Научная статья на тему 'Регуляторные механизмы эффективности реализации стратегии развития предприятий агропромышленного комплекса Крыма'

Регуляторные механизмы эффективности реализации стратегии развития предприятий агропромышленного комплекса Крыма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АПК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еримизина Марина Ивановна

Наличие экономически обоснованных стратегий развития отдельных отраслей и народнохозяйственных комплексов, а также формирование механизмов их реализации являются важными предпосылками эффективного развития региональных экономических кластеров. Агропромышленный пищевой кластер, занимающий третью рейтинговую позицию, призван объединить сельскохозяйственные предприятия Республики Крым, предприятия пищевой и сопутствующей промышленности, научно-исследовательские центры, образовательные учреждения в целях развития агропромышленного комплекса Республики Крым. Рассмотрены проблемы ресурсного обеспечения и основные результаты деятельности агропромышленных предприятий Республики Крым, выявлен приоритетный ряд факторов, оказывающих влияние на эффективность реализации программ стратегического развития регионального АПК. Проанализированы формы и методы государственной поддержки агропромышленных предприятий Крыма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регуляторные механизмы эффективности реализации стратегии развития предприятий агропромышленного комплекса Крыма»

УДК 338.242

Еримизина Марина Ивановна,

к. э. н., доцент,

кафедра учета, анализа и аудита,

Крымский Федеральный университета им. В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Erimizina Marina,

Ph.D. in Economics, associate professor,

Department of the Account, Analysis and Audit,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

РЕГУЛЯТОРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА КРЫМА

REGULATORY MECHANISMS OF EFFICIENCY OF STRATEGY FOR DEVELOPMENT OF ENTERPRISES OF CRIMEAN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Наличие экономически обоснованных стратегий развития отдельных отраслей и народнохозяйственных комплексов, а также формирование механизмов их реализации являются важными предпосылками эффективного развития региональных экономических кластеров. Агропромышленный пищевой кластер, занимающий третью рейтинговую позицию, призван объединить сельскохозяйственные предприятия Республики Крым, предприятия пищевой и сопутствующей промышленности, научно-исследовательские центры, образовательные учреждения в целях развития агропромышленного комплекса Республики Крым. Рассмотрены проблемы ресурсного обеспечения и основные результаты деятельности агропромышленных предприятий Республики Крым, выявлен приоритетный ряд факторов, оказывающих влияние на эффективность реализации программ стратегического развития регионального АПК. Проанализированы формы и методы государственной поддержки агропромышленных предприятий Крыма.

Ключевые слова: предприятия агропромышленного комплекса, стратегия развития АПК, эффективность стратегии развития.

The availability of economically feasible development strategies for individual industries and economic sectors, as well as the formation mechanisms of their implementation are important prerequisites for effective development of regional economic clusters. Agro food cluster, occupying third ranking aims to bring together the agricultural enterprises of the Republic of Crimea, enterprises of food and related industry, research centres, educational institutions for development of the agroindustrial complex of the Republic of Crimea. The problems of resource support and the main results of the activities of agro-industrial enterprises of the Republic of Crimea are considered. A priority range of factors influencing the effectiveness of the implementation of the strategic development programs of the regional agro-industrial complex has been identified. Forms and methods of state support for agro-industrial enterprises of Crimea are analyzed.

Keywords: enterprises of agro-industrial complex, agribusiness development strategy, efficiency of development strategy.

ВВЕДЕНИЕ

Наличие экономически обоснованных стратегий развития отдельных отраслей и народнохозяйственных комплексов, а также формирование механизмов их реализации являются важными предпосылками эффективного развития региональных экономических кластеров. Проект «Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» [8] выделяет 7 основных кластеров приоритетного развития, для формирования которых в Крыму имеются необходимые ресурсы, производственный и кадровый потенциал. Агропромышленный пищевой кластер, занимающий третью рейтинговую позицию, призван объединить сельскохозяйственные предприятия Республики Крым, предприятия пищевой и сопутствующей промышленности, научно-исследовательские центры, образовательные учреждения в целях развития агропромышленного комплекса Республики Крым.

Вопросы обоснования механизмов реализации стратегии развития предприятий широко освещены в фундаментальных трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых, таких как И. Ансофф [1], Б. Карлоф, Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, Р.М. Качалов [4], В.Д. Маркова [6], М.Х. Мескон, Э.А. Смирнов, Р.А. Фатхутдинов и др.

Однако эти исследования не учитывают специфику крымского региона и отраслевую специфику агропромышленных предприятий, что обусловило необходимость дальнейших исследований в

132

области оптимизации выбора регуляторных механизмов эффективной реализации стратегии развития агропромышленного комплекса РК. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью публикации является анализ, систематизация и оценка эффективности воздействия регуляторных механизмов реализации стратегии развития предприятий агропромышленного комплекса Крыма.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Современный этап адаптации системы управления крымских предприятий к новым условиям внешней среды и российскому хозяйственному праву обусловили динамичный переход к новым хозяйственным формам и сферам развития бизнеса. Эти и другие причины требуют акцентировать внимание исследователей — экономистов и менеджеров — на современных проблемах выявления закономерностей построения и функционирования систем управления.

Агропромышленный комплекс Республики Крым представлен предприятиями, специализирующимися на одной или нескольких отраслях аграрной сферы и перерабатывающих отраслей, которые играют важную роль в экономике крымского региона. Крым имеет благоприятные природно-климатические и географические условия хозяйствования, а также трудовые, земельные и материально-технические ресурсы.

Тем не менее, необходимо отметить ряд негативных тенденций в ресурсном обеспечении агропромышленного комплекса региона. Общая потребность сельского хозяйства в рабочей силе сокращается, и эта тенденция характерна не только для Крыма, но также и для мирового сельского хозяйства. Однако, если в мире это обусловлено ростом интенсивности сельскохозяйственного производства, то в нашем регионе — непрестижностью сельских профессий. За период исследования (2014-2016 гг.) численность занятых в агропромышленной сфере района сократилась на 5,8 %, при этом доля наемных работников пенсионного возраста возросла с 11,2 до 14,3 %.

Развитие сельских территорий всего Крыма во многом зависит от притока в аграрную сферу молодых квалифицированных кадров. Решение этой проблемы обусловлено мотивацией и материальной заинтересованностью сельскохозяйственных работников в результатах своего труда. Сопоставление показателей номинальной заработной платы в сельском хозяйстве Республики Крым, Южного федерального округа и Российской Федерации в целом свидетельствует, что заработная плата в Крыму находится на низком уровне. Так, в 2015 году среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства в РФ была на уровне 18928 руб., в Южном Федеральном округе — 20380 руб., в Республике Крым — 14634 руб. В 2016 году эти показатели соответственно составили 20638 руб., 22956 руб. и 18660 руб.

В Крыму сосредоточены значительные земельные ресурсы для сельскохозяйственного производства. При этом за 3 последних года отмечается сокращение посевных площадей и рост площади деградированных земель, что требует более внимательного отношения руководителей аграрных предприятий к земельной проблеме.

Показатели таблицы 1 свидетельствуют об имеющихся трудностях в обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами. Следует отметить, что сокращение объемов применяемых удобрений, средств защиты растений и животных, парка машин и механизмов является тенденцией не последних трех лет, а почти десятилетнего периода хозяйственной деятельности агропромышленных предприятий Крыма.

Таблица 1. Показатели уровня интенсификации производства на предприятиях АГ К Крыма *

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Внесено минеральных удобрений на 1 га посевной площади, кг действующего вещества 39 21 19

Внесено органических удобрений на 1 га посевной площади, т 0,5 0,4 0,4

Удельный вес площади под урожай сельскохозяйственных культур, удобренной минеральными удобрениями, % 62 51 43

Удельный вес площади под урожай сельскохозяйственных культур, удобренной органическими удобрениями, % 6 5 4

Количество тракторов в расчете на 1000 га пашни, ед. 7 4 4

Количество зерноуборочных комбайнов в расчете на 1000 га посевной площади зерновых 2 1 2

* Составлено автором.

133

Тем не менее, несмотря на проблемы с ресурсным обеспечением, данные таблицы 2 свидетельствуют о значительном росте стоимости аграрной продукции, произведенной предприятиями РК за 2013-2015 гг., которая увеличилась более чем в 1,4 раза и в 2015 году составила 63,5 млрд руб.

Таблица 2. Производство сельскохозяйственной продукции субъектами хозяйственной деятельности Республики Крым в 2013-2015 гг., млн руб. *

Показатели 2013 г., (k пересчета грн. в руб. = 3,8) 2014 г. 2015 г.

Производство продукции сельского хозяйства всеми категориями хозяйств, всего в т. ч.: 44194,0 47095,9 63523,4

• сельскохозяйственными организациями 14780,2 14063,4 22727,8

• хозяйствами населения 28442,7 31865,8 37431,4

• крестьянскими (фермерскими) хозяйствами 971,1 1166,7 3364,2

Производство продукции растениеводства всеми категориями хозяйств, всего в т. ч.: 23847,4 25645,3 38023,0

• сельскохозяйственными организациями 8987,8 8064,7 14581,8

• хозяйствами населения 13944,7 16500,6 20340,7

• крестьянскими (фермерскими) хозяйствами 914,9 1079,9 3100,6

Производство продукции животноводства всеми категориями хозяйств, всего в т. ч.: 20346,6 21450,6 25500,4

• сельскохозяйственными организациями 5792,4 5998,7 8146,0

• хозяйствами населения 14498,0 15365,2 17090,7

• крестьянскими (фермерскими) хозяйствами 56,2 86,7 263,6

* Составлено автором.

На эффективность реализации стратегии развития агропромышленных предприятий Крыма воздействует сложный комплекс внешних и внутренних факторов. Специфика сельскохозяйственной отрасли обусловила формирование особого механизма хозяйствования. Ряд внешних факторов ведет к возникновению дополнительных проблем в реализации стратегии развития агропромышленного кластера, а именно: сезонность сельскохозяйственного производства, наличие значительного временного разрыва между периодом получения сырья и выходом готовой продукции, значительный диапазон реальных доходов различных слоев населения Крыма.

Определение приоритетного ряда факторов реализации стратегии развития агропромышленных предприятий целесообразно провести на основании многомерного шкалирования. В соответствии с проведенным анализом на основе матрицы парных суждений был выявлен следующий ранжированный ряд влияния факторов (табл. 3).

На эффективность реализации стратегии развития агропромышленных предприятий РК в большей мере влияют внешние факторы — 55,84 %. Среди наиболее значимых следует отметить: объем потенциального спроса (5,48 %) и риск форс-мажорных обстоятельств (4,83 %). Чуть меньшая значимость внутренних факторов (зависящих от деятельности предприятия) — 44,16 %. Причем в данной группе определяющее значение отводится следующим критериям: выход валовой продукции с 1 га сельхозугодий (6,57 %); доля продукции, соответствующей стандартам качества (4,92 %); уровень промежуточного потребления продукции (2,86 %); удельный вес предприятий, занимающихся маркетинговыми исследованиями товарных рынков (2,51 %); «стаж» работы предприятия на товарном рынке (2,49 %).

Государственное регулирование агропромышленного производства в Крыму осуществляется посредством административных механизмов выделения земель и контроля целевого их использования, с помощью механизмов кредитной поддержки сельхозпроизводителей, путем предоставления бюджетных субсидий и дотаций, путем контроля и пресечения запрещенного импорта.

В настоящее время сельское хозяйство Крыма в большей степени нуждается в дотационной поддержке государства. Следует отметить, что за 2 года (2015 и 2016 годы) величина бюджет-

134

Таблица 3. Приоритетный ряд факторов, оказывающих влияние на эффективность реализации

стратегии развития предприятий АП К РК *

Эндогенные факторы Численная степень влияния, % Экзогенные факторы Численная степень влияния, %

Потенциальный спрос на продукцию агропромышленного комплекса 5,48 Доля продукции, соответствующей стандартам качества 4,92

Риск форс-мажорных обстоятельств 4,83 Выход аграрной продукции с 1 га с/х. угодий 3,33

Уровень соответствия национальных систем стандартизации и сертификации аграрной продукции требованиям мирового рынка 4,55 Урожайность основных сельскохозяйственных культур и продуктивность животных 3,24

Оценка законодательной базы регулирования деятельности агропромышленного комплекса 3,99 Уровень промежуточного потребления продукции 2,86

Количество гос. программ поддержки сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий 3,89 Уровень привлекательности упаковки продовольственной продукции 2,55

Адаптация деятельности крымских производителей к российскому хозяйственному законодательству 3,69 Уд. вес предприятий АПК, проводящих маркетинговые исследования 2,51

Соотношение внутренних цен реализации аграрной продукции с ценами на мировом рынке 3,14 «Стаж» работы предприятия на товарном рынке 2,49

Соответствие национальных предпочтений в контексте менталитета населения 2,79 Соотношение затрат и стоимости произведенной продукции 2,12

Риск политикой нестабильности в регионе 2,39 Уровень инновационной активности предприятий 1,83

Оценка природно-климатических условий района 2,29 Доля продукции предприятий, марка которых является брендом 1,79

Соотношение бюджетных субсидий и себестоимости аграрной продукции 2,18 Оценка земли по бонитету 1,69

Риск экономической нестабильности в стране и регионе 1,98 Оценка ассортимента и его обновления 1,57

Доля таможенных пошлин, сборов и платежей в стоимости сырья 1,96 Удаленность предприятий АПК от мест сбыта продукции 1,57

Сумма инвестиций в агропромышленный комплекс 1,87 Оценка своевременности и полноты выполнения технологических операций 1,39

Доступность и эффективность системы кредитования 1,75 Фондообеспеченность 1,28

Развитие рыночной инфраструктуры 1,60 Производительность труда 1,28

Уровень налоговой нагрузки 1,51 Ликвидность 1,23

Риск применяемых в практике предприятия форм расчетов 1,16 Удельный вес районированных сортов культур 1,15

Защиты внутреннего продовольственного рынка 0,96 Удельный вес районированных пород животных 1,15

Сложность процедуры перерегистрации коммерческой деятельности согласно требованиям российского законодательства 0,96 Наличие собственных оборотных средств 1,03

Риск колебания курсов ин. валют 0,93 Обеспеченность кадрами 1,01

Состояние страхового рынка 0,76 Степень износа основных средств 0,75

Экологическая безопасность производимой продукции 0,65 Среднемесячная заработная плата работника 0,72

Уровень загрязнения окружающей среды средствами химизации 0,52 Уровень квалификации работников 0,68

ОБТТТЕЕ ВЛИЯНИЕ- 55,84 ОБЩЕЕ ВЛИЯНИЕ- 44,16

* Составлено автором

135

ных субсидий и дотаций в сельское хозяйство Крыма возросла в 4,6 раз и достигла в 2016 году 3,1 млрд руб. Бюджетная помощь агропромышленным предприятиям предоставлялась на следующие цели и государственные программы развития:

• финансовая поддержка начинающим фермерам, субсидии на развитие семейных животноводческих ферм;

• бюджетное финансирование мероприятий в рамках «Экономически значимой региональной программы в области растениеводства на 2016 год»;

• бюджетное финансирование мероприятий района в рамках «Экономически значимой региональной программы в области животноводства на 2016 год»;

• финансирование целевой федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Крыму составило: в 2015 году — 41,3 млн руб, в 2016 г. — 106,0 млн руб.

В таблице 4 представлены сводные данные Министерства сельского хозяйства Республики Крым о субсидировании деятельности предприятий АПК и развитии сельских территорий Республики Крым.

Таблица 4. Субсидирование деятельности предприятий агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Республики Крым, тыс. руб. *_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направления расходования бюджетных средств на развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Крым 2015 г. 2016 г.

Субсидии на реализацию федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» 41 276,1 106 030,1

Субсидии на возмещение части затрат агропроизводителей на приобретение элитных семян 6 045,7 —

Субсидии на возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками 80 771,5 —

Субсидии (дотации) на возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями 62 961,8 —

Субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработку и реализацию продукции растениеводства 2 238,8 —

Субсидии (дотации) на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства 201 414,7 —

Субсидии (дотации) на поддержку племенного животноводства 2 027,3 —

Субсидии (дотации) на финансовую поддержку начинающих фермеров 52 839,5 92 520,0

Субсидии (дотации) на развитие семейных животноводческих ферм 22 686,0 52 631,6

Субсидии на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельхозназначения России на 20142020 годы» 141 600,7 32 756,9

Субсидии на реализацию Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы 59210,0 27 928,4

Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства — 1 699 953,1

Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства — 1 099 999,96

Итого расходование бюджетных средств на развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Республики Крым 673 072,10 3 11 1 820,1

* Составлено на основании [2; 3].

Ряд направлений деятельности, финансируемых в 2015 году из бюджета из-за появления специальных крымских региональных программ и смены бюджетной классификации статей расходов, отмечены в 2016 году как направления, по которым финансирование не осуществлялось. Однако это не так. Например, «субсидии на возмещение части затрат агропроизводителей на приобретение элитных семян» в 2016 году финансировались в рамках «Экономически значимой региональной программы в области растениеводства на 2016 год».

136

Схожая ситуация с возмещением части затрат на выплату процентов по кредитам аграриев, на закладку садов и виноградников и т. д. (рис. 1).

Всего 1700 млн руб.

Кредитование J 22,2 i

Строительство и модернизация ( 0 74,4

объектов АПК i

Приобретение семян ( (J66'7 i

Строительство оросительных ( ) 96,3

систем i

Техническая модернизация f ÍJ 433,3

iiii

Оказание несвязанной поддержки ( ÍJ 465,9

i

Закладка садо в и винограднико в

У

i i i i i i

0 100 200 300 400 500 600

Рис. 1. Бюджетное финансирование мероприятий в агропромышленной сфере Республики Крым «Экономически значимая региональная программа в области растениеводства на 2016 год», млн

руб. (Составлено на основании [2; 3]).

Государственная поддержка сельского хозяйства наиболее действенно проявляется в расширении аграрного производства и обновлении ресурсной базы АПК. Резюмируем наиболее значимые результаты бюджетной поддержки:

• за счет бюджетного субсидирования в Крыму в 2015 году была произведена закладка плодовых культур на площади 320 га, в 2016 г. — 599 га.

• активно обновляются виноградники, закладка которых при поддержке бюджета в 2015 составила 269 га, в 2016 г. — 459 га;

• осуществляется обновление машинно-тракторного парка АПК. В 2016 году за счет бюджетного финансирования было приобретено 72 зерноуборочных комбайна, 79 тракторов, 2525 единиц прочей сельскохозяйственной техники.

Схожая ситуация возникает и с бюджетным финансированием животноводческого комплекса. В целом на Крым сумма финансирования «Экономически значимой региональной программы в области животноводства на 2016 год» составила 1,1 млрд руб. (рис. 2).

Сбалансированная региональная политика, рост объемов государственной поддержки АПК способствуют росту инвестиционной привлекательности отрасли. С 2015 года между Советом министров Республики Крым и инвесторами подписано 29 соглашений о реализации инвестиционных проектов в агропромышленной сфере РК, объем инвестиций по которым составит более 13,6 млрд руб., планируемое количество создаваемых постоянных рабочих мест в целом по Республике Крым составит 2644 и до 741 сезонных.

Эти данные свидетельствуют о значительной государственной поддержке предприятий АПК района и об эффективности регуляторных механизмов реализации стратегии развития агропромышленных предприятий Крыма.

ВЫВОДЫ

Условно все регуляторные факторы, определяющие эффективность реализации стратегии развития агропромышленных предприятий Крыма, можно подразделить:

• на производственные факторы (сложившаяся динамика объемов агропромышленного производства и показателей продуктивности, проявившиеся в последние годы структурные изменения

137

0 1 00 20 0 30 0 4 00 5 00

Рис. 2. Бюджетное финансирование мероприятий в агропромышленной сфере Республики Крым «Экономически значимая региональная программа в области животноводства на 2016 год», млн

руб. (Составлено на основании [2; 3]).

отраслей и форм хозяйствования, обеспеченность сельскохозяйственного производства трудовыми, земельными и материально-техническими ресурсами);

• рыночные факторы (рост ценовой и неценовой конкурентоспособности производимой продукции за счет обеспечения ее качества и оптимальной сбытовой стратегии предприятий АПК; изучение конкурентов, принятие управленческих решений, нацеленных на получение прибыли и повышение рентабельности производства);

• социальные факторы. Акцентируется внимание на том, что стратегия развития агропромышленного сектора региона призвана решать не только экономические задачи, но и задачи устойчивого развития сельских территорий, создания рабочих мест в сельских районах, развития инфраструктуры и популяризация здорового сельского образа жизни. Вторая не менее важная социальная задача — задача контроля качества и безопасности производимой агропродовольственной продукции при обеспечении ее ценовой доступности различным социальным слоям населения Крыма.

• регуляторные факторы, которые в Крыму в большей части представлены эффективной бюджетной политикой государства в области производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В настоящее время сельское хозяйство Крыма является дотационной отраслью, что подтверждается показателями сумм платежей, поступивших в бюджет РК от сельского хозяйства, и сумм выплаченных бюджетных субсидий и дотаций.

Оценить рыночный вектор формирования стратегии развития агропромышленного комплекса региона представляет для исследователя достаточно сложную задачу ввиду ограниченности информационных источников и баз исследования. Большинство предприятий не распространяют сведения о финансовых результатах и уровне рентабельности, т. к. данные показатели содержат элементы коммерческой тайны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. — М.: Экономика, 2009. — 519 с.

2. Информация о расходовании бюджетных средств министерством сельского хозяйства Республики Крым по состоянию в 2016 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: msh.rk.gov.ru/ rus/file/informaciya-o-raskhodovanii-byudzhetnykh-sredstv-ministerstvom-selskogo-khozyajstva-respubliki-krym-po-sostoyaniyu-na-01-01-2017g.pdf (дата обращения: 03.05.2017).

138

3. Информация о расходовании бюджетных средств министерством сельского хозяйства РК по состоянию в 2015 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: msh.rk.gov.ru/file/ п£огта181уа_о_га8Ьо^уапп_Ьуиф etnih_sredstv_ministerstvom_selj skogo_.pdf (дата обращения: 03.05.2017).

4. Клейнер Г.Б. Предприятия в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность / Г.Б. Клейнер, В.Л. Тамбовцев, Р.М. Качалов. — М.: Экономика, 2012. — 297 с.

5. Любанова Т. П. Стратегическое планирование на предприятии / Т.П. Любанова, Л.В. Мясо-едова, Ю.А. Олейникова. — М.: Изд. «ПРИОР», 2013. — 272 с.

6. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. — Донецк: Экономическое соглашение, 2010. — 288 с.

7. Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015— 2017 годы: постановление Совета министров Республики Крым от 29 октября 2014 года № 423 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: msh.rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_235009.pdf (дата обращения: 03.05.2017).

8. Проект стратегии социально-экономического развития республики Крым до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rk.gov.ru/file/strategiya_sotsialjno_ ekonomicheskogo _razvitiya_respubliki_krim_do_2030.pdf (дата обращения: 03.05.2017).

Статья поступила в редакцию 22 мая 2017 года Статья одобрена к печати 14 июня 2017 года

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.