Научная статья на тему 'Инвестиционное проектирование на современном предприятии перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса Удмуртии'

Инвестиционное проектирование на современном предприятии перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса Удмуртии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБОРУДОВАНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / АПК / РЕСУРС / БАЗА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухина И. А., Рысьев Е. В.

На основе анализа теоретических источников нами выявлено, что наиболее перспективным направлением обоснования развития производства, его модернизации и переоборудования на предприятиях АПК является применение методов инвестиционного проектирования. Выявлены условия хозяйствования, современное состояние эффективности ресурсной базы объекта исследования. Представлено подробное обоснование инвестиционного проекта модернизации оборудования с учетом привлечения финансовых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционное проектирование на современном предприятии перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса Удмуртии»

ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТИИ

И. А. МУХИНА, кандидат экономических наук, доцент

Е. В. РЫСЬЕВ Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

Пищевая и перерабатывающая промышленность России — одна из стратегических отраслей экономики, призванная обеспечивать устойчивое снабжение населения необходимыми качественными продуктами питания.

В переходный период созданы предпосылки для кардинальной модернизации технической базы хлебопечения, повышения пищевой ценности и вкусовых достоинств хлеба. В настоящее время хлебозаводы имеют возможность приобретать любые виды сырья, материалов, пищевых добавок, улуч-шителей; располагают хорошо подготовленными кадрами руководителей, специалистов, рабочих. Однако при этом организации хлебопекарной отрасли сталкиваются с серьезными проблемами, тормозящими их развитие. В первую очередь это высокие темпы роста стоимости сырьевых ресурсов, энергоносителей, дороговизна оборудования, приводящие к увеличению себестоимости выпускаемой продукции.

Стратегическим потенциалом успешного решения накопившихся в отрасли воспроизводственных проблем развития является повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, осуществление которых возможно только при условии ускоренного перехода на инновационно-инвестиционный путь развития. Главными источниками инвестиций должны стать собственные доходы, а также привлеченные средства инвесторов и кредиторов, готовых расширить свою нишу участия в российском бизнесе. Для этого надо иметь развернутый план развития предприятия, производства и реализации продукции и услуг, план получения и освоения инвестиций, сроков и

порядка возврата полученных кредитов или выплат дивидендов будущим акционерам.

Все перечисленные проблемы актуальны и для ОАО «Воткинский хлебокомбинат». Данная организация вот уже на протяжении 74 лет является главным производителем хлебобулочных изделий в г. Воткинске. На протяжении всей хозяйственной деятельности производство данной организации является рентабельным. В связи с опережающими темпами роста стоимости сырья над стоимостью реализуемой продукции в последние годы положение дел существенно ухудшилось.

Для обеспечения конкурентоспособности продукции необходимо постоянно совершенствовать технологию производства, снижать себестоимость продукции. В 2008 г. перед организацией встает первоочередная задача — модернизация оборудования основного производства (хлебной линии). По состоянию на 01.04.2008 износ оборудования хлебобулочного цеха составил 87 %. При таком износе возрастают затраты на ремонт и техническое обслуживание, происходят срывы поставок из-за поломки оборудования. Отсутствует система формирования накопления для вложений в расширение производства. Назрела необходимость скорейшей модернизации оборудования основного производства за счет привлечения заемных средств. С целью получения кредита нами проведено исследование по обоснованию и разработке инвестиционного проекта. В ходе проведенного исследования нами получены основные результаты.

1. На основе анализа теоретических источников нами выявлено, что наиболее перспективным направлением обоснования развития производства, его

модернизации и переоборудования на предприятиях агропромышленного комплекса (АПК) является применение методов инвестиционного проектирования.

В настоящее время повышается активность инвестиционного рынка в аграрной сфере. Для привлечения средств необходимо убедить потенциальных инвесторов в том, что они получат желаемый уровень дохода от вложенных средств с наименьшим риском. Инвестиционный проект—документ, позволяющий обосновывать и оценивать возможности внедрения мероприятия, определять доходы и расходы, рассчитывать поток реальных денег, анализировать безубыточность, окупаемость и другие показатели. При анализе работ различных авторов мы не заметили существенной разницы в предлагаемых ими методах составления бизнес-плана.

В своих работах В. А. Иванов и А. М. Дыбов опираются на концепцию обоснования инвестиционных проектов, разработанную ЮНИДО — Международной специализированной организацией ООН по промышленному развитию. Этим же документом при разработке бизнес-плана руководствуется и В. М. Попов [3, 5].

Международные методики и методы проектного анализа и разработки проектов, разработанные Всемирным банком и адаптированные к условиям государств — участников СНГ, в своих работах описывает Е. Е. Румянцева. Но все перечисленные авторы сходятся в одном: единого бизнес-плана не может существовать, обязательно необходимы конкретизация и адаптация предлагаемых ими структур для конкретного предприятия [6].

В силу рыночных отношений в современной экономике страны в комплексной оценке инвестиционного проекта главную, определяющую роль играет экономическая оценка эффективности инвестирования, которая представляет экономическую категорию, отражающую соответствие проекта целям и интересам его участников.

В 1994 г. появились «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденные совместным постановлением Госстроя России, Минэкономики России, Минфина России и Госкомпрома России от 31.03.1994 № 7-12/47, а в 1996 г. было издано практическое пособие «Как рассчитать эффективность. Расчет с комментарием» [7]. Методики, рассмотренные в этих работах, представляют собой результат восприятия зарубежного опыта, накопленного в области анализа инвестиционных проектов. В «Методических рекомендациях...» были предприняты первые попытки

адаптировать сложившийся в мировой практике подход к проектному анализу для условий российской экономики в период перехода к рынку.

Эти попытки продолжены во второй редакции «Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов», утвержденных совместным постановлением Минэкономики России, Минфина России, Госстроя России от 21.07.1999 № ВК 477 [8]. Не все экономисты одобряют принципы оценки эффективности инвестиционных проектов, согласно указанным документам. Экономист И. Бланк сформулировал основные базовые принципы оценки эффективности инвестиционных проектов следующим образом:

1) принцип сопоставления объема инвестиционного капитала (прямого и возвратного потоков);

2) принцип учета всей совокупности используемых ресурсов, связанных с реализацией всего проекта;

3) принцип оценки возврата инвестиционного капитала на основе показателя чистого денежного потока;

4) принцип приведения сумм инвестиционных затрат и чистого денежного потока к настоящей стоимости;

5) принцип выбора дифференцированной дисконтной ставки для различных инвестиционных проектов [4].

Бизнес-планирование и лежащий в его основе проектный анализ в силу многочисленных математических и аналитических расчетов требуют использования компьютерных моделей. Среди программных средств бизнес-планирования наибольшее распространение получил пакет «Project Expert». Он является автоматизированной системой планирования и анализа эффективности инвестиционных проектов на базе имитационной модели денежных потоков. Разработчик пакета компания «Про-Инвест Консалтинг» длительное время является участником рынка программных продуктов в области экономики и финансов. «Project Expert» назван лучшим программным продуктом для бизнес-планирования. Используемые в системе методы соответствуют «Методическим рекомендациям по оценке эффективности инвестиционных проектов и отбору их для финансирования», утвержденным Госстроем, Министерством экономики, Министерством финансов и Госкомпромом России 31.03.1994, а расчет показателей эффективности также осуществляется в соответствии с требованиями методики ЮНИДО.

2. Нами проведен анализ правового статуса, условий хозяйствования, эффективность ресурсной базы и результаты деятельности организации за последние 5лет. Отразим некоторые моменты.

Хлебокомбинат состоит из двух территориально обособленных хлебозаводов, на территории которых расположены, кроме основного производства, транспортный цех, складские помещения, центральная лаборатория, механическая мастерская, администрация предприятия, экспедиция. На хлебозаводе №2 находится экспедиция и основное производство по кондитерским и булочным изделиям.

На предприятии продукция производится 23 ч в сутки. Один час отводится на профилактические работы. В дневное время производятся сушки и баранки, а ночью — хлебобулочные изделия.

В цехе по выпуску хлеба, булок, сухарей и бараночных изделий установлены три печи с расстоеч-ными шкафами. Мощность одной печи позволяет выпускать до 10 т хлебобулочных изделий в сутки. Кроме печей в цехе установлены: делительно-за-каточные машины по производству бараночных изделий, делители хлеба и булок, машины для резки сухаря, мукопросеиватели, тестомесы. Производство механизировано на 70 %. Механизированы такие участки, как просеивание муки, замес теста, выгрузка и разделка теста на тестовые заготовки установленной массы, выгрузка хлеба на круг, нарезка сухаря и пр.

За качеством выпускаемой продукции постоянно осуществляет контроль собственная лаборатория. Новые виды продукции разрабатываются в лаборатории, расположенной на хлебозаводе № 2.

За анализируемый период наблюдается устойчивый рост валового выпуска продукции. В 2007 г. по сравнению с 2003 г. объемы производства увеличились на 70 925,7 тыс. руб. (или на 98 %). Вслед за ростом объемов производства увеличиваются себестоимость продукции и сумма денежной выручки. Рост денежной выручки 2006 г. относительно аналогичного показателя 2005 г. составил 40,3 %. Данное приращение вызвано, прежде всего, торговой деятельностью магазина.

На период с 2003 по 2005 г. наблюдаются незначительные изменения стоимости основных фондов, обусловленные текущей деятельностью организации и необходимостью частичной замены оборудования. В 2006 г. в ходе модернизации оборудования хлебозавода №2 стоимость основных фондов увеличилась на 17 986 тыс. руб. (или на 119 %). В результате приобретения зданий под магазины

в 2006 г. стоимость основных фондов организации возросла еще на 26 962 тыс. руб. Общий прирост стоимости основных фондов за 5 рассматриваемых лет составил 47 113 тыс. руб. (315,1 %).

В связи с ростом объемов производства наблюдается и увеличение стоимости оборотных средств (23 610 тыс. руб. за 5 лет). В 2006 г. наблюдается некоторое снижение оборотных средств относительно рассматриваемого показателя 2005 г. Данное обстоятельство явилось следствием отказа от производства макаронных изделий в 2006 г.

Среднегодовая численность работников организации за рассматриваемый период увеличивается, что вызвано расширением производства, изменениями структуры управления организации и открытием розничной сети и привело к увеличению затрат труда в целом по организации.

Производственная деятельность ОАО «Вот-кинский хлебокомбинат» является рентабельной, однако за рассматриваемый период значительно сокращается доля собственных средств в общей стоимости имущества. В 2003 г. коэффициент автономии составлял 0,5, что составляло норму для данного показателя. К концу 2006 г. доля заемных средств увеличилась до 91 %. Деятельность организации более чем на 9/10 обеспечена за счет заемных средств. Исходя из этого, можно сделать вывод о крайне шатком положении ОАО «Воткинский хлебокомбинат».

3. Разработан инвестиционный проект модернизации оборудования хлебозавода №1 ОАО «Воткинский хлебокомбинат» (г. Воткинск Удмуртской Республики).

Целями нашего инвестиционного проекта являются:

1) модернизация производства «пшеничного» и «дарницкого» хлеба с помощью приобретения комплекса оборудования;

2) увеличение объемов производства продукции в сравнении с существующим уровнем для обеспечения потребностей в хлебе г. Воткинска;

3) получение прибыли организацией и накопление чистой прибыли для дальнейшего развития организации.

Для осуществления нашей идеи и начала производства требуется провести мероприятия, представленные в инвестиционном плане (табл. 1).

Для осуществления намеченных мероприятий предполагается привлечение целой кредитной линии. На первоначальном этапе денежные средства берутся на приобретение оборудования и закуп сырья и материалов. В начале 2010 г. вновь пред-

Таблица 1

Инвестиционный план

Этап Начало Окончание Стоимость этапа, руб. Форма оплаты

Демонтаж старого оборудования 01.07.2009 10.07.2009 0 —

Приобретение оборудования 01.07.2009 14.07.2009 11 500 000 Разовый платеж

Монтаж оборудования и пусконаладочные работы 15.07.2009 31.07.2009 0 -

Производство продукции 01.08.2009 - - -

полагается краткосрочное привлечение средств для погашения задолженности перед бюджетом по выплате налогов.

Факторы риска — изменение налогового и банковского законодательства, резкий спад доходности населения (падение спроса), форс-мажорные обстоятельства, связанные с изменением экономической ситуации в стране в целом.

Таким образом, мы видим, что наш проект выгоден для данной организации, и после его реализации возможно значительно увеличить прибыль и расширить производство в дальнейшем, внедрять новые технологические линии и разрабатывать новые идеи и проекты для выхода из сложившейся затруднительной ситуации. Внедрение же данного проекта поможет повысить платежеспособность организации и рассчитаться со своими кредиторами.

С целью подготовки проекта повышения производственной мощности организации в феврале 2008 г. было проведено маркетинговое исследование хлебного рынка г. Воткинска с помощью анкетирования покупателей в магазинах города. В опросе приняли участие 300 респондентов в возрасте от 15 до 75 лет.

Главными задачами проведенного исследования служили:

• определение возможного объема реализации хлеба пшеничного и дарницкого;

• выявление предпочтений потребителей в производителе хлебобулочной продукции;

• определение оптимального графика поставки продукции в магазины в течение дня;

• сбор информации о качестве продукции ОАО «Воткинский хлебокомбинат» с точки зрения потребителей.

Проведенное исследование показало, что хлеб пшеничный производства ОАО «Воткинский хлебокомбинат» приобретают 47,75 % жителей города, хлеб дарницкий — 15,8 %. Остальные покупатели приобретают хлеб иных производителей.

Основные конкуренты в г. Воткинске: МУП «Лакомка», ООО «Ирина», ООО «Нива», ЧП На-зиров, ЧП Духнов.

По сравнению с нашими конкурентами ОАО «Воткинский хлебокомбинат» имеет следующие конкурентные преимущества:

1) вся продукция, производимая на ОАО «Вот-кинский хлебокомбинат», сертифицирована до 2012 гг. Готовая продукция, полуфабрикаты и сырье проходят контроль в своей аттестованной химической лаборатории на всех стадиях производства, а это гарантирует высокое качество продукции. Применение промышленного пищевого оборудования позволяет производить высококачественные полуфабрикаты и готовую продукцию в большом ассортименте. Регулярное посещение технологами семинаров повышения квалификации позволяет применять современные сырье и технологии при разработке и производстве новых видов продукции;

2) в 2005 и 2006 гг. были налажены долгосрочные партнерские отношения с производителями и поставщиками сырья, муки, упаковочных материалов;

3) наличие собственного транспортного цеха, состоящего из 23 хлебных фургонов, позволяет снизить транспортные расходы по доставке готовой продукции и сырья более чем в 2,5 раза по сравнению с наемным транспортом, а также позволяет обеспечивать своевременную доставку хлебобулочной продукции в торговую сеть.

Все перечисленные преимущества позволяют поставлять на рынок г. Воткинска продукцию не только высокого качества, но и по более низким ценам.

На основании данных Минздравсоцразвития, объем потребления хлебобулочных изделий на 1 чел. в год составляет 133,7 кг. Среднесуточный объем потребления при этом равен 0,366 кг. Из данного объема на хлеб приходится около 0,2 кг. При численности жителей города Воткинска 95 000 чел. суточный объем потребления хлеба в городе равен 19 000 кг. Но из результатов анкетирования следует, что только 55 % населения города ежедневно приобретают белый хлеб, а это составляет 10 450 кг в сутки. 18,75 % покупателей приобретают пшеничный хлеб через 1 день, что в среднем составляет 1 959 кг, 23,4 % покупателей ежедневно приобрета-

ют только ржаной хлеб. Из этого следует, что ежедневное потребление пшеничного хлеба составляет 11 430 кг. И из общего количества покупаемого хлеба хлеб пшеничный «Воткинского хлебокомбината» приобретает 47,75 % населения, или 5 921кг (9 900 буханок), а хлеб дарницкий — 15,8 %, или 3 002 кг (5 000 буханок). Полученные результаты показали, что реальные объемы сбыта продукции могут быть значительно увеличены лишь за счет повышения объемов производства, т. е. в настоящее время организация выпускает недостаточное количество хлеба, теряя тем самым своих потребителей и часть прибыли. Для обеспечения потребностей города Воткинска предполагается повысить объемы производства до 9 400 буханок пшеничного хлеба и 4 500 буханок дарницкого. Этим мы сохраним значительную часть своих потребителей и будем застрахованы от возможных изменений предпочтения потребителей.

Для выхода на рынок г. Ижевска уже проведены переговоры и заключены договора с владельцами крупных торговых сетей, произведена оплата за предоставление торговых полок. Одним из необходимых условий выхода на рассматриваемый рынок было обязательное упаковывание и штрих-кодирование всей поставляемой продукции, что и было в полном объеме сделано. Уже более года в г. Ижевске работают торговые представители ОАО «Воткин-ский хлебокомбинат», которые отслеживают наличие нашей продукции в магазинах. По оценкам отдела маркетинга, ежедневный объем реализации пшеничного хлеба за пределами г. Воткинска может составлять 1 500—2 000 тысячи буханок в день, хлеба дарницкого — 1 000—1 500 буханок.

Нашим проектом предполагается, что ежедневный объем производства хлеба пшеничного должен составлять не менее 10 900 буханок (6 540 кг), а хлеба дарницкого — 5 900 буханок (3 540 кг). При заданных объемах мы можем удовлетворить потребности покупателей г. Воткинска и Удмуртской Республики. Расчетная величина объемов производства несколько ниже вероятного объема реализации. Это, прежде всего, сделано с целью страхования производства от возвратов продукции. Новые рынки требуют некоторого времени на их освоение и формирование имиджа предприятия у покупателей. Планируемое к покупке оборудование позволяет в дальнейшем увеличить объемы производства без дополнительных затрат.

Для реализации мероприятий по модернизации производства необходимо было провести комплексный анализ технического состояния установленного

оборудования. С этой целью в марте 2008 г. была создана комиссия, состоящая из технического директора, главного механика и заведующего производством ОАО «Воткинский хлебокомбинат». Перед созданной комиссией стояла задача определения списка оборудования, требующего замены в первую очередь. При работе комиссии было выявлено, что, прежде всего, необходимо провести замену печей, тестоделителей и мучной линии. Для определения поставщика оборудования был проведен мониторинг цен (табл. 2) и соответствие технических характеристик возможностям установки на предприятии; определены предполагаемые объемы реализации продукции (табл. 3)

При анализе рынка было выявлено, что для условий производства нашей организации подойдет лишь мучная линия, поставляемая фирмой «Агро 3».

На хлебной линии ОАО «Воткинский хлебокомбинат» установлены тестоделители марки А2-ХТН, современным аналогом которых является тестоделитель «Восход ТД2». Печи ФТЛ 2 могут быть заменены печами Шебекинского машиностроительного завода марками Г4-ХПФ-16, Г4-ХПФ-21, Г4-ХПФ-21М.

Указанная стоимость включает стоимость доставки, монтажа и пуско-наладочных работ, т. е., это фактически полная первоначальная стоимость.

Амортизационный период данного оборудования, как уже говорилось ранее, составляет 100 месяцев, начисление амортизации осуществляется линейным методом.

Производство хлеба — оперативный процесс. Хлеб, произведенный утром, в тот же день, согласно ГОСТа, должен реализоваться. Поэтому начало продаж хлеба, произведенного на новом оборудовании, начнется на следующий день, после окончания пуско-наладочных работ.

Таблица 2

Стоимость приобретаемого оборудования

Марка оборудования Число Стоимость, руб.

Мучная линия 2 1 700 000

Тестоделитель ТД2 2 1 200 000

Печь ХПФ 21М 2 9 600 000

Итого: - 11 500 000

Таблица 3

Предполагаемые объемы реализации продукции, т

Продукт 07.12.2008 2009 г. 2010 г. 01.06.2011

Хлеб пшеничный 985,00 2 400,00 2 400,00 1 200,00

Хлеб дарницкий 530,00 1 280,00 1 280,00 640,00

Для производства каждого вида продукции необходимо сырье. На основе установленных ГОСТов на производство хлеба пшеничного и хлеба дарницкого были разработаны рецептуры, отражающие нормы расхода сырья на 1 т продукции. На основании данных рецептур было определено необходимое для производства сырье. Так как ОАО «Воткинский хлебокомбинат» уже очень давно производит хлебобулочные изделия, то проблем с поставками сырья не наблюдается. Организация работает с надежными и проверенными поставщиками на основе долгосрочных договоров поставки. Поэтому стоимость сырья известна на момент проекта достаточно точно. Затраты на оплату труда формируются согласно Положению об оплате труда работников основного производства ОАО «Воткинский хлебокомбинат». В рассматриваемой организации применяется сдельно-премиальная система оплаты труда. Для работников основного производства установлены бригадные сдельные расценки на производство каждого вида продукции. Расчет сдельных расценок проводился на основе установленных норм выработки 1 бригадой и планового фонда оплаты труда для данной бригады. Размер премии при условии выполнения плана составляет 125 %. При внедрении нового оборудования предполагается повышение производительности труда работников. Но, к сожалению, невозможно точно определить на настоящий момент размер увеличения производительности, к тому же не стоит забывать о том, что необходимо время для освоения новой техники. Поэтому в проекте величина сдельной оплаты труда будет рассчитана исходя из установленных на данный момент норм выработки. В цехе, где предполагается модернизация, установлены 3 печи: одна для производства хлеба пшеничного, одна печь для производства хлеба дарницкого и одна печь для производства булочных изделий. Бригады сформированы таким образом, чтобы в течение смены процесс производства шел непрерывно на всех участках. При такой организации труда каждый работник может быть задействован в течение смены в процессе производства нескольких видов продукции. Так как невозможно точно и правильно выделить число и категории работников, занятых на производстве отдельного вида продукции, поэтому применяется бригадная норма выработки на каждый вид продукции.

Расчет сдельных расценок был произведен исходя из действующего Положения об оплате труда и установленных норм выработки. Сдельная расцен-

ка за производство 1 т продукции составила 418,46 руб. Остальные статьи и элементы затрат были сформированы на сновании текущих отчетных документов. Себестоимость производства хлеба в результате сокращения капитальных затрат снизилась (на 0,56 руб. в расчете на 1 буханку, или на 405 руб. в расчете на 1 т), что даст дополнительную прибыль при реализации данного проекта.

Показатели финансово-хозяйственной деятельности за 2007 г. явно демонстрируют, что для реализации данного проекта организация вынуждена будет прибегнуть к заемным средствам. Предполагается взять кредит в Сберегательном банке РФ под 13 % годовых с ежемесячным гашением.

Необходимая сумма кредита была подобрана с помощью программы «Project Expert». Результаты подбора суммы кредита с заданными условиями, сроки их предоставления и динамика сумм гашения процентов по ним представлены в табл. 4.

Таблица 4

Выплата кредита, руб.

Средства Год

2008 2009 2010

Инвестиционные средства 11 980 083,06 — 764 125,51

Изъятие средства 2 038 409,94 6 838 525,26 3 867 273,37

Проценты по кредиту 719 319,1 865 999,53 127 574,14

Необходимо отметить, что общая сумма кредита берется частями, с учетом потребности в привлеченных ресурсах в определенный период. Первоначально кредит берется на приобретение оборудования, через месяц — на закупку сырья и материалов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключительным этапом финансового плана является рассмотрение отчета о прибылях и убытках, аналитического баланса и основных показателей эффективности инвестиционного проекта.

Согласно отчету о прибылях и убытках за весь рассматриваемый период проекта организация получает стабильную прибыль. При этом наблюдается рост данного показателя с течением времени (в 2010 г. сумма прибыли в 1,41 раза превышает аналогичный показатель 2007 г.).

При анализе рассматриваемого проекта ставка дисконтирования была установлена равной 18 % годовых. Это значение определяет альтернативную доходность вложений предполагаемого инвестора.

Внутренняя норма доходности (IRR) — это коэффициент дисконтирования, при котором NPV проекта равен нулю; иначе — это нижний гарантированный уровень прибыльности инвес-

тиционного проекта; максимальная ставка платы за привлекаемые источники финансирования, при котором он остается безубыточным; предельный уровень доходности инвестиций.

Индекс доходности (Р1) — это показатель, позволяющий определить, в какой мере возрастут собственные средства организации в расчете на одну денежную единицу инвестиций. Метод расчета данного показателя является как бы продолжением метода расчета чистой текущей стоимости. Но в отличие от показателя NPV индекс доходности является величиной относительной.

Если Р1 > 1, реализация проекта целесообразна, причем, чем больше Р1 превышает единицу, тем больше инвестиционная привлекательность. Индекс доходности, выступая как показатель абсолютной приемлемости инвестиций, в то же время предоставляет возможность для исследования инвестиционного проекта еще в двух аспектах: с его помощью можно определить меру устойчивости проекта и ранжировать различные инвестиции с точки зрения их привлекательности. Кумулятивный (определенный нарастающим итогом по годам проекта) денежный поток по мере инвестирования нарастает по абсолютной величине как отток денежных средств, с момента получения доходов кумулятивный отток снижается, и в определенной временной точке величина нарастающего потока становится равной нулю. Этот период и называется сроком окупаемости.

Период расчета интегральных показателей — 36 мес. Срок окупаемости вложенных средств составляет 2 года без учета ставки дисконтирования и 26 мес. с ней. Индекс прибыльности 1,44, что выше минимально необходимого значения, равного единице. Внутренняя норма рентабельности составляет 72,89 %. Величина чистого приведенного дохода весьма значительная — 5 296 тыс. руб. Практика показывает, что наиболее правдоподобными являются проекты, рассчитанные на срок не более трех лет. Наш инвестиционный проект фактически может полностью себя окупить практически за 2

года, следовательно, возрастает степень доверия к полученным результатам.

Таким образом, при реализации намеченных мероприятий ОАО «Воткинский хлебокомбинат» обеспечит для себя желаемую сумму прибыли, которая поможет организации выйти из сложившейся затруднительной ситуации и повысит ее платежеспособность. В ходе рассмотренной возможной модернизации предполагается выход на новые рынки сбыта продукции, что может принести дополнительную, не учтенную в рассматриваемом проекте сумму прибыли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГОСТ 26983—86. Хлебобулочные изделия. Технические условия. Издание официальное — М.: ИПК издательство стандартов. — 1997.

2. ГОСТ 27842—88. Хлебобулочные изделия. Технические условия. Издание официальное — М.: ИПК издательство стандартов. — 1997.

3. Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Попова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика. — 1997. — 418 с.

4. Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента. — СПб.: Ника-Центр, 2001. — 354 с.

5. Иванов В. А., Дыбов А. М. Экономика инвестиционных проектов: Учебное пособие. — Ижевск: Институт экономики и управления УдГУ. 2000. — 534 с.

6. Инвестиции и бизнес-проекты: Учеб. -практ. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / Е. Е. Румянцева. — Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент. 2001. — 347 с.

7. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. — М.: Экономика. — 1995.

8. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. — М.: Экономика. — 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.