, его превращение в доход и потребление дает новую понятную информацию о движении человеческого капитала, но не объясняет характер и цели деятельности человека в саморазвитии. Те же ограничения механической аналогии проявляются при сопоставлении содержания физического и человеческого капитала. Природа и роль человеческого капитала еще более важны и разнообразны. Наоборот, можно объяснить воспроизводство физического капитала и воспроизводство материальных благ, особенно динамические аспекты движения, длинные и средние волны, развитие инноваций и колебательные движения рыночной конъюнктуры, сравнивая воспроизводство человеческого капитала с воспроизводством человеческого капитала.
Особенности воспроизводства человеческого капитала в сельском хозяйстве; формирование; интеграция образования и работы; распределение; сетевые и географические особенности в рамках одной
специальности; обмен; Выбор места (предприятия) с учетом природных, социальных, экономических и других условий;, потребления;, включает в себя такие этапы, как связь с производством продуктов потребления людей, постоянно необходимых для работы в сельском хозяйстве:.
Необходима разработка новых методологических подходов и принципов описания воспроизводства человеческого капитала в современной экономике.
Изучение научной литературы позволяет выделить основные принципы исследования особенностей движения человеческого капитала.
1. Человеческий капитал формируется конкретной личностью и неотделим от личности живого человека. Можно выделить продукты умственного и физического труда, а не способности и потребности личности. Это означает, что воспроизводство человеческого капитала неразрывно связано с этапами человеческой деятельности и личной жизни.
2. Человеческий капитал включает в себя здоровье, знания, способности, опыт и культуру человека и работает как некий резерв или потенциал, требующий сохранения и приумножения. Поэтому необходимо количественно оценить интенсивность и динамику пределов каждого элемента человеческого капитала.
3. В движении человеческого капитала он делится на два периода -процесс формирования или период инвестирования и период воспроизводства или период активного труда при производительном использовании человеческого капитала.
4. Процесс воспроизводства человеческого капитала может происходить в простом и расширенном виде путем накопления потенциала производственных способностей человека.
5. Цикличность движения человеческого капитала, включающего жизненные циклы здоровья, знаний, навыков, профессий и специализаций, воспроизводство научных открытий и инноваций.
Учитывая длину инвестиционного цикла 16-25 лет, высокую стоимость и инвестиционную емкость социальных услуг, образования, здравоохранения и информационного обеспечения в формировании и накоплении человеческого капитала. Расчеты величины инвестиционных затрат на формирование человеческого капитала квалифицированного рабочего или специалиста показывают, что в России необходимо до 800 000 рублей, а в США до 150 000 долларов.
7. Эффективность или рентабельность инвестиций в человеческий капитал зависит от области и предприятия, в которых он используется, а также от личной мотивации и ответственности человека. Субъективные и объективные факторы определяют продолжительность использования человеческого капитала и социально-экономическую эффективность.
8. При формировании индивидуального, корпоративного и национального (национального) человеческого капитала необходимо
учитывать специфические особенности накопления и воспроизводства человеческого капитала и специфические условия их использования.
Отмеченные важные особенности формирования, накопления и воспроизводства человеческого капитала требуют разработки конкретной модели описания, количественной и качественной оценки этих процессов. Считаем целесообразной следующую предварительную модель этих процессов с учетом изложенных принципов анализа. (Фигура 1). Формирование индивидуального человеческого капитала осуществляется в сфере образования и воспитания подрастающего поколения. Воспроизводство и накопление человеческого капитала обеспечивается в период активной трудовой деятельности.
Модель формирования, воспроизводства и накопления человеческого капитала можно описать следующей схемой._
н/ п Жизнь лет до 7 лет от 7 до 17-18 лет 17-18 лет от 17-18 до 20-25 лет от 17 до 55 лет и старше 55-60 лет и старше
Вид деятельност и Воспитан ия Общее образован ие Профессионально е образование Трудовая деятельно сть Пенсионн ый период
Тип формирова ния человеческо го капитала Начало культурно- этических, организационно- предпринимательских и интеллектуальных способностей Трудовой, интеллектуальный , организационно-предпринимательс кий капитал Воспроизводство всех видов человеческого капитала
Источник инвестиций - личный труд и усилия личный труд и усилия
Семейные расходы и расходы по уходу за родителями (родственниками).
Инвестиции в фирму (предприятие)
Расходы государственного бюджета
Рисунок 1. Модель формирования, накопления и воспроизводства
человеческого капитала.
В заключение можно отметить, что модель воспроизводства путем инвестирования человеческого капитала на основе жизненного цикла обеспечивает качество подготовки квалифицированных кадров в сельском хозяйстве.
Использованные источники:
1. Самиева Г.Т. (2022). Понятия бедности, неравенства и социальной изоляции. Международный журнал по экономике, финансам и устойчивому развитию, 4(3), 122-126. Получено с https://journals.researchparks.org/index.php/IJEFSD/article/view/2877.
2. Самиева Г.Т. (2022). Важнейшие аспекты изучения уровня жизни населения. Академический журнал цифровой экономики и стабильности, том 16, апрель 2022 г., страницы 79-83.
3. Эргашев Р.Х., Равшанов А.Д. «Пути стратегического развития и повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий». Журнал NX, том. 7, нет. 1, 2021, с. 99-105.
4. Эргашев, Р. Пути управления рыбными хозяйствами и развития производственной деятельности / Р. Эргашев, Ю. Беглаев // Международный журнал научно-технических исследований. - 2020. - Вып. 9. - № 2. - С. 919-921.
5. Рахматулла Хидирович Эргашев, Зухра Джабборова Значение инновационной деятельности в туризме European Scholar Journal (ESJ) Доступно на сайте: https://www.scholarzest.com Vol. 2 Нет. 4, апрель 2021 г., ISSN: 2660-5562 https://scholarzest.com/index.php/esj/article/view/663/554
6. А.Б. К., Н.М. Дж. Инвестиционные направления и принципы развития предпринимательской деятельности в регионах //Журнал современных проблем бизнеса и власти| Том. - 2021. - Т. 27. - нет. 2. - С. 4047.
7. Курбанов А. Б., Джалилова Н. М. Роль малого бизнеса в национальной экономике // Американский междисциплинарный журнал
8. Bobaqulovich, Ravshanov Alisher. "Problems of reflecting the cost of goods and material resources." ijodkor o'qituvchi 2.19 (2022): 151-159.
9. Ikramovich, R. Z. Z., Shukhratovna, Y. S., To'lqinovich, S. B., & Ibragimovna, B. L. (2021). Monetary Policy Of The Uzbekistan And Its Improvement Ways In Implementing. Journal of Contemporary Issues in Business and Government, 27(1), 1551-1557.
10. Rakhimov A. N. Econometric modeling of the development of educational services to the population of kashkadarya region //ACADEMICIA: AN INTERNATIONAL MULTIDISCIPLINARY RESEARCH JOURNAL. - 2021.
- Т. 11. - №. 2. - С. 1305-1312.
11. Baymamatovna, Taylakova Dilafruz. "The Importance of the Service Sector in Increasing the Living Standards of the Population." Academic Journal of Digital Economics and Stability (2021): 165-170.
12. Bobokulovich K. A., Yulchiyena A. M. Prospects for the development of fruit and vegetable enterprises //JournalNX. - 2020. - Т. 6. - №. 12. - С. 1313. Norimovich R. A., Kuldoshovich B. J. Improving the Development of Population Services on the Basis of Imitation Models //Academic Journal of Digital Economics and Stability. - 2021. - С. 51-57.
14. Berdiyarovich B. S. Analysis of total product sales benefits and factors influencing their changes. - 2021.
15. Бутунов ш. б. Влияние макроэкономических и банковских факторов на уровень недействующих кредитов: результаты по странам снг //economics.
- №. 3. - С. 33-42.
16. Бегимкулов Ф.Э., Шодиев Б.Т. Сочетание управленческих навыков преподавателя и инновационной деятельности в педагогическом процессе // Вестник науки. 2020. №12 (33). URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/sochetanie-upravlencheskih-navykov-prepodavatelya-i-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-pedagogicheskom-protsesse (дата обращения: 07.10.2022).
17. Файзиева Ш. Ш. Роль сельскохозяйственных агрокластеров в повышении экономической эффективности //Gospodarka i Innowacje. -2022. - Т. 22. - С. 465-470.
18. О.Дж.Хусаинов. Socio-economic characteristics of the development of the infrastructure system providing services to the livestock network in the conditions of innovative economy. "Экономика и социум" №12(79) 2020
19. KHUSAINOV O. Ways of developing the livestock sector, taking into account the fodder base and infrastructure services // International Journal of Management, IT & Engineering. Published: Vol. 12 Issue 02 February 2022. USA, 82-89 pages. Journal Homepage: http://www.ijmra.us
20. Shodmonovna F. S. State Support is A Key to Increasing the Economic Efficiency of the Enterprise //International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development. - 2022. - Т. 4. - №. 3. - С. 153-159.