Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ'

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Мосин Е.А.

В статье анализируются различные аспекты экономического взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея, активизация которого является важной предпосылкой сглаживания социально-экономических различий между двумя регионами. Автором обосновано, что в указанных регионах ресурсу взаимодействия друг с другом не придается должного значения. Особое внимание уделено структурным факторам, препятствующим и благоприятствующим активизации экономического сотрудничества этих двух соседних регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC INTERACTION OF KRASNODAR TERRITORY AND THE ADYGHEYA REPUBLIC AND ITS INFLUENCE ON SMOOTHING SOCIAL AND ECONOMIC DISTINCTIONS BETWEEN TWO REGIONS

The paper provides an analysis of various aspects of economic interaction of Krasnodar territory and the Adygheya Republic. Intensification of this interaction is the important precondition of smoothing social and economic distinctions between two regions. The author substantiates that an interaction resource in the specified regions is not given due value. The special attention is given to the structural factors interfering and favoring intensification of economic cooperation of these two neighboring regions.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ»

Для развитых муниципальных образований Краснодарского края, которые являются инвестиционно привлекательными, мы рекомендуем развивать инфраструктурный потенциал и поддерживать достигнутый уровень развития, но муниципальные образования, входящие в данную категорию, не нуждаются в прямой государственной поддержке. Вряд ли стоит ожидать в ближайшем будущем появления и развития новых форм государственной региональной структурной политики, тем более что либерализация экономической жизни страны требует сокращения прямого вмешательства государства и тем более протекционизма в отношении отдельных компаний или отраслей. Тем не менее, дифференциация форм, методов и инструментов государственной региональной структурной политики позволяет более адекватно использовать бюджетные средства, направляемые на развитие деловой среды и качества инвестиционного климата, что, на наш взгляд, является основной экономико-политической функции региональных властей.

В результате реализации предложенных мер Краснодарский край станет динамично развивающимся регионом с высоким промышленным, транспортным, сельскохозяйственным, рекреационным и инновационным потенциалом, в полной мере реализующим свои конкурентные преимущества и выполняющим функции опорного региона.

Использованные источники:

1. Южный федеральный округ. Краснодарский край: Альманах инвестора. -Краснодар: ООО «Центр развития печати», 2016. - 472 с.

2. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2008: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 654 с.

3. Голикова Т. А. Принципы межрегионального перераспределения финансовых ресурсов // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно аналитический журнал. - 2015. - № 1, 2.

УДК 338.222

Мосин Е.А. студент магистратуры факультет управления Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина Россия, г. Краснодар ИНВЕСТИЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ И РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

Аннотация. В статье анализируются различные аспекты экономического взаимодействия Краснодарского края и Республики Адыгея, активизация которого является важной предпосылкой сглаживания социально-экономических различий между двумя регионами. Автором обосновано, что в указанных регионах ресурсу взаимодействия друг с другом не придается должного значения. Особое внимание уделено

структурным факторам, препятствующим и благоприятствующим активизации экономического сотрудничества этих двух соседних регионов.

Ключевые слова: экономическое взаимодействие, межрегиональные различия, стратегия.

Mosin E.A. - student of Kuban State Agrarian University named after I. T.

Trubilin, Russia, and Krasnodar city ECONOMIC INTERACTION OF KRASNODAR TERRITORY AND THE ADYGHEYA REPUBLIC AND ITS INFLUENCE ON SMOOTHING SOCIAL AND ECONOMIC DISTINCTIONS BETWEEN TWO REGIONS

Abstract. The paper provides an analysis of various aspects of economic interaction of Krasnodar territory and the Adygheya Republic. Intensification of this interaction is the important precondition of smoothing social and economic distinctions between two regions. The author substantiates that an interaction resource in the specified regions is not given due value. The special attention is given to the structural factors interfering and favoring intensification of economic cooperation of these two neighboring regions.

Keywords: economic interaction, inter-regional distinctions, strategy.

Рассмотрение Краснодарского края и Республики Адыгея как единого экономического и в частности инвестиционного пространства считается вполне обоснованным предложением в силу единых исторических, культурных и территориально-географических обстоятельств. Оба субъекта Российской Федерации одинаково поддавались влиянию внешних исторических процессов, сопровождаемых взаимными культурным совершенствованием имеющихся национальных традиций народов, проживающих на рассматриваемых экономических зонах.

Историческим фактом нежелания разрушать целостность экономического пространства между субъектами является Постановление главы Краснодарского края Н. И. Кондратенко, в котором временная мера по запрету вывоза продукции за территорию края в целях продовольственного обеспечения населения, не распространялась лишь на Республику Адыгея. Территориальное разграничение, без сомнения, стало результатом политического и административного регулирования процессов защиты прав национальных образований. Фактически же объекты исследования, Адыгея и Краснодарский край, будучи основными элементами историко -географической области, именуемой Кубанью, не имеют ограничений в перемещении трудового, производственного, денежного и иных видов капитала. Между соседствующими субъектами происходит обмен достижениями экономического прогресса (научно-техническое сотрудничество, кадровое и образовательное взаимодействие, торговые и туристические связи). Особо актуально сегодня развивать данные тенденции, тем самым увеличивая прогресс развития регионов в аспекте единого целого.

Выделяющимся на общем фоне звеном всей системы предметов

взаимодействия рассматриваемых регионов является туризм. Именно благодаря ему удалось сильнее закрепить экономическое сотрудничество субъектов федерации. Появившаяся ответственность за представление в высшем свете событий «Олимпиады-2014» в Сочи ещё больше объединила Краснодарский край и Адыгею. Последняя приобрела наиболее выгодный инвестиционный климат в первую очередь в связи с территориальной близостью к городу-курорту и наличием собственных имеющих привлекательный потенциал развития туристических зон, которыми готов заняться крупный бизнес среди отечественных и иностранных инвесторов.

Рассматривая причинно-следственные связи уже совершившихся событий, мы теперь с уверенностью можем заявить, что в долгосрочном периоде их основной целью явилось именно повышение инвестиционной привлекательности Краснодарского края, Республики Адыгеи и, конечно, в целом Российской

Федерации посредством туристического, сельскохозяйственного, инновационного механизмов, что особенно актуально в условиях относительно недавнего вступления в ВТО. Уровень опасности последствий вхождения был достаточно высок, учитывая упоминание его как одной из важнейших угроз в документе «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» [1]. Конкурентоспособность рассматриваемого региона в сравнении с курортами стран Европейского союза (Франции, Австрии, Швейцарии, Кипра, Греции), Египта и Турции не высока. Приоритетность повышения популярности среди туристов города-курорта Сочи была неоспорима. Адыгейский показатель роста туристических потоков на горнолыжном плато Лаго-Наки, окруженного горными склонами Оштен и Фишт, в честь последнего из которых был назван главный стадион Олимпийских игр в Сочи, стал результатом представленного организаторами логистического проекта развития курортного потенциала Юга России. Актуализацию приобрел вопрос влияния конфликта Российской Федерации и Турецкой Республики на туристические потоки в нашей стране. Возросла вероятность повышения привлекательности курортов Юга России, в частности Кубани, в связи с обоюдными санкциями и сворачиванием совместных экономических проектов по причине появления политических разногласий Москвы и Анкары [2]. Примечательно, что для Турции туристы из России - вторые по численности после Германии и их потеря достаточно пагубно отразится на бюджетных поступлениях «прямых потомков Османской империи».

Двигаясь за грани территориальных рамок рассматриваемых Краснодарского края и Республики Адыгея, стоит упомянуть, что существует целая «Концепция создания туристического кластера в Северо -Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея». По Постановлению Правительства №883 в туристический кластер входят: Лагонаки (общая территория Краснодарского края и Адыгеи), Архыз (Карачаево-Черкесия), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкария), Мамисон

(Северная Осетия - Алания), Матлас (Дагестан).

Огромные средства, задействованные в основных и оборотных фондах, требуют соответствующих результатов. Примечательно, что расходы эти направлены только на оснащение первостепенными жилищно-коммунальными условиями: энергоснабжение (реконструкция сетей), водоснабжение и канализация (хозяйственно-бытовое и технологическое водоснабжение, хозяйственно-бытовая и ливневая канализация), теплоснабжение (энергосберегающие технологии и т.п.). Последующее инвестирование в гостиничные комплексы и объекты завершающих этапов строительства повлекут ещё не малые расходы.

Вернемся к Краснодарскому краю и Республике Адыгея как объектам изучения. С целью приступить к анализу перспектив бизнес-взаимодействия двух регионов в русле инвестиционного проектирования, рассмотрим экономический потенциал каждого из них. Аналитическое исследование проведено на основании планов экономического развития Краснодарского края и Республики Адыгея, предложенных региональными и федеральными властями.

Для общего представления об инвестиционном климате и возможном обнаружении экономико-географической связи в сотрудничестве с Республикой Адыгея выявим инвестиционную привлекательность отдельных муниципальных образований Краснодарского края классифицируя уровень размещенных инвестиционных проектов на четыре группы по 5-балльной шкале, отнеся к первой группе муниципальные образования с показателем, равным 5; ко второй - от 3 до 5; к третьей от 1 до 3 баллов, к низшей - от 0 до 1.

К группе с наибольшим показателем инвестиционной привлекательности (5 баллов) относятся следующие муниципальные образования: городской округ г. Краснодар, городской округ г. Сочи, Тбилисский район.

Ко второй группе с показателями от 3 до 5 баллов относятся: Туапсинский район, Кущевский район, Ейский район.

К третьей группе с менее высокими показателями от 1 до 3 относятся: городской округ г. Новороссийск, городской округ город-курорт Анапа, городской округ г. Горячий Ключ, городской округ г. Армавир, Темрюкский район, Усть-Лабинский район, Брюховецкий район, Тихорецкий район, Ленинградский район.

К группе муниципальных образований, инвестиционная привлекательность которых немного отличается от нуля или равна ему, относятся: городской округ город-курорт Геленджик, Северский, Абинский, Крымский, Славянский, Красноармейский, Апшеронский, Мостовский, Белореченский, Лабинский, Отрадненский, Новокубанский, Успенский, Гулькевичский, Кавказский, Динский, Тимашевский, Калининский, Приморско-Ахтарский, Каневский, Щербиновский, Староманский, Крыловский, Павловский, Выселковский, Кореновский, Курганинский,

Белоглинский и Новопокровский районы.

Таким образом, имеем картину инвестиционной привлекательности муниципальных образований Краснодарского края, благодаря которой можем сделать вывод о необходимости четкого выполнения плана по улучшению инвестиционного климата в регионе. Такие муниципальные образования как Анапа, Новороссийск, Геленджик, Туапсе и Темрюкский район, имеют несоотносимые с природным и географическим потенциалом низкие показатели инвестиционной заинтересованности, т.к. способны стать отличной площадкой ведения бизнеса как неотъемлемые элементы единого южного санаторно-курортного и туристического плацдарма.

Инвестиции в Республику Адыгея можно сравнить с инвестициями в крупные муниципальные образования Краснодарского края, находящиеся вдали от прибрежной зоны Черного моря.

Инвестиционная привлекательность республики объясняется выгодн остью географического расположения на левобережье Кубани, в централ ьной части Прикубанской наклонной равнины и северных склонах Севе ро-Западного Кавказа, а также граничащим соседством с экономически состоявшимся Краснодарским краем и территориальной близостью с Ростовской областью и Ставропольским краем. Инвестиционный портфель Адыгеи, представленный на сочинском форуме, составлял 31 млрд. рублей. Продуманная налоговая, административная и стимулирующая политика властей региона создает благоприятный инвестиционный климат. В Адыгее на долю малого бизнеса в общей стоимости госконтрактов приходится более 10%, при лучших показателях регионов, не превышающих 14%, и худших, колеблющихся около 5%. Опыт республики направляется на последующее тиражирование Агенством стратегических инициатив в другие регионы России [6].

Агропромышленный комплекс, стройиндустрия и туризм являются традиционными сферами инвестиционных вливаний в Адыгею. Причем туристско-рекреационный комплекс Республики Адыгея имеет уникальный потенциал развития, который уже сейчас реализовывается совместно с курортными зонами республик Северо-Кавказского федерального округа и Кубани в соответствии с «Концепцией создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея».

Адыгея сохраняет экономическое сотрудничество с Турецкой Республикой. Продолжается реализация проекта по созданию производства мешкотары и других проектов. Экономические взаимоотношения между субъектами стремительно развиваются по причине обоюдной экономической и культурной заинтересованности.

Последние инвестиционные проекты на территории Республики Адыгея затрагивают создание развлекательно-спортивных комплексов, крупные комплексы тепличного хозяйства и энергетику, а также развитие авиационного бизнеса с использованием вертолетов и самолетов

сверхлегкой авиации. Последнее направление инвестирования обещает стать наиболее прибыльным, т.к. в рамках создания кластера «Лагонаки», строительство и реализация которого ещё не окончены и будут продолжаться до 2020 года, турпоток уже превышает прогнозируемые цифры. Так, за период с января по август 2017 года турпоток в Лагонаки составил 110 тыс. человек, что на 10% выше показателя предыдущего года [7]. К новогодним праздникам число отдыхающих обычно превышает 350 тыс. человек. Авиационный бизнес в Адыгее невероятно перспективен. Среди отдыхающих есть масса тех, кто с удовольствием готов осмотреть красоты горного ландшафта, речных потоков, флоры и фауны с высоты птичьего полета. Также авиационная отрасль, помимо развлекательных туристических полетов, будет задействована в патрулировании автодорог, ведении разного рода воздушных разведок на местности, в поисковых работах, доставках людей и иных сферах обслуживания.

Помимо этого, на территории Адыгеи будет создан туристский горноклиматический комплекс активного отдыха «Джанет». Будет соблюдена логистика по маршруту к турбазе Лагонаки. Над разработкой проекта работали специалисты Министерства экономического развития и торговли Адыгеи.

Также Адыгея занимается реализацией двух крупнейших проектов -Кошехабльского индустриального и Тахтамукайского промышленного парков, созданием мощнейших комплексов по разведению рыб, которые будут иметь логистические внутренние и внешние связи, направленные на увеличение экономического взаимодействия двух регионов. Перспективными также станут завод по переработке бытового и промышленного мусора в Тахтамукайском районе, строительство киноэтногородка в Майкопском районе, жилого комплекса «Северный» и иные проекты [8].

Количество инвестиционных проектов на территории Республики Адыгея относительно невелико и уравновешено территориально. Однако небольшое преимущество по их числу имеют административный центр городской округ г. Майкоп и Майкопский район, незначительное отставание в городском округе г. Адыгейске, а также Тахтамукайском, Теучежском, Красногвардейском, Шовгеновском, Гиагинском и Кошехабльском районах

[9].

Таким образом, примечательно, что инвестиции Адыгеи, исходя из характера участия в инвестировании, в подавляющем большинстве являются прямыми; в соответствии с периодом инвестирования - долгосрочными; по формам собственности имеются частные, государственные, иностранные и совместные [10]. Инвестиционная привлекательность Республики Адыгея базируется на наличии в регионе курортных зон, сельскохозяйственной и строительной отраслях, носящих потенциал выгодного стремительного развития.

Инвестиционная связь Краснодарского края и Адыгеи

Единство потоков внешних и внутренних инвестиций в двух регионах хорошо объяснимо на примере наличия у обоих административно разделенного единого географического туристического плацдарма, а именно горнолыжного курорта Лагонаки. Одна часть Лагонакского нагорья расположена в политическом пространстве Республики Адыгея, а именно в Майкопском районе; а другая его часть включена в Хостинский (административный район города-курорта Сочи) и Апшеронский район Краснодарского края. Этим и объясняется один из важных компонентов бизнес-взаимодействия двух регионов. Отмеченные привлекательностью инвесторов городской округ г. Сочи и Майкопский район, близ которых и находится горнолыжный курорт, стабильно повышают вектор экономического сотрудничества Республики Адыгея и Краснодарского края.

Регионы в рамках «Договора о дружбе и сотрудничестве» продолжают реализовывать совместные проекты, к примеру, строительство Яблоновского моста, который соединяет Кубань и Адыгею, и нескольких объездных магистралей, ведущих к местам отдыха Кубани и горнолыжному курорту Лагонаки. Регионы имеют мощнейший потенциал развития туристского комплекса, т.к. изобилуют наличием памятников природы (пещер, каньонов, дольменов, ООПТ), экскурсионных объектов, культурно -исторических памятников, объектов религиозного и паломнического туризма и т.д., что является предметом перспективного развития бизнеса [11].

Таким образом, экономическое единство края и республики, благодаря наличию в регионах совместных, логистических инвестиционных проектов, усиливающих интеграцию, только укрепляет их бизнес-сотрудничество и стирает формальные административные рамки, ограничивающие деятельность рассматриваемых субъектов Российской Федерации.

Использованные источники:

1. Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года // Стратегия развития Краснодарского края //Министерство экономики Краснодарского края - 2014.

2. Российско-турецкий кризис // Новости // Российский федеральный канал Центр - 2015. [Электронный ресурс];

3. Концепция создания туристического кластера в Северо -Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея // Greenpeace International // Greenpeace. - 2011 - с. 69, с.68, с.102, с.119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.