Научная статья на тему 'Инвестиционная стратегия региона: проблемы определения целевых индикаторов'

Инвестиционная стратегия региона: проблемы определения целевых индикаторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ / INVESTMENT STRATEGY / PURPOSEFUL INDICATORS / INFORMATIONAL ENSURING / STRATEGY REALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Ю. С.

Определена проблематика формирования целевых индикаторов и информационного сопровождения реализации инвестиционной стратегии региона. Внесены предложения по расширению системы показателей, используемых в процессе мониторинга реализации стратегий, изменению процедур сбора и обработки информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозова Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional investment strategy: problems of the purposeful indicators determination

We defined the range of problems concerning purposeful indicators and information tracing of state strategy realization. We offered to expand the system of some indicators used during monitoring, to change the processes of collecting and processing of information.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная стратегия региона: проблемы определения целевых индикаторов»

УДК 330.322:332.1

ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ

Ю.С. Морозова

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: mus@kamchatgtu.ru

Определена проблематика формирования целевых индикаторов и информационного сопровождения реализации инвестиционной стратегии региона. Внесены предложения по расширению системы показателей, используемых в процессе мониторинга реализации стратегий, изменению процедур сбора и обработки информации.

Ключевые слова: стратегирование, инвестиционная стратегия, целевые индикаторы, информационное обеспечение, реализация стратегии.

Regional investment strategy: problems of the purposeful indicators determination. Y.S. Morozova (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

We defined the range of problems concerning purposeful indicators and information tracing of state strategy realization. We offered to expand the system of some indicators used during monitoring, to change the processes of collecting and processing of information.

Key words: investment strategy, purposeful indicators, informational ensuring, strategy realization.

На протяжении трех последних десятилетий в экономической среде не утихают споры о проблеме сочетания планирования и рыночной экономики. Когда рыночные отношения стали реальностью, пришло понимание того, что план и рынок - отнюдь не противоположные, а взаимодополняющие элементы экономической системы. Управление социально-экономическим развитием на основе денежно-кредитной, налоговой, таможенной политики без сбалансированных общегосударственных планов себя не оправдывает. Безусловно, множество неудач экономических реформ в первой половине 1990-х гг. во многом были вызваны отказом государства от многих организационно-хозяйственных функций, и прежде всего от общенационального планирования.

В настоящее время актуальность вопросов государственного стратегического планирования неуклонно возрастает. Правительство Российской Федерации на протяжении многих лет использует программно-целевой подход к государственному регулированию социально-экономических процессов, реализацию которого обеспечивают органы государственного и муниципального управления. Разработкой основных документов государственного стратегического планирования сегодня, как правило, занимаются научно-исследовательские организации, а реализация становится главной функцией органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Одной из наиболее актуальных проблем реализации программно-целевого подхода остается существенный «разрыв» между процессом разработки и процессом реализации. Часто разработчики весьма формально прорабатывают в стратегических документах процессы их реализации, причем наиболее «слабым местом» традиционно является система целевых индикаторов документа. Некорректно заданные целевые индикаторы приводят к формированию целого ряда проблем реализации документов государственного стратегического планирования.

Во-первых, значительная часть документов государственного стратегического планирования в разделе «Мониторингреализации» опирается на показатели, лишь незначительная часть которых собирается органами государственной статистики. Значения остальных индикаторов, как правило, предполагается получать на основе организации дополнительных исследований, требующих немалых финансовых и временных затрат. Причем в разделе «Ресурсное обеспечение» эти затраты, чаще всего, не учитываются.

Во-вторых, большинство показателей, необходимых для анализа экономического развития региона и мониторинга документов государственного стратегического планирования, имеются только по крупным и средним предприятиям, что в ряде случаев не позволяет адекватно оценить ситуацию, особенно в разрезе видов экономической деятельности и муниципальных образований.

В-третьих, имеется ряд проблем и в оценке отдельных социальных индикаторов

регионального развития, в частности по формированию данных по доходам населения, потреблению товаров и услуг и ряду других.

И, наконец, при разработке индикаторов региональных и муниципальных документов стратегического планирования необходимо также учитывать региональную специфику, отличительные особенности данного региона (природно-климатические, географические условия, природно-ресурсный и человеческий потенциал, отраслевую специализацию и др.), что на практике происходит достаточно редко.

Одним из важнейших документов государственного стратегического планирования является стратегия (см. рисунок). В соответствии с проектом Федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 21.11.2012) стратегия должна определять цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития региона.

Согласно данному документу к отраслевым документам государственного стратегического планирования относятся отраслевые стратегии, в том числе стратегии развития базовых отраслей экономики и стратегии развития отдельных сфер социально-экономического развития.

Инвестиционная стратегия региона относится ко второму виду отраслевых документов и должна определять цели, приоритеты и задачи социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, способы их эффективного достижения в сфере инвестиционной деятельности субъекта РФ.

В настоящее время субъекты РФ только приступили к разработке инвестиционных стратегий - лишь в 12 регионах такая стратегия уже разработана, утверждена и принята к реализации. Разработка инвестиционной стратегии в Камчатском крае завершилась к концу 2012 г., и в первом полугодии 2013 г. стратегия будет утверждена. С целью обеспечения эффективной государственной поддержки инвестиционной деятельности Постановлением Губернатора Камчатского края от 22.10.2007

№ 128 в Камчатском крае был создан Инвестиционный совет. Последние изменения в порядок организации его деятельности были внесены постановлением Губернатора Камчатского края от 26.11.2012 № 213. Камчатский край является первым регионом в азиатской части Российской Федерации, который объявил о внедрении Стандарта деятельности исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного АНО «Агентство стратегических инициатив».

Анализ целевых индикаторов выполнения инвестиционной стратегии, ключевых факторов успеха реализации отдельных мероприятий стратегии, а также показателей ожидаемых результатов реализации стратегии позволяет прийти к выводам о том, что мониторинг и оценка эффективности реализации стратегии будут сопровождаться целым рядом проблем. Эти проблемы можно условно разделить на две группы: недостатки, связанные с выбором перечня целевых индикаторов, и недостатки, связанные с проблемами методологии статистического учета сведений, необходимых для расчета этих индикаторов.

К первой группе проблем можно отнести недостаточную полноту и определенную некорректность ряда выбранных индикаторов, сложность получения информации, необходимой для расчета показателей ожидаемых результатов. Так, например, из 30 целевых индикаторов выполнения Инвестиционной стратегии Камчатского края 13 показателей предполагается рассчитывать исходя из методики, определенной Распоряжением Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 2096-р1, и лишь два показателя (прирост количества субъектов малого и

1 Перечень показателей для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года) и показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года).

Основные формы государственного стратегического планирования

среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории субъекта РФ, и объем инвестиций в основной капитал региона) будут получены на основании данных государственной статистики. Несмотря на то, что работы по исполнению указанного распоряжения Правительства РФ начаты еще в конце 2012 г., методика расчета большей части показателей еще разрабатывается. Работы ведутся совместно Росстатом, Минрегионом России и при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и АНО «Агентство стратегических инициатив» [2].

Как отмечает в своем докладе А.Е. Суринов [1], в рамках принятия указанного документа «наряду с традиционными показателями официальной статистики потребуются расчеты новых, таких как, например, «высокопроизводительные рабочие места», «удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе» и ряд других. Росстат разработал проекты соответствующих методик, которые сегодня рассматриваются в министерствах и ведомствах. Так что на протяжении как минимум первого года реализации стратегии рассчитать эти показатели и оценить эффективность отдельных мероприятий вряд ли удастся.

В качестве показателей ожидаемых результатов реализации стратегии разработчики определили лишь четыре индикатора (см. таблицу), которых, по нашему мнению, крайне недостаточно для оценки эффективности определения «приоритетных направлений и механизмов привлечения инвестиций ... направленных на формирование кластеров на основе приоритетных отраслей и создание базовой инфраструктуры, обеспечивающей инвестиционную привлекательность края» [3].

Показатели ожидаемых результатов реализации Стратегии

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2018 г. 2020 г.

Объем ВРП, млрд руб. 159 950 184 024 208 099 270 039 393 920 517 800

Коэффициент обновления основных фондов, в процентах > 9% > 9% > 10% > 10% > 10% > 10%

Прирост оборота продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, в процентах к предыдущему году, в постоянных ценах 10 12 14 15 15 15

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций, в процентах 1,2 на тыс. организац ий 1,2 на тыс. организац ий 1,3 на тыс. организац ий 1,3 на тыс. организац ий 1,4 на тыс. организац ий 1,5 на тыс. организац ий

Источник: Проект Инвестиционной стратегии Камчатского края до 2020 года.

Как видно из таблицы, на сегодняшний день только первый показатель ежемесячно рассчитывается органами государственной статистики, остальные предполагается исчислять по методике Правительства РФ [2]. Автор статьи вовсе не утверждает, что использование показателей, рассчитываемых органами государственной статистики, - единственно верный вариант разработки критериев эффективности документов государственного стратегического планирования, но вместе с тем, определяя эти критерии, мы должны четко представлять себе источники получения информации.

Так, например, по большей части так называемых «критериев успеха» мероприятий стратегии необходимо будет организовывать специальные обследования (скорее всего выборочные), а значит, и проходить все этапы исследования: решение программно-методологических вопросов, сбор информации, ее обработку и анализ. В ряде случаев для расчета критериев, по-видимому, придется либо создавать новые формы отчетности отдельных учреждений (ведомственная статистика), либо дополнять уже имеющиеся формы новыми показателями. К таким критериям можно, например, отнести количество предпринимателей, вступивших в региональные подразделения общественных организаций бизнеса, количество работников финансового сектора,

прошедших программу повышения квалификации, уровень осведомленности предпринимателей об имеющихся на федеральном и региональном уровнях мерах поддержки, о принципах функционирования системы индивидуального сопровождения инвестиционных проектов, доля обучающихся и студентов, прошедших подготовку в рамках инновационных образовательных программ, и др.

Также, по нашему мнению и многих специалистов в области управления инвестициями и проектного менеджмента, аналогично критериям успеха необходимо определить и критерии неуспеха (неудачи) в реализации инвестиционной стратегии. Речь идет о таких показателях, недостижение которых означает, что процесс реализации мероприятия требует немедленного вмешательства, а возможно, и отказа от данного мероприятия вообще.

Ко второй группе проблем относятся проблемы, связанные с недостатками методологии статистического учета ряда сведений, позволяющих адекватно оценить уровень экономического развития в отдельных секторах экономики региона, и в первую очередь в сфере инвестиционной деятельности.

Информация по инвестициям формируется органами государственной статистики на основе различных статистических наблюдений как периодических, так и единовременных. Крупные и средние организации представляют данные об инвестициях в формах государственного статистического наблюдения № П-2, № П-5(м); субъекты малого предпринимательства обследуются по формам № ПМ, № МП (микро). Однако из-за неполного охвата хозяйствующих субъектов получаемая сводная информация не может считаться полной и достоверной.

Серьезной проблемой для территориальных органов Росстата является получение отчетности от организаций, получивших государственную регистрацию на одной территории, но реализующих инвестиционные проекты на территории другого субъекта РФ. Определенная часть указанных организаций не представляет информацию в органы государственной статистики по месту осуществления хозяйственной деятельности. Специалисты территориальных органов вынуждены изыскивать возможности для связи с инвестором строящегося объекта (крупной организацией или субъектом малого предпринимательства) через представителей органов исполнительной власти или своих коллег на территории других субъектов РФ и убеждать его в необходимости представления отчета. При таком положении дел нет гарантии, что капиталовложения, освоенные в регионах, учитываются в полном объеме [4].

Малые предприятия представляют информацию об инвестициях на выборочной основе. Иногда организации, освоившие значительные объемы инвестиций, не попадают в выборочную совокупность, что также влияет на полноту и достоверность статистической информации.

На уровне органов исполнительной власти РФ в настоящее время не урегулирован вопрос скоординированного формирования данных по иностранным инвестициям. Имеют место расхождения в данных, формируемых Росстатом по результатам федеральных статистических наблюдений, и данных Банка России, используемых при составлении платежного баланса.

Широкий круг задач, которые сегодня необходимо решать органам регионального управления, требует учета процессов инвестиционного развития не только в регионах, но и в муниципальных образованиях, выработки соответствующих методов и организационных форм сбора, обработки и анализа данных.

Таким образом, в целях совершенствования процесса реализации инвестиционной стратегии необходимо:

- формирование адекватного набора целевых индикаторов стратегии, охватывающего ключевые стороны экономического и социального развития территории;

- четкое определение источников получения информации о состоянии инвестиционной деятельности на территории субъекта РФ;

- установление критических значений критериев успеха («критерии неуспеха»), недостижение которых сигнализирует о необходимости немедленного вмешательства в процесс реализации стратегии;

- решение методологических и организационных проблем проведения статистических наблюдений за деятельностью хозяйствующих субъектов,

осуществляющих инвестиционную деятельность;

- расширение существующего спектра статистических показателей, характеризующих инвестиционную деятельность, в том числе и в разрезе муниципальных образований.

Литература

1. СУРИНОВ А.Е. ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ В 2012 ГОДУ И ОСНОВНЫХ ЗАДАЧАХ НА 2013 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ // ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ. - 2013. - № 1. - С. 3-11.

2. Распоряжение Правительства РФ от 15 ноября 2012 г. № 2096-р [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

3. Проект Инвестиционной стратегии Камчатского края до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kamchatka.gov.ru/index.php?cont=oiv_din&menu=4&menu2= 0&id=533&oiv_id=900

4. НЕХАЕВ В.В. ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО НАПРАВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ // ВОПРОСЫ СТАТИСТИКИ. - 2010. - № 1. - С. 25-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.