Научная статья на тему 'Инвестиционное развитие сферы туризма территориальных образований'

Инвестиционное развитие сферы туризма территориальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ТУРИЗМ / КЛАСТЕР / ТЕРРИТОРИИ / РЕКРЕАЦИИ / РЕГИОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Длужевская Я. А.

Исследованы особенности инвестиционного развития туристского кластера в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное развитие сферы туризма территориальных образований»

3. Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: учебник для вузов / А.Н. Соломатин. - СПб.: Питер, 2012. -560 с.: ил.

4. Ушвицкий Л.И., Савцова А.В., Малеева А.В. Совершенствование методики анализа платежеспособности и ликвидности организации // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 17 (74). - С. 21-28.

5. Официальный сайт ООО «Строительная компания «Росстро» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skrosstro.ru.

ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

© Длужевская Я.А.1

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Исследованы особенности инвестиционного развития туристского кластера в регионе.

Ключевые слова инвестиции, туризм, кластер, территории, рекреации, регион, устойчивое развитие.

Развитие туризма в настоящее время рассматривается как одно из направлений структурной трансформации экономики Российской Федерации. Однако туризм как составляющая сферы услуг, имеет свою специфику, типологию и функции, которые позволяют определить его как автономную сферу хозяйствования [7, 11]. Федеративное устройство РФ обуславливает то обстоятельство, что в настоящее время основная хозяйственная (экономическая) деятельность осуществляется в территориальных образованиях РФ (макро- и микрорегионах). Это в полной мере относится и к сфере туризма. Каждое территориальное образование имеет собственную, относительно самостоятельную туристскую индустрию с присущими только ей туристскими ресурсами [3], особенностями их размещения [6], территориальной и отраслевой структурой управления [10] и организацией туристско-рекреационного комплекса [12]. Произведенный в регионе туристский продукт определяется как территориальной спецификой удовлетворения потребностей в туризме (специфичности отдыха, путешествий, целевой по-

1 Студент 4 курса Института экономики и управления.

ездки), так и особенностью формирования спроса и предложения на туристский продукт в данном регионе.

Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) - вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма [5, 9]. Цели ту-ристско-рекреационных зон: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний.

Постановлениями Правительства РФ создано семь особых экономических зон туристско-рекреационного типа, в Ставропольском крае это «Кавказские Минеральные Воды».

Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.

В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Отличия туристско-рекреационных зон от экономических зон [1, 13]:

- могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;

- на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;

- в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

- земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.

Особый интерес туристско-рекреационные зоны, в отличие от промыш-ленно-производственных и технико-внедренческих зон, представляют для малого и среднего бизнеса, поскольку весь бизнес здесь связан со сферой услуг [2, 4].

Для организаций, имеющих статус резидента туристско-рекреационной зоны, установлены налоговые льготы: снятие 30 % ограничений на перенос убытков на последующие налоговые периоды; возможность в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять специальный коэффициент; может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль.

Стратегией социально-экономического развития Ставропольского края поставлена цель до 2025 года сформировать ведущий в России и признанный в мире туристско-рекреационный кластер, осуществить модернизацию санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод, освоить новые рекреационные территории, обеспечить развитие сферы развлечений, расширить рамки традиционного туристического продукта Ставропольского края с целью более полного использования имеющегося природного потенциала.

Для выполнения стратегических целей в течение 2010-2015 года в крае предпринимались меры по обеспечению комплексного развития туристско-рекреационного кластера, рациональному использованию его природно-ресурсного потенциала, повышению инвестиционной привлекательности курортно-рекреационных территорий, созданию качественного туристического продукта.

Тенденция роста спроса на региональный туристский продукт определяет необходимость осуществления процесса постоянного развития территориального туризма и, прежде всего, развития соответствующей туристской инфраструктуры территориальных образований. В современных условиях, главным экономическим фактором развития инфраструктуры территориального туризма является инвестиционный фактор, без реализации которого невозможно разрешение главного противоречия развития территориального туризма - противоречия между растущими туристскими потребностями и способностью территориальных образований по их удовлетворению, вследствие объективной ограниченности у территорий всей номенклатуры экономических ресурсов (материальных, финансовых и трудовых).

Кроме того, без функционирования эффективного инвестиционного механизма невозможно достижение мультипликативного эффекта, а соответственно, стимулирующего воздействия развития территориального туризма на другие отрасли экономики регионов, таких как, транспортное и гостиничное хозяйство, общественное питание, а соответственно социально-экономическое развитие территориальных образований - создание значительного количества рабочих мест и увеличение поступлений от налогов в бюджет территорий.

Инвестиционная политика, осуществляемая на всех уровнях управления в целях развития туристского потенциала территориального образования, включает следующие основные направления: улучшение инвестиционного климата, повышение инвестиционной привлекательности туристских проектов, ориентация на максимальный рост притока прямых инвестиций,

как частных, так и иностранных. Возможность реализации этих направлений во многом зависит от инвестиционной надежности туристских проектов как осуществленных, так и осуществляемых на данной территории. При этом необходимо оценивать инвестиционную надежность как организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность в турбизнесе, так и инвесторов, предоставляющих инвестиционные ресурсы для инвестирования в инновационные туристские проекты.

Инвестиционная надежность может быть определена объемом инвестиций, которые можно привлечь, исходя из инвестиционного потенциала инвестора и инвестиционных рисков. При этом инвестиционный потенциал рассматривается как совокупность потенциальных инвестиционных ресурсов, выступающих в форме потенциального инвестиционного спроса, способного превратиться в реальный инвестиционный спрос, обеспечивающий воспроизводство основного капитала. Инвестиционный потенциал является источником будущих инвестиций и выступает в виде аккумулированного дохода потенциального инвестора.

Обеспечение инвестиционной надежности является новым направлением в исследовании инвестиционной сферы туризма территорий. Существует два подхода к количественному определению инвестиционной надежности. Первый базируется на интегральных показателях, определяемых на основе экспертных методов, и включает в себя следующие показатели: рост спроса на туристское предложение; рост чистой прибыли; рост доли инвестирования в основной капитал; уровень заработной платы относительно среднего показателя по отрасли; обеспеченность персонала жильем. Второй подход состоит в использовании комплексных оценок надежности инвестирования, которые могут быть получены на основе проведения диагностики показателей экономической эффективности и финансового состояния инвестора с позиций финансовой устойчивости, ликвидности, платежеспособности и т.д.

Таким образом, реалии сегодняшней экономической действительности, выразившиеся в резком возрастании инвестиционного фактора при осуществлении туристской деятельности в регионе, определяют важнейшее и обязательное условие ее осуществления на уровне территориальных образований - научно-обоснованное определение потребностей в инвестиционных ресурсах, необходимых для реализации туристского потенциала территории, с учетом ее специфики, а также формирование и приведение в действие соответствующих организационно-экономических механизмов, стимулирующих инвестиционную деятельность в объекты инфраструктуры индустрии туризма.

Список литературы:

1. Введение в туризм / Трухачев А.В., Михайлова К.Ю., Елфимова Ю.М., Иволга А.Г., Варивода В.С., Карнаухова Я.А., Сидельникова К.А., Андрея-нова С.И., Молчаненко С.А., Радишаускас Т.А. / Учебник. - Ставрополь, 2016.

2. Молчаненко С.А. Инновационный подход к моделированию занятости в агропромышленном кластере // Управление инновациями: теория, методология, практика. - 2014. - № 11. - С. 53-56.

3. Молчаненко С.А. Конкурентоспособность АПК как важнейший фактор его устойчивого развития // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. - 2016. - № 28-1. - С. 118-122.

4. Молчаненко С.А. Методика оценки устойчивого развития сельских территорий // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. -2016. - № 28-1. - С. 122-126.

5. Тельнова Н.Н. Приоритетные направления экономического развития сельскохозяйственных предприятий // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2012. - № 1. - С. 209-212.

6. Тельнова Н.Н., Шаталова О.И., Шеховцова С.Р. Принципы и факторы устойчивого сбалансированного развития аграрно-ориентированных регионов // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 3 (44). -С. 84-89.

7. Тельнова Н.Н. Проблемы рынка труда и занятости населения (на примере Ставропольского края) // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 6. - С. 202-204.

8. Пупынина Е.Г. О проблемах картофелеводства на Северном Кавказе // В сборнике: Экономика современной России: теоретические и методологические подходы к решению актуальных проблем развития 68-я ежегодная научно-практическая конференция. - 2004. - С. 270-275.

9. Шуваев А.В. Информационная система занятости и трудоустройства на рынке труда // Информационные системы и технологии. - 2004. -№ 5 (6). - С. 36-40.

10. Шуваев А.В. Информационно-экономические аспекты развития региона. - Ставрополь, 2012.

11. Шуваев А.В. Рынок труда и основные принципы его функционирования // Наука. Инновации. Технологии. - 1997. - № 3-4. - С. 103-105.

12. Agribusiness development in modern conditions / Ermakova N.Yu., Ko-styuchenko T.N., Eremenko N.V, Sidorova D.V, Tsymbalenko Yu.V, Vaitse-

khovskaya S.S., Pupynina E.G., Kozel I.V, Vorobeva N.V, Gracheva D.O., Bai-cherova A.R., Cheremnykh M.B., Ermakova A.N., Bogdanova S.V, Troshkov A.M., Telnova N.N., Serikov S.S., Tenishchev A.V, Cherednichenko O.A., Rybaso-va Yu.V et al. - Ставрополь, 2015.

13. Molchanenko S.A. Sustainable development of tourism marketin region / В Сборнике: Устойчивое развитие туристического рынка: международная практика и опыт России / Ставропольский государственный аграрный университет. - 2014. - С. 136-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.