РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 330.322.2; 656 (470.45)
Инвестиционное обеспечение деятельности транспортной инфраструктуры региона на примере Астрахани, Волжского, Волгограда
Говорухина Д.А., Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет
Ключевые слова: инфраструктура, транспорт, инвестиционное обеспечение, инвестиционная привлекательность, стратегия развития.
В статье рассматривается инвестиционное обеспечение деятельности транспортной инфраструктуры региона, представлен анализ инвестиционного развития региона на примере Астрахани, городского округа - города Волжского и Волгограда.
Investment ensuring activity of transport infrastructure of the region on the example of Astrakhan, Volzhsky, Volgograd
Govorukhina D.A., Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering
Keywords: infrastructure, transport, investment providing, development strategy, investment appeal.
In the article research investment ensuring activity of transport infrastructure of the region is considered, the analysis of investment development of the region on the example of Astrakhan, the city district - the city Volzhsky and Volgograd is submitted.
Государственная инвестиционная политика является ведущим инструментом регулирования структурных изменений в промышленности и народном хозяйстве в целом. Стратегическое положение Южного федерального округа (ЮФО) для обеспечения геостратегических и экономических интересов России вызывают необходимость совершенствования институционально-инструментального обеспечения инвестиционной политики на Юге России [1].
Проблема модернизации экономики России не может быть решена только за счет увеличения масштабов государственного инвестирования без создания новых инструментов инвестиционной политики и институтов, оперирующих этими инструментами. В современных условиях инвестиционная политика должна соответ-
ствовать экономическим и политическим реалиям, особенно это касается ЮФО, со своей спецификой формальных и неформальных социальных институтов.
В связи с этим, очень важной предоставляется задача разработки концепции инвестиционной политики в территориально-функциональных образованиях (округах), позволяющей создать новое правовое поле, в свою очередь дающее возможность провести широкие институциональные преобразования, и на этой основе скорректировать государственную инвестиционную политику и создание условий для инвестиционной привлекательности Юга России. Как правило, эти условия создаются институтами, а система институционального обеспечения инвестиционной деятельности призвана обеспечивать эффективное привлечение, мобилизацию и аккумуляцию инвестиционных ресурсов и их направление в наиболее социально и экономически эффективные инвестиционные проекты.
Формирование приоритетов инвестиционной политики на уровне региона опирается, с одной стороны, на принципы и приоритеты государственной экономической и, в том числе, инвестиционной политики, с другой стороны, на особенности развития региона как обладающей особенностями территориальной социально-экономической подсистемы. То есть на региональном уровне государственная инвестиционная политика, базируясь на единых принципах, гибко адаптируется к специфике региона с учетом системы задач и приоритетов, институционального обеспечения ее формирования и реализации, особенностей мер и инструментов инвестиционной политики в конкретном территориальном образовании.
Направлениями совершенствования системы институционального обеспечения государственной инвестиционной политики в России в территориальных социально-экономических подсистемах России являются: создание институциональных предпосылок, ограничивающих вмешательство государства в хозяйственную деятельность; проведение эволюционной реформы экономических институтов, основанной на определении принципов построения системы институционального обеспечения государственной инвестиционной политики в России и ее территориальных социально-экономических подсистемах; создание эффективных стимулов к развитию саморегулирования как наиболее гибкого механизма регулирования с относительно низким уровнем издержек трансакций; использование формализованных и транспарентных схем регулирования и контроля инвестиционных потоков; снижение административных барьеров деловой активности.
Адаптация государственной инвестиционной политики в Южном федеральном округе, сложном по причине того, что входящие в него субъекты РФ имеют значительные различия и диспропорции в показателях уровня социально-экономического развития, предполагает выбор ограниченного числа приоритетов по критериям: доминирование в Валовый региональный продукт (ВРП) округа комплекса отраслей (топливно-энергетического, транспортно-транзитного, агропромышленного, курортно-туристического и социального комплексов, секторов «новой экономики») и потенциальный вклад в достижение общей цели (создание экономических и социальных условий для стабильного и бесконфликтного развития субъектов, расположенных на Юге России, и обеспечение геостратегических интересов России в этом регионе) и решение задач экономической политики в ЮФО и ее инвестиционной составляющей. Не рассматривая инвестиционную политику в целом, остановим внимание на отдельном ее аспекте - инвестиционном обеспечении деятельности
транспортной инфраструктуры на примере Астрахани, Волжского и Волгограда, здесь необходимо отметить следующее.
Сегодня Астрахань - это современный мегаполис, который развивается как вполне сложившийся комплекс, сочетающий выгодное геополитическое положение, развитую промышленно-экономическую зону, удобные транспортные подходы, необходимые интеллектуальные и кадровые ресурсы. Благодаря выбранной стратегии социально-экономического развития город стремительно меняет свой облик. Растут новые микрорайоны, расширяются дороги, ремонтируются и восстанавливаются мосты, памятники архитектуры и исторические фасады зданий. Самый крупный транспортный проект - транзитная магистраль непрерывного движения, которая позволит перераспределить транспортные потоки и улучшить условия безопасности движения в центральной части города, что в конечном итоге улучшит экологическую обстановку в прилегающих жилых массивах.
На протяжении последних лет особенностью инвестиционной политики Астрахани является индивидуальный подход к инвесторам, работа на привлечение стратегических партнеров в целях успешной реализации инвестиционных проектов, укрепление конкурентных позиций и повышение инвестиционной привлекательности города (рис.1). Инвестиционная привлекательность Астрахани, в свою очередь является существенным стимулом развития строительной индустрии, предпринимательства и других сфер бизнеса, что обеспечивает создание новых рабочих мест, рост товарооборота и денежных средств, поступающих в бюджет в виде налоговых платежей.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ г. АСТРАХАНИ
Строительство жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного
Реконструкция и регенерация исторической части
У V
Организация эффективной системы транспортно-логистического сервиса
Развитие девелопмента, строительство и эксплуатация объектов коммерческой и жилой недвижимости
Развитие «индустрии гостеприимства» (ресторанного, гостиничного бизнеса, сферы отдыха и развлечений, киноиндустрии)
Развитие автомобильного бизнеса посредством привлечения официальных дилеров известных мировых автомобильных марок, строительство автосалонов и центров технического обслуживания автотранспортных средств
Развитие сетевых форм организации торгового обслуживания, строительство крупноформатных торговых центров,
специализированных и узкоспециализированных магазинов различных форматов (DIY, cash&carry)
Привлечение частного бизнеса в организацию работы городского пассажирского транспорта; Модернизация и единообразие торгово-остановочных комплексов города и др.
Рис.1. Направления развития города Астрахани (составлено автором)
Администрация города Астрахани стремится создавать благоприятные условия для инвесторов, чтобы максимально облегчить им «вхождение» в город.
Это выражается, в частности, в облегчении процедуры инвестиционного процесса, сокращение сроков различных согласований и выдачи разрешений, снижении налоговых ставок и арендных платежей. За последние годы Астрахань преобразилась, сумев при этом сохранить свое историческое своеобразие, чистоту и уют площадей, парков, улиц, неповторимый стиль и уникальный архитектурный облик.
Развёрнутая Таблица 1 Цели, задачи, приоритетные направления инвестиционной политики Астрахани (составлено автором)
1.Цели инвестиционной политики города
1.1. Обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в экономику города.
1.2. Улучшение качества жизни, обеспечение более комфортных условий проживания населения.
1.3. Повышение привлекательности города для бизнеса и туризма.
2.Задачи инвестиционной политики
2.1. Формирование положительного инвестиционного имиджа города и благоприятного инвестиционного климата на его территории.
2.2. Создание и развитие законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности города.
2.3. Мобилизация инвестиционных ресурсов и обеспечение их эффективного использования путем формирования инвестиционных программ для реализации приоритетных и социально-значимых направлений развития города.
2.4. Обеспечение участия города в федеральных, региональных инвестиционных программах, национальных проектах, конкурсах на гранты в различных областях.
2.5. Обеспечение продвижения инвестиционных проектов предприятий города на российский и мировой рынки инвестиционных проектов.
2.6. Содействия предприятиям города в привлечении инвестиций.
3.Приоритетные направления инвестиционной деятельности города
3.1. Увеличение объемов производства товаров и услуг, создание новых рабочих мест, повышение качества и уровня жизни населения (формирование и строительство транспортно-логистического комплекса, создание территории комплексного развития, развитие промышленности, сферы услуг и развлечений, гостиничного бизнеса и пр.).
3.2. Создание современного логистического центра (территория Заболдинского района).
3.3. Осуществление проекта комплексной застройки жильем (территория в Забол-динском районе)
3.4. Создание новых производств, модернизация и внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных возобновляемых источников энергии в различных отраслях промышленности
3.5. Инвестиции в объекты жилищно-коммунального хозяйства города и социальную инфраструктуру города (строительство жилых микрорайонов, спортивных, оздоро-
вительных комплексов и объектов соцкультбыта).
3.6. Модернизация инженерной инфраструктуры и благоустройство города (строительство дорог, мостов коммуникаций, снос ветхого и аварийного жилья).
3.7. Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса.
3.8. Развитие транспортной инфраструктуры. Улучшение внешнего облика города.
4. Причины инвестирования в развитие Астрахани
4.1. Стратегически удачное географическое расположения города - Южный форпост России, естественный центр транзитной торговли и крупный транспортный узел на стыке Азии и Европы.
4.2. Астрахань - центр региона, что способствует сосредоточению в нем транспортных потоков, финансовых, кадровых ресурсов.
4.3. Политическая стабильность города.
4.4. Развитая промышленно-экономическая зона, финансовая инфраструктура.
4.5. Богатый научный, кадровый потенциал, образовательная база.
4.6. Высокий уровень жизни и доходов населения.
4.7. Масштабное развитие городской инфраструктуры, транспортной системы (в городе имеются все виды транспорта).
4.8. Значительные запасы углеводородного сырья.
4.9. Уникальная туристско-рекреационная зона, богатые биоресурсы.
4.10. Возможность реализации инвестиционных проектов в любой отрасли.
4.11. Система муниципального сопровождения инвестиционных проектов на всех этапах - от подписания протоколов о намерениях до сдачи объектов в эксплуатацию.
Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности города
- функционирование координационного Совета города по вопросам развития малого и среднего предпринимательства;
- сформирована инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечения ее деятельности;
- разработан стандарт деятельности администрации города по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории города Астрахани.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности города
- присвоение инвестиционному проекту статуса «особо важный проект», «инвестиционный проект, реализуемый на территории комплексного развития», «социальный инвестиционный проект»;
- предоставление бюджетных инвестиций; - предоставление субсидий из бюджета Астраханской области;
- предоставление государственных гарантий Астраханской области по инвестиционным проектам;
- участие в разработке, продвижении и реализации инвестиционных проектов
Инвестиционные проекты и предложения города (на примере комплексного развития территории Заболдинского района)
Обратимся к следующему примеру - г. Волжскому. Рассматривая Волжский, необходимо отметить, что городской округ является стабильно развивающимся крупным промышленным, научным и культурным центром Нижнего Поволжья с населением 327,2 тысяч человек. Город имеет выгодное географическое положение на пересечении международных транспортных потоков в направлениях «Север-Юг» и «Запад-Восток», что обеспечивает внутренние, межрегиональные, внешнеторговые и транзитные связи (табл. 2).
Здесь сходятся водный, железнодорожный и автомобильный транспортные пути. Волжский речной порт с двумя причалами (пассажирский и грузовой) принимает суда «река-море» и связывает город с Азово-черноморским и Средиземноморским бассейнами, с Каспийским и Балтийским морями. Железнодорожная линия, проходящая через Волжский, связывает Россию и Среднюю Азию.
В городе существует двойная нумерация домов: по улицам и микрорайонам. Условно, г. Волжский разделен на две части - старую и новую, каждая из которых несет на себе отпечаток разных времен. Привлечение инвестиций и инвестиционный климат являются важнейшей составляющей социально-экономического развития территории Волжского. В современных условиях одним из приоритетов экономической политики исполнительной власти городского округа является создание условий для привлечения инвестиций и развития инвестиционного процесса на территории города.
Третий пример - г. Волгоград. Рассматривая развитие транспортной инфраструктуры и инвестиционную деятельность районов города Волгограда, в качестве примера хотелось бы, привести Городищенский муниципальный район Волгоградской области.
Волгоград является крупнейшим транспортным узлом Поволжья с развитой инфраструктурой, как внешнего железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта, так и внутригородских транспортных коммуникаций. Это позволяет рассматривать Волгоград в ряду основных опорных транспортных узлов России в системе формирующихся главных международных евроазиатских и внутрироссий-ских транспортных коридоров «Север-Юг» и «Транссиб». Решение проблем развития транспортной инфраструктуры Волгограда - одна из приоритетных задач, определяющих возможность активизации экономических, культурных и туристических связей города и улучшения качества жизни.
Развёрнутая Таблица 2
Транспортная инфраструктура и инвестиционная политика муниципального образования Волжского (составлено автором)
1.Инвестиционная деятельность города (строительство)
1.1. Основной объем инвестиций организаций города (более 60%) направлен на приобретение машин, оборудования и транспортных средств. Удельный вес собственных средств организаций в общем объеме инвестиций составляет 67,7%, привлеченных соответственно -32,3%.
2. Транспортные коммуникации
2.1. Протяженность дорог г. Волжского составляет 349,907км. Общая площадь проезжей части - 3 452,8 тыс. кв.м , в том числе грунтовых дорог - 158,1 тыс. кв.м. Протяженность сетей ливневой канализации - 71,69км., смотровые и дождеприемных колодцев - 2 793 шт. На территории города находятся 5 мостов и 2 путепровода. В
городе существует и развивается многопрофильная автомобильная сеть. Перевозки пассажиров осуществляют автобусы, маршрутные такси, трамваи.
3. Инвестиционная политика городского округа 3.1. Создание условий для привлечения инвестиций и развития инвестиционного процесса на территории города.
Нормативные правовые акты в сфере инвестиционной деятельности города
- Городское положение от 25.07.2008 № 367-ВГД «О порядке определения размера арендной платы за земли, находящиеся в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области», предусматривающее минимальное значение коэффициента дифференциации (Кдп) в зависимости от назначения объектов, применяемого при расчете арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства на период нормативного срока строительства;
- Городское положение от 08.06.2009г. № 446-ВГД «О сроках оплаты цены земельных участков при приобретении их в собственность гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в границах городского округа - город Волжский Волгоградской области», предусматривающее рассрочку по оплате приобретаемого в собственность земельного участка от 30 до 180 календарных дней в зависимости от его цены;
- Городское положение от 05.07.2010г. № 74-ВГД «О порядке предоставления муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа - город Волжский Волгоградской области, в аренду, в безвозмездное пользование, в доверительное управление, и иное пользование», предусматривающее уменьшение размера арендной платы на сумму затрат, произведенных арендатором с согласия арендодателя, на выполнение капитального ремонта основных конструкций объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности;
- Городское положение от 05.12.2007 № 274-ВГД «Генеральный план городского округа - город Волжский Волгоградской области (основные положения о территориальном планировании)», являющееся основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих правовой режим использования территориальных зон и земельных участков, определения зон инвестиционного развития, проектов планировок отдельных районов и зон города.;
- Городское положение от 15.10.2009г. № 480 -ВГД «Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области», одной из целей которого является создание условий для привлечения инвестиций , в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Конкурентные преимущества муниципального образования городского округа — «Волжский»
- свободные земельные площади, производствнные площади и помещения с коммуникациями и подъездными путями;
- высококвалифицированные кадры;
- развитая транспортная инфраструктура;
- строительные компании, владеющие современными технологиями;
- обеспечение энергоресурсами в полном объеме.
Инвестиционные предложения города Инвестиционные предложения направлены на развитие инженерной инфраструкту-
ры и транспортных коммуникаций, жилищного строительства и размещение производственных сил.
Развёрнутая Таблица 3 Развитие транспортной инфраструктуры города Волгограда
(составлено автором) 1. Основные задачи по развитию магистральной улично-дорожной сети
1.1. Организация системы трансгородских, скоростных транспортных коридоров, обеспечивающих минимально возможные затраты времени на преодоление протяженных размеров города.
1.2. Организация меридионального транспортного коридора на базе продолжения в южном направлении строительства III Продольной магистрали как магистральной дороги со скоростным режимом движения.
1.3. Включение в состав меридионального транспортного коридора II Продольной магистрали с преобразованием ее в магистраль общегородского значения с непрерывным движением транспорта.
1.4. Организация широтного транспортного коридора путем сооружения магистральной дороги с непрерывным режимом движения вдоль железнодорожной линии на связи мостового перехода через реку Волгу с федеральной автодорогой «Каспий».
1.5. Обеспечение надлежащей пропускной способности , надежности и безопасности движения транспорта и пешеходов на магистральной улично-дорожной сети.
1.6. Усиление транспортных связей в продольном направлении путем строительства и реконструкции уличной сети: продолжение на юг I Продольной магистрали (ул. Рабоче-Крестьянская - ул. Электролесовская), организация западного дублера II Продольной магистрали (ул. Московская - ул. им. Полины Осипенко, ул. им. Азиз-бекова, ул. Феодосийская), продолжение строительства в южном направлении набережной р. Волги (нулевая Продольная магистраль).
1.7. Создание с целью разгрузки магистральной сети трасс общегородского значения в поперечном направлении, обеспечивающих дополнительные транспортные связи между продольными магистралями, с обходной дорогой, подходами внешних автодорог, а также площадками нового строительства: магистраль вдоль железнодорожной линии от плотины Волжской ГЭС, дублеры пр. им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, ул. ардатовской, ул. им. Неждановой, ул. 40 лет ВЛКСМ и др.
1.8. Реконструкция существующей улично-дорожной сети с устройством дублеров по основным направлениям магистральной сети с целью увеличения ее пропускной способности.
1.9. Прокладка ряда магистральных улиц вдоль железнодорожных линий с использованием существующей улично-дорожной сети промышленно-коммунальных районов, создание единой системы магистральных улиц и дорог для пропуска основных потоков грузового автотранспорта.
1.10. Развитие сети магистральных улиц районного значения для улучшения транспортного обслуживания жилых районов Волгограда и обеспечения надлежащей плотности транспортной сети в целом и ее пешеходной доступности.
1.11. Оснащение магистральной улично-дорожной сети необходимыми транспортными сооружениями - мостами, путепроводами и транспортными развязками в раз-
ных уровнях, внеуличными пешеходными переходами.
1.12. Разгрузка центра Волгограда от легковых автомобилей путем отвода транзитного движения, создания «перехватывающих» автостоянок у въездов в центр и в Волгоград.
1.13. Очистка проезжей части улиц от неорганизованной стоянки легкового автотранспорта путем ускоренного строительства многоярусных гаражей, паркингов, в том числе и с использованием подземного пространства.
2. Мероприятия по развитию сетей массового пассажирского транспорта
2.1. Постепенное преобразование существующего скоростного трамвая в так называемое легкое метро «метротрам» с продлением его линий к Волгоградскому государственному университету и далее в Красноармейский район Волгограда.
2.2. Развитие линий обычного трамвая и троллейбуса во всех районах Волгограда.
2.3. Создание единой системы электротранспорта на базе линии легкого метро, связывающей между собой разносторонние образования сетей обычного трамвая и троллейбуса путем устройства современных, развитых и удобных пересадочных узлов.
2.4. Развитие автобусного сообщения (предусматривается организация широкой сети подвозочных маршрутов к станциям легкого метро и остановочным пунктам железной дороги, открытие новых линий, в том числе на связях с площадками нового строительства, на связях дальних районов Волгограда с общегородским центром и между собой, в частности на скоростной дороге, магистралях непрерывного движения и ряде магистральных улиц и дорог общегородского значения, предлагается организация экспрессных линий автобуса).
2.5. Усиление роли железнодорожного транспорта в освоении городских пассажирских перевозок за счет строительства новых и реконструкции существующих путей, вывода движения грузовых поездов преимущественно за пределы городской застройки, организации удобных подъездов городского транспорта к станциям и остановочным платформам.
2.6. Участие водного транспорта во внутригородских пассажирских перевозках, которое ограничивается в основном обслуживанием культурно-бытовых поездок населения, экскурсионных и прогулочных направлений.
2.7. Усиление транспортных связей между южными районами Волгограда и о. Сар-пинским путем строительства канатной дороги и устройства паромных переправ.
3. Мероприятия по совершенствованию и развитию внешнего транспорта с учетом федеральных, региональных и областных программ
3.1. Реконструкция по международным стандартам федеральных автодорог Москва-Астрахань (М-6, Каспий), Саратов-Волгоград, Волгоград-Каменск-Шахтинский, входящих в состав международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Транссиб».
3.2. Завершение строительства мостового перехода через реку Волгу, что позволит обеспечить кратчайшие и надежные транспортные связи с г. Волжским, рекреационной зоной Волго-Ахтубинской поймы и далее в сторону рп. Средняя Ахтуба с возможностью подключения к дополнительным связям с г. Астраханью.
3.3. Реконструкция территориальных автодорог и создание единой системы региональных автомагистралей Волгограда и его пригородной зоны.
3.4. Строительство пассажирских автостанций в Тракторозаводском, Советском,
Красноармейском районах Волгограда, перенос центрального автовокзала в район Разгуляевки, размещение терминалов и логистических центров грузового автомобильного транспорта на подходах к городу основных дорог и в зоне обходной автодороги.
3.5. Реконструкция железнодорожного вокзала на ст. Волгоград-1, путевого хозяйства на ст. Волгоград-11 и строительство на ней железнодорожного вокзала с организацией подъездов.
3.6. Строительство грузового речного порта в Красноармейском районе Волгограда.
3.7. Развитие объектов и реконструкция портовых территорий, обслуживающий участок внутреннего водного пути, входящих в состав международного транспортного коридора «Север-Юг».
3.8. Реконструкция Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина, поддержание безопасного и надежного функционирования судопропускных и судоходных напорных гидротехнических сооружений.
Инвестиционная деятельность Городищенского муниципального района Волгоградской области
Приоритетным направлением инвестиционной политики Администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области является стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и организаций с целью обновления производства и инфраструктуры территории, повышения качества жизни населения за счет сфер обслуживания и досуга, повышения уровня занятости, увеличения заработной платы. Общий объем инвестиций в основной каптал, из всех источников финансирования на развитие социально-экономической сферы составил 1 518, 32 млн. рублей.
Транспортные коммуникации Городищенского муниципального района
Волгоградской области
По территории района проходят три федеральных трассы (протяженность федеральных дорог - 76 км.): «Москва-Волгоград»- 40 км., «Сызрань-Саратов-Волгоград» -12км., «Волгоград-Каменск-Шахтинский - Ростов» - 24 км., протяженность региональных дорог - 172 км., протяженность дорог местного значения-291,4 км., в том числе дорог с твердым покрытием- 160,1 км. Территория района является транзитной. В рамках работы по повышению уровня содержания автомобильных дорог и уровня обеспечения безопасности дорожного движения в 2013 году на 670 км трассы Сызрань- Саратов - Волгоград было установлено табло переменной информации. Благодаря этому табло водители смогут узнать как о гололеде или тумане, так и о пробках или ведущихся на трассе ремонтных работах, что поможет им спланировать дальнейший маршрут движения. На федеральных трассах М-6, «Каспий», Волгоград-Каменск-Шахтинск и Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград установлены новые дорожные знаки. Их преимущество перед стандартными конструкциями - наличие светодиодных ламп, работающих на солнечных батареях. Данная технология позволяет улучшить восприятие дорожных знаков и тем самым снизить количество ДТП в среднем на 70%. На трассе Волгоград-Москва (р.п. Городище, п. Самофалов-ка) возведены два наземных пешеходных моста, проведена реконструкция остановочных пунктов. В Городищенском муниципальном районе работает общественный пассажирский транспорт и маршрутная сеть которые позволяют обеспечить полноценное транспортное обслуживание населения. Обслуживание населения в границах
муниципального района осуществляется рейсовыми автобусами по 15 маршрутам и маршрутными такси по 13 маршрутам. Не обеспеченных рейсовыми и маршрутными транспортными средствами поселений на территории Городищенского муниципального района нет.
Таблица 4
Инвестиционное обеспечение деятельности транспортной инфраструктуры (на примере Астрахани, Волгограда, городского округа «Волжский»)
(составлено автором)
Регионы Инвестиционная деятельность (строительство), млн. руб. Транспортные коммуникации (общая протяженность автомобильных дорог), км Густота путей сообщения, км
Астрахань 3 404,4 576,5 6 124
Волгоград 107,2 115,81 126,7
Волжский 4 955,3 349,907 134,2
Рассматривая в инвестиционную деятельность регионов, можно сказать, что в городском округе «Волжский» инвестиций больше, чем в остальных регионах, и составляет 4 955,3 млн. рублей (рис. 2) [2].
Рассматривая в регионах транспортные коммуникации (общую протяженность дорог), можно отметить, что в Волжском протяженность сети дорог больше и составляет 349,907 км (рис. 3).
Астрахань
Рис.2. Инвестиционная деятельность (строительство) млн. руб. Источник: составлено автором
Рис.3. Транспортные коммуникации (общая протяженность дорог) Источник: составлено автором
Рассматривая густоту путей сообщения на лепестковой диаграмме видно, что в Астрахани, транспортно-коммуникационные пути более развиты, чем в других регионах и составляют 6 124 километров (рис. 4). Инвестиционная политика, представляющая собой метод или инструмент воздействия на отдельное направление развитие конкретной сферы или их совокупность, в широком смысле может пониматься как система мер государства, создающих благоприятные условия для осуществления инвестиционного процесса. Государственная инвестиционная политика является не обычной составляющей, а ведущим инструментом регулирования именно структурных изменений в промышленности и народном хозяйстве в целом.
Рис.4. Густота путей сообщения в регионах Источник: составлено автором
Формирование приоритетов инвестиционной политики на уровне региона опирается, с одной стороны, на принципы и приоритеты государственной экономической и, в том числе, инвестиционной политики, с другой стороны, на особенности развития территориальной социально-экономической подсистемы [3]. Таким образом, государственная инвестиционная политика, базируясь на единых принципах, на региональном уровне модифицируется и гибко адаптируется к специфике региона за счет системы задач и приоритетов, институционального обеспечения ее формирования и реализации, а также за счет особенностей системы мер и инструментов инвестиционной политики в конкретном территориальном образовании.
Система институционального обеспечения инвестиционной политики должна строиться на создание как экономических институтов, организующих функционирование всего народного хозяйства, так и специальных институтов, определяющих правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми в инвестиционной сфере. Наделение таких институтов соответствующим инструментарием реализации инвестиционной политики является условием ее реализации.
Вывод. В целом же формирование приоритетов инвестиционной политики в округе, где входящие в него субъекты Российской Федерации имеют столь значительные различия в отраслевой специализации, предполагает выбор ограниченного числа отраслевых приоритетов с точки зрения доминирующих в валовой региональный продукт (ВРП) округа комплексов отраслей и их приоритетности с точки зрения потенциального вклада в решение общей цели и задач экономической политики в ЮФО и ее инвестиционной составляющей.
Библиография
1.Абалкина Л., Абрамова С. Вопросы развития инвестиционной политики // Теоретические разработки отечественных и зарубежных экономистов, 2013 год. - № 2.
2. www.gks.ru: Статистические данные развития транспортной инфраструктуры Астрахани, Волжского, Волжского [электронный ресурс] 2008-2010гг. (дата обращения 12.03.2015г.).
3. www.gosbook.ru. Инвестиционный паспорт городского округа - г. Волжский Волгоградской области [элек-
тронный ресурс] 2010 год; (дата обращения 10.03.2015г.).
Автор
Говорухина Дарья Александровна, соискатель кафедры управления и развития городского хозяйства и строительства, программист отдела управления планирования и мониторинга развития университета ФГБОУ ВПО «ВолгГАСУ» e-mail: dasha.govorukhina2013@yandex.ru