Научная статья на тему 'Инвестиционно-финансовая привлекательность строительных предприятий в регионе'

Инвестиционно-финансовая привлекательность строительных предприятий в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова И. Н.

Инвестиционно-финансовая привлекательность строительных предприятий в регионе является основополагающей экономической категорией в условиях рыночной экономики. Ее эффективное использование предполагает наличие альтернатив, требует осуществлять выбор ресурсов и источников финансирования. В статье рассмотрены теоретические аспекты инвестиционной привлекательности, показатели результатов производства строительных предприятий, а также способы поддержания на высоком техническом уровне научной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE BUILDING ENTERPRISES IN THE REGION

Investment attractiveness of the building enterprises in region is a basic economic category in the conditions of market economy. Its effective usage assumes presence of alternatives, demands to carry out a choice of resources and financing sources. The article covers theoretical aspects of investment attractiveness, indicators of results of manufacture of the building enterprises, and also ways of maintenance of scientific approach on a high technological level.

Текст научной работы на тему «Инвестиционно-финансовая привлекательность строительных предприятий в регионе»

УДК 338.45:69

ИНВЕСТИЦИОННО-ФИНАНСОВАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНЕ

Эффективная деятельность региона в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов его развития и повышения конкурентоспособно -сти в условиях перехода к рыночной экономике в значительной мере определяются уровнем его инвестиционной активности и диапазоном инвестиционной деятельности. Это в свою очередь требует достаточно глубоких знаний теории и практики принятия управленческих решений в области формирования инвестиционной политики, всесторонней экспертизы отдельных объектов предполагаемого инвестирования, разработки эффективных стратегических ее направлений в рамках общей стратегии развития региона. Отечественной экономической наукой до настоящего времени не разработаны необходимого уровня методические и теоретические аспекты количественной оценки инвестиционного климата региона, которые могли бы применяться комплексно. По-прежнему полемичны вопросы оценки эффективности инвестиций, методологии исчисления рисков в реальной инвестиционной деятельности.

В силу существенных различий экономико-географического положения, природных ресурсов, населения, организации хозяйств и инфраструктуры в южных регионах Российской Федерации складываются различные условия для предпринимательской деятельности. Эти условия характеризуют инвестиционную привлекательность регионов для отечественных и иностранных инвесторов. Имея текущее значение инвестиционной при -влекательности в регионе, мы сможем получить ожидаемый уровень инвестиционной активности на основе установленной формы зависимости между этими показателями за предшествующий период.

Анализ финансового положения хозяйствующего субъекта есть анализ системы «хозяйствующий субъект - внешняя среда». Его целью является определение шансов хозяйствующего субъекта приносить максимальную прибыль в будущем. В соответствии с фундаментальными осно -вами природы стоимости хозяйствующего субъекта можно сказать, что анализ финансового положения хозяйствующего субъекта методологически основывается на теории субъективной стоимости.

Оптимальные параметры этой системы для того или иного хозяйствую -щего субъекта определяются из опыта, например из сравнения параметров финансового состояния исследуемого хозяйствующего субъекта с соответствующими параметрами ведущих хозяйствующих субъектов отрасли.

В настоящее время оценка финансового капитала строительных предприятий в Ставропольском крае осуществляется главным образом на основе методики расчета значения собственного финансового капитала (СК) и значения привлеченного финансового капитала (П) по данным бухгалтерского баланса. Рыночная оценка финансового капитала хозяйствующего субъекта - оценка рынком стоимости трудового капитала хозяйствующего субъекта. Очевидно, что эта оценка основана на субъективной оценке экономической деятельности хозяйствующего субъекта, она выражается в статистически значимом количестве принятых рынком управленческих решений в отношении данного хозяйствующего субъекта.

С точки зрения динамики для хозяйствующего субъекта в целях получения максимальной прибыли не имеет значения юридическая принад -лежность того или иного ресурса, а имеет значение только его цена. Структура балансового актива здесь определяется характеристиками необхо -димых для производства той или иной строительно-монтажной работы хозяйствующего субъекта основных средств (величина запасов (оборотного капитала) во времени должна стремиться к нулю). Поэтому очевидно, что структура баланса хозяйствующего субъекта зависит от того, в какой отрасли действует хозяйствующий субъект Отсюда прибыльность и ликвидность хозяйствующего субъекта - функция структуры баланса хо -зяйствующего субъекта. Очевидно, что структура баланса определяется условиями достижения состояния динамического равновесия хозяйству-

И.Н. Кузнецова,

кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита, Ставропольский государственный университет

ющим субъектом. Следовательно, прибыльность и ликвидность хозяйствующего субъекта есть функция условий достижения состояния динамического равновесия для того или иного хозяйствующего субъекта.

В современных условиях для восстановления производственных основных средств необходимо искать ресурсы на стороне. Неадекватными оборотные средства могут быть из-за их качества и количества. В первом случае, очевидно, хозяйствующий субъект просто не может перераспределить в свою пользу посредством законов рыночной экономики оборотные средства необходимого качества, так как их может не быть на рынке вообще. Ситуация возможна: например, необходимые природные ресурсы, оборотные средства уже никакими хозяйствующими субъектами не производятся. Во втором случае хозяйствующий субъект не может привлечь достаточное количество оборотных средств по причине недостачи денежных ресурсов (или каких-либо других высоколиквидных активов).

В условиях рыночных отношений в экономике страны одним из основных показателей результатов производства для строительного предприятия является прибыль. Управление капитальным строительством - воздействие системы управления на управляемую систему обеспечивающую ввод в действие строящихся объектов с наименьшими затратами труда, материальных и денежных ресурсов при требуемом качестве строительной продукции. Продукция строительства - недвижимый объект, вновь возведенные или реконструируемые объекты.

Земля является местом пространственного размещения строительства и его составной частью при строительстве дорог. Для строительства характерна большая продолжительность производственного цикла и большие единовременные затраты на единицу готовой продукции (объект). Длительность производственного цикла вызывает необходимость применения специфических форм финансирования и расчетов за готовую продукцию, осуществляемых ныне на основе договорных цен.

Для стабильного выпуска продукции (как и в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности) в строительстве создается определенный задел - незавершенное производство. В последнее время в Ставропольском крае объемы незавершенного строительства постоянно росли и превосходили нормативы, что с экономической точки зрения привело к замораживанию «огромных государственных средств», неокупаемо-сти инвестиций, нарушению воспроизводственного процесса в каждой подотрасли строительства. Величина задела определяется расчетным путем.

Длительное время у строителей не было заинтересованности в сдаче объекта в эксплуатацию, так как система оплаты труда не требовала законченности объекта. А в настоящее время подписано согласованное с налоговой инспекцией распоряжение о переходе на расчеты за законченные объекты и пусковые комплексы. В соответствии с этим документом затраты подрядных организаций до ввода объекта покрываются за счет авансов заказчика в пределах 90% месячного выполнения и 10% за счет кредитов банка. При этом затраты по выплате процентных ставок за пользование кредитом возмещаются подрядчику только при соблю-

дении сроков ввода, а по жилым домам - при своевременной их передаче под заселение.

Для более полной оценки субъектов экономики и их «вклада» в развитие Южного региона важно характеризовать его развитие: объем инвестиций в основное производство, затраты на исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Поддержание на высоком техническом уровне зависит от наличия на предприятиях подразделений научной направленности. Наличие собственного научно -технического комплекса приводит к развитию актуальных тем, ускорению их внедрения, изготовлению нового современного оборудования.

Особо выделяются Краснодарский, Ставропольский края и Ростовская область. Данные центры оказывают растущую конкуренцию друг другу в плане основного производства, причем позиции подотрасли центров усиливаются. Это проявляется в характеристиках выпуска строительных материалов, производства добавленной стоимости в промышленных центрах.

В строительстве регионов принято рассматривать следующие критерии экономического развития: показателей ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения); средний уровень доходов населения и степень их дифференциации; уровень образования; материальные блага и услуги (продукты питания, жилье, телефонные услуги); обеспеченность хозяйств товарами длительного пользования; уровень здраво-охранения.

Увеличение вложений в экономику нашего региона расширяет его производственно-хозяйственный потенциал, поднимает деловую активность, способствует росту собираемых налогов, позволяет увеличивать количество рабочих мест, повышать занятость населения, сокращать социальную напряженность в регионе, поддерживать на хорошем уровне социальную сферу: своевременно и на более высоком уровне выплачивать заработную плату рабочим и служащим предприятий и работникам бюджетной сферы, выплачивать пенсии, оказывать материальную поддержку инвалидам и т.д. Поэтому чем обоснованнее и эффективнее будет управление процессом инвестирования, тем выше окажется отдача от произведенных вложений, тем скорее произойдут положительные сдвиги в развитии экономики региона, тем ощутимее окажутся результаты этих сдвигов.

Администрация нашего региона создает условия для инвестирования, устанавливая определенные льготы для конкретных инвесторов, решающих нужные для региона задачи. Обеспечивая приоритеты в кредито -вании предпринимателей, администрация может эффективно управлять потоком инвестиционных вложений. У нее имеются собственные инвестиционные возможности, и она сама может выступать в роли инвестора. Поэтому успешная инвестиционная деятельность в регионе в определенной степени зависит от его администрации и, следовательно, должна отслеживаться, оцениваться и анализироваться с целью более эффективного управления конечными ее результатами. Следует отметить наличие заметных сдвигов в структуре капиталовложений в пользу строительно-монтажных работ Это связано с несколькими факторами.

Во-первых, отражаются изменения в отраслевой структуре инвестиций: за последние четыре года вы -

росла доля вложений в жилищное строительство и те отрасли экономики, где вложения в оборудование относительно невелики (торговля, общественное питание и услуги).

Во-вторых, расходы на строительство являются гораздо более инерционными, чем вложения в машины и оборудование. Многие строительные организации имеют долгосрочные подряды на выполнение строительномонтажных работ, и формально эти контракты продол -жают действовать. Практика свидетельствует о том, что заказчикам зачастую выгоднее продолжать строительные работы на уже начатых объектах, чем полностью консервировать их и прекращать строительство.

В-третьих, в условиях нестабильного рынка и неопределенной конъюнктуры на отдельных товарных рынках вложения в строительство оказываются намного менее рискованными, чем инвестиции в оборудование. Подавляющая часть вновь строящихся зданий не привязана жестко к определенному виду хозяйственной деятельности и может быть легко перепрофилирована.

В целом же, анализируя воспроизводственную структуру инвестиций, следует отметить, что она отвечает требованиям современного развития инвестиционного процесса в регионе и в том числе ресурсов, направленных на техническое перевооружение и реконструкцию существующих объектов и мощностей.

УДК 657.6

МЕТОДИКА АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ РЕКЛАМНЫХ РАСХОДОВ

Формирование информационной базы анализа рентабельности расходов на рекламу обусловлено сложностью измерения результата от рекламных акций и невозможностью качественного обоснования долговременных решений по осуществлению рекламных затрат без их анализа.

Проблема выбора базового материала для анализа чрезвычайно важна, потому что исходная информация должна быть достоверной, макси -мально адекватной фактическому состоянию описываемого объекта и измеряться в единицах, позволяющих проводить дальнейшие расчеты. От проведения анализа рентабельности рекламных затрат зависит качество планирования рекламы и управления ею.

Существуют различные методики анализа эффективности рекламной деятельности, основанные не на суммовых показателях, а на информационных результатах рекламы (качественных и количественных факторов), с помощью которых исследуется экономическая эффективность рекламы и интенсивность переноса информации в рекламной аудитории и ее воздействие на человека. Это затрудняет расчет доходности от рекламной деятельности предприятия-рекламодателя и управление затратами в рамках проводимых рекламных кампаний.

В целях формирования информационного поля предприятия-рекла -модателя требуется создание структурированных массивов технологической, экономической, социальной и технической информации с определением учетно-контрольных потоков данных, которые, как показало изучение экономической литературы [3. С. 234; 4. С. 25], имеют наибольший объем и значимость в принятии оптимальных управленческих решений. От надежности информации о рекламных затратах прямо зависят качество и степень объективности конечных результатов оценки получения прибыли от продажи рекламируемого продукта.

Важное значение для создания информационной базы имеет наличие единой системы классификации информации [2. С. 23 - 25; 3. С. 234 - 239]. Это подтверждается тем, что при анализе рентабельности рекламных расходов имеет место множество источников информации, которые требуется систематизировать с целью объединения учетно-аналитических потоков, ресурсов и технологий для формирования информационной базы о рекламной деятельности в целом, отвечающей заданным параметрам для принятия оптимальных управленческих решений, и в частности о расходах на рекламу

Изучив множество разнообразных потоков информации о рекламных затратах, содержащихся в различных источниках и представляющих собой сложную систему показателей, мы в целях формирования оптимальной базы для проведения анализа рентабельности затрат на рекламу составили классификацию учетно-аналитических данных, требующихся для этого анализа (табл. 1).

Ю.А. Лукьянова,

аспирантка кафедры бухгалтерского учета, СГСЭУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.