Научная статья на тему 'Инвестиционное законодательство современной России: проблемы и пути решения'

Инвестиционное законодательство современной России: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
723
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / LEGAL GROUNDWORK OF INVESTMENT ACTIVITY / ФЕДЕРАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / FEDERAL AND REGIONAL LEGISLATION / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арзамаскин Алексей Николаевич

На сегодняшний день возникает множество проблем, связанных с геополитическими и экономическими изменениями, все чаще звучат идеи о переходе к новой модели экономического развития. Одним из инструментов построения эффективной модели является инвестиционная деятельность. Сегодня очевидным становится то, что активизация инвестиционной деятельности служит залогом успешной реализации задуманных перемен. Актуальными являются вопросы, связанные с необходимостью совершенствования правового обеспечения инвестиционной деятельности и административного механизма реализации инвестиционных проектов в связи с изменением экономического курса и развитием внутреннего потенциала России.Приведены положительные нормативно-право-вые примеры регионального опыта мер по созданию благоприятного инвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT LAW OF MODERN RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS

At present, we can see numerous problems connected with geopolitical and economic changes, we face ideas of transferring to a new model of economic development. One of the tools to construct an effective model is investment activity. It is becoming obvious that activation of investments serves as a guarantee of successful realization of planned changes. Among topical questions, we see problems connected with the necessity of updating legal groundwork of investment activity and of the administrative mechanism of investment projects realization in connection to the changes of economic policy and development of inner potential of Russia. Positive legal and regulatory examples of regional experience on creating favorable investment climate are shown

Текст научной работы на тему «Инвестиционное законодательство современной России: проблемы и пути решения»

Библиографические ссылки

1. Жинкин С.А. Эффективность права: антропологическое и ценностное измерение: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. Краснодар, 2009. 41 с.

2. Казарян Т. Методы исследования норм права в аналитической философии права. Проблемы методологии и философии права. Самара, 2014. 138 с.

3. Пашков А.С., Чечот Д.М. Эффективность правового регулирования и методы ее выявления. Советское государство и право. 1965. № 8. С. 2-6.

4. Козлов В.А. Вопросы теории эффективности правовой нормы: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Л., 1972. 48 с.

5. Эффективность правовых норм / Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазырин В.В. М.: Юрид. лит, 1980. 280 с.

6. Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов (Вопросы теории). Казань, 1975. 207 с.

7. Петрухин И.Л., Морщакова Т.Г., Батуров Г.П. Теоретические основы эффективности правосудия. М.: Наука, 1979. 392 с.

8. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под общ. ред. В.А. Туманова и Л.М. Энтина. М.: Изд-во Норма, 2002. 336 с.

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 9.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 № 20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан». Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 8.

References

1. Zhinkin S.A The effectiveness of law: anthropological and value dimension. Abstract. diss.... Doctor. jurid. Sciences. Krasnodar, 2009.

2. Kazarian T. Methods of law in analytic philosophy of law. Problems of methodology and philosophy of law. Samara, 2014.

3. Pashkov A.S., Chechot D.M. The effectiveness of regulation and methods of detection. the Soviet state and the right. 1965. № 8.

4. Kozlov V.A. Problems in the theory of efficiency of the legal norm. Abstract. diss.... Cand. jurid. Sciences. L., 1972.

5. The effectiveness of legal norms / Kudryavtsev V.N., Nikitinsky V.I, Samoschenko I.S., Glazyrin V.V. M.: jurid. lit., 1980.

6. Lazarev V.V. The effectiveness of law enforcement acts (theory Questions). Kazan, 1975.

7. Petruhin I.L., Morschakova T.G., Baturov G.P. Theoretical Foundations of efficiency of justice. M.: Nauka, 1979.

8. Commentary on the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms and its implementation /, ed. Ed. V.A. Tumanova and L.M. Entin. M.: in Norma, 2002.

9. Resolution of the Plenum of the Supreme Court from 28.06.2012 № 17 «On consideration of civil cases by courts in disputes on the Protection of Consumer Rights". Bulletin of the Supreme Court. 2012. № 9.

10. Resolution of the Plenum of the Supreme Court from 27.06.2013 №20 «On the application of legislation on volu n-tary insurance of property of citizens". Bulletin of the Supreme Court. 2013. № 8.

Дата поступления: 23.06.2015 Received: 23.06.2015

УДК 32,33,34

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

АРЗАМАСКИН Алексей Николаевич

аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск, Россия E-mail: alexarzamaskin@gmail. com

На сегодняшний день возникает множество проблем, связанных с геополитическими и экономическими изменениями, все чаще звучат идеи о переходе к новой модели экономического развития. Одним из инструментов построения эффективной модели является инвестиционная деятельность. Сегодня очевидным становится то, что активизация инвестиционной деятельности служит залогом

64

INVESTMENT LAW OF MODERN RUSSIA: PROBLEMS AND SOLUTIONS

ARZAMASKIN Alexei Nicolaevich

post-graduate student of the chair of theory and history of state and law of the faculty of law of the Ulyanovsk State University, Ulyanovsk, Russia. E-mail: alexarzamaskin@gmail.com

At present, we can see numerous problems connected with geopolitical and economic changes, we face ideas of transferring to a new model of economic development. One of the tools to construct an effective model is investment activity. It is becoming obvious that activation of investments serves as a guarantee of successful realization of planned changes. Among topical

успешной реализации задуманных перемен. Актуальными являются вопросы, связанные с необходимостью совершенствования правового обеспечения инвестиционной деятельности и административного механизма реализации инвестиционных проектов в связи с изменением экономического курса и развитием внутреннего потенциала России. Приведены положительные нормативно-правовые примеры регионального опыта мер по созданию благоприятного инвестиционного климата.

Ключевые слова: правовое обеспечение инвестиционной деятельности, федеральное и региональное законодательство, экономическая политика, инвестиции, государственно-частное партнерство.

questions, we see problems connected with the necessity of updating legal groundwork of investment activity and of the administrative mechanism of investment projects realization in connection to the changes of economic policy and development of inner potential of Russia. Positive legal and regulatory examples of regional experience on creating favorable investment climate are shown

Key words: legal groundwork of investment activity, federal and regional legislation, economic policy, investment, public-private partnership.

В свете последних геополитических и экономических изменений, все чаще звучат вопросы, связанные с переходом российской экономики к новой модели развития. О смене курса экономической политики и его непрерывном совершенствовании говорят во многих научных кругах. Круг обсуждаемых проблем достаточно широк, это объяснимо тем, что экономика является всеобъемлющим явлением, охватывающим многие сферы жизни как публичного, так и частного характера.

В связи со стратегической необходимостью развития внутреннего потенциала страны, возникает вопрос об источниках финансирования данных процессов. Основой обеспечения развития многих отраслей экономики и перехода на новый технологический уровень крупных производственных комплексов являются два основных источника: государственное и частное финансирование. Говоря более сложным языком, процесс, направленный на управление финансовыми ресурсами с целью максимальной эффективности совокупных активов, имеющихся в распоряжении, а иначе - инвестиционная деятельность.

Сегодня очевидным является то, что активизация инвестиционной деятельности становится обязательным условием устойчивого и динамичного социально-экономического развития. При совершенствовании экономической политики и разработке структурных изменений в системе ведения экономики особую роль необходимо уделить системе правового обеспечения протекающих процессов. Именно право призвано обеспечивать стабильность и создавать необходимые условия для эффективного функционирования системы. Несмотря на то, что инвестиционная деятельность обладает достаточно широким правовым инструментарием, необходимо признать, что сегодняшнее состояние российского права, регулирующего вопросы, связанные с экономикой, остается низкоэффективным. Смещение стратегических и тактических целей, недооценка программных правовых актов и увлечение ситуационными вопросами порождают процесс беспорядочного создания нормативных актов, которые, в свою очередь, подвергаются постоянным изменениям и дополнениям. Поспешность в правотворчестве резко снижает эффективность достижения долгосрочных целей и задач.

Добиться успеха российской экономики можно при условии направленности инвестиционной деятельности на инновационный сценарий интенсивного экономического роста. Рост инвестиций в российской экономике можно получить благодаря действенной экономической политике, опирающейся на адекватное современным тенденциям законодательство.

В российском законодательстве отсутствует комплексный правовой акт, регулирующий инвестиционную деятельность. Правовое обеспечение данной сферы носит весьма разрозненный характер. Основными документами, составляющими базу инвестиционного нормативного регулирования, являются: Бюджетный Кодекс РФ [1]; Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [2]; Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3]; Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [4]; Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» [5] и некоторые другие нормативно-правовые акты.

Говоря о понятии «инвестиция» следует заметить, что в различных сферах данное понятие звучит по-разному. Например, с позиций публичных финансов инвестиционная деятельность - это такая сфера государственного управления, которая опосредует распределение и использование бюджетных средств, а также осуществление контроля за их целевым использованием при реализации инвестиционных проектов. Так, Бюджетный кодекс РФ закрепляет общие положения правового режима Инвестиционного фонда РФ. В бюджетной сфере под бюджетными инвестициями понимают денежные средства, выделяемые под объекты государственной собственности или передаваемые частным субъектам.

Частноправовая сфера дает более определенное понятие инвестиций и раскрывает все активы, имеющие денежное выражение. Инвестиционная деятельность, согласно частноправовым взглядам, представляет собой процесс управления собственными финансами с целью достижения максимальной эффективности совокупных активов, имеющихся в распоряжении. При этом инвестиции могут осуществляться не только непосредственно в денежные фонды, но и в производство, технологии, кадровый состав, образование и т.п.

Государственная инвестиционная деятельность, исходя из политической и социальной функции государства - это деятельность направленная не только на вложение бюджетных средств с целью получения дополнительного дохода бюджета, но и на решение политических и социально-экономических задач, имеющих приоритетное значение на конкретном этапе развития страны и общества.

В какой-то степени, государственные инвестиции схожи с частными, но при всем сходстве обладают своей спецификой, обусловленной ролью и статусом государства в обществе. Е.В. Сидорова определяет государственные инвестиции как «средства государственного бюджета, бюджета субъекта РФ, с риском вкладываемые государством в объекты хозяйственной, иной деятельности на определенный период в целях реализации функций государственной власти и (или) в целях получения иного положительного социального и (или) политического результата» [6, с. 107].

Государственные инвестиции представляют собой особые экономические отношения, связанные не только с реализацией бюджетных инвестиций, но и с иными формами финансовой поддержки (налоговые льготы, преференции и пр.) отдельных отраслей экономики, наукоемкой промышленности, социальной, культурной сферы. Через инвестиционную деятельность государство решает следующие задачи: получение дополнительного дохода от налоговых поступлений за счет стимулирования увеличения налоговой базы; создание и функционирование рабочих мест, социальное обеспечение работников; развитие инфраструктуры; стимулирование и развитие инновационных технологий. Объектами государственного инвестирования могут выступать: государственная собственность, инфраструктура, кризисные предприятия, градообразующие предприятия, бюджетообразующие предприятия, банки и иные организации.

На сегодняшний день, государственные инвестиции имеют во многом положительный эффект в проявлении социальном и экономическом, в то время как для бюджета выступают скорее расходами, нежели доходами, это связано с тяжелой экономической обстановкой. В целях достижения доходов бюджета, государству следует ориентироваться не на увеличение налоговой нагрузки, а на развитие производства, инноваций, повышения профессиональных качеств кадрового состава, частной инициативы, создание благоприятного инвестиционного климата в целях развития государственно-частного партнерства.

Помимо вышесказанного, обсуждаемым и актуальным является вопрос соответствия регионального и федерального законодательства в области инвестиционной политики. Субъекты Российской Федерации имеют право принимать самостоятельные инвестиционные законы, не противоречащие законодательству федерального значения. Разделение полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации привело к нарушению единого экономического пространства, частым изменениям в законодательстве, которые противоречили действующим законам и ухудшали условия для развития инвестиционной деятельности. На сегодняшний день практически во всех регионах Российской Федерации оценили значимость инвестиционных ресурсов для своей территории и начали работу по формированию благоприятного инвестиционного климата. Так, на примере Ульяновской области, можно говорить о хорошей проработке инвестиционного законодательства на уровне региона и наличии отдельных нормативных актов, эффективно дополняющих федеральную правовую базу. Так был принят нормативный акт, регулирующий инвестиционную деятельность на территории Ульяновской области: Закон Ульяновской области от 15.03.2005 № 019-30 «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области» [7], к числу актов, регулирующих комплексное социально-экономическое развитие территории и непосредственно затрагивающих вопросы инвестиционной деятельности можно отнести Закон Ульяновской области от 02.12.2013 № 220-30 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы» [8], а в Самарской области - о государственной поддержке инвестиций на территории Самарской области (Закон Самарской области "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области" от 16 марта 2006 года № 19-ГД [9]), также создаются условия (Закон Самарской области "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет" от 7 ноября 2005 года № 187-ГД. [10]), благоприятные для осуществления инвестиционной деятельности, в налоговой части, которая была и остается одним из важнейших моментов для привлечения инвестиций. Также необходимо упомянуть Закон Республики Татарстан от 19.07.1994 №2180-ХП «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан» [11], который направлен на стимулирование инвестиционной активности и привлечение иностранных инвестиций в экономику Республики Татарстан, обеспечение государственных гарантий и защиты прав иностранных инвесторов и их деятельности на территории Республики Татарстан.

Об эффективности действующего законодательного регулирования и механизмов реализации инвестиционных проектов говорят рейтинги указанных регионов, так на 10.12.2014 Республика Татарстан и Самарская область вошли в группу 1С2 с показателями высокой инвестиционной привлекательности, а Ульяновская область находится в группе 1С5 - группе средней инвестиционной привлекательности [12].

Практика этих регионов может быть успешно использована другими субъектами Российской Федерации при разработке соответствующих нормативно-правовых актов. Схема построения системы нормативного регулирования в данных регионах схожа и имеет отчетливо выраженную стимулирующую направленность, данная система подлежит условному подразделению на две группы:

- нормативно-правовые акты, подробно раскрывающие предоставленные льготы;

- нормативно-правовые акты, условно обозначающие формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, разработка же конкретных льгот делегируется тому органу исполнительной власти, в чьем веде-

нии находится предоставление определенной льготы, что влечет за собой создание дополнительного нормативно-законодательного акта.

Говоря о наличии или отсутствии специальных нормативно-правовых актов, будет неуместным считать, что отсутствие таких документов в других регионах говорит о пассивности органов власти субъектов Российской Федерации в части создания инвестиционного климата для привлечения дополнительных ресурсов. Само существование нормативно-правового законодательства на уровне субъекта, которые детально регулируют инвестиционный процесс в регионе, является неким признаком «зрелости» правового режима, что в свою очередь положительно оценивается не только отечественным, но и международным инвестиционным сообществом.

Опыт развитых стран и практика рыночных преобразований в нашей стране свидетельствует о том, что создание благоприятных условий для инвестиционного процесса связано не только с реальной экономикой и инвестиционными ресурсами, но и со становлением правового обеспечения инвестиционной деятельности, опирающегося на систему постоянно совершенствуемых инвестиционных институтов, а также предоставлением экономической свободы и широких возможностей хозяйствующим субъектам по осуществлению инвестиций [13].

В Российской Федерации происходит распределение функции государственного управления инвестиционной деятельностью между большим количеством административных структур, что приводит к затягиванию принятия решения и возникновению внутренних противоречий. Данный механизм вызывает противоречия в нормативно-законодательной базе. Что в свою очередь отталкивает как, российских так и иностранных инвесторов, заинтересованных в целостности законодательства, обеспечении правовой защиты интересов как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. По примеру некоторых регионов, преодолением данной проблемы становится создание специального органа по типу «Корпорации развития Ульяновской области» - который становится ответственным за развитие инвестиционных направлений и поиск инвесторов. «Корпорация развития Ульяновской области» функционирует как единый диспетчерский центр, оптимизирующий процесс вхождения инвестора в регион, предлагая инвесторам готовые площадки с подготовленной инфраструктурой для ведения бизнеса, а также ведет полное сопровождение проектов.

Таким образом, огромное значение для поднятия инвестиционной деятельности имеет совершенствование федерального и регионального законодательства, а также совершенствование административного механизма управления данными процессами. Данные мероприятия помогут стать эффективным средством гармонизации и создания нового правового решения развития привлекательности регионов и повышения уровня их инвестиционного имиджа.

Библиографические ссылки

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015),(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015). http://base.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-Ф3 (ред. от 28.12.2013) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". http://base.consultant.ru.

3. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". http://base.consultant.ru.

4. Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". http://base.consultant.ru.

5. Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об инвестиционных фондах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014). http://base.consultant.ru.

6. Сидорова Е.В. К вопросу о понятии «государственные инвестиции». Власть. 2011. №9. С. 107.

7. Закон Ульяновской области от 15.03.2005 № 019-ЗО «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области». http://www.garant.ru.

8. Закон Ульяновской области от 02.12.2013 № 220-ЗО «Об утверждении Программы социально-экономического развития Ульяновской области на 2013-2015 годы». http://www.garant.ru.

9. Закон Самарской области "Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области" от 16 марта 2006 года № 19-ГД. http://www.garant.ru.

10. Закон Самарской области "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет" от 7 ноября 2005 года № 187-ГД. http://www.garant.ru.

11. Закон Республики Татарстан от 19.07.1994 №2180-XII «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан». http://www.garant.ru.

12. Дистанционный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2014// http://www.ra-national.ru/?page=regions-raiting-investment.

13. Склярова Ю.М. Инструменты и методология многофакторного анализа инвестиционного климата РФ: монография / Ю.М. Склярова. Ставрополь: АРГУС, 2012. 145 с.

References

1. "Budget Code of the Russian Federation" of 31.07.1998 N 145-FZ (ed. by 12.26.2014, as amended. From 08.03.2015) (rev. and ext., joined in force from 01.03.2015). http://base.consultant.ru.

2. The federal law from 25.02.1999 N 39-FZ (ed. By 12.28.2013) "On investment activity in the Russian Federation in the form of capital investments". http://base.consultant.ru.

3. The federal law from 05.04.2013 N 44-FZ (ed. By 04.06.2015) "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs". http://base.consultant.ru.

4. The federal law from 29.07.1998 N 136-FZ (ed. By 14.06.2012) "On peculiarities of the issue and circulation of state and municipal securities". http://base.consultant.ru.

5. The federal law from 29.11.2001 N 156-FZ (ed. By 03.12.2014) "On Investment Funds" (rev. and ext., Joined. In force from 01.07.2014). http: //base.consultant.ru.

6. Sidorova E.V. On the question of the concept of "public investment". Power. 2011. №9.

7. The law of the Ulyanovsk region of 15.03.2005 № 019-ZO "On the development of investment activity, the Ulyanovsk region». http://www.garant.ru.

8. The law of the Ulyanovsk region of 02.12.2013 № 220-ZO "On approval of the Program-social-economic development of the Ulyanovsk region for 2013-2015». http://www.garant.ru.

9. Law of the Samara Oblast "On state support of investment and investment activities in Samara Region" on March 16, 2006 № 19-GD. http://www.garant.ru.

10. Law of the Samara Region "On reduced tax rate on profits be paid to the regional budget" of 7 November of 2005 № 187-DG. http://www.garant.ru.

11. Law of the Republic of Tatarstan from 19.07.1994 №2180-XII «On Foreign Investments in the Republic of Ta-tarstan». http://www.garant.ru.

12. Remote rating of investment attractiveness of Russian regions in 2014. http://www.ra-national.ru/?page=regions-raiting-investment.

13. Sklyarova Y.M. Tools and methodology of multivariate analysis of the investment climate of Russia: monograph / Y.M. Sklyarov. Stavropol: ARGUS, 2012.

Дата поступления: 23.06.2015 Received: 23.06.2015

КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

УДК 342

О РОЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

ГРИПП Эльвина Харисовна

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России, г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: elvina72@rambler.ru

ЯХИНА Юлия Харисовна

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД РФ, г. Уфа, Россия E-mail: yulechka72@yandex.ru

Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Зарубежное законодательство о деятельности органов конституционного контроля (надзора) в сфере прав и свобод человека и гражданина. Включение в юрисдикцию органов конституционного контроля (надзора) специального полномочия по защите прав и свобод - характерная черта законодательства многих зарубежных государств, независимо от модели конститу-

68

ON THE ROLE OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECTS

GRIPP Elvina Harisovna

candidate of sciences (law), associate professor, deputy head of the chair of constitutional and international law of Saint-Petersburg University of the Russian Interior Ministry, Saint-Petersburg, Russia E-mail: elvina72@rambler.ru

YAKHINA Julia Harisovna

candidate of sciences (law), associate professor, head of the chair of constitutional law of the Ufa Law Institute of the Russian Interior Ministry, Ufa, Russia E-mail: yulechka72@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The role of Constitutional Court of the Russian Federation in human rights and freedoms protection of citizens of the Russian Federation. Foreign legislation on the work of constitutional control authorities (supervision) in the sphere of human and civil rights and freedoms. Introduction into the jurisdiction of constitutional control authorities (supervision) of special powers on human rights and freedoms protection - is a characteristic feature of legislation of many foreign

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.