Научная статья на тему 'Регулирование инвестиционной деятельности в Республике Мордовия'

Регулирование инвестиционной деятельности в Республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
INVESTMENT / MANAGEMENT / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PPP PROJECTS / INVESTMENT COOPERATION / INVESTMENT ACTIVITY IN THE REGION / STATE / PRIVATE BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якимкина Н.И., Ермошина Т.В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с регулированием инвестиционной деятельности, как формы инвестиционного сотрудничества государства и финансового рынка. Выделен ряд преимуществ реализации государственно-частного партнерства. Оценено современное состояние, динамика и развитие инвестиционной деятельности на региональном уровне (на примере Республики Мордовия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование инвестиционной деятельности в Республике Мордовия»

УДК 338.012

Якимкина Н.И., студентка 4 курса экономического факультета «Финансы и кредит», Мордовского государственного университета, г. Саранск, Россия, E mail: yakimkinal 994@mail. ru Научный руководитель: Ермошина Т.В., канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», Мордовского государственного университета, г. Саранск.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ

МОРДОВИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с регулированием инвестиционной деятельности, как формы инвестиционного сотрудничества государства и финансового рынка. Выделен ряд преимуществ реализации государственно-частного партнерства. Оценено современное состояние, динамика и развитие инвестиционной деятельности на региональном уровне (на примере Республики Мордовия).

Ключевые слова: инвестиции, регулирование, государственно-частное партнерство, ГЧП-проекты, инвестиционное сотрудничество, инвестиционная деятельность региона, государство, частный бизнес.

Abstract: The article deals with issues related to the regulation of investment activity, as a form of investment cooperation between the state and the financial market. Highlighting a number of benefits of the implementation of public-private partnership. It evaluates the current state and dynamics of development of investment activity at the regional level (in the case of the Republic of Mordovia).

Keywords: investment, management, public-private partnership, PPP projects, investment cooperation, investment activity in the region, the state, private business.

Инвестиции выполняют важную роль в развитии экономики любой страны. От эффективности инвестиционного процесса, а также от объема инвестиций зависит решение многих социально-экономических задач, которые связанны с обеспечением экономического роста, повышением жизненного уровня населения, соответствия

производства и структуры капитала в изменяющейся конъюнктуре рынка, а также конкурентоспособности государства, что будет способствовать макроэкономической стабильности.

В современных условиях не вызывает никаких сомнений необходимость перехода государства на инновационный путь развития, в том числе и за счет развития инвестиционного процесса. Таким образом, будет повышена созидательная и регулирующая роль государства, главной задачей которого является обеспечить технологический прогресс общества.

Основные научные концепции теории инвестиций сформировались в рамках классической, кейсианской и институциональной школ.

Представителями классической школы являлись А. Смит, Дж. Лодердейл, К. Маркс, Д. Рикардо, Ж-.Б. Сейем и др. Ими была определена роль инвестиций и ее сущность как в сфере промышленного производства, так и в непроизводственной сфере.

Вопросы инвестирования в настоящее время находятся под пристальным вниманием экономистов. Все это связано с тяжелым состоянием инвестиционной сферы экономики. Инвестиционный кризис в России, который сопровождается всеобщим ухудшением социально-экономического положения в стране, вызван следующими факторами:

- недостаточными финансовыми ресурсами предприятий;

- неэффективной системой налогообложения;

-значительный моральный и физический износ основных производственных фондов;

- неразвитость фондового рынка и политическая нестабильность;

- падение абсолютных объемов производства продукции;

- усиление инфляционных процессов.

Одним из важнейших условий обеспечения экономического роста России будет служить сбалансированная инвестиционная политика государства, стратегически нацеленная на поддержание экономической и политической стабильности в долгосрочной перспективе. Успешное развитие российской экономики невозможно без решения целого круга проблем отраслевого, регионального, институционального и инструментального характера, что и является приоритетной задачей современной

инвестиционной политики, призванной обеспечить интеграцию страны в мировую хозяйственную систему.

Перевод свободных средств и активов в инвестиции во многом зависит от степени доверия населения государству. Поэтому государство должно обеспечить неизменные инвестиционные правила игры, сформировать эффективный механизм защиты прав и интересов массовых инвесторов, а также целого ряда других факторов, включая государственное регулирование инвестиционной деятельности, с одной стороны, как экономического процесса, а с другой - правового.

Регулирование инвестиционной деятельность в Российской Федерации, на сегодняшний день, осуществляется тремя Федеральными Законами: «Об иностранных инвестициях», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений» и «Об инвестиционной деятельности в РСФСР».

Эволюционное развитие инвестирования осуществлялось в основном за счет частных инвесторов. В настоящее время Российская Федерация уже вернулась к этой системе, но на более качественно новом уровне, используя различные инструменты инвестирования, способы привлечения капитала, оценивая источники финансирования, как основные элементы инвестиционного процесса.

Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствует политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение

В Республике Мордовия правовое и финансовое регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на основании законов Республики Мордовия, Постановлений правительства Мордовии, Указов Главы Республики Мордовия.

Повышение экономического потенциала республики, увеличение объемов производства, создание новых рабочих мест, рост благосостояния населения - основные задачи инвестиционной деятельности Республики Мордовия.

В Республике Мордовия сформирована благоприятная нормативно-правовая база для осуществления инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций в экономику. Инвесторам предоставляется государственная поддержка в формах:

- присвоения статуса приоритетного инвестиционного проекта Республики Мордовия - предоставляются налоговые льготы:

- снижение ставки налога на прибыль, уплачиваемой в республиканский бюджет Республики Мордовия до 13,5% на период окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, но не более чем на 10 лет;

- субсидирования части процентной ставки по привлекаемым банковским кредитам и лизинговым платежам по проектам, включенным в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы и т.д.

Система финансирования инвестиционной деятельности Республики Мордовия состоит из разнообразных финансовых источников:

- кредиты банков;

- федеральный бюджет;

- республиканский бюджет;

- внебюджетные фонды;

- государственно-частное партнерство.

На наш взгляд, одним из важнейших инструментов реализации перехода экономики на инновационный путь развития является государственно-частное партнерство.

В условиях постоянно увеличивающегося разрыва между растущими потребностями в предоставлении государством общественных благ, и в особенности, услуг инфраструктуры с одной стороны, и имеющимися бюджетными ограничениями с другой роль государственно-частного партнерства возрастает. Основной целью развития ГЧП является повышение эффективности государственных расходов за счет оптимального распределения рисков и ответственности, а также привлечения инновационных технологий частного сектора в строительство и содержание объектов инфраструктуры и управление проектами.

Согласно распоряжению правительства Российской Федерации 570-р целевые значения уровня развития ГЧП по итогам 2015 года должно было составить 37,3 %. Тогда как фактическое положение всего 26, 1 %. За 2016 год плановый уровень развития ГЧП должен составить 47,4 %. В 2017 году планируется что уровень развития ГЧП в

Республике Мордовия составит 57,6 %. В 2018 году планируется повысить уровень развития ГЧП до 67,8 %.

Таким образом, уровень современного развития ГЧП в Республике Мордовия значительно ниже запланированного. Согласно информации Министерства экономики Республики Мордовия, начиная с 2011 года было завершено или еще находиться на стадии реализации только 22 государственно-частных проекта [4, с.57].

При этом в 2015 году были реализованы всего лишь 7 проектов (таблица 1).

Таблица 1 - Проекты государственно-частного партнерства в Республики Мордовия реализованные в 2015 году.

№п/ п Наименование проекта Общая стоимость млн.руб. Цель проекта

1 2 3 4

Начало реализации проекта в 2014 году

1 Краснослободский район. Строительство котельной в п. Преображенский, 4,50 Повышение качества предоставляемых услуг теплоснабжения населения

2 Проектирование и создание на территории Республики Мордовия комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности «Интеллектуальный безопасный регион» 550,0 Проектирование и создание на территории Республики Мордовия комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности «Интеллектуальный безопасный регион» (I очередь)

Начало реализации проекта в 2015 году

3 Лямбирский район. Реконструкция тепловых сетей в поселке совхоз «Коммунар» 6,3 2015 г. Обеспечение тепловой энергией населения поселка Коммунар

4 Чамзинский район. Реконструкция и модернизация системы водоснабжения и водоотведения. 210,0 2015 Развитие и восстановление водоснабжения и водоотведения в Чамзинском муниципальном районе

5 Ардатовский район. Строительство газовых котельных в п. Тургенево 22,0 2015. Обеспечение теплоэнергией и горячее водоснабжение домов в р.п. Тургенево,

6 Чамзинский район. Модернизация котельной №6 и №3 в п. Комсомольский 15,95 2015 г. Улучшение качества предоставляемых услуг теплоснабжения населения

7 Ковылкино. Строительство котельных 65,50 2015 г. Улучшение качества предоставляемых услуг теплоснабжения населения

Как видно из таблицы 1 , большинство проектов, реализованных в рамках государственно-частного партнерства, связано с жилищно-коммунальном комплексом. При этом основным направлением деятельности частных предприятий явилось создание или ремонт котельных в различных районах Республики Мордовия.

Кроме того, сегодня роль государства чрезвычайно высока и по другой причине. Несмотря на то, что в России официально провозглашено развитие не сырьевой экономики, до сих пор не удается добиться в этом направлении ощутимых результатов. Подтверждением этому является современная геополитическая ситуация, показавшая слабость Российской экономики и ее зависимость от цены на нефть и газ. В связи с этим, государству необходимо активно формировать национальные инновационные системы и адекватные им финансовые механизмы.

Для определения уровня организации инвестиционной деятельности в регионе рассмотрим масштаб привлечения инвестиционных ресурсов по видам экономической деятельности субъектами ПФО (таблица 2)

Таблица 2 - Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности по регионам ПФО в 2014 году, млн. руб.

Инвестиции в основной капитал -всего в том числе по видам экономической

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство добыча полезных ископаемы х обрабатываю щие производства Производст во и распределен ие электроэнергии, газа и воды строите льство оптовая и рознична я торговля

1 2 3 4 5 6 7 8

Приволжский федеральный округ 1623610,9 71305,1 216737,5 575133,2 136387,1 24850,5 37667,5

Республика Башкортостан 163790,6 7877,9 23080,8 40592,5 9581,4 2657,8 3525,3

Республика Марий Эл 31308,8 13983,2 - 5173,4 1165,4 136,9 1204,2

Республика Мордовия 35850,5 2810,3 - 9455,4 1498,9 1390,5 523,1

Республика Татарстан 340143,0 8882,7 37849,3 161673,8 16084,1 5417,0 9456,8

Удмуртская Республика 64681,5 3179,1 11653,7 21419,1 2917,5 1422,3 1363,5

Чувашская Республика 32518,8 2419,7 31,9 6435,0 2646,6 389,3 697,5

Пермский край 171304,7 2459,5 50620,9 59472,9 14484,6 4214,3 2365,4

Кировская область 40060,6 3667,4 44,1 12654,5 6548,8 313,4 873,4

Нижегородская область 179471,2 5005,8 109,0 84905,2 17816,7 1510,3 5297,5

Оренбургская область 115266,4 2012,8 56975,0 17598,8 4949,4 988,9 1768,2

Пензенская область 47032,1 9002,7 -) 8719,4 1512,8 134,1 1420,2

Самарская область 259753,7 5600,4 31652,0 103255,7 35338,0 4095,2 4193,8

Саратовская область 94233,0 3666,8 2756,3 26276,5 18476,7 1539,4 2401,5

Ульяновская область 48195,9 736,9 1953,4 17501,0 3366,2 641,1 2576,9

Как видно из таблицы 1 в 2014 году в Республике Мордовия инвестиции в основной капитал составили 35850,5 млн. руб. По этому показателю Республика Мордовия находиться на одном из последних мест. Наиболее важным для республики являются инвестиции в обрабатывающий сектор (9455,4 млн. руб.). Также значимыми

являются сельское хозяйство (2810,3 млн. руб.) и ЖКЖ в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Таким образом, за анализируемый период инвестиции в Республике Мордовия в основной капитал показывали положительную динамику. Незначительное снижение инвестиционных поступлений в экономику Республики служит показателем ее не стабильного положения в глазах инвесторов. Проводимая инвестиционная политика способствовала только поддержанию сложившегося уровня инвестиций в основной капитал.

Динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 200£г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. за9

мвс.

2015 г.

в млрд .рублей -■- в % к пр е дыдугцему году б с опо ст авимых ценах

Рисунок 1 - Динамика инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

Однако с начала 2015 года ситуация поменялась. За январь-сентябрь 2015 года инвестиции в основной капитал составили 33 млрд. рублей (126,9% к соответствующему периоду прошлого года). По темпам роста инвестиций в основной капитал в 2015 году Республика Мордовия заняла 1 место в ПФО, 4- в РФ, в расчете на душу населения 9 место в ПФО, в РФ - 42.

Таким образом, как показывает рисунок 1 в 2015 году инвесторы были заинтересованные во вложение денежных средств в экономику Республики Мордовия. При этом, в структуре инвестиций по источникам финансирования за январь - сентябрь 2015 года собственные средства предприятий и организаций занимали 33,4%, привлеченные средства, за исключением бюджетных - 34%, из них ресурсы

коммерческих банков - 6,7%, заемные средства других организаций и средства внебюджетных фондов 1,4%.

По направлениям вложений наибольшая часть всех инвестиций приходилась на транспорт и связь - на 2,2 р., строительство - в 15,0 р., оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 113,1%, операции с недвижимом имуществом, аренда и предоставлением услуг - 110,4%.

В общем объеме инвестиций, направляемых на развитие обрабатывающих производств, наибольшую долю занимают инвестиции на развитие организаций видов деятельности «прочие производства» (в 2,8 р.), «производство резиновых и пластмассовых изделий» (в 2,3 р.), «металлургическое производство и производство готовых металлических изделий» (197,9%), «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» (120,5%).

За январь-сентябрь 2015 года объем инвестиций в основной капитал организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства составил 22,3 млрд. рублей (107,4% к соответствующему периоду прошлого года).

В целом за 2015 год инвестиционные вложения составили в сумме более 58 млрд. рублей.

Рисунок 2 - Динамика инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в процентах к итогу)

Таким образом, в Республике Мордовия собственных средств инвестирования в основной капитал катастрофически не хватает. В связи с этим приходиться привлекать заемные средства, которые зачастую превышают собственные средства в 2 раза и более. Так, в 2014 году привлеченных средств было 70,1 %. Собственных средств было только 29.9 %. Из привлеченных средств в инвестиции наибольшее количество было получено из бюджета 35,7 %. На втором месте кредиты банков 17,6 %.

На основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Регулирование инвестиционной деятельности на всех бюджетных уровнях играют очень важную роль. Основным направлением инвестиций в Республики Мордовия являются инвестиции в основной капитал. При этом по сравнению с другими регионами Российской Федерации по этому показателю Республика Мордовия находиться на одном из последних мест. Приоритетными направлениями для инвестиций являются обрабатывающее производство, ЖКХ, строительство, операции с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, а также инвестиции в транспорт и связь.

Библиографический список

1 Алекторская, М.М. Суверенный фонд как инструмент макроэкономического регулирования / М.М.Алекторская, А.В.Пахомов, Е.А.Пахомова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - N 28. - С25-35.

2 Ермошина Т.В. Государственно-частное партнерство в развитии наукоемких производств энергетической отрасли / Т.В. Ермошина - Российское предпринимательство, № 16(15), 2015. - с. 2365-2374

3 Инвестиционная политика. Официальный сайт министерства экономики Республики Мордовия. [Электронный ресурс]: http://mineco.e-mordovia.ru/

4 Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Электронный ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182660

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.