УДК 338.4
А.Е. Будницкая , О.Е. Коляда , А.Р. Коцюруба
ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
В статье рассматривается инвестиционная политика Краснодарского края, а также основные направления государственной поддержки инвесторов краевым законодательством. Уделяется значительное внимание объемам производимой продукции в исследуемом регионе.
Ключевые слова: инвестиционная политика, сельскохозяйственное производство, рекреационный сектор, агропромышленный комплекс, инвестиционный климат, инвестиционный налоговый кредит.
Многоукладная экономика на основе рыночных принципов хозяйствования и разнообразных организационно-правовых форм собственности предполагает такую организацию производства в сельском хозяйстве, при которой производители решают, какую продукцию и как производить, где ее реализовывать. Самостоятельно определяют потребность в необходимых ресурсах, заботятся о получении доходов и прибыли, чтобы возмещать затраты, включая оплату труда работников, платить налоги, развивать производство.
Актуальность обусловлена тем, что потребность в наращивании объемов производства продукции сельского хозяйства нуждается в активизации инвестиционной политики в аграрной сфере региона в сочетании с использованием разнообразных инструментов на федеральном, региональном и местном уровнях.
В процессе изучения направлений политики, проводимой в регионе, можно выделить основные цели аграрной политики:
1.Повышение эффективности сельскохозяйственного производства Краснодарского края, конкурентоспособности продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями;
2.Обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
3.Формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
4.Сохранение и воспроизводство природных ресурсов Краснодарского края, используемых для нужд сельского хозяйства;
5.Создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере агропромышленного комплекса.
© Будницкая А.Е., Коляда О.Е., Коцюруба А.Р., 2016.
Б01: 10.15350/2221-7347.2016.4
Будницкая Анастасия Евгеньевна - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия
Коляда Олеся Евгеньевна - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия
Коцюруба Анна Руслановна - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.
Научный руководитель: Ятченко Лидия Валентиновна - кандидат экономических наук, старший преподаватель, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.
Решение комплекса указанных целей возможно в формате региональной инвестиционной политики в аграрной сфере, предполагающей наличие инвестиционной привлекательной программы, создающей условия открытости и доступности для всех потенциальных инвесторов, а также мотивационных механизмов привлечения институциональных и частных отечественных и иностранных инвестиций. Усилия в контексте повышения действенности аграрно-инвестиционной политики должны быть направлены на формирование механизма активизации инвестиционного процесса в сельском хозяйстве региона. Теоретические исследования и практические разработки данной проблематики представляются своевременными, жизненно востребованными и актуальными.
Инвестиционная деятельность представляет собой вложения финансовых средств в форме инвестиций в экономику и совокупность практических действий по их реализации. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений [3].
Участниками инвестиционной деятельности выступают юридические или физические лица - основные субъекты рынка капиталов (инвесторы, предприниматели, инвестиционные посредники). В принятой мировой практике инвесторами считаются в первую очередь домохозяйства, в России в такой роли выступают в основном коммерческие структуры [1].
Краснодарский край представляет собой крупный регион аграрно-промышленного комплекса России. По данным Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования число зарегистрированных субъектов, включая предприятия, объединения, филиалы, обособленные подразделения и крестьянские (фермерские) хозяйства, составило 95,5 тысяч единиц.
На Кубани наиболее распространенными отраслями промышленности считают: пищевую; промышленность стройматериалов; строительство; химическую, нефтехимическую; легкую промышленность; деревообрабатывающую промышленность; металлургию и металлообработку; стекольную и фарфорофаянсовую; производство оборудования; электротехническую и электронную; водоснабжение.
Сельское хозяйство - основа экономики региона. Земли сельскохозяйственного назначения занимают 63% территории, из них пашня - 84%. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в крае составляет 4,5 млн. га., из них 3,8 млн. га. - пашни, 77 тыс. га. - виноградники. Более 100 видов сельскохозяйственных культур выращивается на кубанской земле: зерновые культуры (пшеница, ячмень, просо, гречиха, кукуруза), соя, рис, сахарная свекла и др. Российские объемы производства винограда - 60%; чая - 12% на внутреннем рынке страны; цитрусовых, сосредоточены, в основном, на территории края. Занимая 2,2% общероссийских площадей сельскохозяйственных угодий и 3% пашни, агропромышленный комплекс региона производит свыше 5% валовой сельскохозяйственной продукции страны, в том числе от российских объемов Кубань выращивает около 80% риса, 34% зерновой кукурузы, почти 20% сахарной свеклы, более 10% маслосемян подсолнечника, кроме того, развиты мясомолочное скотоводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство. В условиях санкций мы можем говорить о быстрой мобилизации кубанских производителей, которые в короткие сроки смогли заменить импортную продукцию и в полной мере обеспечить потребности населения края в этой сфере.
Общероссийское значение имеет рекреационный сектор. Курортная зона занимает более 1/4 территории края. Основные курорты - на Черноморском побережье - Сочи, Анапа, Туапсе, Геленджик. Много курортных мест и на побережье Азовского моря. В крае создана Особая экологическая зона с элементами свободной экономической зоны (СЭЗ) в районе крупнейшего в России города-курорта Сочи.
Законодательное инвестиционное поле Краснодарского края - одно из самых передовых в стране. Одним из основных направлений государственной поддержки инвесторов краевым законодательством является льготное налогообложение, закрепленное в Законе Краснодарского края от 2 июля 2004 года № 731 -КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» (ред. от 03.07.2012 г. № 2531-КЗ). Данный Закон направлен на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Краснодарского края и привлечение инвестиций на основе создания режима наибольшего благоприятствования россий-
ским и иностранным инвесторам, а также обеспечения равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от организационно-правовых форм инвесторов и форм собственности. В соответствии с данным законом инвесторам оказываются финансовые и нефинансовые меры государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов, в том числе:
• налоговые льготы в части платежей, уплачиваемых в краевой бюджет; •установление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами; •передача в пользование инвесторам объектов недвижимости, являющихся государственной собственностью Краснодарского края, на льготных условиях; •предоставление государственных гарантий края;
•предоставление бюджетных инвестиций для финансирования инвестиционных проектов, в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством;
•различные формы субсидирования, предоставляемые на инвестиционные цели и другие.
[4]
Следует отметить, что основным условием получения государственной поддержки в форме предоставления инвесторам налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, установления льготных условий пользования землей и субсидирования является получение инвестиционным проектом статуса проекта, одобренного администрацией Краснодарского края. Также инвесторы, реализующие инвестиционные проекты, одобренные администрацией Краснодарского края, могут претендовать на такую форму государственной поддержки как получение инвестиционного налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита, и инвестором. Что касается льготных условий пользования землей, то инвесторы имеют право на применение при расчете размера арендной платы за землю, находящуюся в государственной собственности Краснодарского края, понижающих поправочных коэффициентов к базовым ставкам на период проектно-изыскательских работ и строительства. На территории Краснодарского края предусмотрен понижающий коэффициент к арендной плате за землю: на период проектирования и строительства 0,5 для предприятий, реализующих инвестиционные проекты на территории края, получившие статус одобренных администрацией Краснодарского края. Как отмечалось ранее, государственная поддержка по сопровождению инвестиционных проектов заключается в организации работы специальной группы сопровождения по содействию инвесторам в разработке и реализации инвестиционных проектов, контролю за своевременным получением инвесторами необходимых согласований и разрешений в государственных и муниципальных органах и организациях Краснодарского края.
В расходной части краевой казны в 2016 году предполагается предусмотреть перераспределение средств в сумме 49,99 млн. рублей на развитие промышленности.
Главные запланированные инвестиционные проекты агропромышленного комплекса Краснодарского края в 2016 году:
1.Агрофирма «Южная» планирует выделить свыше 1,7 млрд. рублей на закладку виноградников площадью 2 тыс. гектар на территории города-курорта Анапа.
2.ООО «Дымов.Юг» вложит 460 млн рублей на реконструкцию свинокомплекса в Брю-ховецком районе. Средства будут вложены в строительство корпусов для выращивания маточного поголовья, репродуктора, корпусов доращивания, откорма, необходимой инфраструктуры.
З.ЗАО ОПХ «Анапа» вложит 760 млн. рублей в два сельскохозяйственных логистических центра, которые станут оказывать услуги по длительному хранению овощей, фруктов, переработке и фасовке продуктов. С выходом на проектные мощности объем единовременной загрузки каждого центра составит свыше 6000 тонн в год.
4.«Кубань-Вино» планирует вложить 1,7 млрд. рублей в строительство завода полного цикла по производству шампанского, вина, а также - в размещение туристической инфраструктуры в Анапе. Реализация проекта позволит перерабатывать ежегодно более 18 тысяч тонн ви-
нограда, производить 1,5 млн. дал вина игристого (шампанского), 210 тысяч дал классического вина игристого (шампанского), 210 тысяч дал сортовых вин.
5.ООО «Кубань-Ти» собирается вложить более 750 млн. рублей в расширение завода по производству фасованного чая в Белореченском районе, который поможет предприятию нарастить производство с 3,6 тыс. тонн чая до 6 тыс. тонн.
Производство продукции сельского хозяйства в начале 2016 года уменьшилось на 1,3% по сравнению с 2015 годом и составило 81,7 млрд. рублей. Общая посевная площадь сельхоз культур в хозяйствах всех категорий составляет 3652,9 тыс. гектаров, что составило 101,5% к началу 2016 года.
Площадь зерновых культур увеличилась к началу 2016 года на 10,2%. Посев озимых зерновых культур возрос на 25% (в том числе пшеницы - на 22,7%, ячменя - в 1,5 раза). Яровые зерновые и зернобобовые культуры сократились на 9,2% (в том числе гречихи - в 2 раза, пшеницы - в 1,8 раза, ячменя - на 28,4%, овса - на 24,7%, кукурузы - на 5,7%, риса - на 5,3%). Технических культур посеяно меньше на 10,6%, в том числе подсолнечника - на 4,5%, сои - на 11,3%, площадь сахарной свеклы сокращена на треть, однако посевы рапса озимого больше в 1,6 раза. Площади под овощами меньше на 6,8%, под картофелем - на 4,3%. Сохраняется тенденция к сокращению площадей под кормовые культуры. В 2016 году их посеяно меньше, чем в предыдущем на 14,4%.
Сельскохозяйственные организации убрали зерновые колосовые культуры на 45,5% посевной площади или 579,3 тыс. гектаров (это в 1,5 раза больше, чем на ту же дату 2014 года), в том числе пшеницу - на 455,7 тыс. гектаров (в 1,3 раза больше). Масличные культуры убраны на 19,9 тыс. гектаров (в 5,4 раза больше), овощи - на 5,2 тыс. гектаров (88,2% к уровню 1 июля 2014 года). В результате сельхоз организации собрали более 2,9 млн. тонн зерновых культур, что в 1,8 раза превосходит соответствующий показатель предыдущего года. Получено 41,9 тыс. тонн масличных культур с ростом в 8,2 раза и 46,4 тыс. тонн овощей с ростом на 14,2%. Показатели урожайности всех культур выше прошлогодних.
Краснодарский край по рейтингу инвестиционного климата входит в десятку ведущих регионов России, а по объему привлеченного капитала занимает шестое место в России. По объему иностранных инвестиций Краснодарский край занимает 13 место в стране. Так же государственная поддержка АПК направляется в Краснодарский край, которая способствует наиболее эффективному и инновационному развитию данной отрасли [2].
Таблица 1
Государственная поддержка субъектов АПК краевым бюджетом Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия», на 31.12.2015
Направление финансирования Предусмотрено бюджетом тыс. руб. Перечислено
Всего в т.ч. в рамках федеральной Госпрограммы Всего в т.ч. в рамках федеральной Госпрограммы
тыс.руб. % выполнения тыс.руб. % выполнения
1 Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства, сохранение и восстановление плодородия почв 664267,9 464494,8 663804,050 99,9 464031,0 99,9
Субсидии на компенсацию части стоимости приобретенных оригинальных элитных семян 44410,4 44410,4 44410,400 100,0 44410,400 100,0
Субсидии на компенсацию части затрат по подготовке низко продуктивной пашни под урожай будущего года 69051,2 69051,2 69051,200 100,0 69051,200 100,0
Продолжение таблицы 1
Предусмотрено бюджетом тыс. руб. Перечислено
Направление финансирования Всего в т.ч. в рамках федеральной Госпрограммы Всего в т.ч. в рамках федеральной Госпрограммы
тыс.руб. % выполнения тыс.руб. % выполнения
Субсидии на компенсацию части
затрат на закладку и уход за плодовыми ягодными кустарниковы- 1001,6 1001,6 1001,599 100,0 1001,599 100,0
ми насаждениями, плодовыми и
ягодными питомниками
Субсидии на возмещение части
затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным на 22326,7 22326,7 22326,711 100,0 22326,711 100,0
цели развития растениеводства на
срок до 1 года
Субсидии на возмещение части
затрат на уплату процентов по
инвестиционным кредитам (займам), полученным на развитие 39310,0 39310,0 39310,000 100,0 39310,000 100,0
растениеводства на срок до 8 лет и
до 10 лет
Субсидии на возмещение части
затрат на уплату страховых премии по договорам с/х страхования в области растениеводства 13067,7 13067,7 13067,650 100,0 13067,650 100,0
Субсидии на возмещение части
затрат на проведение комплекса агротехнических работ, повышение уровня экологической безо- 275327,2 275327,2 274863,417 99,8 274863,417 99,8
пасности сельскохозяйственного
производства, повышение плодо-
родия и качества почв
Развитие подотрасли животноводства, переработка и реализации 719043,4 473324,4 696458,774 96,9 473324,1 100,0
продукции животноводства
Субсидия на компенсацию части затрат на производство и реализа- 112640,7 112640,7 112640,626 100,0 112640,626 100,0
цию молока и молокопродуктов
Финансирование противоэпизо-отических мероприятий 43759,4 0,0 37165,553 84,9 0,000 0,0
Субсидии на возмещение части
затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным на 7178,1 7178,1 7178,092 100,0 7178,092 100,0
развитие животноводства на срок
до 1 года
Субсидии на возмещение части
затрат на уплату процентов по кредитам (займам), полученным на 866,6 866,6 866,600 100,0 866,600 100,0
2 развитие подотрасли молочного
скотоводства на срок до 1 года
Субсидии на возмещение части
затрат на уплату процентов по кредитам (займам) на переработку 3360,0 3360,0 3360,000 100,0 3360,000 100,0
продукции растениеводства и жи-
вотноводства на срок до 1 года
Субсидии на возмещение части
затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полу- 308633,0 308633,0 308633,000 100,0 308633,000 100,0
ченным на развитие животновод-
ства на срок до 8 лет
Субсидии на возмещение части
затрат на уплату процентов по
инвестиционным кредитам, полученным на цели развития подот- 8317,9 8317,9 8317,900 100,0 8317,900 100,0
расли молочного скотоводства на
срок до 15 лет
Продолжение таблицы 1
Предусмотрено бюджетом тыс. руб. Перечислено
Направление финансирования Всего в т.ч. в рамках федеральной Госпрограммы Всего в т.ч. в рамках федеральной Госпрограммы
тыс.руб. % выполнения тыс.руб. % выполнения
Субсидии на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам с/х страхования в области животноводства 463,0 463,0 462,882 100,0 462,882 100,0
Субсидии на компенсацию части затрат на содержание племенного маточного поголовья с/х животных, племенных быков-производителей и племенных рогачей маралов 31865,1 31865,1 31865,016 100,0 31865,016 100,0
Развитие мясного скотоводства 43003,8 1962,0 43003,780 100,0 1962,000 100,0
3 Субсидии на компенсацию части затрат на содержание племенного маточного поголовья КРС мясного направления, быков-производителей мясного направления 1962,0 1962,0 1962,000 100,0 1962,000 100,0
4 Техническая и технологическая модернизация 1369281,0 0,0 1368293,193 99,9 0,000 0,0
5 Поддержка малых форм хозяйствования 128305,7 58840,1 128258,9 100,0 58794,040 99,9
Гранты начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, и (или) единовременная помощь начинающим фермерам на бытовое обустройство 23265,0 23265,0 23265,000 100,0 23265,000 100,0
Гранты крестьянским (фермерским) хозяйствам на развитие семейных животноводческих ферм 32000,0 32000,0 32000,000 100,0 32000,000 100,0
Субсидии на возмещение части затрат при оформлении в собственность используемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения 5,0 5,0 4,970 99,4 4,970 99,4
Субсидии на возмещение части процентных ставок по кредитам (займам), полученным на развитие малых форм хозяйствования 3570,1 3570,1 3524,070 98,7 3524,070 98,7
6 Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса края 64267,8 0,0 64036,314 99,6 0,000 0,0
Устойчивое развитие сельских территорий 216392,7 174761,8 213035,390 98,4 171404,529 98,1
7 Субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилого помещения 30276,3 30276,3 26919,080 88,9 26919,080 88,9
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе, либо изъявившим желание постоянно проживать в сельской местности и работать там 122363,0 122363,0 122362,985 100,0 122362,985 100,0
Экономика и право
Новый университет ISSN 2221-7347
Окончание таблицы 1
Направление финансирования Предусмотрено бюджетом тыс. руб. Перечислено
Всего в т.ч. в рамках федеральной Госпрограммы Всего в т.ч. в рамках федеральной Госпрограммы
тыс.руб. % выполнения тыс.руб. % выполнения
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам, постоянно проживающим и осуществляющим трудовую деятельность по основному месту работы в сельской местности 22122,5 22122,5 22122,464 100,0 22122,464 100,0
Итого: 3204562,3 1173383,1 3176890,445 99,1 1169515,662 99,7
Также на основе изучения динамики аграрной сферы региона и диагностики состояния инвестиционного процесса на современном этапе установлены институциональные и экономические причины неэффективного использования инвестиционных ресурсов в этой сфере. В частности, выявлен факт и произведена оценка последствий дефицита инвестиций как фактора, сдерживающего рост сельскохозяйственного производства региона, которые предопределили выявление необходимого объема инвестиций с использованием метода приведения к эталону. В качестве эталонного года был выбран 1985 г., характеризующийся достаточным уровнем инвестиций. Основные показатели этого года, принятые в качестве базы сравнения с современным периодом, были таковы: посевная площадь составляла 3969,4 тыс. га; поголовье крупного рогатого скота- 2085,6 тыс. гол., из них коровы - 618,4; свиней - 3129,1 тыс. гол.; валовой сбор зерна (без зернобобовых) - 9769,8 тыс. т; надои молока от одной коровы - 2065,5 л в год; объемы внесения удобрений: минеральных - 166,9 кг/га, органических - 5,4 т/га. Причем принятый в качестве эталона год не был рекордным по задействованному ресурсному потенциалу. Так, посевные площади в 1984 г. были больше на 7%. Для обеспечения корректности сравнений были выбраны те же натуральные показатели 2015 г., что и в 1985 г.
91823,3
4856,5
90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000
Инвестиции в основной капитал края, всего
включая, сельское растениеводство животноводство хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, в этом циглр:
Рис. 1. Распределение средств, инвестированных в сельскохозяйственные предприятия Краснодарского края в 2015 г.
Важную роль в инвестиционном процессе играют региональные банки, чем филиалы крупных столичных банков, и имеют возможность активизировать инвестиционную политику, в частности, предоставляя инвестресурсы в форме синдицированного кредитования, а также путем создания региональных инвестиционных ассоциаций (по примеру Центрального федерального округа) и образования банковских синдикатов. Привлечение средств коммерческих
банков целесообразно осуществлять через агроинвестиционную компанию, что позволит обеспечить надежность вкладов.
Инвестиционная активность развития аграрной сферы предполагает, и соответствующие изменения в социальной инфраструктуре села, повышение уровня социально-бытового обустройства сельских населенных пунктов. Решить эти задачи за счет собственных источников сельскохозяйственных предприятий не представляется возможным. В формате приоритетных национальных проектов необходима разработка и реализация самостоятельной инвестиционной программы по укреплению и наращиванию потенциала социальной инфраструктуры и социально-бытовому устройству села с использованием как государственных, так и местных бюджетных ресурсов и частных источников инвестирования.
В заключении следует сказать, что жизнеспособность и процветание любой социально-экономической системы в значительной степени зависит от рациональной инвестиционной политики. Эта политика затратная и рискованная по определению. Инвестиционная деятельность - важная и сложная проблема, которую невозможно полностью показать и раскрыть всю ее сущность в одной работе, но которая очень важна для развития экономики как внутри страны, так и на мировом уровне: достаток завтрашнего дня создаётся сегодняшними инвестициями.
Библиографический список
[1] Электронный ресурс http: // www.investkuban.ru/
[2] Электронный ресурс economy.krasnodar.ru
[3] Агеенко А.А. Методологические подходы к оценке инвестиционной привлекательности отраслей экономики региона и отдельных хозяйствующих субъектов // Вопр. статистики. - 2003. - № 6.
[4] Закон Краснодарского края от 2 июля 2004 г. N 731-K3 «О стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае».(ред. от 03.07.2012 г. № 2531-K3)
***
UDC 338.4
A.E. Budnitskaya, O.E. Kolyada, A.R. Kotsyuruba
INVESTMENT DEVELOPMENT OF AGRICULTURE ON THE EXAMPLE OF KRASNODAR REGION
The article considers the investment policy of the Krasnodar territory and the main directions of state support of investors the regional legislation. Devotes significant attention to the volume of production in the study area.
Keywords: investment policy, agricultural production, recreational sector, agriculture, investment climate, investment tax credit.