Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №2, Том 13 / 2021, No 2, Vol 13 https://esj.todav/issue-2-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/20ECVN221.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Клюшин В.В., Костелов И.С. Формирование транспортно-логистической стратегии региона в целях его социально-экономического развития (на примере Волгоградской области) // Вестник Евразийской науки, 2021 №2, https://esj.today/PDF/20ECVN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Klyushin V.V., Kostelov I.S. (2021). Formation of the transport and logistics strategy of the region for its socioeconomic development (on the example of the Volgograd region). The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(13). Available at: https://esj.today/PDF/20ECVN221.pdf (in Russian)
Клюшин Владислав Владимирович
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоград, Россия
Доцент
Кандидат экономических наук, доцент E-mail: vladislav-klushin@yandex. ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5058-3396 РИНЦ: https://elibrary.ra/author_profile.asp?id=344494 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAI-3228-2020
Костелов Иван Сергеевич
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волгоград, Россия Магистрант кафедры «Цифровая экономика и технологии управления в городском хозяйстве»
E-mail: [email protected]
Формирование транспортно-логистической стратегии региона в целях его социально-экономического развития (на примере Волгоградской области)
Аннотация. На современном этапе общественного развития, формирующем новое высокотехнологичное мироустройство со всеми его вызовами и проблемными вопросами, остро встаёт необходимость предоставления всем участникам общественных, социальных и экономических отношений единой и удобной среды взаимодействия, повышения уровня и качества жизни, обеспечения устойчивого развития. Технологии «умного города», и их дальнейшая экстраполяция в масштабах регионального субъекта - «умного региона», -позволяют обеспечить устойчивое развитие для всех жителей региона и потребителей муниципальных и региональных услуг - граждан, общественных и бизнес-организаций, а также органов государственного управления. В связи с постоянным развитием транспортной отрасли и появлением новых возможностей по перевозке пассажиров и грузов, большой интерес представляет собой изучение транспортно-логистический сегмента из состава «умного региона». Этим объясняется актуальность и практическая значимость настоящего исследования, в котором на примере Волгоградской области предложено теоретико-методическое обоснование модели формирования транспортно-логистической стратегии с позиционированием её как фактора социально-экономического развития региона. Указанные подход является оригинальным, обладает высокой степенью достоверности, возможностью построения и верификации прогноза социально-экономического развития региона. Разработанная в исследовании модель представляет собой авторское видение стратегии развития транспортно-логистического комплекса Волгоградской области в будущем, определяет кратко, средне и долгосрочные приоритеты, цели и задачи, предлагает основные
направления развития, механизмы достижения поставленных целей и задач с учетом достигнутого уровня и выявленных проблем. Результаты апробации доказывают целесообразность его использования при разработке и научном обосновании стратегии социально-экономического развития на уровне региона.
Ключевые слова: транспорт; стратегия; логистика; инфраструктура; регион; агломерация; стратегия; территориально-пространственное развитие; социально-экономическое развитие
Введение
Волгоградская область является одним из регионов Российской Федерации, который может получить значительный экономический эффект от интеграционных процессов в сфере транспорта. Область обладает развитыми промышленностью, сельским хозяйством и транспортным комплексом. Через неё проходят участки двух евроазиатских транспортных коридоров. С учетом выгодного географического положения, в регионе существуют благоприятные предпосылки для развития собственных внешнеторговых и межрегиональных связей и для обслуживания транзитных грузопотоков.
Регион занимает важное место в системе обеспечения евроазиатских транспортно-экономических связей, в частности, на направлении Китай-Казахстан-Россия-Европа. Выгодное географическое и транспортное положение региона в осуществлении евроазиатских экономических связей опосредует актуальность задачи включения его транспортной системы в состав международных транспортных коридоров1. При этом регион в настоящее время не до конца реализует свое выгодное транспортно-географическое положение ввиду недостаточного развития транспортной инфраструктуры, что является сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии Волгоградской области.
Целью авторского поиска является разработка теоретических и практических предпосылок формирования транспортно-логистической стратегии региона как фактора его устойчивого социально-экономического развития, при соблюдении условий комфорта, безопасности, экономичности, экологичности, доступности на основе проведения сбалансированной транспортной политики.
Для решения поставленной цели сформирован и решен следующий пакет задач:
• дана общая характеристика уровня развития Волгоградской области в сравнении с регионами Южного Федерального округа РФ;
• проведён SWOT анализ Волгоградской области сквозь призму развития транспортной инфраструктуры региона;
• дана территориально-пространственная характеристика Волгоградской области и характеристика транспортной инфраструктуры региона;
• разработана модель формирования транспортно-логистической стратегии Волгоградской области как фактора устойчивого социально-экономического развития региона, определены основные пути её реализации;
1 Стратегия развития транспортно-дорожного комплекса Волгоградской области на период до 2025 г. Утверждена Постановлением Администрации Волгоградской области № 394-п от 26.10.2009 г. - с. 3. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/460004454 (дата обращения: 10.08.2021).
• определены основные направления территориально-пространственного и транспортного развития Волгоградской области;
• описаны цели и задачи, представлены (с учетом данных проекта стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года 2 ) целевые показатели, а также показатели задач приоритетов "территориально-пространственное развитие Волгоградской области" и "развитие транспортной инфраструктуры Волгоградской области" в рамках модели формирования транспортно-логистической стратегии региона в целях его социально-экономического развития.
Предмет исследования - формирование стратегии развития транспортно-логистического комплекса региона путем создания новых, либо комплексной модернизации логистических узлов и развития транспортной сети, которая должна обладать нужным потенциалом пропускной способности, будет способствовать территориально-пространственному развитию региона c обеспечением непрерывной цельной транспортной взаимосвязи с другими регионами страны, с перспективами её интеграции в развитые мировые транспортные системы.
Теоретической основой исследования явились концепции и гипотезы в области теории государственного и регионального управления, обоснованные в современной научной литературе. Методической основой исследования послужили нормативно-методические документы, законодательство Волгоградской области, государственные программы Волгоградской области, а также "Проект стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года", разработанный Администрацией Волгоградской области (размещен на сайте Министерства экономического развития РФ), представляющий высокую научную и практическую значимость для развития региона в соответствии с целями и задачами, поставленными в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Эмпирическая база исследования - данные Росстата РФ.
1. Общая характеристика Волгоградской области в разрезе исследования показателей территориально-пространственного развития и транспортной инфраструктуры
1.1 Характеристика основных макроэкономических параметров развития Волгоградской области
Волгоградская область входит в состав Южного Федерального округа (ЮФО) РФ. Территория составляет 112,9 тыс. кв. км (0,7 % территории РФ или 31-е место в РФ). Численность населения на 01.01.2019 - 2507,5 тыс. человек, плотность населения -22,2 человека на 1 кв. км. Динамика индекса физического объема ВРП Волгоградской области с 2010 по 2018 гг. характеризуется более умеренными темпами, чем в среднем по ЮФО и по стране. Лишь в 2014 г. темпы роста 104,7 % оказались выше. Особенно сильным был спад экономики в 2015 г. - индекс ВРП составил 93,8 % против 99,5 % и 99,4 % по ЮФО и РФ соответственно. Сравнение с другими регионами также указывает на то, что область не смогла преодолеть последствия кризиса 2008-2009 гг. Прирост ВРП за период 2010-2018 гг. отстает от основных регионов из панели для сравнения.
2 Проект стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 г. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/7e0a1d10a3d6345a26b20dbf8028b865/proekt_vo.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
В отраслевой структуре ВРП Волгоградской области преобладают обрабатывающие производства (27,7 % в 2018 г.). При этом доля транспортных услуг и хранения (5,5 %) оказывается ниже, чем у регионов РФ (7,6 %) и ЮФО (10,7 %), а также среднего уровня панели регионов, используемых для сравнения (7,2 %). Результаты анализа отдельных показатели социально-экономического развития Волгоградской области, отражающие его место в экономике соответствующего макрорегиона и в экономике РФ, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Доля Волгоградской области в различных показателях социально-экономического развития в ЮФО и РФ
Показатель 2017 г. 2018 г.
доля в ЮФО, % доля в РФ, % доля в ЮФО, % доля в РФ, %
Ввод жилья 8,4 0,9 6,4 0,8
Валовый региональный продукт 14,4 1,0 14,6 1,0
Добыча полезных ископаемых 17,4 0,4 12,3 0,35
Инвестиции в основной капитал 13,3 1,2 12,6 1,03
Численность населения 15,3 1,7 15,3 1,7
Оборот розничной торговли 11,5 1,2 11,8 1,23
Обрабатывающие производства 27,7 1,87 29,1 1,98
Основные фонды 14,6 1,1 14,3 1,1
Площадь 25,2 0,7 25,2 0,7
Численность занятых в возрасте 15-72 лет 15,5 1,7 15,7 1,7
Источник: данные Росстата3
По основным социально-экономическим показателям агентства РИА Рейтинг в 2018 году Волгоградская область заняла 27 место среди всех регионов России по интегральному рейтингу (Ростовская - 13, Самарская - 12, Саратовская - 34, Краснодарский край - 9, Татарстан - 5) 4 . По достигнутому уровню социально-экономического развития (среднедушевого ВРП) в 2018 г. Волгоградская область опережала Тамбовскую область на 4 %, Саратовскую область на 14 % и Алтайский край на 31 %, отставая от среднего уровня по ЮФО (на 5 %).
Важнейшим фактором повышения производительности труда и темпов роста ВРП являются инвестиции. Степень износа основных фондов в 2018 г. составила 55,8 %, что значительно превышает среднероссийский уровень (46,6 %) и средний уровень регионов ЮФО (46,5 %). Также необходимо отметить, что в период с 2010 по 2018 гг. обеспеченность экономики региона инвестициями не была высокой. В среднем за указанный период объём инвестиций составил 23,2 % от ВРП, что соответствует среднероссийскому уровню (23,0 %), но значительно отстает от среднего уровня регионов ЮФО (32,8 %). Объем инвестиций в основной капитал в 2018 г. составил 21,5 % от ВРП, что превосходит соответствующие значения по стране в целом (20,9 %) и ниже значений по ЮФО (24,9 %). По данному показателю регион занимает 5-е место среди анализируемых регионов.
3 Федеральная служба государственной статистики (rosstat.gov.ru) - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/11109/document/13260?print=1 (дата обращения: 12.03.2021).
4 Рейтинг социально-экономического положения регионов - 2018. - Режим доступа: http://riarating.ru/infografika/20180523/630091878.html (дата обращения: 12.03.2021).
Таблица 2
Место Волгоградской области в Южном федеральном округе и РФ по показателям развития транспортного комплекса
Показатели Показатель Волгоградской области Место (ранг) Волгоградской области в РФ Место (ранг) Волгоградской области в ЮФО
ретро спективные данные актуальные данные ретроспективные данные актуальные данные ретроспективные данные актуальные данные
год значение год значение год значение год значение год значение год значение
Плотность железнодорожных путей общего пользования, километров путей на 10000 квадратных километров территории 2008 143 2018 143 2008 39 2018 40 2008 4 2018 5
Кол-во автозаправочных станций, шт. 2013 505 2018 523 2013 19 2018 18 2013 5 2018 3
Доля автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям, % 2008 47 2018 61,4 2008 59 2018 37 2008 2 2018 4
Источник: данные Росстата5
Как свидетельствуют данные таблицы 2, по отдельным показателям развития транспортного комплекса область входит в число лидеров по ЮФО - в частности, об этом свидетельствует 3-е место региона по количеству АЗС (и 19-е место по РФ), и 4-е место по плотности ж/д путей общего пользования (39-е место по РФ). Однако, 4-е место среди регионов ЮФО (соответственно 59 - е место по РФ) по показателю удельного веса автомобильных дорог общего пользования, не отвечающих нормативным требованиям, свидетельствует о тревожной ситуации в сфере дорожного строительства и объемах его финансирования.
Основные результаты SWOT-анализа (определения сильных и слабых сторон Волгоградской области, возможностей и угроз для развития региона) сквозь призму развития транспортной инфраструктуры представлены в таблице 3. Как видно из проведенного нами SWOT анализа, транспортный комплекс Волгоградской области включает железные и автомобильные дороги, аэропорт, участки рек Волги и Дона, Волго-Донской судоходный канал, входящие в Единую глубоководную систему европейской части Российской Федерации.
На современном этапе развития экономики региона перед транспортным комплексом стоит задача повышения существующего уровня обеспечения потребностей населения, предприятий и организаций Волгоградской области в перевозках и качестве предоставляемых услуг [1]. В целях сохранения достигнутого уровня транспортного обслуживания населения и обеспечения безубыточной работы перевозчиков требуется господдержка организаций пассажирского транспорта и обязательное финансовое обеспечение действующих и принимаемых расходных обязательств областного бюджета по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте.
5 Федеральная служба государственной статистики (rosstat.gov.ru). - Режим доступа: https://rosstat. gov.m/folder/11109/documentЛ3260?print= 1 (дата обращения: 12.03.2021).
Страница 5 из 26
20БСУШ21
Таблица 3
Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы развития региональной транспортной инфраструктуры Волгоградской области
Сильные стороны Слабые стороны
Транспортный комплекс региона включает железные и автомобильные дороги, аэропорт, участки рек Волги и Дона, Волго-Донской судоходный канал, входящие в Единую глубоководную систему европейской части Российской Федерации. Наличие высших и средних учебных заведений, ведущих НИОКР в области современных транспортно-логистических технологий и обеспечивающих подготовку специалистов в сфере транспортной инфраструктуры. Международные связи г. Волгограда, наличие международных рынков сбыта и поставки продукции. Наличие развитой региональной маршрутной сети (515 маршрутов, в том числе 463 автобусных маршрута, из них 288 маршрутов межмуниципального сообщения (пригородных - 157, междугородних - 131) и 175 маршрутов внутримуниципального сообщения, а также 20 трамвайных, 9 троллейбусных маршрутов, 20 железнодорожных маршрутов пригородного сообщения и 3 речных маршрута. Через территорию Волгоградской области проходят три федеральные трассы, что обеспечивает формирование явно выраженных транзитных транспортных потоков через регион. Несбалансированность между потребностями в транспортных услугах и реальными провозными способностями всех видов пригородного пассажирского транспорта. Большой износ и недостаток транспортных средств, вызванные низкими темпами обновления пассажирского парка. Несбалансированность между потребностями в транспортных услугах и реальными провозными способностями всех видов пригородного пассажирского транспорта. Перегрузка дорожной сети региона, что послужило причиной снижения уровня безопасности перевозок. Несбалансированное развитие сети маршрутов частных перевозчиков привело к оттоку пассажиров государственных транспортных предприятий, спровоцировав дефицит финансовых ресурсов и неустойчивое финансовое состояние последних. Наличие узких мест на транспортной сети региона, что опосредует низкую пропускную способность дорожной сети. Работа в регионе большого количества экологически устаревшего и предельно изношенного пассажирского транспорта, а также слабое развитие городского электрического транспорта оказывает негативное влияние на экологическую обстановку.
Возможности Угрозы
Наличие на рынке транспортных услуг частных перевозчиков, использующих подвижной состав малой вместимости. Наличие потенциала повышения существующего уровня обеспечения потребностей населения, предприятий и организаций региона в перевозках и качестве предоставляемых услуг. Доступность услуг общественного пассажирского транспорта для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки при проезде на транспорте. Наличие условий для развития транспортного обслуживания населения, улучшения использования существующих мощностей транспортной инфраструктуры. Широкие возможности по оптимизации маршрутной транспортной сети, доступность открытия новых маршрутов по мере необходимости, а также гибкая корректировка количества планируемых рейсов на действующих маршрутах. Увеличение транзитной роли региона в грузоперевозках в порты Азово-Черноморского бассейна и на коридоре "Север - Юг". Убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком. Значительный износ автобусного парка в автотранспортных организациях. Недофинансирование межтарифной разницы при пассажирских перевозках. Увеличение на маршрутах численности маловместительных автобусов. Большие расходы автотранспортных организаций на горюче-смазочные материалы. Высокая загруженность городских автомагистралей, значительный процент транзитного транспорта. Большая интенсивность движения, малая пропускная способность городских улиц и дорог, низкие скорости движения, заторы. Неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог, приводящее к частым дорожно-транспортным происшествиям.
Составлено авторами по данным государственной программы Волгоградской области по развитию транспортной системы и обеспечению безопасности дорожного движения в Волгоградской области6
6 Госпрограмма "Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения в Волгоградской области", утверждена Постановлением администрации Волгоградской области № 16-п от 23.01.2017 г., в ред. Постановлений администрации Волгоградской области № 825-п от 25.12.2020. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/445073439 (дата обращения: 12.03.2021).
Вследствие имеющейся разницы между установленными (регулируемыми) тарифами и фактической себестоимостью, а также убыточностью перевозок пассажиров при эксплуатации пассажирского транспорта на большей части маршрутов регулярных перевозок с незначительной интенсивностью пассажиропотоков, на внутрирайонных (сельских) автобусных маршрутах, на маршрутах автомобильного и водного транспорта пассажирские перевозки являются нерентабельными.
Несбалансированное развитие сети маршрутов частных перевозчиков привело к оттоку пассажиров государственных транспортных предприятий, спровоцировав дефицит финансовых ресурсов и неустойчивое финансовое состояние последних. Работа большого количества пассажирского транспорта, экологически устаревшего и предельно изношенного, недостаточное развитие городского электрического транспорта оказывают негативное влияние на экологическую обстановку в регионе.
В настоящее время развитие отдельных видов воздушного, железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного, городского пассажирского транспорта слабо увязано между собой. Необходимо обеспечить комплексный системный подход к их развитию с взаимной увязкой и координацией работы различных видов пассажирского транспорта.
Актуальной проблемой является необходимость обеспечения равной доступности услуг общественного пассажирского транспорта для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки при проезде на транспорте, формирование условий для развития транспортного обслуживания населения, улучшение использования существующих мощностей транспортной инфраструктуры. Для обеспечения доступности услуг общественного пассажирского транспорта для населения Волгоградской области на социально значимых маршрутах необходимо не только сохранить существующую маршрутную сеть, но и осуществлять ее оптимизацию, открытие новых маршрутов по мере необходимости, а также корректировку
„ 7
количества планируемых рейсов на действующих маршрутах7.
В настоящее время недостаточное развитие транспортной инфраструктуры является сдерживающим фактором в социально-экономическом развитии региона. Тем не менее, в ближайший перспективе Волгоград может превратиться в мощный транспортный центр и ключевой элемент «Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года»8 благодаря близости к Черному и Каспийскому морям.
1.2 Территориально-пространственная характеристика Волгоградской области
Как показывает практика, политика региона в области социально-экономического развития не может быть одинаковой по отношению ко всем муниципальным образованиям. Поэтому выделение приоритетов и направлений пространственного развития муниципальных образований в первую очередь требует учета экономико-географических и социальных особенностей территории каждого муниципалитета [2]. При этом важным условием усиления пространственной интеграции, производственных и социальных связей между
7 По данным госпрограммы "Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения в Волгоградской области", утверждена Постановлением администрации Волгоградской области № 16-п от 23.01.2017 г., в ред. Постановлений администрации Волгоградской области № 825-п от 25.12.2020. - с. 10-11. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/445073439 (дата обращения: 12.03.2021).
8 Распоряжение Правительства РФ от 08.11.2017 г. № 2469-р "Об утверждении Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года". - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/555626686 (дата обращения: 12.03.2021).
Страница 7 из 26
20ECVN221
муниципальными образованиями является развитие инфраструктуры [3], в первую очередь -дорожно-транспортной: реконструкция трассы Волгоград - Каменск-Шахтинский - граница с Украиной, строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 "Каспий" -Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань, создание контейнерного терминала и логистического центра в речном порте Волгограда, реконструкция гидроузлов Волго-Донского канала и другие проекты.
Особое внимание в контексте пространственного развития муниципальных образований Волгоградской области следует уделить острову Сарпинскому, административно входящему в состав Кировского района г. Волгограда. Островная система "Сарпинский-Голодный" является средообразующим фактором для городов Волгограда и Волжского - "зеленым клином", центром, на который опирается естественный природный каркас города. В связи с этим необходимо усилить ограничения и регламентацию возможного хозяйственного использования территории островов в соответствии с утвержденной схемой экологического зонирования территории. Необходимо также усилить мониторинг антропогенного воздействия (в том числе - загрязнения) в пределах островной системы - дачной рекреации, рыболовного туризма и пр., и произвести мероприятия по созданию туристической инфраструктуры, соответствующей экологическим требованиям для территорий данного статуса [4; 5].
Основные выводы, сделанные нами в результате оценки пространственного развития Волгоградской области, заключаются в следующем:
1. В пространственном аспекте Волгоградская область должна в первую очередь использовать выгоды своего географического положения на транспортных транзитных путях между северной и южной частями страны, а также между Украиной и Казахстаном, между Россией и странами Ближнего Востока (Ираном, Сирией и др.). В данном контексте важно развитие не только наземной дорожной инфраструктуры, но и расширение возможностей использования Волго-Донского канала.
2. В качестве особенности пространственной структуры Волгоградской области следует отметить ее "вытянутость" вдоль берега Волги и ее общий линейный характер (продольно-поперечный), для которого характерны последовательно расположенные полосовые планировочные образования: природные ландшафты Волго-Ахтубинской поймы, промышленно-селитебные районы, сложившиеся решетки транспортных и инженерных коммуникаций. В связи с этим перспектива оптимизации планировочной структуры (сокращение расстояний и усиление связности внутри-агломерационного пространства) связано с развитием кольцевых структур. Однако такая трансформация структуры требует строительство дополнительного моста через Волгу в южной части агломерации и в порядке приоритета возможна лишь в долгосрочной перспективе. В среднесрочной перспективе наиболее оптимальным является развитие полукольцевых структур. Также планировочной особенностью ядра агломерации является историческое размещение на берегах Волги, наиболее ценных с точки зрения градостроительного потенциала и экологического каркаса территориях, промышленных зон. Постепенное освобождение берега Волги от производственных функций и замещение их общественно-деловыми, жилыми и рекреационными является чрезвычайно значимой задачей сбалансированного пространственного развития данной территории. Таким образом, первоочередными задачами является развитие отраслей социальной инфраструктуры - здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, в соответствии с современными стандартами - развитие комфортной городской среды, улучшение транспортной связности территории.
3. Необходимо развитие набора центральных по отношению к окружающей территории функций в пределах городов Волгограда и Волжский (создание крупных центров
предоставления разноплановых социально-культурных услуг межрегионального значения и обеспечение их пространственной и временной доступности наиболее популярными видами транспорта). По транспортному, социальному потенциалу и потенциалу центральных функций область может развиваться как медицинский, образовательный, культурный центр за пределами своего региона для Астраханской области и Республики Калмыкии (табл. 4), а также экспортировать данные виды услуг в зарубежные страны (Иран и др.).
Таблица 4
Индекс потенциала центральных функций регионов Южного макрорегиона
Ранг среди регионов РФ Регион Субиндекс транспортного потенциала Субиндекс социального потенциала Индекс потенциала центральных функций
6 Краснодарский край 0,519 0,062 0,582
20 Ростовская область 0,293 0,090 0,383
32 Волгоградская область 0,270 0,055 0,325
45 Республика Крым 0,186 0,041 0,227
44 Республика Калмыкия 0,222 0,018 0,240
49 Астраханская область 0,163 0,033 0,196
64 Республика Адыгея 0,110 0,007 0,117
Источник: данные Росстата
4. Главной угрозой является слабое положение Волгоградской области в макрорегионе на фоне конкуренции с макрорегиональными центрами (Ростовской и Краснодарской областями), а также высокая зависимость отраслей специализации экономики региона от внешних условий (оборонного государственного заказа, поставок нефти, развития конкурентов в виде крупных химических кластеров в Сибири, спроса на продукцию машиностроения и состояния предприятий-смежников и др.). Инструментами по преодолению угроз является усиление факторов миграционной привлекательности региона (улучшение качества предоставляемых социальных услуг, городской среды, экологической обстановки, жилищных условий, увеличение реальных доходов населения и др.) [6]. В области промышленного производства в данном направлении перспективной является кластерная политика, содействие формированию цепочек с высокой добавленной стоимостью продукции отраслей главных экономических специализаций, в том числе включение перспективных предприятий смежников из соседних регионов [7].
Организация мероприятий по снижению рисков и расширению возможностей в пространственном аспекте развития Волгоградской области должна быть основана на единой градостроительной и социально-экономической политике города Волгограда и окружающих территорий. К первоочередным планировочным мерам, помимо выше изложенных, необходимо отнести следующие: оптимизацию функционального использования пространства Волгограда и Волжского (реконструкция городской застройки, реновация депрессивных городских территорий); формирование новых центров экономической активности за пределами ядра; создание новых промышленных зон и вынос предприятий из центральных, прилегающих к Волге, районов; развитие рекреационных зон (например, формирование садово-парковой зоны вдоль набережной), системы "зеленых клиньев" и др. [8].
Территориальное развитие Волгоградской области невозможно без создания транспортной и инженерной инфраструктуры, предполагающей, помимо вышеизложенных планировочных решений, также модернизацию общественного транспорта (в том числе для усиления внутри региональной связности возможно создание канатной дороги через Волгу по аналогии с Нижним Новгородом) [9]. Завершение строительства обхода Волгограда позволит вывести весь транзитный поток за пределы ядра региона и существенно сократить внутренние экономические расстояния. Реконструкция в скоростную магистраль трассы Волгоград -
Каменск-Шахтинск позволит соединить Волгоградскую область прямым автодорожным сообщением с Ростовской областью и трассой М-4, что значительно улучшит транспортную доступность Волгоградской области для регионов, находящихся в зоне тяготения трассы М-4 "Дон". Также определяющее значение для развития региона имеет строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 "Каспий" - Москва - Тамбов - Волгоград - Астрахань. Важным мероприятием является модернизация дамбы Волжской ГЭС. Создание мультимодального транспортного хаба, который объединит в себе железнодорожный, авиационный и автомобильный виды транспорта, позволит усилить мультимодальную интеграцию, повысит производительность в логистике, снизит перегруженность инфраструктуры, что создаст в целом для Волгоградской области дополнительные конкурентные преимущества. Мультимодальный центр станет важным инфраструктурным объектом в рамках развития международного транспортного коридора Север - Юг, а также возможности увеличения экспорта из Волгоградской области, в первую очередь, в страны Азии.
1.3 Характеристика транспортной инфраструктуры Волгоградской области
Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения играют ключевую роль в социально-экономическом развитии региона. В настоящее время более 80 % всех грузов перевозится по автомобильным дорогам. От их состояния и уровня развития зависит реализация нацпроектов в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства, решение вопросов жилищного строительства, улучшение качества жизни населения. В настоящее время автомобильные дороги не готовы принять возрастающие объемы грузоперевозок из-за несоответствия дорог нормативным требованиям.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования Волгоградской области составляет 26,5 тыс. км, из которых: сеть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения составляет 9,99 тыс. км, из них 8,36 тыс. км имеют твердое покрытие; сеть автомобильных дорог общего пользования федерального значения составляет 0,81 тыс. км; сеть автомобильных дорог общего пользования местного значения составляет около 15,7 тыс. км, из них 6,6 тыс. км имеют твердое покрытие9.
В Транспортной стратегии РФ 10 , важнейшие целевые индикаторы связаны с т. н. "объемными" характеристиками - км новых автомобильных дорог, железных дорог, увеличение мощности морских портов и т. д. Однако, развитие транспортной инфраструктуры в целом и каждый проект в частности - должны быть привязаны к конкретным результатам с точки зрения вклада в достижение целей и конкретных задач социально-экономического развития региона. Целесообразность реализации транспортных проектов следует оценивать с точки зрения их вклада в экономический рост и позитивных изменений для конечных пользователей. Таким образом, наиболее приоритетными должны стать те проекты, которые в числе прочих задач позволяют повысить производительность экономики, ее инвестиционную привлекательность, внести значительный вклад в развитие человеческого капитала [10].
Главным трендом в развитии транспортной системы РФ является модернизация магистральной инфраструктуры. В "Комплексном плане модернизации и расширения
9 Госпрограмма "Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения в Волгоградской области", утвержденной Постановлением администрации Волгоградской области № 16-п от 23.01.2017 г., в ред. Постановлений администрации Волгоградской области №2 825-п от 25.12.2020. - с. 11. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/445073439 (дата обращения: 12.03.2021).
10 Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. - Министерство транспорта Российской Федерации (mintrans.gov.ru). - Режим доступа: https://mintrans.gov.ru/documents/3/1009 (дата обращения: 12.03.2021).
магистральной инфраструктуры на период до 2024 года" 11 отражены основные результаты, которые должны быть достигнуты в указанный срок. Согласно данному документу, реализация новых транспортных проектов направлена на: (1) повышение уровня транспортной обеспеченности субъектов РФ; (2) повышение эффективности показателя грузовой логистики; (3) улучшение качества транспортной инфраструктуры страны; (4) рост объемов экспорта транспортных услуг, рост транспортной подвижности населения [11].
Таблица 5
Динамика ключевых показателей развития транспортной инфраструктуры в Волгоградской области в 2012-2018 годах
2018 г.
Показатели612 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. в % к 2012 г.
Доля протяженности автомобильных
дорог общего пользования регионального
или межмуниципального, местного
значения на территории Волгоградской
области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно- 19,5 20,4 27,9 28,1 28,8 33,6 36,0 184,61
эксплуатационным показателям, в общей
протяженности указанных автомобильных
дорог, %
Протяженность сети автомобильных дорог
общего пользования регионального или межмуниципального, а также местного 23863 25369 25514 25680 26644 26702 26739 112,05
значения, км
Количество погибших в дорожно-
транспортных происшествиях, человек на 13,5 12,6 13,55 13,6 13,27 12 10,39 76,96
100 тысяч населения
Пассажирооборот автомобильного
транспорта общего пользования, млн 1947 1050 900 620 546 549 585 30,05
место-км
Пассажирооборот пригородного
железнодорожного транспорта общего 3,8 3,8 3,8 4,1 4,2 4,4 5,1 134,21
пользования, млн место-км
Прирост протяженности автомобильных
дорог общего пользования регионального
или межмуниципального, а также
местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно- 244,170 92,531 174,358 121,420 157,578 314,586 356,550 146,02
эксплуатационным показателям, в
результате капитального ремонта и
ремонта автомобильных дорог, км
Источник: Государственная программа Волгоградской области "Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения в Волгоградской области"
В таблице 5 приведена динамика ключевых показателей развития транспортной инфраструктуры региона, составленных по данным государственной программы
11 Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года N 2101-р (с изменениями на 4 июля 2020 года). - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/551365461 (дата обращения: 12.03.2021).
12 Приведено по данным гос. программы "Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения в Волгоградской области", утвержденной Постановлением администрации Волгоградской области № 16-п от 23.01.2017 г., в ред. Постановлений администрации Волгоградской области № 825-п от 25.12.2020. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/445073439 (дата обращения: 12.03.2021).
Волгоградской области "Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения в Волгоградской области" .
Как видно из представленной таблицы, наблюдается рост ключевых показателей развития транспортной инфраструктуры в Волгоградской области, в частности, стоит отметить прирост за исследуемый период на 84,61 % показателя доли протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Волгоградской области, соответствующих нормативным требованиям, а также прирост на 34,21 % показателя пассажирооборота пригородного ж/д транспорта общего пользования. К негативным тенденциям мы относим снижение на 70 % показателя пассажирооборота автомобильного транспорта общего пользования, причиной которой является, очевидно, растущая автомобилизация населения и конкурентное давление альтернативных видов транспорта. Все это требует от автоперевозчиков внедрения инструментов развития, основанных на интенсификации, в том числе повышения уровня качества (обновление подвижного состава на новом технологическом уровне) и безопасности оказываемых услуг, в первую очередь, это касается малых и средних предприятий, которые в последние годы росли за счет экстенсивных факторов (увеличение количества эксплуатируемых маршрутов и автопарка на нем) [12].
В настоящем исследовании выявлен ряд ключевых проблем транспортной инфраструктуры Волгоградской области: (1) Постоянный рост интенсивности движения по автомобильным дорогам и длительное недофинансирование дорожного хозяйства привели к тому, что большинство дорог имеют высокую степень износа и нуждаются в реконструкции. В связи с этим доля опорных дорог Волгоградской области, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, не превышает 37,5 процента; (2) Несовершенная сеть автодорожных магистралей, влияющая на перегрузку волгоградского узла, который стягивает все транспортные потоки, в том числе и транзитные ввиду отсутствия объезда города [13]; (3) Высокая степень вытянутости основного транзитного узла; (4) Малое количество продольных магистралей на территории Волгоградского транспортного узла;
(5) Большое количество транзитного транспорта на улично-дорожных сетях городов региона из-за отсутствия объездных дорог вызывает резкое ухудшение экологической обстановки;
(6) Высокая загруженность городских автомагистралей, значительный процент транзитного транспорта, большая интенсивность движения, малая пропускная способность городских улиц и дорог и низкие скорости движения, заторы, неудовлетворительное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог приводят к еще одной проблеме, связанной с транспортной инфраструктурой, - дорожно-транспортным происшествиям. Проведенный нами анализ отдельных аспектов несоответствия транспортной системы потребностям социально-экономического развития Волгоградской области показывает, что они не являются проблемами отдельных видов транспорта, а носят комплексный характер. Существующие ограничения связаны с отсутствием единой транспортной системы. Целесообразность решения этой проблемы с использованием программно-целевого метода управления определяется следующими факторами: (1) комплексный характер проблемы, обусловленный сложной структурой транспорта, объединяющей в единую систему отдельные виды транспорта, и его ролью в обеспечении условий для экономического роста, повышения качества жизни населения; (2) высокая капиталоемкость и длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющие их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации; (3) возможность концентрации ресурсов на приоритетных задачах, направленных на решение системной проблемы в целом и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта; (4) необходимость системного подхода к
формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам инвестиционных
13
проектов развития транспортной системы13.
2. Разработка модели формирования транспортно-логистической стратегии региона в целях его социально-экономического развития
Структурно-логическая модель формирования транспортно-логистической стратегии региона в целях его социально-экономического развития (на примере Волгоградской области) представлена на рисунке 1. Модель представляет собой видение стратегии развития транспортно-логистического комплекса Волгоградской области в будущем, определяет скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей и конкретные мероприятия, ведущие к достижению намеченных кратко, средне и долгосрочных целей и задач с учетом достигнутого уровня и выявленных проблем, в установленные сроки до 2030 года.
Организационно-управленческие инструменты реализации модели строится на принципах партнерства, четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей. Основным инструментом финансирования расходов на реализацию модели являются государственные программы Волгоградской области, включающие мероприятия по реализации региональных проектов. Прогностическая оценка финансовых ресурсов из бюджетов всех уровней, объемы и график финансирования мероприятий, необходимых для реализации предлагаемой нами стратегии развития транспортной инфраструктуры Волгоградской области, представлена в таблице 6.
Таблица 6
Прогнозная оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации модели формирования стратегии транспортно-логистического комплекса как фактора устойчивого развития Волгоградской области, млрд руб.
Сценарий 1 Этап (2019-2021 гг.) 2 Этап (2022-2024 гг.) 3 Этап (2025-2030 гг.) Итого
Инерционный 80637 39245 72253 192135
Базовый 142337 199175 77009 418521
Оптимистический 144185 246538 313060 703784
Источник: Проект стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года. - С. 10. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/7e0a1d10a3d6345a26b20dbf8 028b865/proekt_vo.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
Отметим, что согласно методологии, принятой при расчетах целевого сценария социально-экономического развития Волгоградской области (в рамках Проекта стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года), при инерционном сценарии предполагается, что конъюнктура внешних рынков остаётся неблагоприятной по основным товарам, экспортируемым регионом.
При этом сохраняются и ужесточаются санкции, что негативно сказывается на инвестиционной активности, ограничивает доступ к зарубежным технологиям и возможности предприятий по обновлению основных фондов. Сохраняется низкий внутренний спрос при неактивном банковском кредитовании. В структуре экономики преобладают отрасли с низкой добавленной стоимостью.
13 Госпрограмма "Развитие транспортной системы и обеспечение безопасности дорожного движения в Волгоградской области", утвержденной Постановлением администрации Волгоградской области № 16-п от 23.01.2017 г., в ред. Постановлений администрации Волгоградской области № 825-п от 25.12.2020. - с. 12. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/445073439 (дата обращения: 12.03.2021).
Формирование стратегии транспортно-логистического комплекса как фактора устойчивого развития Волгоградской области
Приоритет 1. Территориально-пространственное развитие региона
-К
Приоритет 2. Развитие транспортной инфраструктуры региона
Цель: Обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития региона, направленного на
использование потенциала территорий для их _экономического роста_
Цель: Повышение качества транспортной инфраструктуры региона
"и;
Ключевые индикаторы
Ключевые индикаторы
ZT
1) Среднегодовой индекс физического объема ВРП
региона, % к предыдущему году
2) Уровень бедности, %
1) Доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автомобильных дорог в городских агломерациях с учетом загруженности, % 2) Количество мест концентрации ДТП (аварийно-опасных участков) на дорожной сети региона, %
3) Пассажиропоток аэропорта Гумрак, млн пасс.
4) Объем транспортной работы пригородного железнодорожного транспорта общего пользования, млн место-километров
5) Объем транспортной работы пригородного внутреннего водного транспорта общего пользования, млн место-километров
Задачи:
Задача: Формирование устойчивой пространственного развития
Задача: Развитие магистральной транспортной инфраструктуры как инструмента встраивания Волгоградской области в международные и общероссийские транспортные коридоры, повышения внешней и внутренней транспортной доступности и конкурентоспособности
Задача: Обеспечение связности центров экономического роста разного уровня между собой и с малыми и средними городами, сельскими территориями, расположенными за пределами Волгоградско-Волжской агломерации
Задача: Экономическое развитие пространственных полюсов роста и центров развития и сокращение уровня межмуниципальной дифференциации в социально-экономическом развитии
Задача: Увеличение пропускной способности автомобильных дорог
Задача: Снижение аварийности, смертности и вреда здоровью людей в автодорожном движении
Задача: Развитие воздушного транспорта
Задача: Развитие железнодорожного транспорта
Задача: Развитие водного транспорта
Задача: Развитие общественного транспорта
Результат:
Сформирован «умный» транспортно-логистический комплекс Волгоградской области за счет создания новых, либо комплексной модернизации логистических узлов и развития транспортной сети, которая обладает нужным потенциалом пропускной способности, способствующей территориально-пространственному развитию области, c обеспечением непрерывной цельной транспортной взаимосвязи регионов Р-Ф, с перспективами её интеграции в развитые мировые
транспортные системы
Рисунок 1. Структурно-логическая модель формирования транспортно-логистической стратегии региона в целях его социально-экономического развития (на примере Волгоградской области) (составлено по данным проекта стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года. - С. 58-63. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/7e0a1d10a3d6345a26b20dbf8028b865/proekt_vo.pdf
(дата обращения: 10.08.2021))
В условиях ограниченных бюджетных возможностей по финансированию важных инвестиционных и инфраструктурных проектов происходит медленное обновление основных фондов предприятий, объектов транспортной и социальной инфраструктуры.
В базовом сценарии предполагается, что влияние негативного внешнего фона с течением времени ослабевает. При этом проводятся определённые структурные реформы, реформы межбюджетных отношений, стимулирующие межрегиональную конкуренцию. Это позволяет Волгоградской области воспользоваться естественными преимуществами региона, реализовать транспортно-логистический и рекреационный потенциал. На фоне активизации инвестиционной активности и удешевления кредитных ресурсов это позволит более быстрыми темпами расти отраслям промышленности, в т. ч. с высокой добавленной стоимостью и ориентированных на внешние рынки, проводить модернизацию всех отраслей экономики, повышать производительность труда. Реализация важнейших инвестиционных и инфраструктурных проектов будет обеспечена в т. ч. за счет механизма государственно-частного партнерства.
Оптимистический сценарий допускает благоприятный внешний фон, позитивную динамику мировых товарных и финансовых рынков и, если не отмену санкций, то их номинальный характер. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и снижение геополитических рисков вкупе со структурными и институциональными реформами перезапускают процессы социально-экономического развития. При этом изменяется структура экономики - более быстрыми темпами растут отрасли с высокой добавленной стоимостью, развивается цифровая экономика и сфера услуг. В рамках сценария предполагается, что отрасли, получившие импульс к развитию в результате политики импортозамещения, смогут сохранить позитивную динамику и после сворачивания контрсанкций. Расширение бюджетных возможностей региона и снижение учетной ставки процента запускают инвестиционные процессы. Это позволяет быстрыми темпами обновлять основные фонды, внедрять передовые технологии, в т. ч. импортные на фоне благоприятной конъюнктуры валютного рынка14.
Приоритетными формами привлечения средств частных компаний и кредитных организаций для софинансирования, мероприятий (проектов) в рамках реализации модели является заключение концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном либо муниципально-частном партнерстве, контракта жизненного цикла, то есть контракта, предусматривающего закупку товара или работы (в том числе, при необходимости, проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт, и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта [14]. Далее обратимся к характеристике каждого из приоритетов развития, указанных в представленной модели.
2.1 Определение приоритетов территориально-пространственного развития Волгоградской области
Ключевым преимуществом Волгоградской области является ее географическое положение и стратегическая роль ворот юга России с выходом на Иран, Ирак через Кавказ и Индию, через Казахстан. Транспортный каркас Волгоградской области, к главным элементам которого относятся федеральные магистрали Р-22 "Каспий" и А-260, крупный железнодорожный узел Юга России, судоходные реки Волга и Дон, соединённые Волго-
14 Проект стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года. - С. 18-20. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/7e0a1d10a3d6345a26b20dbf8028b865/proekt_vo.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
Донским каналом, имеющим выход к пяти морям (Каспийскому, Белому, Балтийскому, Черному и Азовскому), международный аэропорт "Волгоград", обеспечивает благоприятные условия для транспортировки различных грузов из портов государств Европы в зоны судоходства Африки, Ближнего и Среднего Востока. Основные проблемы пространственного развития Волгоградской области в целом отражают общероссийские тенденции и связаны с неравномерностью развития территорий, несбалансированностью спроса и предложения на социальную, инженерную и информационную инфраструктуру, плохой транспортной связностью внутри региона и с соседними территориями, существенными внутрирегиональными различиями по уровню социально-экономического развития, в т. ч. с отставанием уровня жизни значительной части населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов при низком уровне комфортности городской среды в большинстве городов области и пр. Особенностями пространственного развития Волгоградской области является недоиспользованный потенциал магистральной транспортной инфраструктуры в части водного и воздушного транспорта, низкий уровень оплаты труда и продолжение миграционного оттока, особенно молодежи, в т. ч. в другие регионы ЮФО15. При этом Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года определяет Волгоград в качестве одного из элементов современной системы расселения верхнего иерархического уровня, то есть одного из центров общероссийского уровня системы расселения16.
Согласно проекту стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года, целью приоритета "Территориально-пространственное развитие" является обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития региона, направленного на использование потенциала территорий для экономического роста и на сокращение межмуниципальных различий в уровне и качестве жизни населения. Показатели цели и задач в рамках данного приоритета представлены в таблице 7.
Рассмотрим детализацию показателей цели и их предполагаемые изменения:
• среднегодовой индекс физического объема валового регионального продукта Волгоградской области, процентов к предыдущему году: увеличение с 99,2 в 2018 г. до 102,7 в 2030 г.;
• уровень бедности, %: снижение с 13,4 в 2018 г. до 6 в 2030 г.
Точками экономического роста Волгоградской области являются17:
1. Перспективный центр экономического роста Российской Федерации Волгоградско-Волжская агломерация - (в перечень центров роста входят города, образующие крупные городские агломерации, обеспечивающие вклад в экономический рост РФ более 1 % ежегодно).
2. Коридор экономического роста на участке территории вдоль трассы "Каспий", в который входят город Урюпинск, моногород Фролово и моногород Михайловка,
15 Проект стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года. - С. 57. -URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/7e0a1d10a3d6345a26b20dbf8028b865/proekt_vo.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
16 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года". - Режим доступа: UVAlqUtT08o60Rkto0Xl22JjAe7irNxc.pdf (government.ru) (дата обращения: 12.03.2021).
17 Проект стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года. - С. 57. -Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/7e0a1d10a3d6345a26b20dbf8028b865/proekt_vo.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
получивший статус территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР).
3. Минерально-сырьевой центр в Котельниковском районе - перспективный субрегиональный центр экономического роста.
4. Муниципальные образования Волгоградской области, специализирующиеся на сельском хозяйстве - агропромышленные центры, которые обеспечат вклад в экономический рост страны более 0,2 % ежегодно.
Таблица 7
Цели и задачи, целевые показатели, показатели задач приоритета "Территориально-пространственное развитие" Волгоградской области
Цели и задачи Наименование показателя, ед. изм. 2017 г. 2018 г. 20192021 гг. 20222024 гг. 20252030 гг.
Цель: Обеспечение устойчивого и сбалансированного Среднегодовой индекс физического объема ВРП Волгоградской области, % к предыдущему году 99,9 99,2 102,0 102,4 102,7
пространственного развития
региона, направленного на
использование потенциала
территорий для экономического роста и на Уровень бедности, % 13,6 13,4 10 7,2 6
сокращение
межмуниципальных
различий в уровне и
качестве жизни населения
Задача: Формирование устойчивой системы Доля муниципальных образований, обеспеченных актуальными,
пространственного развития автоматически обновляемыми
документами стратегического 0 0 25 50 100
планирования, территориального
планирования и градостроительного
зонирования в машиночитаемом формате, % охвата
Задача: Экономическое развитие пространственных Межмуниципальная дифференциация по среднемесячной заработной плате, % 16 14,7 14,6 14,5 14,2
полюсов роста и центров Межмуниципальная дифференциация
развития и сокращение по объему отгруженных товаров
уровня межмуниципальной дифференциации в социально-экономическом собственного производства, выполненным работам и услугам собственными силами (без субъектов 86,4 97,3 90,6 83,8 81,3
развитии малого предпринимательства), %
Межмуниципальная дифференциация по средней обеспеченности жильем 15,1 15,3 13,7 12,3 10,2
одного жителя области, %
Источник: Проект стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года. - С. 96. - URL: https://www.economy.gov.ru/materiaWle/7e0a1d10a3d6345a26b20dbf8 028b865 proekt vo.pdf (дата обращения: 10.08.2021)
Для реализации задач, относящихся к приоритету "Территориально-пространственное развитие", в проекте стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года предусмотрен ряд соответствующих мероприятий18:
18 Проект стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года. - С. 58-60. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/7e0a1d10a3d6345a26b20dbf8028b865/proekt_vo.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
Задача: Формирование устойчивой системы пространственного развития:
• совершенствование институциональной организации пространственного развития Волгоградской области и осуществление единой градостроительной политики, в том числе создание ситуационных центров муниципальных образований, приведение схемы территориального планирования (СТП) Волгоградской области, создание электронной версии СТП с возможностью обновления данных за счет интеграции с государственными информационными системами региона, актуализация разделов региональных нормативов градостроительного проектирования, подготовка проектов планировки территории для размещения объектов регионального значения [15];
• сохранение природно-экологического каркаса области и обеспечение устойчивого природопользования, в том числе внедрение адаптивно-ландшафтной модели использования земельных ресурсов.
Задача: Развитие магистральной транспортной инфраструктуры как инструмента встраивания Волгоградской области в международные и общероссийские транспортные коридоры, повышения внешней и внутренней транспортной доступности и конкурентоспособности (задача раскрыта далее в приоритете "Развитие транспортной инфраструктуры Волгоградской области").
Задача: Обеспечение связности центров экономического роста разного уровня между собой и с малыми и средними городами, сельскими территориями, расположенными за пределами Волгоградско-Волжской агломерации (задача раскрыта далее в приоритете "Развитие транспортной инфраструктуры Волгоградской области").
Задача: Экономическое развитие пространственных полюсов роста и центров развития и сокращение уровня межмуниципальной дифференциации в социально-экономическом развитии:
• развитие субрегионального центра экономического роста - коридора экономического роста на участке территории вдоль трассы "Каспий" Волгоград-Михайловка, включающего город Михайловку, город Фролово и город Урюпинск, в т. ч. в части содействия модернизации градообразующих предприятий, производящих конкурентоспособную на мировых и (или) российском рынках продукцию;
• развитие малых городов и сельских поселений, в том числе субсидирование регулярных маршрутов общественного транспорта для удаленных территорий, внедрение новых транспортных технологий (каршеринг, системы совместного использования автотранспорта) [16].
2.2 Определение приоритетов развития транспортной инфраструктуры Волгоградской области
Характерным результатом научно-технической революции на мировых транспортных рынках является постоянный рост конкурентоспособности различных видов транспорта, усиление потенциальной возможности их взаимозаменяемости, развитие интермодальных сообщений. В настоящее время существует несколько направлений развития мировой транспортной инфраструктуры, во многом связанных с научно-техническим прогрессом и повышением качества жизни в развитых странах [17].
Таблица 8
Цели и задачи, целевые показатели, показатели задач приоритета "Развитие транспортной инфраструктуры" Волгоградской области
Цели и задачи Наименование показателя, ед. изм. 2017 г. 2018 г. 20192021 гг. 20222024 гг. 20252030 гг.
Доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог
регионального значения и автомобильных дорог в городских 38 39,5 47,4 55 73,7
агломерациях с учетом
загруженности, %
Количество мест концентрации
Цель: Повышение качества транспортной инфраструктуры дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети Волгоградской области, % 100 93,4 73,8 49,2 25
Пассажиропоток аэропорта Гумрак, млн пассажиров на последний год этапа 1,014 1,148 1,39 1,7 2,26
Объем транспортной работы
пригородного железнодорожного транспорта общего пользования, млн 4,4 5,1 5,9 6,1 6,5
место-километров на последний год
этапа
Объем транспортной работы
пригородного внутреннего водного транспорта общего пользования, млн 0,01 0,01 0,01 0,02 0,03
место-километров на последний год
этапа
Задача: Увеличение пропускной способности автомобильных дорог Доля автомобильных дорог регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности, % 0,61 0,61 0,55 0,55 0,55
Задача: Снижение аварийности, смертности и вреда здоровью людей в Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях на 100 тыс. населения, человек 12 10,39 9,02 3,43 3
автодорожном движении
Задача: Развитие воздушного транспорта Грузопоток аэропорта Гумрак, тыс. тонн на последний год этапа 1,6 1,8 2,2 2,7 3,8
Задача: Развитие железнодорожного Недельное количество рейсов пригородных поездов 387 361 403 431 459
транспорта
Задача: Развитие водного транспорта Недельное количество рейсов внутреннего водного транспорта общего пользования 320 320 360 400 400
Задача: Развитие общественного транспорта Объем транспортной работы автомобильного транспорта общего пользования, млн место-километров на последний год этапа 549 585 640 645 650
Пассажиропоток городского электротранспорта города Волгоград, млн пассажиров на последний год этапа 32 38 39 40 41
Источник: Проект стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года. - С. 97-98. - URL:
https://www.economy.gov.ru/material/file/7e0a1d10a3d6345a26b20dbf8028b865/proekt_vo.pdf (дата обращения: 10.08.2021)
К ним можно отнести: (1) значительное качественное изменение транспортной сети: растет протяженность электрифицированных и скоростных железных дорог, автомагистралей с усовершенствованным покрытием, трубопроводов крупного диаметра [18]; (2) сращивание транспортных и экспедиционно-распределительных предприятий: в узлах, обеспеченных надежными и скоростными транспортными связями - воздушными и морскими контейнерными линиями - создаются крупные специализированные транспортно-распределительные центры международного значения (Париж, Марсель, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен и др.); (3) противоречивое развитие мировой транспортной системы: с одной стороны - ускорение транспортного процесса (скоростные железные дороги, контейнерные сообщения, быстроходные специализированные суда), с другой - снижение ходовых скоростей судов, чтобы поглотить избыточность тоннажа, снижение скоростей и на других видах транспорта с целью уменьшения энергозатрат [19].
С учетом вышеизложенных мировых тенденций развития транспортной инфраструктуры, и согласно Проекту стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года, целью приоритета "Развитие транспортной инфраструктуры Волгоградской области" является повышение качества региональной транспортной инфраструктуры. Проведение основных мероприятий в сфере транспортной инфраструктуры до 2030 года должно отразиться на изменении целевых показателей деятельности транспорта на территории Волгоградской области. Основные показатели генеральной цели представлены ниже в таблице 8.
Согласно данным таблицы 8, предполагается изменение следующих ключевых показателей приоритета транспортного развития:
• доля соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автомобильных дорог в городских агломерациях с учетом загруженности, %: увеличение с 39,5 в 2018 г. до 73,7 в 2030 г.;
• количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети Волгоградской области, %: снижение с 93,4 в 2018 г. до 25 в 2030 г.;
• пассажиропоток аэропорта Гумрак, млн пассажиров на последний год этапа: увеличение с 1,148 в 2018 г. до 2,26 в 2030 г.;
• объем транспортной работы пригородного железнодорожного транспорта общего пользования, млн место-километров на последний год этапа: увеличение с 5,1 в 2018 г. до 6,5 в 2030 г.;
• объем транспортной работы пригородного внутреннего водного транспорта общего пользования, млн место-километров на последний год этапа: увеличение с 0,01 в 2018 г. до 0,03 в 2030 г.
Для реализации задач, относящихся к приоритету "Транспортная инфраструктура", в проекте стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года
19
предусмотрен ряд соответствующих мероприятий19:
Задача: Увеличение пропускной способности автомобильных дорог:
19 Проект стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года. - С. 62-64. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/7e0a1d10a3d6345a26b20dbf8028b865/proekt_vo.pdf (дата обращения: 10.08.2021).
• строительство автомобильных дорог, в том числе "Обход г. Волгограда", "Обход микрорайона Горьковский", "Обход г. Дубовка", "Обход поселка гор. типа Новый Рогачик", строительство мостового перехода через р. Волга в городе Волгограде, завершение строительства автомобильных дорог "Ш-я Продольная магистраль" и "Нулевая продольная магистраль" в г. Волгограде;
• реконструкция автомобильных дорог, в том числе завершение реконструкции автомобильной дороги Р-22 "Каспий";
• передача автомобильных дорог в федеральную собственность;
• создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения;
• создание и развитие цифровых инструментов для повышения эффективности и безопасности дорожно-транспортной сферы Волгоградской области;
• снижение бюджетных затрат на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог.
Задача: Снижение аварийности, смертности и вреда здоровью людей в автодорожном движении:
• строительство путепроводных развязок и реконструкция мостовых переходов, в том числе реконструкция мостовых переходов на Волго-Донском судоходном канале;
• обеспечение безопасности участия населения региона в дорожном движении.
Задача: Развитие воздушного транспорта:
• развитие грузового воздушного транспорта, в том числе строительство грузового терминала и завершение реконструкции пассажирского терминала аэропорта Гумрак;
• развитие пассажирского воздушного транспорта.
Задача: Развитие железнодорожного транспорта:
• модернизация и реконструкция железнодорожных линий, строительство дополнительных главных путей и новых линий, в т. ч. строительство второго главного пути ж/д участка Трубная - В. Баскунчак - Аксарайская, развитие ж/д участка Татьянка Южная - Канальная;
• комплексное развитие магистральной инфраструктуры на территории региона, в том числе создание мультимодального транспортно-логистического центра опорной сети в районе ж/д станции им. Максима Горького;
• повышение связности и доступности территорий ж/д транспортом.
Задача: Развитие водного транспорта:
• снижение протяженности участков внутренних водных путей, ограничивающих их пропускную способность, в том числе инициирование включения проекта создания второй нитки Волго-Донского судоходного канала в федеральный "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года";
строительство и реконструкция инфраструктуры речного транспорта, в том числе реконструкция причальных стенок в г. Волгограде и г. Дубовке, строительство в г. Камышине причального сооружения в акватории Волгоградского водохранилища;
повышение связности и доступности территорий водным транспортом, в том числе развитие автомобильных паромных переправ на о. Сарпинский в г. Волгограде и в г. Камышине.
Таблица 9
Прорывные инвестиционные проекты в сфере развития транспортной инфраструктуры Волгоградской области
№ п/п Наименование проекта Срок реализации (годы) Описание проекта
1 Строительство автомобильной дороги "Обход г. Волгограда" 2024 (I этап) 2030 (II-III этапы) Проект предполагает строительство скоростной автомобильной дороги вокруг города Волгограда, которая позволит вынести транзитные потоки за пределы селитебной зоны, что значительно улучшит дорожную ситуацию в городе. Общая протяженность будущей автодороги составит 71,4 км, при этом проект будет реализовываться в три этапа. На первом этапе (до 2024 года) будут построены 12,1 км автодороги в южной части города от трассы Р-22 (направление на Астрахань) до поселка им. Кирова. Второй и третий этапы (от Р-22 на Москву до А-260 и от А-260 до поселка им. Кирова соответственно) будут реализованы к 2030 г. Финансирование проекта будет происходить из федерального бюджета.
2 Создание мультимодального транспортно-логистического центра опорной сети в районе ж/д станции им. Максима Горького 2022 (I этап) 2024 (II этап) 2030 (III этап) Проект предполагает создание на территории региона вблизи ж/д станции им. Максима Горького транспортно-логистического центра, представляющего собой базовый элемент соответствующих транспортно-технологических систем перевозки грузов, включающий в себя группу специализированных и универсальных терминалов, а также необходимые объекты инженерной, транспортной и административной инфраструктуры для обслуживания транзитных, экспортно-импортных и региональных грузопотоков и позволяющий реализовать передовые логистические решения и предоставить участникам перевозочного процесса комплекс услуг добавленной стоимости.
Источник: Проект стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года. - С. 45-46. - URL:
https://www.economy.gov.ru/material/file/7e0aM10a3d6345a26b20dbf8028b865/proekt_vo.pdf (дата обращения: 10.08.2021)
Задача: Развитие общественного транспорта:
• снижение расходов бюджета на содержание общественного транспорта, в том числе заключение концессионных соглашений в области развития общественного транспорта и интеллектуальных транспортных систем;
• цифровое развитие общественного транспорта, в том числе создание сети управления светофорными объектами с функцией адаптивного управления [20; 21], создание платного парковочного пространства в г. Волгоград и г. Волжский, создание "Регионального центра управления транспортом", внедрение на территории всего региона единой системы безналичной оплаты
проезда (единая социальная транспортная карта и единый "электронный кошелек");
• повышение эффективности и привлекательности городского транспорта, в т. ч. строительство транспортно-пересадочных узлов в г. Волгоград, закупка новых трамвайных вагонов для использования в г. Волгоград и г. Волжский, закупка троллейбусов с увеличенным автономным ходом (электробусов с динамической подзарядкой);
• повышение эффективности и привлекательности междугороднего общественного транспорта, в том числе реконструкция автовокзалов и автостанций Волгоградской области, закупка нового подвижного состава на газомоторном топливе для обслуживания междугородних автобусных маршрутов.
Наиболее крупные инвестиционные проекты, реализация которых предусмотрена проектом стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 на различных этапах развития транспортной инфраструктуры, представлены в таблице 9.
Данные проекты могут быть охарактеризованы как «прорывные» в сфере развития транспортной инфраструктуры Волгоградской области, коренным образом влияющие на состояние отрасли и региона в целом. Их реализация значительно повысит экспортно-импортный потенциал региона и будет способствовать интеграции Волгоградской области в систему международных транспортных коридоров.
Заключение
Достижение целей и решение задач модели стратегии развития транспортного комплекса Волгоградской области, составленной на основе проекта стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2030 года, позволит трансформировать региональный транспортный комплекс в новой качественное состояние - «умный» транспортно-логистический комплекс, являющийся фактором дальнейшего устойчивого социально-экономического развития региона. Об этом свидетельствует рост качественных и количественных прогнозных индикаторов, в частности, к 2030 году ожидается:
• рост в 1,9 раза доли соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог регионального значения и автомобильных дорог в городских агломерациях с учетом загруженности;
• увеличение дорожной сети за счет новых автомобильных дорог, улучшение качества существующих автомобильных дорог;
• снижение до 6 % доли грузовых транспортных средств в общем объеме перевозок по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, перевозящих грузы с превышением допустимых весовых и габаритных параметров без возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам;
• повышение безопасности дорожного движения, снижение заторов, повышение пропускной способности транспортной системы и снижение затрат на ее содержание;
• снижение до 38 % доли дорожно-транспортных происшествий, причиной которых является ненормативное состояние автомобильных дорог;
• частичное замещение бюджетных затрат на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог внебюджетными инвестициями, снижение совокупных капитальных и операционных затрат на дорожную сеть при повышении ее качества и безопасности;
• повышение безопасности движения по автомобильным дорогам, снижение детского дорожно-транспортного травматизма;
• увеличение протяженности железных дорог на территории региона и увеличение протяженности модернизированных железных дорог;
• развитие комплексной логистики и привлечение в регион крупных логистических операторов;
• улучшение транспортной доступности городских территорий;
• обеспечение современной инфраструктурой перевозок водным транспортом, повышение их рентабельности за счет возможности оказания нетранспортных услуг в зданиях речных вокзалов.
В целом, наиболее перспективными направлениями для региона является создание новых и реконструкция существующих транспортно-логистических центров и комплексов, а также сбалансированное развитие транспортно-логистического сервиса. Развитие сферы транспорта и логистики должно обеспечить: привлечение дополнительных грузо- и пассажиропотоков; развитие сервисных услуг в сфере транспорта и логистики; формирование современного мультимодального комплекса, функционирующего как единая транспортно-логистическая система. Таким образом, регион сможет реализовать потенциал своего выгодного транспортно-географического положения, что будет являться важнейшим фактором, опосредующем социально-экономическое развитие Волгоградской области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мишарин, А.С. Транспортная стратегия Российской Федерации: цели и приоритеты // Инновационный транспорт. - 2015. - № 1(15). - С. 3-7.
2. Румянцева, С.Т. Учет особенностей территорий при проведении региональной политики в сфере социально-экономического развития, культуры и туризма // Управленческое консультирование. - 2018. - № 9(117). - С. 87.
3. Амиров, М. Единая транспортная система / М. Амиров. - М.: КноРус медиа, 2017. - 671 c.
4. Грищенков, А.И, Федотенков, Д Г., Лобановский, А.М. Основные принципы формирования транспортно-логистической системы региона // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 2. - с. 325-330.
5. Тетиор, А.Н. Экологическая гармония, красота, комфортность города (на базе экологической инфраструктуры). — М.: МГУП, 2010.
6. Ferova, I., et al. (2019). Tools for Assessing Sustainable Development of Territories Taking into Account Cluster Effects. J. Sib. Fed. Univ. Humanit. Soc. Sci. https://doi.org/10.17516/1997-1370-0412.
7. Maksimchuk, O., et al. (2019). Logistics as a factor in the growth of competitiveness of regional enterprises of the construction industry. In proceedings of the Volgograd state university international scientific conference: competitive, sustainable and safe development of the regional economy (CSSDRE 2019). - Volgograd state university, 15-17 May 2019, Volgograd, Russia. 2019. pp. 136-142.
8. Исмагилова, С.Х., Залетова, Е.А. Формирование ландшафтно-рекреационного и транспортного каркасов городского округа г. Казань // Известия КГАСУ. - 2016. - № 3(37). - С. 112.
9. Сураева, М.О. Методика формирования единой транспортно-логистической системы // Вестник СГЭУ. - 2011. - № 10(84).
10. Шаталов, М.А. Обоснование адаптивных инструментов обеспечения устойчивого развития региональных экономических систем / М.А. Шаталов // Вестник НГИЭИ. - 2017. - № 1(68). - С. 75-83.
11. Афанасьева, В.Г. Моделирование развития региональной транспортно-логистической системы / В.Г. Афанасьева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9(89). — С. 514-518. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17656/ (дата обращения: 12.03.2021).
12. Борисова, Н.И., Максимчук, О.В., Безнебеева, А.М. Повышение энергоэффективности транспортной инфраструктуры современного города и региона // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2020. - № 5(25). -С. 19-28.
13. Grakhov, V., et al. (2020). Specific features of high-speed railway construction projects. IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng. 890 012214.
14. Грищенкова, В.П., Федотенков, Д.Г. Логистические риски в развитии транспортно-логистического кластера приграничного региона // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3.
15. Romanova, A., et al. (2015). Experience in the Region to Increase the Availability of Housing Services. Mediterranean Journal of Social Sciences. 4(6). pp. 549-554. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n4s2p549.
16. Фоменко Г.Р., Сабитова К.Р. Развитие транспортной системы в городах // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. - 2014. - № 2. - С. 88-96.
17. Владимиров, С. А. Об основных направлениях развития мировой транспортной системы и логистики // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 12-9. - С. 1672-1680; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8218 (дата обращения: 12.03.2021).
18. Жанказиев, С.В. Интеллектуальные транспортные системы / С.В. Жанказиев. -М.: МАДИ, 2016. - 120 с.
19. Владимиров, С.А. О сущности и основных направлениях регулирования сбалансированности и эффективности макроэкономических состояний // Журнал экономической теории. - 2010. - № 1. - С. 9.
20. Живоглядова, В.Г., Бахтина, О.Н. Теоретические принципы возникновения и упреждения заторовых состояний на автодорогах. Известия Вузов. СевероКавказский регион // Технические науки. - 2004. - № 3. - с. 52-54.
21. Клименко, В.В., Морозов, А.Н., Проценко, О.Д. Моделирование логистической инфраструктуры транспортного узла / В.В. Клименко, А.Н. Морозов, О.Д. Проценко // Логистика и управление цепями поставок. - 2014. - № 1. — с. 21-29.
Klyushin Vladislav Vladimirovich
Volgograd state technical university, Volgograd, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5058-3396
PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=344494 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/AAI-3228-2020
Kostelov Ivan Sergeevich
Volgograd state technical university, Volgograd, Russia E-mail: [email protected]
Formation of the transport and logistics strategy of the region for its socio-economic development (on the example of the Volgograd region)
Abstract. At the present stage of social development, which is forming a new high-tech world order with all its challenges and problematic issues, there is an urgent need to provide all participants in public, social and economic relations with a single and convenient environment for interaction, improving the level and quality of life, and ensuring sustainable development. Smart city technologies, and their further extrapolation on the scale of a regional entity - the smart region - can ensure sustainable development for all residents of the region and consumers of municipal and regional services - citizens, public and business organizations, as well as public authorities. Due to the constant development of the transport industry and the emergence of new opportunities for the transportation of passengers and cargo, it is of great interest to study the transport and logistics segment of the "smart region". This explains the relevance and practical significance of this study, in which, on the example of the Volgograd region, a theoretical and methodological justification of the model of forming a transport and logistics strategy with its positioning as a factor of socio-economic development of the region is proposed. This approach is original, has a high degree of reliability, the ability to build and verify the forecast of socio-economic development of the region. The model developed in the study represents the author's vision of the strategy for the development of the transport and logistics complex of the Volgograd region in the future, defines short, medium and long-term priorities, goals and objectives, offers the main directions of development, mechanisms for achieving the goals and objectives, taking into account the achieved level and identified problems. The results of testing prove the feasibility of its use in the development and scientific justification of the strategy of socio-economic development at the regional level.
Keywords: transport; strategy; logistics; infrastructure; region; agglomeration; strategy; spatial development; socio-economic development