Научная статья на тему 'ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АПК КРЫМА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АПК КРЫМА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Республика Крым / агропромышленный комплекс / инвестиционно-инновационное развитие / сельское хозяйство / субсидии / туристская отрасль / кластер / Republic of Crimea / agriculture / investment and innovation development / agriculture / subsidies / tourism industry / cluster

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яновская А.А.

В статье проводится аналитический обзор инвестиционного и инновационного развития агропромышленного комплекса в Республике Крым. Анализируются предоставляемые правительством субсидии и их влияние на развитие малого и среднего предпринимательства. Предложены рекомендации по привлечению инновационного инвестирования в агропромышленный комплекс Республики Крым. Разработаны виды кластеров в агропромышленном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT INNOVATION DEVELOPMENT OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF CRIMEA: MARKET WATCH

The article presents an analytical review of the investment and innovation development of agriculture of the Republic of Crimea. Analyzes provided by government subsidies and their impact on the development of small and medium-sized businesses. Recommendations to attract investment in innovative agro-industrial complex of the Republic of Crimea . Developed types of clusters in agro-industrial complex.

Текст научной работы на тему «ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АПК КРЫМА: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

Яновская А.А.

Аспирант Института экономики и управления Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского

ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ АПК КРЫМА:

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

INVESTMENT - INNOVATION DEVELOPMENT OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF CRIMEA: MARKET WATCH

Yanovskaya A.A., graduate student of the Institute Economics and Management of the Crimean Federal University of named after V.I. Vernadsky

АННОТАЦИЯ

В статье проводится аналитический обзор инвестиционного и инновационного развития агропромышленного комплекса в Республике Крым. Анализируются предоставляемые правительством субсидии и их влияние на развитие малого и среднего предпринимательства. Предложены рекомендации по привлечению инновационного инвестирования в агропромышленный комплекс Республики Крым. Разработаны виды кластеров в агропромышленном комплексе.

ABSTRACT

The article presents an analytical review of the investment and innovation development of agriculture of the Republic of Crimea. Analyzes provided by government subsidies and their impact on the development of small and medium-sized businesses. Recommendations to attract investment in innovative agro-industrial complex of the Republic of Crimea . Developed types of clusters in agro-industrial complex.

Ключевые слова: Республика Крым, агропромышленный комплекс, инвестиционно-инновационное развитие, сельское хозяйство, субсидии, туристская отрасль, кластер.

Keywords: Republic of Crimea, agriculture, investment and innovation development, agriculture, subsidies, tourism industry, cluster.

Отличительной особенностью Республики Крым является выгодное географическое расположение региона, теплый климат, плодородные почвы, необычайной красоты природа и ландшафты, наличие огромного количества историко-культурного наследия, заповедных зон, а также рекреация. Благодаря всем этим факторам, на которых формируется экономика Крыма, основными отраслями региона являются: сельское хозяйство, пищевая промышленность, производство строительных материалов, туристская отрасль и др.

Следует отметить, что сельское хозяйство и пищевая промышленность в некоторой степени ориентированы на туристскую сферу.

Основной показатель, отражающий экономическую деятельность региона, является Валовой региональный продукт. В общем объеме Валового регионального продукта на долю сельского хозяйства приходится 8,6%. Основными отраслями аграрной отрасли Республики Крым являются: растениеводство, садоводство, виноградарство и виноделие. Главным приоритетом в этих отраслях является создание мощного сырьевого региона, который сможет обеспечить потребности местных жителей и гостей полуострова в основных видах продовольствия, а также повысить уровень конкурентоспособности выпускаемого продукта как внутри страны, так и на внешних рынках.

Крым имеет огромный потенциал в сфере агропромышленного комплекса, что в свою очередь является один из способов повышения конкурентоспособности туристской отрасли. Как известно, активное развитие отрасли туризма создает благоприятные условия для успешного функционирования других отраслей экономики.

Цель данной статьи заключается в раскрытии основных мер государственной поддержки в агропромышленном комплексе, а также аналитический обзор инвестиционно-инновационной активности в сфере агропромышленного комплекса Республики Крым.

Исходя из поставленной цели, следует решить ряд задач:

1. Провести анализ действующей государственной

поддержки Республики Крым в сфере сельского хозяйства.

2. Раскрыть основные цели и задачи Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы».

3. Провести аналитическую характеристику соответствия Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы» (далее по тексту - Государственная программа) с применяемыми мерами и средствами государственной поддержки Республики Крым.

4. Проанализировать инвестиционную деятельность в области АПК Крыма.

5. Выявить слабые стороны инвестиционного климата в Республике Крым.

6. Дать рекомендации по привлечению инновационного инвестирования в агропромышленный комплекс Республики Крым.

Изучение развития агропромышленного комплекса отражены в работах таких авторов как Лесных К.С., Бежовец А.А., которые подчеркивают, что «двигатель любого прогресса, как известно, инновационные технологии, которые не могли обойти стороной и АПК. Для развития и внедрения инноваций требуются значительные средства, а так же соответствующие научно-образовательная и научно-техническая базы» [10, с.2].

Так, автор Шевченко Е.В. подчеркивает, что для более эффективного развития агропромышленной отрасли необходимо активно привлекать инвестиции, которые позволили бы минимизировать слабые стороны предприятий сельской отрасли, а также повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Автором отмечено, что «по состоянию на 01.01.16 г. инвестиции в основной капитал составили только 5,4% от общего количества поступлений, что меньше на 3,7% относительно 2014 г.» [13, с.1].

Авторы Полухин А.А., Крутиков А.Ю. предлагают внедрять «региональные инвестиционно-инновационные цен-

тры, создаваемые на базе действующих технопарков, научных организаций, передовых хозяйств. Задача данного центра состоит не только в продвижении отдельных технологий, при этом инвестиционно-инновационные центры должны располагать такими производственными мощностями, кадрами и финансовыми ресурсами, чтобы с их помощью можно было модернизировать предприятия «под ключ» [11].

По мнению автора Доможилкиной Ж.В. «внедрение и совершенствование инноваций становятся ключевыми факторами увеличения объемов производства и занятости в сельском хозяйстве» [6, с.2].

Изучению потенциала АПК Крыма посвящены работы таких авторов, как Газизуллин Н.Ф., Гарипова Ф.Г. Авторами отмечается, что «на сегодняшний день 11,2% валового продукта Крыма и города Севастополь создается в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, в которых количество наемных рабочих превышает 70 тыс. человек (порядка 7% от всех занятых в экономике), с учетом самозанятости этот показатель превышает 180 тыс. чел.» [5, с.20].

Согласно п.1 ст.4 Закона Республики Крым № 134-ЗРК/2015 «О развитии сельского хозяйства в Республике Крым» от 17.06.2015 г. (далее по тексту - Закон) одними из направлений аграрной политики является:

• государственная поддержка сельскохозяйственных

товаропроизводителей, научных и образовательных организаций сельскохозяйственного профиля;

• содействие развитию аграрной науки и инновационной деятельности в сфере сельского хозяйства и промышленного производства сельскохозяйственной продукции [1, с.3].

Также необходимо отметить, что Законом утверждены источники финансирования мероприятий по развитию сельского хозяйства, а именно:

1. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства;

2. Средства бюджета Республики Крым, предусмотренные в бюджете Республики Крым на очередной финансовый год на поддержку развития сельского хозяйства;

3. Внебюджетные источники в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Крым.

Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы в 2015-2017 годы составит 16 960 930,7 тыс. руб. На рис. 1 представлен объем финансирования по источникам средств финансового обеспечения Государственной программы.

Рисунок 1 - Объем финансирования по источникам средств финансового обеспечения Государственной программы на 2015-2017 годы. Источник: [2, с.5]

Министерством сельского хозяйства Республики Крым исполнению мероприятий Государственной программы, ко-опубликован годовой отчет за 2015 год по фактическому торый представлен на рис.2

Фактическое исполнение Программы в 2015 году

120,00% 100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

--

Федеральны й бкдокет Бкдокет Республики Крым Местные бкдокеты В небюджет ные фонды

^^2015 80,50% 98,40% 81,10% 66,20%

Рисунок 2 - Фактическое исполнение Государственной программы развития сельского хозяйства за 2015 год. Источник: [4, с.12]

Стоит отметить, что динамика развития агропромышленного комплекса Республики Крым на период до 2017 г. будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства: повышение внутренней конкурентоспособности отечественного производства, которое тесно преплетается с политикой импортозамещения, государственная поддержка по внедрению инновационных технологий и пр., с другой - сохраняется сложная макроэкономическая и политическая обстановка в связи с принятием экономических санкций со стороны западных стран, неопределенная политическая и экономическая ситуация соседних государств, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики в Республике Крым.

Кроме того, для активного развития агропромышленного

Государственная поддержка в с

комплекса предусмотрены некоторые виды государственной поддержки, которые закреплены в Законе № 134-ЗРК/2015 «О развитии сельского хозяйства в Республике Крым», а именно:

• Государственная поддержка в сфере развития сельского хозяйства.

• Государственная поддержка развития деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере сельскохозяйственного производства.

• Государственная поддержка кадрового обеспечения агропромышленного комплекса.

В таблице 1 представлен перечень предоставляемых основных субсидий в целях государственной поддержки сельского хозяйства.

Таблица 1

ре агропромышленного комплекса

№ п/п Наименование цели субсидии / гранта (мероприятия) Размер субсидии / гранта

1 Гранты на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию сертифицированных пунктов (цехов) убоя сельскохозяйственных животных и (или) птицы • 50 % затрат, предусмотренных бизнес-планом проекта.

2 Субсидии на развитие племенного животноводства • 80 % затрат на содержание поголовья

• 50 % стоимости приобретаемых племенных животных и птицы.

3 Субсидия за произведенное и реализованное молоко ставка 5 рублей за 1 килограмм реализованного на моло-коперерабатывающие предприятия Республики Крым молоко

4 Субсидии на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса в отрасли животноводства и растениеводства, а также в сфере хранения и переработки молока и (или) мяса. 50 % затрат, произведенных участником программы в текущем году.

5 Субсидии на возмещение части процентной ставки по кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки продукции животноводства, развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства и растениеводства. Субсидия выплачивается в размере ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа) либо дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа). Размер предоставляемой субсидии не может превышать фактические затраты получателя субсидии на уплату процентов по кредиту (займу).

6 Субсидии за сохраненное и нарощен-ное поголовье коров, овцематок и ярок старше года, козоматок и козочек старше года. 50 % затрат на содержание в субсидируемом периоде.

7 Субсидии на стимулирование альтернативного свиноводству разведения других видов сельскохозяйственных животных и (или) птицы. 50 % стоимости приобретенных сельскохозяйственных животных и (или) птицы.

8 Субсидии на техническую и технологическую модернизацию производства в отрасли животноводства и (или) птицеводства, переработки продукции животноводства и (или) птицеводства. в размере 100 % затрат на уплату первого взноса по договору лизинга, но не более 50 % стоимости приобретенной техники.

9 Субсидия на возмещение части затрат на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области животноводства и растениеводства. в размере 80 % страховой премии по договору сельскохозяйственного страхования.

10 Субсидии на техническую и технологическую модернизацию производства в отрасли растениеводства и переработки продукции растениеводства. • в размере 100 % затрат, произведенных участником программы в текущем году на уплату первого взноса по договору лизинга, но не более 50 % стоимости приобретенной техни-кил в размере 35 % стоимости приобретенной техники, но не более 10,0 млн. рублей • в размере 45 % стоимости приобретенной техники для сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их союзов, но не более 15,0 млн. рублей в размере 20 % стоимости приобретенной техники, но не более 2,0 млн. рублей, • в размере 30 % стоимости приобретенной техники для сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их союзов, но не более 3,0 млн. рублей.

11 Субсидии на реализацию отдельных мероприятий экономически значимой региональной программы в отрасли растениеводства В размере 50% и 80% затрат в субсидируемом периоде

Источник: Постановление Совета министров Республики Крым № 162 «Об утверждении порядков предоставления субсидий и грантов на реализацию мероприятий ведомственных целевых программ Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы» от 22.04.2016.

В соответствии с годовым отчетом за 2015 год по реализации Государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы» нами была проведена аналитическая характеристика соответствия запланированных мероприятий по Государственной программе и предоставляемой государственной поддержке в Республике Крым в 2015 году.

Стоит отметить, в рамках государственной поддержки приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования (в том числе в лизинг) сельхозтоваропроизводителями республики в 2015 году приобретено 607 ед. сельскохозяйственной техники и оборудования.

Также в рамках сотрудничества ОАО «Росагролизинг» и Республики Крым сельхозтоваропроизводителями респу-

блики на декабрь 2015 года заключено договоров лизинга на 244 единиц сельскохозяйственной техники на общую сумму 904,25 млн. руб.

Так, в соответствии с мероприятиями Подпрограммы 1, а именно по возмещению части затрат на приобретение резервных источников питания (АРИП) предприятиям, осуществляющими деятельность по производству и переработке продукции растениеводства и животноводства субсидии получили 10 предприятий, осуществляющих деятельность в отрасли растениеводства, за приобретенные 14 АРИП общей мощностью 1,7 МВт. и 8 предприятий, осуществляющих деятельность в отрасли животноводства, за 38 АРИП общей мощностью 8,2 МВт. Исполнение бюджета в 2015 году составило - 4 334,3 тыс. рублей (или 96,7%) и 31 259,6 тыс. рублей (или 100%) соответственно.

Кроме того, по мероприятию «Поддержка племенного животноводства», бюджетные средства которого были использованы на 100% (т.е. 2 134,0 тыс.руб.), зарегистрированы 8 сельхозтоваропроизводителей (ПЗ АО «Партизан», ГУП РК «Учебно-опытный племенной птицеводческий завод имени Фрунзе», ООО «Валико», СПК (колхоз) «Каркинитский», ПЗ ООО «Велес- Крым», ГУП РК «Чер-

номорское», ООО «КЖО», АО Крымское предприятие по племенному делу). Из них в перечень субсидируемых сельхозтоваропроизводителей на содержание племенного маточного поголовья в 2015 году включены: АО «Партизан», ООО «Валико», СПК (колхоз) «Каркинитский», ООО «Велес-Крым».

Мероприятие «Субсидии на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока» было реализовано в полном объеме, плановый показатель выполнен на 98,1%, а именно производство молока во всех категориях хозяйств составило 225,7 тыс. тонн, что на 4,3 тыс. тонн ниже запланированного. Плановые объемы были рассчитаны с учетом запуска инвестиционного проекта по ООО «Крым-Фарминг» в апреле 2015 года, однако проект реализовывался только в декабре 2015 года, данная ситуация объясняет отклонение от планового показателя.

Несколько другая ситуация сложилась в случае реализации мероприятий по возмещению части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства и животноводства, переработки и реализации продукции растениеводства и животноводства. Государственной программой по данному мероприятию на развитие растениеводства предусмотрено в 2015 году - 19 079,0 тыс. рублей, но только 2 658,3 тыс. рублей составило фактическое исполнение бюджетных денежных средств - или 13,9%.

Причинами столь низкого показателя являются:

- отсутствие у сельхозпроизводителей ликвидного имущества, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- наличие обременения на имеющиеся объекты залога со стороны украинских банков;

- отсутствие статистических данных за период 5 предыдущих лет для возможности расчёта уровня страхового риска (период работы субъектов хозяйствования в РФ с 2014 года);

- отсутствие многих сортов украинской селекции (высеваемых в Крыму) в российском реестре.

Аналогичная ситуация по реализации мероприятия «Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области

растениеводства», но помимо вышеперечисленных причин, в данном случае следует отнести к причине не освоения средств бюджета Республики Крым и федерального бюджета - отсутствие в РК подразделений страховых компаний, входящих в пул «Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса - Национальный союз агро-страховщиков», работающих в рамках Федерального закона от 25.07.2011 № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования».

Анализируя подпрограмму 3 «Развитие малых форм хозяйствования», стоит отметить мероприятие «Поддержка начинающих фермеров», плановый показатель которого выполнен на 131,6%. В ходе реализации данного мероприятия грант на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (далее по тексту - К(Ф)Х) получили 50 глав К(Ф)Х против запланированных 38, из них отрасль растениеводства - 30 грантов, отрасль животноводства — 20. Бюджетные средства освоены в полном объеме.

Аналогично, в рамках выполнения мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» 3 К(Ф)Х получили грант на создание семейных животноводческих ферм.

В соответствии с Подпрограммой 6 «Устойчивое развитие сельских территорий Республики Крым» исполнение мероприятия «Грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности» в 2015 году составило - 2 407,7 тыс. рублей или 104,7%, результатом которого реализованы 11 проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, из них: 9 проектов по строительству детских площадок и 2 проекта по строительству спортивных площадок в 7 населенных пунктах.

Итак, проведя аналитическую характеристику, можно сделать следующие выводы: на рисунке 3 представлена структура производства продукции сельского хозяйства по категориям товаропроизводителей, следует отметить, что наблюдается ежегодное увеличение производства продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, производство сельскохозяйственными организациями в 2014 году сократилось, но в 2015 году пошла тенденция на увеличение и составила 34,5%, а вот производство продукции хозяйствами населения, наоборот, сократилось.

Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям товаропроизводитей, %

■ К(Ф)Х Хозяйства населения ■ С/Х организации

96 4 98,4

96'3 ^ ' . 78,9 Л

102,3 А ' Ш Щ

135 Щ 169,5 Щ

2013 2014 2015

Рисунок 3 - Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям товаропроизводителей. Источник: [9, с.51]

Данная ситуация объясняется тем, что политика государственной поддержки К(Ф)Х и сельскохозяйственных организаций в виде предоставляемых субсидий и грантов соответствует конъюнктуре рынка по производству сельскохозяйственной продукции, внедрение инновационных технологий повышают конкурентоспособность продукции, а также инвестиционная деятельность повышает экономи-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ческую значимость агропромышленного комплекса Республики Крым.

Кроме того, по предварительным данным Государственной статистики РК наблюдается уменьшение индекса объема производства продукции сельского хозяйства, данная ситуация отражена на рис. 4.

Рисунок 4 - Индексы производства продукции сельского хозяйства Источник: [9, с.53]

В целом сельское хозяйство находится на начальной стадии развития, в настоящий момент происходит структурная перестройка агропромышленного комплекса республики. Стоит подчеркнуть, если раньше в Республике Крым основной сельскохозяйственной культурой были влагозависимые зерновые, то теперь регион делает упор на капельное орошение, бахчевые косточковые и эфиромасличные культуры.

Несомненно, активная государственная поддержка, а также тесное сотрудничество государства с предпринимательскими структурами, влияют на развитие агропромышленной отрасли: создаются условия для производства более конкурентоспособных сельскохозяйственных товаров как внутри регионального рынка, так и за его пределами, а также формируются благоприятные условия для развития инвестиционного климата в регионе.

По данным Министерства сельского хозяйства, на сегодняшний день в Республике Крым реализуются следующие крупные инвестиционные проекты:

1. Животноводческий комплекс ООО «Крым-Фар-минг». Предполагается создание 140 рабочих мест. Прогнозный объем инвестиций 985 млн. руб.

2. ООО «Южная». Прогнозный объем инвестиций -231 млн. руб.

3. ГК «Легенды Крыма» (виноградарско-винодельче-ское производство). Общий объем вложений - 964 млн. руб. Планируется создать до 300 рабочих мест.

4. ООО «Яросвит-Агро». Прогнозный объем инвестиций 340 млн. рублей. Предполагается создание дополнительно 250 рабочих мест.

5. ООО «Фрукты Старого Крыма». Общий объем инвестиций - 609 млн. руб. Планируется создать 250 постоянных рабочих мест, 500 сезонных рабочих мест.

В 2015 году подписано 11 Соглашений о реализации инвестиционных проектов между Советом министров РК и инвесторами, общий объем инвестиций по которым состав-

ляет 4,9 млрд, руб. В результате реализации данных инвестиционных проектов планируется создание 1376 рабочих мест.

С целью развития инвестиционной деятельности в Республике Крым были сделаны следующие шаги:

• Создана Свободная экономическая зона

На 22.07.2016 участниками СЭЗ зарегистрированы 573 участника.

ООО «Крымский молочник», пгт. Красногвардейское в рамках Свободной экономической зоны реализует проект «Модернизация красногвардейского молокоперерабатываю-щего завода». В рамках реализации проекта капитальные вложения планируется направить на приобретение нового производственного оборудования и автотранспорта, что в свою очередь позволит увеличить производственные и логистических мощности, расширить ассортимент и повысить качество производимой продукции.

Объем капитальных вложений, планируемый в рамках реализации проекта, составляет 14,4 млн. рублей. В настоящее время ООО «Крымский молочник» продолжает реализацию инвестиционного проекта «Модернизация Красногвардейского молокоперерабатывающего завода», что уже сейчас позволило на 15% увеличить объемы производства молочной продукции [7].

ООО «Легенда Крыма» реализует инвестиционный проект «Выращивание винограда технических и столовых сортов, зерновых культур на территории Сакского района». В рамках реализации проекта планируется осуществить закладку многолетних насаждений (виноградников), а также выращивание зерновых культур на площади 400 га.

Реализуется стратегия создания собственной высококачественной сырьевой базы для классического виноделия. Осуществляется всестороннее изучение природно-климатических факторов, современных агротехнических технологий, техники для работы на винограднике, систем полива,

подбор наиболее рентабельных сортов винограда.

ООО «Легенда Крыма» является участником СЭЗ с 2015 года и уже применило таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в результате чего без уплаты пошлины и НДС завезено импортное оборудование, система капельного орошения, саженцы, материалы для виноградника. При этом, в 2015 году на реализацию проекта направлено 84 млн.руб., а в 2016 году планируется нарастить инвестиции до 100-120 млн.руб.

За 2015 - 2016 годы, высажено порядка 300 га современных, оборудованных системой капельного орошения, виноградников, а общая площадь достигла - 500 га.

Объем капитальный вложений планируемый в рамках реализации проекта составляет 620 млн. рублей. Планируется создать порядка 170 рабочих мест.

В развитие инвестиционного проекта планируется строительство передового винодельческого комплекса замкнутого цикла для производства тихих и игристых вин. Новый завод будет размещен в непосредственной близости к виноградникам и оснащен современным оборудованием, в том числе и российского производства.

Создание виноградарско-винодельческого комплекса «Легенда Крыма» является одним из немногих действительно инновационных проектов в области виноградарства в Крыму за последние годы [8].

• Утверждена инвестиционная декларация Республики Крым;

• Создан Совет по улучшению инвестиционного климата Республики Крым;

• Урегулировано информационное обеспечение с помощью регулярного размещения информации на Инвестиционном портале Республики Крым;

• Создано ГАУ РК «Центр инвестиций и регионального развития»

Основной целью данного учреждения является консультационная поддержка инвесторов. На сегодняшний день «Центр инвестиций и регионального развития» обеспечивает сопровождением в реализации 308 инвестиционных проектов на общую сумму

787,26 млрд. рублей [12].

• Создано Акционерное общество «Корпорация развития Республики Крым»

Министерством экономического развития Республики Крым было создано данное общество, которое является специализированным институтом развития республики для внедрения деятельности по решению задач инвестиционно-инновационного и индустриального развития, а также социально-экономическое развитие региона.

Несмотря на активное участие органов власти и местного самоуправления в развитии инвестиционно-инновационной деятельности Республики Крым, все же имеются слабые стороны в данной сфере, а именно:

1. Неусовершенствованная законодательная база;

Например, в Законе РК № 134-ЗРК/2015 «О развитии сельского хозяйства в Республике Крым» от 17.06.2015 г. вопросы, регулирующие аграрное инновационное развитие, слабо отражены. Поэтому нами предложено внести некоторые дополнения в данный законодательный документ, а именно:

- ст.2 «Основные понятия, используемые в настоящем Законе» добавить пп.8 «Инновационное развитие АПК -разработка и внедрение инновационных технологий на

рынок инфраструктуры сельского хозяйства, а также в производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью минимизировать затраты на производство и получить экономическое, социальное, экологическое, научно-технического или другой вида эффекта».

- ст.7 «Государственная поддержка в сфере развития сельского хозяйства» абзац первый «Государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:» дополнить пп.25 «Развитие инновационных технологий в производстве сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также рынка инфраструктуры сельского хозяйства».

- добавить статью «Государственное регулирование системы инновационного и инвестиционного развития агропромышленного комплекса» со следующим содержанием текста «Инновационное и инвестиционное развитие в отрасли сельского хозяйства в Республике Крым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым».

2. Слабая информационная деятельность для привлечения крупных иностранных инвесторов, таким образом, выявляется неэффективная система менеджмента в данной сфере;

3. Административные барьеры;

4. Высокая стоимость создания производств (инновационного проекта);

5. Нестабильность социально-политической обстановки в соседних странах;

6. Наличие рисков в области международных отношений и внешнеэкономической деятельности.

Если последние пункты слабых сторон относятся к внешней среде, т.е. более независящей от действий органов власти, то первые пункты, в первую очередь, нуждаются в доработке и постоянном контроле.

В связи с этим, нами предложены рекомендации по привлечению инновационного инвестирования в агропромышленный комплекс Республики Крым:

1. Направить поток инвестиций в научно-технический и технологический процесс в АПК, основывающийся на эффективной сельскохозяйственной науке и высококвалифицированных кадрах.

Например, в Нидерландах создана общенациональная служба внедрения достижений науки и передового опыта в сельхозпроизводство.

2. Создать агропромышленный союз Республики Крым.

Как показывает международный опыт, участие сельхозпроизводителя в различных отраслевых ассоциациях, союзах дает возможность обеспечить сбалансированность интересов участников агропромышленного комплекса: поддержание высокого качества продукции, регулирование ценовой политики, вовлечь участников в формирование и развитие аграрной политики. Конечно, все соответствующие положения должны быть закреплены на законодательном уровне и предусматривать различные поощрения для объединения производителей аграрной продукции.

3. Создание кластеризации с целью привлечения инвестиций, повышения конкурентоспособности и эффективности аграрной политики. На рис. 5 представлены виды кластеров в агропромышленном комплексе.

Рисунок 5 - Кластеризация АПК Республики Крым Источник: разработано автором

Стоит отметить, что создание кластеров повлияет на конкурентоспособность в трех направлениях:

- повышение производительности фирм и отраслей;

- активизация инвестиционной деятельности;

- формирование нового бизнеса, поддерживающего инновации.

В результате внедрения данных рекомендаций будет обеспечено устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, обеспечение население продуктами, т.е. создание продовольственной безопасности, создание новых рабочих мест, интеграция агропромышленной политики на новый инновационный уровень.

Таким образом, данное исследование позволило нам достичь поставленной цели, а именно раскрыть основные меры государственной поддержки в агропромышленном комплексе, а также провести аналитический обзор инвестиционно-инновационной активности в сфере агропромышленного комплекса Республики Крым. Отметим, что государственная поддержка АПК в Республике Крым направлена на решение основных и перспективных целей и задач, которые в свою очередь реализовывают политику импортозамещения и обеспечивают продовольственную независимость России. Инвестиционно-инновационная политика обеспечивает поступательное социально-экономическое развитие не только агропромышленного комплекса, но туристско-рекреацион-ного, а также благоприятное влияние на макроэкономические показатели страны.

Список литературы

1. Закон Республики Крым № 134-ЗРК/2015 «О развитии сельского хозяйства Республики Крым» от 17.06.2015. Принят постановлением Совета Министров РК [электронный ресурс]. Режим доступа: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/ pub_252473.pdf (дата обращения 23.07.2016).

2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы № 423 от 29.10.2014. Принят постановлением Совета министров Республики Крым от 05 апреля 2016 года № 133 «О внесении изменений в постановление

Совета министров Республики Крым от 29 октября 2014 года № 423» [электронный ресурс]. Режим доступа: http:// msh.rk.gov.ru/file/gospr_post_133_11042016.pdf (дата обращения 23.07.2016).

3. Постановление Совета министров Республики Крым от 22.04.2016 № 162 «Об утверждении порядков предоставления субсидий и грантов на реализацию мероприятий ведомственных целевых программ Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы» [электронный ресурс] Режим доступа: http://msh.rk.gov. ru/file/poryadki_predostavleniya_subsidiy_i_grantov_na_ realizatsiyu_meropriyatiy_.pdf (дата обращения 20.08.2016).

4. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности за 2015 год Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы от 01.03.2016 г. [электронный ресурс]. Министерство сельского хозяйства Республики Крым. Режим доступа: http://msh.rk.gov.ru/rus/file/godovoy_ otchet_o_hode_realizatsii_i_otsenke_effektivnosti_za_2015_ god(1).pdf (дата обращения 24.07.2016).

5. Газизуллин Н.Ф., Гарипова Ф.Г. Проблемы интеграции Крыма в Российское экономическое пространство в контексте его модернизации [электронный ресурс] / Проблемы современной экономики. 2014. № 2 (50), С. 19-22. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-integratsii-kryma-v-rossiyskoe-ekonomicheskoe-prostranstvo-v-kontekste-ego-modernizatsii#ixzz4GdusizWR (дата обращения 20.08.2016).

6. Доможилкина Ж. В., Никонюк Е. А. Перспективы и направления развития инновационного менеджмента на сельскохозяйственных предприятиях Республики Крым [электронный ресурс] / Ученый XXI. 2016. № 4-2 (17), С. 76-79. Режим доступа: http://www.colloquium-publishing.ru/ library/index.php/UCH21VEK/artide/view/1276 (дата обращения 18.08.2016).

7. Инвестиционный портал Республики Крым. История успеха ООО «Крымский молочник» [электронный ре-

сурс]. Режим доступа: http://www.mvest-m-crimea.m/%D0% 9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B 8%D0%B9-%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87 %D0%BD%D0%B8%D0%BA (дата обращения 24.07.2016).

8. Инвестиционный портал Республики Крым. История успеха ООО «Легенда Крыма» [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.invest-in-crimea.ru/%D0%9A%D 1%80%D1%8B%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0 %B9-%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0 0/(да0/(С0%В80/(С0%ВА (дата обращения 24.07.2016).

9. Итоги работы Республики Крым в 2015г.: Статистическое обозрение / Крымстат. - Симферополь, 2016. - 146 с.

10. Лесных К.С., Бежовец А.А. Инновационное развитие агропромышленного комплекса в условиях экономического кризиса [электронный ресурс] // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конфе-

ренции «Студенческий научный форум». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/906/9227 (дата обращения: 07.08.2016).

11. Полухин А. А., Крутиков А. Ю. Инновации в агропромышленном комплексе России [электронный ресурс] / Аграрная Россия. 2013. № 6, с.40-42. Режим доступа: http:// mcx-consult.ru/innovacii-v-agropromyshlennom-kompl (дата обращения 09.08.2016).

12. Центр инвестиций и регионального развития / Оперативная информация/ [электронный ресурс]. Режим доступа: http://investrk.ru/ru/center/actual (дата обращения 22.07.2016).

13. Шевченко Е.В. Активизация инновационной деятельности агропромышленного комплекса Республики Крым // Инновационная наука. 2016. №4-1 (16) С.37-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.